_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_
Научная статья
https://doi.org/10.23672/SAE.2023.9.9.038 УДК 316.72: 659. 1/4
© ®
Attribution
сс by
ВОСПРОИЗВОДСТВО ЭКСТРЕМАЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЕ
Шульгин А.С.
Государственный испытательный центр МО РФ
Аннотация. Актуальность. Как любой социальный феномен, экстремальность имеет отражение в массовой культуре, посредством чего транслируется в более широкие слои общества, тем самым расширяя рамки своего влияния. Являясь по сути замкнутой сферой, экстремальные субкультуры тем не менее получают выход на уровень всеобщего культурного слоя с помощью представленности в массовой культуре. Цель статьи состоит в анализе воспроизводства экстремальности по различным каналам трансляции массовой культуры. Одним из наиболее значимых каналов трансляции в массовой культуре выступают различные средства массовой информации. Задачи. Проанализировать отрицательные и положительные публикации, относящиеся к проявлению экстремальности. К отрицательным публикациям мы отнесем тот пласт информации, который обозначает негативные стороны проявления экстремальности -это, в первую очередь, сообщения о происшествиях, о неорганизованных стихийных выплесках экстремальности, свойственной чаще всего подросткам и незрелому хаотичному сознанию, не осознающему весь спектр последствий своих поступков. Выводы. Экстремальность в современной массовой культуре может воспроизводиться различными способами. Деятельность экс-тремалов из сферы профессионального спорта освещается регулярными средствами массовой информации - посредством публикаций в журналах, газетах и т.д. Одной из позитивных тенденций современного развития экстремальной сферы становится освещение «изнутри» проблемы осознанности и контроля над опасностью в экстремальной деятельности, что приводит к постепенному смещению в социальном мировоззрении акцентов с идеи риска в сторону идеи контроля над риском и профессионального, прагматичного подхода к осуществлению экстремальной деятельности.
Ключевые слова: массовая культура, экстремальность, социализация, самоидентификация, коммуникация, средства массовой информации, субкультура.
REPRODUCTION OF EXTREME IN MODERN MASS CULTURE
Alexander S. Shulgin
State Testing Center of the Ministry of Defense of the Russian Federation
Abstract. Relevance. Like any social phenomenon, extremeness is reflected in popular culture, through which it is transmitted to wider layers of society, thereby expanding the scope of its influence. Being essentially a closed sphere, extreme subcultures nevertheless gain access to the level of the general cultural layer through representation in mass culture. The purpose of the article is to analyze the reproduction of extremeness through various channels of broadcasting mass culture. One of the most significant broadcast channels in popular culture are various media. Tasks. Analyze negative and positive publications related to the manifestation of extremeness. We will include as negative publications that layer of information that indicates the negative aspects of the manifestation of extremeness - these are, first of all, reports of incidents, of unorganized spontaneous outbursts of extremeness, most often characteristic of teenagers and an immature chaotic consciousness that is not aware of the full range of consequences of its actions. Conclusions. Extremeness in modern mass culture can be reproduced in various ways. The activities of extreme athletes from the field of professional sports are covered by regular media - through publications in magazines, newspapers, etc. One of the positive trends in the modern development of the extreme sphere is the coverage «from the inside» of the problem of awareness and control over danger in extreme activities, which leads to a gradual shift in the social worldview of emphasis from the idea of risk towards the idea of risk control and a professional, pragmatic approach to the implementation of extreme activities .
Keywords: mass culture, extremeness, socialization, self-identification, communication, media, subculture.
_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_
Введение. В разное время проблемами определения массовой культуры занимались такие ученые, как К. Ясперс, Ж. Бодрийар, П. Сорокин, О. Шпенглер и др. Сам же термин «массовая культура» был введен в 40-е гг. XX века исследователями М. Хоркхаймером и Д. Макдональ-дом и подхвачен представителями Франкфуртской социологической школы. Наибольшее осмысление феномен массовой культуры получил в трудах Х. Ортега-и-Гассета. Осмысляя в своих исследованиях поведение масс, он говорил о том, что «массовая культура представляет собой культуру массового человека, воспринимающего жизнь как поле наслаждений, убежденного, что общество и государство должны удовлетворять его желания» [1].
