ВОСПРИЯТИЕ ТЕЛА И САМООЦЕНКА ДЕВУШЕК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИТНЕСОМ, КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
УДК/UDC 796.056:159.9
Поступила в редакцию 19.02.2022 г.
Информация для связи с автором: taisaeva@mail.ru
Кандидат психологических наук, доцент С.Б. Тайсаева1 Кандидат психологических наук, доцент Ю.В. Кузнецова2 Кандидат психологических наук, доцент Н.К. Зиналиева2 Кандидат психологических наук, доцент Е.А. Подосинникова3
1Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва 2Астраханский государственный университет, Астрахань 3Астраханский государственный медицинский университет, Астрахань
BODY PERCEPTiON AND SELF-ESTIMATION OF GiRLS ENGAGED iN FiTNESS AS A PSYCHOLOGiCAL PHENOMENON
PhD, Associate Professor S.B. Taysaeva1 PhD, Associate Professor Yu.V. Kuznetsova2 PhD, Associate Professor N.K. Zinalieva2 PhD, Associate Professor E.A. Podosinnikova3
1 Plekhanov Russian University of Economics, Moscow
2 Astrakhan State University, Astrakhan
3 Astrakhan State Medical University, Astrakhan
Аннотация
Цель исследования - выявление связи самооценки и восприятия тела, а именно: как образ тела влияет на самооценку, тревожность, фрустрацию, агрессивность, ригидность, самоуважение, аутосимпатию, самоинтерес, самоуверенность, самопринятие, самопонимание, независимо от того, имеет ли субъект астеническое или гиперстеническое телосложение у девушек, занимающихся фитнесом.
Методика и организация исследования. Работа проведена на базе Астраханского государственного университета, в которой приняли участие 60 человек. Возрастной состав испытуемых - от 17 до 23 лет. Диагностические методы: опросник образа собственного тела О.А. Скугаревского и С.В. Сивуха; тест «Самооценка психических состояний» по Айзенку, тест-опросник самоотношения В.В. Столина и С.Р. Пантелеева со шкалами «самоотношение» и «самоуважение».
Результаты исследования и выводы. По результатам исследования выявлена связь восприятия тела и самооценки у девушек, что позволяет корректировать нарушение самооценки у девушек, соотношение роста и веса которых не соответствует норме. Установлено, что существует взаимосвязь образа тела с такими параметрами, как тревожность, фрустрация, ригидность, аутосимпатия, самопринятие. Именно образ тела влияет на тревожность, фрустрацию, агрессивность, ригидность, независимо от того, имеет ли субъект астеническое и гиперстеническое телосложение.
Ключевые слова: самооценка, восприятие тела, образ тела.
Abstract
Objective of the study was to identify the relationship between self-esteem and body perception, namely: how body image affects self-esteem, anxiety, frustration, aggressiveness, rigidity, self-esteem, autosympathy, self-interest, self-confidence, self-acceptance, self-understanding, regardless of whether the subject has asthenic or hypersthenic physique in girls involved in fitness. Methods and structure of the study. The work was carried out on the basis of the Astrakhan State University, in which 60 people took part. The age composition of the subjects is from 17 to 23 years. Diagnostic methods: self-image questionnaire O.A. Skugarevsky and S.V. Sivukha; test "Self-assessment of mental states" according to Eysenck, test-questionnaire of self-attitude V.V. Stolin and S.R. Panteleev with the scales "self-attitude" and "self-respect". Results and conclusions. According to the results of the study, a relationship between body perception and self-esteem in girls was revealed, which makes it possible to correct the violation of self-esteem in girls whose height-to-weight ratio does not correspond to the norm. It has been established that there is a relationship between body image and such parameters as anxiety, frustration, rigidity, autosympathy, self-acceptance. It is the image of the body that affects anxiety, frustration, aggressiveness, rigidity, regardless of whether the subject has an asthenic and hypersthenic physique.
Keywords: self-esteem, body perception, body Image.
Введение. В ранней юности формируется представление о себе, определяется отношение к своему Я - физическому, социальному и т. д. И в первую очередь девушками определяется степень собственной привлекательности для других, а затем уже определяются умственные и прочие индивидуальные особенности. Для современных девушек приоритетным является внешний вид тела, имидж. Основной задачей для современных девушек является суммирование всех имеющихся знаний о самих себе и умение интегрировать эти образы себя в личностную идентичность. Идентичность представляет со-
бой осознание как прошлого, так и будущего, логически следующего из него.
