Научная статья на тему 'Воспоминания современников о Ф. Х. Мустафиной - министре просвещения Башкирии (из фондов музея истории развития образования Республики Башкортостан)'

Воспоминания современников о Ф. Х. Мустафиной - министре просвещения Башкирии (из фондов музея истории развития образования Республики Башкортостан) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
108
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспоминания современников о Ф. Х. Мустафиной - министре просвещения Башкирии (из фондов музея истории развития образования Республики Башкортостан)»

Музейный проект «Система образования республики. Век ХХ: Люди. События. Факты»

ВОСПОМИНАНИЯ СОВРЕМЕННИКОВ О Ф.Х. МУСТАФИНОИ

- МИНИСТРЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ БАШКИРИИ

Фатыма Хамидовна была великой женщиной нашего времени. То, что сделано в области народного образования под ее руководством, незабываемо...

З.Ш. Акназаров,

Председатель Совета Министров БАССР

Фатыма Хамидовна Мустафина родилась 26 декабря 1913 года в деревне Дингизбай Большечерниговского района Самарской области. Рано оставшись без отца, она воспитывалась в детском доме г.Туркестана Казахской Республики, затем окончила

Мустафина Фатыма среднюю школу при детдоме

Хамидовна (1913 - 1998) имени Ленина г.Уфы.

После окончания в 1933 году Башкирского пединститута им. К.А. Тимирязева работала в межрайонной совпартшколе г.Белорецка.

В 1936 году была назначена заведующей отделом пионеров обкома ВЛКСМ.

В 1938-1942 годах работала преподавателем Башкирского дошкольного педучилища №1.

С 1942 по 1944 годы Фатыма Хамидовна вновь на комсомольской работе: секретарь Советского райкома комсомола, секретарь по пионерской работе, затем - первый секретарь Башкирского обкома ВЛКСМ.

В 1943 году возглавляла башкирскую делегацию на Сталинградский фронт для встречи с воинами 112-ой Башкирской кавалерийской дивизии.

В 1944 году она была выдвинута в комиссию партийного контроля при ЦК ВКП(б) по Башкирской АССР.

В 1947-1950 годах училась в аспирантуре Академии общественных наук при ЦК КПСС и защитила диссертацию на ученую степень кандидата философских наук.

До 1951 года работала инструктором ЦК КПСС. В 1951 году переведена заведующей отделом науки и учебных заведений Башкирского обкома КПСС.

С 1955 года в течение 16 лет Фатыма Хамидовна Мустафина -министр просвещения Башкирии. В эти годы были проведены шесть республиканских съездов учителей, которые явились крупным культурно-просветительским событием.

Республика в эти годы по итогам социалистических соревнований дважды (1958 и 1959 год) награждалась переходящим Красным Знаменем Совета Министров РСФСР и ВЦСПС, а в 19651970 годах ежегодно награждалось Почетной Грамотой Министерства просвещения РСФСР.

Ф.Х. Мустафина неоднократно избиралась депутатом, заместителем председателя Президиума Верховного Совета РСФСР V созыва, депутатом Верховного Совета БАССР трех созывов; членом, а затем заместителем председателя Комитета защиты мира.

Трудное детство, работа в комсомольских и партийных органах в годы Великой Отечественной войны формировали у будущего министра организаторские навыки работы с людьми, чувство ответственности за порученное дело, настойчивость в достижении целей.

Под ее руководством был осуществлен переход к всеобщему восьмилетнему образованию. С 1966 года в республике проводится большая организационно-педагогическая работа по дальнейшему улучшению работы средней общеобразовательной школы. Особое внимание уделялось совершенствованию содержания образования: были разработаны новые учебно-методические комплексы; успешно осуществлялась переподготовка кадров в связи с переходом на новые программы; учителя овладевали разнообразными методами обучения, способствующими активизации познавательной деятельности учащихся. Фатыма Хамидовна постоянно бывала в районах, старалась до всего дойти сама, посещала самые отдаленные уголки республики, занималась организацией в школах ленинских, историко-краеведческих музеев, музеев боевой и трудовой славы, что очень ощутимо способствовало улучшению воспитательной работы.

В этот же период школа стала 11-летней с производственным обучением. В большинстве школ были оборудованы мастерские, открыты учебные цеха и учебно-производственные комбинаты, улучшилась работа пришкольных участков, стремительное развитие получила деятельность производственных бригад - все это результат того, что Фатыма Хамидовна уделяла всегда особое внимание сельской школе.

Была начата подготовка преподавателей пения, рисования, черчения, физкультуры, трудового обучения для сельских школ. С этой целью была создана сеть музыкальных, художественных и спортивных интернатов.

По инициативе Мустафиной в 1958 году был открыт Башкирский филиал НИИ национальных школ АПН СССР, а в 1971 году Фатыма Хамидовна пришла туда работать старшим научным сотрудником. Она скромно и настойчиво трудилась в стенах института, отдавая все свои силы и знания народу.

Фатыма Хамидовна успешно совмещала работу и научную деятельность. Она автор книг «Расцвет народного образования в Башкирской АССР» и «Развитие всеобщего среднего образования в Башкирской АССР 1917-1978 гг.». Ее научно-просветительское и педагогическое наследие насчитывает более ста статей и публикаций.

