Научная статья на тему 'Восприятие учебной нагрузки школьниками различных типов образовательных учреждений'

Восприятие учебной нагрузки школьниками различных типов образовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
923
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЕ НАГРУЗКИ / ВОСПРИЯТИЕ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ / EDUCATIONAL LOADS / PERCEPTION OF SCHOOL EDUCATIONAL LOADS / MENTAL HEALTH / PSYCHOPROPHYLAXIS PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аршинская Елена Леонидовна

В статье представлены результаты исследования восприятия учебной нагрузки учащимися 6 9 классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением отдельных предметов. Проведенное исследование явилось основой для разработки психопрофилактической программы, направленной на предупреждение учебных перегрузок посредством поэтапного и планомерного формирования компетентности обучающихся, по организации, реализации и развитию навыков интеллектуального труда с учетом возрастных особенностей школьников и актуализации собственных ресурсов, что в целом приводит к снижению показателей учебной перегрузки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аршинская Елена Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOL EDUCATIONAL LOADS AND THEIR PERCEPTION BY THE STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF VARIOUS TYPES

The results of investigations on the perceptions of school educational loads among the students of sixth to ninth forms in comprehensive schools, lyceums, gymnasiums and schools with intensive study of certain subjects have been presented. The investigation conducted has become the basis for the development of Psychoprophylaxis Program intended for the prevention of school overloads by the gradual step-by-step formation of the students competences to organize, realize and acquire the habits of their works, subject to the age-related features. The Program is aimed to actualize of the student own native mental resources that results in the decreasing of factors of educational loads integrally.

Текст научной работы на тему «Восприятие учебной нагрузки школьниками различных типов образовательных учреждений»

УДК 37.015.3

ВОСПРИЯТИЕ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ ШКОЛЬНИКАМИ

РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Е.Л. Аршинская

Аннотация. В статье представлены результаты исследования восприятия учебной нагрузки учащимися 6-9 классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением отдельных предметов. Проведенное исследование явилось основой для разработки психопрофилактической программы, направленной на предупреждение учебных перегрузок посредством поэтапного и планомерного формирования компетентности обучающихся, по организации, реализации и развитию навыков интеллектуального труда с учетом возрастных особенностей школьников и актуализации собственных ресурсов, что в целом приводит к снижению показателей учебной перегрузки.

Ключевые слова: учебные нагрузки, восприятие учебной нагрузки, психологическое здоровье, психопрофилактические программы.

SCHOOL EDUCATIONAL LOADS AND THEIR PERCEPTION BY THE

STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF VARIOUS TYPES

E. Arshinskaya

Abstract. The results of investigations on the perceptions of school educational loads among the students of sixth to ninth forms in comprehensive schools, lyceums, gymnasiums and schools with intensive study of certain subjects have been presented. The investigation conducted has become the basis for the development of Psychoprophylaxis Program intended for the prevention of school overloads by the gradual step-by-step formation of the students competences to organize, realize and acquire the habits of their works, subject to the age-related features. The Program is aimed to actualize of the student own native mental resources that results in the decreasing of factors of educational loads integrally.

Keywords: educational loads, perception of school educational loads, mental health, Psychoprophylaxis Programs.

Среди так называемых «болезней цивилизации» многие исследователи справедливо называют «болезни истощения», которые являются следствием нервно-психического переутомления человека. С ощущением чрезмерной усталости и загруженности впервые человек сталкивается в период школьного обучения. Одни дети начинают чувствовать воздействия учебной нагрузки в начальной школе, другие позже - в среднем или старшем звене. Проведенный нами анализ литературы, позволяет сделать вывод о том, что с данной проблемой сталкиваются не только современные школьники, так 1966 году Т.Д. Демиденко, И.М. Черниловская отмечали, что у учеников общеобразовательных школ наблюдались признаки утомления при неправильно спланированной нагрузке. О необходимости обратить серьезное внимание на разработку вопросов умственной и психической гигиены учащихся говорил В.Н. Мясищев [1, с.73]. Таким образом, можно говорить о том, что образовательный процесс является одним из факторов риска возникновения болезней связанных с интеллектуальным

перенапряжением и переутомлением. В большинстве случаев решение проблемы осуществляется за счет регламентации учебной нагрузки, что нашло свое отражение в СанПиНах, которых стараются

придерживаться в образовательных

учреждениях. Как справедливо отметил вице-президент Российской академии образования, действительный член РАО А.А. Кузнецов, определять учебную нагрузку школьников только через подсчет учебных часов -неправильно, нагрузка определяется многими факторами, и число учебных часов стоит в иерархии этих факторов только на третьем-четвертом месте [4].

