Научная статья на тему 'Воспоминания об учителе (к 120-летию со дня рождения академика АМН СССР Д. Д. Яблокова)'

Воспоминания об учителе (к 120-летию со дня рождения академика АМН СССР Д. Д. Яблокова) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
183
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бюллетень сибирской медицины
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
Д.Д. ЯБЛОКОВ / ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ / ВНУТРЕННИЕ БОЛЕЗНИ / D.D. YABLOKOV / HISTORY OF MEDICINE / INTERNAL MEDICINE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Карпов Ростислав Сергеевич

В статье представлен анализ творческого наследия выдающегося врача, педагога, ученого, академика АМН СССР Д.Д. Яблокова в связи со 120-летием со дня рождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Memories of the teacher (on the 120th anniversary of the birth of Academician of the USSR Academy of medical sciences D.D. Yablokov)

The article presents the analysis of the creative heritage of the outstanding physician, teacher, scientist, Academician of the USSR Academy of Medical Sciences D.D. Yablokov in connection with the 120th anniversary of his birth.

Текст научной работы на тему «Воспоминания об учителе (к 120-летию со дня рождения академика АМН СССР Д. Д. Яблокова)»

т

ЗНАЧИМЫЕ СОБЫТИЯ И РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ МЕДИЦИНСКОЙ НАУКИ

УДК 616.1/.4(091)(092)

Б01 10.20538/1682-0363-2016-5-188-192

Для цитирования: Карпов Р.С. Воспоминания об учителе (к 120-летию со дня рождения академика АМН СССР Д.Д. Яблокова) Бюллетень сибирской медицины. 2016; 15 (5): 188-192

Воспоминания об учителе (к 120-летию со дня рождения академика АМН СССР Д.Д. Яблокова)

Карпов Р.С.

1 Научно-исследовательский институт кардиологии, Томский национальный исследовательский медицинский центр (ТНИМЦ) Российской академии наук (РАН)

Россия, г. Томск, 634012, ул. Киевская, 111а

2 Сибирский государственный медицинский университет Россия, 634050, г. Томск, Московский тракт, 2

РЕЗЮМЕ

В статье представлен анализ творческого наследия выдающегося врача, педагога, ученого, академика АМН СССР Д.Д. Яблокова в связи со 120-летием со дня рождения.

Ключевые слова: Д.Д. Яблоков, история медицины, внутренние болезни.

* Карпов Ростислав Сергеевич, e-mail: karpov@cardio-tomsk.ru

Выдающемуся российскому врачу, педагогу и ученому, академику Академии медицинских наук СССР Дмитрию Дмитриевичу Яблокову 13 ноября 2016 г. исполнилось бы 120 лет. Мне выпала честь более 30 лет быть рядом с этим замечательным человеком, с гордостью считать себя одним из его ближайших учеников.

Редакция журнала «Бюллетень сибирской медицины» обратилась ко мне с просьбой написать статью о Дмитрии Дмитриевиче Яблокове. С благодарностью принимая это предложение, позволю себе начать его словами, обращенными к молодому поколению врачей: «Выпускники должны знать своих великих соотечественников, внесших огромный вклад в мировую сокровищницу медицинских знаний. Это, несомненно, будет способствовать еще большему воспитанию в них чувства веры, любви и уважения к нашей отечественной медицинской науке. Это будет также могучим стимулом к их культурному росту и к оформлению высокого морального облика врача-патриота, гуманиста, общественника, образ которого не только ярко рисовался в лекциях и трудах великих представителей русской науки, но и реально воплотился в их личности, деятельности и жизни». Дмитрий Дмитриевич перечисляет великие

188

Bulletin of Siberian Medicine. 2016; 15 (5): 188-192

имена С.П. Боткина, Н.И. Пирогова, И.П. Павлова и других, мы же с полным основанием можем дополнить этот список Д.Д. Яблоковым.

