Научная статья на тему 'ВОСПРИЯТИЕ ИНИЦИАТИВЫ «ПОЯСА И ПУТИ» В ПОЛЬШЕ: ОБЗОР ЭКСПЕРТНОГО ДИСКУРСА'

ВОСПРИЯТИЕ ИНИЦИАТИВЫ «ПОЯСА И ПУТИ» В ПОЛЬШЕ: ОБЗОР ЭКСПЕРТНОГО ДИСКУРСА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
126
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Китай / Польша / инициатива «Пояса и пути» / дискурс / China / Poland / Belt and Road Initiative / discourse analysis

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Калюга Антон Андреевич

На сегодняшний день инициатива стала важным инструментом в продвижении китайских интересов в Европе. Руко водство КНР прилагает огромные усилия, чтобы привлечь страны ЕС принять активное участие в ее реализации. Одной из стран, в присоединении которой заинтересован Китай, является Польша. Интерес КНР обусловлен, прежде всего, местоположением страны, которое делает ее важным логистическим узлом будущей инициати вы. Для Польши присоединение к мегапроекту—возможность диф ференцировать свои внешнеэкономические связи и стать менее за висимой от политики Брюсселя. В данном контексте важно понять, как настроено польское экспертное сообщество к инициативе и ка кие взгляды в нем преобладают.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perception of Belt and Road Initiative in Poland: review of experts discourse

To date, Belt and Road Initiative has become an important tool in promoting Chinese interests in Europe. The Chinese leadership is making great efforts to attract EU countries to actively participate in its implementation. One of the countries in which China is interested in joi ning is Poland. China's interest is primarily due to the location of the co untry, which makes it an important logistics hub for a future initiative. For Poland, joining a megaproject is an opportunity to differentiate their foreign economic relations and become less dependent on Brussels' poli cies. In this context, it is important to understand how the Polish expert community is inclined towards the initiative and what views prevail in it.

Текст научной работы на тему «ВОСПРИЯТИЕ ИНИЦИАТИВЫ «ПОЯСА И ПУТИ» В ПОЛЬШЕ: ОБЗОР ЭКСПЕРТНОГО ДИСКУРСА»

DOI: 10.24411/9999-043A-2020-10006

А.А. Калюга

ВОСПРИЯТИЕ ИНИЦИАТИВЫ «ПОЯСА И ПУТИ» В ПОЛЬШЕ: ОБЗОР ЭКСПЕРТНОГО ДИСКУРСА

Аннотация. На сегодняшний день инициатива стала важным инструментом в продвижении китайских интересов в Европе. Руководство КНР прилагает огромные усилия, чтобы привлечь страны ЕС принять активное участие в ее реализации. Одной из стран, в присоединении которой заинтересован Китай, является Польша. Интерес КНР обусловлен, прежде всего, местоположением страны, которое делает ее важным логистическим узлом будущей инициативы. Для Польши присоединение к мегапроекту — возможность дифференцировать свои внешнеэкономические связи и стать менее зависимой от политики Брюсселя. В данном контексте важно понять, как настроено польское экспертное сообщество к инициативе и какие взгляды в нем преобладают.

Ключевые слова: Китай, Польша, инициатива «Пояса и пути», дискурс-анализ.

Автор: Калюга Антон Андреевич, студент магистратуры Иркутского государственного университета. E-mail: a.kalyuga38@gmail.com

A. A. Kalyuga

Perception of Belt and Road Initiative in Poland: review of experts discourse

Abstract. To date, Belt and Road Initiative has become an important tool in promoting Chinese interests in Europe. The Chinese leadership is making great efforts to attract EU countries to actively participate in its

implementation. One of the countries in which China is interested in joining is Poland. China's interest is primarily due to the location of the country, which makes it an important logistics hub for a future initiative. For Poland, joining a megaproject is an opportunity to differentiate their foreign economic relations and become less dependent on Brussels' policies. In this context, it is important to understand how the Polish expert community is inclined towards the initiative and what views prevail in it.

Keywords: China, Poland, Belt and Road Initiative, discourse analysis.

