Научная статья на тему 'Восприятие личности преподавателя студентами в процессе их профессиональной подготовки'

Восприятие личности преподавателя студентами в процессе их профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1086
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
восприятие / профессиональнопедагогическое восприятие / компетенция / профессиональная компетентность / профессионально педагогическая компетентность

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чалых Н. А.

Анализируются компоненты реализации восприятия личности преподавателя студентами в процессе их профессиональной подготовки. Показано, что эффективность дидактического взаимодействия во многом определяется личностными особенностями преподавателя. Сделан вывод о том, что основой механизма восприятия студентами личности преподавателя является готовность студентов воспринимать признаки компетентности педагога и готовность самого преподавателя к компетентностному дидактическому взаимодействию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чалых Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

We analyse the components of the perception of the instructor by the students during their professional training. The efficacy of the didactic interaction is determined by the individuality of the instructor. We concluded that this process will be realized if the instructor is ready to interact with the students and if the students are ready to percept the indication of the instructor's competency.

Текст научной работы на тему «Восприятие личности преподавателя студентами в процессе их профессиональной подготовки»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 12 (16) 2009

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 12 (16) 2009

УДК 593.1

ВОСПРИЯТИЕ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СТУДЕНТАМИ В ПРОЦЕССЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

© Н.А. ЧАЛЫХ

Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского, кафедра педагогики и психологии профессионального обучения e-mail: tchna@mail.ru

Чалых Н. А. - Восприятие личности преподавателя студентами в процессе их профессиональной подготовки // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2009. № 12 (16). C. 236-239. - Анализируются компоненты реализации восприятия личности преподавателя студентами в процессе их профессиональной подготовки. Показано, что эффективность дидактического взаимодействия во многом определяется личностными особенностями преподавателя. Сделан вывод о том, что основой механизма восприятия студентами личности преподавателя является готовность студентов воспринимать признаки компетентности педагога и готовность самого преподавателя к компетентностному дидактическому взаимодействию.

Ключевые слова: восприятие, профессионально-педагогическое восприятие, компетенция, профессиональная компетентность, профессионально- педагогическая компетентность.

^alih N. A. - Perception of personality of the instructor by students during their professional training // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2009. № 12 (16). P. 236-239. - We analyse the components of the perception of the instructor by the students during their professional training. The efficacy of the didactic interaction is determined by the individuality of the instructor. We concluded that this process will be realized if the instructor is ready to interact with the students and if the students are ready to percept the indication of the instructor's competency. Keywords:

В период социально-экономических преобразований общества актуализируется проблема соотнесения деятельности преподавателя высшей профессиональной школы с потребностями общественного развития. Возрастают требования к уровню подготовки будущего специалиста, что обуславливает изменение содержания педагогического образования и предполагает необходимым поиск путей совершенствования профессиональной подготовки педагогов.

Качество профессиональной подготовки будущих специалистов взаимосвязано с совокупностью объективных и субъективных факторов, реализация которых определённым образом влияет на готовность студентов к эффективной профессиональной деятельности. Одним из таких факторов является восприятие личности преподавателя студентами в процессе их дидактического взаимодействия.

В вузе у студентов формируется готовность восприятия личности преподавателя не только на общесоциальном уровне, проявляющая их позицию по восприятию, пониманию и отношению к совокупности профессионально важных качеств преподавателя, его специальных профессиональных умений (В. А. Сластенин).

В исследовании мы опираемся на положение А. А. Бодалева о том, что те или иные особенности че-

ловека выявляются во время его деятельности и приобретают сигнальное значение по отношению к совместной с воспринимаемым деятельности [3].

Значит, в процессе профессиональной подготовки студентов сигнальными для них становятся особенности личности преподавателя.

В исследовании мы рассматриваем межличностное восприятие субъектов дидактического взаимодействия как профессионально- педагогическое восприятие, то есть как процесс формирования "образа" студента и "образа" преподавателя, взаимной интерпретации и выражения отношения к данному "образу".

В процессе обучения у студента формируется представление об "образе" преподавателя. От курса к курсу представления об "образе" преподавателя изменяются и обобщаются.

