Научная статья на тему 'Воспитательный аспект единства и взаимодействия содержания и формы в искусстве'

Воспитательный аспект единства и взаимодействия содержания и формы в искусстве Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
315
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА В ИСКУССТВЕ / ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ЯЗЫК ИСКУССТВА / ТВОРЧЕСТВО / ARTISTIC IMAGE / CONTENT AND FORM IN ART / SPIRITUAL CULTURE / SOCIAL CONSCIOUSNESS / OBJECTIVE REALITY / LANGUAGE OF ART / CREATIVITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Корешков Валерий Викторович

В статье определяется влияние на формирование личности воспитательного аспекта понимания диалектического единства и взаимодействия содержания и формы в искусстве в современных социокультурных и политических условиях общественного развития. Искусство рассматривается как форма эстетического отображения реально существующей действительности, формирующая общественное сознание. Одновременно оно не только отражает действительность, но и участвует в ее преобразовании по «законам красоты». Содержание конкретного художественного произведения определяется прежде всего общественными задачами, социальной значимостью, востребованностью обществом. Выбор темы в подлинном искусстве не бывает случайным, он зависит от идейных устремлений художника, его общественных убеждений, задач его творчества. Содержание отображает действительность, но воспринимаем мы форму произведения, соотнося ее с содержанием, так как именно она воплощает идею замысла художника. Форма художественного произведения субъективна, отражая индивидуальность художника, она накладывает на него морально-этическую ответственность перед обществом. Следовательно, воспитательный характер единства и взаимодействия содержания и формы в искусстве заключается в том, что они активно воздействуют на ум, чувства и поведение человека, тем самым формируя личность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Educational Aspect of the Unity and Interaction of Content and Form in Art

The article defines the influence of educational aspect of understanding the dialectical unity and interaction of content and form in art on the formation of personality in the contemporary sociocultural and political conditions of social development. Art is viewed as a form of aesthetic display of a really existing fact shaping public conscience. At the same time, it does not only reflect reality, but also participates in its transformation according to ‘laws of beauty”. The content of specific works of art is determined primarily by social objectives, social significance, being in demand by the society. The choice of theme in genuine art is not random it depends on the ideological aspirations of the artist, his public belief, objectives of his work. The content reflects reality, but we perceive the form of the work, relating it to the content, as it embodies the idea of the artist. Form of artwork is subjective reflecting the individuality of the artist it imposes moral and ethical responsibility. Therefore, the educational nature of the unity and interaction of content and form in art is that they actively affect the mind, feelings, and behavior, thereby shaping an individual.

Текст научной работы на тему «Воспитательный аспект единства и взаимодействия содержания и формы в искусстве»

1УДК 378 ББК 74.480.054

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ЕДИНСТВА И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМЫ В ИСКУССТВЕ

В. В. Корешков

Аннотация. В статье определяется влияние на формирование личности воспитательного аспекта понимания диалектического единства и взаимодействия содержания и формы в искусстве в современных социокультурных и политических условиях общественного развития. Искусство рассматривается как форма эстетического отображения реально существующей действительности, формирующая общественное сознание. Одновременно оно не только отражает действительность, но и участвует в ее преобразовании по «законам красоты». Содержание конкретного художественного произведения определяется прежде всего общественными задачами, социальной значимостью, востребованностью обществом. Выбор темы в подлинном искусстве не бывает случайным, он зависит от идейных устремлений художника, его общественных убеждений, задач его творчества. Содержание отображает действительность, но воспринимаем мы форму произведения, соотнося ее с содержанием, так как именно она воплощает идею замысла художника. Форма художественного произведения субъективна, отражая индивидуальность художника, она накладывает на него морально-этическую ответственность перед обществом. Следовательно, воспитательный характер единства и взаимодействия содержания и формы в искусстве заключается в том, что они активно воздействуют на ум, чувства и поведение человека, тем самым формируя личность.

Ключевые слова: художественный образ, содержание и форма в искусстве, духовная культура, общественное сознание, объективная реальность, язык искусства, творчество.