Author: Anton A. KALYUGA, MA student, Irkutsk State University (e-mail: a.kalyuga38@gmail.com).

7 сентября 2013 г. председатель КНР Си Цзиньпин впервые озвучил идею создания китайской инициативы «Экономический пояс Шелкового пути» (ЭПШП). С тех пор инициатива поменяла несколько названий и сейчас известна под названием «пояс и путь», став краеугольным камнем внешней политики Китая. Главной целью инициативы является создание сухопутных коридоров, которые соединили бы Западную Европу и КНР высокоскоростными железнодорожными и автомобильными магистралями.

Республика Польша является крупным логистическим хабом и коридором в страны Западной Европы. Именно по территории Польши должен пройти основной маршрут наземной части «пояса и пути». Официальный Пекин заинтересован в том, чтобы польские власти и общественность положительно оценивали участие страны в проекте.

В обозначенном контексте анализ польского экспертного дискурса, связанного с вопросами инициативы «пояса и пути», позволяет нам оценить общие настроения, преобладающие в стране.

Польский взгляд на «пояс и путь» в первую очередь сосредоточен на потенциальных экономических и политических выгодах, которые страна может получить от участия в проекте. Всего в польском дискурсе относительно китайской инициативы можно выделить три основных группировки: прагматиков, оптимистов и алармистов.

Группа прагматиков значительно преобладает в экспертном дискурсе по вопросу ЭПШП в Польше. Их основные тезисы — это осторожное отношение к китайским инициативам, взвешенная экономическая политика, участие в проектах китайской стороны лишь при

условии стопроцентной экономической выгоды в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Анализ прагматиков нельзя назвать чрезмерно оптимистичным, однако они и не вступают в открытую критику проекта. Ярким представителем этой группы является член польской академии наук А. Вангели, пишущий о противоречивом характере инициативы. Он отмечает, что, с одной стороны, Китай предлагает свой вариант мирового развития, отличающийся от западного новым мышлением и практикой, с другой — власти КНР преследуют те же самые цели, что США и Европейский союз, продвигая идеи глобального мирового рынка. Поэтому А. Вангели заявляет о необходимости сотрудничества с Китаем, однако при условии что будет учтен принцип взаимной выгоды, и проект будет отвечать интересам Европейского союза [Vangeli].

В тоже время, П. Пендраковская из Варшавского университета подчеркивает, что Китай декларативно стремится к балансу и гармоничному развитию, построенному на принципе «win—win», однако некоторые асимметрии и дисбалансы не могут быть исключены. Автор заявляет о необходимости разработать общую стратегию на национальном уровне в отношении «пояса и пути», которая бы могла нивелировать негативные эффекты от участия Польши [Pen-drakowska].

А. Брона из Ягеллонского университета (Краков), также отмечает несовершенство инициативы. Автор утверждает, что несмотря на попытки КНР создать новую основу международных отношений, основанную на равенстве и справедливости, существуют риски, что со временем китайская сторона начнет использовать блага от «пояса и пути» в своих эгоистических интересах, не считаясь с другими странами. Брона акцентирует внимание на том, что такая ситуация может возникнуть из-за большого числа участников инициативы, которым трудно достичь консенсуса. Автор прогнозирует, что вследствие этого недостатка проект потеряет свою привлекательность в скором времени [Brona].

Исследовательский коллектив Гданьского университета, отмечает узконаправленный интерес Китая к Польше. По мнению авторов, несмотря на качественный рост прямых инвестиций из КНР в экономику страны, китайский бизнес, в первую очередь, нацелен на строи-

тельство инфраструктуры для доставки грузов в страны Западной Европы, приобретение складских помещений для сортировки и разгрузки, приходящих из КНР товаров [Bielinski, Markiewicz, Oziewicz]. В итоге, весь интерес китайской стороны сводится к тому, чтобы посредством Польши создать себе удобную площадку для доступа на рынки Западной Европы. Авторы призывают к осторожности в отношении инициатив из Китая и к серьезному контролю всех инвестиционных потоков, проходящих в рамках «пояса и пути».

