DOI: 10.24411/2076-8176-2019-12003
Воспоминания о Ж.А. Медведеве
Виктор А. Драгавцев
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Агрофизический научно-исследовательский институт», Санкт-Петербург, Россия;
office@agrophys.ru
Воспоминания посвящены обстоятельствам заочного в 1961 г. и очного в 1990 г. знакомства В.А. Драгавцева с Ж.А. Медведевым и их переписки после 1990 г.
Ключевые слова: Ж.А. Медведев, генетика, лысенкоизм, философия биологии.
В 1961 г. в журнале «Успехи современной биологии» № 6, 1961 г. была опубликована моя статья «Философские вопросы учения о формообразовании и теории наследственной информации». В конце 1963 г. года до Алма-Аты, где я тогда работал в Главном ботаническом саду АН КазССР, добралась «самиздатовская» книга Ж.А. Медведева «Биологическая наука и культ личности». На её страницах я с ужасом увидел, что Ж.А. Медведев зачислил меня в лысенковцы за вывод моей статьи в «Успехах...» — «Наследственная информация гомозигот — равна нулю». Я тут же написал ему следующее письмо:
Уважаемый Жорес Александрович!
Хочу попытаться объяснить Вам, что Вы напрасно «ославили» меня на всю страну, приведя в Вашей замечательной книге цитату из моей статьи в качестве примера «дезинформации, шельмования и бездарной ругани в адрес классической генетики» (с. 183). Будучи учеником проф. А.И. Фёдорова (коллеги Б.Л. Астаурова) и проф. Л.П. Бреславец (ин-т биофизики, Москва), я, естественно, всегда стоял и стою на позициях классической генетики, в чем Вы могли бы убедиться, ознакомившись с авторефератом моей кандидатской диссертации (которую почти два года мытарили в ВАКе) и с моей статьёй в Вестнике АН КазССР (№ 10, 1963), которую несколько раз изымали из портфеля редакции как «вейсманистскую».
В статье (Успехи совр. биологии № 6, 1961) нет и намёка на «шельмование» генетики, там лишь делается попытка уточнить рамки применения понятия «наследственная информация», которое широко и часто неправомерно используется биологами. Выражение «наследственная информация равна нулю» говорит лишь о том, что вероятность получить в потомстве сосны сосну равна единице. Вспомните, что количество информации в случае вероятности равной единице — равно нулю (Н. Винер). Если Вы пользуетесь термином «наследственная информация» в общежитейском смысле (передача сообщений), тогда мой вывод может показаться Вам более чем странным. Однако я — за точность понятий. Житейское понятие «информация» и научное математическое — две разные вещи. Откройте книгу У.Р. Эшби «Введение в кибернетику», 1959, и прочтите с. 215-216. Не правда ли, то же самое, о чем я пишу? Посмотрите работу Г. Кэксера в сб. «Моделирование в биологии», 1963, с. 42-64. Опять полная аналогия.
100
ИСТОРИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. 2019. Том 11. № 2
Посмотрите работу И.И. Шмальгаузена (Проблемы кибернетики, 1960, № 4). Иван Иванович прямо пишет: «Наследственная информация гомозигот равна нулю».
При абсолютной жёсткости молекул ДНК наследование есть динамический процесс, совершенно однотипный в поколениях. Аналогом его может служить синусоида. Такие функции не несут никакой информации до тех пор, пока не будут модулированы. Поймите, что именно постоянство хромосомного аппарата в ряду поколений неизбежно приводит к выводу: наследственная информация равна нулю.
То, что сейчас подразумевают под этим термином многие биологи (и Вы в том числе), не является информацией, это лишь стабильная последовательность определённым образом расположенных молекул. Поскольку эта последовательность одинакова в ряду поколений, она не может нести «наследственной» информации.
