Научная статья на тему 'ВОСПРИЯТИЕ СМЕРТИ: ДИНАМИКА В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ'

ВОСПРИЯТИЕ СМЕРТИ: ДИНАМИКА В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

570
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
представления о смерти / отношение к смерти / потеря / тревога смерти / суицид / психологическая защита / perception of death / attitudes towards death / loss / death anxiety / suicide / psychological protection

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сиврикова Надежда Валерьевна, Лукичева Елизавета Андреевна

В статье рассматривается проблема восприятия смерти, как ключевая в формировании суицидального поведения. Авторами рассмотрены результаты эмпирических исследований и теоретические концепции, объясняющие роль и значение отношения к смерти в регуляции поведения человека. Анализируются типы принятия факта конечности собственной жизни: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие. Возрастная динамика представлений о смерти и отношения к ней рассматривается в контексте особенностей развития мышления и личности ребенка. Анализ и обобщение результатов исследований, представленных в научной литературе позволили определить особенности отношения к смерти на разных стадиях онтогенеза. Представления о смерти существенно меняются на протяжении детства. При этом возраст (зрелость психики и личности) является наиболее важным фактором этой трансформации. Общими на протяжении всей жизни остаются тревога и страх смерти. Меняются понимание природы смерти и механизмы психологической защиты личности, направленные на снижение экзистенциальной тревоги. В младенчестве отношение к смерти представлено неосознанным чувством потери. В раннем детстве ребенку трудно осознать, что умереть может он сам, смерть воспринимается им только в контексте потери взрослого (например, мамы). При этом дети верят в обратимость смерти. В дошкольном возрасте смерть представляется как уход или сон. В младшем школьном возрасте появляется стремление одушевления смерти, придания ей конкретных образов. Таким способом дети хотят получить контроль над собственной смертью. Возникает интерес к смерти в связи с осознанием ее универсальности, необратимости. Приходит осознание, что смерть касается каждого, в том числе и самого ребенка. В подростковом возрасте возникает стремление к обесцениванию феномена смерти, что делает этот возраст фактором риска совершения суицида.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERCEPTION OF DEATH: DYNAMICS AND FACTORS IN CHILDHOOD

The article considers the problem of perception of death as key in the formation of suicidal behavior. The authors considered the results of empirical studies and theoretical concepts explaining the role and significance of attitudes to death in the regulation of human behavior. The types of acceptance of the fact of the limb of one's own life are analyzed: denial, anger, bargaining, depression, acceptance. The age dynamics of ideas about death and attitudes towards it are considered in the context of the peculiarities of the development of the child's thinking and personality. Analysis and generalization of the results of studies presented in the scientific literature made it possible to determine the characteristics of the relationship to death at different stages of ontogenesis. Ideas about death change significantly throughout childhood. At the same time, age (maturity of the psyche and personality) is the most important factor in this transformation. Anxiety and fear of death remain common throughout life. The understanding of the nature of death and the mechanisms of psychological protection of the individual aimed at reducing existential anxiety are changing. In infancy, attitudes toward death are represented by an unconscious sense of loss. In early childhood, it is difficult for a child to realize that he himself can die, death is perceived by him only in the context of the loss of an adult (for example, a mother). At the same time, children believe in the reversibility of death. In preschool age, death is presented as care or sleep. At the age of 7-10, the desire to animate death, to give it specific images, appears. In this way, children want to gain control over their own death. There is an interest in death in connection with the awareness of its universality, irreversibility. The realization comes that death concerns everyone, including the child himself. In adolescence, there is a desire to devalue the phenomenon of death, which makes this age a risk factor for suicide.

Текст научной работы на тему «ВОСПРИЯТИЕ СМЕРТИ: ДИНАМИКА В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ»

Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 11. С. 72-80. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2022. No. 11. P. 72-80.

