Научная статья на тему 'Воспитательные возможности традиций казахской народной педагогики'

Воспитательные возможности традиций казахской народной педагогики Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
994
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитательные возможности традиций казахской народной педагогики»

_____________________________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

волейболистов старшего школьного возраста, нами была проведено пробное обучение в школе ГОУ «ЧРССОШИ им. ДП. Коркина».

Методика тестирования: Тестирования состоит из 5 ударов с 4 зоны над сеткой - высотой 243 см.(мужская разметка). Они оцениваются с помощью пятибалльной системы, которые экспериментируемые должны попадать на противоположное поле волейбольной площадки. Тест весьма эффективен своими показателями и прост при проведении. Начальное тестирование было проведено и по результатам, которого были составлены контрольная группа и экспериментальная группа по 8 юношей.[2]

1 этап - констатирующий. Среднее количество точных ударов в контрольной группе составляет 1 удар, а в экспериментальной группе 1,125. Это доказывает, что техническое данные у контрольной и экспериментальной группы практически не отличаются. Результаты исходного тестирования показали, что показатели не зависят от обученности, носят случайный характер. По первоначальному тестированию, показатели технических данных у учащихся экспериментальной группы немного превышают показатели контрольной группы.

2 этап - обучающий этап. Апробация фрагментов занятий с использованием специальных

упражнений для совершенствования техники прямого нападающего удара у волейболистов старшего школьного возраста. В течение четырёх недель внедрили систему тренировок с использованием

специальных упражнений для совершенствования технике прямого нападающего удара по волейболу у экспериментальной группы. А контрольная группа училась по обычной программе.

3 этап - контролирующий этап. Определение динамики улучшения показателей техники выполнения прямого нападающего удара. Провели вторичное тестирование, группы показатели соответственно разные результаты.

За время апробации в экспериментальной группе улучшились показатели, характеризующие эффективность выполнения техники нападающего удара. Разница показатели, характеризующие эффективность выполнения техники нападающего удара. Разница показателей динамики улучшения составляют: 4 попаданий, а среднее арифметическая составляет 0,5. Из этого следует вывод, что результаты экспериментальной группы улучшилось, а у контрольной группы прирост составил 0,25.

Таким образом, наше исследование показывает, что использование специальных упражнений в учебном процессе по волейболу действуют с положительной стороны на повышение качества совершенствования техники нападающего удара. Разработанные фрагменты занятий с использованием специальных упражнений значительно улучшают технику выполнения нападающего удара в волейболе.

Список использованной литературы:

1. Железняк Ю. Д. Юный волейболист. М., Физкультура и спорт, 1988.

2. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. Изд. Москва, 1998.

© Н.С. Беззубцев, , С.В. Сабарайкин ,2015

УДК 336

Т. Д. Бимаханов

Аспирант

Институт психологии и образования Казанский (Приволжский) федеральный университет г. Казань, Российская Федерация

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТРАДИЦИЙ КАЗАХСКОЙ НАРОДНОЙ

ПЕДАГОГИКИ

Аннотация

В статье раскрываются сущность и специфика проявления воспитательного потенциала традиций казахской народной педагогики.

- 77 -

№ 3 / 2015

ISSN 2410-6070_____

Ключевые слова

традиций казахской народной педагогики, гуманное воспитания, патриотизм.

Настоящее тесно связано с прошлым, потому что новое можно сотворить только с освоением значимых наследий прошлых веков. Каждое новое поколение начинает свою работу связывая со значимыми обстоятельствами, материальными, духовными условиями общества.

Система традиции - один из факторов, который влияет на личную систему культуры воспитания, она считается одним из главных механизмов направлений действующих на модель воспитания. В этническом пространстве социума осваивается не только нужные знания, но и модели обрядов и обычаев народа живущих в конкретном обществе. Традиции в жизни этнических групп занимают важное место. Они осуществляют организацию бытия и действия на основе развития этнического сознания. Личное сознание формируется на основе воззрения на жизнь.

Воспитательная сила традиций в следующем: люди в системе традиций, обретая нравственность воспитываются согласно установленным точкам зрения. Человек, формирующийся в таких условиях раньше осваивает опыт поведения, не успев понять содержания ее сути.

Учитывая вышеизложенное, мы в своем исследовании обращаем внимание на то, что одним из главных составляющих в патриотическом воспитании являются традиции казахской народной педагогики. Взяв за основу материалы казахской национальной педагогики, мы попытаемся раскрыть их личные особенности, возможности воспитания и исполнительные функции.

В систематизации материалов казахской народной педагогики, взяв за основу формулировки исследователя Г.Бахтияровой, мы полностью поддерживаем ее мнение о том, что к материалам казахской этнопедагогики относятся традиции и обычаи, обряды, народное творчество, родословная, религиозные знания, философские, этические, педагогические идеи и передовые суждения. Потому что, патриотические традиции казахского народа отражаются в этнопедагогических материалах. Теперь остановимся подробнее на некоторых из них (традиции чести и гордости казахского народа, поведения и сознания), дадим им содержательную характеристику и возможностях патриотического воспитания.