Д.Д. Яблоков родился 13 ноября 1896 г. в Уфе в семье учителей. В 1916 г. он окончил Уфимскую духовную семинарию и поступил на физико-математический факультет Пермского отделения Петроградского императорского университета. В 1918 г. был мобилизован в Белую армию, где служил лекарским помощником. В 1919 г. перешел на сторону революции, работал в г. Новосибирске в так называемом Коммунистическом госпитале, где больных тифом было больше, чем раненых, заболел сам. В 1920 г. по приказу Наркомздра-ва, как и другие студенты-медики, был откомандирован в Томский университет для продолжения образования. Здесь Дмитрий Дмитриевич услышал блестящие лекции выдающегося клинициста М.Г. Курлова. В последующем он вспоминал, что «каждая лекция была новым творением высококвалифицированного «художника»-клинициста. Она расширяла наш кругозор, рождала новые мысли, стремления к дальнейшему изучению медицины и любовь к научно-исследовательской работе». После окончания медицинского факультета Д.Д. Яблоков собирался работать на сельском врачебном участке, посвятить себя земской медицине, но П.А. Ломовицкий убедил его остаться в клинике. И с тех пор практически вся 70-летняя трудовая жизнь врача, педагога, ученого была связана с кафедрой факультетской терапевтической клиники, где он прошел путь от сверхштатного ординатора до профессора, заведующего кафедрой.

Круг научных интересов Дмитрия Дмитриевича был очень широк: гематология, пульмонология (туберкулез, пневмокониозы, неспецифические заболевания легких, бронхиальная астма), краевая патология (описторхоз, эхинококкоз), лекарственные растения Сибири, военная травма легких и плевры, история медицины. Его перу принадлежит 250 печатных работ, 17 монографий. Все монографии Дмитрия Дмитриевича - фундаментальные работы, основанные на многолетних клинических наблюдениях автора. За монографию «Бронхолегочные кровотечения и кровохарканья в клинике туберкулеза и внутренних болезней» в 1971 г. Президиум АМН СССР присудил ему премию и медаль имени С.П. Боткина.

С первых дней Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. центр сибирской медицины - Томск -превратился в город-госпиталь. Д.Д. Яблоков был назначен главным терапевтом эвакогоспиталей Томска. «Многие медики ушли на фронт, - вспоминал он. - Те, что остались, трудились с огром-

ным напряжением. Откуда брались силы - не знаю... Почти половину тяжелораненых удалось возвратить в строй, свыше 99 процентов - вылечить». Большое государственное значение имели разработка, изучение и внедрение в клиническую практику новых лекарственных препаратов из флоры Сибири. За цикл этих работ в 1947 г. томские ученые Н.В. Вершинин, В.В. Ревердатто и Д.Д. Яблоков были удостоены Государственной премии СССР (в то время это была Сталинская премия П степени).

Авторитет Дмитрия Дмитриевича на кафедре и в клинике был абсолютным. Он никогда не повышал голоса, не любил делать замечания. Вместе с тем его поручения всегда выполнялись оперативно. Дмитрий Дмитриевич не занимался опекой своих учеников. Нас воспитывал сам образ замечательного врача-труженика, который знал практически всех пациентов клиники, ежедневно консультировал больных и два раза в неделю делал обход женского и мужского отделений, при этом всегда старался поддержать авторитет лечащего доктора, никогда не высказывал замечания в присутствии больного. Если возникали вопросы, они обсуждались уже в кабинете. Дмитрий Дмитриевич очень деликатно представлял свое видение диагноза и лечения пациента. Часто рекомендовал литературу по обсуждаемой проблеме, нередко из своей личной библиотеки. Особенно запоминающимися были клинические разборы диагностически сложных пациентов или больных с относительно редкими заболеваниями. Вспоминаются, в частности, пациенты с диагнозами: «саркаидоз», «лимфогрануломатоз», «узелковый полиартериит», «констриктивный перикардит» и др. К разборам он тщательно готовился. Компьютерной техники не было, поэтому он заказывал таблицы, схемы терапии и другие иллюстрации. Работу художников, так же как и тиражирование статей, методических пособий, оплачивал сам.

При осмотре пациента Дмитрий Дмитриевич всегда проводил подробные физикальные обследования (осмотр, пальпация, аускультация), любил подчеркивать приоритеты российских ученых, особенно часто ссылался на работы своего учителя М.Г. Курлова. Несмотря на возраст и проблемы со здоровьем, он очень щадяще осматривал тяжелых больных, нередко опускался перед ними на колени, пальпируя, например, селезенку. Придавал большое значение этической составляющей осмотра, особенно, когда это касалось обследования пациенток.

Консультации профессора оказывали большое психологическое воздействие, и мы нередко были

свидетелями значительного улучшения состояния больных после его консультаций. Помню, один из молодых коллег с некоторой обидой удивлялся: «Я назначил самое современное лечение, Дмитрий Дмитриевич лишь добавил малозначимую микстуру Бехтерева, после чего наступило существенное улучшение».

