Научная статья на тему 'Рецензия на монографию: the Belt & Road Initiative in the Global Arena. Chinese and European Perspectives / ed. By Yu Cheng, Lilei Song, Lihe Huang. Palgrave Macmillan, 2018. 266 p'

Рецензия на монографию: the Belt & Road Initiative in the Global Arena. Chinese and European Perspectives / ed. By Yu Cheng, Lilei Song, Lihe Huang. Palgrave Macmillan, 2018. 266 p Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
126
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на монографию: the Belt & Road Initiative in the Global Arena. Chinese and European Perspectives / ed. By Yu Cheng, Lilei Song, Lihe Huang. Palgrave Macmillan, 2018. 266 p»

Vestnik RUDN. International Relations

Вестник РУДН. Серия: МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

2019 Vol. 19 No. 1 151—153

http://journals.rudn.ru/international-relations

DOI: 10.22363/2313-0660-2019-19-1-151-153

Рецензия на монографию:

The Belt & Road Initiative in the Global Arena. Chinese and European Perspectives / Ed. by Yu Cheng, Lilei Song, Lihe Huang. Palgrave Macmillan, 2018. 266 p.

А.В. Цвык

Российский университет дружбы народов, Москва, Российская Федерация

Монография «The Belt & Road Initiative in the Global Arena. Chinese and European Perspectives» носит коллективный характер и состоит из трудов китайских и европейских исследователей. Работа посвящена рассмотрению основных аспектов реализации инициативы «Один пояс, один путь» (ОПОП), а также анализу особенностей европейского направления внешней политики Китая и приоритетных сфер китайско-европейского сотрудничества на современном этапе. Актуальность монографии обусловлена тем фактом, что роль Китая в современных международных отношениях и системе глобального экономического управления неуклонно возрастает. По мнению академика В.В. Михеева, свое лидерство Китай может осуществить только во взаимодействии, пусть и конкурентном, с существующими глобальными лидерами и другими ориентирующимися на них странами при отказе от противодействия им. И чтобы иметь успех, Китай должен будет предлагать новые идеи, приемлемые для остального мира [Михеев, Луконин, Игнатьев 2017]. Одним из таких проектов является инициатива «Один пояс, один путь», реализация которого, по замыслу руководства страны, является главным практическим инструментом в построении «сообщества единой судьбы человечества» и «системы международных отношений нового типа».

Инициатива состоит из двух крупных экономических проектов: Экономического пояса Шелкового пути (далее — ЭПШП) и Морского Шелкового пути XXI века. В сентябре 2013 г. Председатель КНР Си Цзиньпин в своей лекции в Назарбаев Университете (Астана, Казахстан) предложил инициативу Экономического пояса

Шелкового пути как возрождения древнего Шелкового пути, связывающего Китай со странами Евразии, Среднего и Ближнего Востока. В октябре 2013 г. Председатель КНР Си Цзиньпин в своем обращении к парламенту Индонезии выдвинул концепцию Морского шелкового пути XXI века (МШП) как возрождения древнего Морского Шелкового пути [Киреева 2018].

Оба проекта предполагают организацию в Евразии транспортно-логистической сети, включающей в себя железнодорожные и автомобильные магистрали, воздушные и морские пути, развитие коммуникационных линий. Вдоль транспортных маршрутов создается и модернизируется соответствующая инфраструктура. Предполагается, что все это сформирует интегрированный экономический коридор, который свяжет Китай со странами Европы, Африки и в перспективе Латинской Америки. Инициатива «Один пояс, один путь» охватывает многие сферы международного сотрудничества: торгово-экономическое взаимодействие, взаимную политическую поддержку, а также гуманитарные связи. Внимание к гуманитарному аспекту нашло отражение в формулировке «путь цивилизации» во время выступления Председателя КНР Си Цзиньпина на Форуме Высокого уровня «Один пояс, один путь» в Пекине в мае 2017 г. — он должен быть основан на взаимном понимании и уважении между разными цивилизациями, между которыми не должно быть барьеров и конфликтов [Ломанов 2017].

