Научная статья на тему 'Воспитательное значение грузинских народно-национальных подвижных игр и физических упражнений'

Воспитательное значение грузинских народно-национальных подвижных игр и физических упражнений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
447
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНО-НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / НАРОДНО-НАЦіОНАЛЬНі РУХЛИВі іГРИ Й ФіЗИЧНі ВПРАВИ / ВИХОВНЕ ЗНАЧЕННЯ / ТВОРЧИЙ ПіДХіД / МОРАЛЬНЕ ВИХОВАННЯ / ТРУДОВЕ ВИХОВАННЯ / РОЗУМОВЕ ВИХОВАННЯ / ЕСТЕТИЧНЕ ВИХОВАННЯ / ФіЗИЧНЕ ВИХОВАННЯ / FOLK AND NATIONAL OUTDOOR GAMES AND PHYSICAL EXERCISES / EDUCATIONAL VALUE / THE CREATIVE APPROACH / MORAL EDUCATION / LABOR EDUCATION / INTELLECTUAL EDUCATION / AESTHETIC EDUCATION / PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кахидзе Г., Харитонашвили К., Будзишвили Н.

Из широкого арсенала грузинских народно-национальных игр и физических упражнений, издавна практикуемых в народном физическом воспитании подростков, мы отобрали определенные виды и включили в школьную программу физического воспитания (на уроках, и во внеклассной физкультурной работе). Выявилось, что целесообразное использование воспитательно ценных элементов народно-национальной культуры актуально не только с позиций повышения эффективности физического воспитания но и с позиции современных задач общего воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кахидзе Г., Харитонашвили К., Будзишвили Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Vospitatel'noe value of the Georgian folk-national mobile games and physical exercises

From a wide arsenal of the Georgian folk national games and the physical exercises long since practiced in national physical training of teenagers, we have selected the certain kinds and have included in the school program of physical training (at lessons, and in out-of-class sports activities). It has been recognized, that the appropriate use of valuable educational elements of folk-national culture is very actual for the purpose of increasing the efficiency of physical training, as well as within the regard of the contemporary problems of general education.

Текст научной работы на тему «Воспитательное значение грузинских народно-национальных подвижных игр и физических упражнений»

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ГРУЗИНСКИХ НАРОДНО-НАЦИОНАЛЬНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР

И ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

Кахидзе Г., Харитонашвили К., Будзишвили Н.

Грузинский государственныйуниверситет им. И. Чавчавадзе

Аннотация. Из широкого арсенала грузинских народно-национальных игр и физических упражнений, издавна практикуемых в народном физическом воспитании подростков мы отобрали определенные виды и включили в школьную программу физического воспитания (на уроках, и во внеклассной физкультурной работе). Выявилось, что целесообразное использование воспитательно ценных элементов народно-национальной культурыактуально не только с позиций повышения эффективности физического воспитания но и с позиции современных задач общего воспитания.

Ключевые слова: народно-национальные подвижные игры и физические упражнения, воспитательное значение, творческий подход, нравственное воспитание, трудовое воспитание, умственное воспитание, эстетическое воспитание, физическое воспитание.

Анотація. Кахидзе Р., Харітонашвілі К., Будзішвілі Н. Виховне значення грузинських народно-національних рухливих ігор і фізичних вправ. З широкого арсеналу грузинських народно-національних ігор і фізичних вправ, що відвіку практикуються в народному фізичному вихованні підлітків, ми відібрали певні види і включили в шкільну програму фізичного виховання (на уроках і в позакласній фізкультурній роботі). Виявилося, що доцільне використання виховно цінних елементів народно-національної культуриактуально не тільки з позицій підвищення ефективності фізичного виховання, але і з позиції сучасних завдань загального виховання.

Ключові слова: народно-національні рухливі ігри й фізичні вправи, виховне значення, творчий підхід, моральне виховання, трудове виховання, розумове виховання, естетичне виховання, фізичне виховання Annotation. Kakhidze G., Kharitonashvili K., Budzishvili N. Vospitatel’noe value of the Georgian folk-national mobile games and physical exercises. From a wide arsenal of the Georgian folk national games and the physical exercises long since practiced in national physical training of teenagers, we have selected the certain kinds and have included in the school program of physical training (at lessons, and in out-of-class sports activities). It has been recognized, that the appropriate use of valuable educational elements of folk-national culture is very actual for the purpose of increasing the efficiency of physical training, as well as within the regard of the contemporary problems of general education.

Key Words: folk and national outdoor games and physical exercises, educational value, the creative approach, moral education, labor education, intellectual education, aesthetic education, physical training.