К глубокому сожалению, в век высоких технологий, высочайших достижений лекарственной терапии, мы стали слишком мало уделять внимания этой важнейшей составляющей лечения -психологическому воздействию врача на пациента. Эта проблема постоянно волновала Дмитрия Дмитриевича. В одной из своих статей он писал: «В нашу эпоху в клинику все больше и больше вливаются небывалые достижения техники ..., врач, увлекаясь инструментальной информацией, может недооценить, потерять личность больного с его богатым миром переживаний, эмоций, частых неповторимых индивидуальных оттенков. Поэтому со студенческой скамьи врач должен всегда помнить завет основоположников отечественной медицины: ближе к постели больного. И хорошо понимая инструментальные методы, чутко относиться к больному. То есть нужно сочетание старого и нового - гипократизма и техницизма».

Именно поэтому наши учителя всегда обращали внимание на необходимость широкого образования, высокой общей культуры медицинских работников. «Истинно хороший врач - человек высокой культуры и духовности», - часто повторял в своих встречах со студентами Дмитрий Дмитриевич. По его мнению, врач «... должен также расширять свой кругозор, черпая ценные данные из художественной литературы, прекрасной музыки и живописи. Это позволит ему лучше и глубже понимать психологию людей, их сложные переживания и, благодаря этому, усилить свое благотворное влияние на больных. Высокий культурный уровень врача, как правило, сочетается с чистотой его нравственного облика».

Сам Д.Д. Яблоков был высокообразованным человеком, владел греческим, французским и немецким языками, свободно ориентировался в философских трудах И. Канта, увлекался трудами философа-идеалиста В.Л. Соловьева, хорошо знал древнегреческую мифологию, классическую русскую и европейскую литературу. Особенно любил А. Пушкина, Л. Толстого, Г. Гейне, восхищался полотнами великих мастеров живописи (И. Репина, И. Левитана, В. Поленова, А. Саврасова и др.). Любил классическую музыку (П. Чайковского, Л. Бетховена, В. Моцарта), романсы; сам обладал приятным баритоном.

Наш учитель придавал большое значение взаимоотношениям врача и больного. Его основной принцип: «Пациент всегда прав». Помню один случай. Мне пришлось курировать психологически очень сложную пациентку, по профессии -учителя средней школы. Она была недовольна практически всем. Посещение палаты, где она лечилась, было всегда испытанием. Мне пришлось обратиться к Дмитрию Дмитриевичу с надеждой на участие. Однако профессор сказал приблизительно следующее: «Настоящий врач в подобной ситуации просто обязан быть сильнее пациента, а Вы, Ростислав Сергеевич, хороший врач». И мне стало как-то стыдно, ведь я оторвал учителя от работы над очередной рукописью. Это был урок на всю последующую практику и врача, и педагога.

Дмитрий Дмитриевич был очень настойчив в доказательстве правильности диагноза. Вспоминается пациент с большой эозинофилией - рабочий одного из томских заводов, увлекавшийся рыбалкой. Диагноз описторхоза никак не подтверждался лабораторными исследованиями, что существенно осложняло дифференциальный диагноз. Дмитрий Дмитриевич на очередном осмотре вновь и вновь рекомендовал повторные дуоденальные зондирования и исследования кала. И в конце концов диагноз описторхоза был подтвержден, проведена успешная дегельминтизация.

Сложных и тяжелых пациентов Дмитрий Дмитриевич активно осматривал многократно, нередко приходил в вечернее время, в выходные и праздничные дни, интересовался их состоянием и после выписки из клиники при необходимости рекомендовал повторно госпитализировать. Обычно же ставилась задача - достигнуть успеха лечения в клинике, особенно, если пациент был из сельской местности, поскольку сроки пребывания больного в стационаре не были столь определяющими, как сейчас. Это касалось и пациентов с редкой патологией, важных для обучения студентов. Клиника в те времена полностью служила преподаванию, и решающее слово было всегда за заведующим кафедрой.

Дмитрий Дмитриевич постоянно обращал внимание на то, что в терапевтической клинике пациенты редко болеют одной болезнью, поэтому важно выявить и соответственно лечить пациента комплексно, при этом уметь выделить главное на каждом этапе лечения, чтобы избежать по-липрагмазии. Строгих стандартов лечения тогда не было, и главным всегда был пациент со всем многообразием патологии. Дмитрий Дмитриевич

190

ВиНеАп о! Б1Ьег!ап Мелете. 2016; 15 (5): 188-192

любил повторять слова великого М.Я. Мудрова: «Лечить надо не болезнь, а больного».

