РЕЦЕНЗИЯ
УДК 728+365.46
ВОСПОМИНАНИЯ Ю.А. ЛЕВШИНОЙ КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ ГОРОДСКОГО БЛАГОУСТРОЙСТВА ТАМБОВА 1930-1990-х гг.
© Алексей Юрьевич ИЛЬИН
Тамбовский филиал Российской академии народного хозяйства
и государственной службы при Президенте РФ, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат исторических наук, профессор, директор филиала, e-mail: [email protected]
Посвящено анализу воспоминаний известной представительницы тамбовской интеллигенции, кандидата филологических наук, бывшего преподавателя Тамбовского педагогического института Ю.А. Левшиной как источника по истории городского благоустройства Тамбова в 1930-1990-х гг. Ценность данного источника заключается в том, что автор мемуаров затрагивает сравнительно редкие для воспоминаний горожан сюжеты, в частности уборку городских улиц. Воспоминания Ю.А. Лев-шиной дают представление о том, как в эпоху до централизованной теплофикации горожане решали вопрос об отоплении своего жилья, которое долгое время преимущественно было частным. Мемуаристка смогла детально показать особенности двух эпох развития городского транспорта. Ее воспоминания позволяют представить процесс изменения экологической обстановки в городе на протяжении длительного времени. Особый интерес представляет оценка Ю.А. Левшиной влияния крупного промышленного предприятия (завода «Комсомолец») на экологию, которое, согласно ее мнению, не очень загрязняло окружающую среду. В мемуарах прослеживается трезвая и мудрая мысль об урбанистической логике новостроек. В целом субъективные оценки коренной тамбовчанки состояния городских дорог и тротуаров, ливневой канализация, окружающей среды, уборки городских территорий и общественного транспорта являются важным дополнительным материалом по истории Тамбова второй половины XX в.
Ключевые слова: урбанизация; городское хозяйство; благоустройство; Тамбов; вторая половина XX в.; воспоминания; исторический источник.
Юлия Алексеевна Левшина (1925-2011), известная представительница тамбовской интеллигенции, родившаяся и десятки лет прожившая в Тамбове, на склоне лет обратилась к мемуарному жанру. В 1990-2000-е гг. она выпустила три фрагмента своих воспоминаний, в которых немалое место заняли ее представления об изменениях внешнего облика Тамбова, развитии отдельных элементов его благоустройства. При этом она сознательно пишет о развитии города в контексте урбанизационных процессов.
Почти во всех воспоминаниях российских горожан непременно встречаются сюжеты, связанные с состоянием дорог. Извечный вопрос о грязи на улицах городов России Ю.А. Левшина оригинально осветила рассказом о реакции на тамбовский чернозем одного остроумного француза, который в
конце 1960-х гг. приезжал в Тамбовский пединститут на стажировку. Ректор пединститута В.Д. Виноградов, как бы извиняясь за грязные дороги, спросил его о первых впечатлениях о городе: наверное, грязновато показалось. Умница француз, как пишет мемуаристка, не желая солгать, но и боясь обидеть хозяев, сказал: «Чернозем. Конечно же, чернозем! Причем тут грязь» [1, с. 4]. С одной стороны, в этом фрагменте воспоминаний видна стеснительность российской интеллигенции за состояние дорожного благоустройства в сравнении с Западной Европой. С другой стороны, интересна позиция представителя той самой Западной Европы, который как бы понимает трудности устройства дорог на черноземной территории.
Может быть, воспоминание именно этого факта связано с тем, что с самого детства
КБЫ 1810-0201. Вестник ТГУ, выпуск 6 (146), 2015
Ю.А. Левшина была знакома, скажем так, с простотой устройства тамбовских дорог. Она приводит «живые» зарисовки, которые обычно не попадают в официальные документы. Так, Ю.А. Левшина сообщает о том, что Советская улица того времени, как и вообще все улицы Тамбова, была покрыта булыжной мостовой из плотно прилегавших друг к другу крупных не очень округлых камней. Булыжными были и мостовые некоторых поперечных улиц. Но на ее родной улице Флотской, вроде бы мощеной, в 1930-е гг. через булыжник пробивалась трава [1, с. 13].