В 1993 году Республика Башкортостан широко отметила 80летний юбилей видного организатора народного образования, общественного и государственного деятеля Республики Башкортостан, заслуженного учителя Российской Федерации Фатымы Хамидовны Мустафиной. Указом Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан от 2 ноября 1993 года Мустафина Фатыма Хамидовна за многолетнюю плодотворную работу в области народного образования и в связи с восьмидесятилетием со дня рождения награждена Почетной грамотой Президиума Верховоного Совета Республики Башкортостан.

Фатыма Хамидовна посвятила свою жизнь народному просвещению, сквозь годы тяжелых испытаний несла она в народ свет знаний, и люди помнят это; тысячи учителей сегодня следуют ее примеру самоотверженного служения своему народу, своей Республики.

Фатыме Мустафиной выпала долгая и счастливая жизнь. Она умерла 18 ноября 1998 года, немного не дожив до своего 85-летия.

Труд великого педагога и организатора образования республики Ф.Х. Мустафиной по достоинству отмечен правительственными наградами: орденом Ленина; двумя орденами Трудового Красного Знамени и медалями СССР; медалями Н. Крупской и К. Ушинского;

значком «Отличник просвещения СССР»; ей присвоено почетное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР».

Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 31 декабря 1999 года принято предложение Министерства образования Республики Башкортостан о присвоении Уфимской городской башкирской гимназии имени Фатымы Хамидовны Мустафиной.

В 2000 году Министерством образования Республики Башкортостан была установлена мемориальная доска на доме, где проживала Ф.Х. Мустафина, по адресу: г.Уфа, ул.Чернышевского, 101б (к великому сожалению, дом снесен в конце 2006 года). Открыта постоянно действующая экспозиция, посвященная жизни и трудовой деятельности Ф.Х. Мустафиной в Музее истории развития образования Республики Башкортостан.

В 1999 году Советом музея разработан Мемориал Фатымы Хамидовны Мустафиной, по многим адресам которого за эти годы проведены яркие, значимые мероприятия. Первыми гостями Педагогической гостиной, открывшейся в феврале 2001 года, стали воспитанники Республиканского детского дома им. Ленина, который сыграл огромную роль в судьбе семьи Мустафиных и лично самой Фатымы Хамидовны.

В 2001-2002 году члены Совета музея Э.М. Ахмерова, З.С. Янбарисова, Ф.К. Асадуллина организовали сбор материала о Мустафиной для Уфимской городской башкирской гимназии №20; сотрудники Музея истории развития образования оказали информационно-методическую помощь в организации экспозиции, посвященной Фатыме Хамидовне; организована встреча с первым педагогическим составом в связи с 35-летием со дня открытия гимназии.

Ежегодно в феврале-марте в Педагогической гостиной Музея проводятся встречи ветеранов просвещения - коллег Фатымы Хамидовны - с учащимися образовательных учреждений республики. В декабре проводится Вечер памяти Мустафиной, на котором организуется просмотр видеоматериалов мероприятий по адресам Мемориала, звучат ее любимые песни «Азамат», «Фатыма», стихи Зайнаб Биишевой, выступают детские музыкальные коллективы и семейный фольклорный ансамбль Сулеймановых.

Благодаря усилиям Совета музея, направленным на сохранение памяти о выдающемся педагоге, государственном деятеле, министре просвещения БАССР, все эти годы накапливаются документальные фонды, ведется активная научно-просветительская работа Музея, открываются новые грани личности великой Фатымы-апы.

Из воспоминаний Веры Федоровны Файзуллиной (Черновой), ветерана комсомола и партии, ветерана просвещения, заслуженного учителя РБ.

С Фатымой Хамидовной Мустафиной впервые встретились в начале Великой Отечественной войны в Обкоме комсомола. Она работала первым секретарем Молотовского РК ВЛКСМ города Уфы, а я (Чернова Вера) - первым секретарем Белорецкого ГК ВЛКСМ. С первого взгляда появилась взаимная симпатия, нашлось много общего для разговора и дальнейшей дружбы.

В то время I секретарем Обкома комсомола работал Валей Га-беевич Набиуллин, секретарем по школам - А.А. Голобов. Он вскоре добровольцем ушел на фронт, вместо него была назначена Фатыма Хамидовна. Однако на этой работе ей не пришлось работать, так как первого секретаря ОК ВЛКСМ В.Г. Набиуллина утвердили заведующим отделом Обкома партии, а Фатыма Хамидовна избирается первым секретарем Обкома комсомола. Временно секретарем Обкома комсомола по школам работала Г.В. Иволгина, прибывшая из ЦК ВЛКСМ, которая весной 1943 года вернулась в Москву.

В июне 1943 года на очередном Пленуме ОК ВЛКСМ секретарем по школам и пионерской работе была избрана я. На моем иждивении находились мама (Мария Герасимовна Чернова), сестренка Надя - студентка Белорецкого металлургического техникума. В Уфе мне предоставили комнату (в Доме крестьянина на улице Карла Маркса, 20), куда я и привезла свою семью.

Фатыма Хамидовна жила по ул.Советской в деревянном домике с мамой и сестренкой Майгуль; сестренки наши были ровесницами и очень быстро подружились. Наших мам сдружили огороды, которые оказались рядом на 3-м разъезде (ныне территория около Бульвара Славы). Сажали кар-

Фатыма Мустафина в годы активной комсомольской работы, 1937 г.

тофель и другие овощи...