Стоит согласиться с тем, что, само по себе, явление массовой культуры неоднозначно. С одной стороны, общедоступность приводит к усредненности и стереотипизации, вызванной подстройкой к культурному уровню большинства, масс. С другой же стороны, именно массовая культура позволяет выводить на общедоступный уровень определенные закрытые идеи, тем самым, способствуя расширению поля возможностей отдельной личности. В настоящее время массовая культура крепко впаяна в повседневную жизнь индивида, поэтому отрицать ее тотальное влияние бессмысленно.
«Массовой культурой называют совокупность общемировых потребительских элементов культуры, производимых в больших объемах промышленным способом. Это - культура повседневной жизни, предоставленная большей части общества по самым разным каналам, включая средства массовой информации и коммуникации, с которыми она тесно связана. Поэтому содержание массовой культуры составляет продукция современного промышленного производства, кино, телевидение, книги, газеты и журналы, спорт, туризм и т.д.» [2].
Обсуждения. Результаты. Согласно современному теоретическому осмыслению сущности средств массовой коммуникации как транслятора массовой культуры, выделяют два основных подхода в определении типов их функционирования:
«1) человеко-ориентированный подход, суть которого в том, что люди, скорее, приспосабливают средства массовой коммуникации к своим нуждам и потребностям, чем средства массовых коммуникаций подчиняют себе людей. Сторонники человеко-ориентированного подхода исходили из того, что люди выборочно воспринимают поступающую информацию. Они выбирают ту часть информации, которая совпадает с их мнением, и отвергают ту, которая в это мнение не укладывается;
2) медиа-ориентированный подход, который основывается на том, что человек подчиняется
действию средств массовой коммуникации. Они воздействуют на него как наркотик, которому н е возможно сопротивляться» [3].
Феномен массовой культуры связан непосредственно с развитием средств массовой коммуникации, что подразумевает различные пути передачи информации в социальную сферу.
По этому критерию можно выделить три вида трансляции массовой культуры:
1) средства массовой информации, отличительной особенностью которых выступает регулярность их воздействия и фокусировка на определенных социальных группах. Сюда можно отнести газеты, журналы (в том числе сетевые), телевидение, радио, блогосфера и т.п.;
2) средства массового воздействия, которые имеют признаками нерегулярность воздействия, а также ориентированность на усредненного потребителя. Здесь основными видами актуализации выступают такие сферы, как кино, реклама, массовая литература, мода [4] и т.п.;
3) технические средства коммуникации, которые подразумевают непосредственное общение для передачи информации непосредственно от одного человека другому или группе лиц. Сюда относятся такие каналы, как интернет, телефон и т.п.
Используя вышеуказанную классификацию, рассмотрим, как воспроизводится экстремальность по различным каналам трансляции массовой культуры.
Одним из наиболее значимых каналов трансляции в массовой культуре выступают различные средства массовой информации. Здесь публикации, относящиеся к проявлению экстремальности, можно условно разделить на положительные и отрицательные. К отрицательным публикациям мы отнесем тот пласт информации, который обозначает негативные стороны проявления экстремальности - это, в первую очередь, сообщения о происшествиях, о неорганизованных стихийных выплесках экстремальности, свойственной чаще всего подросткам и незрелому хаотичному сознанию, не осознающему весь спектр последствий своих поступков. В качестве примера приведем несколько сюжетов.