Совершенно очевидно, что сейчас много изменилось в нашей профессии. Колоссальный технологический прогресс отмечается во всех сферах деятельности врача. Крайне дорогостоящие технологии диагностики и лечения пациентов. Мы не можем, естественно, уходить в сторону от экономики здравоохранения. Стандарты диагностики и лечения в современных условиях необходимы, но врач не должен быть полностью связан ими, он обязан быть профессионалом и оставаться достаточно свободным в своем индивидуальном подходе (обоснованном, конечно) к лечению конкретного пациента.

Дмитрий Дмитриевич многие годы руководил работой клинико-анатомических конференций. Проходили они очень интересно, привлекали не только врачебную, но и многочисленную студенческую аудиторию. Каждая клинико-анатомиче-ская параллель активно обсуждалась, нередко высказывались противоположные мнения. В основном не совпадали мнения клиницистов и патологоанатомов, к примеру, профессоров Б.М. Шер-шевского и И.В. Торопцева. Мы имели возможность слушать выступления таких известных клиницистов, как Д.Д. Яблоков, А.А. Ковалевский, Б.М. Шершевский, А.Г. Савиных, Б.А. Альбиц-кий, С.П. Ходкевич, Н.В. Беляев и многие др. В качестве прозекторов в дискуссии участвовали доценты Д.А. Грацианов, О.М. Ордина, Г.В. Борисова и др. Клиницисты нередко пытались обосновать свои ошибки. Дмитрий Дмитриевич же всегда предлагал внимательно обсудить все возможности правильного диагноза, что должно помочь избежать диагностических ошибок в последующем. Анализ расхождений диагнозов он проводил очень деликатно. Вспоминается история болезни больной системной красной волчанкой в сочетании с туберкулезом легких. Пациентке был назначен стрептомицин, что нежелательно при данной патологии. Очень резко выступил Н.В. Беляев, сказав, что в Болгарии, например, такое лечение закончилось бы судебным разбирательством. Дмитрий Дмитриевич успокоил аудиторию, привел литературные данные, свидетельствующие о том, что стрептомицин при системной красной волчанке действительно не следует назначать, но при сочетании с туберкулезом легких это вполне допустимо.

Д.Д. Яблоков был исключительно талантливым педагогом, блестящим лектором. На конкурсе лекторов среди профессоров всех вузов г. Томска его признали лучшим лектором. Многие

годы он читал полный курс лекций по факультетской терапии. Его лекции нередко заканчивались аплодисментами, их сравнивали с музыкой. Говорили, что профессор Д.Д. Яблоков преподавал не только медицину, но и саму любовь к ней. Лекции всегда сопровождались демонстрацией пациента; историю болезни, как правило, представлял студент-куратор. Крайне интересно проводились практические занятия, клинические разборы больных. Особенно запоминающимися были заключительные занятия по курации больных. Профессор предварительно знакомился с историями болезни всех студентов-кураторов, которые защищали их в присутствии всей группы и преподавателя. Группа нередко разделялась на кардиологов, эндокринологов, пульмонологов и т.д., что придавало особую живость занятию. Это был одновременно урок и для преподавателя, так как Дмитрий Дмитриевич обязательно вносил определенные коррективы в диагноз, терминологию, особое внимание обращал на грамматические неточности. В связи с этим преподаватели просто вынуждены были очень тщательно готовиться к данному занятию. Истории болезни в целом придавалось большое значение на уровне дипломного проекта, к ней обязательно возвращались на курсовом экзамене по терапии.

Дмитрий Дмитриевич уделял большое значение повышению уровня медицинских знаний населения, был активным членом областного общества «Знание», выступал с лекциями и публиковал статьи в газетах «Красное Знамя», «За медицинские кадры». В течение многих лет он был председателем Томского областного общества терапевтов и фтизиатров, членом Международной ассоциации терапевтов, почетным членом правления Всесоюзного общества фтизиатров, действительным членом Международного противотуберкулезного Союза, членом Ученого медицинского совета МЗ РСФСР и СССР, депутатом Верховного Совета СССР (двух созывов) и Томского городского Совета депутатов трудящихся.