Важная роль гуманитарного сотрудничества подчеркивается в первом разделе монографии «Comprehension and Communication on the „Belt and Road" Initiative», подготовленной интернаци-

Цвык А.В. Вестник РУДН. Серия: МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. 2019. Т. 19. № 1. С. 151—153

ональным коллективом авторов из Китая и стран Восточной Европы. Авторы глав справедливо отмечают, что китайско-европейское гуманитарное взаимодействие является важной составляющей инициативы «Один пояс, один путь» [The Belt & Road Initiative... 2018]. Особый интерес вызывает глава «Public Opinions on the Belt and Road Initiative: A Cross-Cultural Study», подготовленная китайским исследователем Юй Чэном. Автор проводит сравнительный анализ межкультурных различий в формировании имиджа инициативы «Один пояс, один путь», а также выявляет роль общественного мнения в европейских странах и европейских СМИ в отношении инициативы [The Belt & Road Initiative... 2018].

Значительный интерес в первом разделе монографии представляет глава «A Model for the Belt and Road Initiative: China's Cultural Diplomacy Toward Central and Eastern European Coun-tries», авторами которой также являются исследователи из Китая Лил эй Сун и Чжао Цици. Данная проблематика чрезвычайно актуальна, так как авторы рассматривают инструментарий культурной дипломатии Китая на европейском направлении на примере деятельности Институтов Конфуция, китайских СМИ в Центральной и Восточной Европе, что, по их мнению, должно привести к улучшению восприятия населением этих стран инициативы «Один пояс, один путь», а также закрепить экономические результаты, достигнутые в рамках формата «16+1» (Форум «ЦВЕ — Китай» — Прим. авт.) [The Belt & Road Initiative... 2018].

Во втором разделе «Regional Cooperation in the „Belt and Road" Initiative» авторы из Венгрии и Польши анализируют региональные аспекты инициативы «Один пояс, один путь» на примере Восточной Европы в целом и китайско-польских отношений в частности [The Belt & Road Initiative... 2018]. В главе «One Belt, One Road: Connecting China with Central and Eastern Europe?» венгерский ученый Агнес Суномар раскрывает взаимные интересы сторон во взаимодействии в рамках ОПОП, которые заключаются, по его мнению, в развитии инвестиционного и инфраструктурного сотрудничества. В качестве основного примера автором приводится проект строительства высокоскоростной железнодорожной Белград—Будапешт, вызвавший, однако, недовольство со стороны руководства

Евросоюза [The Belt & Road Initiative... 2018]. Петр Байор в главе «Determinants and Directions of Polish-Chinese Cooperation in the Context of the One Belt, One Road Initiative» подробно рассматривает приоритетные направления взаимоотношений между Китаем и Польшей, а также выявляет роль Польши во внешней политике Китая в Восточной Европе, делая вывод о приоритетном характере китайско-польских отношений [The Belt & Road Initiative... 2018].

В третьем разделе «Economic Cooperation in the „Belt and Road" Initiative», на наш взгляд, наиболее интересной является глава «China— Europe Investment Cooperation: A Digital Silk Road». Автор главы, Мирейя Пауло, рассматривает цифровую индустрию, в частности рынок пятого поколения мобильной связи (5G), который, по его мнению, открывает ряд новых возможностей для реализации «Цифрового Шелкового пути» и сотрудничества между Китаем и ЕС в рамках Европейского фонда стратегических инвестиций [The Belt & Road Initiative... 2018].

В четвертой части монографии «Geopolitical Challenge in the „Belt and Road" Initiative» рассматривается роль Центрально-Азиатского региона в реализации Экономического пояса Шелкового пути, через который проходит большинство его транспортных маршрутов. По мнению авторов Филиппо Коста Буранелли и Питера Мартона, в процессе реализации ЭПШП Китай сталкивается с рядом угроз безопасности проекта: с нестабильной социально-экономической и политической ситуацией в некоторых странах Центральной Азии, с фактором близости Афганистана к маршрутам ЭПШП, что также ставит под угрозу безопасность транспортировки товаров и энергоносителей и др. [The Belt & Road Initiative... 2018].

