Б.С. Павлов, доктор филос. наук, профессор,
ведущий научный сотрудник,
Институт экономики УрО РАН,
Н.И. Разикова, канд. хим. наук, профессор,
О.И. Шевелёва, аспирант,
кафедра социальной безопасности,
Физико-технологический институт,
Уральский федеральный университет
им. первого Президента России Б.Н. Ельцина,
г. Екатеринбург, Россия,
pavlov_bohs@ mail.ru,
ВОСПРОИЗВОДСТВО ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ НА УРАЛЕ: КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА
В условиях кризисного развития экономики одной из приоритетных задач технических вузов является подготовка инженеров, конкурентоспособных на региональных рынках труда. В статье анализируются актуальные проблемы организации подготовки и использования инженерных кадров на промышленных предприятиях Урала. Формирование инженерной компетенции, выступающей определяющим фактором профессионально-личностного качества специалиста, предполагает актуализацию мотивации студента, его активную, целеустремлённую адаптацию к учебному процессу, повышение его ответственности за усвоение учебной программы и последующую профессиональную деятельность. По мнению авторов, мотивационной стороне подготовки инженерных кадров в современных технических вузах не уделяется должного внимания. Подтверждением тому, в частности, является диспропорция в подготовке молодых специалистов в технических вузах Урала и их последующем трудоустройстве. Лишь немногим более половины выпускников по инженерным профессиям ищут и находят работу «строго по диплому». Авторы считают, в частности, что в системе подготовки и воспроизводства инженерных кадров в промышленном регионе практически не учитывается гендерная специфика подготовки и использования молодых инженеров; при освоении профессиональных знаний, навыков и реализации их в условиях конкретного производства не учитываются психофизиологические особенности людей и непреложная социально-демографическая функция женских кадров - детовоспро-изводственная. Концептуальные выводы и предложения авторов базируются на результатах ряда комплексных социологических опросов, проведённых в 2014-2016 годах в шести уральских вузах в городах Екатеринбург, Челябинск, Тобольск и на 10 уральских промышленных предприятиях.
Ключевые слова: воспроизводство кадров, инженер, статус профессии, гендерный подход, эффективность учебной подготовки, региональный рынок труда, воспроизводство кадров, демографическое поведение.
В условиях кризисного развития экономики одной из приоритетных задач технических вузов является подготовка инженеров, конкурентоспособных на региональных рынках труда1. «Главный "корень" низкого социально-экономического престижа профессии "инженер" в России, пробук-
совки в подготовке таких кадров в технических вузах таится в своеобразном "обесценивании" инженерного труда, снижении его социальной и экономической привлекательности. Разрыв связи науки, образования и промышленного производства ведёт к старению инженерного кадрового корпуса
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
задача повыше-
на предприятиях, к уходу наиболее талантливых инженеров в другие сферы деятельности»2.
«Актуализировалась ния эффективности использования профессионального потенциала научно-технических кадров в проектировании, производстве и эксплуатации отечественной техники, способной конкурировать с аналогичными образцами продукции передовых развитых стран. Свой вклад в обострение проблемы
«Актуализировалась задача повышения эффективности использования профессионального потенциала научно-технических кадров в проектировании, производстве и эксплуатации отечественной техники, способной конкурировать с аналогичными образцами продукции передовых развитых стран. Свой вклад в обо-
стрение проблемы в этой сфере
в этой сфере трудозаня- трудозанятости вносят объективно
тости вносят объективно не обоснованные гендерные
не обоснованные гендер- °фаничения...»
В об- =
ные ограничения. щественном сознании и в реальном секторе экономики традиционно устоялось мнение об инженерном труде как прерогативе занятости мужчин, имеющих к этому виду труда (в отличие от женщин) особые психофизиологические задатки, устремления, способности, умения и навыки»3.
«В свою очередь, конструирование женской идентичности непосредственно связывают со специфичным для женщины... "женским опытом". Он начинает создаваться благодаря особенностям социализации девочек с младенческого возраста, так как родители создают гендерно нормированный образ новорожденного ребенка (бантики, длинные волосы, нарядные платья и т.п.), а также поощряют гендерно нормированное поведение (нерешительность, эмпатийность, пассивность и т.п.). В процессе воспитания семья (в лице родителей и родственников), система образования (в лице воспитательниц детских учреждений и учителей), культура в целом (через книги и средства массовой информации) внедряют в сознание детей гендерные нормы, формируют определенные правила поведения
и создают представления о том, кто есть "настоящий мужчина" и какой должна быть "настоящая женщина"»4.