Педагоги, психологи, физиологи предлагают решить проблему путем оптимизации учебного процесса,

усовершенствования учебных программ [2;3;5]. Анализ литературы по проблеме позволил предположить, что снизить учебные перегрузки школьников возможно через формирование у обучающихся

здровьесберегающей компетентности, которая предполагает способность понимать, объяснять, регулировать функциональное

состояние, поведение, образ жизни в целях сохранения здоровья, качества жизни и среды. Это предусматривает развитие у школьников таких умений как: способность регулировать функциональное состояние; использование индивидуально-рациональных приемов и способов учебной деятельности; владение навыками безопасного поведения, на основе мотивации правильного образа жизни. Проведенный анализ отношения к психическому и психологическому здоровью показал, что педагоги, родители и сами дети уделяют больше внимания физическому, нежели психологическому здоровью, возможно в силу того, что этот показатель для них более понятен, поскольку наличие или отсутствие физических болезней становится заметным сразу. Поэтому о влиянии учебных перегрузок на здоровье школьников многие участники образовательного процесса задумываются не сразу.

Цель нашего исследования заключалась в изучении восприятия учебной нагрузки школьниками образовательных учреждений, с разным уровнем сложности и объемом учебной нагрузки. Для этого был проведен анкетный опрос среди обучающихся шестых -девятых классов на предмет того, как они воспринимают учебную нагрузку. В опросе Таблица 1. - Результаты анкетного опроса по

приняли участие ученики

общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением отдельных предметов (ШУИП), городов Иркутска, Ангарска, Шелехова (N=1000). Результаты опроса показали, что существуют не только отличия в восприятии учебной нагрузки учениками различных типов школ, но и различия на параллелях, так ощущение повышенной учебной нагрузки учащимися начинает увеличиваться к девятому классу. Отметим некоторые отличительные характеристики исследуемых групп школьников. Обучающиеся

общеобразовательных школ были более разнородны по результатам успеваемости. Ученики лицеев, гимназий прошли конкурсный отбор при поступлении в эти учебные заведения и отличались высокими результатами в учебе; это участники олимпиад и других конкурсов по предметам различного уровня. Тоже можно сказать и о ребятах из школ с углубленным изучением отдельных предметов (ШУИП), только конкурс они проходили по предмету «углубления». Уровень учебной нагрузки в последних двух типах образовательных учреждений был выше, чем в общеобразовательной школе. Результаты опроса представлены в табл. 1. восприятию учебной нагрузки школьниками

Считают, что хорошо справляются с учебной нагрузкой %

6 кл. 7 кл. 8 кл. 9 кл.

Общеобразовательные школы 79 73 38 51

Школы с угл. изуч. отд. предметов 95 92 50 76

Лицей, гимназия 72 74 78 84

Уровень учебной нагрузки способствует интеллектуальному развитию %

Общеобразовательные школы 87 86 84 60

Шк. с угл. изуч. предм. 100 87 77 70

Лицей, гимназия 93 90 81 85

Сложно в полном объеме усваивать учебный материал %

Общеобразовательные школы 9 5 12 34

Шк. с угл. изуч. предм. 0 9 17 20

Лицей, гимназия 0 0 8 11

Для развития нужны более сложные задания %

Общеобразовательные школы 4 5 4 6

Шк. с угл. изуч. предм. 0 4 6 10

Лицей, гимназия 7 10 10 4

Случается, что в конце дня болит голова %

Общеобразовательные школы 40\42 40\40 84\12 45\33

Шк. с угл. изуч. предм. 60\5 52\18 73\10 62\8

Лицей, гимназия 57\18 52\16 64\15 46\33

Связывают головные боли с учебой %

Общеобразовательные школы 40 40 42 46

Шк. с угл. изуч. предм. 25 30 17 38

Лицей, гимназия 36 38 25 42

Продолжение табл. 1.

