Научная статья на тему 'СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СУБКУЛЬТУРЫ ЭКСТРИМА'

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СУБКУЛЬТУРЫ ЭКСТРИМА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
55
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРИМ / СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ / СУБКУЛЬТУРА ЭКСТРИМА / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ / ЦЕННОСТИ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шульгин Александр Сергеевич

В статье показано, что несмотря на то, что во все времена существовали сферы деятельности, сопряженные с риском, общая направленность развития культуры и общества связана со снижением рисков. В рамках анализа основных факторов развития экстрима как социального явления, проводится детализация социокультурных и институциональных факторов развития экстремальной сферы. Доказывается, что экстремальная деятельность не только представляет собой область повышенных рисков для членов общества, но и способствует реализации ряда значимых социальных функций, что определяет ее неоднозначный статус. Обосновывается тот факт, что наибольшую угрозу несет в себе стихийное занятие экстремальными практиками, что связано с недостаточным пониманием носителями экстремальной деятельности основных рисков и техники безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOCULTURAL AND INSTITUTIONAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF THE EXTREME SUBCULTURE

The article shows that despite the fact that at all times there were areas of activity associated with risk, the general direction of development of culture and society is associated with reducing risks. As part of the analysis of the main factors in the development of extreme as a social phenomenon, a detailed elaboration of the socio-cultural and institutional factors of the development of the extreme sphere is carried out. It is proved that extreme activity is not only an area of increased risks for members of society, but also contributes to the implementation of a number of significant social functions, which determines its ambiguous status. The fact is substantiated that the greatest threat is posed by spontaneous engagement in extreme practices, which is associated with a lack of understanding by carriers of extreme activities of the main risks and safety precautions.

Текст научной работы на тему «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СУБКУЛЬТУРЫ ЭКСТРИМА»

УДК 316.4

РО! 10.23672/]9238-3335-9759-а

Шульгин Александр Сергеевич

аспирант кафедры философии, социологии и педагогики, Майкопский государственный технологический университет emirtu@yandex.ru

Alexander S. Shulgin

Postgraduate Student of the Department of Philosophy, Sociology and Pedagogy, Maikop State Technological University emirtu@yandex.ru

Социокультурные

и институциональные аспекты развития субкультуры экстрима

Sociocultural and institutional

aspects of the development of the extreme subculture

Аннотация. В статье показано, что несмотря на то, что во все времена существовали сферы деятельности, сопряженные с риском, общая направленность развития культуры и общества связана со снижением рисков. В рамках анализа основных факторов развития экстрима как социального явления, проводится детализация социокультурных и институциональных факторов развития экстремальной сферы. Доказывается, что экстремальная деятельность не только представляет собой область повышенных рисков для членов общества, но и способствует реализации ряда значимых социальных функций, что определяет ее неоднозначный статус. Обосновывается тот факт, что наибольшую угрозу несет в себе стихийное занятие экстремальными практиками, что связано с недостаточным пониманием носителями экстремальной деятельности основных рисков и техники безопасности.

Ключевые слова: экстрим, социальные риски, субкультура экстрима, экстремальные практики, ценности, самоопределение.

Annotation. The article shows that despite the fact that at all times there were areas of activity associated with risk, the general direction of development of culture and society is associated with reducing risks. As part of the analysis of the main factors in the development of extreme as a social phenomenon, a detailed elaboration of the socio-cultural and institutional factors of the development of the extreme sphere is carried out. It is proved that extreme activity is not only an area of increased risks for members of society, but also contributes to the implementation of a number of significant social functions, which determines its ambiguous status. The fact is substantiated that the greatest threat is posed by spontaneous engagement in extreme practices, which is associated with a lack of understanding by carriers of extreme activities of the main risks and safety precautions.

Keywords: extreme, social risks, subculture of extreme, extreme practices, values, self-determination.

Историческое развитие человечества представляет собой долгий путь прогресса, результатом которого стало высвобождение временных ресурсов человека, удовлетворение его витальных потребностей, создание комфортных условий существования. В настоящее время риски, с которыми сталкиваются члены общества, проявляются намного менее интенсивно, нежели это было еще несколько сотен лет назад, что может быть оценено, как минимум, с учетом изменения уровня средней продолжительности жизни. Потребность в безопасности, которая оценивается известным исследователем А. Маслоу [1] в качестве одной из базовых, в существенной степени удовлетворена, что можно расценивать как положительный аспект современного состояния общества. Вместе с тем, на фоне роста комфорта и защищенности члены современного общества проявляют все большую тягу к занятиям, сопряженным с существенными рисками.

