Научная статья на тему 'Воссоздание единой России как основная цельдеятельности Крымского краевого правительствапод председательством С. Крыма'

Воссоздание единой России как основная цельдеятельности Крымского краевого правительствапод председательством С. Крыма Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
40
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ПРАВО / ПОЛИТИКА / КРЫМСКОЕ КРАЕВОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО С. КРЫМА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сорокин Р.А.

Статья содержит исследование и анализ целей работы Крымского краевого правительства С. Крыма,закрепленных в его декларации. Сделан вывод о том, что главной целью деятельности Крымского Совета Министров под председательством С. Крыма было воссоздание единой и сильной России, а такжеобязательное пребывание Крыма в ее составе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воссоздание единой России как основная цельдеятельности Крымского краевого правительствапод председательством С. Крыма»

Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского Серия «Юридические науки». Том 27 (66). 2014. № 4. С. 36-42.

УДК340:908[(470+571):(477.75)] «19»

ВОССОЗДАНИЕ ЕДИНОЙ РОССИИ КАК ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЫМСКОГО КРАЕВОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ПОД ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОМ С. КРЫМА

Сорокин Р. А.

Таврический национальный университет им. В. И. Вернадского г. Симферополь

Статья содержит исследование и анализ целей работы Крымского краевого правительства С. Крыма, закрепленных в его декларации. Сделан вывод о том, что главной целью деятельности Крымского Совета Министров под председательством С. Крыма было воссоздание единой и сильной России, а также обязательное пребывание Крыма в ее составе.

Ключевые слова: государство, право, политика, Крымское краевое правительство С. Крыма.

Воссоединение Крыма с Российской Федерацией, осуществленное в марте 2014 г., опирается на давние исторические традиции. В периоды различных потрясений, происходивших в нашем государстве, население Крыма выражало волю и стремление быть в единстве с Россией и не отделяться от нее. Одним из таких периодов была гражданская война в России, охватившая также и Крымский полуостров.

За время гражданской войны в Крыму сменилось несколько правительств, за каждым из которых стояли определенные политические силы, в том числе и внешние. Целью настоящей работы является исследование и анализ основ внешнеполитического курса Крымского краевого правительства под председательством С. Крыма, основные цели его деятельности, которые были закреплены в декларации [1] указанного правительства.

Деятельность Крымского краевого правительства под председательством С. Крыма исследовали В.Г. Зарубин и А.Г. Зарубин [2; 3], А.Л. Копыленко [4], Ю.А. Полканов [5], М.Б. Кизилов [6], П.Н. Надинский [7]. Упоминания о работе Крымского краевого правительства содержатся в мемуарах А.И. Деникина [8] и М.М. Винавера [9].

Второе Крымское краевое правительство (ноябрь 1918 - апрель 1919 гг.) занимает особое место среди центральных органов управления в Крыму в соответствующий период нашей истории. Указанное обстоятельство можно объяснить следующими фактами.

Так, свои особенности имеет сам процесс формирования второго Крымского краевого правительства. Сформированное в июне 1918 г. при непосредственном участии командования немецких оккупационных войск краевое правительство С. Сулькеви-ча к ноябрю того же года вызывало острое недовольство местного населения своей политикой [2, с. 98]. Надвигающееся поражение Германии в Первой мировой войне,

которое стало очевидным к ноябрю 1917 г., поставило командование немецких войск перед необходимостью эвакуации из Крыма. Эту эвакуацию немцы собирались провести в максимально спокойной обстановке, установлению которой явно не способствовала противоречивая политика правительства С. Сулькевича.

В сложившейся ситуации немецкое командование приняло решение устранить правительство С. Сулькевича и предоставить крымскому земству возможность самому сформировать новое правительство в соответствии с интересами и пожеланиями большинства жителей Крыма [2, с. 99]. Подобное решение, по мнению немецкого командования, должно было способствовать установлению необходимой ему для эвакуации спокойной политической обстановки.

14 ноября 1918 г. немецкий генерал Кош официально уведомил крымскую губернскую земскую управу об отстранении правительства С. Сулькевича от власти и о формировании земством нового правительства, которое приступило к своим обязанностям на следующий день [2, с. 100].

