УДК 796.323.2 Б01: 10.24412/2305-8404-2024-3-96-104
ВОССТАНОВЛЕНИЕ БАСКЕТБОЛИСТОВ СТУДЕНЧЕСКОЙ СБОРНОЙ КОМАНДЫ В УСЛОВИЯХ ИНТЕНСИВНОЙ НАГРУЗКИ
З.С. Тинькова, Д.С. Учасов, А.С. Прялухин
Рассмотрена специфика работы тренера в условиях интенсивной нагрузки спортсменов студенческой сборной команды по баскетболу. Разработан и внедрен дополнительный комплекс подготовительных упражнений и восстановительных мероприятий, направленный на восстановление и адаптацию организма баскетболиста студенческой сборной команды. Показан уровень прироста показателей игроков, доказывающих эффективность проведенной работы.
Ключевые слова: баскетбол, студенческая сборная команда, восстановление спортсмена, адаптация, интенсивная нагрузка.
RECOVERY AND ADAPTATION
OF BASKETBALL PLA YERS OF THE STUDENT NATIONAL
TEAM IN CONDITIONS OF INTENSE COMPETITIVE LOAD
Tinkova Z.S., candidate of pedagogical sciences, associate professor, foxunet@ mail.ru. Russia, Orel State University named after I.S. Turgenev, Uchasov D.S., doctor of biological sciences, professor, oksfrolova610@yan-dex.ru, Russia, Orel State University named after I.S. Turgenev, Pryalukhin A.S., master's student, prua 2000@mail.ru, Russia, Orel, Orel State University named after I.S. Turgenev
The specifics of a coach's work under conditions of intense workload for athletes of the student basketball team are considered. An additional set of preparatory exercises and rehabilitation measures has been developed and implemented, aimed at restoring and adapting the body of a basketball player of the student team. The level of growth in player indicators is shown, proving the effectiveness of the work done.
Key words: basketball, student team, athlete recovery, adaptation, intense load.
Тинькова Зинаида Сергеевна, канд. пед. наук, доц., foxunet@mail.ru, Россия, Орел, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева,
Учасов Дмитрий Сергеевич, д-р биол. наук, проф., oks-frolova610@yandex.ru, Россия, Орел, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева,
Прялухин Артем Сергеевич, магистрант, рта 2000@mail.ru, Россия, Орел, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева
Баскетбол много лет удерживает позиции самого популярного и зрелищного вида спорта в мире. Множество баскетбольных лиг помогают развитию баскетбольных клубов, ассоциаций, организаций. Проводятся чемпионаты мира, соревнования различных рангов, форумы обмена опытом, массовые мероприятия. Высокая популярность и массовость вида спорта провоцирует быстрый темп роста спортивных показателей среди юных спортсменов, что ведет к повышению объема и интенсивности тренировочных нагрузок [7].
Специфика студенческого баскетбола ограничивает тренера и спортсмена во времени. В среднем с учетом особен-
ностей системы образования у спортсмена всего шесть лет активного участия в студенческой сборной команде. Это только при условии того, что спортсмен развивается в пределах одного
вуза или команды, но чаще всего перспективные игроки «переходят» в ко -манды с более высоким рейтингом. Поэтому время работы в одной команде становится еще меньше. При этом спортсмену и тренеру необхо -димо максимально быстро определить пути продуктивной совместной работы. Желание быстро получить результат стимулирует к поиску все новых вариантов эффективной тренировки. Это зачастую подталкивает к форсированию тренировочного процесса и неправильному подходу к раз -витию студента-спортсмена. Высокая учебная нагрузка и интенсивные тренировки сопровождают баскетболиста-сборника все время, определяя дальнейшие перспективы и уровни развития [1, 2].
Некорректное распределение нагрузки ведет к негативному измене -нию адаптационного потенциала организма, а это напрямую связано с повышением случаев травматизма баскетболистов в соревновательном и тре -нировочном процессах [4, 8].
Методологической основой исследования являются разработки инновационных технологий подготовки студенческих команд по баскетболу (Н.В. Мостовая, А.А. Стрельников, В.С. Шабанов), по совершенствованию методики повышения результативности атак в студенческом бас -кетболе (С.В. Колотильщикова, И.В. Бельский, А.И. Клинов, С.Н. Горлова, В.П. Брюховецкий), способов повышения физической работоспособности спортсменов-баскетболистов (В.С. Макеева, С.В. Чернов, Д.В. Губа), программ комплексного применения средств восстановления баскетболистов студенческой команды (Ю.Н. Емельянова, Д.С. Андреев, Л.В. Сафонов, О.М. Буйкова) и т. д.