Научная статья УДК 159.92

doi: 10.24412/2712-827Х-2022-11 -72-80

ВОСПРИЯТИЕ СМЕРТИ: ДИНАМИКА В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

1 2 Надежда Валерьевна Сиврикова , Елизавета Андреевна Лукичева

1,2 Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Россия

1 bobronv@cspu.ru

2 Liza.Lukicheva.5@mail.ru

Аннотация В статье рассматривается проблема восприятия смерти, как ключевая в формировании суицидального поведения. Авторами рассмотрены результаты эмпирических исследований и теоретические концепции, объясняющие роль и значение отношения к смерти в регуляции поведения человека. Анализируются типы принятия факта конечности собственной жизни: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие. Возрастная динамика представлений о смерти и отношения к ней рассматривается в контексте особенностей развития мышления и личности ребенка. Анализ и обобщение результатов исследований, представленных в научной литературе позволили определить особенности отношения к смерти на разных стадиях онтогенеза. Представления о смерти существенно меняются на протяжении детства. При этом возраст (зрелость психики и личности) является наиболее важным фактором этой трансформации. Общими на протяжении всей жизни остаются тревога и страх смерти. Меняются понимание природы смерти и механизмы психологической защиты личности, направленные на снижение экзистенциальной тревоги. В младенчестве отношение к смерти представлено неосознанным чувством потери. В раннем детстве ребенку трудно осознать, что умереть может он сам, смерть воспринимается им только в контексте потери взрослого (например, мамы). При этом дети верят в обратимость смерти. В дошкольном возрасте смерть представляется как уход или сон. В младшем школьном возрасте появляется стремление одушевления смерти, придания ей конкретных образов. Таким способом дети хотят получить контроль над собственной смертью. Возникает интерес к смерти в связи с осознанием ее универсальности, необратимости. Приходит осознание, что смерть касается каждого, в том числе и самого ребенка. В подростковом возрасте возникает стремление к обесцениванию феномена смерти, что делает этот возраст фактором риска совершения суицида.

Ключевые слова: представления о смерти, отношение к смерти, потеря, тревога смерти, суицид, психологическая защита

Финансирование: Статья выполнена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет» № заявки МК-04-2022/11 от 28.04.2022 г. по теме «Социально-психологический портрет подростков, совершивших попытку суицида».

Для цитирования: Сиврикова Н.В., Лукичева Е.А. Восприятие смерти: динамика в детском возрасте // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 11. С. 72-80. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2022-11-72-80

Original article

PERCEPTION OF DEATH: DYNAMICS AND FACTORS IN CHILDHOOD

1 2 Nadezhda V. Sivrikova , Elizabeth A. Lukicheva

1,2

, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia

1 bobronv@cspu.ru

2 Liza.Lukicheva.5@mail.ru

© Сиврикова Н.В., Лукичева Е.А., 2022

Abstract. The article considers the problem of perception of death as key in the formation of suicidal behavior. The authors considered the results of empirical studies and theoretical concepts explaining the role and significance of attitudes to death in the regulation of human behavior. The types of acceptance of the fact of the limb of one's own life are analyzed: denial, anger, bargaining, depression, acceptance. The age dynamics of ideas about death and attitudes towards it are considered in the context of the peculiarities of the development of the child's thinking and personality. Analysis and generalization of the results of studies presented in the scientific literature made it possible to determine the characteristics of the relationship to death at different stages of ontogenesis. Ideas about death change significantly throughout childhood. At the same time, age (maturity of the psyche and personality) is the most important factor in this transformation. Anxiety and fear of death remain common throughout life. The understanding of the nature of death and the mechanisms of psychological protection of the individual aimed at reducing existential anxiety are changing. In infancy, attitudes toward death are represented by an unconscious sense of loss. In early childhood, it is difficult for a child to realize that he himself can die, death is perceived by him only in the context of the loss of an adult (for example, a mother). At the same time, children believe in the reversibility of death. In preschool age, death is presented as care or sleep. At the age of 7-10, the desire to animate death, to give it specific images, appears. In this way, children want to gain control over their own death. There is an interest in death in connection with the awareness of its universality, irreversibility. The realization comes that death concerns everyone, including the child himself. In adolescence, there is a desire to devalue the phenomenon of death, which makes this age a risk factor for suicide.

Keywords: perception of death, attitudes towards death, loss, death anxiety, suicide, psychological protection

Funding: The article was financially supported by Mordovian State Pedagogical University, Application No. MK-04-2022/11 dated April 28, 2022, on the topic "Socio-psychological portrait of adolescents who have attempted suicide."