Новое крымское правительство, приступившее к работе 15 ноября 1918 г., возглавил С. Крым - старый земский деятель, гласный Таврического губернского Земского собрания с 1898 г. и депутат Государственной Думы Российской империи I и IV созывов. За период своей деятельности в Таврического губернском Земском собрании С. Крым зарекомендовал себя перед крымским обществом как политик, знающий проблемы региона и предлагающий эффективные механизмы их решения [10-13]. В Государственной Думе С. Крым принимал участие в разработке положений аграрной реформы [14, с. 1754-1755], а также выступал за разрешение всех внутренних социальных конфликтов и противоречий исключительно в рамках правового поля, без применения вооруженной силы [14, с. 1943-1944].

Кроме того, во многом благодаря усилиям С. Крыма в Крыму в октябре 1918 г. был открыт Таврический университет [15, с. 5-15].

Вышеуказанные факты предопределили популярность С. Крыма среди местного населения, выразившего доверие и оказавшего поддержку новому крымскому правительству.

Большая часть членов Крымского краевого правительства (Совета Министров) под председательством С. Крыма, как и сам председатель, представляли российскую Конституционно-демократическую партию («Партию народной свободы»), что предопределяло политическую деятельность нового правительства. Так, одним из ключевых положений политической программы Конституционно-демократической партии, которое стремились реализовать крымские кадеты, было возрождение единой и сильной России [16, с. 89-92].

Первым нормативно-правовым актом крымского Совета Министров под председательством С. Крыма была Декларация, провозглашающая цели и устанавливающая основы деятельности нового правительства.

Декларация содержит оценку Крымским краевым правительством ситуации, сложившейся в России вследствие гражданской войны: «Близится окончание мировой войны, но Единая Великая Россия, создававшаяся в течение тысячи лет, более не существует. Россия раздроблена, и на большом ее протяжении преступные силы, разжигающие взаимную ненависть и низменные инстинкты, продолжают разрушение

основ права и культурной жизни... Расщепление и разруха России явились результатом анархии и взрывов диких страстей» [1, с. 171]. Рядом с указанными положениями Декларации содержались главные цели и задачи работы Крымского Краевого правительства: «В таких условиях правительство признает, что патриотический долг каждого гражданина и общенациональная задача состоит в стремлении к возрождению Единой России. На этой почве должно возникнуть объединение всех вновь возникших, пока еще разобщенных и дезорганизованных государственных образований <...> возрождение России невозможно без установления во всех отдельных частях ее порядка и законности и основанной на них свободы. К этой цели должны быть направлены общие усилия». Как видно из текста Декларации, основной задачей второго Крымского краевого правительства было содействие возрождению единой Великой России, неотъемлемой и неоспоримой частью которой является и Крым. Более того, Совет Министров призывал все народы и народности, населяющие Россию, в общем и Крым в частности, объединится в деле воссоздания единой и неделимой России: «Правительство убеждено, что счастье и благополучие отдельных народов не может покоиться на отрицании Единой России, на ее ослаблении и на попытках полного отделения от нее» [1, с. 172]. Завершается текст Декларации второго Крымского краевого правительства призывом к представителям всех слоев населения, независимо от социальной и национальной принадлежности, политической идеологии, объединить свои усилия в «в высоком порыве, в служении священному делу восстановления и возрождения нашей общей Родины» [1, с. 172-173].

Положения Декларации второго Крымского краевого правительства вызвали положительный отклик со стороны крымчан, разделявших идеи, закрепленные в документе.

К началу декабря 1918 г. сложилась благоприятная обстановка для поэтапной реализации идеи воссоздания единого государства путем объединения существовавших на юге России государственных образований. Этому способствовали военные и внутриполитические успехи руководства Добровольческой Армии в регионе. Представители киевского правительства гетмана П. Скоропадского, Совета Министров Крыма и Добровольческой Армии планировали сплотить украинское, крымское, кубанское и донское правительства под одним управлением с целью дальнейшего объединения с другими государственными образованиями и воссоздания единой России. По инициативе С. Крыма, Симферополь предполагался в качестве места для проведения учредительного съезда. Осуществлению этих планов помешал очередной переворот в Киеве, произошедший 14 декабря 1918 г., когда украинский режим гетмана П. Ско-ропадского в Киеве был свергнут. Отдельные попытки политических партий (кроме большевиков) продолжения в регионе объединительного процесса также не достигли успеха [3, с.112-113].

