Научная статья на тему 'ВОСПРОИЗВОДСТВО КУЛЬТУРЫ В СФЕРЕ КЛУБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ВОСПРОИЗВОДСТВО КУЛЬТУРЫ В СФЕРЕ КЛУБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
107
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПРОИЗВОДСТВО КУЛЬТУРЫ / КЛУБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МАТЕРИАЛЬНОЕ И ДУХОВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ / КАПИТАЛ / КУЛЬТУРНЫЙ КАПИТАЛ / СULTURAL REPRODUCTION / CLUB ACTIVITIES / MATERIAL AND SPIRITUAL PRODUCTION / CULTURAL TRADITIONS / CAPITAL / CULTURAL CAPITAL

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Шошина Светлана Игоревна

В статье исследуются основные формы воспроизводства культуры в клубной деятельности. Объектом исследования является процесс воспроизводства культуры в клубной деятельности. Воспроизводство культуры происходит в трех основных областях - материальной, духовной и символической, где символическая область выступает интегрирующим фактором. В процессе социокультурного воспроизводства генерируются четыре формы нефинансовых капиталов - социальный, культурный, эмоциональный, человеческий. Они актуализируют и ретранслируют культурное наследие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPRODUCTION OF CULTURE IN CLUB ACTIVITIES

The article examines the main forms of culture reproduction in club activities. The object of the research is the process of culture reproduction in club activities. The reproduction of culture takes place in three main areas - material, spiritual and symbolic, where the symbolic area acts as an integrating factor. In the process of socio-cultural reproduction, four forms of non - financial capital are generated: social, cultural, emotional, and human. They update and relay cultural heritage.

Текст научной работы на тему «ВОСПРОИЗВОДСТВО КУЛЬТУРЫ В СФЕРЕ КЛУБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

КУЛЬТУРОЙ

ОГИЧЕСКИИ ЖУРНАЛ

2020/3(41)

JOURNAL OF CULTURAL RESEARCH

ISSN 2222-2480

Электронное периодическое рецензируемое научное издание

■ыходит с 2010 года

Прикладная культурология

DOI 10.34685/HI.2020.91.70.004

Шошина С.И.

Воспроизводство культуры в сфере клубной деятельности

Аннотация. В статье исследуются основные формы воспроизводства культуры в клубной деятельности. Объектом исследования является процесс воспроизводства культуры в клубной деятельности. Воспроизводство культуры происходит в трех основных областях - материальной, духовной и символической, где символическая область выступает интегрирующим фактором. В процессе социокультурного воспроизводства генерируются четыре формы нефинансовых капиталов - социальный, культурный, эмоциональный, человеческий. Они актуализируют и ретранслируют культурное наследие.

Ключевые слова: воспроизводство культуры, клубная деятельность, материальное и духовное производство, культурные традиции, капитал, культурный капитал.

Культурное воспроизводство является важнейшим процессом в развитии общества. В XVIII веке Дж.С.Миллем было отмечено, что «всё то, что потребляется производительно, всегда есть капитал, и оно становится капиталом именно благодаря такому потреблению» [1]. В связи с этим высказыванием британского политэкономического философа можно говорить о первом упоминании воспроизводства культурного в том числе.

Термин «культурное воспроизводство» в концепции капиталов был введён в научный оборот в 1964 году П.Бурдье и Ж.-К.Пассроном в работе «Культурное воспроизводство и социальное воспроизводство» [2] на основе анализа системы образования. В отечественной культурологии термин «культурное воспроизводство» означает «непрерывный процесс созидания, трансляции и сохранения ценностей и норм культуры в социально-историческом и пространственно-временном континууме» [3].

http://cr-iournal.ru/rus/journals/517.html&i id=44

В клубной деятельности воспроизводство культуры происходит, как представляется автору, в трех сферах производства - материальной, духовной и символической.

