Научная статья на тему 'Воспитательный аспект празднования 100-летия победы над Наполеоном (на примере пензенской губернии)'

Воспитательный аспект празднования 100-летия победы над Наполеоном (на примере пензенской губернии) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
216
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 Г / УЧАЩАЯСЯ МОЛОДЁЖЬ / ЮБИЛЕЙ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПЕНЗЕНСКАЯ ГУБЕРНИЯ / ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ / PATRIOTISM / PATRIOTIC WAR OF 1812 / STUDENTS / ANNIVERSARY / EDUCATIONAL WORK / PENZA PROVINCE / LOCAL PRESS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Захарова Мария Евгеньевна, Захарова Ирина Игоревна

Статья посвящена празднованию 100-летней годовщины Отечественной войны 1812 г. Анализ публикаций в газетах Пензенской губернии за 1912 г. помог проследить подготовку и ход юбилейных торжеств и оценить их воспитательно-патриотический эффект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Захарова Мария Евгеньевна, Захарова Ирина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CELEBRATION OF THE CENTENARY OF THE VICTORY OVER NAPOLEON: EDUCATIONAL ASPECT (ON THE EXAMPLE OF PENZA PROVINCE)

The article is devoted to the celebration of the centenary of the Patriotic War of 1812. The analysis of the local Penza press of 1912 helps to observe the preparations for the jubilee and the course of celebration, and to estimate its educational effect.

Текст научной работы на тему «Воспитательный аспект празднования 100-летия победы над Наполеоном (на примере пензенской губернии)»

УДК 008+947.0725(2Рос-4Пен)

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПРАЗДНОВАНИЯ 100-ЛЕТИЯ ПОБЕДЫ НАД НАПОЛЕОНОМ (НА ПРИМЕРЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ГУБЕРНИИ)

© 2014 М.Е. Захарова1, И.И. Захарова2

1 Пензенский областной Дом народного творчества, 2 Пензенский филиал Финансового университета при Правительстве РФ

Поступила в редакцию 27.02.2014

Статья посвящена празднованию 100-летней годовщины Отечественной войны 1812 г. Анализ публикаций в газетах Пензенской губернии за 1912 г. помог проследить подготовку и ход юбилейных торжеств и оценить их воспитательно-патриотический эффект.

Ключевые слова: патриотизм, Отечественная война 1812 г., учащаяся молодёжь, юбилей, воспитательная работа, Пензенская губерния, периодическая печать.

Современное российское общество с точки зрения идеологии пребывает в переходном состоянии, когда старые социальные ценности утрачены, а новые ещё не выработаны. Долго находиться в таком положении общество не может, ибо это грозит утратой цели развития и в конечном итоге распадом. Чтобы не допустить этого, государство инициировало кампанию пропаганды патриотизма, которая ведется, прежде всего, на примере героических событий из истории России. Одним из них является Отечественная война 1812 года, двухсотлетний юбилей победы в которой широко отмечался в 2012 году как важная для россиян памятная дата. Но, судя по материалам провинциальной пензенской прессы 1912 года, схожие вопросы единения общества и поиска новых идеалов остро стояли перед власть предержащими в Российской империи и 100 лет назад, накануне Первой мировой войны.

Традиционно распространённая оценка Отечественной войны 1812 года ограничивается только политическими последствиями этого эпохального события, как то изменение политической карты Европы, создание Священного союза и/или распространение революционных идей среди передового российского дворянства, апогеем чего стало восстание декабристов. Но война привела к неменьшим качественным изменениям и в духовной сфере российского общества XIX века. Именно она стала своеобразным завершением процесса формирования российского национального самосознания, растянувшегося почти на четыре столетия, начиная с Куликовской битвы 1380 года. Отечественную войну мож-

Захарова Мария Евгеньевна, научный сотрудник. E-mail: mariavirgo2010@yandex.ru

Захарова Ирина Игоревна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии, истории и права. E-mail: mariavirgo2010@yandex.ru

но назвать тем «осевым» событием российской истории, которое изменило мировосприятие народа, сделав патриотизм одним из главных чувств россиян, детерминантой российского общественного сознания вплоть до начала ХХ века.