Э. Эриксон подчеркивает психосоциальную сущность эго-идентичности, обращая пристальное внимание не на конфликты между психологическими структурами, а скорее на конфликт внутри самого эго, то есть на конфликт идентичности и ролевого смешения. В его теории основной упор делается на «эго» и на влияние общества, в особенности группы сверстников. «Я» определяется как дифференцированная часть феноменального поля или поля восприятия человека,
□ и
£ г. CL
ч—
О 0J и
2 CL ' -о с га
Ii
О (U .с Н
которая состоит из осознанного восприятия и ценностей Я. Я-концепция или образ «Я» означает представления человека о том, что он собой представляет, отражает те характеристики, которые человек воспринимает как часть себя. Образ «Я» связан с ориентацией в пространстве и времени, схемой движения, кинестетическими ощущениями и визуальным восприятием, также в него входят психические исторические аспекты - наш прошлый опыт, оценка своей внешности.
Восприятие - это результат деятельности системы анализаторов, первичный анализ которой совершается в рецепторах и дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов. Также, изучив психологическую литературу по проблеме восприятия, мы определили, что восприятие является самостоятельным психическим процессом, необходимым для познания и ориентации в окружающем мире, и выступает в качестве объединяющей силы перед остальными познавательными процессами.
Большинство определений понятия «самооценка» характеризуется рядом общих положений, которые суммируются в оценку личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Следует признать, что до сих пор ни в отечественной, ни в зарубежной литературе нет общепринятого определения понятия «самооценка». Вследствие этого возникают трудности сопоставления этого концепта с другими, использующимися в сфере психологии «Я».
Образ тела является производной структурой, складывающейся в процессе овладения, осознания личностью собственных физических особенностей. Отсюда увязываются в единый паттерн аффективные, когнитивные, оценочные компоненты, отражающие ту или иную сторону данного процесса, осуществляющегося в конкретных жизненных условиях. Встающие перед субъектом задачи развития определяют специфику формирования образа тела, а также актуализирующихся механизмов и возможных искажений образа физического «Я». К подобным задачам можно отнести: осознание себя телесным субъектом, обладающим уникальностью и реализующим себя через телесные функции; осознание особенностей внешности в их соотнесении с существующими эталонами; овладение экспрессивными компонентами поведения; учет физических возможностей в процессе достижения желаемого и физических барьеров, стоящих на данном пути.
Цель исследования - выявление связи самооценки и восприятия тела, а именно: как образ тела влияет на самооценку, тревожность, фрустрацию, агрессивность, ригидность, самоуважение, аутосимпатию, самоинтерес, самоуверенность, самопринятие, самопонимание, независимо от того, имеет ли субъект астеническое или гиперстениче-ское телосложение у девушек, занимающихся фитнесом.
Таблица 1. Проверка нормальности распределения
Переменные Значение Z-критерия Уровень значимости
Образ собственного тела О.А. Скугаревского и С.В. Сивуха 1,329 0,058
Тревожность 0,752 0,624
Фрустрация 0,897 0,397
Агрессивность 0,620 0,836
Ригидность 0,740 0,644
Самоуважение 1,524 0,019
Аутосимпатия 1,458 0,028
Самоинтерес 1,788 0,003
Самоуверенность 1,470 0,027
Самопринятие 1,685 0,007
Самопонимание 1,480 0,025
Методика и организация исследования. Работа проведена на базе Астраханского государственного университета, в которой приняли участие 60 человек. Возрастной состав испытуемых - от 17 до 23 лет. Диагностические методы: опросник образа собственного тела О. А. Скугаревского и С. В. Сивуха; тест «Самооценка психических состояний» по Айзенку, тест-опросник самоотношения В. В. Столина и С. Р. Пантелеева со шкалами «самоотношение» и «самоуважение»; математико-статистические методы обработки данных, включающие в себя вычисление описательных статистик, непараметрического критерия Колмогорова-Смирнова для одной выборки, линейной корреляции Пирсона, ранговой корреляции Спирмена. Для математико-статистических расчетов использовался статистический пакет IBM SPSS Statistics 21. Протестировали в начале и в конце констатирующего эксперимента.