THE EDUCATIONAL ASPECT OF THE UNITY AND INTERACTION OF CONTENT AND FORM IN ART

V. V. Koreshkov

Abstract. The article defines the influence of educational aspect of understanding the dialectical unity and interaction of content and form in art on the formation of personality in the contemporary socio-cultural and political conditions of social development. Art is viewed as a form of aesthetic display of a really existing fact shaping public conscience. At the same time, it does not only reflect reality, but also participates in its transformation according to "laws of beauty". The content of specific works of art is determined primarily by social objectives, social significance, being in demand by the society. The choice of theme in genuine art is not random it depends on the ideological aspirations of the artist, his public belief, objectives of his work. The content reflects reality, but we perceive the form of the work, relating it to the content, as it embodies the idea of the artist. Form of artwork is subjective reflecting the individuality of the artist it imposes moral and ethical responsibility. Therefore, the educational nature of the unity and interaction of content and form in art is that they actively affect the mind, feelings, and behavior, thereby shaping an individual.

Keywords: artistic image, content and form in art, spiritual culture, social consciousness, objective reality, the language of art, creativity.

Сложность понимания данной проблемы заключается в неоднозначности ее восприятия. В ней есть два аспекта, которые надо различать, так как они находятся как бы на двух разных уровнях, на одном уровне - искусство как форма общественного сознания, как средство формирования и развития личности, как фактор эстетического воспитания, а на другом - единство и взаимодействие содержания и формы в художественном образе, в конкретном художественном произведении. Это соотношение как части к целому, без которого не существует композиционного единства. В первом случае искусство выступает как форма общественного сознания, отражающая действительность - содержание. В самом общем смысле можно сказать, что субъект относится к объекту, и сознание к бытию, как форма к содержанию. Во втором случае мы говорим о содержании и форме в самом искусстве. Искусство, его художественные образы, будучи формой отражения действительности, сами являются в то же время единством содержания и формы.

Исследование содержания искусства должно начинаться с рассмотрения вопроса о предмете искусства. Предметом искусства является объективный мир, реальная действительность в ее эстетическом своеобразии, человек в его многообразных отношениях к природе, к обществу, к другим людям. Объективный мир -реально существующая действительность, являясь единственным предметом человеческого сознания, воздействует на личность в любой ситуации независимо от состояния ее сознания. Одновременно он является той движущей силой, которая лежит в основе создания любого произведения искусства.

В этом объективно существующем реальном мире формируется личность. Одной из задач современной педагогики является воспитание человека, способного постоянно развиваться и совершенствоваться в сложных социально-политических условиях жизни. Необходимо воспитывать членов общества не только высокообразованных, активных, творческих, но и обладающих развитой эстетической культурой, являющейся составной частью духовной культуры личности, без которой нельзя стать полноценным его членом. Эстетическая культура ценна не только сама по себе, она является

активным ускорителем процесса становления личности. Любой вид искусства, создаваемый человеком, является предметом отражения этой объективной действительности, следовательно, является активным фактором воспитательного воздействия на личность.

О предмете искусства говорят как о его содержании; тогда искусство выступает в качестве формы общественного сознания, отражающего это содержание. Рассматривая содержание искусства в самых общих чертах, можно сказать, что оно прежде всего представляет собой специфически отраженный в искусстве предмет его, то есть объект искусства, переработанный сознанием художника и воплощенный в образной форме. Искусство рождается в процессе эстетического освоения действительности, в этом его специфика. Эстетическим зрительное и слуховое восприятие становится тогда, когда оно порождает не нервное успокоение или возбуждение, а духовную радость или негодование. Следовательно, эстетическое познание есть форма специфически человеческого отношения к действительности, опосредованное через восприятие одного из видов искусств.