For citation: Sivrikova N.V., Lukicheva E.A. Perception of death: dynamics and factors in childhood. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2022;11:72-80. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827Х-2022-11-72-80

Введение

Актуальность исследования отношения к смерти в детском возрасте объясняется во-первых, особой ролью представлений человека о важных аспектах жизни в регуляции его поведения [Желателев 2017: 64], в том числе и при совершении суицида [Соловьева 2021: 458]; во-вторых, ростом интереса к смерти у детей, вызванным частотой упоминания о данном явлении в СМИ, и отсутствием готовности к восприятию столь сложного явления в силу незрелости психики [Кузьмина 2021; Кравчук, Чухловина 2019]. Именно с последним связывают появление различных социально-когнитивных искажений в восприятии смерти в детском возрасте [Joshi, Maclean, Stevens 2018], которые носят функцию психологической защиты личности.

Несмотря на то, что смерть является естественным и неизбежным концом жизни, она остается одним из самых загадочных явлений. До сих пор ни религия, ни наука (философия, психология, медицина и т. д.) не дали убедительных инструментов для преодоления страха смерти [Vuletic, Karacic, Amabilis 2018: 210].

Мысли о смерти противоречат желанию человека жить, поэтому каждый человек в отдельности и общество в целом стремятся избегать данной темы. Этот феномен в зарубежной психологии называется «заговором молчания» [там же]. С другой стороны, в других условиях (например, в условиях военных действий, катастроф, эпидемий) у людей может возникать особое сосредоточение, фиксация внимания на акте смерти - танатос-центрация [Шнейдер 2020: 10].

Желание жить приводит к страху смерти, совладание с которым становится экзистенциальной задачей личности. И не у каждого взрослого это хорошо получается. Но для ребенка в силу незрелости данная задача становится еще сложнее. Это миф, что детство защищено от смерти или утраты. Дети прямо или косвенно сталкиваются со смертью в своем окружении. Концепции, связанные со смертью, присутствуют в детских сказках, песнях, стихах представителей многих культур [Yang, Park 2017: 54]. Различные виды утраты и

способы справляться с ними представлены в телепередачах (в том числе и детских), фильмах, играх, книгах с картинками. Дети также непосредственно соприкасаются со смертью растений (осень) и животных. Эти переживания отражаются в детских играх, наполняя их темами, связанными со смертью. Еще более сложными являются ситуации, когда дети сталкиваются со смертью своих друзей или близких, а также если сами они оказываются на пороге смерти (например, в связи с неизлечимым смертельным заболеванием). Необходимость обеспечения помощи детям в подобных ситуациях требует изучения особенностей восприятия ими смерти.

Основная часть

Современные исследования представлений людей о смерти весьма многообразны. Условно их можно разделить на несколько групп.

Исследования представлений о смерти очень востребованы в практике психологической паллиативной помощи. Знание и понимание точки зрения людей на смерть, умирание и последний период жизни являются основанием для обеспечения качественной психологической помощи тем, кто оказался у ее порога [Tipwong, Ruamsook, Hongkittiyanon, Kgowsiri 2022: 210].

При этом зарубежные исследователи пытаются описать образ «хорошей смерти» [Wijngaarden, Sanders 2022], как отправную точку для преодоления страха перед ней. Исследования показали, что пациенты, лица, осуществляющие уход, врачи и родственники имеют разные представления о «хорошей смерти» [Krikorian, Maldonado, Pastrana 2020: 153]. Ученые описывают стадии принятия смерти. При этом используются трехфазные (сопротивление, обзор жизни и трансцендентность [Юревич 2018: 125]) или пятифазные (отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие [Дмитриева 2020: 78]) модели. Исследования в данной группе в основном касаются представлений взрослых или пожилых людей. Существуют немногочисленные исследования восприятия смерти у неизлечимо больных детей [Vuletic, KaraCiC, Amabilis 2017].

В частности, было отмечено, что в случае смертельного заболевания, подростки стараются избегать мыслей о своей смерти и скорее проявляют беспокойство о своей семье (близких людях). Мысли о своей скорой смерти вызывают у них чувство беспомощности и уязвимости, страха и депрессии. Они стремятся уединиться, замкнуться в себе и становятся безразличными к происходящему вокруг [Vuletic, Karacic, Amabilis 2017: 216].