Практически всегда не досыпают из-за выполнения домашних или других учебных заданий %

Общеобразовательные школы 18 12 28 41

Шк. с угл. изуч. предм. 10 29 35 35

Лицей, гимназия 17 16 18 28

Иногда не досыпают из-за необходимости выполнять учебные задания %

Общеобразовательная 36 46 56 35

Шк. с угл. изуч. предм. 40 43 39 40

Лицей, гимназия 52 54 50 48

Гуляют ежедневно %

Общеобразовательные школы 42 43 27 37

Шк. с угл. изуч. предм. 60 55 22 26

Лицей, гимназия 34 32 35 35

Получают положительные эмоции от обучения %

Общеобразовательные школы 15 17 17 19

Шк. с угл. изуч. предм. 10 22 31 20

Лицей, гимназия 38 38 25 23

Не получают положительные эмоции от обучения %

Общеобразовательные школы 8 12 17 22

Шк. с угл. изуч. предм. 15 17 6 10

Лицей, гимназия 3 3 4 6

Скорее да, чем нет %

Общеобразовательные школы 65 58 42 36

Шк. с угл. изуч. предм. 65 39 37 45

Лицей, гимназия 45 50 54 54

Скорее нет, чем да %

Общеобразовательные школы 12 13 24 23

Шк. с угл. изуч. предм. 10 22 22 22

Лицей, гимназия 14 9 17 17

Считают, педагоги регулируют учебную нагрузку и считаются с нагрузкой по другим предметам %

Общеобразовательные школы 53 54 68 32

Шк. с угл. изуч. предм. 45 62 22 30

Лицей, гимназия 69 61 50 41

Считают, что педагоги не считаются с тем, что есть еще нагрузка по другим предметам %

Общеобразовательные школы 47 40 32 68

Шк. с угл. изуч. предм. 55 35 77 72

Лицей, гимназия 41 43 69 72

Устают к концу учебной недели %

Общеобразовательные школы 40 40 45 54

Шк. с угл. изуч. предм. 10 61 39 60

Лицей, гимназия 31 45 50 55

Домашние задания по объему и сложности соответствуют уровню возможностей и способностей %

Общеобразовательная 36 56 86 31

Шк. с угл. изуч. предм. 65 39 17 30

Лицей, гимназия 41 40 42 46

Домашние задания частично соответствуют уровню способностей и возможностей %

Общеобразовательная 61 40 10 65

Шк. с угл. изуч. предм. 35 52 72 60

Лицей, гимназия 48 44 48 51

Домашние задания слишком сложные%

Общеобразовательная 0 4 4 4

Шк. с угл. изуч. предм. 0 9 11 8

Лицей, гимназия 3 8 2 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Продолжение табл. 1.

Домашние задания слишком легкие %

Общеобразовательная 3 0 0 0

Шк. с угл. изуч. предм. 0 0 0 2

Лицей, гимназия 8 8 8 2

Анализируя представленные данные, мы можем увидеть, что только 60% всех опрошенных учащихся общеобразовательных школ считают, что учебная нагрузка соответствует их возможностям, в ШУИП -78%, а в лицеях и гимназиях - 77%. Во всех типах школ есть ученики, которые считают, что нагрузка для них недостаточна, больше всего таких обучающихся в лицеях и гимназиях, где, как было отмечено, учебная нагрузка выше. На вопрос: «Способствует ли учебная нагрузка Вашему интеллектуальному развитию?» положительно ответили большая часть всех опрошенных школьников; разброс составил от 60% до 100%.