Преобразуя природу в трудовой деятельности, подчиняя ее своим потребностям и целям, человек как бы запечатлевает себя в созданном им предметном мире. Практически освоенные предметы становятся зеркалом, отражающим потребности, свойства, уровень и характер духовного развития создавших их людей. Вещь становится образом того общества, которое ее создало и в котором она функционирует. На этой основе у людей развивается способность видеть в окружающем их мире содержание человеческой жизни, поскольку в преобразованной человеком среде оно реально воплощено в процессе труда. Подобно труду, искусство - предметное творчество. Но цель его - создание не материально-утилитарного, а эстетического предмета, который был бы образом человека-творца. Такой подход к искусству позволяет понять, почему изображение предметного мира имеет смысл лишь в качестве выражения духовного содержания, общественно-эстетического идеала. Он раскрывает значение искусства не только как отражения, но и как меры эстетических ценностей

жизни и делает понятной его роль в преобразовании действительности по «законам красоты». Он раскрывает творческий характер искусства и красоты.

Задача искусства не в том, чтобы копировать натуру или создавать наглядное пособие для иллюстрации прописных истин, - природа искусства творческая. Изобразительное искусство, при всей своей специфичности, в этом отношении не отличается от прикладного, и то и другое - предметные искусства. Только в одном случае художник созидает предметный мир реально, в другом - в воображении. И важно не столько то, с какой степенью точности написал художник натуру, сколько то, какой мир он сотворил в своем произведении, поскольку, войдя в этот мир и освоив его, воспринимающие искусство люди будут затем реально творить в своей жизни тот мир, в который ввел их художник, то есть формировать самих себя, свои отношения, свою общественную деятельность. По сути дела, искусство как форма общественного сознания тождественно эстетическому способу освоения действительности, а последнее в форме искусства приобретает значение художественного познания объективной истины. Предмет искусства - действительность в ее эстетическом своеобразии, как форма общественного сознания, выражающая, закрепляющая и развивающая эстетическое отношение людей к действительности. Предмет, отражаясь в искусстве в том или ином конкретном своем проявлении, становится содержанием определенного художественного произведения. Оно же отражает определенный предмет, но не тождественный ему. Это проявляется в том, что несколько художественных произведений могут иметь один и тот же предмет, но совершенно различное содержание. Предмет и содержание не тождественны, как отражаемое и отражение, подлинник и копия, вещь и ее отпечаток. Это различие, помимо того, что предмет принадлежит действительности, а содержание - сознанию, отражающему эту действительность, имеет еще две причины. Первая: жизнь всегда богаче, многостороннее отражающего ее искусства, содержание которого захватывает только ее стороны и черты. Вторая - содержание, которое зависит не только от самого объекта, но и отношения к нему субъекта,

определяемое не только предметом, но и способом его мышления, оценкой художника. Содержание, наряду с изображением явлений, внешних по отношению к художнику, отражает его внутренний мир, мировоззрение, его мировосприятие.

В любую эпоху содержанием искусства становятся только такие явления жизни, которые актуальны, значительны, интересны данному обществу, созвучны времени и отвечают его потребностям. Любое событие или явление действительности становится темой художественного произведения только тогда, когда оно вовлекается в круг идейных проблем, выдвигаемых практикой общественной жизни и социальной потребностью. Содержание конкретного художественного произведения, отбор в нем тех или иных сторон и черт действительности всегда определяется прежде всего следующими факторами: общественными задачами, которые решает художник, и спецификой предмета искусства, в силу чего художник интересуется не действительностью вообще, а действительностью в ее эстетическом своеобразии, ее социальной значимостью, ее востребованностью обществом.

Круг явлений действительности, изображенных в произведении искусства, называется темой. Изображаемые объекты художественного произведения призваны раскрыть его тему. Конкретная разработка темы - сюжет. Сюжет - одна из сторон содержания, поскольку он - конкретное развитие темы, но сюжет другой стороной относится к форме. В искусстве часто отождествляются сюжет и содержание художественного произведения, это происходит оттого, что, когда просят рассказать о содержании произведения, рассказывают его сюжет.