Это проявляется в колоссальной востребованности приключенческой литературы и остросюжетных фильмов, и этот же аспект обнаруживается в

рамках практик, самостоятельно осуществляемых членами общества как индивидуально, так и в рамках группового взаимодействия. Для современных людей опасность является одним из способов самоактуализации, доказательства собственной значимости, и одновременно с этим -способом получения сильных эмоций. В связи с этим все большее распространение приобретают экстремальные практики, от широко известных практик (паркур, парашютный спорт, горнолыжный спорт и т.д.) до сравнительно слабоизучен-ных (зацепинг, электричкинг).

Как и всякое нарождающееся социальное явление, практика экстремальной деятельности представляет серьезный интерес для социального знания, поскольку необходимо осмыслить социальное значение данного явления, его факторы и последствия, а также риски и возможности для общества, которые оно в себе несет. При этом, следует отметить, что проблема экстремальности и, в частности - экстремальных практик в современном гуманитарном знании относится к числу слабоизученных, в частности, даже

касательно трактовки категории «экстремальность» в исследовательской среде не сформировалось какой-либо определенности [2]. В рамках настоящей статьи реализуется комплексное осмысление данной проблемы, что предполагает формирование общего определения экстремальной деятельности, а также рассмотрение ее социокультурного и институционального аспектов.

Для начала определим значение понятия «экстремальный». Экстремальность (от лат. Бх^втит - крайний) характеризует максимальное отхождение чего-либо от усредненной нормы, рассматриваемой в качестве эталона или критерия оценки. Так, например, в рамках рассмотрения условий существования человека, существуют нормы температурного режима, относительно которых определяются экстремальные внешние условия (экстремально высокая температура, экстремально низкая температура). Применительно к социальным практикам экстрима данный принцип реализуется через создание условий, в существенной степени, расходящихся с традиционно определяемыми нормами безопасности деятельности.

Это позволяет рассматривать в качестве экстремальных все формы деятельности, которые сопряжены с преодолением крайне неблагоприятных внешних условий, в частности - формы деятельности, сопряженные с серьезным риском для жизни и здоровья. В рамках институциональной сферы общества существует ряд профессий, которые могут быть охарактеризованы как экстремальные - работа пожарных, спасателей, военных, сотрудников правоохранительных органов и т.д. Данные области профессиональной деятельности предполагают повышенные требования к вовлеченным в них людям, связанные с важностью стрессоустойчивости, скоростью принятия решений, хладнокровием и иными качествами, выделяющими представителей опасных профессий в специфическую социальную группу [3]. Вместе с тем, феномен экстрима в общепринятом понимании включает в себя не столько трудовую деятельность, сопряженную с существенной степенью риска для здоровья и жизни, сколько добровольно осуществляемую досуговую деятельность (в частности, занятие определенным видом спорта), предполагающую повышенные нагрузки на организм и, в том числе, сопряженную с преодолением серьезных трудностей и сопутствующими данному процессу рисками.

Рассматривая причины, по которым экстремальные формы деятельности приобретают высокую популярность, можно выделить ряд социокультурных и психологических факторов, определяющих востребованность областей деятельности, сопряженных с преодолением опасности и экстремальных нагрузок. Прежде всего, следует отметить, что в современной культуре имеет место высокий уровень ценностного восприятия личных качеств, зачастую не востребованных в рамках рутинного выполнения повседневных задач - мужества, воли, готовности к преодолению трудностей. Общество, стремящееся к формированию «зоны комфорта» для большинства людей, включенных в систему общественных отношений,

создает условия, в которых проявление данных качеств не требуется для удовлетворения базовых потребностей человека.

Как результат, формируется практика замещения сильных переживаний через приобщение к культурной продукции, в рамках которой демонстрируемые герои книг и кинофильмов проявляют данные качества в гипертрофированной форме, что лишь способствует их продвижению как образцов, которым стремятся подражать. Это - общий культурный контекст актуализации экстремального в общественном сознании, однако, следует отметить, что в данном случае еще не реализуются культурные предпосылки непосредственного вовлечения субъекта в экстремальную деятельность. Скорее речь идет о том, что человек, глубоко воспринявший идеалы мужества, решительности, воли, готовности к риску и т.д., формирует в себе те ценностные ориентации, которые определяют его предрасположенность к включению в экстремальную деятельность.

Рассматривая психологические основания вовлечения в экстремальную деятельность, следует отметить, что для многих людей актуальной является проблема самоопределения, поиск ориентиров, в опоре на которые человек может оценить себя, понять «чего он стоит». В этом контексте одним из путей самоактуализации является преодоление очевидных трудностей, и через это -оценка собственной значимости, силы и т.д. Это является одним из оснований того, почему специалисты отмечают рост уровня самооценки у людей, включающихся в экстремальную спортивную деятельность [4].

