УДК 314.7
ББК С73(2)-25 + Х621.16
СМ. Федюнина
ВОСПРИЯТИЕ ПРОЦЕССОВ МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЕМ И СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: ПО ДАННЫМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ОПРОСОВ
Процессы миграции вызывают растущую озабоченность населения России, которая имеет тенденцию усиливаться в последнее время. Проблема обостряется в больших городах, где межэтнические противоречия и конфликты наиболее заметны. Для сотрудников органов внутренних дел возросшее количество мигрантов—вопрос, имеющий профессиональную значимость.
В 2005 г. нами проводился опрос сотрудников органов внутренних дел крупных промышленных центров России (К = 343). В дополнение к полученным результатам, мы привлечем данные опросов населения крупными социологическими центрами страны, чтобы провести сравнительный анализ установок сотрудников силовых структур и восприятия населением ситуации с мигрантами по сопоставимым индикаторам.
Целевой характер выборки определился принципом доступности респондентов для проведения опроса, анкеты распространялись среди сотрудников милиции через структуры данной организации. Основной задачей при этом был максимально возможный охват мнений респондентов. В данной статье излагаются результаты сравнительного анализа восприятия населением ситуации с мигрантами по сопоставимым индикаторам. В этом случае сравнивались частотные распределения по массивам вторичных данных и нашего эмпирического исследования. С помощью таблиц сопряженности мы продемонстрируем некоторые зависимости социальнодемографических характеристик и иных характеристик респондентов.
Важной характеристикой выборки является распределение по полу. Женщин в выборке немногим больше двадцати процентов (22,5 %). Если в опросе общественного мнения ФОМ 1999 года количество опрошенных мужчин было меньше опрошенных женщин примерно на 10 % (63 %), т. е. преобладали женщины, то в опросе сотрудников органов внутренних дел, учитывая определенную непропорциональность представительства полов в профессиональном составе милиции, количество мужчин превалирует. Мы должны учитывать эту особенность выборки и интерпретировать ее результаты с учетом корректировки результатов анализа только в направлении среднестатистического работника органов внутренних дел.
По возрасту распределение респондентов тоже обладает определенной особенностью. Примерно половина респондентов (49 %) моложе тридцати лет. Это объясняется двумя причинами. Во-первых, оп-
ределенными структурными диспропорциями по возрасту среди сотрудников милиции, и, во-вторых, фактором большей доступности младшего состава органов внутренних дел для массовых опросов. Возрастная структура респондентов выборки, впрочем, позволяет говорить о ее соответствии нашим интересам, так как нас интересует восприятие проблемы теми сотрудниками, которые непосредственно принимают участие в событиях в регионе. Данные представляют некоторую зависимость уровня образования от возраста, но эта зависимость по статистическим меркам может считаться недостаточно сильной (стандартизированный остаток смещения от ожидаемой частоты чуть больше двух).
Подавляющее большинство опрошенных сотрудников милиции живет и работает в городах (92,4 %). Национальный состав выборки является достаточно однородным. Более девяноста процентов респондентов (90,1%) являются русскими по национальности, что является важным для нашего исследования, так как позволяет проанализировать проблему преимущественно с точки зрения крупнейшей национальной группы в составе нашей страны.
Что касается имущественного положения, то структура выборки демонстрирует низкий уровень доходов респондентов. Более 75 процентов респондентов имеют затруднения при покупке вещей длительного пользования. Эти факты говорят о серьезных материальных затруднениях респондентов, что может повлиять на их адекватную оценку ситуации с мигрантами, которые являются потенциальными конкурентами в экономической сфере.
