Научная статья на тему 'Изучение социально-профессиональной мобильности инженеров путем анализа биографической информации'

Изучение социально-профессиональной мобильности инженеров путем анализа биографической информации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
143
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ МОЛОДЫХ КАДРОВ / ADAPTATION OF YOUNG SPECIALISTS / АВТОТРАКТОРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ / AUTOMOTIVE FACULTY / БИОГРАФИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ / BIOGRAPHICAL DATA / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / CONTENT ANALYSIS / МОБИЛЬНОСТЬ МЕСТ ПРИЛОЖЕНИЯ ТРУДА / PLACES OF EMPLOYMENT / СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / SOCIO-PROFESSIONAL MOBILITY / ТРУДОВАЯ АКТИВНОСТЬ / УРАЛЬСКИЙ ИНЖЕНЕР / URAL ENGINEER / MOBILITY / LABOUR PARTICIPATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шевелева О. Р.

В статье рассматриваются особенности применения метода контент-анализа биографических данных при изучении социально-профессиональной мобильности инженерньх кадров. Автором были выделены четыре этапа проведения авторского социологического исследования с применением данного метода, сформированы эмпирические параметры и индикаторы для проведения исследования и приведены некоторые примеры анализа полученной информации. В качестве эмпирических данных были использованы краткие биографии 1 000 выпускников (с 1948 по 2011 гг. включительно) автотракторного факультета (АТ-факультета) Южно-Уральского государственного университета (ЮУрГУ). В статье автор обращает внимание на три основных аспекта социально-профессиональной мобильности инженеров выпускников АТ-факультета ЮУрГУ: а) мобильность в освоении количества профессий и мест приложения труда; б) мобильность в профессиональной адаптации молодых кадров; в) мобильность и трудовая активность в статусно-должностной сфере трудозанятости. Особенность исследования заключалась в том, что биографии выпускников ЮУрГУ были собраны не с одного года выпуска, а пяти-шести десятилетий. Данные социологического исследования в дальнейшем помогут сформировать комплекс программ для качественного набора студентов в технические вузы на инженерные специальности; для профессиональной подготовки; распределения выпускников по предприятиям реальной экономики; адаптации, дальнейшего сопровождения и продвижения инженерных кадров непосредственно на предприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING OF SOCIAL AND PROFESSIONAL MOBILITY OF ENGINEERS BY MEANS OF BIOGRAPHICAL INFORMATION ANALYSIS

The article considers application features of content analysis of biographical data by studying social and professional mobility of engineers. The author has separated out four stages of sociological survey with a use of this method. Also the work forms empirical parameters and indicators for this survey carrying out and provides some examples of the received information’s analysis. As empirical data the brief biographies of 1000 motor and tractor faculty’s (MT-faculty) alumni from South Ural State University (SUSU) from 1948 to 2011 were used. This university is one of the biggest educational institutions of the Urals. This diversified institution is famous for its history and traditions, scientific achievements, innovative developments, quality of education and high qualification of academic staff. In the article the author focuses on three basic aspects of social and professional mobility of graduated engineers from MT-faculty of SUSU: 1) mobility in mastering of professions’ quantity andplaces for labour application; 2) mobility in professional adaptation of young personnel; 3) mobility and labour activity in status and position sphere of work. The essence of the survey is that all the biographies were selected not from one year of graduation, but from five to six decades. The results of this social survey can help in complex program formation for quality intake to technical universities for engineering specialties; professional training; distribution of alumni to enterprises; adaptation and further support and promotion of engineering personnel for enterprises.

