Научная статья на тему 'Воспроизведение лейкоза крупного рогатого скота у кроликов в экспериментальных условиях'

Воспроизведение лейкоза крупного рогатого скота у кроликов в экспериментальных условиях Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
350
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕЙКОЗ КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА / КРОЛИКИ / IMMUNE DIFFUSION RESPONCE / IMMUNE-ENZYME ANALYSIS / CATTLE LEUCOSIS / RABBITS

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Горячева Галина Анатольевна, Грицын Александр Александрович

Полученные результаты исследований свидетельствуют о возможности инфицирования кроликов вирусом лейкоза крупного рогатого скота. Молоко, содержащее инфекционный материал, может являться фактором передачи ВЛКРС и служить источником распространения инфекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CATTLE LEUCOSIS REPRODUCTION IN RABBITS UNDER EXPERIMENTAL CONDITIONS

The results of studies conducted confirm the possibility of infecting rabbits with the cattle leucosis virus. It is pointed out that infection material may be the factor of transmitting the cattle leucosis virus and, hence, serve as a source of infection communication.

Текст научной работы на тему «Воспроизведение лейкоза крупного рогатого скота у кроликов в экспериментальных условиях»

Воспроизведение лейкоза крупного рогатого скота у кроликов в экспериментальных условиях

Г.А. Горячева, ст.н.с, А.А. Грицын, к.с.-х.н, СевероКавказский зональный НИВИ РАСХН

Лейкоз крупного рогатого скота — хроническое инфекционное заболевание, характеризующееся появлением новообразований в лимфоидной, кроветворной и других тканях. Возбудителем лейкоза крупного рогатого скота является РНК-содержащий вирус лейкоза крупного рогатого скота (ВЛКРС). По своему строению и функциональным особенностям ВЛКРС подобен вирусу Т-клеточного лейкоза человека, только поражает В-лимфоциты. В результате однократно произошедшего инфицирования ВЛКРС присутствует в организме животного пожизненно в форме провируса, интегрированного в ДНК клеток хозяина [1].

Существует два пути передачи вируса лейкоза крупного рогатого скота: вертикальный (пренатальный) — от матери к плоду и горизонтальный (постнатальный) — от животного к животному Вертикальный путь передачи вируса лейкоза крупного рогатого скота не является основным в эпизоотическом процессе. Горизонтальный путь является основным. Перезаражение животных ВЛКРС происходит через кровь и секреты, содержащие контаминированные возбудителем лимфоциты.

Лейкоз крупного рогатого скота в настоящее время распространён во всех субъектах Российской Федерации, уровень инфицированности составляет около 15%, а в некоторых регионах значительно выше. Лейкоз крупного рогатого скота с 1997 г. занимает первое место в структуре инфекционной патологии КРС, достигая 53,9%, и продолжает оставаться наиболее сложно решаемой проблемой в животноводстве РФ [2].

Лейкоз причиняет животноводству огромный экономический ущерб, который складывается из недополучения молока и приплода, ухудшения качества продукции, преждевременной выбраковки коров, утилизации туш больных животных, ограничения племенной работы.

Известно, что животные, инфицированные вирусом лейкоза, имеют на 12,7% ниже молочную продуктивность и на 0,09% меньше содержание жира в молоке, чем серонегативные. Омоложение оздоравливаемого стада, за счёт выведения из товарного производства полновозрастных коров и замены их нетелями, снижает валовое производство молока на 6,0% [3].

Помимо экономического ущерба лейкоз имеет и социальную значимость. Установлено, что молоко и мясо больных лейкозом животных содержат метаболиты триптофана и других циклических аминокислот и являются экологически опасными для людей.

Доказана возможность преодоления вирусом лейкоза крупного рогатого скота межвидовых барьеров. В условиях эксперимента удалось воспроизвести инфицирование ВЛКРС у овец, кроликов, свиней, обезьян [4].