Как показало исследование, присутствие этнических мигрантов по-разному воспринимается населением российских регионов в целом и сотрудниками органов внутренних дел, причем степень терпимости, толерантности по отношению к мигрантам у населения выше. Работники органов внутренних дел воспринимают ситуацию с приезжими достаточно остро. На вопрос о количестве приезжих они отвечают с редким единодушием, практически все (92 %) в рамках допустимой погрешности говорят о большом количестве приезжих за последние годы. Эти данные контрастируют с восприятием количества приезжих в общероссийских опросах, но подчиняются некоторой закономерности (табл. 1). В опросах ФОМ можно проследить определенную тенденцию увеличения числа респондентов, которые озабочены растущим количеством мигрантов. В 1999 году только 50 % от общего числа опрошенных респондентов ответили «много» на
Прикладные аспекты социологических исследований
вопрос о количестве приезжих [1], причем для различных социальных групп этот процент варьировался достаточно широко. В больших городах число респондентов, считающих, что приезжих «слишком много» достигало уже 62 %, в мегаполисах — 74 %. В 2002 году такое же отношение к проблеме высказывает уже 78 % от общего числа опрошенных, демонстрируя рост опасений россиян по отношению к массовой миграции [2]. Чтобы еще сильнее подчеркнуть тенденции в изменении, сошлемся на данные опросов, которые были проведены в 2004-м году. Общероссийский процент респондентов, которые считают, что миграционные процессы ведут к ухудшению ситуации и озабочены количеством приезжих, составляет уже 79 % [3].
Таблица 1 Сравнительные данные о мнениях респондентов о количестве приезжих
Вопрос: «Как Вам кажется, много или мало в вашем населенном пункте приезжих людей, поселившихся в вашем городе в последние 5—10 лет?»
Категория Опрос населения России. БД ФОМ 1999 г. Опрос населения России. БД ФОМ 2002 г. Опрос населения России. БД ФОМ 2004 г. Сотрудники МВД, 2005 г.
Много 50,0 % 78,0% 79,0 % 92,0%
Мало 25,0% 15,0% 14,0 % 8,0%
В нашем исследовании респондентам задавался вопрос о наиболее приемлемом для них варианте поведения мигрантов — их ассимиляции или обособлении по отношению к культурным нормам региона, в который они приехали. В этом вопросе мы наблюдаем более жесткое восприятие проблемы сотрудниками милиции, что потенциально ведет к увеличению опасности возникновения конфликтов. В нашем опросе первый вариант — ассимиляция мигрантов — является наиболее предпочтительным для 62 % наших респондентов, в то время как для общероссийского опроса этот показатель равен 47 % [4].
Следующим параметром, который важен для нас с точки зрения отношения к мигрантам, является чувство раздражения и неприязни, которые вызывают у респондентов национальные группы, проживающие в регионе. Подобное отношение к приезжим зачастую возникает на фоне укрепления мифов и стереотипов, характерных для комплекса культурно-этнической или конфессиональной обиды, который впоследствии может перерасти в идейную систему. И вновь в нашем исследовании наблюдается большая частота проблематизации положения с мигрантами по сравнению с общероссийскими опросами. Если в последних количество респондентов, отмечающих
наличие национальных групп, которые вызывают раздражение и неприязнь, составляют примерно 40 % опрошенных [5], то в нашем исследовании таковых 72 %. При этом, процент респондентов, испытывающих неприязнь к представителям некоторых этнических групп, и в том и в другом случае ниже, соответственно, 30 % и 40 %. Хотя свое индивидуальное восприятие ситуации респонденты в обоих исследованиях считают более позитивным, мы можем сделать вывод о серьезной проблеме восприятия мигрантов как фактора, угрожающего стабильности и благополучию региона.
В качестве основных причин неприязненного отношения к представителям других национальностей называются следующие (в скобках указан процент от числа опрошенных по России): вызывающее поведение (18 %); принадлежность к криминалу (9 %); монополия на рыночную торговлю (4 %); безделье, нахлебничество (3 %) [6]. Помня о том, что более остро ситуация воспринимается сотрудниками органов внутренних дел, можно прогнозировать трансляцию такого взгляда на проблему на более широкие слои населения.
Задача достижения культурной однородности нации всегда была достаточно проблематичной, так как стойкость и жизнеспособность этнических меньшинств часто недооценивалась [7]. К тому же «прозрачность» государственных границ и рост культурно-этнической диверсификации внутри самих государств делают невозможной культурную однородность населения. Желание силового разрешения межэтнических противоречий возникает не только у населения, но и во властных элитах. Органы милиции являются для властных структур механизмом решения проблемы, и это может иметь серьезные негативные последствия. В качестве одного из таких способов последнее время и на разных уровнях предлагается выселить приезжих за пределы региона на основании нелегитимности их пребывания, отсутствия соответствующего документального оформления прав на проживание в России. Такой подход можно рассмотреть на примере Краснодарского края, где озвучиваются подобные предложения.
