Восприятие ценностных оснований ивент-деятельности в социокультурной среде
(анализ по модели артефактов Э. Шейна)
Axiological foundations perception in socio-cultural event management (analysis on the model
of artifacts by E. Schein)
Шелгинская В.А.
аспирант,
Уральский институт управления - филиал РАНХиГС
Россия, Екатеринбург email: victoria. shelg@yandex. ru
Shelginskaya V.
postagraduate,
Ural Institute of Management - a branch of RANEPA
Russia, Yekaterinburg email: [email protected]
Аннотация.
Взгляды исследователей на ивент-деятельность как инструмент реализации задач культурной политики разделяются. Согласно одному подходу, посетители мероприятия находятся в состоянии восприятия информации, качественно стимулирующей их на саморазвитие. Согласно другому - посетители настолько поглощены тем, чтобы хорошо провести время, что они не будут реагировать на трансформационный стимул должным образом. Цель статьи - определить ценностные основания, лежащие в основе событийной деятельности при организации ивент-мероприятий для молодежи и аргументировать одну из концепций. Методологическую основу составила модель артефактов Э. Шейна и метод контент-анализа. Было определено, что характер артефактов демонстрирует сервисный характер скрытых в их основе ценностей, что затрудняет реализацию гуманистической функции ивентов как инструмента ценностного ориентирования и социализации. Были сделаны выводы о несоответствии ценностных оснований (организатор декларирует гуманистические ценности, но реализует мероприятие как услугу, ориентированную на ожидания посетителя) и о недостатке внимания к изучению мотивационной компоненты аудитории перед разработкой концепции мероприятия. Результаты позволяют выделить совокупность элементов ивентов, корректировка которых позволит повысить эффективность событийной технологии как инструмента работы с молодежью.
Annotation.
The researchers' views on the role of events as its role a tool for the implementation of certain tasks of social management are divided. One approach implies that the visitors have the necessary state for the perception that qualitatively stimulates their further self-development. The alternative one indicates that people are so engrossed in having a good time that they are less likely to respond to thestimulus. So the purpose is to determine the value bases that underlie event communication in organizing events for youth. E. Schein's model of artifacts was adopted as a methodological basis. It was found that the artifacts demonstrates the service nature of the values hidden in their basis, which hinders the implementation of the technological function of events as a tool for value orientation and socialization. It was concluded that there is a discrepancy in value bases (the organizer declares humanistic values, but implements the event as a service oriented to the visitor's expectations) and the lack of attention to the study of the motivational component of the audience before developing the concept of the event. The results of the analysis allow us to identify a set of elements to adjustment which will allow to increase the effectiveness of the event technology.
Ключевые слова: специальное мероприятие, праздник, развитие молодежи, досуг молодежи, культурно-массовые мероприятия, медиакоммуникации, социальные технологии, культура потребления.
Key words: festival, mediacommunications, pr, integrative marketing communications, social technology, creative culture, interactive ritual.
Введение
Рост популярности новых формы досуга, включая виртуальные, обуславливают усиление конкуренции между бюджетными организациями, организующими культурно-досуговую инфраструктуру для молодежи, и коммерческими организациями развлекательного профиля. Это вынуждает учреждения позиционировать результаты своей деятельности с большей эффективностью, вовлекать аудиторию в длительный процесс взаимодействия, т. е. в целом осуществлять деятельность по управлению социально-культурными проектами в
форматах, соответствующих современному состоянию социокультурной среды. Однако такой подход, характерный для организаций сферы услуг, при воспроизведении в деятельности учреждений культуры может представлять опасность с точки зрения подмены ретранслируемых культурно-ценностных основ. В особенности в отношении событийной деятельности, способной эффективно осуществлять социально-технологическую функции репрезентации и трансляции общекультурных шаблонов ввиду особенностей ее комплексного воздействия на человека.
Предпосылкой к анализу служит тезис, высказанный зарубежными исследователями в области ивент-менеджмента, согласно которому способность посетителей мероприятий воспринимать информацию гуманистического характера затрудняется и ограничивается его гедонистическими, эгоистическими или эскапистскими особенностями личности [17]. Современный молодежный посетитель мероприятий в большинстве случаев обладает этими характеристиками [3]. Целью является определение ценностных оснований ивент-деятельности в практике организации современных мероприятий, ориентированных на молодежную среду, направленное на проверку указанной гипотезы применительно к отечественной социокультурной среде региона.