Следует отметить, что близким по своему практическому значению к первому направлению исследований лежат исследования восприятия смерти медицинскими работниками. В них рассматриваются три типа принятия смерти: нейтральное, избавляющее и приближающее [Petrongolo, Toothaker 2021; Чистопольская и др. 2019]. При этом отмечается, что переживание смерти может вызвать эмоциональный и психологический стресс у медперсонала, который сталкивается с необходимостью оказывать помощь умирающим людям [Petrongolo, Toothaker 2021].

Еще одно направление исследования представлений о смерти связано с анализом опыта людей, переживших клиническую смерть или экстремальные жизненные ситуации, связанные с непосредственной угрозой их жизни. Результаты этих исследований показали, что у людей, которые систематически сталкиваются со смертью (например, военные, выжившие в боевых действиях) искажается восприятие действительности. Это проявляется в трансформации восприятия своей телесности и витальности. Для них танатос-центрация становится устойчивым личностным образование [Шнейдер 2020: 16].

Особое место занимают исследования восприятия смерти в контексте суицида. В частности, указывается, что страх смерти может выступать защитой от повторных попыток совершения суицида, но в то же время он приводит к снижению уровня субъективного благополучия и самостигматизации [Чистопольская, Ениколопов 2015: 14]. В исследовании П.Ю. Горяевой было установлено, что люди, совершившие попытку суицида относятся к

смерти как к способу ухода от проблем и положительному выходу из сложившейся ситуации. Они в меньшей степени избегают темы смерти, а также меньше бояться неизвестности, связанной со смертью [Горяева 2020: 102].

К какой бы группе исследователей не относились авторы, все они сходятся во мнении, что восприятие смерти зависит от возраста респондентов. Исследования детского понимания смерти рассматривают это явление как результат интеграции естественной и культурной эволюции [Ahmadi, Ristiniemi, Linblad, Schiller 2019: 416].

Иными словами, ими признается, что особенности восприятия детьми смерти зависит от уровня развития психики с одной стороны, и культурно-исторического контекста понимания данного феномена, с другой стороны.

В таблице 1 представлены результаты обобщения представленных в научной литературе взглядов на динамику особенностей восприятия смерти от рождения до подросткового возраста.

Таблица 1. Возрастная динамика представлений о смерти

Возраст Стадия развития мышления по Ж. Пиаже Представления о смерти Защитные механизмы

младенчество сенсомоторный интеллект представлений нет, страх разлуки нет

раннее детство дооперациональная (без воображения) отсутствует способность осознания собственной смерти; смерть = потеря матери смерть = отсутствие кого-то отрицание смерти как нормативного и окончательного процесса

дошкольный дооперациональная (воображение) эгоцентризм, антропоморфизм анимизм, одушевление, временна и безличная, смерть как наказание отрицание, возможности собственной смерти, вытеснение, вера в обратимость смерти

младший школьный конкретных операций понимание универсальности и необратимости смерти, ее отнесенности к собственному «Я», тенденция олицетворять смерть, интерес к смерти компенсация, замещение, проекция

подростковый формальных операций понимание конечности, неизбежности и природы смерти, собственная смерть -абстрактное, неизвестное явление обесценивание феномена смерти, рационализация, всемогущество, компенсация, рационализация подавление

В младенческом возрасте ребенок еще не имеет интеллектуальных инструментов для понимания феномена смерти. Он руководствуется инстинктами. Однако младенцы реагируют на физический разрыв с матерью, например непрекращающимся истерическим плачем. Эти переживания, по мнению некоторых психологов, становятся основой для формирования концепции смерти в дальнейшем [Дмитриева 2020: 77]. Между 3 и 5 годами отсутствует понимание смерти как универсального и окончательного явления. Она

интерпретируется как поездка, или сон, или просто временное явление. Около 5 лет ребенок уже может воспринимать смерть как разлуку или расставание с близким на длительный срок. Из-за нарушения значимых отношений могут возникнуть протест и отчаяние. Первый проявляется в стремлении воссоединиться с умершими. Например, одна девочка просила купить ей билет на самолет, чтобы она могла полететь на небо к своим родителям, которые погибли.