Традиции чести и гордости казахского народа выявляются во взглядах на свою нацию, на себя, на другие нации и др.

Совесть, честь, гордость - самые высшие явления патриотизма. Доказательство этому такие казахские пословицы как - «Душа - подаяние чести», «Смерть лучше стыда», «Если ты умный береги честь свою, совесть нужна в любое время», «Цена джигита - сто лошадей, совести - тысяча лошадей». Т.е. казахский народ сильно ценил и дорожил своей честью. Детей с детства учили дорожить честью и совестью. Старшие более молодому поколению давали благословение «Будь авторитетен!», «Пусть Аллах не отнимет у тебя совесть и честь!».

Много примеров можно привести из истории о том, как казахский народ дорожил своей честью, совестью и патриотизмом. Ради совести и чести казахский народ мог идти на смерть. Например, по данным М.Козыбайтеги, в прошлом веке на казахской земле было около 300 народно-освободительных восстаний. Все герои этих восстаний, встававшие на защиту родной земли, ее независимости были всесторонне пропитаны традицией своих предков.

Также с понятием гордость тесно связаны защита чести личности, семьи, родственников, родных и близких. В понятиях народа гордость по своим признакам является очень тонким, острым явлением, поэтому во время общения с людьми надо быть осторожным, чтобы не задеть его гордость, беспричинно ругать человека или его ударить считается невоспитанностью.

Народная педагогика выгодно использовала понятия «совесть», «честь», «достоинство» в половом воспитании подрастающего поколения. Не особо рекламируя данные понятия некоторые люди в семье использовали эти слова и культурно доносили их молодежи. Особое, внимание уделяли сохранению чести девочки в семье и к этой части воспитания относились очень трепетно и ответственно. Казахский народ обращая большое внимание на сохранность чести девушки придерживались правила - «Девушке запрет от сорока домов, испытание - от тысяча домов». Под словами - «Девушка привлекательна...» имели в виду, что девушка воспитана, порядочна, совестлива. Чистота чести была причиной и прочности семьи. До октябрьских восстаний отсутствие разводов в семье, оставление детей живыми сиротами еще раз доказывает, что все это связана с сохранением чести и достоинства в семье.

- 78 -

_____________________________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

Анологичные понятия входили так же и в основу религиозных учений (совесть, быть сдержанным, знать меру, благотворительность, не сплетничать, не воровать, бедным и нуждающимся давать милостыню, не врать, уважать родителей, относиться с жалостью к сиротам, не властовать и т.д.) и в мыслях казахских мыслителей.

Понятию «совесть» казахский народ обращал большое внимание и сравнивал его с одним из качеств гуманизма. Здесь можно привести следующие пословицы: «Воспитанность, честность - признак человечности, невежливость - признак глупости», «Знай - совесть, честность драгоценное украшение», «Совестливый человек сможет противостоять другому», «У кого совесть, у того порядочность», «Совесть - знак порядочности, у совестливого есть порядочность», «От совести человек не умирает, он теряет желание», «Безсовестная женщина - несоленая пища, безсовестный мужчина - лошадь без ноши» и др.

Традиции казахского народа показывают их отношение к семье, к старшим, обществу, родному краю, стране, труду, представителям другой нации. Этому в доказательство следующие пословицы - «Будешь уважать родителей - проживешь долго, не будешь уважать - будешь в мучении», «Отец - большая гора, мать -родник рядом с горой, ребенок - часть берега», «Отец - дерево, сын - его листья», «Кто рос с отцом будет стрелком, кто рос с матерью будет ткачом» и др.

Власть казахских аксакалов для взрослых людей считалось в первую очередь уважением, а во-вторых имели огромное влияние, сохраняя древние традиции при патриотическом воспитании подрастающего поколения; формировала в сознании молодежи высокие принципы. Взрослое поколение относились с заботой к молодым. Они старались научить детей всему тому, что сами повидали в жизни и направить их в правильное русло.

Ребенок с самого начала читься жизненным правилам от родителей. Роль матери здесь в воспитании имеет особенную роль. Про роль матерей было написано много эпосов и легенд и были созданы образы Зере, Улжан, Улпан. От матерей веками непрерывно передавалось ум и сила воспитания. Долг перед матерью -считается бесконечным. Народ не зря говорит: «Даже если три раза пронесешь мать на спине в Мекку, не исполнишь свой долг перед ней».

Мать всегда приравнивается с понятием «Родина». Здесь можно привести следующие пословицы - «Кто не послушается мать, тот не принадлежит к Родине», «Умей защищать Родину-мать». Совершенствование и развитие человека как личность в первую очередь зависит от воспитания матери, от ее духовной любви.