Мы можем наблюдать, см. табл. 1, что в общеобразовательных школах на каждой последующей параллели возрастает ощущение невозможности справиться с учебной нагрузкой. Примерно также обстоит дело и в школах с углубленным изучением отдельных предметов. В лицеях и гимназиях ощущение невозможности справиться с учебной нагрузкой также нарастает к старшим классам, но не так значительно. Необходимо отметить, что во всех типах образовательных учреждений есть ученики, которые считают, что для развития им необходима более высокая учебная нагрузка. Следовательно, можно предположить, что некоторые школьники наоборот чувствуют недостаток в объеме и сложности учебных заданий. Достаточно много школьников во всех образовательных учреждениях и на всех параллелях отмечают наличие головных болей. Считают, что головные боли связаны с учебной от 17% до 46% обучающихся; самое большое количество (40% - 46%) отмечено в общеобразовательной школе. Выше было отмечено, что учебная нагрузка в этих школах ниже, чем в двух других типах образовательных учреждений. Можно предположить, что общее физическое состояние этих учеников хуже, а также ниже психофизиологические возможности

организма.

Анализируя данные таблицы 1, можно отметить, что многие современные школьники не успевают восстановить свои силы: не высыпаются из-за выполнения домашних заданий; не гуляют большинство школьников

всех типов образовательных учреждений. Получают положительные эмоции в процессе обучения однозначно - до 17% учеников общеобразовательных школ, 21% ШУИП и 31% учащихся лицеев и гимназий; скорее да, чем нет 50% учеников общеобразовательных школ, 47% ребят из школ с углубленным изучением отдельных предметов и 51% лицеистов и гимназистов. Значительно меньше учащихся, отметивших, что не получают положительные эмоции от учебы. Самый низкий процент таких учеников в лицеях и гимназиях от 3% до 17%, в ШУИП от 6% до 22% и самое большее количество учеников, которые считают что не получают от учебной деятельности положительных эмоций в общеобразовательных школах от 8% до 24%.

Ощущение того, что педагоги не считаются с учебной нагрузкой по другим предметам нарастает у школьников к девятому классу во всех типах образовательных учреждений: среди девятиклассников общеобразовательной школы 68% выбрали это утверждение; 72% учеников девятых классов ШУИП; 72% девятиклассников лицеев и гимназий.

Ощущение усталости к концу учебной недели в общеобразовательных школах на параллелях относительно одинаковое; отмечается постепенное увеличение к девятому классу от 40% до 54%. В школах с углубленным изучением предметов эти ощущения на параллелях меняются скачкообразно, см. табл. 1. Возможно, что контингент обучающихся на параллелях значительно отличался по своим психофизиологическим характеристикам на предмет утомляемости. В лицеях и гимназиях отмечается плавное и постепенное увеличение количества школьников, ощущающих усталость к окончанию учебной недели от 31% до 55%.

Слишком сложными кажутся домашние задания 4% учеников общеобразовательных школ; от 8% до 11% учащихся ШУИП считают домашние задания слишком сложными и от 1% до 8% обучающихся лицеев и гимназий придерживается этого мнения. Наибольшее количество обучающихся, считающих домашние задания слишком легкими, оказалось в лицеях и гимназиях 8% на каждой параллели в шестых - восьмых классах; на

параллели девятых классов 2% учеников оценили домашние задания как слишком легкие.

На вопрос о необходимости получения знаний о том, как справляться с учебными нагрузками, положительно ответили от 38% до 62% обучающихся всех типов образовательных учреждений. Ответы на вопрос о том, какими конкретно знаниями по этому вопросу хотят овладеть школьники, были получены следующие ответы: организация и рациональное распределение времени и нагрузки; обучение эффективным способам интеллектуальной деятельности (приемы быстрого запоминания, развитие внимательности, мыслительных процессов, обучение навыкам скорочтения и т.д.); овладение различными приемами релаксации и способами регулирования эмоциональных состояний, умение справляться со стрессами. Таким образом, ощущают учебную перегрузку и ее последствия ученики всех типов образовательных учреждений. Школьники считают, что для решения проблемы им необходимо развивать свои внутренние психологические ресурсы.