Наконец, в главе «China in Central Asia and the Balkans: Challenges from a Geopolitical Perspective» автор Цзюнбо Цзянь указывает на опасность столкновения геополитических интересов Китая в рамках реализации Экономического пояса Шелкового пути с интересами других «игроков» в Центральной Азии (к ним автор относит Россию и ЕС), а также вероятность усиления противоречий между Евросоюзом и Китаем в контексте укрепления влияния последнего на Балканах [The Belt & Road Initiative... 2018].

152

РЕЦЕНЗИИ

Tsvyk A.V. VESTNIKRUDN. INTERNATIONAL RELATIONS, 2019, 19 (1), 151—153

В целом в коллективной монографии удалось собрать воедино ряд наиболее актуальных для научного сообщества вопросов китайско-европейского взаимодействия в рамках реализации

инициативы «Один пояс, один путь», не получавших ранее столь пристального освещения. Безусловно, работа выполнена на достойном уровне и заслуживает ознакомления.

For citations: Tsvyk, A.V. (2019). Book Review: Yu Cheng, Lilei Song & Lihe Huang (Eds.). (2018). The Belt & Road Initiative in the Global Arena. Chinese and European Perspectives. Palgrave Macmillan, 2018, 266 p. Vestnik RUDN. International Relations, 19 (1), 151—153. DOI: 10.22363/2313-0660-2019-19-1-151-153.

About the author: Tsvyk Anatoly Vladimirovich — PhD in History, Senior Lecturer of Department of Theory and History of International Relations, Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University), Moscow, Russia (e-mail: tsvyk-av@rudn.ru).

© ^bIK A.B., 2019

Библиографический список

Киреева А.А. «Инициатива пояса и пути»: содержание, цели и значение // Сравнительная политика. 2018.

№ 2. С. 61—74. DOI: 10.18611/2221-3279-2018-9-3-61-74. Ломанов А.В. Новые концепции китайской внешней политики // Азия и Африка сегодня. 2017. № 12. С. 8—18. Михеев В.В., Луконин С.А., Игнатьев С.В. К вопросу о перспективах Китая как глобального лидера // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2017. № 10 (5). С. 152—161. DOI: https://doi.org/ 10.23932/2542-0240-2017-10-5-152-161. The Belt & Road Initiative in the Global Arena. Chinese and European Perspectives / ed. by Yu Cheng, Lilei Song, Lihe Huang. Palgrave Macmillan, 2018. 266 p.

Дата поступления статьи: 29.10.2018

Для цитирования: Цвык А.В. Рецензия на монографию: The Belt & Road Initiative in the Global Arena. Chinese and European Perspectives / Ed. by Yu Cheng, Lilei Song, Lihe Huang. Palgrave Macmillan, 2018. 266 p. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2019. Т. 19. № 1. С. 151—153. DOI: 10.22363/2313-0660-2019-19-1-151-153.

Сведения об авторе: Цвык Анатолий Владимирович — кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры теории и истории международных отношений Российского университета дружбы народов (e-mail: tsvyk-av@rudn.ru).

DOI: 10.22363/2313-0660-2019-19-1-151-153

Book Review:

Yu Cheng, Lilei Song & Lihe Huang (Eds.). (2018). The Belt & Road Initiative in the Global Arena. Chinese and European Perspectives. Palgrave Macmillan, 2018, 266 p.

A.V. Tsvyk

RUDN University, Moscow, Russian Federation

References

Kireeva, A.A. (2018). Belt and Road Initiative: Overview, Objectives and Implications. Comparative Politics Russia, 2,

61—74. DOI: 10.18611/2221-3279-2018-9-3-61-74. (In Russian). Lomanov, A.V. (2017). New Concepts of China's Foreign Policy. Asia and Africa Today, 12, 8—18. (In Russian). Mikheev, V.V., Lukonin, S.A. & Ignatev, S.V. (2017). China and Global Leadership. Outlines of Global Transformations:

Politics, Economics, Law, 10 (5), 152—161. DOI: 10.23932/2542-0240-2017-10-5-152-161. (In Russian). Yu Cheng, Lilei Song & Lihe Huang (Eds.). (2018). The Belt & Road Initiative in the Global Arena. Chinese and European Perspectives. Palgrave Macmillan, 2018.

Received: 29.10.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.