Вышеизложенное помогает сформулировать противоречия:
- между принципами спортивной тренировки и необходимостью получения быстрого результата;
- между необходимостью работы над каждым циклом восстановле -ния спортсмена и потребностью показывать результат чаще, чем может восстановиться организм;
- между традиционными циклами построения тренировки и необходимостью вариативного подхода в процессе постоянных соревновательных нагрузок.
Несмотря на высокий интерес к совершенствованию тренировочного процесса баскетболистов, в настоящее время недостаточно изучены вопросы, отражающие специфику студенческого баскетбола. Особенно это видно в компоненте восстановления и адаптации спортсмена. Так как повлиять на график игр Ассоциации студенческого баскетбола тренер не может, ему остается поиск методов и средств, влияющих на готовность баскетболиста к интенсивности соревновательного процесса и адаптаци -онный потенциал организма баскетболиста к постоянно растущим нагруз -кам.
Объект исследования - система восстановительных мероприятий в процессе тренировочной деятельности баскетболистов при выполнении физических нагрузок высокой интенсивности.
Предмет исследования - процесс восстановления и адаптации к интенсивной физической нагрузке баскетболистов студенческой сборной.
Цель исследования - разработать дополнительный комплекс подготовительных упражнений и восстановительных мероприятий для баскетболиста студенческой сборной команды на восстановление и адаптацию в условиях интенсивной соревновательной нагрузки.
Предполагается, что если разработать эффективный дополнительный комплекс подготовительных упражнений и восстановительных меро -приятий для баскетболистов студенческой сборной команды в условиях интенсивной соревновательной нагрузки, то это позволит качественно улучшить процесс восстановление и адаптации спортсмена.
Задачи исследования:
1) рассмотреть специфику соревновательной нагрузки и построения системы восстановления баскетболистов студенческой сборной команды;
2) разработать дополнительный комплекс подготовительных упражнений и восстановительных мероприятий на восстановление и адапта -цию баскетболиста;
3) выявить степень влияния предлагаемого дополнительного ком -плекса подготовительных упражнений и восстановительных мероприятий на процесс восстановления баскетболистов и доказать ее эффективность.
Методика и организация исследования. В ходе работы была изучена теоретическая база по проблеме исследования, разработан дополни -тельный комплекс подготовительных упражнений и мероприятий для восстановления и адаптации баскетболиста, а также организован педагогический эксперимент.
Анализируя теоретические и методические подходы к построению системы восстановления баскетболистов, было выявлено, что они применяются с учетом специфики вида деятельности и могут иметь диффе -ренцированный характер в зависимости от нагрузочных показателей, длительности подготовительного периода, степени утомления, функционального состояния и квалификации спортсменов.
Выделяют медико-биологические, психологические и постоянно используемые традиционные средства педагогического воздействия в процессе восстановления и адаптации спортсмена. При этом структуру, формы и средства восстановления подбирает тренер или спортивный врач команды. Восстановительные процессы после интенсивных нагрузок в баскетболе принято относить к факторам, влияющим на эффективность подготовки спортсменов. Так как нагрузка данного вида спорта считается высокоинтенсивной, то в спортивной практике давно систематизирована
структура и определен характер восстановительных мероприятий. Однако стоит отметить необходимость постоянного поиска и варьирования средств и методов, необходимых для улучшения данного процесса.
Дополнительный комплекс для баскетболистов-студентов состоял из четырех дополнительных компонентов (рис 1.).
В качестве комплекса подготовительных упражнений рассматрива -лась суставная гимнастика на повышение мобильности автора Грейя Кука [10], которая заключалась в использовании упражнений в заключительном компоненте разминки баскетболистов.
Рис. 1. Дополнительный комплекс подготовительных упражнений и восстановительных мероприятий
К восстановительным мероприятиям были отнесены такие средства, как самомассаж, локальный и спортивный массажи с добавлением эвкалиптового и ромашкового эфирных масел, контрастный душ и работа с массажным цилиндром.