Дошкольники опираются на эгоцентрическое и магическое мышление. Эгоцентризм мышления лежит в основе представления детей о том, что они могут быть виноваты в чей-то смерти. А вера в обратимость смерти выступает в качестве защитного механизма. Например, дети могут верить, что человек может воскреснуть, если он хороший. Обе особенности опираются на игнорировании смысла смерти (вытеснении). И. Ялом делит защитные реакции дошкольников на конвенциальные механизмы, ограждающие индивида от тревоги и специфические, служащие для преодоления экзистенциального страха смерти [Арефулин 2008: 120]. Так, вытеснение будет конвенциальным механизмом, а вера в обратимость смерти - специфическим. В целом на стадии дооперационального мышления у детей отсутствуют свойства интеллекта, которые позволили бы им сформировать представления об окончательности и универсальности смерти.

Переходя на стадию конкретных операций (младший школьный возраст) ребенок приобретает способность понять факт необратимости и окончательность смерти. Ребенок школьного возраста прилагает все усилия, чтобы понять биологическую смерть в надежде научиться контролировать ситуацию и избегать ее. В возрасте около 8 лет дети благодаря способности отождествления с умершим человеком осознают возможность собственной смерти. В этом возрасте смерть признается как неизбежный конец жизни, что дает возможность исследователям говорить о реалистичной фазе восприятия смерти. Примечательно, что именно в этом возрасте у детей появляется страх темноты, монстров под кроватью и т. д.

В начальной школе дети начинают задавать вопросы о смерти, получают опыт утраты и свободно обсуждают эту тему между собой. Ими движет желание найти рычаги управления этим событием. Школьники располагают множеством стратегий борьбы со смертью и кризисными ситуациями: соблюдать правила дорожного движения, чтобы избежать смерти от наезда автомобиля, заботиться о своем здоровье, чтобы не заболеть и т. д. Стремление контроля заставляет школьников прибегать к компенсации и рационализации как основным механизмам совладания со страхом смерти. Но дети в этом возрасте могут испытывать дополнительные трудности, поскольку к ним предъявляются более высокие требования (быть сильным, не плакать).

Важно понимать, что тревога является обычной реакцией школьников при столкновении с тем, с чем они не могут справиться. Высокая тревожность младших школьников запускает защитные реакции. Понимание возможности собственной смерти компенсируется собственным поведением и интересом к смерти. В этом возрасте возникает тенденция олицетворять смерть, наделять ее человеческими качествами.

Между младшим школьным и подростковым возрастом появляется страх внезапной смерти. Именно этот страх объясняет тягу детей к просмотру фильмов ужасов, чтению и рассказу жутких историй. Таким образом дети замещают страх собственной абстрактной для них смерти на страх перед конкретными рисками (смертельное заболевание, травма не совместимая с жизнью, несчастный случай и т. д.), которые можно с одной стороны контролировать, а с другой стороны связанную с ними тревогу легче перенести. Доказательством этому служат результаты исследования оценки рисков несчастных случаев у детей. Исследователи оксфордского университета обнаружили два социально-когнитивных искажения у детей 11-12 лет.

Оказалось, что дети завышают частоту редких происшествий (например, утопления) и занижают частоту обычных происшествий (например, велосипедных аварий). Кроме того, большинство детей демонстрируют нереалистичный оптимизм, склоняясь к тому, что они

являются менее вероятными жертвами этих несчастных случаев по сравнению со своими сверстниками, объясняя это более развитыми навыками и контролем над ситуацией [Joshi, Maclean, Stevens 2018: 142].

В подростковом возрасте завершается процесс созревания мозга, и дети приобретают способность полного осознания факта смерти: ее природы, универсальности, конечности. Это осознание порождает тревогу и страх. В подростковом возрасте чаще возникает страх смерти близких людей (например, родителей), чем собственной [Желателев 2017: 65]. Подростки тяжело принимают факт чужой смерти из-за собственной неуверенности и потребности в поддержке со стороны умершего человека. В подростковом возрасте смерть близкого родственника может восприниматься как клеймо, то есть как то, что нужно скрывать и стыдиться. Высокий уровень личностного эгоцентризма подростков осложняет их переживание смерти близкого человека. Они верят в то, что их ситуация уникальна и никто не может понять, через что они проходят.

Интенсивность чувств в подростковом возрасте может привести к их подавлению. Это происходит, в частности, с мальчиками, для которых существует табу на прямое проявление чувств. Вот почему страх и тревога находят свое выражение в девиантном поведении и конфликтах с окружающими. Для снижения тревоги подростки прибегают и к таким механизмам защиты как обесценивание или всемогущество.