С вопросами межвидовой передачи тесно связаны поиски чувствительного лабораторного животного для воспроизведения инфекции, индуцированной ВЛКРС. Из опытов, проведённых рядом исследователей, следует, что биологической моделью для изучения вируса лейкоза крупного рогатого скота и одновременно чувствительным лабораторным животным для проведения биологической пробы могут служить кролики. При введении последним (по разработанной методике) крови коров, инфицированных вирусом лейкоза, в 100% случаев

удавалось воспроизвести инфекцию, характеризующуюся выработкой антител к антигенам вируса. Воспроизвести инфекцию, вызванную ВЛКР^ удалось и при кормлении этих животных молоком инфицированной ВЛКРC и больной лимфолейкозом коровы [б].

Приведены результаты исследований антигенного родства вируса лейкоза крупного рогатого скота с вирусом иммунодефицита человека путём изучения активности противолейкозных антител в пробах сывороток крови коров к антигенам вируса иммунодефицита человека в тест-системе ИФA. Из отобранных 2б проб сыворотки крови коров, положительно реагирующих в ИФA на лейкоз, 16 проб показали положительную реакцию в тест-системе ИФA к ВИЧ. Делается вывод, что в организме больных лейкозом коров образуются антитела, перекрёстно реагирующие с белками ВИЧ. Aнтитела против антигена ВЛКРC перекрёстно реагируют как с неструктурными (рбб, р4О), так и структурными (р24/2б) белками гена gag ВИЧ, что свидетельствует о том, что белки генов gag ВЛКРC и ВИЧ обладают высокой степенью гомологичности [6].

Цель работы — изучить возможность передачи ВЛКРC инфекции геторологичным видам животных.

Материалы и методы. Cхема опыта была разработана сотрудниками Всероссийского института экспериментальной ветеринарии. Для постановки опыта использовали 2З кролика, из которых сформировали четыре группы: три опытные по

6 особей в каждой и одну контрольную из б кроликов. Кролики I гр. получали два раза в день внутрь в течение ЗО сут. по бО мл молока от коровы-донора, инфицированной вирусом лейкоза КР^ и больной лейкозом. Кролики

II гр. получали также два раза в день в течение ЗО сут. внутрь б О мл молока коровы-донора, но с добавлением б мл крови той же коровы. Разовая доза лимфоцитов составляла 1ОООООО, дневная 2ОООООО, суммарная 6ООООООО. Кроликам III гр. вводили внутривенно однократно 1 мл крови той же коровы-донора, содержащей 2ОООО лимфоцитов. Кролики IV (контрольной) гр. получали два раза в день внутрь по бО мл молока, коровы свободной от ВЛКРС

Кровь кроликов исследовали в динамике: первый месяц еженедельно, затем ежемесяч-

но с использованием серологических реакций иммунодиффузии в агаровом геле (РИД) и им-муноферментного анализа (ИФА), гематологического и молекулярно-биологического (ПЦР) методов.

Реакцию иммунодиффузии (РИД), имму-ноферментный анализ (ИФА) и гематологические исследования проводили по стандартной методике.

Молекулярно-биологическое исследование крови кроликов (ПЦР) осуществляли сотрудники Всероссийского института экспериментальной ветеринарии.

Результаты исследований. Работа проводилась под координацией Всероссийского института экспериментальной ветеринарии.

Первые признаки развития инфекционного процесса наблюдали у кроликов № 1, 2 и 5 в

III гр. через 30 суток от начала опыта при исследовании РИД (табл.). У кролика № 4 образование антител к вирусу лейкоза КРС по результатам РИД наблюдали через 60 суток (табл.). Следовательно, признаки развития инфекционного процесса в этой группе начались на 30-е сутки у кроликов № 1, 2, 5 и у особи № 4 на 60-е сутки. У кролика № 6 положительный результат в РИД получили на 120-е сутки, а у особи № 3 признаков инфекционного процесса не наблюдали.