Статическая растяжка и упражнения на мобильность суставов включала специальный комплекс, разработанный Грейем Куком, который состоит из упражнений на голеностопный, коленный, тазобедренный, грудной и плечевой суставы. Были использованы вариации следующих упражнений: глубокое приседание с удержанием бодибара вверху, перешагивание через барьер с бодибаром на плечах, глубокий выпад (колено и стопа находятся на одной линии, бодибар прижат к спине), подъемы прямой ноги лежа на спине, ротационная стабильность. [9, с. 27-29].
Каждое упражнение выполнялось в статическом и статодинамиче-ском режимах с комфортной для спортсмена амплитудой.
Восстановительные и адаптивные возможности спортивного массажа неоспоримы, поэтому он был включен в дополнительный комплекс восстановительных мероприятий спортсмена-баскетболиста.
Также в дополнительном комплексе восстановления были использованы локальные виды массажа при необходимости. В основном практи -ковался спортивный массаж на расслабление мышц после нагрузки с до -бавлением ромашкового эфирного масла для профилактики воспалений. На ежедневной основе было рекомендовано делать самомассаж. Перед играми спортсмен мог использовать тонизирующие масла как способ подготовки к интенсивным нагрузкам. Самомассаж также использовался после тренировочного дня с целью расслабления и восстановления, настройки на здоровый сон [6, с. 5-11].
Что касается применения контрастного душа в процессе восстановления спортсменов, то стоит подчеркнуть особую эффективность переменного расширения и сужения сосудов. Тем самым контрастный душ благоприятно воздействует на соединительную ткань, связки и сосуды, это дает положительную динамику функционирования кровообращения. Для практической реализации была выбрана схема, предложенная В.К. Крупским [3, с. 40-42].
В работе с массажным цилиндром были использованы принципы Майкла Бойла, направленные на раскатку ягодичных мышц и ротаторы бедра, мышц задней поверхности бедра, икроножных мышц, нижних и верхних частей спины, задней части плеча, приводящих мышц и квадри-цепса, а также упражнения на дыхание лежа на спине с согнутыми коленями.
Каждая из мышц прокатывалась не менее десяти раз, по мере необходимости приемы варьировались [5, с. 89-94].
Базой исследования стал Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева. В исследовании приняли участие спортсмены сту -денческой баскетбольной команды «БК ОрелГУ» в количестве шестнадцати спортсменов, восемь из которых занимались по дополнительной программе и входили в экспериментальную группу.
Апробация разработанных дополнительного комплекса подготови -тельных упражнений и восстановительных мероприятий проходила в тече -ние трех месяцев (сентябрь - ноябрь) в соревновательном периоде в мо -мент интенсивных нагрузок. Все средства и методы дополнительного ком -плекса были разделены на восстановительные и адаптивные, применялись до и после соревнований и тренировки.
В контрольной группе использовались традиционные для студенческих сборных команд методы и средства восстановления. К основным из них относятся: ведение дневника самоконтроля, в котором отмечаются интервалы нагрузок и отдыха, контроль полноценного сна, соблюдение плана питания, стретчинг-тренировки после соревнований.
Баскетболисты экспериментальной и контрольной групп занимались четыре раза в неделю. Длительность активной фазы тренировок составляла 120 минут. При этом в соревновательном графике за три месяца игры проходили 30 раз из них 12 раз были выездные. Длительность игры в среднем составляла 40 минут активной игры на площадке.
Результаты исследования и их обсуждение. Для определения эффективности применяемого комплекса были использованы следующие ме -тоды оценки: уровня физического состояния (УФС), уровня физической работоспособности с использованием индекса Руфье-Диксона (ИР), состояния кровообращения с использованием индекса Кердо (ИК), адаптационного потенциала системы кровообращения (АП) (таблица).
Показатели функционального состояния баскетболистов экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп, баллы
Средние значения показателей в группе (М±т)
Показатели КГ (n=8) ЭГ (n=8)
Исходный Итоговый Исходный Итоговый
уровень уровень уровень уровень
Уровень физического состояния (УФС) 0,585±0,07 0,670±0,07 0,583±0,04 0,703±0,04
Индекс Руфье-Диксона (ИР) 5±0,2 4±0,2 5±0,01 2±0,01
Индекс Кердо (ИК) 99,5±0,3 99±0,3 99±0,2 105±0,4
Адаптационный потенциал системы кровообращения (АП) 2,11±0,4 2±0,4 2,17±0,3 1,11±0,7
Исследование показателей функционального состояния было реализовано в самую активную фазу соревновательного сезона. При этом в экспериментальной группе прирост наблюдался по всем показателям: УФС на 0,12 балла, ИР - на 3 балла, ИК - на 6 баллов, АП - на 1,06 балла (рис. 2).