Фатыма Хамидовна умело руководила комсомолом Башкирии, имела огромный авторитет среди работников комсомольских организаций всех уровней, руководителей партийных, хозяйственных и советских органов. Примером тому могут служить факты присутствия на Пленумах Обкома комсомола, слетах фронтовых бригад и других областных комсомольских мероприятий первых секретарей Башкирского обкома партии, председателей президиума Верховного Совета БАССР и Совета Министров, Министров, директора Уфимского Моторостроительного завода Баландина, директора завода РТИ Манвилова и др.

Внимание комсомолу на уровне руководителей Республики передавалось в города, районы, поселки и села.

Комсомол был действительным надежным помощником партии.

В аппарате Обкома комсомола царила строгая дисциплина. В основном, работали девушки, но мы не опускались до сплетен, шушуканья. Рейтинг Фатымы Хамидовны как руководителя был очень высок, она являлась примером для всех нас.

Фатыма Хамидовна Мустафина в составе башкирской делегации на Сталинградском фронте. 1943г.

В конце 1944 года Фатыма Хамидовна была переведена в органы народно-партийного контроля. Я уехала на учебу в ЦКШ при ЦК ВЛКСМ. Вернулась в конце 1946 года с мужем и сыном, Фатыма Ха-

мидовна поехала учиться в Академию общественных наук при ЦК КПСС, защитила диссертацию на звание кандидата филологических наук. Вернулась. Вышла замуж за А.В. Закирова, появился сын. Долгое время мы не общались, но затем дружба восстановилась и продолжалась до конца жизни Фатымы Хамидовны.

Около двадцати лет Фатыма Хамидовна руководила народным образованием Башкирии. И здесь она проявила незаурядные способности, оказалась деловым, творческим, ярким министром просвещения. Народное образование достигло заметного подъема, по многим вопросам занимало достойное место среди других республик СССР.

Встреча ветеранов комсомола, Уфа. Май 1985г.

Из воспоминаний Закерии Шарафутдиновича Акназарова, Председателя Совета Министров БАССР (1962-1986).

Фатыма Хамидовна была человеком принципиальным. Что скажет, что задумает, то она доводила до конца. Раньше по улице Октябрьской революции был институт им. Мечникова, который относился к Минздраву в Москве. Мы с Фатымой Хамидовной поехали па прием к министру Минздрава РСФСР академику Петровскому, что-

бы ходатайствовать о передаче института Мечникова на баланс Башкирии. Фатыма Хамидовна, будучи в то время министром образования республики, была решительно настроена на открытие в этом здании Башкирского педагогического института. Видимо, она весьма тщательно и основательно готовилась к встрече с министром, поэтому начала разговор с ним с того, что не хватает в республике педагогов, нет специального пединститута, хотя уже после Октябрьской революции был поставлен вопрос о его необходимости... Однако министр даже не стал дослушивать ее доводы, сказал, что это здание нужно самому Минздраву...

Тут Фатыма Хамидовна внезапно заявила:

- Если вы не поддержите меня, я не вернусь в Башкирию, и не выйду из вашего кабинета. Акназаров может поехать домой один. Пусть все знают, что Мустафина не смогла помочь родному Башкортостану иметь свой пединститут...

Я посмотрел на нее и удивился - слезы потекли из ее глаз, она громко заплакала, не находя больше слов, чтобы убедить Петровского.

- Вы не понимаете, - говорила она сквозь слезы, - вы не хотите понять, что целая республика, где живут три миллиона разных народов, где тысячи школ, почти миллион учащихся, даже после пятидесятилетия Октябрьской революции не имеет своего пединститута. Не понимаете, что у нас катастрофически не хватает учительских кадров! Как я посмотрю в глаза нашим детям?! Неужели вам так необходимо это здание, неужели не можете уступить его даже ради детей?!

Академик тоже растерялся, я расстроился. Мне было так жалко ее, стало страшно неловко оттого, что я ничем не смогу помочь... Я хотел вывести ее из кабинета.

- Идем, успокойтесь... А она плачет еще громче.

- Идите сами, не могу, не имею права вернуться...

Петровский говорит:

- На самом деле, успокойтесь, Фатыма Хамидовна. Сейчас мы посовещаемся. Пока выйдите в приемную.

Через 20 минут пригласили нас обратно.

Академик торжественно объявил, что здание института Мечникова по улице Октябрьской революции будет передано на баланс республики, и там может быть открыт Башкирский педагогический институт.

Фатыма Хамидовна опять заплакала. Плачет от радости, как ребенок. Извинилась и вышла из кабинета. Академик задержал меня и говорит:

- У вас министр боевая! Как настойчиво ставит она вопрос о подготовке учителей. Побольше бы нам таких министров!

Уже в самолете я слово в слово передал все Мустафиной, что услышал от академика про нее. Она была счастлива. Так она горела за работу, любила довести начатое дело до конца. Умела говорить, могла убедить любого.

Скоро было принято постановление об открытии Башкирского государственного пединститута.

Ф.Х. Мустафина - депутат Верховного Совета РСФСР V созыва.

Москва, 1961 г.

Из воспоминаний Рашита Валиахметовича Альмухамето-ва, профессора, ректора БИПКРО, заслуженного учителя школы Республики Башкортостан.