Приведем некоторые данные об общественном мнении по применению именно такого подхода к разрешению межэтнических конфликтов. Мы будем ссылаться на данные ФОМ, в которых отражено мнение россиян по поводу планов администрации Краснодара провести выселение представителей некоторых национальных групп [8]. Наши сограждане чаще одобряют эти планы (41 %), чем не одобряют (35 %). И если бы в регионе, где проживают респонденты, было принято решение о выселении за его пределы представителей некоторых национальностей, то 44% опрошенных одобрили бы это решение. Впрочем, 40 % — не одобрили бы.
Необходимо отметить, что среди вполне толерантных граждан, заявляющих, что они не испытыва-
СМ. Федюнина
ют личной неприязни ни к каким национальностям, многие явно не имеют прочного иммунитета против ксенофобии: 28 % из них одобрили бы депортацию людей на основании их принадлежности к «нежелательным» этносам. На вопрос: «На ваш взгляд, следует или не следует ограничить въезд представителей некоторых национальностей в нашу область, район, город?» утвердительно ответили 63 % респондентов. Если бы в регионе проживания респондентов было принято решение о выселении представителей некоторых национальных групп, то большинство россиян (52 %) одобрили бы и такое решение. Наибольший энтузиазм в этом вопросе проявили жители больших городов (58 %), Центрального (58 %) и Сибирского (61 %) федеральных округов. Впрочем, треть наших сограждан выступают против возможного выселения представителей некоторых национальных групп (34 %). Больше всего таких респондентов среди людей с высшим образованием (46 %), жителей Северо-Западного федерального округа (42 %).
Среди респондентов нашего исследования ситуация отличается по своим параметрам от общероссийской. Как нам представляется, сотрудники органов внутренних дел реально представляют себе последствия такого шага, как выселение достаточно большой группы людей, что даже с технической точки зрения является очень сложной задачей, не говоря уже о политических, экономических и социальных последствиях подобных действий. Среди наших респондентов не одобряют намерения администрации Краснодарского края более 55 %, что превышает этот показатель для исследования в целом по России. Однако, при ответе на аналогичный вопрос с предложением выселить некоторые национальные группы уже из региона, в котором респондент проживает, число одобряющих такое мероприятие достигает 60 %, что сопоставимо с общей усредненной ситуацией по стране.
Мы можем сделать по этому поводу вывод о более рельефном восприятии сотрудниками милиции ситуации межэтнического взаимодействия именно в регионе, в котором они работают. Проблемы правопорядка и соблюдения законности в других регионах воспринимаются более абстрактно, без установления прочной связи с реальными проявлениями конфликтов, конкретными участниками событий. Возможно, это обстоятельство позволяет респондентам толерантно относиться к проблемам отдельного региона России.
Позитивным моментом в контексте нашего исследования является распределение ответов на вопрос о том, чего больше приносит многонациональный состав населения России — пользы или вреда. Считающих, что пользы от этого обстоятельства больше в полтора раза (соответственно 60 и 40 %).Однако если учесть, что Россия является страной многонациональной, процент позитивных ответов настораживает.
Другим аспектом рассматриваемой нами проблемы является наличие у респондентов объективной информации о реальных проявлениях межэтнических противоречий в конкретных конфликтных ситуациях и статистике правонарушений. В этом плане сотрудники органов внутренних дел, даже с учетом возможных ведомственных интересов в конструировании статистики правонарушений, имеют определенное преимущество перед населением. Само устройство системы предполагает информированность ее сотрудников по поводу реальных прецедентов возникновения конфликтов и правонарушений на почве межнациональной розни.
Данные нашего опроса показывают озабоченность респондентов ролью приезжих в формировании криминогенной обстановки в регионе. Более 70 % ответили утвердительно на вопрос о существовании в их регионе конфликтов на основании национальной неприязни. В качестве основных зачинщиков таких конфликтов респонденты указывают на приезжих, мигрантов. Совершенно иная картина зафиксирована в общероссийских исследованиях [9]. По этим данным, население России в целом не воспринимает мигрантов как важнейший фактор формирования криминогенной обстановки в стране (табл. 2). По крайней мере, процент респондентов, указывающих на роль приезжих в качестве зачинщиков конфликтов, в среднем в два раза ниже, чем в нашем опросе. Таким образом, по этому измерению сотрудники органов внутренних дел существенно отличаются своими установками от населения страны в целом.