У испытуемых экспериментальной группы посредством дополнительного комплекса подготовительных упражнений и восстановительных мероприятий существенно улучшились показатели по всем контрольным тестам, все изменения носили достоверный характер (р<0,05).
Сравнивая полученные результаты контрольной и экспериментальной групп, необходимо отметить, что показатели УФС, ИР и АН в ЭГ выше на 0,033, 3 и 1 балла соответственно, чем в КГ.
Индекс Кердо (ИК)
96 98 100 102 104 106 Средний результат группы
I Итоговый уровень ЭГ ■ Итоговый уровень КГ ■ Исходный уровень ЭГ ■ Исходный уровень КГ
Уровень физического состояния (УФС)
0 0.2 0.4 0.6 Средний результат группы
0.8
I Итоговый уровень ЭГ ■ Итоговый уровень КГ ■ Исходный уровень ЭГ ■ Исходный уровень КГ
Индекс Руфье-Диксона
(ИР)
0246 Средний результат группы
> Итоговый уровень ЭГ ■ Итоговый уровень КГ ■ Исходный уровень ЭГ ■ Исходный уровень КГ
Адаптационный потенциал системы кровообращения (АП)
0 0.5 1 1.5 2 2.5 Средний результат группы
> Итоговый уровень ЭГ ■ Итоговый уровень КГ ■ Исходный уровень ЭГ ■ Исходный уровень КГ
Рис. 2. Показатели функционального состояния баскетболистов экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп, баллы
Выводы. Установлено, что специфика нагрузки и построения системы восстановления баскетболистов студенческих сборных команд имеет существенные недостатки, которые выражаются в снижении адаптивности к нагрузке на фоне потери спортивной работоспособности из-за минимизации восстановительного периода после соревнований.
Разработанный комплекс эффективен за счет использования статической растяжки, комплекса на развитие мобильности суставов, массажа, контрастного душа и упражнений с массажным цилиндром.
Выявлено, что степень влияния предлагаемого дополнительного комплекса подготовительных упражнений и восстановительных мероприятий на процесс восстановления баскетболистов достоверно высока. Исходя из этого, следует, что эффективность разработанной программы по восстановлению функциональных показателей баскетболистов студенческой сборной команды статистически достоверна.
Дополнительный комплекс подготовительных упражнений и вос -становительных мероприятий для баскетболистов студенческой сборной команды является, безусловно, перспективным для использования в практике студенческих сборных команд по игровым видам спорта, так как это дает тренеру возможность решить проблемы перетренированности и по -тери спортивной работоспособности баскетболистов в условиях дефицита времени.
Список литературы
1. Взаимосвязь нервно-психического стресса, текущей работоспособности и физической активности студентов баскетболистов в процессе обучения в вузе / Е.А. Широкова [и др.] // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2021. Т. 6. № 4. С. 89-94.
2. Иванов В.Д., Марандыкина О.В. Коррекция психофизического состояния студентов средствами физической культуры // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2021. Т. 6. № 2. С. 103-107.
3. Крупский В.К. Методика применения контрастного душа в практике оздоровительной физической культуры // Актуальные проблемы физического воспитания студентов: сб. материалов II Междунар. студенческой науч.-практ. конф. Ч. 2. Чебоксары: Изд-во ЧГСА, 2018. С. 40-42.
4. Леонова А.Б., Величковская С.Б. Дифференциальная диагностика состояний сниженной работоспособности // Психология психических состояний / под ред. А.О. Прохорова. Казань: ЦИТ, 2002. Вып. 4. С. 326-343.
5. Макеева В.С., Сиразутдинова Э.Ф. О психологическом компоненте работоспособности баскетболистов // Научно-организационные аспекты подготовки резерва в баскетболе: сб. материалов III Кафедрал. науч.-практ. конф. / под ред. В.С. Макеевой. М.: Изд-во РУС «ГЦОЛИФК», 2023. Ч. 1. С 89-94.