Эталон личности педагога обогащается новыми чертами. С субъективно сложившимся представлением об "образе" преподавателя студент соотносит своё поведение и деятельность в различных ситуациях учебной деятельности.

Реализация профессионально-педагогического восприятия определяется как особенностями личности студента, так и личностными особенностями преподавателя, и особенностями их взаимодействия

в процессе профессиональной подготовки будущего специалиста.

Рассмотрим более подробно выделенные компоненты реализации профессионально-педагогического восприятия личности преподавателя иностранного языка.

Выявляемый в психолого-педагогической литературе спектр профессионально важных качеств педагога широк.

Г. В. Акопов [1] выделяет следующие группы профессионально важных качеств педагога: узкоспециальные и общехарактерологические качества.

Узкоспециальные качества включают специальные, методические и психолого-педагогические.

Специальные: знание своего предмета, определённые навыки, увлечённость своим предметом.

Методические: методическая подготовка, творческий подход к занятию и др.

Психолого-педагогические: знание педагогики, психологии, педагогический такт, умение поддерживать дисциплину, умение вести воспитательную работу, организаторские способности, объективность и др.

Общехарактерологические качества педагога включают интеллектуальные и эмоционально-волевые.

Интеллектуальные: эрудиция, логическое мышление, речь, юмор, творчество, импровизация, системность в работе, умение принять точное решение, неординарность мышления, ясное изложение своих мыслей и др.

Эмоционально-волевые: целеустремлённость, активность, сила воли, уравновешенность, последовательность, самоконтроль, оптимизм, артистизм и др.

Сфера отношений (наиболее часто встречающиеся качества): терпение, сдержанность, любовь к детям, справедливость, принципиальность, отзывчивость, требовательность к себе.

Н. Н. Павелко [7] представляет необходимые преподавателю качества в виде блоков:

- мотивационные: убеждённость, социальная активность, чувство долга;

- профессиональные: глубокие знания в области своей специальности, дидактика высшей школы, педагогической психологии, методики обучении;

- личные: умение ставить педагогические цели и определять задачи учебно - воспитательной деятельности, развивать интерес студентов к своему предмету, эффективно осуществлять учебно- воспитательный процесс, знание студенческой психологии, умение контролировать работу студентов, взаимодействовать с ними, понимать их;

- моральные: честность и правдивость, простота и скромность, требовательность к себе и студентам, справедливость в отношениях со студентами и коллегами, развитое чувство ответственности.

Б. А. Бенедиктов [2] определяет следующие требования, предъявляемые к преподавателю вуза, помимо общих психологических требований, содержащихся в профессиограмме: речевая культура, умения и навыки с помощью речи управлять вниманием учащихся, обеспечивать адекватный предмету и целям ра-

боты речевой эмоциональный контакт со студентами, умение прогнозировать будущее развитие студентов, представлять, какова должна быть личность студентов в перспективе, знать средства достижения этой цели, владеть своими эмоциями, их внешним проявлением, уметь создавать положительную эмоциональную обстановку в аудитории и т. д.

Профессионально важные качества личности преподавателя и владение комплексом специальных профессиональных умений являются показателем уровня компетентности преподавателя, который, по мнению В. А. Сластенина, С. Д. Смирнова, Н. Н. Па-велко и др., позволяет доминировать в процессе восприятия студентами личности преподавателя.

Наряду с компетентностью исследователи (Э. Ф. Зеер, В. А. Сластенин и др.) выделяют и другие характеристики профессионализма в деятельности специалиста. В частности, рассматривается понятие "компетенция".

Э. Ф. Зеер [4] проводит границу между компетенцией и компетентностью. Компетенция рассматривается как психологическая готовность и способность продуктивно решать встречающиеся на пути к достижению цели проблемы, а также знания, умения, навыки, потребность в актуализации и развитии наличных способностей. компетентность определяется им как знания, умения, навыки, опыт, степень осведомлённости в той или иной сфере деятельности, способность к её осуществлению.

С точки зрения Н. Н. Павелко [7] компетенция включает в себя совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. компетентность Н. Н. Павелко трактует как обладание человеком соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

данные позиции позволяют сделать обобщённый вывод о том, что понятие "компетенция" выступает как заданное требование к профессиональной подготовке обучаемого, которое определяет уровень реализации своих знаний, умений, навыков, а также опыта и способностей.