В изобразительных искусствах, живописи, графике, скульптуре, декоративном творчестве под сюжетом обычно подразумевается конкретная тема произведения, конкретное событие. Однако изображенное в картине, как правило, раскрывает более широкую сферу явлений, чем определяет их тема. Например, тема гражданской войны, но в двух разных картинах их конкретное тематическое содержание различно. Явления жизни сложны и многообразны, одно и то же художественное произведение может содержать в себе одновременно не-

сколько тем. Совокупность всех тем художественного произведения принято называть тематикой. Один и тот же круг явлений объективной действительности может послужить источником сходной тематики. Тематически сходные произведения никогда не бывают тождественны как в силу разного конкретного решения общей для них темы, так и в силу взаимосвязанных побочных тем. Один и тот же круг явлений, будучи показан с разных сторон, в разных взаимосвязях и отношениях, может послужить источником не только сходства, но и различия конкретных тем разных художественных произведений. Различие тем, источником которых явилась одна и та же сфера действительности, часто связано с различием идей, выдвигаемых в изображении определенных явлений жизни, то есть с идейным освещением темы в художественном произведении. Выбор темы в подлинном искусстве никогда не бывает случайным. Он зависит от идейных устремлений художника, его общественных убеждений и задач его творчества.

Раскрывая сущность изображаемых явлений, показывая их положительные и отрицательные стороны, их противоречия, художник тем самым подводит людей, воспринимающих искусство, к определенным выводам, которые могут быть сформулированы в качестве идей художественного произведения. Идея произведения своим содержанием и смыслом определяет его основное социокультурное назначение. Она красной нитью проходит через все содержание, неразрывно связана с ним, пронизывает художественное отображение, тематическую ткань. Принято поэтому говорить об идейно-тематической основе содержания художественного произведения.

Общественное значение искусства заключается не только в том, что оно отражает и пропагандирует определенные идеи и факты жизни, но также и в том, что оно призвано удовлетворять эстетические потребности людей, оценивать явления жизни с позиций эстетического идеала. В современных условиях развития общества, где широко используется огромный потенциал различных средств аудио- и видеопропаганды, становится острым вопрос понимания молодежью существа единства и взаимодействия содержания и формы ее отраже-

ния как в жизни, так и в различных произведениях искусства. Кроме того, познавательная и идейная функции осуществляются искусством лишь в той мере, в какой оно оказывает эстетическое воздействие на человека. Те закономерности содержания художественного произведения, о которых шла речь, являются закономерностями реалистического по своему методу искусства. Когда говорят о содержании и форме в отношении искусства к действительности и называют содержанием предмет искусства, то в качестве формы выступает само искусство, художественный образ. Когда же речь идет о содержании и форме в самом искусстве, о конкретном художественном произведении, то есть о содержании как об отраженной в свете определенного понимания и оценке действительности или образно-эстетической идее, то в качестве формы выступает та многогранная, структурно выверенная композиция художественного произведения, создаваемая специфическими материальными средствами конкретного вида искусства. Она является выражением художественного содержания, закреплением и носителем образно-эстетической идеи.

Специфические материально-технические и в то же время изобразительно-выразительные средства разных видов искусства, при помощи которых создается форма художественного произведения, принято называть языком искусства или художественным языком. Рисунок, цвет, светотень, композиция - в живописи; лад, метроритм, гармония, инструментовка - в музыке; многообразие средств в словесной выразительности, закономерности стихосложения, жанр и композиция в поэзии - все эти средства создания художественного образа, различные в различных видах искусства, охватываются понятием языка искусства. Его необходимо отличать от формы конкретного произведения. Специально отобранные художником для воплощения определенного художественного замысла элементы языка искусства превращаются в художественную форму лишь тогда, когда они становятся в такую взаимосвязь, приводятся в такое взаимодействие, что в своей совокупности выражают содержание художественного произведения.

Одно из существенных различий между содержанием и формой в искусстве, кроме ука-

занных выше общих различий, состоит в том, что содержание художественного произведения по самому существу своему является отражением действительности или отраженной действительностью; форма же, хотя она тоже имеет истоки в действительности и заимствует свой материал из нее, тем не менее по существу своему является не отражением действительности, а закреплением и выражением этого отражения. Форма является продуктом деятельности сознания. Она обусловлена идейным содержанием, но вместе с тем не идеальна, а материальна.

