Научная статья на тему 'Восстановительное правосудие краткий экскурс'

Восстановительное правосудие краткий экскурс Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2222
391
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЕ ПРАВОСУДИЕ / МЕДИАЦИЯ / УГОЛОВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО / ПРОГРАММА ВСТРЕЧ ПРЕСТУПНИКА И ЖЕРТВЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Медведева Светлана Валентиновна, Дементьев Олег Михайлович

Данная статья посвящена вопросам исторического развития восстановительного правосудия. Рассмотрены вопросы возникновения восстановительного правосудия в учении меннонитов, в США и России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Восстановительное правосудие краткий экскурс»



SCIENCE TIME

ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЕ ПРАВОСУДИЕ - КРАТКИЙ ЭКСКУРС

Медведева Светлана Валентиновна, ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет », г. Тамбов E-mail:Sv-medvedeva@mail.ru

Дементьев Олег Михайлович, ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет», г. Тамбов E-mail: lexdom@mail.ru

Аннотация: Данная статья посвящена вопросам исторического развития восстановительного правосудия. Рассмотрены вопросы возникновения восстановительного правосудия в учении меннонитов, в США и России.

Ключевые слова: восстановительное правосудие, медиация, уголовное судопроизводство, программа встреч преступника и жертвы.

Последнее время особую актуальность приобрела тема восстановительного правосудия. Ученые и политики ведут споры о значимости восстановительного правосудия для российского общества: одни активно выступают за восстановительное правосудие и рассматривают его как один из способов разрешения уголовно правовых конфликтов; другие - напротив, считают, что введение института восстановительного правосудия повлечет за собой нарушение общепризнанных правовых принципов.

Чем же так интересна данная тема? И какова история развития восстановительного правосудия? Мы попытаемся ответить на эти вопросы в данной статье. Прежде всего, нужно разобраться, что такое «восстановительное правосудие». Р. Максудов - Президент Межрегионального общественного Центра «Судебно-правовая реформа», дает интересное определение данному термину. По его мнению, «восстановительное правосудие - это новый взгляд на то, как обществу необходимо отвечать на преступление, и построенная в соответствии с этим взглядом практика. В отличие от карательного правосудия, которое служит публичным интересам, восстановительное призвано служить частным интересам» [5].

Восстановительное правосудие формирует 3 группы участников разбирательств: а) жертва преступления (потерпевший), б) преступник (правонарушитель), в) община (общественность, определенная социальная

группа). Во главу угла ставится жертва (потерпевший), ее интересы и потребности. И путем проведения переговоров (бесед) и диалогов, преступника побуждают осознать противоправность его поведения.

На практике это выглядит так: потерпевшие и их семьи получают поддержку и помощь; у жертвы есть шанс получить возмещение морального и материального вреда; преступники принимают участие в общественных работах; разрабатываются общественные программы для преступников, в которых повествуется о том, как чувствует себя жертва в момент преступления; волонтеры активно работают с преступниками, помогают им в получении новых навыков и др.

Восстановительное правосудие на данный момент представляет собой растущее и прогрессирующее международное движение с четким набором ценностей и принципов.

Рассмотрим историческое развитие правосудия. Свое начало восстановительное правосудие ведет с меннонитов. Менониты-протестанская секта. Свое название она получила от основателя голландца Симониса Менно. Менно оставляет после себя несколько трудов: «Основание христианской доктрины», «Духовное воскресение», «Новое рождение», «Размышления над двадцать четвёртым псалмом», «О Троице», «О вочеловечении Спасителя», «О крещении», «Об отлучении от церкви Христовой». Учения Менно представляют собой строгий библицизм. В своих трудах он ссылается на Библию. Его учения принесли революционные понятия для того времени, такие как свобода совести, демократическое церковное управление, святая жизнь и др. Меннониты отличаются спокойным и умеренным нравом, трудолюбивостью, гуманизмом, трезвостью суждений, нравственностью. Также, они благотворно влияют на окружающих. Судебная тяжба, воинская служба и присяга отрицаются, как и любое проявление зла и насилия. Менноты живут общинами. Каждая община самостоятельна. Для решения вопросов общины созывается «общее церковное собрание», его решения утверждаются «конвентом духовных старшин», который также представляет общину перед правительством. В 1795 г. голландские меннониты уравниваются в правах с католиками. С этого момента церковь и гражданская власть не вмешивается в дела общины. А уже в 19 веке в Амстердаме меннониты открывают семинарию, которая готовит проповедников. Именно у меннонитов были первые зачатки восстановительного правосудия.