Первый заключается в несерьезном отношении к смерти или неверии, что смерть может случиться именно с самим подростком. В этом случае собственная смерть кажется подростком неизвестной абстракцией. Второй предполагает веру в то, что смерть не коснется именно данного подростка, так как он обладает каким-то уникальным качеством. Подобное искажение толкает подростков к совершению рискованных поступков. Экстремальные действия, употребление психоактивных веществ и т. п. сопровождаются в подростковом возрасте рационализацией. Например, исследование, проведенное в Нидерландах позволило выявить три разных способа рационализации в случае табакокурения у мальчиков-подростков.

Во-первых, мальчики преуменьшают непосредственные последствия и думают, что их можно компенсировать и перевесить за счет преимуществ курения. Во-вторых, мальчики предполагают, что курить они будут только в подростковом возрасте (в любой момент бросят), и поэтому легко восстановятся от нанесенного здоровью ущерба. В-третьих, мальчики считают, что они контролируют количество и частоту курения и, таким образом, могут гарантировать, что они не испытают фатальных последствий. Повторяющиеся рационализации мальчиков основаны на их мнении, что они уникальны и не станут типичными взрослыми курильщиками [Schreuders, Krooneman, Van den Putte, Kunst 2018: 767].

Некоторые, однако, стремятся обрести чувство контроля над смертью, в том числе и через суицид. Как указывает Л.Б. Шнейдер в подростковом возрасте «начинается смещение с динамики жизни на статику смерти, то есть актуализируется танатос-центрация, выстраивается новое отношение, очень часто в экспериментальной форме постигая ее смысл и значение» [Шнейдер 2020: 12].

Трагедия в молодости способствует лучшему и более быстрому созреванию, учит подростков ценить жизнь, повышает эмоциональную стабильность, способствует большей открытости. Но подобные сценарии во многом зависят от окружения подростка и качества его интимно-личностного общения.

Заключение

Анализ последних исследований показал, что представления о смерти существенно меняются на протяжении детства. При этом возраст (зрелость психики и личности) является наиболее важным фактором этой трансформации. Общими на протяжении всей жизни остаются тревога и страх смерти. Меняются понимание природы смерти и механизмы психологической защиты личности, направленные на снижение экзистенциальной тревоги.

Описанные в работе закономерности могут послужить основой для изучения особенностей суицидальных действий подростков, организации психологического сопровождения развития ребенка.

Обобщенные данные об особенностях отношения к смерти будут полезны педагогам и психологам, работающим с детьми. Они представляют интерес для паллиативных психологов, психологов-консультантов и медиков, работающих с тяжело больными или неизлечимо больными детьми, а также детьми, которые потеряли своих близких людей.

Список литературы

1. Арефулин Р.М. Отношение к смерти и защитные механизмы личности // Известия Самарского научного центра РАН. 2008. № 6-1. С. 118-123.

2. Горяева П.Ю. Феномен суицида: изучение экзистенциальной мотивации и отношения к страху смерти // Reflexio. 2020. Т. 13. № 2. С. 93-104.

3. Дмитриева П.Р. Отношение к смерти: от страха и избегания к принятию смерти // Инновационная наука. 2020. № 8. С. 76-79.

4. Желателев Д.В. Возрастной аспект экзистенциальных представлений детей и подростков // Вестник ЛГУ им. А С. Пушкина. 2017. № 4. С. 63-69.

5. Кравчук А.А., Чухловина С.А. Моргоева Д.А. Отношение к смерти в разном возрасте // Скиф. 2019. № 11 (39). С. 303-307.

6. Кузьмина А.С. Исследования особенностей отношения к смерти у детей // Universum: психология и образование. 2021. 8 (86). С. 14-16.

7. Соловьева К.С. Подростковый суицид как отражение реалий современного информационного общества // Идеи и идеалы. 2021. Т. 13. № 2. Ч. 2. С. 458-469.

8. Чистопольская К.А., Ениколопов С.Н. Отношение к смерти после попытки самоубийства: стигматизация и самостигматизация суицидальных пациентов // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. 2015. № 1. С. 8-19.