Оптимисты, напротив, критикуют излишнюю осторожность и пассивность польских властей. Они отмечают однозначную выгоду от участия в китайской инициативе. Главным аргументом здесь служит успешное взаимодействие Лодзинского воеводства и провинции Сычуань в рамках реализации «пояса и пути». Т. Каминский из Лодзинского университета, утверждает, что ни расстояние, ни значительная асимметрия между партнерами не мешает гладкому сотрудничеству между двумя регионами [Kaminski].

Д. Мержеевский (Лодзинский университет) придерживается схожих взглядов и позиционирует взаимодействия Лодзи и Сычуа-ня, как показательный пример успешного сотрудничества. По мнению автора, успех Лодзинского воеводства должен подтолкнуть Польшу к более тесному взаимодействию с КНР [Mierzejewski].

Я. Витковская (Лодзинский университет) положительно оценивает развитие польско-китайских отношений. В своей работе автор анализирует сферы производства, в которых заинтересованы китайские инвесторы. По ее мнению, Польша нуждается в прямых китайских инвестициях, поэтому призывает власти оказать содействие в реализации «пояса и пути» [Witkowska].

Г. Рей из Академии Леона Козьминского (Варшава) отмечает рост китайских инвестиций в страны Восточной Европы и значительное увеличение товарооборота между КНР и Польшей [Rae]. В целом, автор заявляет, что, несмотря на сохраняющиеся опасения относительно «желтой угрозы» у части польских чиновников, сотрудничество с Китаем продолжает набирать обороты и оказывать положительное влияние на экономику страны.

Среди оптимистов следует отдельно выделить авторов, чьи взгляды можно назвать утопичными. А. Ласковская и С. Кауф, заяв-

ляют, что инициатива «пояса и пути» изменит сложившийся миропорядок, а страны Восточной и Центральной Европы станут играть важную роль логистических центров [Kauf, Laskowska-Rutkowska].

Группа алармистов является самой малочисленной в польском экспертном дискурсе в отношении китайской инициативы. Сторонники этих взглядов опасаются амбиций КНР на мировое лидерство. Их поддерживают консервативно настроенные слои общества. Одним из ярких представителей является Б. Ковальский из Лодзинско-го университета. Автор считает, что «пояс и путь» является инструментом для трансляции китайского культурного, экономического и политического влияния на страны Запада. По его мнению, руководство Республики Польша должно действовать лишь в национальных интересах государства, которые заключаются в недопущении экспансии китайского капитала в польскую экономику [Kowalski].

Что касается официальных польских властей, то они не имеют четкой позиции по этому вопросу. С одной стороны, ряд государственных деятелей придерживается алармистских взглядов, фокусируя внимание на китайской экспансии, в основном это представители военных структур и местной власти. С другой стороны, центральное правительство желает получать китайские инвестиции, диверсифицировать свои инвестпотоки и стать более независимым от Брюсселя. Осложняет ситуацию торговая война между США и КНР, в рамках которой Польша пытается получить максимальные блага от «пояса и пути», но в тоже время не ухудшить отношения с США.

Таким образом, польский экспертный дискурс в целом пробле-матизируется в рамках двух вопросов: какие экономические и политические преференции сможет получить Польша от участия в проекте и где должна проходить черта между экономической выгодой и национальной безопасностью.

Библиографический список

Bieliñski T., Markiewicz T., Oziewicz E. Do Central and Eastern Europe Countries Play a Role in the Belt and Road Initiative? The Case of Chinese OFDI into the CEE— 16 Countries // Comparative Economic Research. Central and Eastern Europe. 2019. No. 22. P. 7—22.

Brona A. One Belt, One Road: new framework for international relations? // Polish Journal of Political Science. 2018. No. 4. P. 57—76.

Kauf S., Laskowska-Rutkowska A. The Location of an International Logistics Center in Poland as a Part of the One Belt One Road Initiative // Scientific Journal of Logistics. 2019. No. 15. P. 71—83.