В рамках «инженерной» проблематики в период 2014-2016 годов специалистами Института экономики УрО РАН, кафедры социальной безопасности Физико-технологического института (ФТИ) УрФУ было подготовлено несколько пакетов научно-исследовательских программ, включающих соответствующий информационно - поиско -вый инструментарий, и реализован ряд авторских социологических проектов, в частности: - по квотной выборке
1. 2014 год в восьми институтах Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (Екатеринбург) опрошено 500 студенток старших курсов, готовящихся стать молодыми специалистами на предприятиях и в организациях Ураль -ского региона. Выяснялись их основные ценностные ориентации, профессиональные и социально-демографические жизненные планы.
2. 2014-2016 годы - организован и проведён контент-анализ автобиографической информации о социально-профессиональном продвижении 1100 выпускников автотракторного факультета (АТ) ЮжноУральского государственного университета (ЮУрГУ) за период 1960-2005 годов (1000 мужчин и 100 женщин)*.
3. 2015 год - по квотной выборке в восьми институтах Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина проведены опросы 450 студенток старших курсов, готовящихся стать молодыми специалистами на предприятиях и в организациях. Выяснялись их ос-
* Контент-анализ проводился аспирантом ФТИ УрФУ О.Р. Шевелёвой по кн.: Автотракторный факультет: энциклопедия / Юж.-Урал. гос. ун-т. Челябинск: АБРИС, 2013. 471 с. Научный руководитель профессор Б.С. Павлов.
новные ценностные ориентации, профессиональные и социально-демографические жизненные планы.
4. Январь-август 2016 года - было реализовано 5 социологических опросов: 1) опрос 1200 молодых инженеров на 11 промышленных предприятиях региона (ОАО «НТМК ЕВРАЗ» (430 человек), ОАО «СТЗ» (200 человек), ОАО «НСММЗ» (45 человек), АО «НПО Автоматики» (170 человек) и др.); 2) опрос 100 инженеров в ряде институтов УрО РАН; 3) опрос 100 инженеров из ряда институтов отраслевой науки; 4) опрос 100 экспертов на промышленных предприятиях Свердловской области; 5) глубинное интервью с 50 экспертами - руководителями промышленных предприятий и с 50 экспертами (профессора, завкафедрой) из двух технических вузов (УрФУ, УрГУПС).
5. Завершён опрос 1600 студентов уральских вузов по проекту «Жизненные планы выпускников уральских вузов», в том числе были опрошены студенты УрФУ - 450 человек; УрГУПС - 150 человек; УрГПУ -200 человек; ЧелГУ - 200 человек; ЧГПУ -200 человек; РГППУ - 200 человек; Тобольского педагогического института им. Д.И. Менделеева (филиал ТюмГУ) - 200 человек. Опросы проводились в рамках договоров о творческом сотрудничестве учреждений - участников проекта.
В результате реализации комплекса социологических проектов его организаторы получили в своё распоряжение богатую базу эмпирического материала для дальнейшего анализа различных сторон процесса подготовки молодых инженеров из числа уральской молодёжи женского пола с целью повышения эффективности использования молодых специалистов в секторе реальной экономики. Кстати, представляя эти исследования широкому кругу читателей журнала, авторы надеются на их заинтересованное сотрудничество в расширении и углу-
блении исследовательского поиска по заявленной проблеме.
Учитывая ограниченные возможности представления исследовательского материала в рамках одной публикации, остановимся лишь на некоторых сторонах вопроса.
Заявленная нами в статье проблема ген-дерного аспекта воспроизводства корпуса инженерных кадров предполагает анализ процесса социализации молодых людей (в первую очередь, женской части молодёжи) с позиций подготовки их к выполнению двух основных видов жизнедеятельности: репродуктивной (рождение и воспитание потомства - в рамках матримониального поведения) и профессионально-производственной (ориентация и готовность к инженерному труду - в сфере общественной трудовой занятости). Учитывая это, с определённой долей условности можно выделить три основных этапа целенаправленной профессиональной социализации девушек с ориентацией на последующий инженерный труд: 1) ориентация; 2) освоение; 3) реализация.
