сурс]. — Режим доступа: http:// likhachev.lfond. spb. ru/Lesson/ilushina.doc
6. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. — М.: Арена, 1996. — 222 с.
7. Масленников А.С. Оценка качества подготовки обучающихся при государственной аккредитации образовательных программ ВПО. Проблемы качества высшего образования // XXII Всероссийская научно-методическая конференция, Москва—Нижний Новгород, 21-28 мая 2012 г. — М., 2012.
8. Матушкин Н.Н., Пахомов С.И., Столбова И.Д. Формирование компетенций выпускника вуза на основе процессного подхода // Университетское управление: практика и анализ. — 2011. — С. 58-62.
9. Рыкова Е.В. Индивидуальные творческие задания как средство формирования специалиста // Успе-
хи современного естествознания. — 2005. — № 1. — С. 108-110.
10. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. Ноу-хау в образовании. — М.: Высш. образование, ЮрайтИздат, 2009. — 358 с.
11. Темняткина О.В. Методика разработки фонда оценочных средств основной профессиональной образовательной программы на основе ФГОС: метод. рекомендации. — Екатеринбург, 2011. — 114 с.
12. Anderson L.W. & Krathwohl D.R. A taxonomy for learning, teaching, and assessing. — New York: Longman, 2001.
13. Bloom B.S. Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals: Handbook I, cognitive domain. — New York: Longman, 1956.
14. Benjamin S. Bloom. Taxonomy of educational objectives. Published by Allyn and Bacon. — Boston, 1984.
УДК 378 Т.В. Ягупова
А.Н. Скороходов, доктор техн. наук
Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина
ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПОТЕНЦИАЛ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ВУЗА
Образовательное учреждение высшего профессионального образования кроме образовательной деятельности по подготовке компетентного специалиста, способного решать производственные задачи любой степени сложности, проводит воспитательную работу, которая направлена на развитие личностно значимых качеств выпускника, его мировоззрения, культуры, привычек и норм поведения. Проникновение информационных образовательных ресурсов в воспитательное пространство вуза происходит не только через учебно-методические порталы, сетевые курсы, но и через библиотечные ресурсы современного вуза.
Библиотека является неотъемлемой частью воспитательного пространства вуза и, следовательно, оказывает существенное воспитательное влияние на уровень профессиональной подготовки выпускников, т. е. обладает определенным воспитательным потенциалом.
Воспитательные возможности информационных образовательных ресурсов вуза необходимы для подготовки выпуска, обеспечения его учебной и иной информацией, оказывающие влияние на формирование личностных качеств различных категорий читателей, их профессиональных компетенций.
В последние годы с появлением компьютерных технологий и Интернета, произошла революция в информационной сфере. Информация перешла в цифровую форму, что изменило способы
ее создания, хранения, систематизации, передачи. Появилась возможность организовывать обсуждение прочитанного, общаться с авторами книг, формировать тематические подборки, обмениваться книгами безвозмездно.
Становится очевидным, что традиционная библиотека, как социальный институт, утрачивает свое назначение, уступая дорогу цифровым технологиям. В ближайшей перспективе электронные информационные ресурсы составят серьезную конкуренцию печатным изданиям. Заставить студентов принудительно читать печатные источники, при этом принижая возможности компьютерных технологий, в век глобальной информатизации практически невозможно. В данной ситуации следует рационально использовать библиотечные ресурсы вуза, их потенциальные возможности для подготовки выпускников различных специальностей [1—6].
Библиотечные ресурсы, как и продукты библиотечной деятельности, могут иметь материальное выражение (финансы, материально-техническая база, библиотечные фонды) и нематериальное (информационные ресурсы, технологии, уровень профессиональной компетентности сотрудников библиотеки).
Более подробно следует остановиться на функциональной составляющей библиотечных ресурсов вуза, поскольку именно эти показатели характеризуют воспитательные возможности библиотеки. Библиотека является одним из ведущих структур- 33
Теория и методика профессионального образования
ных подразделений вуза, обеспечивающих литературой и информацией учебно-воспитательный процесс и научные исследования, а также центром распространения знаний, духовного и интеллектуального общения, культуры.