Наше поколение знает Ф.Х. Мустафину как министра просвещения республики - умного, талантливого, принципиального, умеющего мыслить по-государственному. Почти шестнадцать лет быть на

такой должности в столь тяжелые и очень сложные для образования годы не каждому удалось бы. Экономика страны еще не полностью оправилась после разрушительной войны. Не хватало учителей, научных работников. Многие школы находились в аварийном состоянии, размещались в приспособленных помещениях. Надо было решать проблему обучения детей-сирот, детей из отдаленных районов; разбираться в тонкостях послевоенной школы, особенно сельской, национальной.

При Мустафиной большое распространение в республике получило инициативное строительство. В 50-60-е годы XX века начался переход ко всеобщему восьмилетнему образованию, были обновлены все учебные программы и учебники. При активной помощи Фа-тымы Хамидовны в Башкирии выросли замечательные педагоги, появились квалифицированные методист, научные работники, организаторы народного образования. Открылись Башкирский педагогический институт, Башкирский филиал научно-исследовательского института национальных школ АПН РСФСР, несколько педагогических училищ, в том числе Сибайское, Салаватское, Уфимское №2. Успехи Башкирии в области народного образования постоянно отмечались правительством страны. Так, в 1969 году коллегия Министерства просвещения РСФСР рассмотрела и одобрила опыт работы Башкирской АССР в сельских школах.

Министр Мустафина, конечно же, не забывала, что воспитывалась в детском доме. Поэтому особенное внимание оказывала детям, оставшимся без родителей, многодетным семьям. Открывались школы-интернаты - с прекрасными учебными зданиями, общежитиями, столовыми. Для работы в них направлялись талантливые учителя, организаторы народного образования. Министерство просвещения заботилось и о дальнейшей судьбе выпускников этих учреждений. Многие из них поступали учиться не только в местные вузы, но и центральные учебные заведения страны.

А сколько начинающих специалистов, принятых Ф.Х. Мустафиной для работы в Министерстве просвещения, впоследствии стали прекрасным организаторами народного образования, учеными, государственными деятелями. Фатыма Хамидовна умела видеть в молодых людях скрытые способности, старалась поддержать каждого морально и материально. Выдвинув кого-то на ответственную должность, опекала его постоянно, требуя при этом настоящей работы. Никогда не прощала своим подчиненным лености, верхоглядства, не давала возможности довольствоваться достигнутым.

Вспоминаю, как в 1959 году после окончания филологического факультета Стерлитамакского пединститута четверых молодых

специалистов из одной группы оставили работать в Уфе: Саита Сайфуллина и Мухтара Ахтямова в Министерстве просвещения, Фарура Зулькарнаева - в БИУУ, Вилляра Даутова - в редакции журнала «Башкортостан пионеры». Меня же направили в Юмагу-зинский район сразу директором крупной средней школы. Со временем Мухтар Ахтямов и Саит Сайфуллин стали кандидатами наук, как и Гизетдин Иргалин, Вали Псянчин, Салимьян Гумеров, Сабир Зиганшин. Вилляр Даутов был редактором журнала «Башкортостан пионеры», затем председателем Госкомтелерадио БАССР, министром культуры, секретарем Президиума Верховного Совета Башкортостана. Марат Ахмеров, Фазлый Гумеров до сих пор работают директорами школ-интернатов.

Я и сам в молодые годы получил большую поддержку со стороны министра Мустафиной. В 1961 году меня, директора сельской школы, пригласили на работу в Башкирский филиал Научноисследовательского института национальных школ АПН РСФСР. Фа-тыма Хамидовна постоянно помогала мне. После защиты кандидатской диссертации в 1967 году я стал заведовать филиалом института, меня утвердили членом коллегии Министерства просвещения.

Из воспоминаний Сарвар Рашитовны Суриной, комментатора Башкирского телевидения, выпускницы Башкирской республиканской гимназии-интерната №1 имени Рами Гарипова, лауреата премии имени Зайнаб Биишевой.

Фатыма Хамидовна умела правильно оценить способности человека и верно определить судьбоносные моменты жизни молодых людей. Она верила в судьбу, которая сделана руками, сердцем и знанием самого человека. Поэтому любила повторять, что человек обязан быть грамотным, не упуская времени, добиваться своей мечты настойчиво; добиваться своей цели во что бы то ни стало. Мустафина была борцом за жизнь. В ее лице я видела человека, выдержавшего голодный двадцатый первый год, революцию и войну, она была олицетворением настоящих коммунистов, павших за счастье всех людей. И она вполне серьезно считала себя чудом уцелевшим представителем башкирского народа.

Фатыма Хамидовна верила в светлое будущее нашего народа, при любом удобном случае говорила о патриотизме, о благодарности и любви к своему народу. Она испытывала гордость за учителей, врачей, инженеров и нефтяников, всегда подчеркивала, что это выходцы из народа, и мечтала видеть хозяевами Башкортостана талантливых, интеллигентных и просвещенных людей».

Ф.Х. Мустафина среди заслуженных учителей и представителей

творческой интеллигенции (Сагит Агиш, Х.А. Курбанаева, М.Г. Гималова, Зайнаб Биишева, Х.Х. Яубасаров и др.). Уфа, 1965г.

Из воспоминаний Владимира Васильевича Бабушкина, директора Музея народного образования Ишимбайского района и г.Ишимбай, ветерана войны и труда, заслуженного учителя школы Б АССР.