«К социально-психологической составляющей конкурентоспособности женщин можно отнести уровень их стартового общего и профессионального образования, квалификации, профессионализм, трудовую мотивацию, качественные характеристики личности женщин, особенности психологии, возможности адаптации к изменяющимся условиям и др. Демографический аспект -это возраст, брачное состояние женщины, количество детей и их возраст, здоровье, матримониальные (репродуктивные) планы и др. Учитывая это, конкурентоспособность рабочей силы женщины можно определить как интегральную величину качественных характеристик указанных аспектов, определяющих привлекательность женской рабочей силы для работодателей»5. В нашем случае речь идёт о женской трудозанятости
Основное социально-экономическое противоречие заключается в том, что рыночная модель позволяет свободно развиваться женской экономической инициативе, самостоятельности, независимости в выборе форм занятости, с одной стороны, и с другой -в условиях перехода к рынку женщины оказываются менее социально защищенными в сфере труда, чем мужчины.
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
в сфере инженерного труда. Добавим к этому, что мы имеем в виду не только профессионально-производственную привлекательность.
Активно участвуя в преобразованиях российской экономики, женщины (по преимуществу, молодые) меняют формы своей производственной активности. При этом основное социально-экономическое противоречие, фиксируемое нами в сфере занятости россиянок, заключается в том, что рыночная модель позволяет свободно развиваться женской экономической инициативе, самостоятельности, независимости в выборе форм занятости, с одной стороны, и с другой - в условиях перехода к рынку женщины оказываются менее социально защищенными в сфере труда, чем мужчины.
Результаты наших социологических опросов показывают, что
Своеобразное добровольное отчуждение предпринимателей от насущных проблем демографической деятельности семей -корневая причина плачевного состояния системы общественного призрения и воспитания детей.
го потенциала в регионе, из которого они «черпают» рабочую силу для организации своего производства. Своеобразное добровольное отчуждение предпринимателей (бизнесменов) от насущных проблем демографической деятельности семей (в первую очередь, молодых) - корневая причина плачевного состояния системы общественного призрения и воспитания детей (детское дошкольное воспитание, организация трудового воспитания школьной молодёжи, организация летнего оздоровительного отдыха детей, развитие физической культуры и спортивной деятельности). Эти заботы - государство переложило преимущественно на плечи семьи6.
«Особый интерес представляет оценка соизмеримости, с одной стороны, трудового вклада женщины в тот или иной вид своих занятий (временные и ко-
предприниматели, организаторы производ- личественно-качественные показатели) ства в настоящее время, как правило, не бе- и, с другой, его социально-экономической
рут на себя «социально-экономическую оценки (эквивалентная оплата труда, обще-обузу» по воспроизводству человеческо- ственно значимое признание). Вследствие
ухода женщины из общественного производства для рождения и воспитания детей страдает ее профессиональная квалификация и снижается потенциальная возможность роста оплаты ее труда в будущем. Поэтому естественно, что женщины с наиболее высоким образовательным и профессиональным цензом имеют наименьшее число детей»7.
И в заключение. В конце ХХ - начале ХХ1 веков резко увеличился интерес к решению ключевых проблем социально-экономического воспроизводственного процесса, в частности, к деформации демографического поведения российского населения, не обеспечивающего даже его простое воспроизводство. Как известно, основным субъектом и объектом государственной (соответственно, и региональной) демографической политики традиционно являлся и является социальный институт семьи. Сквозной составляющей ряда реализуемых ныне государственных социально-экономических политик (демографической, семейной, молодёжной, образовательной, промышленной и некоторых других) является гендерная детерминанта.