Воспитательный потенциал библиотечного ресурса вуза определяется социальными функциями библиотеки. Исходя из общественного назначения библиотеки как социального института ее сущностными функциями являются коммуникационная, кумулятивная и мемориальная:
♦ кумулятивная функция заключается в собирании и хранении документов и информации о них;
♦ коммуникационная функция обеспечивает доступ к документам и оперативное их получение всеми заинтересованными пользователями;
♦ мемориальная функция. Ее суть заключается в сохранении совокупности собранных документов с целью их передачи последующим поколениям. Основная трудность в выполнении данной функции связана с природными и социальными потрясениями: наводнениями, пожарами, землетрясениями, революциями, войнами, в результате которых уничтожается ряд документов, что иногда ведет даже к разрыву преемственности между эпохами и поколениями [7].
Библиотеку называют учреждением культуры и среди основных ее производных функций выделяют: функцию содействия образованию и воспитанию, информационного обеспечения научно-производственной деятельности, культурно-просветительную, досуговую, идеологическую и др.
В 1990 году информационная функция была признана В.В. Скворцовым одной-единственной сущностной для библиотеки, поскольку «сущность субстанции, с которой оперирует библиотека, составляет не документ, не публикация, а информация» [5].
Существует и более широкое понимание, когда все процессы, связанные с движением информации в библиотеке, представляют как единую информационную функцию [1].
По мнению О.А. Михайленко, информационное обеспечение подготовки кадров возможно в полной мере при наличии учебно-методического портала современного вуза, как высокотехнологичной дидактической среды [4].
Портал предоставляет удобный и простой доступ к материалам учебных дисциплин, рейтинговой системе, а также дает возможность более эффективно взаимодействовать студентам и преподавателям, используя самые современные информационные технологии [8, 9].
Существование такого портала усиливает воспитательные возможности библиотечных ресурсов,
поскольку вузовская библиотека через локальную сеть связана с учебно-методическим порталом. Методика применения ЭУМК обеспечивает большой объем самостоятельного добывания знаний [8]. Самостоятельная работа студентов на портале, умение ориентироваться в данной среде, обеспечивает не только дидактическую составляющую, но и способствует развитию таких личностных качеств, как целеустремленность, дисциплинированность, ответственность, трудолюбие и т. д., и применение в учебном процессе ресурсов сетевых курсов [4, 6, 8—12] доказывает это.
Воспитательная функция реализуется за счет формирования фонда необходимых документов и предоставления их в распоряжение учащихся и преподавателей, путем проведения различных массовых мероприятий, направленных на достижение учебно-воспитательных целей.
Кроме того, огромное значение для развития воспитательного потенциала библиотеки имеют трудовые ресурсы. От их профессионализма, коммуникативных способностей зависит желание потенциального клиента «подружиться» с библиотекой на весь период совместной работы. Они вводят студентов в увлекательный мир книги, проводят библиотечно-библиографические занятия по информационной структуре библиотеки, в ходе которых у студентов формируются навыки работы с каталогами, умения правильно оформлять списки литературы.
Н.М. Жукова отмечает, чтобы сформировать у будущих специалистов социально ценностные и профессионально значимые привычки поведения и деятельности, необходимо постоянно включать студентов в активную совместную работу [3]. В ходе летней производственной практики на базе библиотеки студенты вносят записи в электронный каталог, осваивают технологии комплектования и заимствования и т. д.
К формам совместной воспитательной деятельности библиотеки и подразделений вуза можно отнести: тематические выставки, книжные выставки-ярмарки, творческие вечера, «круглый стол», поэтические гостиные, содействие студентам в курсовом и дипломном проектировании, встречи с известными вузовскими учеными, коллективные творческие дела, работа с ветеранами, участие в студенческих научных конференциях и др.
Во всех обозначенных функциях библиотеки вуза, так или иначе, присутствует воспитательный аспект. Каждая из них направлена на достижение глобальной цели воспитания — формирования гармонически развитой личности, обладающей высоким уровнем базовой культуры, чувством патриотизма, активной гражданской позицией.