Таблица 2
Сравнительные данные о роли приезжих в конфликтах на почве национальной неприязни
Вопрос: «Кто чаще бывает инициатором, зачинщиком конфликтов — местные жители или приезжие?»
Категория Сотрудники органов МВД 2005 г. Опрос населения России 2004 г. БД ФОМ
Местные жители 32,6% 13,0%
Приезжие 65,9 % 16,0%
Можно предложить несколько объяснений такого положения вещей. Например, как мы уже говорили, сотрудники милиции по своим служебным обязанностям чаще остальных россиян сталкиваются с проявлениями межэтнических конфликтов. Это же обстоятельство мешает объективно воспринимать причины и внутренние механизмы динамики ситуации. Другим объяснением может быть установка на необходимость контролировать и регулировать деятельность национальных групп, которая иногда находится на грани легитимности.
В качестве рецептов изменения негативных установок сотрудников милиции по отношению к представителям иных национальностей называют-
Прикладные аспекты социологических исследований
ся беседы с личным составом и помощь психолога (соответственно, 49,8 % и 38,4 %). Важно отметить, что негативное отношение к мигрантам в целом, как правило, сопровождается отказом респондентов от мероприятий и дополнительных усилий по улучшению ситуации с межнациональной напряженностью, изменению установок сотрудников милиции на сотрудничество с мигрантами. Наблюдается смещение наблюдаемой частоты вариантов ответов, когда респонденты позитивно оценивают роль миграции в современных социальных процессах России и одновременно считают важным проведение специальных мероприятий.
Особенно это касается конкретных типов мероприятий по работе с личным составом, приглашения психологов, социологов, которые могут сконструировать новую модель восприятия ситуации. Такие мероприятия не вызывают особого энтузиазма у сотрудников, имеющих негативное мнение о роли приезжих в развитии ситуации в регионе; они считают, что самостоятельно могут разобраться в конкретных проявлениях и причинах межэтнических конфликтов. Те же, кто имеет противоположное мнение о роли миграции, хотели бы получить новую информацию у специалистов, которые помогут лучше понять культурные особенности тех или иных
этнических групп, предложат паттерны разрешения конфликтов в конкретных ситуациях.
Другой важной зависимостью, которая фактически показывает принципиальные пути улучшения установок сотрудников милиции по отношению к мигрантам, является зависимость восприятия миграции и таких статусных характеристик как уровень образования и уровень материального положения (см. Табл. 3, 4). Чем выше уровень образования или достатка сотрудника милиции, тем более терпимо он относится к мигрантам, к их активности на рынке труда.
Таблица 3 Сопряженность по переменным:
«Польза или вред от многонациональности России?» и «Ваше образование»
Категория Ваше образование
Среднее Среднее специальное Высшее
Больше вреда 56,5 % 50,0 % 34,0 %
Больше пользы 43,5 % 50,0% 66,0%
Таблица 4
Сопряженность по переменным:
«Польза или вред от многонациональности России?» и «Каково ваше материальное положение»
Ваше материальное положение
Категория Денег не хватает на продукты Покупка одежды затруднена Покупка вещей длит, пользования затруднена Машину, квартиру не можем себе позволить Позволяем дорогие покупки
Больше вреда 58,3% 61,2% 33,3 % 32,7 % 20,0%
Больше пользы 41,7 % 38,8 % 66,7 % 67,3 % 80,0 %
Существует определенная асимметрия по регионам. Мы можем прокомментировать это данными, широко представленными в выборке. Речь идет о городах Поволжского федерального округа — Саратове и Самаре. Респонденты Самары с большей терпимостью отнеслись к таким насильственным мерам, как выселение. В Саратове одобрили бы подобные действия местной администрации менее 60 % респондентов, в Самаре — более 70 %.
