УДК 82.09
ХУАН СЯОМИНЬ
ВОСПРИЯТИЕ ПОЭЗИИ ВЛ. СОЛОВЬЕВА В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФИИ ЛАО ЦЗЫ И ЧЖУАН ЦЗЫ
Рассматриваются взгляды Вл. Соловьёва и китаиста философов Лао Цзы и Чжуан Цзы па бытие человека.
Ключевые слова: бытие, смысл жизни, потусторонний мир, земная жизнь, Бог, дао.
Владимир Соловьёв как поэт менее велик, чем он как философ. Это доказывает и тот факт, что философских и философско-публицистических трудов намного больше художественного творчества его наследия. Но никто не сомневается, что Соловьёв является одним из ярких представителей поэтов-символистов серебряного века. Его поэзия - это плод его философских раздумий. Брюсов утверждал: «Стихи - всегда исповедь. Поэт творит прежде всего затем, чтобы самому себе уяснить свои думы и волнения» [1]. Читая его стихи, мы пытаемся разгадать то, что таится за строчками. Философские проблемы - всеобщее понятие. Несмотря на нацию и на расу, человек как философ всегда находится в поисках ответов на всеобщие философские вопросы.
Вл. Соловьёв жил на стыке конца XIX - начала XX веков, а Лао Цзы и Чжуан Цзы жили более двух тысяч лет назад (т. е. до нашей эры). Разное время, разная страна: одна - Россия, другая - древний Китай. Но их объединяют философские проблемы, над которыми они думали.
Соловьёв отверг обычные темы, характерные для поэзии. В своих стихах он поднял вопросы, которые тревожат мысль человека. Прежде всего, это вопрос о человеческом бытии. Соловьёв пытается доказать, что бытие каждой личности имеет своё значение. Он спрашивает:
Если желанья бегут, словно тени,
Если обеты - пустые слова, -
Стоит ли жить в этой тьме заблуждений,
Стоит ли жить, если правда мертва? [2].
Этими строчками выражено соловьёвское убеждение в том, что в этом мире должна существовать истина, ради которой человеку стоит жить и с помощью которой человек может осуществить свое предназначение.
Подобно Соловьёву, деревнекитайский философ Чжуан Цзы в своих высказываниях также задавал вопросы:
Хуан Сяоминь, 2007
«Существует ли в Поднебесной высшее счастье? Существует ли возможность сохранить жизнь? Как же действовать, на что опираться? Чего избегать, где задерживаться? Чего домогаться, от чего отказываться? Что любить и что ненавидеть?» [3]
Вопросы поставлены, и всё их творчество, в какой-то мере стремится ответить на эти вопросы.
Для Вл. Соловьёва есть два мира: мир Времени и мир Вечности. Понятно, почему. Вл. Соловьёв - религиозный человек, ведь он верит в Бога и верит в мир Божий.
Смерть и Время царят на земле,-Ты владыками их не зови;
Всё, кружась, исчезает во мгле,
Неподвижно лишь солнце любви [4].
Ясно, что здесь описана картина потустороннего мира - мир Времени, где люди рождаются и умирают. Всё на этой земле может исчезать, всё ненадёжно, каждый человек лишь поспешный гость этой земли. Единственная надежда - это «солнце любви». Соловьёв противопоставляет два мира:
И под личиной вещества бесстрастной Везде огонь божественный горит [5].
Он не верит в этот земной мир, предчувствует, что современный ему мир обречён на гибель: В царство времени всё я не верю,
Силу сердца ещё берегу,
Роковую не скрою потерю,
Но сказать «навсегда» - не могу [6].
Соловьёв стремится к миру вечности, миру добра, а мир Времени для него - это мир зла:
Как ясно над тобой сверкает отблеск Бога,
Как злой огонь в тебе томителен и жгуч [7].
В концепции Лао Цзы и Чжуан Цзы мир оформляется по-другому. Они не определили земной мир как мир времени или мир зла. По мнению Чжуан Цзы, мир представляет собой некое абсолютное единство. В нем нет места чётким границам между вещами, всё слито друг с другом, всё присутствует во всём. В этом мире нет никаких абсолютных величин, ничто само по себе не является ни прекрасным, ни безобразным, ни большим, ни малым, но всё существует
только относительно чего-то другого и в теснейшей внутренней связи и взаимообусловленности. Из этой концепции видно, что Чжуан Цзы акцентирует отношения между вещами этого мира, а не то, каким является этот мир.