Правда, Ю.А. Левшина несколько противоречит сама себе, говоря о замощенности всех улиц Тамбова. Особенно показательным выглядит описание Второй Комендантской (современной Пионерской) улицы: «Улица вся в свежей зелени. Даже и дорога, изрытая колеями, поросла высокой травой, не говоря уж о канавке, отделяющей тротуар от проезжей части. На нашей Флотской канавки были в мелкой мураве, а здесь, на Комендантской, -в траве по пояс, да еще и выглядывающими кое-где ромашками. ...Теперь опыт прожитых лет заставляет несколько по-иному взглянуть на только что нарисованную картину. Может, это была обыкновенная, почти окраинная улочка провинциального города с ее непросыхающими колеями на немощеной дороге, однообразными серыми заборами, маленькими домиками, безлюдьем? По весне и осенью дорога, наверное, превращалась в непроходимое месиво грязи? А в сухой июль или август, когда колеи высыхали, какая же пыль, наверное, поднималась, если подует ветер или проедет телега?» [2, с. 41].
Запомнила Ю.А. Левшина и состояние городских тротуаров периода ее довоенного детства, которые были неширокими даже на Советской улице. Здесь они были наполовину (у домов) просто утрамбованы грунтом, а наполовину (ближе к мостовой) замощены смесью битого кирпича и песка и окаймлены узким кирпичным бордюром. К празднику Первого мая бордюр обычно белили. Далее мемуаристка вспоминает о том, что на всех улицах Тамбова, кроме Советской, по обочинам дороги пролегали канавки для стока воды. Эти канавки обрастали зеленой муравой. Как вспоминает Ю.А. Левшина, никто из окрестных жителей не бросал в них мусор. Поэтому летом после дождя ребятишкам можно
было бегать по канавкам без боязни порезать ноги [1, с. 14].
Сравнительно редким для мемуаров горожан сюжетом является уборка улиц. Ю.А. Левшина вспоминает об этом достаточно подробно. В частности она пишет о том, что в 1930-е гг. улицы и тротуары обязательно чистились от снега. Глыбы льда лежали на обочине. С подробностями Ю.А. Лев-шина вспоминает о том, что ее отец, известный в городе художник, как и другие соседи, каждое утро выходил чистить снег: «Помню, как он легко и ровно поднимает большой лопатой снег с тротуара и бросает его на все растущий сугроб на обочине, как, раскрасневшись, работает все азартнее, изредка перекидываясь фразами с Борисом Евграфови-чем Вихровым (известным в городе врачом, лечившим нас, детей, и живущих напротив), тоже занимающимся чисткой снега» [3, с. 18]. Мы видим, что подобное занятие было обычным для горожан того времени вне зависимости от их социально-профессионального положения.
Мемуаристка пишет и о том, что в гололедицу улицы с самого раннего утра посыпались песком или золой, поскольку город отапливался в основном дровами. По ее представлению, солью улицы начали посыпать позже, примерно с конца 1950-х гг. А до этого, как правило, и владельцы частных домов, и коммунальные дворники делали это до выхода людей на работу. Из этого фрагмента видно, что в коммунальных домовладениях дворники все-таки были. Но в городах типа Тамбова, где до 1960-х гг. огромное большинство домовладений было частным, таких коммунальных работников не могло быть много.
Интересна еще одна фраза мемуаристки о посыпке зимних улиц: «За этим строго следили» [3, с. 5]. Вероятно, эта фраза мало осознаваемый автором воспоминаний отголосок того, что и уличкомы, и дворники, и тем более участковые милиционеры были включены в систему НКВД, которая пыталась контролировать чуть ли не все стороны повседневной жизни советских людей в 1930-1950-е гг.
Воспоминания Ю.А. Левшиной дают представления и о том, как в эпоху до централизованной теплофикации горожане решали вопрос об отоплении своего жилья, ко-
торое долгое время преимущественно было частным. Она была свидетелем того, что многие женщины со своими сыновьями ездили в Пригородный лес за хворостом. Написала мемуаристка и о своем участии в школьные годы, пришедшиеся на годы войны, в заготовке торфа для школы и эвакуированных в Тамбов семей [3, с. 65, 106, 107].
В рассматриваемых мемуарах соединились две эпохи развития городского транспорта. Ю.А. Левшина еще застала городских извозчиков. Одну из таких стоянок они видела на углу Флотской и Советской улиц, где всегда ожидали пассажиров две-три пролетки. Она даже помнила устройство пролеток: опускающийся складной верх, поднимаемый в случае непогоды, утепленный пол для удобства пассажиров на случай дождя или снега. При этом отмечается, что извозчиками пользовались редко, в случае какой-нибудь крайней необходимости [1, с. 13-14]. Наряду с этим в памяти Ю.А. Левшиной остался факт появления в Тамбове в 1930-е гг. первого городского автобуса. «Это было событие! », - записала она в своих воспоминаниях. Первоначально даже по центральной Советской улице ходил один маленький 16-местный автобус [1, с. 13; 2, с. 40].
Несколько сюжетов рассматриваемых воспоминаний посвящены состоянию окружающей среды Тамбова в разные периоды его истории.