Патриотизм - это сложное явление, которое по-разному проявляется в различных социальных группах и общностях. Эта характеристика общественного сознания зависит от многих факторов, в том числе от культурного уровня носителей патриотических чувств, их пространственно-временной локализации, от их социального статуса и положения на стратификационной лестнице. Патриотизм в годы Отечественной войны и заграничных походов 1813-1814 годов проявился не только в героизме участвовавших в непосредственных военных действиях солдат и офицеров русской армии, но и в отношении к войне оставшихся в тылу обывателей-провинциалов, а также в новых патриотических культурных тенденциях, распространение которых началось именно с этого времени. Патриотизм надолго закрепился в мировосприятии всех социальных слоёв: дворян, духовенства, купечества, разночинной интеллигенции, крестьян.

Произведения духовной культуры, созданные в ходе и под непосредственным влиянием Отечественной войны 1812 года, сохранявшиеся на протяжении всего XIX века, стали своеобразным культурным наследием. Память о героизме русского народа выдержала испытание временем и передавалась следующим поколениям как абсолютная ценность, способная сплотить нацию, особенно в периоды социальных и политических кризисов. Более того, потребность в сохранении в исторической памяти россиян событий войны и тех чувств, которые составляли сущностную характеристику русского национального самосознания в начале XIX века, оказалась актуальной и в начале века ХХ.

Для того чтобы оценить то значение, которое россияне, жившие в 1912 году, придавали патриотическому наследию победы над Наполеоном, достаточно проанализировать публикации пензенских газет начала прошлого века. Современники 100-летнего юбилея хорошо понимали воспитательный эффект популяризации и торжественного празднования подвига русской армии и русского народа и поэтому постарались привлечь молодёжь к максимально большему количеству мероприятий. Это было тем более необходимо, что в 1912 году была ещё свежа память о революционных событиях 1905-1907 годов, в которых активное участие принимала городская молодёжь, прежде всего учащиеся и студенты. Направить настроения молодёжи в патриотическое русло, по замыслу властей, и должна была её массовая вовлечённость в юбилейные торжества.

Воспитательная работа с молодёжью велась в преддверии празднования юбилея по нескольким направлениям:

1. Организационно-массовое.

2. Религиозное.

3. Просветительское.

4. Развлекательное.

Наиболее важным было первое, призванное привлечь молодёжь к непосредственному участию в юбилее, что должно было способствовать воспитанию патриотизма у подрастающего поколения пензенцев. В программе празднования юбилея в Пензе и Пензенской губернии, опубликованной 17 июля 1912 года в «Пензенских губернских ведомостях», планировалось присутствие «воспитанников мужских учебных заведений» на торжественных собраниях в училищах и на военном параде, причём в качестве непосредственных участников1.

7 августа 1912 года Городская дума утвердила ещё один вариант «программы чествования юбилея Отечественной войны 1812 года», опубликованный 11 августа. Большая её часть посвящалась как раз участию в празднике городских начальных училищ, причём были расписаны и дни, и часы торжества. Так, 26 августа к 4 часам дня учащимся полагалось быть на детской площадке в парке имени В.Г. Белинского, где специально для них после молебна должен был пройти «торжественный акт городских училищ», перед началом которого директор народных училищ собирался произнести речь об Отечественной войне 1812 года2. Завершить празднование предполагалось исполнением патриотических кантат и государственного гимна хором учащихся. Следует отметить, что в данном варианте программы ничего не говорилось об участии школьников в торжественном параде, но совсем от этой

идеи городские власти не отказались. Более того, она была узаконена в окончательном варианте «Порядка празднования столетнего юбилея Отечественной войны 1812 года 26 августа 1912 года, в день столетнего юбилея Бородинского боя в Пензе». В нём, в частности, говорилось: «К 12S часам дня, все участвующие в параде должны быть выстроены на указанных местах. По окончании церковной службы парад всем находящимся в городе войскам, причём в параде принимают участие ученики учебных заведений, пожарные команды и местный отряд конной стражи. Особые места для присутствования на параде отводятся для начальствующих лиц, потомков участников войны 1812 года и для учеников и учениц учебных заведений, в параде не принимающих участия, а также для публики»3. В этот же день, 24 августа, в присутствии представителей городской администрации состоялась репетиция парада учащихся4.

Не осталась в стороне от воспитательной работы и церковь. Так, в «Пензенских епархиальных ведомостях» было размещено сообщение о том, что, согласно постановлению Святейшего Синода, празднование юбилея Отечественной войны в духовных училищах и церковно-при-ходских школах приурочивается к 11 октября -столетию оставления французами Москвы5. По нашему мнению, это было сделано для того, чтобы учащиеся дважды могли отметить 100-летнюю годовщину Отечественной войны: в первый раз вместе со всей губернией 26 августа, во второй раз - в своих учебных заведениях полтора месяца спустя.