Был использован метод контент-анализа с использованием модели артефактов Э. Шейна в качестве методологической основы. Модель позволяет определить воспринимаемые ценностные основы, заложенные в коммуникацию, по их внешним проявлением. Поскольку значения воспринимаемых символов интерпретируются индивидуально, артефакты могут выражать совершенную иные ценности, нежели это предполагается управляющим субъектом, поэтому важной задачей при анализе является определение соответствия внешних проявлений внутреннему содержанию и запланированным целям.
Результаты представляют интерес для специалистов, чей интерес сосредоточен в областях социальной политики в сфере культуры, управления отдельными видами культурной деятельности, а также социологии молодежи. Поскольку ивент-деятельность представляет собой неоинституциональный феномен, являющийся одновременно частью социокультурной и экономической деятельности, результаты также применимы к сфере менеджмента и связей с общественностью, т. к. представляют собой «ядро», вокруг которого может быть выстроена или скорректирована политика организации.
Теоретические предпосылки
Культура досуга представляет собой качественную характеристику участия молодежи в общественно значимой деятельности [16]. Создание условий для формирования культуры досуга у молодежи является важной задачей, которая актуализируется в отношении каждого поколения, обладающего своими предпочтениями и ожиданиями. В связи с этим, анализ культурно-досуговой деятельности связан с формированием точных целей, реализацией их наиболее оптимальными средствами и пониманием особенностей их восприятия аудиторией.
Некоторые авторы характеризуют событийные технологии как «комплексный современный инструмент развития социально-культурной деятельности» [4]. Однако технологический потенциал не ограничивается стимулированием творческой активности и распространяется на сферы социальной и культурной жизни общества. Ивент в социокультурном пространстве представляет наибольший интерес с точки зрения использования как инструмента реализации некоторых задач социального управления в сфере культуры [6; 11]. Формируя определенный «разрыв» в обыденности, переходный момент в жизненном времени индивида, находящийся между повседневным и сакральным (что изложено в фундаментальных классических трудах Э. Дюркгейма, И. Гоффмана и др.), он формирует и закрепляет в сознании аудитории не только систему общекультурных символов, но и конкретные формы социального поведения.
Будучи представленной в доступной, легкой, эмоционально положительно воспринимаемой форме, ивент-технология актуальна при решении задач социального управления в молодежной среде. Она позволяет
вовлекать в систему управления не только субъектов государственного и муниципального уровня, но также и различные молодежные движения, что позволяет расширить возможности работы с аудиторией [14] В этом случае подход к управлению ивент-проектами как технологией работы с молодежью выполняет ряд фундаментально важных для общества функций, таких как, например, познавательная, мотивационная, эстетическая, социализирующая, идеологическая, просветительская и др. [2]. При этом, привлекая себе внимание как непосредственно молодежи, так и средств массовой информации, событийная деятельность охватывает широкий круг аудитории, как первичной целевой, так и вторичной, на которую распространяется информационное влияние.
В литературе преобладает личностно-ориентированная концепция рассмотрения вопросов управления ивент-деятельностью, которая проявляется в двух направлениях.
Во-первых, ввиду доминирования субъект-субъектной парадигмы, управление ивент-технологией отталкивается от индивидуального подхода к взаимодействию с посетителем как самоактуализированной личностью [1; 10]. Событийная деятельность подразумевается видом творческой активности молодежи, «в которой проявляются такие качества, как самопознание, самоопределение, самоуправление, творческая самореализация» [1]. В рамках подхода посетитель ивент-мероприятия самодостаточен и уже обладает тем культурно-ценностным фундаментом, на основе которого целевое воздействие событийной технологии может осуществиться именно с тем эффектом, который был запланирован.
Во-вторых, ввиду заимствования ивент-технологии из предпринимательской сферы в социокультурную, управление ивент-технологией отталкивается от персонализированного подхода к определению формы реализации коммуникации [10]. Это проявляется в также принципах как: акцентирование на более простой для понимании информации, более узнаваемых символах, что «с большей вероятностью вызовет у них положительный отклик» [11]. В рамках подхода посетитель, участвующий в событийной коммуникации, может разделять, понимать и принимать личностно-развивающие стимулы, а может концентрироваться только на внешних проявлениях фестиваля как праздного времяпрепровождения.