Текст научной работы на тему «Изучение социально-профессиональной мобильности инженеров путем анализа биографической информации»

О.Р. Шевелева, аспирант, кафедра социальной безопасности, Физико-технологический институт, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Россия, [email protected]

ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ИНЖЕНЕРОВ ПУТЕМ АНАЛИЗА БИОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

В статье рассматриваются особенности применения метода контент-анализа биографических данных при изучении социально-профессиональной мобильности инженерных кадров. Автором были выделены четыре этапа проведения авторского социологического исследования с применением данного метода, сформированы эмпирические параметры и индикаторы для проведения исследования и приведены некоторые примеры анализа полученной информации. В качестве эмпирических данных были использованы краткие биографии 1 000 выпускников (с 1948 по 2011 гг. включительно) автотракторного факультета (АТ-факультета) ЮжноУральского государственного университета (ЮУрГУ). В статье автор обращает внимание на три основных аспекта социально-профессиональной мобильности инженеров — выпускников АТ-факультета ЮУрГУ: а) мобильность в освоении количества профессий и мест приложения труда; б) мобильность в профессиональной адаптации молодых кадров; в) мобильность и трудовая активность в статусно-должностной сфере трудозанятости. Особенность исследования заключалась в том, что биографии выпускников ЮУрГУ были собраны не с одного года выпуска, а пяти-шести десятилетий. Данные социологического исследования в дальнейшем помогут сформировать комплекс программ для качественного набора студентов в технические вузы на инженерные специальности; для профессиональной подготовки; распределения выпускников по предприятиям реальной экономики; адаптации, дальнейшего сопровождения и продвижения инженерных кадров непосредственно на предприятиях.

Ключевые слова: адаптация молодых кадров, автотракторный факультет, биографические данные, контент-анализ, мобильность мест приложения труда, социально-профессиональная мобильность, трудовая активность, уральский инженер.

В условиях реформирования и реструктуризации промышленных производств в России работодатели все чаще стали задумываться об эффективности использования человеческого труда, уделяя внимание производительности и оптимизации на предприятии. Приоритетом в реализации кадровой политики организаций сегодня является сохранение и развитие квалифицированного персонала путем анализа процессов адаптации, стимулирования, закрепления кадров, а также процессов социально-профессиональной мобильности работников.

Понятие социально-профессиональной мобильности инженерных кадров мы связы-

ваем с осмысленным осознанием работником себя в качестве специалиста с возможностью постоянного профессионального самосовершенствования и повышения своей компетентности, готовностью стремительно осваивать новые сферы социальной и профессиональной деятельности, проявляя при этом самостоятельность, творческие способности и нестандартность мышления1.

В данной статье используются результаты авторского социологического исследования «Инженер ЮУрГУ», проведенного в 2014 году (научный руководитель — профессор Б.С. Павлов) с применением метода контент-анализа биографической информа-

№ 10(62) НОЯБРЬ 2015

т

ции. При проведении исследования эмпирические данные были получены путем анализа кратких биографий 1 000 выпускников Автотракторного факультета (АТ) ЮжноУральского государственного университета (ЮУрГУ)2.

При составлении биографической информации выпускников АТ-факультета основной акцент был сделан на трудовых и профессионально-карьерных позициях инженерных кадров. Полученные биографические данные стали основным источником «детальных и мотивированных описаний „истории" отдельной личности»3. Достаточно длительный временной интервал; большой информационный массив данных, сформированный из биографий тысячи выпускников АТ-факультета, представляющих собой уникальные биографические данные за пять-шесть десятилетий, и обусловливают применение метода контент-анализа. Контент-анализ позволяет «изучать более глубокий слой социальных явлений, чем это доступно другим методам»4.

В процедуре контент-анализа биографических данных, изучая социально-профессиональную мобильность инженеров (выпускников АТ-факультета), мы выделяем следующие этапы проведения исследования.

I. Поиск, анализ и формирование базы биографической информации, содержащей сведения об инженерных кадрах. Для исследования социально-профессиональной мобильности инженеров были выбраны выпускники (1948—2011 гг. включительно) АТ-факультета одного из крупнейших вузов Урала. АТ-факультет готовит инженеров, которые трудятся на крупнейших заводах машиностроительного комплекса и возглавляют некоторые из них. Биографии выпускников одного вуза позволяют детально изучить про-фессионально-карьер-ные и трудовые позиции, а также проанализировать отдельные аспекты мобильности инженерных кадров.

II. Определение блоков и эмпирических параметров, характеризующих социально-профессиональную мобильность инженеров.

Сформированы следующие категории анализа: эмпирические параметры и индикаторы, которые позволяют формализовать данные исследования.