Я храню в своем сердце память о Ф.Х. Мустафиной как о талантливом организаторе народного образования в Башкирии, ученом, первой женщине-министре просвещения. Как сейчас помню ее выступление в БИУУ на курсах директоров школ. Она произвела на нас, особенно директров сельских школ, неизгладимое впечатление. Почувствовали гордость за своего министра.

До сих пор ее монография «Расцвет народного образования в Башкирской АССР» является моей настольной книгой. С большим интересом мне довелось слушать выступление Фатымы Хамидовны на V съезде учителей Башкирии по вопросу о путях выполнения закона о восьмилетнем всеобуче как ключевой задаче всеобщего среднего образования. Ее напутствие осуществлять взаимодейст-

вие науки и практики, повышая качество учебно-воспитательного процесса, мы стали уверенней проводить в жизнь.

В начале 60-х годов Фатыма Хамидовна приехала к нам в отдаленный Зилаирский район по командировке обкома КПСС. Об этом никто не знал, да и не принято было в советское время сообщать о приезде в школу инспектора, а тем более министра. Оказалась в день письменного экзамена по алгебре в Ивано-Кувалатской восьмилетней школе у учителя математики Ивана Петровича Путенихи-на (я работал тогда директором и учителем математики в соседней Петровской восьмилетней школе).

На экзамене все дети за 50 минут с заданием легко справились. Иван Петрович вышел из класса покурить и в коридоре школы встретился с министром просвещения, растерялся и первое, что пришло на ум, сказал: «Не подсказывал!» А Фатыма Хамидовна на это ответила: «Учитель и на экзаменах учит детей» К чести Ивана Петровича дети задания выполнили верно и разными способами решили задачи. А Фатыма Хамидовна поступила, как хороший психолог, разрядила напряжение учителя улыбкой. Такое отношение министра к педагогическим кадрам много стоит. Учителя убедились, что Фатыма Хамидовна высоконравственный, добрый и отзывчивый человек.

Из воспоминаний Ленизы Абдулловны Хасановой, Отличника просвещения БАССР, заслуженного учителя школы РФ, награждена Почетной грамотой Президиума Верховного Совета БАССР.

Фатыму Хамидовну Мустафину я знала много лет. Когда она стала министром народного образования Башкирской АССР, приехала в школу-интернат, видимо, для ознакомления. Мы были предупреждены о визите, волнение наше передалось и ученикам. Осмотр школы закончился в учительской, где собрался весь педколлектив.

Фатыма Хамидовна сразу произвела на меня сильное впечатление. Собранная, энергичная, по-мужски деловая и по-женски, по-матерински мягкая, она говорила о своих впечатлениях: отметила чистоту в школе и общежитиях, хорошее качество пищи в столовой, вежливость и воспитанность учащихся и, к моему удивлению, сказала, что ученики не улыбчивы. Мне это было понятно, ведь мы и сами волновались, и учеников, видимо, несколько напугали визитом министра. С другой стороны, я вспомнила, как Хадия-апай, сестра моей мамы, рассказывала, что они с Фатымой Хамидовной учились и воспитывались в Ленинском детдоме г.Стерлитамака. Поэтому Фатыме Хамидовне, испытавшей на себе детдомовское детство, хотелось видеть улыбки детей интерната. Для меня это стало от-

кровением. Мы мало думали о радости, увлекшись обучением и воспитанием, изнуряя детей добычей знаний и мало заботясь о детских улыбках. Поэтому я всю свою жизнь в школе старалась внести яркий лучик радости и на уроке, и во внеклассной работе. И мои ученики стали коммуникабельнее, научились дарить радость друг другу и своим учителям. Теперь многие из них уже пенсионного возраста. Но часто посещают меня, звонят, пишут. И помнят, что они получили в интернате не только знания, но и научились общаться, вести беседу, и, главное, дарить радость окружающим.

Министр просвещения БАССР Ф.Х. Мустафина среди делегатов V съезда учителей Башкирии. Уфа, 1967 г.

В этом есть огромная доля умного, тактичного замечания Фатымы Хамидовны. Я бесконечно благодарна ей за этот жизненный наказ.

Умерла мать Фатымы Хамидовны. Мы с братом, заслуженным учителем БАССР Уралом Абдулловичем Абушахминым, пошли проститься с покойной и, если надо, чем-либо помочь. Мама Фатымы Хамидовны жила с младшей дочерью на бульваре Ибрагимова. Горе, постигшее семью, ощущалось очень остро.

Фатыма Хамидовна вспомнила, как помогала хоронить нашего отца, заслуженного учителя БАССР, Абдуллу Валиуллови-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ча Абушахмина, директора Месягутовского педучилища. Она знала, что наши родители воспитывались и обучались в Кара-вансараевском педучилище г.Оренбурга, куда были собраны дети-сироты со всей территории Башкирии. И рассказала нам, как попала в Стерлитамакский детдом им. В.И. Ленина.

Они с семьей жили в Казахстане. После смерти отца остались в полной нищете. Нет родных, никого, кто бы мог помочь осиротевшей семье. И тогда мама Фатымы Хамидовны достала ручную тележку, сложила туда кое-какое имущество, посадила детей на тележку, сама впряглась в нее и повезла детей на Родину, в Башкортостан. Сколько дней она их везла, как ей хватило силы не сломаться, как она сумела сохранить здоровье и жизнь детей - это уму непостижимо!

Подвиг матери был примером для Фатымы Хамидовны. Эта сила жизни, умение преодолевать трудности, стремление достичь поставленной цели были присущи Фатыме Хамидовне. А главное, я думаю, любовь к своей Родине - Башкортостану, желание служить ее народу.