Помимо психологических и культурных оснований актуализации экстремальных видов деятельности, следует отдельно выделить область социальных факторов, определяющих вовлечение членов общества в экстремальную сферу. Прежде всего, в данном случае большое значение имеет то, что люди, активно вовлеченные в экстремальные формы деятельности, образуют сообщества, на уровне которых реализуют активную коммуникацию. При этом, носители экстремальной деятельности являются приверженцами ценностных установок, утверждающих значимость личностных качеств, проявляемых в рамках экстремальной активности, а также основанных на этих ценностных ориентирах механизмов социальной идентификации (и, соответственно, определения статуса других людей по критерию наличия у них или отсутствия значимых для экстремальной активности качеств). В этих условиях люди, по той или иной причине стремящиеся к общению с представителями экстремальных сообществ, оказываются замотивированными на включение в данные сообщества.

Таким образом, стремление к расширению круга общения, и не только самоидентификации, но и получения высокого статуса в определенной среде может являться причиной того, что человек включается в экстремальные практики. Такого рода «попытки доказать что-то» присущи, в первую очередь, представителям младших возрастных групп - детей, подростков, молодежи. В

свою очередь, для представителей старших возрастных групп может иметь место другой набор мотивирующих социальных факторов. В частности, состоявшиеся в социальном плане, материально успешные люди могут стремиться к включению в сообщество, в котором будут оцениваться их личные качества, а не социальные достижения или материальный достаток. Такого рода стремление к «сбросу статуса» и выстраивании отношений через проявление позитивных личностных качеств здесь и сейчас является одной из причин привлекательности экстремальных форм деятельности, фактически, уравнивающих вовлеченных в них людей, для представителей старших возрастных групп.

Одним из очевидных аспектов анализа феномена экстремальной активности является оценка социальных рисков, связанных с развитием и популяризацией экстремальных практик. Вместе с тем, следует отметить, что занятие экстремальными видами спорта, помимо негативных последствий, связанных с травмами, получаемыми экстрема-лами, несет в себе также и ощутимые позитивные последствия. Прежде всего, следует отметить, что экстремальный спорт является одним из направлений саморазвития, что определяет повышение уровня социальной удовлетворенности членов общества, занимающихся им.

Соответственно, реализация экстремальных практик способствует сбросу социальной напряженности, снижению конфликтности в социальной среде, что имеет очень большое значение в контексте общей тенденции роста конфликтности в обществе. Кроме того, экстремальные сообщества могут выступать в роли среды коммуникации для людей, испытывающих проблемы с общением в других социальных средах. Наконец, помимо обозначенного выше момента улучшения самооценки через успешное преодоление трудностей, следует отметить, что занятие экстремальными видами спорта предполагает высокий уровень физической подготовки и, в том числе -отказ от вредных привычек, что также несет в себе существенную пользу.

Рассматривая общие аспекты развития экстремальных сообществ, следует отметить, что существуют два ключевых социальных механизма, обусловливающие вовлечение в экстремальную деятельность все большего числа людей. С одной стороны, речь идет о культурных процессах, связанных с развитием и распространением субкультуры экстрима (несущей в себе набор ценностей экстремальной деятельности, а также совокупность позитивных представлений о носителях экстремальной деятельности, о чем мы уже говорили в проводимых ранее исследованиях [5]) и, в частности, ее популяризацией в информационно-коммуникативной сфере. В настоящее время существует множество продуктов кинематографа и книг, на уровне которых демонстрируются позитивные образы представителей экстремальных видов спорта. При этом распространение субкультуры экстрима, как уже отмечалось выше, осуществляется не только через средства массовой коммуникации, но и в рамках межличностной коммуникации между сторонниками экстре-

мальных практик и людьми, изначально не знакомыми с субкультурой экстрима.

Вторым важным механизмом повышения вовлеченности членов общества в экстремальные практики является их институциализация, что проявляется в формировании организаций, предоставляющих услуги по обучению экстремальным видам деятельности, развитие соответствующих сообществ, клубов, секций, возникновение специальных услуг по приобщению к экстремальной деятельности. В совокупности все это создает серьезные предпосылки для роста числа людей, активно занимающихся экстремальными формами деятельности.

