Научная статья на тему 'Восприятие структуры речи молодой аудиторией'

Восприятие структуры речи молодой аудиторией Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
214
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИТОРИКА / СТРУКТУРА РЕЧИ / МОЛОДЕЖЬ / АУДИТОРИЯ / ЦЕПОЧЕЧНАЯ СТРУКТУРА / РАДИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА / ДИХОТОМИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шуйская Юлия Викторовна

В статье рассматривается особенность восприятия речей, построенных по различным типам структур, молодой аудиторией (старшая школа и студенты). Полученные выводы можно использовать в рекламных роликах, рассчитанных на молодежь, тематических публикациях, в мотивационных выступлениях и статьях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Восприятие структуры речи молодой аудиторией»

Ю.В. Шуйская

ВОСПРИЯТИЕ СТРУКТУРЫ РЕЧИ МОЛОДОЙ АУДИТОРИЕЙ

Аннотация. В статье рассматривается особенность восприятия речей, построенных по различным типам структур, молодой аудиторией (старшая школа и студенты). Полученные выводы можно использовать в рекламных роликах, рассчитанных на молодежь, тематических публикациях, в мотивационных выступлениях и статьях.

Ключевые слова: риторика, структура речи, молодежь, аудитория, цепочечная структура, радиальная структура, дихотомическая структура.

Для оратора важно не только то, насколько успешно он произнес речь, но и то, что запомнилось слушателям после его выступления. Множество произнесенных речей забываются, хотя говоривший вложил в их подготовку немало сил и времени. Особенно забывание свойственно молодой аудитории: школьники и студенты, воспринимающие информацию на слух от своих преподавателей, часто не помнят, о чем была лекция, уже через несколько минут после того, как она закончилась.

Была выдвинута гипотеза о том, что восприятие речи зависит от того, по какой структуре она построена. Предыдущие исследования выявили три основных структуры, использующиеся в речах и текстах: цепочечную, радиальную и дихотомическую [1].

Цепочечная структура подразумевает последовательное развитие мысли. Чаще всего в речах, построенных по этой структуре, тема рассматривается по хронологии: что было в прошлом, что есть сейчас, что будет в дальнейшем. В ряде случаев оратор выстраивает цепочку последовательной аргументации: из одного вывода вытекает другой, из другого - третий и пр.

Радиальная структура предполагает наличие одного центрального понятия, с которым связаны все идеи и мысли, высказанные в речи. При этом между собой эти мысли связаны слабо, и иногда слушатель не сразу понимает, к чему относятся все соображения, высказанные оратором. Случается, что центральное понятие речи озвучивается только в самом конце.

Радиальная и цепочечная структуры встречаются в речи чаще других. Дихотомическая структура представлена только в 6% проанализированных речей. Это связано с ее спецификой: для построения речи по дихотомической структуре в ней должны быть два центральных понятия, которые оратор сравнивает между собой. Причем его мысль может двигаться двояко: сначала анализ одного понятия, затем другого, либо «зигзагообразное» движение мысли: сначала одно понятие, затем второе, затем снова первое и т.д.

Поскольку дихотомическая структура встречается редко, анализу подвергались речи, построенные по радиальной и цепочечной структуре. Первоначальная гипотеза состояла в том, что лучше будут восприниматься речи, построенные по цепочечной структуре: в них легче увидеть внутреннюю логику, последовательность изложения мыслей легко запомнить. Предполагалось, что цепочечная структура ухудшает восприятие: слушателям трудно запомнить порядок изложения идей, связанных между собой через их взаимоотношения с центральным понятием речи.

© Шуйская Ю.В., 2013

Для подтверждения гипотезы был проведен эксперимент. Слушателям в возрасте от 14 до 25 лет было предложено прослушать в записи две речи: выступления В.В. Жириновского и И.И. Саввиди на празднике в честь Дня Независимости Греции. Оба выступления длились около 7 минут. Сначала было предложено прослушать речь В.В. Жириновского (на празднике Саввиди должен был выступать первым, но он передал слово Жириновскому как почетному гостю). Это выступление построено по радиальной структуре, причем его центральным понятием можно условно назвать идею «я и Греция»: Жириновский описывает разнообразные эпизоды из своей жизни, в которых проявляется его связь с греками. Он упоминает митинг у греческого посольства, в котором он участвовал, будучи студентом, анализ слюны, по которому можно установить местонахождение предков (применительно к нему этот анализ показал, что его предки из Салоник) и т.д.