1. Половозрастные: пол; возраст; годы обучения в вузе.

2. Образование: форма обучения; обучение в филиале ЮУрГУ; наличие диплома «с отличием»; полученная специальность; обучение в аспирантуре; наличие научной степени и звания; дополнительное образование.

3. Трудоустройство: получение места работы по распределению вуза; город (область) работы инженера после окончания вуза; наличие территориальной мобильности (перемещения); сферы деятельности и работы инженера; трудовая активность на нескольких предприятиях.

4. Труд и достижения: наличие должностного роста; группа профессионального труда инженера; ступени карьерного роста; возможности карьерного роста; разработки и новаторство; особенности труда инженера.

5. Отличия/заслуги: награды и отличия; работа по совместительству; дополнительные увлечения помимо основной работы; занятие бизнесом; служба в армии; семейное положение; наличие детей; наличие родственников-инженеров.

III. Введение, систематизация и подсчет биографической информации в электронной базе данных.

IV. Обобщение и интерпретация полученных данных.

Изучение биографической информации при исследовании социально-профессиональной мобильности инженеров дает представление о возможно -стях профессионального роста и трудовой активности, особенностях профессиональной деятельности, интересах и увлечениях, трудовой миграции в разные периоды экономического развития страны.

Рассмотрим более детально возможности применения метода контент-анализа биографической информации при изучении трех основных аспектов социально-про-

Понятие социально-профессиональной мобильности инженерных кадров мы связываем с осмысленным осознанием работником себя в качестве специалиста с возможностью постоянного профессионального самосовершенствования и повышения своей компетентности.

фессиональной мобильности инженерных кадров, подготовленных АТ-факультетом ЮУрГУ.

А. Мобильность в освоении количества профессий и мест приложения труда.

Исследование позволило выделить 22 сферы деятельности, разделенные на две группы (производственная и социальная), в которых трудятся выпускники АТ-факультета на протяжении своей профессиональной карьеры. Основными сферами приложения трудовой активности выпускников можно назвать следующие: а) производство — машиностроение и металлообработка (61%); оборонное производство (15%); транспорт и связь (13%); б) наука и научное обслуживание (29%); народное образование (26%); государственное управление / силовые структуры (12%).

Хотелось бы также отметить, что в исследовании было выделено 8 регионов, в которых трудились выпускники АТ-факультета, однако в общей массе подготовка специалистов проводилась непосредственно для Уральского региона (17%) и Челябинской области (74%), но наблюдались случаи (8%) направления выпускников на автомобильные заводы и автотранспортные предприятия в другие регионы РФ.

Б. Мобильность в профессиональной адаптации молодых кадров.

В процессе составления программы социологического исследования были условно сформированы две группы деятельности выпускников АТ-факультета на предприятии: инженерная и образовательная. В каж-

дой группе были выделены несколько параметров, благодаря которым молодой инженер может быстрее пройти процесс адаптации на предприятии, зарекомендовав себя квалифицированным работником, стремящимся к профессиональному и карьерному продвижению.

Инженеры, получившие образование на АТ-факультете ЮУрГУ, принимали и принимают активное участие в разработке и выпуске новых изделий/устройств; ведении рационализаторской деятельности; научном подтверждении своих разработок и предложений; повышении квалификации и прохождении курсов переподготовки на предприятии и вне его; стажировках на смежных предприятиях и т. д.

Выявленные виды деятельности инженеров на предприятии позволяют молодому работнику «формировать инженерную компетентность как определяющую профессионально-личностное качество специалиста»5. В процессе адаптации молодому инженеру необходимо проявить себя, доказать свою конкурентоспособность: показать уровень своего образования, творческое мышление, способность работы в команде, умение применять теоретические знания на практике и принимать грамотные решения, а также проявить такие качества, как гибкость, динамичность, адаптивность, прогностич-ность, преемственность, вариативность6.