Одними из наиболее опасных и ставших в последнее время популярными для обсуждения в том числе и в среде законотворчества можно считать модные среди детей и подростков заце-пинг и руфинг, которым посвящен ряд новостных материалов, как репортажного, так и аналитического характера. Тем не менее, экстремальность личности может проявляться и организованно, чему примером может служить экстремальный спорт, основными отличительными характеристиками которого можно считать более серьезный, прагматичный подход. Здесь цель четко и осознанно определена, и человек готов к посте© Шульгин А.С.
_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_
пенному ее достижению, в том числе, и посредством осваивания спецснаряжения.
Стоит отметить, что изначально трансляция организованной экстремальной субкультуры начиналась с представления определенных аспектов экстремального спорта в журналах, посвященных классическим видам спорта, ввиду того, что сами экстремальные виды спорта, получая все большее распространение, постепенно актуализировались в форму официальных соревнований. Наиболее классические виды экстремального спорта, получившие официальное признание ранее всего, - различные соревнования по владению горными лыжами (прыжки с трамплина, слалом, фристайл), сноубордом, скалолазание, виндсерфинг и т.п. - регулярно освещаются в прессе, в первую очередь - посредством материалов о проводимых соревнованиях, а также обучающих аналитических инструкций для новичков. В качестве иллюстрации можем привести пример таких классических спортивных изданий (большинство из которых имеют как печатную, так и интернет-версию), регулярно освещающих спортивные соревнования, находящиеся на стыке классического и экстремального видов спорта, как газета «Спорт-Экспресс», «Спорт день за днем», журнал «Лыжный спорт», а также различные рубрики о новостях спорта, в том числе экстремальных, в общероссийских неспециализированных изданиях.
К тому же, в ряде спортивных изданий также отдельно уделяется внимание непосредственно экстремальным видам спорта. В качестве примера приведем рубрику в газете «Спорт-Экспресс» - «Экстремальные виды спорта», где представлены как большие по объему аналитические материалы и интервью, так и новостные заметки о текущих событиях в сфере экстремального спорта. Одним из постоянных ньюсмейкеров-экстремалов у российских журналистов выступает Федор Конюхов. В качестве примера можно привести следующие материалы: «Федор Конюхов: «Следующая цель - увидеть, как «закругляется земля» [5], «Кто помог Конюхову совершить подвиг?» [6], «Федор Конюхов: наперегонки с ветром» [7], «Оскар Конюхов: «Если шар снесет к госгранице, полет придется завершить» [8] (сын и менеджер Федора Конюхова) и т. д.
Таким образом, на примере этих материалов мы можем отметить, что официальная пресса наряду с отрицательным образом стихийного экстремального подростка, зачастую вовлекаемого в движения манипулятивными технологиями, актуализирует также и положительный образ человека, выражающего экстремальность своей личности посредством спортивных достижений, несущего ответственность за свои поступки, обладающего опытом, соответствующими техническими средствами и навыками максимального контроля над ситуацией, которая складывается в процессе достижения необходимого ему результата.
Отдельно можно отметить такой вид экстремального спорта, как виндсерфинг, и связанные с ним романтические образы моря и свободы. Так как экипировка здесь преимущественно подразумевает пляжные костюмы, то зачастую можно наблюдать тиражирование эротических образов, закрепляющих в воспринимающем сознании слияние этого вида спорта с эталоном физического здоровья и привлекательности. Закреплению такого же образа служит профессиональная кино- и телеиндустрия, которая представляет второй (нерегулярный) тип средств массового воздействия. Наиболее классические образы экстремального проявления личности в художественном кино, несомненно, принадлежат альпинистам, ввиду того, что данный вид проявления экстремальности на сегодняшний день выступает как древнейший вид борьбы человеческой личности со стихиями. Для русского кинематографа в качестве ключевого можно вспомнить один из самых первых советских кинофильмов про экстремальные проявления личности - «Вертикаль» (1967), одну из главных ролей в котором исполнил В. Высоцкий и который входит в список самых кассовых кинолент в СССР. Позже появились такие фильмы, как: «Смерть проводника» (1975), «К2: Предельная высота» (1991), «Касаясь пустоты» (2003), «Северная стена» (2008) и др. Изначально художественные фильмы про экстремальные проявления личности человека носили исключительно драматический характер, но уже позднее начали набирать популярность такие жанры, как боевик, приключения, а также молодежная комедия, в которые также стали включаться трюковые сцены, позаимствованные из различных экстремальных субкультур: паркур, серфинг, сноуборд, скейтбординг и т.д.