Любовь и уважение к матери, это ответственность к ее судьбе. Следующие изречения указывают, что предательство Родины это то же самое, что предательство к матери - «Даже если стоишь перед смертью не предавай Родину», «Борьба за Отчизны - мужской долг», «Даже маленький воробей защищает свое гнездышко», «Если предал Родину - сам себя завел в пропасть», «Здравомыслящий не покинет Отчизну» и др.

В воспитании ребенка особое место занимает и отец. То что матери говорят свои детям - «спроси у отца», «посоветуйся с отцом», «отец знает» указывает на особое место отца в семье. Казахский народ всегда уважал и почитал отца в семье и усаживал на почетное место в доме. Отец старается сохранить свое потомство, делает все возможное, чтобы прокормить семью, воспитав примерного ребенка, оставлять наследника после себя.

Мать всегда воспитывала свое дитя к сентиментальности, к доброте, к здравомыслию, к трудолюбию, а отец - к сознанию, к самостоятельности, к мужеству, к терпеливости, к стойкости.

В народе говорят: «Мы народ из сорока родов, у нас много корней», поэтому ребенок в казахской семье растет, изучая предков седьмого колена со стороны отца, родных родственников, родственников по линии матери, в будущем - родственников со стороны жены. Например, родственные имена: дедушка, бабушка, отец, мать, супруги, сын, дочь, ребенок, брат, сестра, дядя, тетя, братишка, сестренка, внук, правнук, праправнук, родственники со стороны снохи и зятя, деверь, сноха, невеста, тесть, теща, свекор, свекровь, друг, сверстник и другие, каждый из этих родственников имеет присущие только для него родственные нормы. И все это множество родственников появились благодаря народным традициям. Старший среди данных родственников становится наставником, критиком и главным ответственным лицом за будущее своих потомков.

В казахской семье ребенок растет зная родословную своего народа, родни, общины. «Тот кто не знает свою родословную - безродный» - так говорили предки своим потомкам и знакомили их с родословной своей семьи, их бытом и ремеслом, знаменитыми батырами и мудрецами своего рода. У молодого поколения, изучающего историю своих предков, их родословную и традиции формируется их любовь к труду, к природе, родине и стране и конечно к своим предкам.

- 79 -

№ 3 / 2015______________________________ISSN 2410-6070______________________________________________

Это все доказывает, что казахский народ уделял большое внимание на воспитание молодого поколения. Суть поговорки «В тринадцать - глава семейства» и показывает, что наш народ готовил сыновей к жизни еще с ранних лет. Особенно, мальчиков приучали к жизни все четыре сезона года с рождения до достижения тринадцати лет (старинное исчисление возраста человека по двенадцатилетнему циклу). Взрослые понимали, что если мальчик по достижении тринадцати лет будет понимать все происходящее вокруг, то и дальше ему будет жить легче.

Короткий содержательный анализ традиций казахской народной педагогики доказал, что при помощи традиций есть возможность сформировать в характере подрастающего поколения честь и достоинство, хороший нрав и самосознание.

Список использованной литературы:

1. Менлибаев К.Н. Роль национальных традиций в патриотическом воспитании (по материалам конкретно-социологических исследований молодежи РК). Дисс. ...канд.филос.наук. Караганда. 1995

2. Касымханов А.Х. Духовное наследие казахского народа М., 1992

3. Кожахметова К.Ж. Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика. - Алматы: Fbmbrn,

1998

4. Сэрсенбаев. Н. Обычай и традиции в развитии. - Алматы: Кдзакстан, 1995

5. Измайлов А.Е. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. - М.: Педагогика, 1991

6. Узакбаева С. Средствами казахской народной педагогики //Вестник научно-педагогических центра АГУ им. Абая. - Алматы, 1992

©Т. Д. Бимаханов, 2015

УДК 372.881.111.1

Т.С. Василенко

К.фил.н., доцент Социально-экономический факультет Калужский филиал Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана

г. Калуга, Российская Федерация

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АУТЕНТИЧНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕКТОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ

Аннотация

В работе рассматривается понятие лингвокультурной компетенции, а также ее роль в процессе обучения иностранному языку. Особое внимание уделяется возможности использования аутентичных медиатекстов при формировании лингвокультурной компетенции учащихся. Представлены примеры использования звучащих радиотектов Би-би-си при обучении английскому языку для формирования лексических и фонетических навыков.

Ключевые слова

Лингвокультурная компетенция, медиатекст, информационный дискурс.

В настоящее время иностранный язык становится важным фактором социального прогресса. У современных людей формируется новое мышление, они начинают осознавать свою принадлежность к единой земной цивилизации и достигнутому уровню культурного развития. Стремление к социальному прогрессу приводит к осмысленному и эффективному обмену культурными ценностями. В этой связи особую важность начинает приобретать ориентация языкового образования на воспитание и формирование личности, способной вести равноправный диалог с представителями иноязычных культур, что в свою очередь определяет и современный социальный заказ общества по отношению к обучению иностранным языкам - ориентацию на обучение межкультурному общению.

- 80 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.