9. Чистопольская К.А., Ениколопов С.Н., Николаев Е.Л., Семикин Г.И., Озоль С.Н., Чубина С.А. Отношение к смерти в контексте временной перспективы: адаптивные, защитные и неадаптивные взгляды на смерть у молодых взрослых // Суицидология. 2019. № 10 (1). С. 58-74.

10. Шнейдер Л.Б. Танатос-центрация и её проявления: обобщение эмпирических исследований // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2020. № 3. С. 9-17.

11. Юревич А.В. Психологические аспекты отношения к смерти // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 1. С. 123-132.

12. Ahmadi F., Ristiniemi J., Linblad I., Schiller L. Perceptions of death among children in Sweden // International Journal of Children's Spirituality. 2019. Vol 24 (4). Р. 415-433.

13. Joshi M.S., Maclean M., Stevens C. Accident frequency and unrealistic optimism: Children's assessment of risk // Accident Analysis & Prevention. 2018. Volume 111. P. 142-146.

14. Krikorian A., Maldonado C., Pastrana T. Patient's Perspectives on the Notion of a Good Death: A Systematic Review of the Literature // Journal of Pain and Symptom Management. 2020. Vol. 59. No. 1. P.152-164.

15. Petrongolo M., Toothaker R. Nursing students' perceptions of death and dying: A descriptive quantitative study // Nurse Education Today. 2021. Vol. 104. е-104993.

16. Schreuders M., Krooneman N.T., Van den Putte B., Kunst A.E. Boy Smokers' Rationalisations for Engaging in Potentially Fatal Behaviour: In-Depth Interviews in The Netherlands // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2018. Vol. 15. P. 767.

17. Tipwong A., Ruamsook T., Hongkittiyanon T., Kgowsiri K. The perceptions on good death of the older adults in the semi-urban community: A qualitative study // International Journal of Nursing Sciences. 2022. Vol. 9. No. 3. Р. 389-396.

18. Vuletic S., Karacic S., Amabilis K. The perception of death and sorrow from a child's perspective in pediatric palliative care // Jahr - European Journal of Bioethics. 2017. Vol. 8. No. 2. P. 209-226.

19. Wijngaarden E., Sanders J. 'I want to die on my own terms': Dominant interpretative repertoires of 'a good death' in old age in Dutch newspapers // Social Science & Medicine. 2022. Vol. 311. е-115361.

20. Yang S., Park S. A Sociocultural Approach to Children's Perceptions of Death and Loss // OMEGA - Journal of Death and Dying. 2017. Vol. 76(1). P. 53-77.

References

1. Arefulin R.M. Otnoshenie k smerti i zashchitnye mekhanizmy lichnosti [Attitude towards death and defense mechanisms of personality]. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra RAN. 2008, no. 6-1, pp. 118123. (In Russ.).

2. Goryaeva P.Yu. Fenomen suitsida: izuchenie ekzistentsial'noi motivatsii i otnosheniya k strakhu smerti [The phenomenon of suicide: the study of existential motivation and attitudes towards the fear of death]. Reflexio. 2020, vol. 13, no. 2, pp. 93-104. (In Russ.).

3. Dmitrieva P.R. Otnoshenie k smerti: ot strakha i izbeganiya k prinyatiyu smerti [Attitude towards death: from fear and avoidance to acceptance of death]. Innovatsionnaya nauka. 2020, no. 8, pp. 76-79. (In Russ.).

4. Zhelatelev D.V. Vozrastnoi aspekt ekzistentsial'nykh predstavlenii detei i podrostkov [The Age Aspect of the Existential Ideas of Children and Adolescents]. Vestnik LGU im. A.S. Pushkina. 2017, no. 4, pp. 63-69. (In Russ.).

5. Kravchuk A.A., Chukhlovina S.A. Morgoeva D.A. Otnoshenie k smerti v raznom vozraste [Attitudes towards death at different ages]. Skif. 2019, no. 11 (39), pp. 303-307. (In Russ.).

6. Kuz'mina A.S. Issledovaniya osobennostei otnosheniya k smerti u detei [Studies of the characteristics of attitudes towards death in children]. Universum: psikhologiya i obrazovanie. 2021, 8 (86), pp. 14-16. (In Russ.).