Кроме того, Совет Министров под председательством С. Крыма работал в условиях гражданской войны: рядом с полуостровом шли боевые действия. Собственных вооруженных сил для обороны у Крымского краевого правительства не было, поэтому их надо было привлекать извне. В сложившейся тогда ситуации единственными силами, которые могли бы оказать военную помощь крымскому Совету Министров в борьбе с большевиками, были Добровольческая Армия (позднее - Вооруженные Силы Юга России) и страны-участники Антанты, прежде всего Англия и Франция.

Тем более и Крымское Краевое правительство, и командующий Добровольческой Армией генерал А. Деникин конечной целью своей деятельности провозглашали воссоздание единой России и видели Крым только ее неотъемлемой частью.

Конференция с участием представителей российских антибольшевистских сил и Англии с Францией, прошедшая 15 ноября 1918 г. в Яссах, дала формальный повод указанным сторонам ввести свои войска в Крым, поскольку на ней было достигнуто соглашение о предоставлении союзниками военной помощи российским вооруженным силам, противостоящим большевикам.

В конце ноября 1918 г. флот Антанты вошел в Севастополь. На состоявшейся встрече командования эскадры с членами Крымского краевого правительства, которое в полном составе прибыло для встречи своих союзников, обе стороны выразили свою заинтересованность в сотрудничестве. При этом единственной официальной властью, признаваемой правительствами Англии и Франции в Крыму, была власть генерала А. Деникина [3, с. 108].

Как показали дальнейшие события, взаимоотношения командований Добровольческой Армии (Вооруженных Сил Юга России) и союзников из Антанты были достаточно специфическими, при этом они накладывали свой отпечаток на взаимоотношения краевого правительства, возглавляемого С. Крымом и союзников. По свидетельству М.М. Винавера, министра внешних сношений Крымского краевого правительства, штаб Вооруженных сил Юга России в Крыму находился в Симферополе, штаб сил Антанты - в Севастополе. Несмотря на это, командующий Вооруженных Сил Юга России и его начальник штаба в течение четырех месяцев не общались с командующим союзными войсками в Крыму. Иногда доходило и до открытых конфликтов. По свидетельству генерала А. Деникина, командование Вооруженных Сил Юга России планировало в конце декабря 1918 г. - начале января 1919 г. перенести свою Ставку в Севастополь, но натолкнулось на отпор со стороны командования сил Антанты [8, с. 426-427]. В тоже время сам А. Деникин вел прямую переписку со штаб-квартирами союзников в Одессе и Бухаресте, игнорируя крымскую гражданскую власть (Совет Министров). В этих посланиях он предлагал союзникам варианты действий в Крыму, подчеркивая, что именно Добровольческая Армия (Вооруженные Силы Юга России) является определяющей силой в Крыму, а Крымское краевое правительство не следует воспринимать всерьез. Однако командование вооруженных сил Антанты в регионе иногда само использовало противоречия между гражданской и военной властью в Крыму в собственных целях. Так, А. Деникин рассчитывал ввести в Крыму военное положение, но интервенты его не поддержали.

В январе 1919 г. начинает проявляться кризис в работе крымского правительства. Причинами этому послужили осложнения в продовольственной, аграрной и иных сферах. Но наиболее губительной для правительства С. Крыма стала политика командования Добровольческой Армии. Ставя перед собой одну цель - воссоздание великой России - Крымское краевое правительство и командование Вооруженных Сил Юга России по-разному видели способы ее достижения. Совет Министров под председательством С. Крыма изначально провозглашал и устанавливал различные демократические ценности (свободу слова, собраний, неприкосновенность собственности и так далее), его члены занимались подготовкой проведения выборов представительный орган - крымский