Введение.

Народно-национальные подвижные игры и физические упражнения, олицетворяющие средства отображающие особенности народной культуры превратились в одну из действенных форм подготовки подрастающего поколения к жизни [3].

Сохранившиеся в быту народа многие виды упражнений и игр при творческом в педагогическом подходе к их проведению могут стать действенным средством воспитания личности. В этом мы полностью убедились при проведении экспериментальной работы в школе лицей “Мцигнобатухуцеси Игры удовлетворяют характерные для детской природы поисковые требования, постепенно приобщают детей к жизни, дают возможность разобраться во взаимосвязи предметов и явлений. Во время игр облегчается восприятие, развивается внимание, память, творческое воображение. Полученные во время занятий играми знания приближают детей к практической трудовой деятельности Дети легко убеждаются в необходимости знаний [2,5].

Преимущество народных игр в том, что при их использовании облегчается связь изучаемых движений с ранее освоенными. Изучаемый учебный материал доходит во время игры до детского сознания легче, быстрее воспринимается. Часто достаточным бывает краткое объяснение, после чего в процессе практического разучивания движений сами занимающиеся вместе с преподавателем уточняют детали выполнения игровых действий. Творческий подход к игре в частности заключается в быстром решении поставленных конкретных задач (например, изменить количество играющих, увеличить или сократить дистанцию для бега и т.п.). Творческий подход еще более усиливается, если дети сами объясняют друг другу ту или иную сторону игры. По договоренности дети могут менять некоторые правила игры, усложнять или наоборот облегчать их.

Народные подвижные игры дают широкие возможности комплексно использовать характерные для них двигательные действия с учетом меняющихся ситуаций Поскольку дети с большой любознательностью вникают в суть игры, последняя является действенным фактором развития мышления. Народные игры значительно повышают активность школьников. В играх почти нет пассивных. Старшие члены семьи, родственники, соседи со своей стороны стараются развивать интерес детей к тем упражнениям и играм, которыми в свое время занимались сами [1,4].

Ряд подвижных игр требует специальных знаний. Например, в игре «Агангала-гангала», кроме выполнения различных двигательных действий, дети должны представлять себе внешний облик птиц или животных, чтобы их описывать В игре «Спуск сена» дети узнают, почему оставляют сено в горах на зиму. Игра «Взидзги-Дзидзги мамало» похожа на театральную инсценировку, олицетворящую бой петухов И игре

«Бора-бора» детям приходится мобилизовать свои умственные возможности, чтобы угадать по силе и особенностям касание пальца и даже по дыханию.

Есть ряд игр, которые хорошо влияют на развитие психических качеств детей, например «Кудмоураоба

- игра с шапкой, или игра «Тавхтомия Они характеризуется значительной физической, психической и эмоциональной нагрузкой Все игроки стараются подсказать друг другу ошибки и поправить их. Ряд подвижных игр («Похищение», «Крепость» и др.) связаны с историческими традициями народа и даже с его боевой историей.

В ходе внедрения национальных игр с акцентом на их интеллектуально-образовательную сторону мы старались указывать преподавателям на такие методические подходы обеспечивающие познавательную, творческую активность играющих, как постановка специальных заданий по направленному наблюдению во время игры, объяснительный рассказ, обсуждение результатов игры, взаимное объяснение упражнений и др. Исследования показали, что увлечение играми помогают школьникам лучше успевать по всем дисциплинам, преодолевать утомление, эффективнее готовиться к экзаменам.

Работа выполнена по плану НИР Г рузинскогогосударственногоуниверситета им. И. Чавчавчдзе.

Формулирование целей работы

Целью работы была определение состава и методики использования педагогических, ценных народнонациональных игр и физических упражнений для содействия и совершенствования школьной системы воспитания подростков.

Задачи исследований:

1. Путем обобщения народного опыта и выявления условий применения народных игр, определить возможности и пути оптимизации в педагогическом отношении народно-национальных подвижных игр, физических упражнений, исторически сложившихся Грузии.

2. При помощи адекватных методов уточнить воспитательный эффект исследуемых народно-национальных подвижных игр и упражнений.

3. Разработать и экспериментально проверить методику использования отобранных народно-национальных средств физического воспитания.

Методы исследования: в нашем исследовании был использован комплекс методов: проблемный анализ литературных, документальных источников полевой метод сбора сведений и обобщение народного опыта; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; обработка материала.

Результаты и их обсуждение.