Теоретический анализ литературы, позволил нам выдвинуть предположение, что эффективным способом предупреждения возникновения учебных перегрузок будет организация психопрофилактической

деятельности, направленной на формирование компетентности по организации, реализации и развитию навыков интеллектуального труда. Мы определили психопрофилактику учебных перегрузок как деятельность психолога, направленную на формирование навыков по умению справляться с учебными нагрузками через использование индивидуально-рациональных приемов и способов учебной деятельности; развитие способностей регулировать эмоциональные и

функциональные состояния социально-приемлемыми способами. При этом необходимо учитывать, что в

психопрофилактике понятие навык - это реализованные умения, которыми человек пользуется в конкретных жизненных ситуациях и которые позволяют ему адекватно взаимодействовать с окружающей

действительностью [6, с.130].

Цель психопрофилактической программы -предупреждение учебных перегрузок школьников через развитие

здоровьесберегающей компетентности и актуализации психологических ресурсов.

Задачи программы: осознание ценности психологического здоровья как важного фактора успешности в учебной и внеучебной деятельности; приобретение знаний и формирование навыков рациональной организации интеллектуального труда с учетом индивидуальных

психофизиологических особенностей

личности; формирование специальных знаний и навыков по использованию рациональных способов и приемов самостоятельной организации учебной деятельности; формирование навыков психической

саморегуляции; развитие познавательных способностей как инструмента, позволяющего успешно справляться с учебными нагрузками. Разработанная программа состоит из трех блоков, последовательно сменяющих друг друга.

I. Ориентировочно-организационный блок - предполагает формирование общей направленности на здоровый образ жизни; осознание и принятие целей предстоящей работы; постановка индивидуальной цели.

II. Развивающий блок - направлен на развитие и совершенствование психических качеств; актуализацию психологических ресурсов личности; формирование индивидуального стиля учебной деятельности.

III. Завершающий блок - предусматривает закрепление навыков сформированных в процессе прохождения программы; рефлексию достижений; целеполагание на последующие этапы возрастного развития.

Проведенное исследование позволяет говорить о том, что восприятие учебных нагрузок школьниками зависит не только от объективных временных показателей, затрачиваемых на учебную деятельность, а, в большей степени, обусловлено

индивидуальными особенностями. Сами обучающиеся предполагают, что для предотвращения учебных перегрузок им необходимо не снижение объемов учебной нагрузки, а развитие интеллектуальных возможностей, формирование и

совершенствование навыков работы с информацией. Разработанная программа психопрофилактики была апробирована и показала свою эффективность в общеобразовательной школе и в центре образования, что позволяет использовать новые способы предупреждения учебных перегрузок в образовательном процессе.

Литература:

1. Беляев И.И. Очерки психогигиены / И.И. Беляев. - М.: Медицина, 1973. - 232 с.

2. Безруких М.М. Материалы курса «Психофизиологические основы эффективной организации учебного процесса»: учебно-методическое пособие / М.М. Безруких. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006. - 44 с.

3. Журавлев Д.В. Психическое здоровье во многом определяет физическое / Д.В. Журавлев // Народное образование. - 2004. - № 8. - С. 147-153.

4. Кузнецов А.А. Основные направления деятельности РАО по созданию школьных стандартов нового поколения / А.А. Кузнецов //

Проблемы современного образования. - 2010. - № 1. - С. 14-17.

5. Табарданова Т.Б. Адаптивность педагогической системы как средство предупреждения учебных перегрузок учащихся профильных классов: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Табарданова Татьяна Борисовна. -Ульяновск, 2004. - 224 с.

6. Харитонова Т.Г. Онтология, специфика и особенности организации психопрофилактики в деятельности практического психолога: дис. ... доктора психол. наук: 19.00.07 / Харитонова Тамара Геннадьевна. - Нижний Новгород, 2012. - 468 с.

Сведения об авторе:

Аршинская Елена Леонидовна (г. Иркутск, Россия), старший преподаватель кафедры психологии образования и развития личности Педагогического института ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», e-mail: larshinskaya@yandex.ru

Data about the author:

E. Arshinskaya (Irkutsk, Russia), senior lecturer at the Department of psychology of education and personality development of the Pedagogical Institute of Irkutsk state University, e-mail: larshinskaya@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.