Отдельно стоит упомянуть такой жанр, как документальное кино и телепередачи. Появление кабельного и спутникового телевидения позволило создать ряд специализированных телеканалов, транслирующих исключительно передачи по тематике экстремального спорта. В 1999 году появился первый в мире телеканал, посвященный исключительно экстремальным видам спорта и адресованный любителям острых ощущений, - Extreme Sports Channel. «На канале Extreme Sports Channel в режиме нон-стоп транслируются программы о маунтинбайке, скейтбординге, BMX, серфинге, реслинге и многих других захватывающих видах спорта.
А в мае 2006 года начал вещание первый российский канал, посвященный исключительно тематике экстремального спорта - «Русский Экстрим».
Стоит отдельно сказать о том, что профессиональный экстремальный спорт представляет собой весьма затратное мероприятие в финансовом плане: сюда входит и дорогостоящее снаряжение, экипировка, логистические затраты (так как в большинстве случаев соревнования или установление рекордов происходит в труднодо-
_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_
ступных для транспорта местах), профессиональная фото- и видеосъемка (что зачастую является необходимым условием для доказательства достижений, а также для саморекламы с целью привлечения последующих финансовых потоков). Поэтому большинство экстремальных спортсменов, известных всему миру, имеют нескольких титульных спонсоров, которые финансируют их проекты.
Реклама также относится ко второй категории средств трансляции массовой культуры, которые характеризуются нерегулярным воздействием и усредненностью потенциального потребителя. Вполне логично, что основными торговыми брендами, пропагандирующими экстремальный спорт, выступают компании, специализирующиеся на выпуске спортивной одежды, снаряжения, а также менее явные в своей связи с экстримом -компании-производители энергетических напитков. Стоит отметить тот факт, что трансляция экстремальности в данном случае проявляется не только в виде включения в рекламные ролики трюков, выполненных профессионалами экстремального спорта. Также, повсеместно распространен такой формат пиар-кампаний, как организация всевозможных фестивалей, соревнований, а также спонсорства различных проявлений экстремальности.
Переходя к третьей группе средств коммуникации, позволяющих транслировать экстремальность в массовую культуру, стоит отметить, что на сегодняшний день она представляет собой все более влиятельную информационную силу. Речь идет о развитии технических средств, позволяющих людям со всего мира обмениваться информацией. Подобное общение более эффективно воздействует на человеческое сознание, так как представляет собой адресное обращение. В качестве основного инструмента, позволяющего лично общаться нескольким людям и группам людей, выступает, несомненно, глобальная сеть и все связанные с ней формы связи [9].
Особое распространение в современном мире получили так называемые социальные сети. И если поклонники экстремального спорта выступают более последовательно, что позволяет им функционировать в рамках специально созданных организаций, то поклонники стихийного выражения экстремальности (преимущественно подростки и неформальная молодежь) предпочитают личностный опыт, который транслируют посредством социальных сетей, мессенджеров, свободных видеохостингов и т.п. инструментов интернет-общения.
Интернет предоставляет практически бесплатную возможность демонстрации своих экстремальных достижений. В случае профессионалов этот вопрос решается поиском спонсоров, которые финансируют техническую сторону - профессиональную фото-, видеосъемку, трансляция по определенным каналам коммуникации на
определенную широкую аудиторию. Любитель может позволить себе минимальные технические средства и относительно дешевый канал связи - Интернет. О востребованности подобной схемы косвенно можно судить о наличии огромного количества видеороликов на самом известном видеохостинге YouTube.