Понятия "компетентность" и "компетенция" являются атрибутивной характеристикой профессиональной деятельности, эффективность которой во многом взаимосвязана с индивидуально- личностными особенностями субъекта профессиональной деятельности. Поэтому возникает необходимость обоснования субъектной основы понятий "компетентность" и "компетенция".

Это предполагает возможным толкование профессиональной компетентности в виде интегративной характеристики, определяющей способность личности решать профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта.

ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского • Общественные науки • № 12 (16) 2009 г.

Качественный уровень проявления личностью обозначенной выше способности является интегра-тивной характеристикой компетенций, которые проявляются ею в процессе восприятия, переработки и воспроизведения информации и опыта деятельности.

Однако многообразие подходов к определению сущности анализируемых понятий подтверждается исследованием В. А. Сластенина.

В. А. Сластенин [8] под профессиональной компетентностью понимает интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалиста, отражающую не только уровень знаний, умений, опыта, достаточных для достижения целей профессиональной деятельности, но и социально-нравственную позицию личности. В. А. Сластенин рассматривает специалиста, овладевающего профессиональной компетентностью как субъекта, обладающего профессиональной культурой и решающего задачи профессиональной деятельности, как часть производства культуры.

Выводы В. А. Сластенина составили основу нашего понимания профессиональной компетентности. Мы рассматриваем профессиональную компетентность как готовность специалиста реализовывать профессиональные знания, умения и навыки, а также способы и приёмы их воспроизведения в профессиональной деятельности.

Основой формирования компетентности личности является качественное профессиональное образование, опыт восприятия практической деятельности, механизмы профессионального и личностного саморазвития. Основой реализации компетентности является готовность специалиста к проявлению индивидуального стиля деятельности, творческого подхода к решению профессиональных задач, то есть определённой совокупности компетенций.

В контексте концептуальной основы проводимого исследования необходимо осуществить анализ сущности профессиональной компетентности преподавателя вуза и её значимости в процессе восприятия личности педагога студентами. То есть фактически речь идёт о реализации профессиональной компетентности в условиях педагогического процесса вуза. Речь, таким образом, можно вести о профессионально-педагогической компетентности преподавателя.

Н.Н. Павелко представляет профессионально-педагогическую компетентность как "...совокупность индивидуальных свойств личности, состоящих в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям педагогического труда и созданию продуктивных моделей формирования искомых качеств в личности студента" [7].

н. н. Павелко считает, что компетентность преподавателя заключается не только во владении необходимым комплексом знаний, умений и навыков, но также уделяет большое значение личностным особенностям преподавателя, индивидуальному стилю деятельности, позволяющим ему эффективно, разнопланово и творчески решать задачи обучения и воспитания студентов.

А. К. Маркова [6] определяет профессионально-педагогическую компетентность как "труд учителя, в

котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, в котором достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности школьников". Проводя анализ профессиональной компетентности учителя, А.К. Маркова делает акцент на самом процессе её становления и развития, что приводит к увеличению эффективности педагогической деятельности. По мнению А. К. Марковой, судить об уровне компетентности учителя можно по результатам обучения и воспитания.

В структуре профессионально-педагогической компетентности А. К. Маркова выделяет 4 блока: профессиональные психолого- педагогические знания, профессиональные педагогические умения, психологические позиции (установки) учителя, личностные особенности, обеспечивающие овладение учителем профессиональными знаниями и умениями.

Анализ результатов и выводов исследований позволяет сделать обобщённый вывод о том, что, несмотря на неоднозначность точек зрений на изучаемую проблему, авторы сходятся во мнении о наличии в структуре профессионально-педагогической компетентности трёх компонентов: теоретического, практического и личностного компонентов. Данной позиции придерживаемся и мы. Мы считаем, что профессионально-педагогическая компетентность педагога выражается в единстве его теоретической и практической готовности к решению профессиональных педагогических задач, что и должно стать основой механизма восприятия личности преподавателя студентами.