Рассмотрим пример западного восстановительного правосудия. Ховард Зер, американский правовед и криминолог, работающий в рамках теории восстановительного правосудия, в своей книге «Восстановительное правосудие: Новый взгляд на преступление и наказание» рассматривает правосудие через две линзы: карательную и восстановительную. Он составил таблицы, в которых четко разграничил эти понятия по трем основным факторам: понимание

преступления; понимание ответственности; понимание правосудия.

Так по Х. Зеру, восстановительное правосудие понимает преступление как «как насилие над людьми»[4], в отличие от карательного, которое понимает преступление как противоправное деяние. Жертвой являются люди и отношения, а не государство. Причиненный вред определяется конкретно, а не абстрактно. В центре внимания находятся преступник и пострадавший, а не преступник и государство.

Ответственность подразумевает осознание и возмещение вреда. Вина искупается раскаянием и возмещением вреда. Преступник в долгу прежде всего перед пострадавшим.

Восстановительное правосудие - это «правосудие, которое стремится в первую очередь удовлетворить потребности и восстановить нарушенный порядок вещей, выглядит совсем иначе, нежели карательное правосудие, в центре которого стоит осуждение и страдание»[4].

Становление института восстановительного правосудия начинается в США, Канаде, Великобритании и Новой Зеландии в 70-х годах 20 века. Тогда был принят ряд программ, которые носили восстановительный характер.

Первой была программа «Prisoners Rights and Alternatives to Prisons» («Права заключенных и альтернатива заключения»). Программа была запущена 11 мая 1972г. в Великобритании. Она была создана для сохранения, защиты и расширения прав заключенных и оказания помощи бывшим заключенным в реабилитации и реинтеграции в общество. Учредители данной программы провели встречу, на которой присутствовало 60 человек. Среди выступивших были норвежский социолог Томас Масизен (Thomas Mathiesen) и Джек Эшвел (Jack Ashwell).

Следущей была программа «Conflict Resolution» («Разрешение конфликтов»). Она заключается в комплексе методов и процессов, которые ведут к мирному разрешению конфликтов. В США и Канаде успешное разрешение конфликта включает в себя укрепление связей между спорящими сторонами, решение проблем и составление договоров, которые отвечают их основным потребностям. Данная программа основывается на 2-х принципах: а) забота о себе, б)забота об окружающих.

«Victim-Offender Reconciliation Programs (VORPs)» («Программы встреч преступника и жертвы»). Данные программы основываются на учениях меннонитов. Как правило, проводятся встречи между жертвой и преступником, на которых присутствует квалифицированный посредник. Эти встречи призваны решить конфликт мирным путем.

Затем была программа «Victim-Offender Mediation

(VOM)» («Посредничество между жертвой и преступником»). Эти программы мало чем отличаются от предыдущих, разве тем что расширяет круг участников

встреч. Программы возникли в Канаде как часть альтернативной санкции суда в 1974 году в городе Китченер, Онтарио, суд рассматривал дело в отношении двух обвиняемых вандалов, которые встретились лицом к лицу со многими жертвами своего преступного деяния.

«Victim Advocacy» («Защита жертв») - программа оказания помощи жертвам. Обычно эта программа работает в случае таких преступлений, как убийства, грабежи, кражи, кражи со взломом, вандализм, преступления на почве ненависти , нападение и угрозы.