В варианте программы празднования от 11 августа также содержалось строгое предписание учащимся присутствовать на различных богослужениях, а их планировалось немало. Так, 25 августа к половине шестого вечера учащимся предписывалось быть в церквах, где перед началом службы священники произносили «слово, посвящённое воспоминаемому событию». Затем следовала торжественная панихида по императору Александру I и всем павшим в Отечественной войне, а после панихиды - «всенощное богослужение», на котором дети также обязаны были присутствовать. 26 августа утром учащиеся, по мысли авторов программы, вновь обязаны были собраться в тех же церквах для присутствия на литургии и благодарственном молебне. Порядок того, какая школа в какой церкви собирается, должна была определить Дирекция училищ. Затем к 16.00, как мы уже упоминали, учащиеся должны были отстоять ещё один молебен на Верхнем гулянии (парк им. В.Г. Белинского)6. К счастью, от такого «нон-стопа» организаторы в конце концов отказались, видимо,

поняв, что много - не всегда хорошо и дети этого просто физически не выдержат.

24, 25 и 26 августа молебны, литургии и панихиды «по вождях и воинах на поле брани убиенных» прошли в храмах всех уездных центров Пензенской области. И на всех в обязательном порядке присутствовали преподаватели и учащиеся всех учебных заведений.

Православная церковь не закончила свою воспитательную работу празднованием годовщины Бородина. Как уже упоминалось, Святейший Синод запланировал провести памятные мероприятия в духовных учебных заведениях ещё и 11 октября - в столетнюю годовщину бегства Наполеона из Москвы. Судя по опубликованной 7 октября в «Пензенских губернских ведомостях» программе этих мероприятий, 10 октября в домовых церквах духовных учебных заведений прошла всенощная панихида по Александру I и погибшим в Отечественной войне, 11 октября -литургии и благодарственные молебны с «приличными случаю поучениями», а затем - «торжественные акты» с речами, чтением литературных произведений об Отечественной войне, исполнением государственного гимна и кантат7.

«Просветительская» часть празднования включала в себя лекции и распространение популярной исторической литературы. Так, днём 26 августа лекции, «посвящённые памяти войны 1812 года с туманными картинами», были запланированы «в учебных заведениях, Городской Управе, театре имени В.Г. Белинского и других учреждениях»8. Завершить праздник также должна была «лекция, посвящённая памяти 1812 года, для народа на площади с туманными картинами» и «бесплатная раздача памяток, посвя-щённых Отечественной войне»9. Однако если судить по опубликованной в газетах информации, не всё из запланированного удалось сделать. Так, первоначально собирались закупить и распространить среди пензенской молодёжи книги и брошюры о войне 1812 года. Для того чтобы юбилейная печатная продукция дошла до потребителя, был составлен план её распространения. Так, в Пензе ещё 14 февраля 1912 г. Чрезвычайное губернское земское собрание совместно с земской управой решало вопрос «о разрешении приобретения брошюр для раздачи учащимся в начальных школах губернии, в память предстоящего празднования столетнего юбилея Отечественной войны», на что был выделен «специальный кредит в 700 рублей». Поскольку, судя по всему, имелась возможность закупить не только брошюры, но и «световые картины», т. е. диапозитивы для т.н. «волшебного фонаря», то предстоящая покупка стала предметом напряжённой дискуссии: часть присутствовавших на

собрании чиновников считала, что следует ограничиться одними только диапозитивами, другая же часть настаивала на покупке брошюр, что было вполне разумно, если учесть, что не во всех земских школах губернии имелось оборудование для демонстрации диапозитивов. В итоге возобладала вторая точка зрения, причём земской управе совместно со школьной комиссией предоставлялась возможность выбрать, какие именно брошюры будут приобретены10.