Анализ биографической информации позволяет выявлять характеристики трудовой деятельности инженеров на предприятии, что в дальнейшем может помочь опре-

№ 10(62) НОЯБРЬ 2015

делить факторы и направления социально-профессиональной мобильности молодых инженеров, а также сформировать блок эмпирических параметров для проведения более детального иссле- =

дования вопросов адаптации, стимулирования, профессионального продвижения и закрепления молодых специалистов на предприятиях реальной экономики.

В. Мобильность и трудовая активность в статусно-должностной сфере трудозанятости.

Проследить дина- =

мику продвижения в профессиональной карьере инженера позволяет изучение ступеней роста инженерного работника на предприятии/заводе, которые были условно сформированы в ходе исследования:

I ступень — начальная (инженер 2-3-й категории);

II ступень — средняя (инженер 1-й категории, руководитель группы/бюро);

III ступень — высокая (начальник отдела, главный инженер/технолог);

IV ступень — наивысшая/отличительная (директор/замдиректора предприятия).

Анализ последовательности прохождения работником предприятия всех квалификационных уровней становления специалиста выявил закономерность, что 32% инженеров, работая и последовательно поднимаясь по ступеням профессиональной карьеры, добиваются уровня руководителя подразделения; 10% остаются работать на I ступени (инженер 2-3-й категории) и только 14% инженеров становятся руководителями высшего звена.

В ходе проведения исследования были также разработаны профессиональные ориентиры, которые характеризуют трудовую карьеру инженера на производстве: а) работал только инженером; б) работал только руководителем; в) работал инженером-руководителем; г) работал руководителем-инженером; д) не работал на заводе. Судя по полученным результатам, 24% выпускников не работали на заводе вообще; 16% остались в должности инженера; 49% выпускников АТ-факультета поднимаются вверх

Анализ последовательности прохождения работником предприятия всех квалификационных уровней становления специалиста выявил закономерность, что 32% инженеров добиваются уровня руководителя подразделения; 10% остаются работать на I ступени и только 14% инженеров становятся руководителями высшего звена.

по карьерной лестнице, превращаясь из линейного инженера в руководителя бюро/ цеха/завода.

В заключение хотелось бы отметить, что = «сегодня лидерами глобального развития становятся те страны, которые способны создавать прорывные технологии и на их основе формировать собственную мощную производственную базу.

Качество инженер -ных кадров становится одним из ключевых факторов конкурентоспо-= собности государства»7. Для формирования комфортных условий жизнедеятельности и работоспособности инженерных кадров важно изучение индивидуальных переживаний, мнений и опыта «проживания жизни и отражения в нем социально-культурных процессов»8.

Контент-анализ биографической информации позволяет анализировать и систематизировать данные различных временных периодов с учетом субъективных показателей и в дальнейшем разрабатывать новые системы и проекты, удовлетворяющие требованиям как инженерных кадров, так и непосредственных работодателей — руководителей предприятий реального сектора экономики. ^

Литература

1. Шевелева О.Р. К вопросу о понятии «социально-профессиональная мобильность инженерных кадров» // Социально-экономические проблемы развития территориальных систем и научных статей XII Международной конференции молодых ученых. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2014. 374 с.

2. Автотракторный факультет: энциклопедия / В.А. Путин, Ю.В. Рождественский, А.П. Моисеев // Южно-Уральский государственный университет. Челябинск: изд-во «АБРИС», 2013. 471 с.

3. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. М.: КДУ, 2009. 296 с.

4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: учебник. М.: ИНФРА-М, 2004. 768 с.

5. Павлов Б.С., Сиражетдинова А.А. Формирование кадрового корпуса инженеров на Урале: социоло-

гический аспект // Экономика региона. 2012. № 1. С. 62-75.

6. Там же.

7. Стенографический отчёт о заседании Совета при Президенте по науке и образованию 23 июня 2014 год / Официальный сайт Президента России [Элек-

тронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/news/45962 (дата обращения 12.09.14).

8. Нечаева Е.С. Биографический метод как способ изучения повседневности // Общество: социология, психология, педагогика. 2012. № 2. С. 71-78.