«Family Group Conferences (FGC)» («Конференция семейной группы») расширяет круг участников. Помимо уже названных участников, данная программа предусматривает участие семьи, друзей и др. Данная программа подходит для преступлений, совершенных несовершеннолетними. Сейчас данное направление получило название «ювенальная юстиция». Семейные конференции отличаются от других программ тем, что они вовлекают в обсуждение преступления большее число членов общества, признают более широкий круг пострадавших от преступления и делают акцент на участии представителей семьи несовершеннолетних преступников. Программа возникла в Новой Зеландии. Семейные конференции были впервые представлены в 1991 году в Австралии как инициатива полиции.

«Sentencing Circles» («Круги правосудия»)-программа, разработанная Домиником Бартером. Впервые начала применяться в Бразилии. Эта программа предполагает гораздо более широкий круг участников, и направлена на создание восстановительной системы для преступника. Программа в настоящее время принята в Германии, США, Великобритании, Канаде. Она состоит из нескольких кругов: 1. Circles of Support and Accountability (Круг поддержки и отчетности) Группа волонтеров профессионально надзирает над освобожденными преступниками, в целях предупреждения совершения ими новых преступлений. Статистика показывает, что в 70% случаев это работает. Данный способ реинтеграции стартовал в Канаде в 1994г., он основывался на учениях меннонитов. Эта модель уже существует и в Великобритании. Интерес к ней продолжает расти, в частности в Нидерландах, Новой Зеландии, Латвии и Франции. 2. Sentencing circles (Круг приговора) Его также называют миротворческим кругом. Используют традиционную циклическую систему и структуру вовлечения всех заинтересованных лиц. Обычно данная процедура состоит из нескольких этапов: а) заявление правонарушителя; б) цикл исцеления для жертвы; в) цикл исцеления для правонарушителя; г) цикл вынесения приговора; д) цикл последующего мониторинга. Это были первые шаги восстановительного правосудия. Данные программы получили поддержку населения и Церкви.

После принятия этих программ восстановительное правосудие начинает

своё шествие по миру, однако несмотря на эффективность данного движения, оно постоянно подвергается критике, которая основывается на сомнениях введения данного вида правосудия в уголовный процесс. Восстановительное правосудие, как сравнительно новое явление, не имеет пока четкой парадигмы. Этим и обусловлены сомнения критиков.

Проанализируем следующий аспект зарождения восстановительного правосудия, а именно в России. В 1997 г. в Москву приезжает Эрик Шенк с семинаром-тренингом, темой которого являлись программы примирения. Этот тренинг посетили Рустем Максудов, Михаил Флямер и Анна Грасенкова. И уже осенью 1998 г Центр «Судебно-правовая реформа» начинает первые попытки создания программы примирения, была переведена книга Х. Зера «Меняя линзы», к работе Центра присоединяется Людмила Карнозова.

«Идеи и практика восстановительного правосудия отвечали нашей ситуации и устремлениям. Они высветили для нас тот комплекс проблем уголовной юстиции, который соответствовал нашему потенциалу как специалистов, инициирующих глубокую реформу правосудия, но при этом работающих в общественной организации, не интегрированной в официальные органы власти»[6].

В период с 1998-2001 г.г. стартуют первые программы. Из 71 конфликтного случая, которые были взяты за основу, 43 принесли положительный результат, 12 из них - уголовные дела. Важно отметить, что работа Центра заключается не только в оказании услуг, но также анализе и конструировании взаимодействия с правоохранительными органами и отслеживании опыта восстановительных программ. Центр сделал упор на работу с несовершеннолетними обвиняемыми и жертвами. И это вполне оправдано. Очень важно исправить поведение несовершеннолетнего преступника и не допустить его попадание в воспитательные колонии. Не секрет, что подростки, попадая в колонии, в большинстве случаях выходят из них уже сформировавшимися преступниками.