Положительных результатов при исследовании методом ИФА не зарегистрировано.

У кроликов II гр. при исследовании в РИД первые признаки развития инфекционного процесса наблюдали у особи № 5 через 60 суток, у особей № 3 и 6 — через 90 суток. Остальные три кролика (№ 1, 2, 4) оставались серонегативными в течение всего периода исследований.

Сероконверсию по результатам РИД у кроликов I гр., начиная с первого исследования через

7 суток от начала эксперимента и до исследования через 300 суток, не наблюдали.

Результаты исследований в ИФА через 7, 14, 21, 30, 60, 90, 120, 150, 180, 240, 270 и 300 суток по всем опытным группам были отрицательными.

Кролики IV, контрольной гр. реагировали отрицательно в течение всех серологических исследований, как в РИД, так и в ИФА.

Через 30 суток от начала опыта у пяти кроликов III гр. наблюдался относительный лим-

Результаты серологического (РИД) исследования крови экспериментальных кроликов

Группа Сутки от начала опыта

7 14 21 З0 60 90 120 150 180 240 270 З00

I (n=6) отр. отр. отр. отр. отр. отр. отр. отр. отр. отр. отр. отр.

II (n=6) отр. отр. отр. отр. 1 пол. З пол. З пол. З пол. З пол. З пол. З пол. З пол.

III (n=6) отр. н/с н/с З пол. 4 пол. 4 пол. 5 пол. 5 пол. 5 пол. 4 пол. 4 пол. 5 пол.

IV (n=5) отр. отр. отр. отр. отр. отр. отр. отр. отр. отр. отр. отр.

Примечание: отр. — отрицательная реакция; пол. — положительная реакция; н/с — неспецифическая реакция

фоцитоз в границах 65—82%, у трёх особей он сохранялся на протяжении всего опыта.

Во II гр. у трёх кроликов лимфоцитоз проявился на 150-е сутки от начала опыта и сохранялся у одной особи до окончания эксперимента.

Выводы. Таким образом, первые признаки развития инфекционного процесса наблюдали уже через 30 суток у кроликов III гр., которая получила однократно внутривенно кровь коровы, больной лейкозом, что свидетельствует о возможности заражения гетерологичных видов животных, в данном случае кроликов, вирусом лейкоза крупного рогатого скота.

Не исключается возможность инфицирования ВЛКРС через молоко, содержащее инфекционный материал. Так, развитие инфекционного процесса у животных опытной группы, получавших молоко больной лейкозом коровы с

добавлением крови этой же коровы, было зарегистрировано на 60-е сутки.

Литература

1. Гулюкин М.И., Замараева Н.В., Абрамов В.Н. и др. Состояние и перспективы борьбы с лейкозом крупного рогатого скота // Ветеринария. 1999. № 12. С. 23—28.

2. Смирнов А.М. Борьба с лейкозом крупного рогатого скота — важнейший элемент системы обеспечения ветеринарного благополучия российского животноводства // Сборник науч. тр. Екатеринбург, 2005. С. 5—9.

3. КузинА.И., Закрепила Е.Н. Влияние лейкоза на продуктивность коров и качество молока // Ветеринария. 1997. № 2. С, 19-21.

4. Гулюкин М.И., Симонян Г.А., Мироненко А.К. Особенности противолейкозных мероприятий, обеспечивающих высокую молочную продуктивность // Сборник науч. тр. Екатеринбург, 2005. С. 4—5.

5. Іулюкин М.И., Иванова Л.А., Шишкина Е.А. идр. Экспериментальное заражение кроликов вирусом лейкоза крупного рогатого скота // Ветеринария. 2008. № 11. С. 23—27.

6. Якупов Т.Р., Хазипов Н.З., Коксин В.П. Изучение зависимости между активностью противолейкозных антител в тест-системе ИФА на ВИЧ и спектром этих антител в иммуноблоте на ВИЧ // Ветеринарный врач. 2008. № 2. С, 13-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.