Пожалуй, каждый человек, а тем более философ, представлял себе идеальный мир. Соловьёв осознал, что земной мир - временный, и обязательно наступит другой - идеальный мир:
Во тьму веков та ночь уж отступила,
Когда, устав от злобы и тревог,
Земля в объятьях неба опочила И в тишине родился с нами Бог [8].
Он верит в то, что тот мир победит мир зла.
Он здесь, теперь - средь суеты случайной,
В потоке мутном жизненных тревог Владеешь ты всерадостной тайной Бессильно зло; мы вечны; с нами Бог!
«Мы вечны», потому что «с нами Бог». Соловьёв считает, что дух человеческий бессмер-
4 •
тен, и его вечный приют, безусловно, принадлежит потустороннему миру — идеальному миру. Другими словами, Соловьёв нашёл человеку вечный приют. Поэтому смерть физическая, как признается сам Соловьёв, не угрожает ему:
Я смерти не боюсь. Теперь мне жить не надо.
Не нужен я теперь царице дум моих [9].
В отношении к смерти у китайских философов есть подобное мнение. Лао Цзы разделял естественный процесс жизни на четыре периода: рождение, возмужалость, старость и смерть. Каждый человек по воле природного закона проходит эти стадии. «Смерть и жизнь - от судьбы. Она так же постоянна, природа в смене дня и ночи» [ 10]. «В мире большое разнообразие вещей, но все они возвращаются к своему началу. Возвращение к началу называется покоем, а покой называется возвращением к сущности...» [11]. Насчёт смерти и отношения к смерти существует такая притча:
Когда Чжуан Цзы пришёл в земли Чу, он наткнулся на голый череп, уже побелевший от времени, но ещё крепкий. Хлестнув череп плёткой, Чжуан Цзы стал расспрашивать его по разным вопросам. После этого он положил его себе под голову и лёг спать. «В полночь череп явился ему во сне и молвил: «Ты болтал, будто софист. В твоих словах - бремя мучений живого человека. После смертии их нет. Хочешь ли выслушать мёртвого?»
- Да, - ответил Чжуан Цзы.
- Для мёртвого нет ни царя наверху, ни слуг внизу, нет для него и смены времени года. Спокойно следует он за годовыми циклами Неба и Земли. Такого счастья нет даже у царя, обращённого лицом к югу.
Не поверив ему, Чжуан Цзы спросил: «А хочешь я велю Ведающему судьбами возродить
тебя к жизни, отдать тебе плоть и кровь, вернуть отца и мать, жену и детей, соседей и друзей?»
Череп вгляделся в него, сурово нахмурился и ответил: «Кто пожелает сменить царственное счастье на человеческие муки!» [12].
Из этой притчи видно, что даже череп не хочет снова обрести жизнь, не хочет вернуться в земной мир. Он предпочитает мир после смерти телесной. Отличие между поэтом и философами лишь в том, что китайские философы не нашли вечный приют человеку. И так смутен мир после смерти телесной. Зато у них есть своё представление об идеальном мире. По Соловьёву, только тогда, когда Божье царство наступит во всём мире, будет и идеальный мир, следовательно, и будет блаженство у всех. Лао Цзы и Чжуан Цзы не вводили понятие Бога, вместо него они предложили Дао. А по мнению Лао Цзы мир, где царит дао, есть идеальный мир: «Дао вечно и безымянно. Хотя оно ничтожно, но никто в мире не может его подчинить себе. Если знать и государи могут его соблюдать, то все существа сами становятся спокойными. Тогда небо и земля сольются в гармонии, наступят счастье и благополучие, а народ без приказания успокоится» [13].
Тогда возникает другой вопрос: какой смысл имеет человеческое бытие в этом земном мире? Соловьёв верит в Бога и точно знает, что Бог обещал вечность духа, лишь бы ему искренне верили. Это и есть выход для Владимира Соловьёва. Он стремится к вечности, и вся потусторонняя жизнь имеет смысл только тогда, когда человек верит в вечность и старается жить по воле Бога. Смысл всей человеческой жизни - в осуществлении Божьей воли и воплощении Божьей любви.