Необходимо выделить роль клубной деятельности в производстве культурного капитала, придав экономическое значение клубной культурной деятельности через анализ взаимосвязи экономической и культурной ценностей. Стоит отметить тот факт, что еще в середине XIX в. классиками политэкономической мысли чисто экономические термины стали применяться к человеку. Британский политический экономист А.Смит рассматривал в качестве одной из приращенных форм основного капитала «приобретённые и полезные способности всех жителей или членов общества» [4]. А Джон Стюарт Милль полагал, что человек, овладевший какими-либо полезными компетенциями и проявляющий деятельностную активность создает капитальные активы [5].

Здесь мы сталкиваемся с очередным феноменом определения «культурный капитал». Классическое определение капитала - это «самовозрастающая стоимость», с одной стороны, с другой - это командная власть над трудом и его продуктами или «частная собственность на продукты чужого труда» [6]. Использование понятия капитала применительно к человеку должно сводить человека к «человеку экономическому», руководствующемуся исключительно своими экономическими эгоистическими интересами. Однако извлечение из человека прибыли, отношение к нему исключительно как средству компенсируется элементами духовной культуры человечества (нормами и ценностями, представлениями о должном, достижениями культуры и искусства) [7].

Именно клубная деятельность, которая носит творческий самодеятельный характер, где самодеятельность выступает как сущностная черта человека, помогает выровнять двусмысленное определение понятия капитал по отношению к человеку не «как к средству», к средству извлечения прибыли, но, как говорил Кант, «как к цели самой по себе» (категорический императив).

Трудности в понимании различных видов капитала в трактовке современных социологов, философов, экономистов объясняются «биологической, социальной и духовной сущностью человека как единого целого, в котором продавцы человеческих трудовых ресурсов пытаются выделить все новые и новые элементы, способные приносить доход» [8].

В данной статье под определением «капитал» понимается любая способность человека, приращённая в результате творческой самореализации в клубной деятельности, что, на наш взгляд, даёт возможность использовать концепт «капитал» в ракурсе перспектив развития процесса воспроизводства культуры в клубной деятельности.

Наряду с культурным капиталом важнейшим в жизнедеятельности современных людей является социальный капитал. В основе клубной деятельности лежит работа в группах, по горизонтальным связям, сходных по моделям стиля жизни участников. Это приводит как к приросту

индивидуальных социальных капиталов, так и коллективного группового социального капитала, что создаёт основания как для реализации творческого потенциала отдельных участников, так и для возникновения гражданских инициатив и роста гражданской культуры и гражданской активности в целом в рамках местных сообществ.

В клубных учреждениях в процессе социально-коммуникативной деятельности, организуемой клубом в социокультурном пространстве местного сообщества, осуществляются производство и трансферы социального капитала, как в индивидуальной, так и в коллективной формах.

Важным фактором участия в социокультурном производстве в клубных учреждениях является эмоциональный капитал. Социолог Г.Шульце выделил интерес к эмоциональной составляющей производства и произведенной продукции, что, вне всякого сомнения, относится и к социокультурному производству в клубной деятельности, где человек как бы сам запускает творческие процессы, достигая свои эмоциональные цели [9].

Современная культура использования результатов социокультурного производства находит воплощение в формировании разного рода идентичностей, которые превращаются в символический капитал. При этом символический капитал является инструментом социальной дифференциации, в котором заключаются социально ориентированные практики творческого самовыражения личности и самоидентификации.

В процессе реализации индивидуального творческого потенциала, следования уже укоренившимся в социокультурных практиках образцам или разрыва с ним, участники клубной деятельности желают обрести вознаграждающие переживания. Что считать вознаграждением -вопрос индивидуального решения; оно меняется в зависимости от вкусов, стандартов, верований и целей, и эти изменения сильно зависят от личности индивида и культурной среды.

Разрабатывая теоретические аспекты нефинансовых форм капитала, П.Бурдье сформулировал определение символического капитала, под которым он предложил понимать «капитал в любой его форме, представляемой (т.е. воспринимаемой) символически в связи с неким знанием или, точнее, узнаванием или неузнаванием» [10].