Недоступность (как финансовая, так и организационная) таких официальных каналов трансляции, как телевидение, традиционные и сетевые СМИ, приводит к тому, что бесплатные социальные сети, а также программы-мессенджеры, позволяющие создавать массовые группы и рассылки (Telegram, WhatsApp и т.п.), становятся основным средством адресного распространения экстремальной культуры.
Подстраиваясь под социальные тенденции, большинство соцсетей вводит такие форматы публикаций, как онлайн-трансляции, когда пользователь может в режиме реального времени делиться со своими онлайн-друзьями любыми своими действия. Несомненно, для экстремалов-любителей такой формат является основной возможностью демонстрировать миру свои подвиги. К тому же благодаря подобным трансляциям пользователь имеет возможность обрести определенный общественный резонанс, набрав большое количество просмотров, создав, таким образом, новостной повод, который впоследствии будет транслироваться уже официальными СМИ.
Заключение. Подводя итоги, мы можем отметить следующее:
1. Экстремальность в современной массовой культуре может воспроизводиться различными способами. Деятельность экстремалов из сферы профессионального спорта освещается регулярными средствами массовой информации - посредством публикаций в журналах, газетах и т.д. При этом все сильнее актуализируется идея ин-струментарного применения экстрима для достижения сторонних целей. Наибольшее распространение получает экономическое измерение экстремальности (связывание отдельных торговых марок с идеей активной экстремальной деятельности, продажа спортивных товаров и снаряжения, предоставление услуг по обучению и т.д.), однако отмечается возможность и иных форм заинтересованности в развитии экстрима (например, приложение внешних по отношению к обществу политических интересов).
2. Существует несколько срезов освещения экстремальной активности в массовой культуре, что напрямую взаимосвязано с типами проявления экстремальности в обществе. К числу наиболее распространенных информационных сообщений относятся критические обзоры стихийного молодежного экстрима и аналитика связанных с ним деструктивных последствий, а также обзоры достижений экстремального спорта, что позволяет судить о полярности официальной прессы в освещении институционально оформленного и стихийного экстрима.
— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —
3. В качестве основных каналов продвижения самой идеи экстремальности и ее воплощения, в делах выступают телепередачи, трюковые номера из рекламных роликов, фестивали экстремального спорта, проводимые корпорациями спортивных и смежных групп товаров, а также информационные сообщения личного и публичного характера, опубликованные в сети Интернет.
4. Все более серьезную роль в современном обществе приобретают средства личностной и групповой коммуникации, используемые для распространения информации. Здесь мы можем наблюдать, как информация, предназначенная для не очень широкого круга друзей и подписчи-
Конфликт интересов
Не указан Рецензия
Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.
ков определенной личности, переходит на уровень массовой трансляции, становясь новостным поводом для средств массовой информации, рассчитанных на широкий усредненный круг получателей.
5. Одной из позитивных тенденций современного развития экстремальной сферы становится освещение «изнутри» проблемы осознанности и контроля над опасностью в экстремальной деятельности, что приводит к постепенному смещению в социальном мировоззрении акцентов с идеи риска в сторону идеи контроля над риском и профессионального, прагматичного подхода к осуществлению экстремальной деятельности.
Conflict of Interest None declared
Review
All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.
Литература:
1. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс / X. Ортега-и-Гассет // Вопросы философии. 1989. № 3. С. 119-154.
2. Грушевицкая Т.Г. Культурология / Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин. М., 2010. 688 с.
3. Володина Л.В. Конструирование реальности средствами массовой коммуникации / Л.В. Володина // Российская массовая культура конца ХХ века. Материалы круглого стола. 04 декабря 2001 г. Санкт-Петербург. СПб., 2001.
4. Ильин А.Н. Мода как тенденция массовой культуры и ее влияние на человеческую субъектность / А.Н. Ильин // Вестник ОмГУ. 2009. № 2. С. 25-33.