Механизм библиотечных ресурсов согласованно работает и опирается на законы воспита-
ния: студенты должны знать, какими ресурсами располагает вуз, желать использовать эти ресурсы как в учебной, так в во внеучебной деятельности, быть задействованы в работе библиотеки ее сотрудниками, преподавателями, фондами.
Кроме того, образовательное учреждение ВПО готовит специалистов высокой квалификации, обладающих социально и профессионально значимыми качествами, необходимыми для производственной деятельности, общественной жизни, карьерного роста и т. д., таким образом, через библиотечное воспитательное пространство реализуются цели воспитания по уровням профессионального образования.
В сложившейся ситуации важно учитывать воспитательные возможности информационных образовательных ресурсов вуза, научных школ [10], кафедр для вовлечения всех категорий читателей в деятельность библиотеки, меняя традиционные подходы и психологические установки, мышление пользователей к организации библиотечной деятельности, внедряя ИКТ в процесс воспитания будущих профессионалов.
Список литературы
1. Библиотековедение, библиографоведение и информатика: терминологический путеводитель. — Вып. № 61 / Сост. И.Ю. Акифьева [и др.]. — М.: Либерея-Бибинформ, 2007. — 104 с.
2. Большая советская энциклопедия. — Т. 34. — М.: Большая советская энциклопедия. — М., 1955. — 652 с.
3. Жукова Н.М. Методика воспитательной работы: учеб. пособие. — Ч. 1. — М.: МГАУ , 2005.
4. Михайленко О.А. Сетевой электронный учебно-методический комплекс «Электронные образовательные
ресурсы» / Московский государственный агроинженер-ный университет имени В.П. Горячкина. — ОФЭРНиО № 00492977.00013-01 99 01.
5. Карташов Н.С. Региональное библиотековедение: научно-практическое пособие. — М.: Либерея, 2004. — 224 с.
6. Косырева И.И., Косырев В.П. Сетевой электронный учебно-методический курс «Педагогическая преддипломная практика» / Московский государственный аг-роинженерный университет имени В.П. Горячкина. — ОФЭРНиО № 17636.
7. Самохина М.М. Библиотека как социальный институт и ее функции. Библиотека и общество в России 90-х годов ХХ века: материалы семинара / Моск. библ. ассоциация, Рос. гос. б-ка, Рос. гос. б-ка для слепых, Библ. благотв. фонд. — М., 1994.
8. Щедрина Е.В. Формирование и методика применения сетевого ЭУМК «Информатика // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. Теория и методика профессионального образования. — 2011. — № . 4 (49).
9. Михайленко О.А. Учебно-методический портал вуза как высокотехнологичная дидактическая среда // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. Теория и методика профессионального образования. — 2010. — № 4 (43).
10. Косырев В.П. Научные основы стратегии инновационного развития образовательных программ инженерно-педагогического факультета // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. Теория и методика профессионального образования. — 2010. — № . 4 (43). — С. 52-57.
11. Сысоев А.М., Трифонова М.Ф., Михайленко О.А. Сетевой электронный учебно-методический комплекс «Информационные системы в экономике» / Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина. — ОФЭРНиО № 00492977.0001201 99 01.
12. Кубрушко П.Ф. Сетевой электронный учебно-методический комплекс «Дидактическое проектирование» / Московский государственный агроинженер-ный университет имени В.П. Горячкина. — ОФЭРНиО № 00492977.00014-01 99 01.
УДК 378.18
Ю.С. Ценч, канд. пед. наук
Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова Е.Е. Гордеева
Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина
БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
В связи с модернизацией профессионального образования многие учебные заведения внедряют инновационный способ оценки уровня успеваемости обучающихся — балльно-рейтинговую систему как способ усовершенствования оценки качества обученности.
Согласно ФГОС увеличилось количество часов, отводимых для самостоятельной работы сту-
дентов. Поэтому балльно-рейтинговая система стимулирует студентов уделять больше времени самостоятельной форме изучения дисциплины и четко контролировать ее результаты [1—3].
Самостоятельная работа студента высшего профессионального учебного заведения является важнейшей составляющей процесса обучения, процесса становления развития современной мобиль-