Поскольку оба направления противоположны по ценностным основаниям, форма реализации коммуникационной политики организатора ивент-проекта особенно важна, т. к. она является посредником между источником и приемником информационного сообщения, который определяет воспринимаемое в конечном итоге значение поступающей информации (понимая последнюю в широком смысле, включающим семитическую, вербальную и др.) [18]. Таким образом, проблема определения соответствия ценностных оснований существующей практики организации ивент-деятельности и событийной коммуникации остро проявлена с точки зрения установления ее соответствия с одним из двух подходов.
Объекты и методы исследования
Методология Э. Шейна, изначально разработанная в целях исследования организационной культуры, может быть переложена и адаптирована на социокультурную среду, при этом мы получим следующую иерархическую структуру [13]. На первом уровне, скрытом, глубинном, находятся те групповые идеи, которые выражают сущность преобладающей в рассматриваемой группе культуры. Это те базовые положения, которые укоренились в ней или должны быть внедрены в нее. Второй уровень составляют поддерживаемые ценности, возникающие на основе общий положений первого уровня. Они выражают видение членов группы или управляющего субъекта должного положения, «как должно быть». Это промежуточный уровень между не воспринимаемыми прямо базовыми ценностями первого уровня и очевидными выражениями третьего уровня, поэтому проявления данного уровня могут быть, а могут не быть истолкованы верно наблюдателем. На третьем уровне находятся сами «артефакты», т.е. внешние проявления внутренних структур, очевидные для всех.
Артефакты включают дресс-код, обычаи, традиции, нормы поведения, особенности оформления помещений, фирменный стиль, логотип, гимн, герб и т.д. В ивент-деятельности артефактами является физическое окружение во время мероприятия, дизайнерские элементы коммуникационной политики мероприятия, манера обращения к аудитории, дресс-код, выбранная тема, виды фестивальной активности и т. д.
Модель артефактов может быть использована в индуктивном анализе, например, при разработке коммуникационной стратегии, когда целевые транслируемые идеи известны и требуется только подобрать соответствующее их выражение на видимом, третьем уровне артефактов. Однако для нас больший интерес в рамках заявленной темы представляет дедуктивное выведение аксиологических оснований в реализации современной ивент-деятельности на основе собранной информации об её видимых атрибутах. Для этого необходимо решить ряд задач: выделить из информационного сообщения совокупность атрибутов (рассмотреть третий уровень модели), сгруппировать их (второй уровень), определить воспринимаемый ценностный базис, который транслируется инструментами ивент-деятельности аудитории (первый уровень).
Для анализа выбраны официальные анонсы молодежных мероприятий, поскольку, во-первых, они позволяют в лаконичной форме получить представление о концепции мероприятия и его структурном содержании. Во-вторых, они показывают ожидаемую от посетителя роль с точки зрения организатора. В-третьих, они демонстрируют коммуникационную политику организатора, что косвенно характеризует пожидаемый портрет целевой группы. Выборку составили мероприятия открытого типа, без специфических требований, активное представленные в медиапространстве. Были проанализированы анонсы 34 социокультурных мероприятий, ориентированных на молодежную аудиторию и социально-активную аудиторию среднего возраста, проводившихся в г. Екатеринбурге с января по декабрь 2022 г., что связано с процессами восстановления мероприятий в регионе после ограничений периода пандемии.
Результаты
При решении задачи группировки совокупности артефактов автор отталкивался от двух предпосылок. Во-первых, ивент как специфическая категория событийной среды должен характеризоваться действием, и исключать пассивное наблюдение участников [2; 15]. Выполнение этого условия обуславливает коммуникативно-технологическую эффективность ивент-деятельности. Внимание вовлеченного участника сконцентрировано, а его общее психофизическое состояние подчинено доминирующей идее. Находясь в этом состоянии, участник воспринимает поступающую явную (голосовую, текстовую) и скрытую (семиотическую) информацию менее критично, но на более высоком уровне запоминания. Предпосылка обуславливает критерий разделения артефактов на активные и пассивные; где последние исключают саму возможность отвлечения и наиболее важны для эффективности ивент-технологии.
Во-вторых, был принят во внимание гуманистический характер социокультурной деятельности как деятельности, стимулирующей личностное саморазвитие и социализацию [1; 10; 12]. Поскольку внимание посетителя массового мероприятия часто рассеивается ввиду внешних отвлекающих факторов или внутренних когнитивных процессов, сообщение должно считываться посетителям легко, с минимальной возможностью альтернативной интерпретации. Точность восприятия гуманистических оснований оценивалась следующим образом: возможна (с высоким риском альтернативной интерпретации) и вероятная (с меньшим риском).