Я училась у нее и этому.

В 50-60 годы, претворяя в жизнь статью 15 «Закона о всеобщем среднем образовании», многие школы РСФСР перешли на русский язык обучения. Но в Башкирии сложилась проверенная годами система обучения детей на том языке, на каком говорит население того или иного населенного пункта. У нас учили и на русском, и на башкирском, и на марийском, и на чувашском, и на татарском языке. На съезде учителей Башкирии, который проходил в новом Дворце пионеров, председатель Минпроса СССР очень хвалил Татарию, Чувашию, Марийскую АССР, где почти 100% школ перешли на русский язык обучения, и упрекнул министра просвещения БАССР за то, что она не торопится со стопроцентным охватом школ русским языком обучения. Фатыма Хамидовна очень сдержанно, очень точно и аргументировано объяснила свою позицию по этому вопросу. «Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цветок всей его духовной жизни, начинающейся далеко за границами истории», - писал Ушин-ский. - «Поэтому мы обучаем детей на том языке, на котором говорят их родители, их соседи, их село. Мы обучаем на восьми языках народов Башкортостана. Много школ, обучающих на русском и родном языках. Поэтому мы считаем, что нельзя перегибать палку и обучать детей только на русском языке даже в тех деревнях, где никто не говорит по-русски. К моей радости, выступил великий поэт Мустай Карим, поддержав Фатыму Хамидовну.

Как всегда, весомо, мудро он аргументировал свои доводы в пользу обучения на родном языке: «Для кого же мы будем писать? Кто же нас будет читать, если не будут знать башкирского языка башкиры?» И прочитал свое замечательное стихотворение «Не русский я, но россиянин». Чиновник из Москвы больше не выступал. Я остро ощутила мудрость Фатымы Хамидовны тогда, когда в составе башкирской делегации была направлена тоже на съезд учителей Марийской АССР. В составе делегации был учитель марийского языка из Белебеевского района. Так вот, для него не могли найти школу, где бы преподавание велось на марийском языке. Он хотел посетить урок, обменяться методическими новинками. Не тут-то было! Нет марийских школ! Гордости нашей не было предела, учителя завидовали нам, потому что мы сами говорили на родном языке, по-русски речь наша была лучше речи тех учителей - марийцев, которые обучали детей по-русски, понимая, что калечат своих воспитанников. Чувство национального достоинства - еще одно сокровище, которое я получила от Фатымы Хамидовны.

В Советском Союзе каждые 3-4 года проводились Центральные педагогические чтения. Мои доклады по методике преподавания русского языка в башкирской школе проходили на эти чтения в г. Москве, в г. Минске и в Свердловске.

В Свердловске мой доклад был признан лучшим, мне присудили I место.

В тот же день Свердловское телевидение пригласило меня на вечернюю передачу. Были приглашены еще 4 учителя из Узбекистана, из Эстонии, из Москвы и из Свердловска. Окрыленная победой, гордая, что я выступлю по телевидению, я написала на листочке, где без «ложной скромности» говорила о своих достижениях, о школе-интернате №1. Закончив писать, я пошла в гостиничный номер Фатымы Хамидовны. Она внимательно прочитала мой опус и, не повышая голоса, очень веско сказала свое мнение. Она объяснила мне, что здесь собрались лучшие учителя СССР и у каждого из них есть свои победы и достижения, достойные уважения. Но не каждый знает и о Башкирии, о достижениях народного образования, о многонациональном составе населения, о том, что все имеют возможность учиться на родном языке, в то же время настойчиво изучают русский язык, язык многонационального общения.

И дала мне тезисы своего доклада на пленарном заседании. Я постаралась хорошо выступить на телевидении, взяв на вооружение наставления Фатымы Хамидовны.

Мое выступление отличалось масштабностью, интернационализмом, в то же время красной нитью звучала любовь к родной республике, гордость за достижения народного образования. Это не моя оценка. В письме к нашему министру просвещения так оценила мое выступление редакция телевидения.

Раньше думай о родине, а потом о себе - не пустые слова. Таков урок строгого, требовательного, мудрого министра просвещения БАССР Фатымы Хамидовны Мустафиной.

Я помню ее до сих пор и стараюсь следовать ее советам.

Из воспоминаний1 Клары Габдрахмановны Тухватуллиной, заслуженного работника культуры БАССР, министра культуры БАССР: «Мне довелось работать министром культуры Башкортостана с 1965 по 1969 год, в тот период, когда Мустафина была в зените славы и почета, с большим опытом работы. Став министром культуры, я, естественно, обратилась к ней за помощью и советами. Мне нетрудно было сделать это, так как до этого она уже была моей наставницей, когда я работала секретарем обкома комсомола по школам и первым секретарем обкома. Фатыма Хамидовна еще тогда с удовольствием передавала свой опыт работы в комсомоле. Она всегда была доброжелательной, приветливой, хотя на вид производила впечатление очень серьезного и недоступного руководителя. Мустафина всегда переживала и болела за школьное дело. Я очень хорошо помню ее принципиальные, взволнованные выступления на пленумах, активах и бюро обкома КПСС. К ее требованиям по улучшению школьного дела всегда прислушивались, руководители положительно решали эти вопросы.