Народные подвижные игры и физические упражнения своим содержанием и характером способствуют вовлечению в основную деятельность человека - трудовую В Г рузии и ныне сохранялись народные средства физического воспитания, которые отображают трудовую деятельность. Игра «Спуск сена» отображает довольно тяжелую трудовую деятельность. У занимающихся она усиливает функциональные возможности организма, совершенствует прикладные навыки, приучает к труду Ряд физических упражнений, проводимых в форме игры, имеет непосредственно прикладное значение. К примеру, «Удержание тяжестей». Упражнение такого характера помогает человеку втянуться в работу, будет ли это связано перемещением (перенесением) различного груза или выполнением другой хозяйственной деятельности. Кроме того, почти каждый ребенок, наряду с правилами игры хорошо знает, как подготовить место игры - начертить линию, выкопать яму, расставить знаки и др. Игроки ведут себя активно, приносят и уносят инвентарь без напоминания, стараются стать ведущим («маткой), судьей и т.п. Такое отношение детей воспитывает в них чувство ответственности, инициативы, организаторские способности.

В игре «Папаоба» (у деда) на вопрос: «Где вы были?», «внуки» отвечают, были в саду и трудились Описывая выполненную ими работу движениями рук, ног, туловища, выражением лица. К примеру, подражание сбору яблок, копание земли и др. «Дед» должен угадать, какой вид работы описывают «внуки». Если загадка разгадана, «внуки» убегают, «папа» (дед) их ловит, и в случае поимки они меняются ролями.

Несмотря на исключительно большую роль старших в воспитании подрастающего поколения, их действия направлены не только на непосредственную подготовку к жизни, но и на такое воспитание детей, которое дает возможность действовать активно и самостоятельно. Весьма важным является как указание старших, так и активность занимающихся. Следствием сознательного восприятия часто меняющейся ситуации является необходимостьсоответствующегореагирования и на основе своих возможностей (а в особых случаях, даже при отсутствии их), выбора средств и методов решения оправданных жизнью задач. Здесь-то и имеет место трудовое самовоспитание занимающихся, связанное во многом с волевой закалкой, ведущей, в конечном итоге, к более действенному решению самых сложных, часто неожиданно появляющихся и даже опасных для жизни проблем.

В зависимости от успеха или неуспеха молодежь сама анализирует результаты своих действий, что часто становится предметом обсуждения и оценки окружающего ее коллектива (семья, соседи, школа). Сочетание этих двух видов воспитания - трудового и волевого - обусловливало всестороннее развитие молодежи в соответствии с требованиями своего общества

Особенное внимание уделялось нравственному аспекту народно-национальных игр. Содержание нравственного воспитания в нашем обществе, в том числе и в процессе физического воспитания, как известно, направлено на формирование нравственного познания чувств, взглядов и норм поведения. морально-волевых

качеств в духе требований морали. Специфику и содержание нравственности как формы общественного сознания составляют категории этики - добро, честь, совесть, справедливость и др.

Указывая на то, что нравственное воспитание, как одна из составных частей воспитания, представляет собой сложный и многогранный процесс формирования у молодого поколения нравственных идеалов, чувств, понятий, убеждений, привычек нравственного поведения, нравственно направленной роли и т.п.

Нравственное воспитание детей в процессе игровой деятельности еще мало изучено. Между тем, воспитательные возможности последней безграничны. Но эти возможности надо использовать, направлять, превращать в действительность, сами по себе, стихийно, - они не действуют.

Подвижная игра представляет широкое поле воспитательных воздействий педагога. В этом отношении весьма важно учитывать как общепедагогическое требования, так и местные условия, обеспечивающие воспитывающее влияние народно-национальной игры.

В ходе педагогического наблюдения мы изучали содержание, методы и положительный опыт нравственного воспитания во время игры и разрабатывали методику формирования положительных мотивов, поведения, нравственных чувств, привычек, понятий, убеждений, необходимости дисциплины, дружбщ взаимопомощи.

В результате наблюдений составлялись педагогические характеристики групп, уровня их воспитанности, понимания школьниками таких категорий

нравственности, как добро, справедливость, долг, совесть, честь, настойчивость, дисциплинированность, организованность, правдивость, скромность, честность, коллективизм дружба, сила воли.

Еще до разъяснения школьникам этих понятий из 250 опрошенных школьников 90% ответили вполне удовлетворительно на анкетный вопрос - воспитывают ли игры данные нравственные качества После разъяснения школьникам этих понятий опрос был повторен, после чего была проведена ранжирование указанных понятий. В результате ранжирования на первое место вышли такие моральные качества, как дружба (95%), коллективизм (90%), честность (85%), долг (84%), выдержка (74%), дисциплина (71%).