Фрагмент аналитической таблицы атрибутов представлен в таблице 1.
Таблица 1. Артефакты ивент-деятельности (на примере Свердловской области)
№ Обращение к аудитории Декларируемые атрибуты
Атрибуты - пассивные. Гуманистическая функция - возможна Атрибуты - активные. Гуманистическая функция - вероятна
1 Зрителей ждут... театральная платформа со спектаклями представлениями, чтение, лекторий, этнографическая зона с музеями, выступления коллективов, показ фильмов мастер-классы, ярмарка с продажей поделок мастеров Урала
2 Попробуй все развлечения за день абсолютно бесплатно! фольклорные площадки, фотозоны, концертные и театральные площадки, мастер-классы, игровые зоны, ярмарка
3 Уважаемые гости, ... дефиле, инсценировки, вокальные и танцевальные выступления, творческая выставка, лекции мастер-классы, ярмарочные стенды
4 Гостей встречают ... Дефиле, фото с аниматорами, выступления дегустация, мастер-классы, ярмарка
5 Зрителей будут ждать ... Музыкальные и танцевальные выступления, аниматоры, огненное шоу, показательные выступления клубов дегустация, мастер-классы, ярмарка
6 - Литературный вечер (чтение), концерт, шоу-импровизация Тренинги, нетворкинг, словесные и настольные игры
7 Вас ждут ... Лекции, выставки Мастер-классы, конкурсы
8 События разворачиваются ... Ландшафтный театр, выставки, концерты экскурсии Иммерсивное путешествие, квесты
9 Организаторы представят публике ... Концерт, показательные выступления танцевальных коллективов Мастер-классы
10 Приглашаем всех и каждого! Фотозона с аниматорами, концерт живой музыки, фуршет, конкурсно-развлекательная программа Мастер-классы, розыгрыш призов, дискотека
Выделим следующие артефакты, которые стимулируют интерпретацию и восприятие соответствующих культурных шаблонов:
1. Априори пассивная роль посетителя мероприятия, определяющаяся употреблением формулировок«зрители», «гости», «вас ждут» при коммуникации организатора с аудиторией, что переводит последних в категорию потребителей культурно-развлекательного продукта.
2. Представление личностно-развивающего культурного времяпрепровождения в контексте рыночных взаимоотношений, определяющаяся организацией и рекламированием возможностей приобретения тех или иных товаров, в том числе готовых изделий ручной работы, демонстрирующих чужой уровень творческого саморазвития, но не способствующий таковому у посетителя.
3 Акцент на бесплатности, что усиливает восприятие событийного времяпрепровождения в качестве специфического вида потребительской активности, а не свободного времени для развития и просвещения в ненавязчивой и легкой форме.
4. Преобладание деятельности с низкой и неконтролируемой вовлеченностью над деятельностью с вовлеченностью более высокой (например, гораздо чаще в программе встречаются выступления и концерты, чем деятельность, подразумевающая личный вклад в программу).
5. Малое разнообразие вариантов персонально вовлекающих активностей: в большинстве случаев используется только формат мастер-классов (спортивных, танцевальных, изобразительных, декоративно-
прикладных и иных развлекательного характера), который не позволяет охватить всех посетителей мероприятия ввиду логистических возможностей организатора или индивидуальных особенностей участников (стеснительность, нерешительность).
Обсуждение результатов
Анализ с использованием модели артефактов позволяет установить сервисный характер ивент-деятельности, преобладание идей недеяния и развлечения в событийном сообществе. Эти идеи, выраженные совокупности атрибутов, приводят к восприятию и принятию в качестве руководства к действию, жизненного шаблона, ценностей культуры потребления и пассивного досуга преимущественно зрелищного (наблюдательного) характера. Форма реализации ивент-мероприятия не способствуют актуализации творческого, культурного или образовательного потенциала посетителей и даже наоборот, способствует сохранению существующего порядка. Важным остается сам факт наличия мероприятия, праздника, как способа развлечения, безотносительного восприятия его общекультурных, идеологических или интегративных функций. Возможность и привлекательность деятельностного время препровождения нивелируется разнообразием пассивных видов праздного досуга, во время которого не могут быть эффективны реализованы личностно-развивающая, нормативно-трансляционная, культурно-воспроизводящая, социализирующая функции.