В то время работали три министра-женщины. Еще была министр соцобеспечения Рабига Хисматовна Хабибуллина. Нас связывала крепкая деловая дружба, взаимопонимание. Мы работали честно, добросовестно, потому что нам было оказано большое доверие и все наши интересные, полезные начинания всегда поддерживались».

Из воспоминаний2 Фаузии Акуловой, ветерана педагогического труда г.Ишимбая.

В феврале 1965 года супруга - Фарура Зулькарнаева - назначили заведующим отделом народного образования г. Ишим-бая. В то время не спрашивали твоего согласия, партия куда направляет, туда и должен идти. Я с этим назначением не согласилась. Мы жили в деревне Макарово, а отдел народного обра-

1 Из журнала «Ватандаш», №12, 2001, стр. 68-80.

2 Газета «Башкортостан» от 28.02.04 г. № 41 (24066)

зования находился в городе. Переезжать в Ишимбай совсем не хотела. Потому что, во-первых, не люблю городского шума-гама, суматохи, бесконечных очередей. Конечно, в деревне тоже не легко, но мы к этому привыкли. Во-вторых, чтобы обосноваться в деревне, мы построили в 1963 году свой дом. Не хотели оставить родной дом, построенный с трудностями. Супруг продолжал работать в городе. Всегда, когда приезжал, говорил о переезде. Но я и сыновья были против.

Летом в отпуске меня, как члена партии, пригласили в городской исполнительный комитет. Уговаривали переехать, даже пугали, что не дадут работать, но я не согласилась.

Оказывается после этого мой супруг просил Фатыму Хамидовну Мустафину об обратном возвращении в Макарово. Она в те годы была депутатом этого района. И оставила решить этот вопрос на месте.

В конце августа сообщили о приезде высокопоставленных гостей. На это я не обратила внимания и не верила, что в такой момент, в начале учебного года, министр может оставить все дела и приехать в Макарово. Но она приехала. Меня пригласили в школу. Я очень волновалась, чувствовала себя виноватой. Среди гостей были председатель райсовета О. Евсиев, представители городского исполнительного комитета. Фатыма Мустафина поздоровалась со мной как с давней знакомой и предложила поговорить о работе в домашней обстановке. Она была в удобном, модном костюме, в голубом плаще и с такой же прической, которую мы привыкли видеть на ее портретах.

После школы по дороге домой мы разговаривали. Фатыма Хамидовна расспрашивала меня о семье, родителях, родных, о здоровье. А когда узнала о моих больных суставах, то сказала, что для меня будет лучше городская жизнь. Дома мы продолжили беседу. Она предложила поработать один год в Ишимбае, а дом, скот оставить кому-нибудь из родственников. Договорились, что если к городской жизни я не привыкну, то вернусь обратно в деревню. Конечно же, такому великому, авторитетному человеку я не могла отказать. Фатыма Хамидовна общалась со мной как с родной на башкирском языке, при этом называя меня «сестрой».

28 августа переехала в Ишимбай. С этого времени я проработала в школе-интернате №2 31 год, преподавая математику. В последнее время работала и воспитателем.

Долго не могла привыкнуть городской обстановке. Летние каникулы всегда проводили в деревне. А перед началом учебно-

го года не хотелось уезжать. Все-таки не суждено было навсегда в деревне остаться...

Фатыма Хамидовна при встрече с Фаруром Зулкарнаевым всегда спрашивала обо мне. К сожалению, потом мне не пришлось с ней так близко общаться.

По моему, Фатыма Хамидовна на посту министра целенаправленно поднимала, растила национальные кадры, молодых специалистов, собирала их по крупицам. Я восхищалась ею. У Мустафиной была очень хорошая память, и она быстро могла разглядеть хорошего специалиста.

В 1959 году выпускникам Стерлитамакского государственного института филологического факультета дали направление в Министерство образования г. Уфы. Это - заслуга Фатымы Хамидовны. Фарур Зулкарнаев, Виллар Даутов, Мухтар Актямов, Саит Сайфул-лин окончили институт с красным дипломом. Через 2 года и Рашита Альмухаметова взяли в Уфу.

Фарур Шарифуллович Зулкарнаев в министерстве проработал 10 дней и по просьбе отца уехал в Макарово преподавателем русского языка и литературы. Через год стал директором школы.

Фатыма Хамидовна не забыла Зулкарнаева. В 1965 году предложила пост заведующего отделом народного образования. Вот так она старалась поднять, растить молодые кадры. Мустафина Фатыма Хамидовна - великая личность, патриот народа.

Супруг мой более 14 лет возглавлял отдел народного образования г. Ишимбай. В 1980 погиб, ему и 50 не было.

Человечность, уважительность, многогранный труд, поднятие национальных кадров в будущем засверкает ярким, дорогим воспоминанием о Фатыме Хамидовне.

Светлая ей память.

Из воспоминаний Зайтуны Сайбановны Янбарисовой, ветерана педагогического труда, отличника народного просвещения РСФСР, заслуженного учителя школы БАССР, председателя Совета музея истории развития образования.

Развитие народного образования столицы республики тесно связано с именем Мустафиной Фатымы Хамидовны, бывшего министра народного образования. Фатыма Хамидовна пользовалась большим авторитетом среди работников народного образования г. Уфы. И это не случайно. Ведь она обладала замечательными качествами руководителя. Это высокая образованность и профессионализм, широкая эрудиция, незаурядные организаторские способности, уважительное отношение к кадрам и огромнейшая любовь к детям. В результате ее плодотворной деятельности успешно решались в нашем городе во-

просы подготовки педагогических кадров, совершенствования содержания образования, укрепления учебно-материальной базы образовательных учреждений. Во время ее работы к началу каждого учебного года вводились в эксплуатацию по 3-4 школьных здания и 6-10 дошкольных учреждений.