7. Solov'eva K.S. Podrostkovyi suitsid kak otrazhenie realii sovremennogo informatsionnogo obshchestva [Teenage suicide as a reflection of the realities of the modern information society]. Idei i idealy.

2021, vol 13, no. 2, part 2, pp. 458-469. (In Russ.).

8. Chistopol'skaya K.A., Enikolopov S.N. Otnoshenie k smerti posle popytki samoubiistva: stigmatizatsiya i samostigmatizatsiya suitsidal'nykh patsientov [Attitudes towards death after a suicide attempt: stigmatization and self-stigmatization of suicidal patients]. Vestnik psikhiatrii i psikhologii Chuvashii. 2015, no. 1, pp. 8-19. (In Russ.).

9. Chistopol'skaya K.A., Enikolopov S.N., Nikolaev E.L., Semikin G.I., Ozol' S.N., Chubina S.A. Otnoshenie k smerti v kontekste vremennoi perspektivy: adaptivnye, zashchitnye i neadaptivnye vzglyady na smert' u molodykh vzroslykh [Attitudes towards death in the context of a temporal perspective: adaptive, defensive and maladaptive views of death in young adults]. Suitsidologiya. 2019, no. 10 (1), pp. 58-74. (In Russ.).

10. Shneider L.B. Tanatos-tsentratsiya i ee proyavleniya: obobshchenie empiricheskikh issledovanii [Thanatos-centration and its manifestations: generalization of empirical research]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psikhologicheskie nauki. 2020, no. 3, pp. 9-17. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Yurevich A.V. Psikhologicheskie aspekty otnosheniya k smerti [Psychological aspects of attitude towards death]. Yaroslavskiipedagogicheskii vestnik. 2018, no. 1, pp. 123-132. (In Russ.).

12. Ahmadi F., Ristiniemi J., Linblad I., Schiller L. Perceptions of death among children in Sweden // International Journal of Children's Spirituality. 2019. Vol 24 (4). P. 415-433.

13. Joshi M.S., Maclean M., Stevens C. Accident frequency and unrealistic optimism: Children's assessment of risk // Accident Analysis & Prevention. 2018. Volume 111. P. 142-146.

14. Krikorian A., Maldonado C., Pastrana T. Patient's Perspectives on the Notion of a Good Death: A Systematic Review of the Literature // Journal of Pain and Symptom Management. 2020. Vol. 59. No. 1. P.152-164.

15. Petrongolo M., Toothaker R. Nursing students' perceptions of death and dying: A descriptive quantitative study // Nurse Education Today. 2021. Vol. 104. e-104993.

16. Schreuders M., Krooneman N.T., Van den Putte B., Kunst A.E. Boy Smokers' Rationalisations for Engaging in Potentially Fatal Behaviour: In-Depth Interviews in The Netherlands // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2018. Vol. 15. P. 767.

17. Tipwong A., Ruamsook T., Hongkittiyanon T., Kgowsiri K. The perceptions on good death of the older adults in the semi-urban community: A qualitative study // International Journal of Nursing Sciences.

2022. Vol. 9. No. 3. P. 389-396.

18. Vuletic S., Karacic S., Amabilis K. The perception of death and sorrow from a child's perspective in pediatric palliative care // Jahr - European Journal of Bioethics. 2017. Vol. 8. No. 2. P. 209-226.

19. Wijngaarden E., Sanders J. 'I want to die on my own terms': Dominant interpretative repertoires of 'a good death' in old age in Dutch newspapers // Social Science & Medicine. 2022. Vol. 311. e-115361.

20. Yang S., Park S. A Sociocultural Approach to Children's Perceptions of Death and Loss // OMEGA - Journal of Death and Dying. 2017. Vol. 76(1). P. 53-77.

Информация об авторах Н.В. Сиврикова - кандидат психологических наук, доцент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет;

Е.А. Лукичева - студент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет.

Information about the authors N. V. Sivrikova - Ph.D. (Psychology), Associate Professor, South Ural State Humanitarian Pedagogical University;

E.A. Lukicheva - Student, South Ural State Humanitarian Pedagogical University.

Статья поступила в редакцию 21.07.2022; одобрена после рецензирования 16.08.2022; принята к публикации 23.10.2022

The article was submitted 21.07.2022; approved after reviewing 16.08.2022; accepted for publication 23.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.