6. Методика повышения уровня спортивной работоспособности баскетболистов на основе средств стимулирования и восстановления / В.В. Андреев [и др.] // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2021. Т. 16. № 1. С. 5-11.
7. Миногина Е.В., Мисюк И.С., Прокопив В.В. Спортивные игры: баскетбол, стритбол (баскетбол 3 на 3): учеб. пособие. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2022. 108 с.
8. Никифоренко В.И., Витман Д.Ю., Эртман Ю.Н. Особенности создания программы индивидуальной подготовки в тренировочном процессе студенческих команд по баскетболу // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2020. № 11(189). С. 369-375.
9. Boyle М. Functional training for sports. Champaign, IL: Human Kinetics, 2004. 195 р.
10. Cook G. Athletic body in balance 1st edition. Champaign, IL: Human Kinetics, 2003. 232 р.
References
1. Vzaimosvyaz' nervno-psihicheskogo stressa, tekushchej rabotosposobnosti i fizi-cheskoj aktivnosti studentov basketbolistov v processe obucheniya v vuze [The relationship of neuropsychic stress, current performance and physical activity of student basketball players in the process of studying at a university] / E.A. Shirokova [et al.] // Fizicheskaya kul'tura. Sport. Turizm. Dvigatel'naya rekreaciya [Physical culture. Sport. Tourism. Motor recreation]. 2021. Vol. 6. No. 4. P. 89-94.
2. Ivanov V.D., Marandykina O.V. Korrekciya psihofizicheskogo sostoyaniya stu-dentov sredstvami fizicheskoj kul'tury [. Correction of the psychophysical state of students by means of physical culture] // Fizicheskaya kul'tura. Sport. Turizm. Dvigatel'naya rekreaciya [Physical culture. Sport. Tourism. Motor recreation]. 2021. Vol. 6. No. 2. P. 103-107.
3. Krupskij V.K. Metodika primeneniya kontrastnogo dusha v praktike ozdorovi-tel'noj fizicheskoj kul'tury [Methodology for using a contrast shower in the practice of health-improving physical culture] // Current problems of physical education of students: collection of articles. materials II Int. student scientific and practical conf. Part 2. Cheboksary: ChGSA Publishing House, 2018. P. 40-42.
4. Leonova A.B., Velichkovskaya S.B. Differencial'naya diagnostika sostoyanij sniz-hennoj rabotosposobnosti [Differential diagnosis of states of reduced performance] // Psiholo-giya psihicheskih sostoyanij [Psychology of mental states] / ed. A.O. Prokhorova. Kazan: CIT, 2002. Vol. 4. P. 326-343.
5. Makeeva V.S., Sirazutdinova E.F. O psihologicheskom komponente rabotosposobnosti basketbolistov [On the psychological component of basketball players' performance ] // Scientific and organizational aspects of reserve training in basketball: collection of articles. materials III Cathedral. scientific-practical conf. / ed. V.S. Makeeva. M.: Publishing house RUS "GTSOLIFK", 2023. Part 1. P. 89-94.
6. Metodika povysheniya urovnya sportivnoj rabotosposobnosti basketbolistov na osnove sredstv stimulirovaniya i vosstanovleniya [Methodology for increasing the level of sports performance of basketball players based on means of stimulation and rehabilitation] / V.V. Andreev [et al.] // Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sports]. 2021. T. 16. No. 1. P. 5-11.
7. Minogina E.V., Misyuk I.S., Prokopiv V.V. Sportivnye igry: basketbol, stritbol (basketbol 3 na 3) [Sports games: basketball, streetball (basketball 3 on 3) ]: textbook. allowance. Orenburg: OGPU Publishing House, 2022. 108 p.
8. Nikiforenko V.I., Vitman D.Yu., Ertman Yu.N. Osobennosti sozdaniya pro-grammy individual'noj podgotovki v trenirovochnom processe studencheskih komand po basketbolu [Features of creating an individual training program in the training process of student basketball teams] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of University named after P.F. Lesgafta]. 2020. No. 11(189). P. 369-375.
9. Boyle M. Functional training for sports. Champaign, IL: Human Kinetics, 2004.
195 p.
10. Cook G. Athletic body in balance 1st edition. Champaign, IL: Human Kinetics, 2003. 232 p.