Работа Центра затронула такие города как Москва, Тюмень, Иркутск, Дзержинск, Новороссийск и др. С целью предупреждения совершения преступлений несовершеннолетними, Центр активно взаимодействует со школами. Причем работа не ограничивается случаями близкими к криминальным, но также рассматриваются конфликты внутри классов и между классами, и даже такие случаи отвержения ребенка классом. Ведется работа с классными руководителями, психологами и социальными работниками.

Идеи восстановительного правосудия находят поддержку также среди адвокатов, судей. Так, Т.Г. Морщакова - судья Конституционного суда в отставке, советник Конституционного суда, доктор юридических наук, профессор, считает что восстановительное правосудие не сможет пробиться без закрепления его как самостоятельного института права: «Связь восстановительного правосудия с

действующей системой судопроизводства, их взаимопроникновение как раз и есть тот институциональный уровень, не осмыслив который невозможно решить проблему внедрения альтернативных форм правосудия»[7].

Сейчас восстановительное правосудие широко шагает по миру. И оно находит все больше сторонников и критиков. Активно реализовываются и создаются новые программы. Восстановительное правосудие находит как моральную, так и финансовую поддержку церкви. Также программы поддерживают государственные и муниципальные органы. По всему миру проводятся конференции, на которых обсуждаются новые пути развития. Если еще совсем недавно, один из основоположников восстановительного правосудия Х. Зер считал свои труды утопией, то уже сегодня они приобрели реальный характер и применяются на практике.

Для Росси на данном этапе развития восстановительного правосудия более предпочтительны «Victim-Offender Reconciliation Programs

(VORPs)» («Программы встреч преступника и жертвы»). Посредничество между преступником и жертвой интересно тем, что опыт такого посредничества у России совсем небольшой. Важно проработать все детали медиации, чтобы сделать условия таких встреч наиболее комфортными для участников. Важна также и подготовка специалистов, которые будут проводить данные встречи. Внедрение и развитие института медиации, не только как способа разрешения гражданско-правовых (в широком смысле этого понятия) споров, но и как инструментария редуцирования карательной политики государства, перенаправления этой политики в русло социализации правонарушителя, его возвращения в общество, при обязательном участии и учете, в первую очередь, интересов потерпевшей стороны (жертвы преступления), позволить нам всем сделать еще один маленький шаг в направлении построения действительно гражданского общества.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 2003 г. (в ред. от 5 февраля 2014 г. №2-ФКЗ) [Электронный ресурс]: Гарант. Информационно-правовой портал. - Режим доступа: http://base.garant.ru/.

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 05 мая 2014 г. №120-ФЗ) [Электронный ресурс]: Гарант. Информационно-правовой портал. - Режим доступа: http://base.garant.ru/.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г. (в ред. от 05 мая 2014 г. №125-ФЗ) [Электронный ресурс]: Гарант. Информационно-правовой портал. -Режим доступа: http://base.garant.ru/.

4. Зер Х. Восстановительное правосудие: новый взгляд на преступление и

SCIENCE TIME

наказание: Пер. с анг./Общ. ред. Л. М. Карнозовой. Коммент. Л. М. Карнозовой и С. А. Пашина - М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2002. - 328 с.

5. Максудов Р. Восстановительное правосудие. // Альманах Неволя. Приложение к журналу Индекс/Досье на цензуру. — .№ 4. —2005. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://index.org.ru/nevol/2005-4/maxud_n4.htm

6. Максудов Р., Флямер М. Четыре года восстановительной юстиции в России. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.a-z.ru/assoc/ sydebnprav/history. html.

7. Морщакова Т. К дискуссии о восстановительном правосудии // Альманах Неволя. Приложение к журналу Индекс/Досье на цензуру. — № 4. —2005. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://index.org.ru/nevol/2005-4/mors n4.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.