С качественной стороны восприятие студентами личности преподавателя характеризуется готовность будущих специалистов воспринимать признаки компетентности: её уровень, диапазон и широту знаний и умений; способность выполнять специальные задания, способность рационально определять и планировать работу, способность принимать решения при изменении техники, технологии, организации и условий труда; диапазон психолого-педагогических знаний и знаний по своей дисциплине, профессиональных умений, способность решать педагогические задачи в процессе учебной деятельности и рационально её планировать, способность быстро адаптироваться в нестандартных педагогических ситуациях.

Особую роль в восприятии личности преподавателя студентами играет готовность будущих специалистов "узнать" в профессиональном действии преподавателя совокупность компетенций, характеризующих его уровень профессионального мастерства.

В совокупность узнаваемых студентами компетенций преподавателя можно отнести следующие: компетенции личностного и предметного целеполагания, компетенции в понимании студента, компетенции в предмете и методах преподавания, компетенции в принятии решений, компетенции в разработке программ деятельности, компетенции оценивания, компетенции обеспечения понимания учебной задачи и способа деятельности, компетенции организации информацион-

ной основы деятельности, компетенции организации учебной деятельности.

Исследования [1,2,7] показали, что в личности преподавателя высшей школы студенты высоко ценят человеческие качества: доброжелательность, ненавязчивое воздействие, увлечённость, человеколюбие, чувство такта, умение понять другого, общительность. Данные качества оцениваются студентами не меньше, чем умение интересно и содержательно проводить учебные занятия. При этом субъективные оценки студентов и их требования к преподавателю возрастают от курса к курсу.

Анализ результатов проведённых исследований [1,2,7] показывает, что в ситуации педагогического общения студенты наблюдают за преподавателем и анализируют его личностные особенности, позицию по отношению к студентам, умение взаимодействовать с аудиторией и индивидуальные взаимоотношения, оценивают его знания и профессиональные качества.

Восприятие, понимание и отношение студентов к выявляемым в учебном процессе вуза профессионально важным качествам личности педагога, к его профессиональным умениям и системе профессиональных психолого-педагогических знаний являются профессионально значимыми для студентов, так как во время обучения в вузе у студентов формируется эталон личности преподавателя. Студент оценивает уровень компетентности преподавателя и выражает своё отношение к нему.

Являясь предметом рефлексии, обратная связь от студента к педагогу информирует преподавателя о том, как он воспринят и понят студентами, что позволяет педагогу корректировать своё поведение и деятельность, грамотно выстраивать педагогическое взаимодействие со студентами. Высокий уровень профессиональной компетентности педагога является показателем качества образования и позволяет преподавателю эффективно осуществлять свою деятельность.

Таким образом, анализ разработанности в психолого- педагогической теории проблемы восприятия

личности преподавателя студентами в процессе их профессиональной подготовки позволяет сделать следующие выводы:

1. Восприятие личности преподавателя студентами основано на готовности преподавателя к компетентностному взаимодействию со студентами в процессе их профессиональной подготовки, а значит на его готовности проявлять умения при решении социально- педагогических задач, возникающих в процессе профессиональной подготовки будущего специалиста.

2. Личностные и профессионально важные качества преподавателя составляют основу восприятия студентами готовности педагога к компетентной профессиональной подготовке будущего специалиста.

3. Механизм восприятия студентами личности преподавателя раскрывается через взаимосвязь структуры и содержания понятий "компетентность" и "компетенции" специалиста.

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акопов Г .В. Социальная психология высшего образования. Самара: Изд-во Сам ГПИ, 1993. 212 с.

2. Бенедиктов Б. А., Бенедиктов С. Б. Психология обучения и воспитания в высшей школе. Минск: Высшая школа, 1993. 224 с.

3. Васина Н. В., Бодалев А. А. Познание человека человеком. Санкт-Петербург: Речь. 2005. 324 с.

4. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования. М.: МПСИ: Воронеж: НПО МОДЭК, 2003. 480 с.

5. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. 219 с.

6. Маркова А. К. Психология труда учителя. М., 1993. 192 с.

7. Павелко Н. Н. Педагогическая культура как сущностная характеристика профессиональной деятельности преподавателя. краснодар, 2004. 306 с.

8. Педагогика профессионального образования// Учебное пособие для студент. вузов/ Под ред. В. А. Сласте-нина. М.: Академия, 2006. 366 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.