Результаты исследования и их обсуждение. На первом этапе эмпирического исследования мы установили, что 23 исследуемых девушек, занимающихся фитнесом, имеют выраженную неудовлетворенность своим телом. Также нами были получены следующие результаты: только у 2 % испытуемых присутствует высокий уровень тревожности, у 42 % - средний уровень тревожности и у 58 % - низкий уровень тревожности.
Тест-опросник В. В. Столина и С. Р. Пантелеева показал, что у большинства исследуемых преобладает завышенная самооценка по шкалам: «самоуважение» - 13 %, «аутосимпатия» - 23 %, «самоуверенность» - 27 %. По шкалам «самоинтерес» - 23 % и «самопринятие» - 15 % выявлена нормальная самооценка, шкала «самопонимание» демонстрирует нам равное процентное соотношение среди испытуемых: 23 % имеют завышенную самооценку и 23 % - заниженную. С по-
Таблица 2. Исследование связи образа тела и изучаемьх параметров
Переменные Коэффициент корреляции Уровень значимости
Тревожность r = 0,486** 0,000
Фрустрация r = 0,437** 0,000
Образ собственного тела О.А. Ску- Агрессивность r = 0,220 0,092
Ригидность r = 0,319* 0,013
Самоуважение r s = -0,230 0,077
гаревско- Аутосимпатия r s = -0,497** 0,000
го и С.В. Сивуха Самоинтерес r s = -0,173 0,187
Самоуверенность r s = 0,054 0,684
Самопринятие r s = -0,401** 0,002
Самопонимание r s = -0,194 0,137
I I
I I
Тревожность
Фрустрация Агрессивность
■ Высокий ур. ■ Средний ур. Низкий ур.
Рис. 1. Уровень тревожности
30% 25%
15% 10%
0%
I
II
Самоуважение Ауто>
Самоинтерес Самоуверенность Самопонимание Самопринятие ■ Нормальная ■ Завышенная Заниженная
Рис. 2. Уровень самооценки
52
http://www.teoriya.ru
№8^ 2022 Август | August
Ригидность
Таблица 3. Исследование связи между параметрами опросника самоотношения В.В. Столина и С.Р. Пантелеева
Переменные Коэффициент корреляции Уровень значимости
Уважение Аутосимпатия r s = 0,307* 0,017
Самоинтерес r s = 0,069 0,601
Самоуверенность r s = 0,402** 0,001
Самопринятие rs=0,258* 0,047
Понимание r s = 0,674** 0,000
Аутосимпатия Самоинтерес r s = 0,355** 0,005
Самоуверенность r s = 0,175 0,182
Самопринятие r s = 0,689** 0,000
Понимание r s = 0,216 0,098
Самоинтерес Уверенность r s = 0,170 0,195
Самопринятие r s = 0,332** 0,010
Самопонимание r s = 0,127 0,335
Самоуверенность Самопринятие r s = 0,197 0,132
Самопонимание r s = 0,341** 0,008
Самопринятие Самопонимание r s = 0,241 0,063
мощью критерия Колмогорова-Смирнова для одной выборки мы проверили нормальность распределения количественных переменных. Из табл. 1 видно, что распределение переменных - уважение, аутосимпатия, самоинтерес, самоуверенность, самопринятие, самопонимание - значимо отличается от нормального закона.
При изучении взаимосвязи образа тела и самоуважения, аутосимпатии, интереса, самоуверенности, самопринятия, самопонимания установлено, что существует достоверная связь образа тела с такими параметрами, как тревожность, фрустрация, ригидность, аутосимпатия, самопринятие (табл. 2). Положительная корреляция означает, что большие значения одной переменной имеют тенденцию быть связанными с большими значениями другой переменной или малые значения одной переменной - с малыми значениями другой переменной. Другими словами, две переменные увеличиваются или уменьшаются вместе. Отрицательная корреляция означает, что высокие значения одной переменной связаны с низкими значениями другой переменной, и наоборот.
Выявлена положительная корреляция на уровне статистической значимости между следующими шкалами: 1) уважение и аутосимпатия, самоуверенность, самопринятие, самопонимание; 2) аутосимпатия и самоинтерес, самопринятие; 3) самоинтерес и самопринятие; 4) самоуверенность и самопонимание (табл. 3).