Оценивая текущие тенденции развития экстремальных практик, следует отметить, что существует две основные формы развития экстрима в социальной среде - стихийный и институционально определенный. Стихийное развитие экстремальной сферы связано, преимущественно, с приобщением членов общества к субкультуре экстрима и, соответственно, его ценностным ориентирам, не сопряженное с реализацией институционального аспекта развития экстремальных практик, в результате чего новый носитель экстремальной деятельности осваивает ее самостоятельно, не обладая изначальным пониманием техники безопасности, основных рисков экстремальной деятельности, допустимых и недопустимых способов выполнения определенных действий. Стихийная экстремальная деятельность имеет чрезвычайно высокий деструктивный потенциал, поскольку речь идет о сценарии включения в опасные формы деятельности в условиях слабого понимания их специфики, и нередко -при отсутствии необходимой материально-технической базы для снижения рисков при осуществлении экстремальных видов деятельности. Так, например, человек может разучивать трюки на роликах, не обладая защитным снаряжением и не владея последовательностью действий, необходимой для закрепления конкретного навыка. Общий анализ механизмов развития экстремальных видов деятельности в социальной среде свидетельствует о том, что стихийное развитие экстремальной деятельности представляет собой первоначальный этап становления экстремальной сферы в рамках конкретного общества. При условии локальной востребованности экстремальных видов активности, стихийное развитие экстрима сменяется его институциализацией, что проявляется в формировании специфических сообществ, а также формировании развитых практик по адекватному приобщению к экстремальным видам спорта. С учетом того, что распространение элементов субкультуры экстрима реализуется естественным образом (и потому сложно говорить о каких-либо возможностях по его ограничению), на наш взгляд, развитие институциональных аспектов экстремальной деятельности представляет собой значимый шаг по преодолению рисков, связанных с некомпетентным ее осуществлением.

Таким образом, институциализация экстремальной сферы активности представляет собой весомый шаг по снижению социальных рисков, связанных с ее некомпетентным осуществлением

одиночками или группами энтузиастов. При этом, говоря об институциализации экстрима, мы подразумеваем не только наличие коммерческих организаций, направленных на предоставление услуг носителям экстремальной активности, но и, в первую очередь, возникновение механизмов

Литература:

1. Букейханов Н.Р. Иерархия потребностей А. Маслоу и потребность в управлении / Н.Р. Букейханов, С.И. Гвоздкова, А.П. Никишечкин // Российские регионы: взгляд в будущее. 2017. № 4. С. 15-28.

2. Завьялова Н.В. Сущностные характеристики экстремальности / Н.В. Завьялова // ИСОМ. 2013. № 6. С. 114-120.

3. Родыгина Ю.К. Особенности личностной структуры лиц экстремальных профессий / Ю.К. Родыгина // Ученые записки университета Лесгафта. 2009. № 8. С. 106-110.

4. Малик Я.К. Развитие личности в экстремальных видах спорта / Я.К. Малик // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2014. № 36. С. 20-25.

5. Шульгин А.С. Экстремальные субкультуры: теоретико-методологические аспекты исследования / А.С. Шульгин // Russian Journal of Education and Psychology. 2017. № 6. С. 19-28.

6. Тужба Э.Н. Глобализация культуры: основные измерения и последствия / Э.Н. Тужба // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. Научный журнал. СПб., 2011. Вып. 1. Т. 15.

передачи опыта от опытных экстремалов по отношению к новичкам, не обладающим достаточными знаниями и, соответственно, входящим в группу риска получения травм в процессе приобщения к экстремальным видам спорта.

Literature:

1. Bukeikhanov N.R. Hierarchy of A. Maslow's needs and the need for management / N.R. Bukeikhanov, S.I. Gvozdkova, A.P. Nikishechkin // Russian regions: a look into the future. 2017. № 4. P. 1528.

2. Zavyalova N.V. Essential characteristics of ex-tremality / N.V. Zavyalova // ISOM. 2013. № 6. P. 114-120.

3. Malik J.K. Personality development in extreme sports / J.K. Malik // Psychology and pedagogy: methods and problems of practical application. 2014. № 36. P. 20-25.

4. Rodygina Yu.K. Features of the personal structure of persons of extreme professions / Yu.K. Rodygina // Scientific notes of the University of Lesgaft. 2009. № 8. P. 106-110.

5. Shulgin A.S. Extreme subcultures: theoretical and methodological aspects of research / A.S. Shul-gin // Russian Journal of Education and Psychology. 2017. № 6. P. 19-28.

6. Tuzhba E.N. Globalization of culture: main dimensions and consequences / E.N. Tuzhba // Scientific notes of the St. Petersburg State Institute of Psychology and Social Work. Science Magazine. SPb., 2011. Iss. 1. Vol. 15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.