Брошюры, о которых шла речь, судя по всему, выписывались из Москвы или Петербурга. Однако и в Пензе шла подготовка юбилейной литературы, причём, и это важно, на средства частных лиц. Так, 3 мая 1912 г. в «Пензенских губернских ведомостях» появилась небольшая статья, в которой шла речь об издании пензенским дворянством работы под названием «Очерк формирования дворянством Пензенской губернии и действия ополчения в Отечественную и освободительную войны 1812-1814 годов». Автор статьи, Селиванов А.Ф., сообщал, что редактором очерка был пензенский губернский предводитель дворянства Д.К. Гевлич, а составителем - историк и архивист В.Р. Апухтин11. Книга, ныне известная в историографии как «Краткий очерк истории формирования и действий Пензенского дворянского ополчения в Отечественную и освободительную войны 1812-1814 гг.», основывалась на пензенских архивных материалах и была напечатана на средства пензенского дворянства в московской «Типографии С.П. Яковлева». Очевидно, литература, посвящённая Отечественной войне, из которой «потомки могут... узнать о подвиге своих предков»12, была важным атрибутом юбилея и прежде всего средством историко-патриотического просвещения.

Вот эта раздача ученикам народных школ книг и брошюр о войне 1812 года как раз и сорвалась, поскольку книги или не были вовремя заказаны, или не пришли в срок. Лишь 4 октября «Пензенские губернские ведомости» сообщили, что книги выписаны, привезены в Пензу, переплетены и Пензенская городская управа «в скором времени приступит к раздаче их учащимся всех городских народных школ». «Немножко поздно, но лучше чем никогда», иронически резюмирует автор заметки13.

Завершающим аккордом популяризации «столетней годовщины великой Отечественной войны 1812 года» можно считать чтения, посвя-щённые 100-летию победы над Наполеоном, которые прошли на курсах внешкольного образования 16 декабря 1912 года в здании второго мужского приходского начального училища. Автор заметки в «Пензенских губернских ведомостях», очевидно, присутствовавший на этом

вечере, свидетельствует: «Общее настроение слушателей и слушательниц в этот день было повышенное, доброе, радостное... Небольшой зал училища едва мог вмещать всех присутствующих, собравшихся послушать чтение о незабвенном в истории нашей родины - двенадцатом годе». Преподаватель курсов С. Н. Ремезов произнёс вступительное слово, после чего собравшиеся почтили вставанием память «всех отважных сподвижников Великого Русского Царя, принёсших свою жизнь на алтарь служения царю и дорогому нашему Отечеству». Сначала С.Н. Ремезов прочёл слушателям брошюру Н.А. Соколова «Великая эпопея», «затем при помощи волшебного фонаря аудитории были показаны 93 световые картины, наглядно рисующие только что прочитанное о 12-ом годе: герои Отечественной войны, пожар Москвы и т.п.»14.

Основная часть празднеств в Пензе должна была укрепить веру народа в царя и Отечество и воссоздать то чувство патриотического национального единства, которое, как казалось, к началу ХХ века было частично утрачено. Но праздник есть праздник, поэтому в его программе были предусмотрены и развлекательные мероприятия. За десять дней до празднования юбилея Бородинской битвы, 16 августа, в Пензенском Народном театре был дан бенефисный спектакль актёра Д.Ф. Константинова по пьесе Л.А. Львова «Война и мир», который имел огромный успех15. В сам юбилейный день 26 августа для пензенцев организовали фейерверк, гуляние «с музыкой в садах и скверах» и спектакль, который вечером 26 августа давал Драматический кружок имени В.Г. Белинского. В заметке под названием «Юбилейный спектакль и картины» перечислялось, какие увеселения предлагались публике помимо народных гуляний и музыки:

«Сегодня в театре Драматического кружка имени В.Г. Белинского в память столетия Отечественной войны представлена будет историческая хроника в картинах В. Крылова «Отечественная война».

В кинематографе Кружка 26 и 27 августа будет демонстрироваться картина «1812 год». Давая последовательное развитие событий Отечественной войны, картина идёт навстречу желанию русских людей воскресить образы героев народной войны и их деяния.

В американском кинематографе пойдёт картина «Во времена Наполеона»16.

Из этого газетного сообщения видно, что культурные учреждения Пензы, специализировавшиеся на массовых зрелищах, прекрасно уловив желания публики, выстроили свой репертуар на праздничные дни в полном соответствии с всколыхнувшимся в обществе интересом к Отечественной войне 1812 года.