Исходя из вышеизложенного, мы можем сделать следующие выводы. Отношение к мигрантам во многом формируют региональные административные структуры и органы внутренних дел, которые специальными мероприятиями, нацеленными на сдерживание экспансии иммигрантов, зачастую добиваются отрицательного эффекта — увеличения социальной и культурной дистанции между ними и обществом. Население же фиксирует это обстоятельство как некую естественную, само собой разумею-
щуюся данность. Отметим, что если иммигранты в западных странах во многих случаях сильно отличаются от местного населения, то иммигранты в сегодняшней России часто являются гражданами бывшего СССР, к которым раньше относились достаточно терпимо.
Эти обстоятельства, на наш взгляд, требует специальных усилий по изменению ситуации со стороны законодателей, руководства страны и регионов, руководства органов внутренних дел, а в целом — всего общества. Необходимо изменение ценностно-мотивационных принципов регулирования установок сотрудников силовых структур, внесение коррективов в их профессиональную подготовку. Говоря о «профессионализме» мы имеем в виду следующее. Как известно, дискурс профессионализма изучается и применяется в социологии для того, чтобы изменять и оптимизировать организационные и управленческие задачи, а не поддерживать исто-
С.М. Федюнина
рически традиционные и консервативные формы отношений и деятельности. На современном этапе профессионализация сотрудников правоохранительных органов должна, как нам представляется, включать не только совершенствование навыков оперативно-розыскной работы, владение нормативно-законодательной базой и прочими специальными знаниями, но и формирование компетентности в вопросах мультикультурализма, толерантности и нон-дискриминации. На практике модернизация профессиональной подготовки кадрового состава милиции происходит под влиянием преимущественно кризисных ситуаций, что позволяет решать тактические задачи, но не может дать положительного эффекта в долговременной перспективе [Более подробно о путях преобразования системы подготовки кадров в правоохранительных органах см.: 10].
В заключение, хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что конфликты, возникающие между коренным населением и мигрантами, своими источниками имеют не столько этническую и культурную обособленность, сколько противоречия социального свойства.
Литература
1. База данных ФОМ, опрос населения 24.02.1999 http://bd.fom.ru/report/cat/societas/nation/ migrants/t90271 б/printable/
2. База данных ФОМ. Приезжие и местные. Опрос населения в 100 населенных пунктах России. 20—21 апреля 2002 г. 1500 респондентов, http:// bd.fom.ru/report/cat/societas/nation/migrants/d021610/ printable/
3. База данных ФОМ, опрос населения. Миграция и межнациональная рознь. 11.03.2004 http://
bd.fom.ru/report/cat/societas/nation/migrants/tb041011/ printable/
4. База данных ФОМ. Приезжие и местные. Опрос населения в 100 населенных пунктах России. 20—21 апреля 2002 г. 1500 респондентов, http:// bd.fom.ru/report/cat/societas/nation/migrants/d021610/ printable/
5. База данных ФОМ. Межнациональные отношения. Опрос населения в 100 населенных пунктах России. 9—-10 октября 2004 г. 1500 респондентов. http://bd.fom.ru/report/cat/societas/nation/d044110/ printable/
6. База данных ФОМ. Россия и национальный вопрос. Опрос населения в 100 населенных пунктах России. 20—21 апреля 2002 г. 1500 респондентов. http://bd.fom.ru/report/cat/societas/nation/ d021611 /printable/
7. Дмитриев, А.В. Конфликтогенность миграции: глобальный аспект // Экономическая социология. Электронный журнал, www.ecsoc.msses.ru 2005.
8. База данных ФОМ. Всероссийский опрос городского и сельского населения. 20 апреля 2002 года. 1500 респондентов, http://bd.fom.ru/cat/societas/ nation/xenophobia/
9. База данных ФОМ. Миграция и межнациональная рознь. Опрос населения в 100 населенных пунктах России. 6—7 марта 2004 г. 1500 респондентов. http://bd.fom.ru/report/cat/societas/nation/ migrants/tb041011 /printable/
10. Курушин, В.И. Ценностно-нормативные ре-гулятивы модернизации управления профессиональной подготовкой кадров в системе министерства внутренних дел российской федерации. — Саратов : изд-во Сарат. ун-та, 2004. — 176 с.