Согласно Федеральному закону «О молодежной политике», обеспечение условий для развития и самореализации молодежи, формирование системы духовно-нравственных ориентиров и культуры являются значимыми целями реализации молодежной политики в целом. В соответствии с этими целями, деятельность организаций и учреждений социокультурной сферы «должна быть направлена на воспитание думающей, самостоятельной, здоровой и нравственно, и физически молодежи» [11]. Изучение артефактов свидетельствует о том, что развлекательно-рекреационная концепция мероприятия, подразумевающая, что посетители находятся в необходимом состоянии для восприятия качественно стимулирующей их дальнейшее на саморазвитие, представляются менее вероятной, чем альтернативный сценарий - подразумевающий, что люди настолько поглощены тем, чтобы хорошо провести время, что они скорее не будут реагировать на событийно-символический трансформационный стимул должным образом.
Проблема сервисного характера культурной деятельности и вытекающих из этого последствий, сказывающихся на общем качественном уровне работы с аудиторией в части стимулирования саморазвития, общекультурного и ценностного просвещения, отмечается многими исследователями в различных областях гуманитарного знания. Как пишет, С. Н. Майорова-Щеглова, бюджетные организации провоцируют зарабатывать на организации праздников с целью выполнения показателей эффективности деятельности учреждений [8; 9]. Всероссийский отчет о деятельности регионов в области культуры «Культурная политика» свидетельствует, что наиболее часто выделяемая регионами проблема в части управления региональной культурной сферой связана с риском невыполнения утвержденных плановых показателей на год по посещаемости организаций культуры (мероприятий организации) и приросту количества культурно-просветительских мероприятий [7].
Необходимость выполнения перечисленных показателей лежит в основе предпочитаемых средств реализации праздничного мероприятия. При этом событийная деятельность культурных учреждений приближается по своим свойствам к ивент-деятельности в коммерческой сфере: по-сути, в обоих случаях цель заключается стимулировании сбыта и охвате аудитории информационным сообщением о своей деятельности. Однако если в случае бизнес-ориентированного событийного проекта эти цели являются осознанно формулируемыми и воспринимаемыми в качестве ключевых, то в отношении социокультурных мероприятий они часто заменяются гуманистическими эвфемизмами, призванными охарактеризовать цели деятельности с более возвышенных позиций.
Заключение
Анализируемая проблема характеризуется противопоставлением двух точек зрения на сущность управления ивент-технологиями как инструментом работы с молодежью:
1. Преобладающая точка зрения состоит в том, что «творческая активность молодежи стремительно будет возрастать, если мероприятие удовлетворяет интересы и потребности каждого присутствующего на данном событии» (в формулировке А. С. Алтухова).
2. Альтернативная точка зрения заключается в том, что способность посетителей мероприятий воспринимать информацию гуманистического характера затрудняется и ограничивается его гедонистическими, эгоистическими или эскапистскими особенностями личности (в формулировке Дж. Майр и А. Смита).
Эти два взгляда являются не только противопоставленными, но и взаимоисключающими: интересы и потребности посетителя не всегда носят гуманистический характер, поэтому ориентация на их удовлетворение и им соответствие при реализации задач социального управления в молодежной среде может привести к незапланированному, обратному, эффекту. Проведенный в статье анализ свидетельствует о том, что именно с таким фактом подмены значений мы имеем сегодня дело, рассматривая событийную сферу как площадку для развития, воспитания, просвещения.
Проведенный анализ позволяет сформулировать некоторые причины сложившейся ситуации. Выражено прослеживается проблема соотношения ценностных оснований при реализации мероприятия организаторами: они декларируют гуманистические ценности, но реализует коммуникационную политику в отношении проводимого мероприятия так, как если бы она являлась услугой т. н. «креативной индустрии», включающей коммерческую деятельность, использующую сочетание творческих, инновационных и технологических ресурсов. Как часть этой сферы, событийная деятельность обладает высоким риском нивелирования социокультурных интересов перед рыночными. Даже если это ослабляет ее эффективность в качестве средства социального управления молодежными и иными группами.
В качестве другой проблемы необходимо выделить недостаток внимания к изучению мотивационной компоненты аудитории перед разработкой концепции мероприятия: важность определения качественного портрета целевой аудитории позволит заранее корректировать форму представляемых «артефактов» ивент-деятельности и деятельность ведущих на площадке с тем, чтобы повышать точность интерпретации. Это можно проиллюстрировать на основании положений классической теорией Д. МакГрегора, согласно которой политика мотивации должна отталкиваться от типа личности человека: тип Х - ленив и пассивен, тип Y - обладает внутренними стимулами и амбициозны. Применительно к рассматриваемому нами предмету, посетитель ивент-мероприятия, условно охарактеризованный типом, будет проявлять особенности потребительского восприятия транслируемого сообщения. Тогда как посетитель условного типа Y с большей вероятностью проявит гуманистический подход к интерпретации информации, представленной средствами событийных технологий.