Актуализировалась необходимость разработки обоснованной научно-методической концептуальной модели текущих и перспективных государственных мер (на уровне регионов), связанных с созданием своеобразного институционально-целевого коридора организации процесса перманентного воспроизводства инженерных кадров для нужд региональной экономики с учётом гендерной компоненты. Создание такого «коридора», по мнению авторов, позволило бы оптимизировать решение задач гендерной политики в сфере трудового воспитания, профориентации, профотбора, профессионального обучения и профессионально-производственной трудозанятости молодых женщин-специалистов в качестве инженеров. ^
Литература
1. См.: Лоншакова Н.А., Павлов Б.С. Студенческая молодёжь на региональном рынке труда: проблемы ориентации и адаптации (на материалах межрегиональных социологических исследо-
ваний). Екатеринбург; Чита: ИЭ УрО РАН, 2003. 81 с.; Павлов Б.С., Багин В.В., Лоншакова Н.А. Рынки труда и образовательных услуг в контексте социальной безопасности региона (на материалах межрегиональных социологических исследований). Екатеринбург; Чита: ИЭ УрО РАН, 2003. 93 с.
2. Павлов Б.С., Сарайкин Д.А., Шевелева О.Р. Гендерная компонента процесса воспроизводства и использования инженерного корпуса в промышленности Урала // Моделирование демографического развития и социально-экономическая эффективность реализации демографической политики России: материалы Междунар. науч.-практ. конференции / Финансовый ун-т при Правительстве Рос. Федерации, Ин-т соц.-полит, исслед. РАН. 2015. С. 206216.
3. Павлов Б.С., Сиражетдинова А.А., Разико-ва Н.И., Степанова А.Ю. Проблемы организации системы подготовки инженерных кадров на Урале // Дискуссия. 2013. № 10 (40). С. 120-126.
4. Женская идентичность [Электронный ресурс] // Словари и энциклопедии. ИРЬ: http://www. psyoffice.ru/5-gender-371.htm (дата обращения: 12.10.16).
5. Павлов Б.С., Козлов В.Н., Бердник Л.П. Молодая мать на региональном рынке труда: позиции уральских работодателей // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 31. С. 86-95.
6. Павлов Б.С., Сарайкин Д.А., Шевелева О.Р. Гендерная компонента процесса воспроизводства и использования инженерного корпуса в промышленности Урала // Моделирование демографического развития и социально-экономическая эффективность реализации демографической политики России: материалы Междунар. науч.-практ. конференции / Финансовый ун-т при Правительстве Рос. Федерации, Ин-т соц.-полит. исслед. РАН. 2015. С. 206-216.
7. Анисимов С.А., Павлов Б.С., Павлов Д.Б. Экономическое поведение молодой семьи на Урале: симбиоз потребительства и трудовой активности // Моделирование демографического развития и социально-экономическая эффективность реализации демографической политики России: материалы Междунар. науч.-практ. конференции / Финансовый ун-т при Правительстве Рос. Федерации, Ин-т соц.-полит. исслед. РАН. 2015. С. 151-161.
TRAINING ENGINEERS IN URAL: CONCEPTUALIZATION OF GENDER APPROACH
B.S. Pavlov, Doctor of Philosophy, Professor, leading researcher, Institute of Economics, The Ural Branch of Russian Academy of Sciences, N.I. Razikova, Candidate of Chemistry, Professor, O.I. Sheveleva, postgraduate, The department of social security, Institute of Physics and Technology, Ural Federal University, Yekaterinburg, Russia, pavlov_boris@ mail.ru, [email protected], [email protected]
In the conditions of crisis development of economy one of the priority objectives of technical universities is training engineers competitive on regional labor market. The article analyzes the urgent problems of training and application of engineers at industrial enterprises of Ural. Formation of engineer competence, as a defining factor of professional and personal quality of a specialist supposes actualization of student's motivation, one's active, purposeful adaptation to educational process, rise of student's responsibility for mastering educational program and consequent professional activity. According to the authors'opinion, universities don'tpay enough attention to motivation side of engineer's training. In particular, there is a misbalance in training and employment of young specialists in technical universities of Ural. Only half of alumni search a work "according to the diploma". The authors believe that training system of engineers in the industrial region doesn't take into account a gender specificity of training and application of young engineers in mastering professional knowledge, skills and realization of them in conditions of exact production taking into account psychic and physiological features and indisputable social and demographic functions of females as childbearing. The concept conclusions and offers of the authors are based on the results of a set of sociological surveys, conducted in 2014-2016 in six Ural universities (Yekaterinburg, Chelyabinsk and Tobolsk) and ten Ural industrial enterprises. Key words: availability of replacement personnel, the engineer, the status of the profession, the gender approach, effectiveness training, regional labor market, the reproduction of the frame, demographic behavior.