В парадигме культурологии символический капитал рассматривается отечественными учеными в качестве «способности человека к владению символами своей культуры, адекватному выражению культуры общества в отдельном человеке» [11]. А.Б.Долгин подразумевает под производством символического капитала «способность человека производить символические ценности: произведения искусства, высказывания, тексты, коммуникации...-все то, что порождает качественное время», которое люди могут использовать для самореализации в рамках творчества в клубной деятельности [12]. Одним из источников культурного производства является создание продукции индивидуального или коллективного творчества в виде различных форм социокультурной деятельности (клубные учреждения), в реализации символизированной игровой активности, которые привносят в жизнь людей не только новые формы досуговой активности, но и

социально-коммуникативные контакты и интеракции, оказывающие детерминирующее воздействие на социокультурные модели досугового и повседневного поведения.

Наконец, необходимо выделить в рамках клубного культурного воспроизводства создание и умножение человеческого капитала, включающего интеллектуальные, образовательные и, добавим, социально- коммуникативные ресурсы.

Проведенный выше анализ основных форм воспроизводства культуры в клубной деятельности позволяет сделать следующие выводы: воспроизводство культуры реализуется в трех основных сферах воспроизводства - материальной, духовной и символической, в которых символическая составляющая выступает интегрирующим фактором. В процессе социокультурного воспроизводства в клубной деятельности генерируются и развиваются четыре формы нефинансовых капиталов - социальный, культурный, эмоциональный и человеческий, которые актуализируют и ретранслируют культурное наследие, поддерживают морфостазис и продуцируют морфогенез различных культурных форм и социокультурных практик.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Милль Дж. С. Основы политической экономии. - М.: Эксмо, 2007. - Т. 1. - С. 130, 241-242.

[2] См.: Бурдье П., ПассронЖ.-К. Воспроизводство: элементы теории системы образования. - М.: Просвещение, 2007. - 267 с.

[3] Гохгалтер М.А. Воспроизводство культурных ценностей в системе современного российского образования: диссер...канд-та философ.наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. - Барнаул, 2012. С. 13-14.

[4] Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: Соцэкгиз, 1962. - С. 311-312.

[5] Милль Дж. С. Указ. соч.

[6] Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е.- М.: Политиздат, 1974. - Т. 42. - С. 41-174.

[7] Нифаева О.В. Морально-нравственные основы человеческого и социального капитала: проблемы терминологии и классификации. - ЫРЬ: ЬНр8://суЬег1еп1пка.ги/аг11с1е/п/тога1по-пгау81уеппуе-о8поуу-сЬе1оуесЬе8кодо-1-8о181а1подо-кар11а1а-ргоЬ1ету-1егт1по1од11-1-к1а881Т1ка1811 (дата обращения: 28.09.2020).

[8] Там же.

[9] Schulze G. Die Erlebnisgesellschaft. Kultursoziologie der Gegenwart. - Frankfurt-am-Main, 2005. -S. 7.

[10] Бурдье П. Формы капитала // Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики. - М.: РОССПЭН, 2004. - С. 519-536.

[11] Федотова Н.Н., Федотов Л.Н. Внеэкономический капитал и его значение для экономики и общества // Философские науки. - 2009. - № 2. - С.47.

[12] Долгин А.Б. Манифест новой экономии. Вторая невидимая рука рынка. - М.: АСТ, 2010. - С. 169.

© Шошина С.И., 2020. Статья поступила в редакцию 29.09.2020.

Шошина Светлана Игоревна,

соискатель,

Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (Москва), e-mail: kvara76@mail.ru

Shoshina S.

Reproduction of culture in club activities

Abstract. The article examines the main forms of culture reproduction in club activities. The object of the research is the process of culture reproduction in club activities. The reproduction of culture takes place in three main areas - material, spiritual and symbolic, where the symbolic area acts as an integrating factor. In the process of socio-cultural reproduction, four forms of non - financial capital are generated: social, cultural, emotional, and human. They update and relay cultural heritage.

Key words: сШШга! reproduction, club activities, material and spiritual production, cultural traditions, capital, cultural capital.

Shoshina Svetlana Igorevna,

postgraduate,

Russian Scientific Research Institute for Cultural and Natural Heritage named after D.Likhachev (Moscow)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.