сейм, разрабатывая соответствующее законодательство [17; 18]. Несмотря на либерально-демократический характер такой деятельности, она явно не отвечала объективным условиям реальности, то есть гражданской войны. Иначе действовала Добровольческая Армия. Занимаясь поиском и уничтожением большевиков и им сочувствующих, ее солдаты и офицеры часто устраивали террор местного населения, вызывая, в свою очередь, еще большую неприязнь к себе. Правительство фактически потеряло контроль над ситуацией. В феврале под давлением командования Вооруженных Сил Юга России Совет Министров под председательством С. Крыма начал отменять собственные демократические введения и идти на нехарактерные ему реакционные меры [19]. 7 февраля 1919 г. Крымское краевое правительство приняло постановление «О борьбе с большевиками», на основании которого было сформировано Особое совещание из министров Крымского Краевого правительства и представителей штаба Вооруженных Сил Юга России армии, получившее право применять репрессии против тех, кто будет признан несущим угрозу общественной безопасности и правопорядку.

В марте 1919 г. политический кризис достиг своего пика. Крупные забастовки прокатились по крымским городам, в том числе по Севастополю, где стояли войска Антанты. Их командованию пришлось вывести солдат на улицы для предотвращения распространения беспорядков. В это же время с севера на Крым наступали большевики. К концу месяца союзники все же откликнулись на просьбу правительства предоставить войска для укрепления Перекопа и направили туда трехтысячный греческий отряд. Но ситуацию это уже спасти не могло. 4 апреля 1919 г. части Первой Заднепровской советской стрелковой дивизии вошли на территорию Крыма.

10 апреля С. Крым вместе с другими министрами, членами Крымского краевого правительства, прибыл в Севастополь под защиту вооруженных сил Антанты с дальнейшей целью покинуть полуостров. Однако командование интервентов поставило перед членами крымского правительства условие, которое во много характеризует истинное отношение представителей Англии и Франции к воссозданию единой России вообще и к Крымскому Краевому правительству в частности. Так, командующий сухопутными силами Антанты в Крыму, полковник Труссон, заставил крымских министров отдать все подготовленные к вывозу ценности, а также около семи миллионов рублей, пригрозив в противном случае не выпустить их из Крыма. После выполнения этого условия, 15 апреля 1919 г. С. Крым с членами возглавляемого им правительства на греческом судне «Надежда» навсегда покинул полуостров [20].

На основании вышеизложенного историко-правового материала можно сделать следующие выводы и обобщения.

Крымское краевое правительство под председательством С. Крыма было сформировано при поддержке большей части крымского населения. Провозглашенные в Декларации правительства задачи и цели его деятельности отвечали интересам большей части крымчан.

Основной целью работы Крымского краевого правительства под председательством С. Крыма было содействие воссозданию единой России, неотъемлемой частью которой должен быть Крым.

Для решения поставленных задач и достижения целей крымский Совет Министров обратился за помощью к командованию Добровольческой Армии и вооружен-

ных сил Антанты в Крыму. Имея общую цель, Крымское Краевое правительство и командование Добровольческой Армии видели ее достижение разными, иногда взаимоисключающими способами, что приводило к конфликтам между ними.

Уступая давлению командования Вооруженных Сил Юга России, Крымское краевое правительство изменило свою либеральную внутреннюю политику и пошло на деятельность реакционного характера, вследствие чего потеряло значительную часть своих сторонников в Крыму.

Конфликты между правительством С.С. Крыма, командованием Вооруженных Сил Юга России и представителями Антанты приводили к частой несогласованности их действий, что привело к занятию большей части Крыма большевиками и падению власти Крымского краевого правительства. Второе Крымское краевое правительство перестало существовать, дело воссоединения России пришлось продолжать уже другим силам.

Список литературы:

1. Декларация Крымского правительства Соломона Крыма // Копиленко О.Л. Конститущя Автономно! Республжи Крим: проблеми прийняття, затвердження, реатзацп / О.Л. Копиленко. - К., 2001. -С. 171-173.

2. Зарубин В.Г. Соломон Крым и второе Крымское краевое правительство / В.Г. Зарубин // Историческое наследие Крыма. - 2005. - № 10. - С. 97-108.

3. Зарубин А.Г. Второе Краевое правительство к «единой и неделимой» / А.Г. Зарубин, В.Г. Зарубин // Историческое наследие Крыма. - 2007. - № 20. - С. 107-146.