5. Шамонаев О. Федор Конюхов: «Следующая цель - увидеть, как «закругляется земля» / О. Шамонаев // Спорт-Экспресс. 09 сент. 2016. URL : http://www.sport-express.ru/extreme/reviews/fedor-konyuhov-sledu yuschaya-cel-uvidet-kak-zakruglyaetsya-zemlya-1042418
6. Сомов Д. Кто помог Конюхову совершить подвиг? / Д. Сомов // Спорт-Экспресс. 05 авг. 2016. URL : http://www.sport-express.ru/extreme/reviews/kto-pomog-konyuhovu-sovershit-podvig-1028363
7. Шамонаев О. Федор Конюхов: наперегонки с ветром / О. Шамонаев // Спорт-Экспресс. 12 июля 2016. URL : http://www.sport-express.ru/extreme/reviews/1020866
8. Коняева Л. Оскар Конюхов: «Если шар снесет к госгранице, полет придется завершить» / Л. Коняева // Спорт-Экспресс. 07 февр. 2016. URL : http://www.sport-express.ru/extreme/reviews/oskar-konyuhov-esli-shar-sneset-k-gosgranice-polet-pridetsya-zavershit-1214989
9. Тужба Э.Н. Адаптационные возможности населения Абхазии / Э.Н. Тужба // Социологические исследования. М., 2010. № 10. С. 34-40.
References:
1. Ortega y Gasset X. Revolt of the masses / X. Ortega y Gasset // Questions of Philosophy. 1989. № 3. P. 119154.
2. Grushevitskaya T.G. Culturology / T.G. Grushevitskaya, A.P. Sadokhin. M., 2007. 688 p.
3. Volodina L.V. Construction of reality by means of mass communication / L.V. Volodina // Russian mass culture of the late twentieth century. Round table materials. December 04, 2001. St. Petersburg. SPb., 2001.
4. Ilyin A.N. Fashion as a trend in mass culture and its influence on human subjectivity / A.N. Ilyin // Bulletin of Omsk State University. 2009. № 2. P. 25-33.
5. Shamonaev O. Fedor Konyukhov: «The next goal is to see how the earth curls» / O. Shamonaev // SportExpress. 09 Sep. 2016. URL : http://www.sport-express.ru/extreme/reviews/fedor-konyuhov-sleduyuschaya-cel-uvidet-kak-zakruglyaetsya-zemlya-1042418
6. Somov D. Who helped Konyukhov accomplish the feat? / D. Somov // Sport Express. Aug 05. 2016. URL : http:// www.sport-express.ru/extreme/reviews/kto-pomog-konyuhovu-sovershit-podvig-1028363
7. Shamonaev O. Fedor Konyukhov: racing with the wind / O. Shamonaev // Sport-Express. July 12, 2016. URL: http://www.sport-express.ru/extreme/reviews/1020866
— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —
8. Konyaeva L. Oscar Konyukhov: «If the balloon drifts to the state border, the flight will have to be completed» / L. Konyaeva // Sport-Express. 07 Feb. 2016. URL : http://www.sport-express.ru/extreme/reviews/oskar-konyuhov-esli-shar-sneset-k-gosgranice-polet-pridetsya-zavershit-1214989
9. Tuzhba E.N. Adaptation capabilities of the population of Abkhazia / E.N. Tuzhba // Sociological research. M., 2010. № 10. P. 34-40.
Информация об авторе
Шульгин Александр Сергеевич
кандидат социологических наук, инженер-испытатель,
старший инструктор (испытатель парашютов) отдела летных испытаний Научно-испытательного управления, Государственный испытательный центр МО РФ. Московская область, г. Щелково [email protected]
Alexander S. Shulgin
Candidate of Sociological Sciences, Test Engineer,
Senior Instructor (parachute tester) Flight Test Department Scientific Testing Department, State Test Center of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Moscow region, Shchelkovo [email protected]