Список используемой литературы:
1. Алтухов, А.С. Формирование творческой активности молодежи средствами event-технологий / А.С. Алтухов // Наука и технологии: актуальные вопросы, достижения, инновации. Сборник докладов и материалов III Национальной научно-практической конференции. - Москва, АНО ВО «Институт непрерывного образования», 2019. - С. 213-219.
2. Белецкая, Е.А. Организация досуговой деятельности молодежи на основе event-технологий / Е.А. Белецкая, Е.В. Мирошниченко, И.А. Контаренко // В кн. Амельчаков и др. Социально-экономическое развитие: новое видение, вызовы, тенденции. - Петрозаводск, МЦНП «Новая наука», 2021. - С. 161-178.
3. Воловикова, М.И. Праздники российской молодежи: социально-психологическое исследование Институт психологии РАН / М.И. Воловикова // Социальная и экономическая психология. - 2019. - № 3-4 (12). -С. 31-42.
4. Герасимова, И.А. Современные условия развития event-технологий в учреждениях культуры города Москвы / И.А. Герасимова, В.А. Литвиненко // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. - 2017. - № 1 (24). - С. 106-114.
5. Зырянов, В.В. Рыночная экспликация современного праздника / В.В. Зырянов // SocioTime. - 2019. -№ 4(20). - С. 79-88. DOI 10.25686/2410-0773.2019.4.79.
6. Корж, Н.В. Основные направления формирования патриотического сознания студенческой молодежи: региональный аспект / Н.В. Корж // Власть. - 2021. - № 1. - С. 123-130.
7. Культурная политика - 2020: взгляд субъектов Российской Федерации на основные проблемы и их решения. - Москва, Фонд «Институт экономики и социальной политики», 2020. - 138 с.
8. Майорова-Щеглова, С.Н. Детство XXI века: социогуманитарный тезаурус. Тематический словарь-справочник / С.Н. Майорова-Щеглова // Москва: изд-во РОС, 2018. - 638 с.
9. Музычук, В.Ю. Провалы государства в сфере культуры: научный доклад / В.Ю. Музычук // Москва: Институт экономики Российской академии наук, 2019. - 58 с.
10. Назаркина, В.А. Технология event-мероприятия в продвижении культурно-досуговых услуг для студенческой молодежи / В.А. Назаркина, О.А. Зозуля // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Экономика. - 2019. - № 1. С. - 69-78.
11. Сгибнева, А.С. Перспективы развития event-коммуникаций реализации государственной молодежной политики / А.С. Сгибнева // Коммуникология. - 2020. - № 5-3. - С.17-25.
12. Тесленко, А.Н., Социально-педагогические особенности организации флеш-мобов и массовых праздников / А.Н. Тесленко, К.М. Мухамеджанов, В.В. Захлебаева // Наука и реальность. - 2021. - № 2 (6). - С. 6-11.
13. Христова, Х.А. Влияние управления событиями (ивент-менеджмент) в корпоративной культуре / Х.А. Христова // Научные вести. - 2021. - № 3. - 133-146.
14. Daenos, R.G. Staging Heritage and Cultural Activities/Events at The City College of Angeles: Experiential Marketing to Promote Sense of Patrimony and Nationalism / R.G. Daenos, M.C. Punsalan // Asia Pacific International Events Management Journal. - 2021. - No. 2-1. - Pp. 10-22.
15. Jarman, D. Festival to festival: Networked relationships between fringe festivals / D. Jarman // Event Management. - 2021. - No. 25-1. - Pp. 99-113.
16. Kholboevich H.A. Student-youngers'leisure and culture use of it / H.A. Kholboevich // World Bulletin of Social Sciences. - 2021. - No. 3-10. - Pp 4-7.
17. Mair J. Events and sustainability: why making events more sustainable does not enough / J. Mair, A. Smith // Journal of sustainable tourism. - 2021. - No. 29-11. - Pp. 1739-1755. DOI: 10/1080/09669582.2021.194248.
18. Werner K. Event Management Skills in the Post-covid-19 World: Insights from China, Germany, and Australia / K. Werner, O.Junek, C. Wang // Event Management. - 2022. - No. 26-4. - Pp. 867-882.