Научная статья на тему 'Воспроизводство научно-педагогических кадров - необходимое условие образовательного процесса'

Воспроизводство научно-педагогических кадров - необходимое условие образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспроизводство научно-педагогических кадров - необходимое условие образовательного процесса»

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

в н русаков ВОСПРОИЗВОДСТВО НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ -НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Высшая школа - единственный источник, из которого народное хозяйство страны получает высококвалифицированные кадры, в том числе для научного сектора. В связи с этим жизнь ставит задачу о сочетании и единстве преподавания-и научно-исследовательской работы в Омском государственном аграрном университете.

В условиях снижения реального уровня финансирования образования и науки и в то же время растущей потребности в получении конечного продукта научно-исследовательского, опытно-конструкторского, производственного процессов становятся особенно важными вопросы: кого учить, чему учить и как учить. Это проблема проблем.

Можно схематически дать три ответа на эти ключевые вопросы

Кого учить? Мы имеем в этом направлении большое поле деятельности. При приеме абитуриентов трудно отделить глубокий интерес, истинные способности человека от степени «натасканности», не имея представления о контингенте поступающих в университет. Молодежь из сельской местности оказывается в неравных с горожанами условиях, на селе уровень преподавания ниже, чем в городе. Это приводит к тому, что мы теряем большой процент талантливых или просто в будущем замечательных специалистов, которые любят и понимают сельскую жизнь. По-видимому, нужно взяться за организацию школ-интернатов или других подготови-тельных начал для отбора и подготовки к поступлению в вуз.

Чему учить? Независимо от того, выйдет ли из студента преподаватель, научный работник, ученый или специалист высокой квалификации сельского хозяйства, самое важное, чтобы студент полюбил свою специальность, чтобы он научился думать-самостоятельно, чтобы творчески овладел какой-то частью избранной специальности...

Кто должен учить? Учить должны высококвалифицированные преподаватели, ученые, делающие науку сегодняшнего дня, их ученики. Надо шире привлекать работников научно-исследовательских институтов для чтения лекций, проведения семинаров, бесед и т.д.

Любое крупное дело всегда упирается в кадры. И от того, насколько удастся удержать гармоническое триединство «наука-кадры-производство», будет зависеть прогресс или застой и регресс. Сегодня наша цель состоит в сохранении и дальнейшем развитии научно-образовательного комплекса, особенно его ведущих научно-педагогических школ и направлений, способных оказать позитивное воздействие на дальнейшее развитие всей образовательной системы аграрного университета.

Темпы развития науки, современного производства так высоки, что самые современные учебники зачастую стареют на глазах. Если учиться только по учебникам, то когда студенты получат дипломы, эти дипломы будут в некоторой степени чистой формальностью: наука уйдет далеко вперед. Опыт ряда ведущих вузов показывает реальный путь в решении проблемы: нужна неразрывная связь науки и высшего образования. Следует заметить, что этот опыт был положен в основу Новосибирским научным центром и получил дальнейшее распространение при реорганизации сельхозинститута в аграрный университет. Опыт показывает, что молодежь получает знания не только из первых рук, от ученых конкретных областей знаний, работающих на передовых позициях современной науки. Под воздействием научных школ осуществляется соединение научного процесса с процессом подготовки специалистов высшей квалификации.

Всегда было очевидным, а сейчас особенно, что научные школы, их становление и развитие-одно из основных направлений работы каждого вуза В1999 г. кафедры, фа-

культеты ОмГАУ, изучив Положение о научных школах, представили ученому совету на утверждение семь научных школ: профессоров Колычева Н.М., Гулевой А.Я., Ер-мохина Ю.И., Юдичева Ю.Ф., Ильина П.А., Рябикова А.Я., Леонтьева С И Каждая из них имеет комплексную программу из трех блоков: научного, учебного и производственного.

В соответствии с планом НИР школы ведут исследования по одиннадцати научным направлениям, охватывающим практически весь спектр приоритетной тематики: селекция и семеноводство, ветеринарное благополучие, микробиология и вирусология и другие.

В научных школах ведется подготовка кадров по 15 научным специальностям из 29 лицензированных. Общее количество аспирантов и соискателей 62 из 175. Подготовка ведется результативно: практически сто процентов защитившихся в последние годы - это члены указанных научных коллективов.

Существующие научные школы в аграрном университете пополняются ежегодно аспирантами и соискателями По существу, вступает в силу закон преемственности, сохранения и приумножения «умственного добра», наследуемого достойными потомками (по выражению Гавриила Батенькова). Именно в научных школах развиваются самостоятельность мышления, способности расчленять проблемы, искать обходные пути, формулировать новые задачи. Обучение плодотворно только при нестандартном, индивидуальном подходе к ученикам. Именно в этих школах «семена творчества» учителей падают на благодатную почву.