STUDYING OF SOCIAL AND PROFESSIONAL MOBILITY OF ENGINEERS BY MEANS OF BIOGRAPHICAL INFORMATION ANALYSIS

O.R. Sheveleva, postgraduate, The department of social security, The Institute of Physics and Technology, Ural Federal University, Yekaterinburg, Russia, [email protected]

The article considers application features of content analysis of biographical data by studying social and professional mobility of engineers. The author has separated out four stages of sociological survey with a use of this method. Also the work forms empirical parameters and indicators for this survey carrying out and provides some examples of the received information's analysis. As empirical data the brief biographies of 1000 motor and tractor faculty's (MT-faculty) alumni from South Ural State University (SUSU) from 1948 to 2011 were used. This university is one of the biggest educational institutions of the Urals. This diversified institution is famous for its history and traditions, scientific achievements, innovative developments, quality of education and high qualification of academic staff. In the article the author focuses on three basic aspects of social and professional mobility of graduated engineers from MT-faculty of SUSU: 1) mobility in mastering ofprofessions' quantity and places for labour application; 2) mobility in professional adaptation of young personnel; 3) mobility and labour activity in status and position sphere of work. The essence of the survey is that all the biographies were selected not from one year of graduation, but from five to six decades. The results of this social survey can help in complex program formation for quality intake to technical universities for engineering specialties; professional training; distribution of alumni to enterprises; adaptation and further support and promotion of engineering personnel for enterprises.

Key words: adaptation of young specialists, Automotive faculty, biographical data, content analysis, mobility, places of employment, socio-professional mobility, labour participation, Ural engineer.

Referenecs

1. Sheveleva O.R. K voprosu o poniatii «sotsial'no-professional'naia mobil'nost' inzhenernykh kadrov» [To the question about the concept of «socio-professional mobility of engineering personnel»]. Cotsial'no-ekonomicheskie problemy razvitiia territorial'nykh sistem i nauchnykh statei XII Mezhdunarodnoi konferentsii molodykh uchenykh [Socio-economic problems of development of territorial systems and research papers of the XII International conference of young scientists]. Ekaterinburg, Institut ekonomiki UrO RAN Publ., 2014. 374 p.

2. Avtotraktornyi fakul'tet: entsiklopediia / V.A. Putin, Iu.V Rozhdestvenskii, A.P. Moiseev [Automotive faculty: encyclopedia. Ed. by VA. Putin, Yu.V. Rozhdestvensky, A.P. Moiseev]. Chelyabinsk, izd-vo «ABRIS» Publ., 2013. 471 p.

3. Deviatko I.F. Metody sotsiologicheskogo issledovaniia [Methods of sociological research]. Moscow, KDU Publ., 2009. 296 p.

4. Dobren'kov V.I., Kravchenko A.I. Metody sotsiologicheskogo issledovaniia: uchebnik [Methods of sociological research: a textbook]. Moscow, INFRA-M Publ., 2004. 768 p.

5. Pavlov B.S., Sirazhetdinova A.A. Formirovanie kadrovogo korpusa inzhenerov na Urale: sotsiologicheskii aspekt [The formation of the corps of engineers in the Urals: the sociological aspect]. Ekonomika regiona — Economy of region, 2012, no. 1, pp. 62—75.

6. Pavlov B.S., Sirazhetdinova A.A. Formirovanie kadrovogo korpusa inzhenerov na Urale: sotsiologicheskii aspekt [The formation of the corps of engineers in the Urals: the sociological aspect]. Ekonomika regiona — Economy of region, 2012, no. 1, pp. 62—75.

7. Stenograficheskii otchet o zasedanii Soveta pri Prezidente po nauke i obrazovaniiu 23 iiunia 2014 god [Verbatim record of the meeting of the presidential Council for science and education on June 23, 2014]. Available at: http://kremlin.ru/news/45962 (accessed 12.09.14).

8. Nechaeva E.S. Biograficheskii metod kak sposob izucheniia povsednevnosti [Biographical method as a method of studying everyday life]. Obshchestvo: sotsiologiia, psikhologiia, pedagogika — Society: sociology, psychology, pedagogy, 2012, no. 2, pp. 71—78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.