И всё же праздник в Пензе получился скорее официальным, нежели развлекательным, чего не скажешь о праздновании столетия Отечественной войны в уездных городах Саранске, Чембаре, Керенске. Там также, как и в губернском городе, проходили торжественные богослужения, на которых «присутствовали ученицы и ученики местных учебных заведений с их преподавателями и преподавательницами и масса народу»17. Но как только официальная часть заканчивалась, начиналось народное гуляние. Вот как описывает его автор заметки о праздновании юбилея в г. Саранске. После литургии и военного парада были организованы спортивные состязания, в которых участвовали и солдаты, и все желающие из числа горожан. За самое удачное выполнение спортивных упражнений вручали подарки. «Много смеялись над бегающими в мешках». Вечером на площади состоялось народное гуляние, «во время которого играл оркестр полковой музыки». Праздник завершился фейерверком18.

Празднование 100-летней годовщины Отечественной войны в российской провинции стало наглядной демонстрацией культурной трансмиссии. Её результатом стало то, что национальные ценности, возникшие в начале XIX в., сохранились в провинциальном общественном сознании и были переданы поколению начала XX века. Юбилей великой победы имел не только мемориальное значение, но и стал важным средством патриотического воспитания. Об этом свидетельствует, во-первых, общее количество мероприятий, в которых была задействована пензенская учащаяся молодёжь, а во-вторых, интерес к ним, отмеченный современниками - авторами публикаций в пензенских газетах за 1912 год.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Порядок общенародного торжественного празднования юбилея Отечественной войны // Пензенские губернские ведомости. 1912. 17 июля.

2 О праздновании юбилея Отечественной войны в гор.Пензе // Пензенские губернские ведомости. 1912. 11 августа.

3 Порядок празднования Столетнего Юбилея Отечественной войны 1812 года 26 августа 1912 года, в день столетнего юбилея Бородинского боя в городе Пензе // Пензенские губернские ведомости. 1912. 24 августа.

4 Заметка о порядке проезда по городу 26 августа и о репетиции парада учащихся // Пензенские губернские ведомости. 1912. 25 августа.

5 Юбилей 1812-го года в духовных школах // Пензенские епархиальные ведомости. 1912. 1 июня.

6 О праздновании юбилея Отечественной войны в гор. Пензе // Пензенские губернские ведомости. 1912. 11 августа.

7 Празднование 100-летнего юбилея Отечественной войны // Пензенские губернские ведомости. 1912. 7 октября.

8 Порядок празднования Столетнего Юбилея Отечественной войны 1812 года 26 августа 1912 года, в день столетнего юбилея Бородинского боя в городе Пензе // Пензенские губернские ведомости. 1912. 24 августа.

9 Там же.

10 Об ознаменовании в школах столетнего юбилея Отечественной войны // Пензенские губернские ведомости. 1912. 14 февраля.

11 Селиванов А.Ф. Пензенское ополчение в Отечественную освободительную войну 1812-1814 гг. // Пензенские губернские ведомости. 1912. 3 мая.

12 Там же.

13 Юбилейные подарки // Пензенские губернские ведо-

мости. 1912. 4 октября.

14 Николаев И.Н. Празднование юбилея 1812 г. на курсах внешкольного образования в г. Пензе // Пензенские губернские ведомости. 1912. 21 декабря.

15 Бенефис артиста Д.Ф. Константинова // Пензенские губернские ведомости. 1912. 18 августа.

16 Юбилейный спектакль и картины // Пензенские губернские ведомости. 1912. 26 августа.

17 Празднование юбилея Отечественной войны (г.Чем-бар) // Пензенские губернские ведомости. 1912. 3 сентября.

18 День Бородинского боя (г.Саранск) // Пензенские губернские ведомости. 1912. 2 сентября.

THE CELEBRATION OF THE CENTENARY OF THE VICTORY OVER NAPOLEON: EDUCATIONAL ASPECT (ON THE EXAMPLE OF PENZA PROVINCE)

© 2014 M.E. Zakharova1, I.I. Zakharova2

1 Penza Regional House of Folk Art 2 Penza Branch of the Financial University under the Government of the RF

The article is devoted to the celebration of the centenary of the Patriotic War of 1812. The analysis of the local Penza press of 1912 helps to observe the preparations for the jubilee and the course of celebration, and to estimate its educational effect.

Keywords: patriotism, Patriotic War of 1812, students, anniversary, educational work, Penza province, local press.

Maria Zakharova, Research Fellow. E-mail: mariavirgo2010@yandex.ru

Irina Zakharova, Candidate of Philosophy, Associated Professor. E-mail: mariavirgo2010@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.