References
1. Lonshakova N.A., Pavlov B.S. Studencheskaia molodezh' na regional 'nom rynke truda: prob-lemy orientatsii i adaptatsii (na materialakh mezhregional 'nykh sotsiologicheskikh issledova-nii) [Students at the regional labour market: problems of orientation and adaptation (on the materials of the interregional social research)]. Ekaterinburg, Chita, IE UrO RAN Publ., 2003. 81 p.; Pavlov B.S., Bagin V.V., Lonshakova N.A. Rynki truda i obrazovatel'nykh uslug v kontekste sotsial'noi bezo-pasnosti regiona (na materialakh mezhregional'nykh sotsiologicheskikh issledovanii) [Labor markets and educational services in the context of social security in the region (on the materials of the interregional social research)]. Ekaterinburg, Chita, IE UrO RAN Publ., 2003. 93 p.
2. Pavlov B.S., Saraikin D.A., Sheveleva O.R. Gendernaia komponenta protsessa vosproizvod-stva i ispol'zovaniia inzhenernogo korpusa v pro-myshlennosti Urala [The gender component of the process of reproduction and use of corps of engineers in industry in the Urals]. Modelirovanie de-
mograficheskogo razvitiia i sotsial 'no-ekonomi-cheskaia effektivnost' realizatsii demograficheskoi politiki Rossii: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. Konferentsii [Simulation of demographic development and socio-economic efficiency of realization of demographic policy of Russia. Proceedings of intern. sci.-pract. conf.]. Moscow, 2015, pp. 206216.
3. Pavlov B.S., Sirazhetdinova A.A., Razikova N.I., Stepanova A.Iu. Problemy organizatsii sistemy pod-gotovki inzhenernykh kadrov na Urale [Problems of organization of system of training of engineers in the Urals]. Diskussiia - Discussion, 2013, no. 10 (40), pp. 120-126.
4. Zhenskaia identichnost' [Women's identity]. Sl-ovari i entsiklopedii [Dictionaries and encyclopedias]. Available at: http://www.psyoffice.ru/5-gen-der-371.htm (accessed 12.10.16).
5. Pavlov B.S., Kozlov VN., Berdnik L.P. Molodaia mat' na regional'nom rynke truda: pozitsii ural'skikh rabotodatelei [A young mother at the regional labour market: the position of the Ural employers]. Vestnik
Cheliabinskogo gosudarstvennogo universiteta -Bulletin of the Chelyabinsk state University, 2010, no. 31, pp. 86-95.
6. Pavlov B.S., Saraikin D.A., Sheveleva O.R. Gen-dernaia komponenta protsessa vosproizvodstva i is-pol'zovaniia inzhenernogo korpusa v promysh-lennosti Urala [The gender component of the process of reproduction and use of corps of engineers in industry in the Urals]. Modelirovanie demograficheskogo razvitiia i sotsial 'no-ekonomi-cheskaia effektivnost' realizatsii demograficheskoi politiki Rossii: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. Konferentsii [Simulation of demographic development and socio-economic efficiency of realization of demographic policy of Russia.
Proceedings of intern. sci.-pract. conf.]. Moscow, 2015, pp. 206-216.
7. Anisimov S.A., Pavlov B.S., Pavlov D.B. Ekonomicheskoe povedenie molodoi sem'i na Urale: simbioz potrebitel'stva i trudovoi aktivnosti [Economic behaviour of a young family in the Urals: the symbiosis of consumerism and activity]. Modelirovanie demograficheskogo raz-vitiia i sotsial'no-ekonomicheskaia effektivnost' realizatsii demograficheskoi politiki Rossii: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. Konferentsii [Simulation of demographic development and socio-economic efficiency of realization of demographic policy of Russia. Proceedings of intern. sci.-pract. conf.]. Moscow, 2015, pp. 151-161.