Речь И.И. Саввиди - депутата Государственной Думы, главы греческой диаспоры в России - построена по цепочечной структуре: он последовательно описывает историю взаимоотношений Греции и России, благодарит русский народ за его помощь греческому и высказывает различные пожелания, адресованные грекам. Это классическая «цепочка», с «звеньями», представляющими собой прошлое, настоящее и будущее.

Эксперимент проводился следующим образом: группе школьников или студентов было предложено прослушать первую речь. Затем в течение 15 минут они должны были записать свои впечатления, то, что им запомнилось из выступления. После этого они слушали вторую речь и также записывали то, что им запомнилось. Слушателей перед началом эксперимента попросили специально ничего не запоминать и тем более не конспектировать речь, чтобы максимально воспроизвести ситуацию живого восприятия. Выбор выступлений также был не случаен: тема независимости Греции не была близка никому из слушателей, и, следовательно, фоновые знания по этому вопросу мало влияли на результат слушания.

Как уже упоминалось, перед началом эксперимента предполагалось, что цепочечная структура окажется более удобной для восприятия и запоминания, чем радиальная. Эта гипотеза не подтвердилась: из 113 слушателей 66 лучше запомнили и воспроизвели речь, построенную по радиальной структуре, 44 - речь, построенную по цепочечной структуре, и трое в одинаковой степени смогли запомнить и воспроизвести обе речи. В процентном соотношении это можно представить так: 39% лучше восприняли цепочечную структуру, 58% -радиальную, 3% - обе.

Любопытно, что все участники эксперимента старшего возраста (студенты) оказались в первой категории: им лучше запомнилась речь, построенная по радиальной структуре.

Такое несовпадение с первоначальной гипотезой можно объяснить несколькими факторами. Во-первых, два оратора находились в несколько неравных условиях: В.В. Жириновский гораздо более известен, чем И.И. Саввиди, и поэтому речь первого может привлекать большее внимание. Кроме того, стиль Жириновского - гораздо более эмоциональный. Записи о его речи носили несистемный, но достаточно подробный характер. Характерно, что слушатели, описывая то, что им запомнилось из речи Жириновского, старались дистанцироваться от оратора, употребляя фразы «он сказал, что...», «он говорит, что...». Например, в ответе одной из респонденток 22 лет:

«Рассказывал немного об истории Греции. Говорил о том, что историю переписать нельзя, и все случилось так, как случилось. Россия переняла у Греции христианство. Греция находилась 500 лет под гнетом стран, которые ее завоевали. Много говорил о том, что греки должны чувствовать себя в России как дома. Также сказал, что количество туристов в Греции равно количеству населения. Заявил, что если бы ЛДПР была у власти 100 лет назад, все было бы по-другому».

Воспоминания о речи И.И. Саввиди, как правило, записаны более сложными предложениями: это не отдельные «точки», а обобщенные и проанализированные фрагменты речи. Например, из ответа респондента 17 лет:

«Рассказывал про то, как Греция боролась за свою независимость в 1821 г. Про то, как он благодарен своим предкам за то, что те боролись за независимость, проливая свою кровь, для того чтобы потом люди чувствовали себя свободными. Также он говорил про единство России с Грецией».

Эксперимент, таким образом, показал, что структура речи является если и важным, то не решающим фактором, который влияет на восприятие и запоминание речи. Важны также известность оратора (естественно, того, кто более известен, охотнее и внимательнее слушают) и манера речи: более упорядоченная логически, но менее эмоциональная речь Саввиди оказалась менее интересной и запоминающейся, чем речь Жириновского.

Всех респондентов, участвовавших в эксперименте, просили указать свой пол и возраст. Если проанализировать отдельно представителей каждой возрастной категории, получится следующее.