Это строгий подход к делу, хотя он не вполне гармонирует с нашей интуицией. Буду рад, если Вы теперь уяснили мои позиции и воздержитесь от дальнейшей негативной оценки моих работ в официальном издании Вашей отличной книги, которое, будем надеяться, не за горами.
С глубоким уважением! Ваш В.А. Драгавцев. 1 ноября 1964 г. Алма-Ата.
Вскоре я получил ответ от Жореса Александровича:
Уважаемый В.А. Драгавцев! Прошу извинить меня за неверно понятую мною Вашу статью. Я согласен с Вашим выводом и обещаю Вам убрать Ваше имя из ряда лысенкоидов из всех экземпляров моей книги, адреса которых мне известны. К сожалению, я не смогу этого сделать со всеми другими экземплярами, которые размножаются в «самиздате» с огромной скоростью, и я не могу этот процесс контролировать... Ваш Ж. Медведев.
Моё личное знакомство с Жоресом Александровичем произошло во Всесоюзном институте растениеводства (ВИР) в 1990 г., через два месяца после моего избрания на должность директора ВИРа в апреле 1990 г. Был учёный совет ВИРа с обсуждением планов долгосрочной работы. Я предложил своё видение задач и попросил членов совета выступать с любой самой жёсткой критикой для того, чтобы выработать единое обоснованное коллегиальное мнение. Тут кто-то поднял руку (из задних рядов) и попросил меня назвать имена моих учителей. Я ответил: «Проф. А.И. Фёдоров, коллега Б.Л. Астаурова, проф. Н.Л. Удольская, проф. Л.П. Бреславец». Этот человек сказал: «Спасибо, я удовлетворён.» После учёного совета мой сотрудник проф. Г.В. Удовенко подвёл ко мне этого человека и сказал: «Это Жорес Александрович Медведев». Я был очень рад, пригласил Медведева, Г.В. Удовенко и ещё трёх коллег в кабинет, и мы хорошо и долго посидели за «рюмкой чая». Я напомнил Жоресу Александровичу о нашей переписке, он сказал, что честно убрал моё имя из доступных ему экземпляров «самиздата» и что в официальном издании он всё исправит. Так и произошло. В книге «Взлёт и падение Т.Д. Лысенко» моего имени в перечне «лысенкоидов» уже не было.
После этой встречи мы стали переписываться. Жорес Александрович написал мне, что хотел бы построить недалеко от г. Твери на реке Тверце хороший собственный дом, чтобы приезжать в Россию из Лондона и жить лето на лоне природы и просил меня порекомендовать место для строительства. Я знал окрестности Твери и порекомендовал ему место недалеко от большого посёлка (с электричеством, поликлиникой, асфальтированной дорогой и чистой неиспорченной природой). Он нанял строителей, и они стали строить дом. Однако на зиму Жорес Александрович уехал в Лондон, строители (без контроля) ушли со стройки, и наполовину возведённый дом был за зиму растащен местным населением...
Больше Ж.А. подобных инициатив не проявлял.
Когда он начал писать свои замечательные «Воспоминания. », он прислал мне первую главу и попросил моей оценки. Я дал восторженную оценку и попросил его разрешения распространять его главы среди надёжных друзей и коллег. Он ответил: «Пожалуйста, распространяйте, только попросите Ваших друзей воздержаться от печатания глав, поскольку я буду издавать книгу целиком».
Вот сейчас его уже нет с нами. Я не знаю, будут ли родственники издавать эти «Воспоминания». Но они представляют огромную историческую ценность.
Remembering Zh.A. Medvedev
victor A. Dsagavtsev
Federal public budgetary scientific institution "Agrophysical research institute", St. Petersburg, Russia; office@agrophys.ru
V.A. Dragavtsev remembers the circumstances of his first written contact with Zhores Medvedev in 1961 and their later encounter in 1990, followed by their correspondence after 1990.
Keywords: Zh.A. Medvedev, genetics, lysenkoism, philosophy of biology.