Фатыма Хамидовна часто выступала перед работниками народного образования столицы по актуальным вопросам развития образования. Яркие, насыщенные фактами, глубокие по содержанию, выступления Фатымы Хамидовны на августовских педагогических конференциях производили огромное впечатление на нас, работников просвещения республики, и, по сути, являлись программой педагогического творчества на весь учебный год. Она оказывала систематическую помощь творчески работающим коллективам школ №№ 3, 5, 11, 29, 35, 39, 91, 100, 105, 114. Эти педагогические коллективы и их руководители стали ее единомышленниками. Работники народного образования столицы республики безгранично благодарны Фатыме Хамидовне, первой женщине-министру Республики Башкортостан, за ее многогранную деятельность и преданность делу образования».

В республике сформировались сотни передовых педагогических коллективов, выросли тысячи учителей, подлинных мастеров своего дела. За большие заслуги в обучении и воспитании подрастающего поколения сотни работников народного образования были награждены орденами и медалями.

Ф.Х. Мустафина с группой учителей, деятельность которых отмечена высокими правительственными наградами, Уфа, 1969г.

Из воспоминаний Магинур Мухлисовны Утябаевой, ветерана просвещения, заслуженного учителя РБ: «Всегда в гуще событий, среди своих коллег, Фатыма Хамидовна мне запомнилась требовательным, принципиальным руководителем; поражало ее исключительное трудолюбие и высокий профессионализм, уважительное отношение к людям.

Она была мудрым наставником молодых учителей, а для детей просто Фатыма-инэй.

Присутствие Мустафиной на любом большом и малом мероприятии делала его, с одной стороны, особенным и значительным; с другой стороны, естественным и теплым».

Министр просвещения БАССР Фатыма Хамидовна Мустафина досконально знала всю республику. Бесконечные поездки по районам давали возможность владеть ситуацией на местах, знать кадры в «лицо», опираться на них, принимая важнейшие решения по вопросам развития республиканской системы образования.

На республиканском туристическом слете учителей, Дема, 1970г.

Фатыма Хамидовна у стенда, посвященного брату, Анвару Мустафину, погибшему в годы Великой Отечественной войны, с. Рождество, Тверская область, 1995г.

Ф.Х. Мустафина на опытном участке Норкинской средней школы Балтачевского района, 1969г.

Фатыма Хамидовна постоянно уделяла внимание выявлению талантливых детей и развитию их способностей. В эти годы увеличилось число кружков, факультативов, активизировалась деятельность внешкольных детских учреждений. При непосредственном участии Мустафиной в 1958 году в г.Уфе был построен Дворец пионеров и школьников имени космонавта В.М. Комарова. В результате, на союзных и республиканских олимпиадах, на ВДНХ среди победителей часто звучали имена школьников и названия внешкольных учреждений Башкортостана.

Министр просвещения Мустафина с пионерами

Многие педагогические коллективы делали упор на патриотическое воспитание подрастающего поколения. В школах создавались историко-краеведческие музеи, музеи боевой и трудовой славы, школьники участвовали в сооружении обелисков и памятников погибшим в Великой Отечественной войне. Стали традиционными встречи школьников с ветеранами войны и труда, передовиками производства. Огромный размах получило движение следопытов, действовали отряды тимуровцев. Много усилий было приложено, чтобы построить в Уфе Дворец пионеров. С 1958 года по сей день плодотворно работают его многочисленные кружки, выявляя юные таланты и развивая склонности и дарования каждого. Будучи на заслуженном отдыхе, Фатыма Хамидовна принимала активное участие в общественной жизни республики.

Встреча с ветеранами пионерского движения Башкирии, посвященная юбилею ВЛКСМ, 26.10.1979г. Верхний ряд: - Ф.Х. Мустафина (слева); Назифа Фарва-зовна Насырова, завуч Дворца; В.С. Сарапулов (последний в ряду);

4-й в первом ряду - А.С. Г айсин

Из воспоминаний Элизы Мугафаровны Ахмеровой, ветерана просвещения, отличника образования РБ, члена Совета Музея истории развития образования: «С теплотой и трепетом вспоминаю время общения с корифеем педагогической мысли, с

интересным человеком, Фатымой Хамидовной Мустафиной, с которой мне посчастливилось жить бок о бок почти 40 лет. Для меня она была образцом подражания во всем: в отношении к делу, которому мы служили, в дружбе, в сложных житейских ситуациях. Меня всегда восхищало отношение к ней однополчан ее погибшего в годы Великой Отечественной войны брата, летчика Анвара Мустафина. И теперь, когда не стало Фатымы Хамидовны, с бесконечным уважением и радостью я продолжаю традицию встреч с однополчанами ее брата в Гомеле и вижу, с какой любовью чтут память о «великой женщине Фатыме Мустафиной» председатель совета ветеранов Н.С. Муратов, Герой Советского Союза М. Камельчик, М.Д. Васильева (Житнева), М.М. Иванова и другие ветераны Гвардейского штурмового авиаполка (ГШАП)».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.