На диаграмме представлен процент лучше запомнивших речь, построенную по радиальной структуре, и речь, построенную по цепочечной структуре. Как видно из диаграммы, речь И.И. Саввиди (цепочечная структура) среди 13-летних слушателей хорошо запомнилась большему числу слушателей: 57 % против 43 %.

Среди 14-летних наблюдается резкое изменение: % участвовавших в эксперименте детей этого возраста запомнили речь, построенную по цепочечной структуре, лучше.

Следует отметить, что лучшее запоминание цепочечной структуры характерно именно для 13-14-летних участников эксперимента. Среди всех, кто старше их, большая часть запомнила речь, построенную по радиальной структуре. В 15 лет 68 % детей лучше воспринимает первую речь (радиальную).

В 16-17 лет (11 класс) тенденция сохраняется: большая часть слушателей (60 %) лучше запоминает речь, построенную по радиальной структуре.

И наконец, 100 % участников эксперимента в возрасте от 18 и выше запомнили лучше речь, построенную по радиальной структуре. Из тех трех участников, которые показали одинаковую степень запоминания первой и второй речи, двоим было 16 и одному - 14 лет.

Возможно, разница в тенденциях запоминания между участниками эксперимента 13 -14 лет и остальными объясняется несколькими факторами. Во-первых, цепочечная структура речи действительно более проста для восприятия и, вероятно, 13-14-летнему ребенку легче ее осмыслить (хотя сама речь Саввиди по лексическому наполнению и используемым синтаксическим конструкциям была значительно сложнее, чем речь Жириновского). Во-вторых, известность Жириновского среди 13-14-летних меньше, чем среди участников старшего воз-

раста. И, в-третьих, самые младшие участники эксперимента поначалу могли не разобраться в том, что от них требуется, а ко второй части уже все понять и сделать описание второй речи более внимательно.

Участников просили указать в своих записях не только возраст, но и пол. Всего участвовало 76 респондентов женского пола и 37 мужского. Среди девушек статистика запоминания речи распределилась следующим образом: 45 % лучше восприняли и запомнили цепочечную структуру, 55 % - радиальную.

Среди участников эксперимента мужского пола тех, кто воспринял лучше речь, построенную по радиальной структуре, оказалось более чем в два раза больше, чем тех, кто отдал предпочтение цепочечной: 69 % лучшего запоминания радиальной структуры против 31% цепочечной.

Безусловно, количество участников эксперимента не настолько велико, чтобы делать окончательные выводы об особенностях восприятия различных категорий. Однако некоторые предварительные заключения можно сделать уже сейчас:

(1) Прежде всего, радиальная структура оказалась более удачным выбором для речи: слушатели запомнили ее и воспроизвели лучше, чем цепочечную структуру. Косвенным образом это подтверждается материалами другого исследования [2]: речи большинства известных русских судебных ораторов (А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, В.Д. Спасовича и других) также строятся по радиальной структуре.

(2) Восприятие слушателей 13-14 лет отличается от восприятия тех, кому более 15 лет. 13-14-летние подростки лучше запоминают цепочечную структуру, поэтому речи, рассчитанные на них, рекомендуется строить именно по ней.

(3) В восприятии участвовавших в эксперименте лиц мужского и женского пола нет принципиальных различий: и те, и другие лучше усваивают речи, построенные по радиальной структуре. Однако среди юношей процент хорошо запомнивших речь, построенную по цепочечной структуре, значительно меньше, чем среди девушек. Используя эту информацию, можно сделать вывод, что речи, рассчитанные на мужскую аудиторию, необходимо строить по радиальной структуре, а в женской аудитории может пользоваться успехом и цепочечная.

Библиографический список

1. Шуйская Ю.В. Роль структуры письменного текста в его создании и восприятии // Актуальные вопросы русской словесности. - М.: Старая площадь, 2009. - С. 237-248.

2. Шуйская Ю.В. Структура публичного выступления и ее связь со специальностью оратора (на примере эпидейктических речей литераторов) // Вестник Поморского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова, № 11, 2010. - С. 32-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.