Профессором Юдичевым Ю.Ф. и его учениками опубликовано более 500 учебников, пособий, монографий. Подготовлено и защищено 23 кандидатских и 3 докторских диссертации Школой профессора Ильина П.А. подготовлено 36 кандидатских диссертаций и четыре докторские. Опубликовано более 250 работ. Под руководством профессора Колычева Н.М. подготовлено 24 кандидатских и 6 докторских диссертаций. Издано около 300 работ. Подготовлен новый учебник по микробиологии. Под руководством профессора Рябикова А.Я. подготовлено 6 кандидатских и 1 докторская диссертация. Опубликовано более 100 работ. Издано учебное пособие по «Физиологии желез внутренней секреции». Под руководством профессора Гулевой А.Я. подготовлено 11 кандидатов и докторов наук. Издана книга «Разведение сельскохозяйственных животных». Основная часть учеников С И Леонтьева наряду с обучением активно ведет научные исследования в ОмГАУ, другие работают руководителями селекцентров и лабораторий НИИ, ведущими специалистами селекционных учреждений Западной Сибири, Урала, Зауралья и других регионов Сибири Научная школа поддерживает с ними постоянный контакт, осуществляет взаимный обмен исходным и селекционным материалом и достижениями. Под непосредственным руководством профессора Ермохина Ю И. выполнили исследования по разделам и защитили диссертации 30 человек, в том числе три доктора наук.

Качественное решение проблемы кадров во многом зависит от творческого коллектива, в котором создается активная культурно-образовательная среда -интеллектуальная, информационная, духовная и т.д. Однако рост научного работника почти целиком определяется его собственными способностями, волей и знаниями. Руководитель научно-педагогической школы должен лишь заметить эти качества в ученике, с тем чтобы поддержать его. обратить внимание на слабые стороны, а главное, придать импульс его собственной инициативе.

Таким образом, роль научного руководителя школы на этом этапе формирования ученого существенно отличается от роли преподавателя вуза. Научный коллектив и его руководитель в своей работе с молодыми учеными должны поощрять позитивные задатки и

обоснованной критикой исправлять недостатки и ошибки. Такой подход в решении проблемы кадрового потенциала в университете наиболее приемлем. В настоящее время все области знаний сильно увеличились в объеме - одно лицо уже не в состоянии достаточно полно охватить их и использовать в своей работе. Поэтому в наш век ученый должен уметь работать в контакте с коллегами -специалистами различных организаций. Ученый-единоличник уже не может представлять собой ученого современного типа.

Существует проблема, когда преемственность сохранилась на некоторых кафедрах, но в связи с уходом из жизни руководителя научная школа как бы потеряла юридический статус. В этом случае ученый совет нашего вуза решил в течение года осуществлять оформление этих научных школ под руководством учеников. Такие школы продолжают играть важную роль в научном и педагогическом процессе, а направления исследований и заложенные основателем традиции, не только поддерживаются, но и активно развиваются. Примером может послужить кафедра патологической анатомии Института ветеринарной медицины, где нынешний заведующий профессор Н.Г. Мельник успешно развивает направления, заложенные заслуженным деятелем науки, профессором А.И. Аверихиным. На кафедре анатомии, цитологии, гистологии и эмбриологии домашних животных научное направление, разработанное заслуженным деятелем науки, профессором Ю.Ф. Юдичевым, продолжают его ученики - доктор биологических наук, доцент С.И. Ефимов и проф. Г.А. Хонин.

Преемственность - один из главных признаков, характеризующих научную школу, критерием оценки которой должны стать не только прошлые заслуги, но и способность оказать позитивное воздействие на дальнейшее развитие исследований и воспроизводство научного потенциала. Высококвалифицированные кадры, уникальное оборудование, кафедры и лаборатории, научная и образовательная деятельность - это главный критерий оценки научных школ, дающий,право на присвоение статуса «Научная школа ОмГАУ» и приоритетность в получении материально-технической поддержки со стороны ректората.

Признавая значение аспирантуры в подготовке кадров, мы должны с не меньшим вниманием отнестись и к их самостоятельному росту в наших лабораториях и на кафедрах, который трудно осуществлять в обстановке падения имиджа аспирантуры как кузницы высококвалифицированных специалистов и превращения обучения в форму занятости молодых людей, которые не могут трудоустроиться, не хотят идти в армию или работать в других местах по специальности, пользуются государственными общежитиями. Нас тревожит низкая способность аспирантов в изучении научной литературы на иностранных языках. Сегодня аспиранту трудно, а порой и невозможно, выехать в центральные научные библиотеки, принять участие в работе крупных совещаний, съездов, симпозиумов, конгрессов, им недоступны отчеты по научной деятельности региональных центров научных учреждений (РАСХН, СО РАСХН и др.)

Только органичное решение вопросов науки и образования в их неразрывном единстве под неослабным руководством ректора позволит восстановить и воспроизвести кадровый научно-педагогический потенциал, развить фундаментальные и прикладные исследования, повысить эффективность системы НИРС, которая уже на первых курсах формировала бы у молодежи познавательный интерес и влекла к исследовательскому труду. Это самый прямой путь сохранения наиболее талантливых исследователей и научных школ, которые будут способны создавать базу для дальнейшего научно-технического и образовательного роста, привлечения новых финансовых источников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.