Как отдельный элемент экологической обстановки в городе Ю.А. Левшина оценивает состояние окружающей среды в районе завода «Комсомолец». Мемуаристка резонно отмечает, что в 1930-е гг. никто не думал, что можно опротестовать решение городских властей о строительстве завода в густонаселенной части города. При этом она пишет: «Но надо отдать должное и заводу - он не очень загрязнял окружающую среду. Во всяком случае, в реке у завода купались до конца 80-х гг., а вся Набережная против завода благоухала липами» [1, с. 4].
Вспоминая давние, довоенные годы, Ю.А. Левшина с особым чувством пишет о тамбовском воздухе: «чистый, холодно-бодрящий, и никаких примесей бензина, производственного дыма» [1, с. 4].
Оригинальную оценку экологической ситуации в Тамбове середины XX в. Ю.А. Левшина дала в словах: «...в 30-е гг. растаявшим снегом мыли голову. А теперь вы станете безбоязненно делать это?» [1, с. 4].
Наверное, в таких высказываниях проявляется одна из ценностей мемуаров как ретроспективного взгляда в прошлое. В данном случае историк через личное воспоминание мемуариста получает возможность представить процесс изменения экологической обстановки в городе на протяжении длительного времени.
Понимание необходимости прогресса в сочетании с ностальгией по старому, пропитанному атмосферой чистой природы городу предстает перед читателем в словах о том, что в новой застройке южной части Тамбова 1970-1980-х гг. особо бросаются в глаза асфальтные и бетонные дорожки вокруг новых домов на месте старых кварталов. При этом вспоминается запах цветов «одноэтажного» Тамбова [1, с. 3].
И все-таки Ю.А. Левшина склоняется к трезвой и мудрой мысли: «Новостройки принято ругать, но ведь и в них есть какая-то урбанистическая - если не красота, то логика» [1, с. 4].
Конечно, по воспоминаниям одного человека нельзя судить о восприятии исторической динамики городского благоустройства всеми горожанами. Необходимы сравнительные исследования с другими мемуарными и иными источниками. Но в любом случае взвешенность, с которой Ю.А. Левшина оценивает изменения во внешнем облике своего родного города, безусловно, вызывает уважение. Надеемся, эти воспоминания станут хорошей «лакмусовой бумажкой» для сравнения с сочинениями других мемуаристов, так или иначе затрагивавших и оценивавших вопросы изменений благоустройства средних русских областных (в прошлом губернских) городов.
1. Левшина Ю. Тамбов моего детства: (30-е годы) // Рассказ-газета. Тамбов, 1996. № 3.
2. Левшина Ю.А. Родное - далекое. Тамбов, 1999.
3. Левшина Ю. Моя школа. Тамбов, 2003.
ISSN 1810-0201. Вестник ТГУ, выпуск 6 (146), 2015
3. Levshina Yu. Moya shkola. Tambov, 2003.
1. Levshina Yu. Tambov moego detstva: (30-e gody) // Rasskaz-gazeta. Tambov, 1996. № 3.
2. Levshina Yu.A. Rodnoe - dalekoe. Tambov, Поступила в редакцию 24.03.2015 г. 1999.
UDC 728+365.46
MEMOIRS OF Y.A. LEVSHINA AS A SOURCE OF HISTORY OF URBAN IMPROVEMENT OF TAMBOV IN 1930-1990-s
Aleksey Yuryevich ILYIN, Tambov Branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration under the President of Russian Federation, Tambov, Russian Federation, Candidate of History, Professor, Director of Branch, e-mail: [email protected]
It is devoted to the memories of known representative of intelligentsia in Tambov, Candidate of Philology, a former teacher of Tambov Pedagogical Institute Y.A. Levshina as a source for the history of urban improvement of Tambov in 1930-1990-s. The value of this source is that the author of the memoir involves relatively rare for the memories of the towns people subjects, in particular the cleaning of city streets. Memories of Y.A. Levshina give an idea of how, in the era of centralized district heating to the citizens decide the issue of heating their homes, which has long been predominantly private. Memoirist could show in detail features of two eras of urban transport development. Her memories let you imagine the process of changing environmental conditions in the city for a long time. Of particular interest is the evaluation of Y.A. Levshina of impact of large industrial enterprises (plant "Komsomolets") on the environment, which, according to her opinion, is not very polluting. In memoirs was traced sober and wise idea of urban logic of buildings. In general, the subjective assessment of the root of Tambov's resident condition of city roads and sidewalks, drainage, environmental protection, cleaning of urban areas and public transport are an important additional material on the history of Tambov in second half of XX century.
Key words: urbanization; urban economy; landscaping; Tambov; the second half of XX century; memoirs; historical source.