Вывод. На основе полученных выводов нами были разработаны рекомендации по нормализации уровня самооценки у девушек:
Повышение интеллекта - в данном случае поможет чтение литературы разных направлений, к примеру: Джейми Кэт Кал-лан «Бонжур, Счастье! Французские секреты красивой жизни», Кларисса Пинкола Эстес «Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях», Т. Зинкевич-Евстигнеева «Семь дорог женственности», Д. Мэрфи «Как стать уверенным в себе и поднять самооценку», Леви «Искусство быть собой;
Регулярный аутотренинг (самовнушение) исключит внезапное занижение самооценки и придаст уверенности в себе. Основа любого аутотренинга - упражнения, основанные на волевом расслаблении, закрепляющие условные рефлексы и следы положительных эмоций. Самоубеждение и самовоспитание делают аутогенную тренировку интелекту-альным волевым процессом, который открывает путь рациональному перестраиванию личностных качеств;
Определение жизненных целей (можно записать на листке определенные планы и поэтапно стараться их осуществить). Для целей характерны следующие черты: приемлемость, измеримость (возможность измерить количественно
и качественно, оценить); определенность во времени, сроках достижения (к какому моменту времени планируется достижение той или иной цели), если цель не ориентирована во времени, то это то же самое, что ее отсутствие;
Отказ от негативных мыслей (не стоит постоянно думать о неудачах, вера в успех играет не последнюю роль в формировании высокой самооценки у девушки), исключая слова «должен», «нет выбора», «не могу», «невозможно», «никогда». Исключение жалости к своей персоне (если ощущать себя жертвой, то постепенно возникнет чрезмерная самокритичность, а результатом будет заниженная самооценка). Жалость сглаживает остроту стресса, но не борется с ним, а загоняет глубоко внутрь. Напряжение накапливается, и в результате возникает «плохой стресс» (дистресс). Встречать проблемы с жалостью к себе означает заранее позволить одержать над собой верх.
Использованная литература
1. Креславский, Е.С. Избыточная масса тела и образ физического «Я» / Е.С. Креславский. - М.: Медицина, 2011. - 325 с.
2. Соколова, Е.Т. Исследования «образа тела» в зарубежной психологии / Е.Т. Соколова, А.Н. Дорожевец // Вестник Московского университета. - Сер. 14. Психология. - 1985. - № 4. - С. 39-49.
3. Суэми, В. Психология красоты и привлекательности / В. Суэми, А. Фернхем. - СПб.: Питер, 2009. - 240 с.
4. Тхостов, А.Ш. Психология телесности / А.Ш. Тхостов. - М.: Смысл, 2002. - 288 с.
5. Фейдимен Д. Уильям Джеймс и психология сознания / Д. Фейди-мен. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. - 128 с.
References
1. Kreslavsky E.S. Izbytochnaya massa tela i obraz fizicheskogo «YA» [Overweight and the image of the physical "I"]. Moscow: Meditsina publ., 2011. 325 p.
2. Sokolova E.T., Dorozhevets A.N. Issledovaniya «obraza tela» v zaru-bezhnoy psikhologii [Studies of "body image" in foreign psychology]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psikhologiya. 1985. No. 4. pp. 39-49.
3. Suemi W., Furnham A. Psikhologiya krasoty i privlekatelnosti [Psychology of beauty and attractiveness]. St. Petersburg: Piter publ., 2009. 240 p.
4. Tkhostov A.Sh. Psikhologiya telesnosti [Psychology of corporality]. Moscow: Smysl publ., 2002. 288 p.
5. Feidiman D. Ui'yam Dzheyms i psikhologiya soznaniya [William James and the psychology of consciousness]. St. Petersburg: Praym-Yevro-znak publ., 2007. 128 p.
6. Eagly E.H. What is beautiful is good, but... A meta-analytic review of research on the physical attractiveness stereotype // Psychological Bulletin. 1991. V. 110. pp. 109-128.
7. Krueger D.W. Integrating body self and psychological self: Creating a New Story in Psychoanalysis and Psychotherapy. New York: Psychology Press, 2002.
8. Winzelberg A.J., Abascal L., Taylor C.B. Psychoeducational approaches to the prevention and change of negative body image // T.F. Cash & T. Pruzinsky (Eds.) Body Images: A Handbook of Theory, Research, and Clinical Practice. - NY: Guilford Press, 2002. pp. 3-12.