Художественное произведение является отражением действительности благодаря своему содержанию. Оно представляет собой материальный объект, доступный непосредственному чувственному восприятию благодаря своей форме. Наше чувственное восприятие непосредственно отражает материальный облик предмета, его форму. Содержание предмета, его сущность, закономерности его развития мы не можем непосредственно увидеть или услышать. Только мышление человека способно в ходе познания мира проникнуть в его глубины, постигнуть содержание, сущность, закономерность бытия. Живое созерцание открывает человеку содержание предмета только в той мере, в какой это содержание выражено в форме предмета. Отсюда следует, что содержание, сущность предмета, рассматриваемые сами по себе, эстетической ценностью не обладают. Искусство, в отличие от науки, имеет дело не с общими закономерностями бытия, а с его чувственной конкретностью, потому что для него эстетическое освоение познаваемого объекта оказывается и возможным, и необходимым. Следовательно, можно согласиться с утверждением, что прекрасное имеет свойство формы -ведь именно форму, а не содержание предмета мы созерцаем, именно она воплощает конкретное бытие предмета. Строго говоря, нельзя вообще эстетически оценивать форму, не соотнося ее с содержанием.

Вне конкретного предметного содержания, например, нельзя оценивать цвет и цветовые отношения, они могут быть лишь относительно приятными или неприятными. Точно так же прекрасными или безобразными они становятся лишь только тогда, когда мы ощущаем их со-

держательное значение. Отсюда можно сделать вывод, что безотносительно к содержанию никакие цвета, звуки, пропорции, никакие отношения элементов формы предмета не имеют вообще эстетического значения. Только содержательность формы обеспечивает ей ту или иную эстетическую ценность, и это определяет объективную основу прекрасного и в действительности, и в произведениях искусства. Нельзя согласиться с бытующим определением «чисто формальной» красоты, анализ которой всегда может показать, что так называемая «формальная красота» есть на самом деле красота формы данного содержания, а не абстрактно взятой формы как таковой, безотносительно к тому или иному содержанию. Что касается эстетического отношения, то в нем познается и оценивается именно форма, понятая как содержательная форма. Эстетически освоенная форма имеет некоторую относительную самостоятельность. Например, цвет может выступать как эстетическое качество предмета в природе и вызывать определенные эмоции в человеке. Цвет в картине, цвет как элемент языка искусства, элемент формы искусства выступает уже в ином качестве и возбуждает другие эмоции, уже чисто эстетические.

Активность формы и ее относительная самостоятельность создают предпосылки выразительности произведения искусства. Форма субъективна и материальна. Художник осваивает объективную реальность субъективно, создает свою индивидуальную, одному ему присущую форму художественного произведения, в которой отражается содержание его мировоззрения. Сложность искусства как формы общественного сознания определяется тем, что здесь отражение действительности носит не прямой, не непосредственный, а опосредованный конкретной личностью характер.

Искусство отражает человека, общество, а они многогранны и многосторонни. Индивидуальность художника играет очень большую роль, он обязан найти такую форму выражения, которая соответствует его индивидуальным, личностным качествам, и собственному восприятию, и тому явлению, которое он отображает. Следовательно, главная особенность искусства как формы общественного сознания состоит в том, что здесь отражение действи-

тельности и влияние на человека осуществляется в форме художественных образов, которые воздействуют и на поведение, и на ум, и на чувства человека.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Корешков В. В., Новикова Л. В. Художественная педагогика на современном этапе // Академическая наука - проблемы и достижения: материалы III Международной

научно-практической конференции. - М., 2014.- С. 46-49.

REFERENCES

1. Koreshkov V. V., Novikova L. V. Khudozhest-vennaya pedagogika na sovremennom etape.

In: Akademicheskaya nauka - problemy i dostizheniya. Proceedings of the III International scientific-practical conference. Moscow, 2014. Pp.46-49.

Корешков Валерий Викторович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой декоративного искусства и дизайна, института культуры и искусств, Московского городского педагогического университета

e-mail: novikovalubov@mail.ru

Koreshkov Valery V., ScD in Education, Professor, Chairperson, Decorative arts and design Department, Institute of culture and arts, Moscow City Pedagogical University e-mail: novikovalubov@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.