Kaminski T. What are the factors behind the successful EU-China cooperation on the subnational level? Case study of the Lodzkie region in Poland. URL: https://www. academia.edu/38128863/What_are_the_factors_behind_the_successful_EU-China_co operation_on_the_subnational_level_Case_study_of_the_Lodzkie_region_in_Poland (дата обращения: 01.10.2019).

Kowalski B. The Belt and Road Initiative, China's foreign policy and the XIX Party Congress. URL: https://www.academia.edu/37622016/The_Belt_and_Road_Initiati ve _Chinas_foreign_policy_and_the_XIX_Party_Congress (дата обращения: 09.10.2019).

Mierzejewski D. The Local Dimension of China's Belt and Road Initiative. URL: https://ceias.eu/sk/the-local-dimension-of-chinas-belt-and-road-initiative/ (дата обращения: 08.10.2019).

Pendrakowska P. Poland's perspective on belt and road initiative. URL: https:// doi.org/10.1080/24761028.2018.1552491 (дата обращения: 05.10.2019).

Rae G. (2018). Public policy and the "Belt and Road Initiative" in Poland. URL: https://www.academia.edu/37258763/Public_policy_and_the_Belt_and_Road_Initiat ive_in_Poland (дата обращения: 03.10.2019).

Vangeli A. A Framework for the Study of the One Belt One Road Initiative as a Medium of Principle Diffusion // Mapping China's 'One Belt One Road' Initiative. 2019. P. 57—89.

Witkowska J. The Attitudes of the European Union and China Towards Foreign Direct Investment: Implications for Bilateral Relations // Comparative Economic Research. Central and Eastern Europe. 2019. No. 22. P. 83—98.

References

Bielinski T., Markiewicz T, Oziewicz E. (2019). Do Central and Eastern Europe Countries Play a Role in the Belt and Road Initiative? The Case of Chinese OFDI into the CEE—16 Countries // Comparative Economic Research. Central and Eastern Europe. 2019. No. 22. P. 7—22.

Brona A. (2018). One Belt, One Road: new framework for international relations? // Polish Journal of Political Science. 2018. No. 4. P. 57—76.

Kauf S., Laskowska-Rutkowska A. (2019). The Location of an International Logistics Center in Poland as a Part of the One Belt One Road Initiative // Scientific Journal of Logistics. 2019. No. 15. P. 71—83.

Kaminski T. (2019). What are the factors behind the successful EU-China cooperation on the subnational level? Case study of the Lodzkie region in Poland. URL: https://www.academia.edu/38128863/What_are_the_factors_behind_the_successful_ EU-China_cooperation_on_the_subnational_level_Case_study_of_the_Lodzkie_regi on_in_Poland (accessed: 01 October, 2019).

Kowalski B. (2018). The Belt and Road Initiative, China's foreign policy and the XIX Party Congress. URL: https://www.academia.edu/37622016/The_Belt_and_Roa d_Initiative_Chinas_foreign_policy_and_the_XIX_Party_Congress (accessed: 09 October, 2019).

Mierzejewski D. (2016). The Local Dimension of China's Belt and Road Initiative. URL: https://ceias.eu/sk/the-local-dimension-of-chinas-belt-and-road-initiative/ (accessed: 08 October, 2019).

Pendrakowska P. (2019). Poland's perspective on belt and road initiative. URL: https://doi.org/10.1080/24761028.2018.1552491 (accessed: 05 October, 2019).

Rae G. (2018). Public policy and the "Belt and Road Initiative" in Poland. URL: https://www.academia.edu/37258763/Public_policy_and_the_Belt_and_Road_Initiat ive_in_Poland (accessed: 03 October, 2019).

VangeliA. (2019). A Framework for the Study of the One Belt One Road Initiative as a Medium of Principle Diffusion // Mapping China's 'One Belt One Road' Initiative. 2019. P. 57—89.

Witkowska J. (2019). The Attitudes of the European Union and China Towards Foreign Direct Investment: Implications for Bilateral Relations // Comparative Economic Research. Central and Eastern Europe. 2019. No. 22. P. 83—98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.