4. Копиленко О.Л. Конститущя Автономно! Республжи Крим: проблеми прийняття, затвердження, реатзацй / О.Л. Копиленко. - К., 2001. - С. 36-173.

5. Полканов Ю.А. Забытое имя - Соломон Крым / Ю.А. Полканов // Крымская правда. - 1993. -№ 11. - С. 4.

6. Кизилов М.Б. Караим Соломон Крым: жизнь и судьба / М.Б. Кизилов // Историческое наследие Крыма. - 2005. - № 10. - С. 86-96.

7. Надинский П.Н. Очерки по истории Крыма : в 2 ч. / Н.П. Надинский. - Симферополь : Крымиздат, 1957- . - Ч. 2. - 1957. - 303 с.

8. Деникин А.И. Очерки русской смуты : в 5 т. / А.И. Деникин. - М., 2005- . - Т. 5. - 2005. - 631 с.

9. Винавер М.М. Наше правительство / М.М. Винавер. - Париж, 1928. - 225 с.

10. Журналы заседаний Таврического губернского земского собрания XXXII сессии. - Симферополь. - 1898. - 251 с.

11. Журналы заседаний Таврического губернского земского собрания XXXIV сессии. - Симферополь. - 1900. - 177 с.

12. Журналы заседаний Таврического губернского земского собрания XXXV сессии. - Симферополь. - 1901. - 630 с.

13. Журналы заседаний Таврического губернского земского собрания XXXVI сессии. - Симферополь. - 1902. - 507 с.

14. Стенографические отчеты : в 2 т. // Сессия первая. Государственная Дума. Том II., СПб., 1906- . -Т 2. - С. 1754-1944.

15. Маркевич А.И. Краткий исторический очерк возникновения Таврического университета / А.И. Маркевич // Крымский архив. - 2000. - № 6. - С. 4-16.

16. Программа партии Народной свободы (Конституционно-демократической) // Кувшинов В.А. Программа политической партии кадетов / В.А. Кувшинов // Вопросы истории КПСС. - 1991. - № 8. - С. 89-95.

17. Государственный архив Республики Крым (ГАРК)ч. - Ф. Р. - 1000. - Оп. 3. - Д. 1. - Л. 2-14.

18. ГАРК. - Ф. Р. - 1000. - Оп. 4. - Д. 4. - Л. 1-17.

19. ГАРК. - Ф. Р. - 1000. - Оп. 1. - Д. 125. - Л. 3-16.

20. ГАРК. - Ф. Р. - 1000. - Оп. 4. - Д. 20. - Л. 1-4.

Сорокш Р. О. Ввдтворення едино!" Pociï як основна мета дiяльностi кримсько!" крайово'1 уряду пiд головуванням С. Крима / Р. О. Сорокш // Вчеш записки Тавршського национального унiверситету ÎMeHÎ В.1. Вернадського. Серш: Юридичнi науки. - 2014. - Т. 27 (66). № 4. - С. 36-42.

Стаття мгстить дослщження й аналiз цшей роботи Кримського крайового уряду С. Крима, закрь плених у його деклараци. Зроблено висновок про те, що головною метою дiяльностi Кримсьюл Ради Мiнiстрiв пiд головуванням С. Крима було вщгворення eдиноï i сильноï Росiï , а також обов'язкове перебування Криму в ïï складi.

Knw4oei слова: держава, право, полггика, Кримський крайовий уряд С. Крим.

RECREATION OF UNITED RUSSIA AS THE MAIN OBJECTIVE OF THE CRIMEAN REGIONAL GOVERNMENT UNDER THE CHAIRMANSHIP OF SOLOMON KRYM

Sorokin R. A.

Taurida National University named after V. I. Vernadsky Simferopol

The article contains research and analysis work purposes Crimean Regional Government of Solomon Krym, enshrined in its Declaration. It is concluded that the main objective of the Crimean Council of Ministers, chaired by Solomon Krym was the recreation of a united and strong Russia, as well as a mandatory stay of Crimea in its composition.

Кеу words: state, law, policy, Crimean Regional Government of Solomon Krym.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.