По мнению Лао Цзы и Чжуан Цзы смысл человека в его самоусовершенствовании, в постижении дао. «Человек вышей учёности, узнав о дао, стремится к его осуществлению. Человек средней учёности, узнав о дао, то соблюдает его, то его нарушает. Человек низшей учёности, узнав о дао, подвергает его насмешке. Если оно не подвергалось бы насмешке, оно не являлось бы дао» [14].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Брюсов, В. Я. Ремесло поэта : Статьи о русской поэзии / В. Я. Брюсов. - М. : Современник, 1981.-С. 264.
2. Соловьёв, В. С. Стихотворения и шуточные пьесы / В. С. Соловьёв. - Л. : Советский писатель, 1974.-С. 100.
3. «Чжуан Цзы». — Санкт-Петербург : АМФОРА. 2000. гл: 18 « Высшее счастье». - С. 178.
4. Соловьёв, В. С. Стихотворения и шуточ-
ные пьесы / В. С. Соловьёв. - Л. : Советский писатель, 1974. - С. 79
5. Соловьёв, В. С. Стихотворения и шуточные пьесы / В. С. Соловьёв. - Л. : Советский писатель, 1974.-С. 61.
6. Соловьёв, В. С. Стихотворения и шуточные пьесы / В. С. Соловьёв. - Л. : Советский писатель, 1974.-С. 134.
7. Соловьёв, В. С. Стихотворения и шуточные пьесы / В. С. Соловьёв. - Л. : Советский писатель, 1974.-С. 68.
8. Соловьёв, В. С. Стихотворения и шуточные пьесы / В. С. Соловьёв. — Л. : Советский писатель, 1974.-С. 89.
9. Там же. С. 88
10. Чжуан Цзы» Санкг-Пегербург: АМФОРА. 2000.
11. Ян Хин-Шун. Древнекитайская философия / Ян Хин-Шун. - М.: Принт. 1994. «Да Дэ Цзин», пл. 16.
12. Чжуан Цзы. - Санкт-Петербург : АМФОРА. 2000. гл. 18: «Высшее счастье».
13. Ян Хин-Шун. Древнекитайская философия / Ян Хин-Шун. - М.: Принт, 1994. «Да Дэ Цзин», гл. 32.
14. Ян Хин-Шун. Древнекитайская философия / Ян Хин-Шун. - М.: Принт, 1994. «Да Дэ Цзин», гл. 41.
Хуан Сяоминь, доктор филологических наук, доцент Тянъцзинского института иностранных языков, Китай.
УДК 314 С. Г. КАРАКОЗОВ
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ И ЕЁ ПЕРСПЕКТИВЫ
Представлен краткий анализ тенденций демографических процессов и сложившейся в настоящее время демографической обстановки на территории Ульяновской области, а также возможных изменений численности и структуры населения региона в среднесрочной перспективе.
Ключевые слова: региональная демография, Ульяновская область, демографические прогнозы
Демографический кризис на территории Ульяновской области продолжает прогрессировать, приобретая новые крайне неблагоприятные черты, а именно: после сокращения миграционных потоков из бывших советских республик в начале XXI века область, как впрочем и большинство субъектов РФ, превратилась в миграционного донора с устойчивым отрицательным сальдо миграции.
Однако так было не всегда. В 1980-х гг. после начала строительства авиационно-промышленного комплекса численность населения Ульяновской области значительно увеличилась
(табл. 1), в том числе, и за счёт миграционного прироста. Так, население Заволжского района г. Ульяновска (табл. 2) за десятилетие между переписями 1979 г. и 1989 г. выросло на 134 тыс. чел. В первой половине 1990-х гг. положительное сальдо миграции перекрывало отрицательный естественный прирост населения, а во второй половине 1990-х гг. сократившийся приток мигрантов уже не компенсировал возросшую естественную убыль населения. В XXI веке увеличивающийся миграционный отток (наряду с естественной убылью) вносит существенный вклад в сокращение численности населения области.
Таблица 1
Численность постоянного населения Ульяновской области по данным переписей населения
Дата Всё население Городское население Сельское население Доля городского населения, %
17 января 1979 г. 1 267,8 798,8 469,0 63,0
12 января 1989 г. 1 396,2 995,3 400,9 71,3
1 января 1996 г. 1 490,6 1 082,4 408,2 72,6
9 октября 2002 г. 1 382,8 1 011,6 371,2 73,2
1 января 2005 г. 1 350,7 983,7 367,0 72,8
1 января 2006 г. 1 335,9 974,1 361,8 72,9
© С. Г. Каракозов, 2007 Вестник УлГТУ 1/2007