Д.Д. Яблоков относится к той категории крупных деятелей медицины, которые получили признание общества и государства при жизни. Академик АМН СССР, заслуженный деятель науки Российской Федерации, лауреат Государственной премии, почетный гражданин г. Томска, Герой Социалистического Труда. И вместе с тем, когда его спрашивали, каким званием он больше всего дорожит, Дмитрий Дмитриевич неизменно отвечал: «Званием врача, в нем смысл моей жизни».

ЛИТЕРАТУРА

1. Карпов Р.С. Актовая речь на Чтениях, посвященных 100-летию со дня рождения Д.Д. Яблокова. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1996: 21 .

2. Карпов Р.С. Профессор медицины на рубеже двух столетий. Преемственность поколений // Сибирский медицинский журнал (Томск). 2001; 1: 4-7.

3. Карпов Р.С. К 110-летию со дня рождения академика РАМН Д.Д. Яблокова (1896-1993) // Бюллетень сибирской медицины. 2006; 7: 8-13.

4. Карпов Р.С. Пятьдесят лет в медицине. Томск: Изд-во «БТТ», 2007: 60.

5. Истоки сибирской терапевтической школы. Томск: Изд-во «Иван Федоров», 2010: 138.

Поступила в редакцию 25.11.2016 Утверждена к печати 01.12.2016

Карпов Ростислав Сергеевич, д-р мед. наук, профессор, академик РАН, руководитель научного направления ТНИМЦ РАН; научный руководитель НИИ кардиологии ТНИМЦ РАН; зав. кафедрой факультетской терапии, СибГМУ, г. Томск.

(*) Карпов Ростислав Сергеевич, e-mail: karpov@cardio-tomsk.ru

УДК 616.1/.4(091)(092)

DOI 10.20538/1682-0363-2016-5-188-192

For citation: Karpov R.S. Memories of the teacher (on the 120th anniversary of the birth of Лcademician of the USSR Academy of medical sciences D.D. Yablokov). Bulletin of Siberian Medicine. 2016; 15 (5): 184-187

Memories of the teacher (on the 120th anniversary of the birth of Academician of the USSR Academy of medical sciences D.D. Yablokov) Karpov R.S.

1 Cardiology Research Institute, Tomsk National Research Medical Center (TNRMC), Russian Academy of Sciences (RAS) 111а, Kievskaya, Tomsk, 634012, Russian Federation

2 Siberian State Medical University

2, Moscow Trakt, Tomsk, 634050, Russian Federation

The article presents the analysis of the creative heritage of the outstanding physician, teacher, scientist, Academician of the USSR Academy of Medical Sciences D.D. Yablokov in connection with the 120th anniversary of his birth.

Key words: D.D. Yablokov, history of medicine, internal medicine.

REFERENCES

1. Karpov R.S. Aktovaya rech na chteniyah, posvyashchen-nuh 100-letiu so dnu rogdeniu D.D. Yablokov [Act speech on Reading sanctified to the 100year from the day of birth of D.D. Yablokov]. Tomsk: Izd-vo Tom. un-ta Publ., 1996: 21 (in Russian).

2. Karpov R.S. Professor medicine na rubege dvuh stoletiy [Professor of medicine at the turn of two centuries. The continuity of generations] // Sibirskyu Meditsinsky Jurnal -Siberian Medical Journal. 2001; 1: 4-7 (in Russian).

3. Karpov R.S. K 110-letiu so dnu rogdeniu Academica RAMN D.D. Yablokov (1896-1993) [To the 110 anniversary from the birthday of Academician Dmitry Yablokov (1896-1993)] // Byulleten' sibirskoy med-itsiny - Bulletin of Siberian Medicine. 2006; 7: 8-13 (in Russian).

4. Karpov R.S. Putdesut let v medicine [Fifty years in medicine]. Tomsk: Izd-vo STT Publ., 2007: 60 (in Russian).

5. Istoki sibirskoy terapevticeskoy schkolu [The origins of the Siberian therapeutic school]. Tomsk: Izd-vo «Ivan Fedorov» Publ., 2010: 138 (in Russian).

Received November 25.2016 Accepted December 01.2016

Karpov Rostislav S., MD, Professor, Academician of RAS, Head of Research Area, TNRMC; Scientific Adviser of Cardiology Research Institute, TNRMC; Head of the Department Faculty Therapy, Siberian State Medical University, Tomsk, Russian Federation.

(*) Karpov Rostislav S., e-mail: karpov@cardio-tomsk.ru

192

Bulletin of Siberian Medicine. 2016; 15 (5): 188-192

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.