В результате систематическогоцеленаправленного проведения народно-национальных подвижных игр намного выросла сплоченность играющих в группах и уровень воспитанности, который определялся методом экспертных оценок со стороны авторитетных лиц - классных руководителей, родителей, а также по десятибалльной шкале. Кроме того, было проведено также анкетирование среди самих школьников, из которых только половина до начала экспериментального введения народно-рациональных игр считала свою группу сплоченной и дружной, а в конце экспериментального года

- свыше 80%.

При проведении народных подвижных игр все делается для того, чтобы ребенок быстрее вошел в жизнь, познакомился с ее требованиями и прикладным характером народно-национальных средств физического воспитания.

Непосредственная связь народных средств физического воспитания с жизнью готовит молодежь к общественно-полезной деятельности, приучает к нормам культурного поведения, развивает социальные взаимоотношения, коллективизм сознательную дисциплину.

В некоторых грузинских играх бывает и так, что исход игры зависит от действий кого-либо одного. Например, в игре «Мзаватеблобана» (вариант гаквра-гаксева) есть моменты, когда все участники игры могут оказаться в безвыходном положении Выход из него может зависеть от последнего игрока Это воспитывает ответственность у игроков за исход игры перед коллективом

Имеется ряд таких грузинских подвижных игр и физических упражнений, в которых ярко видно наличие глубокого осознания игроками общественного долга с учетом своих физических возможностей Это значительно способствует подготовке их к общественно-полезной деятельности Командная игра «Тампаоба», например, протекает в напряженных условиях. В каждый момент может быть» срезан кто-либо из игроков Ими овладевают чувства большой ответственности, особенно, когда к окончанию игры остаются еще не вынесенные из круга палки. Защитник поставлен в трудные условия: он должен обязательно попасть в оставшиеся палки, поскольку только в случае попадания владелец палки может забежать в круг для ее вынесения.

Народные физическое упражнения и игровая деятельность связаны с преодолением естественных препятствий. Например, в игре «Лахтаоба» от игроков требуется особая смелость, напористость, стремление к достижению цели и другие важнейшие нравственные качества на сравнительно маленьком клочке земли. Постоянно чередуется атакующие и защитные моменты, быстро меняется ситуация. Это требует от игроков тактической взаимосогласованности, целесообразных двигательных действий. В игре четко прослеживается необходимость проявления инициативы каждого из игроков, а также смелости, расторопности и стремления достичь цели.

Мужества требует игра «Похищение», где двое или трое ведут борьбу с одним игроком, которогонадо перетащить по договоренности на два-три шага за пределы круга. Последний должен упорно сопротивляться чтобы условленное время устоять в кругу А это нелегко. Игра воспитывает мужество и упорство.

Воспитание смелости и ловкости требует упражнение с ходулями «Очопехебй’. Проведенные нами опытные занятия подтвердили, что применение ходулей на уроках физкультуры и по линии внеклассной работы, кроме вышесказанного, способствовали также и повышению активности занимающихся, более успешному решению комплексных задач всестороннего развития школьника

Народные средства физического воспитания и особенно подвижные игры характеризуются творческим подходом личности к тем или иным действиям, их сочетаниям, что одновременно способствуетвыявлению и их эстетической ценности, заключающейся не только в совершенном технико-тактическом выполнении, но и в поведении, тесно связанном с местной бытовой культурой, а также природно-географическими условиями. Игровое зрелище само по себе очень интересно и привлекательно, поэтому массовое внедрение игр в практику физического воспитания не должно вызывать сомнения, тем более, что они быстро распространяются среди широких слоев населения. Такие народные средства физического воспитания, как подвижные игры, проводимые, как правило, в форме состязания и прошедшие проверку в веках, одновременно являлись и эстетически приемлемым средством воспитания, способствуя, в конечном итоге, всестороннему воспитанию детей. Эти народные средства физического воспитания развивают у занимающихся веру в свои силы и возможности, познание самых себя, помогают самосовершенствованию и самоутверждению Выводы.

Экспериментальное внедрение народно-национальных игр и физических упражнений в занятия по физической культуре школьников, как на уроках, так и во внеклассной работе подтвердило, что они эффективно компенсируют недостаток активности школьников во время учебных занятий, вызывают положительные эмоции, подготавливают подрастающее поколение к активной трудовой деятельности и защите родины, имеют социально-воспитательное прикладное значение, Они представляют собой ценные средства физического воспитания и воспитания в целом.

Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем воспитательного значения грузинских народно-национальных подвижных игр и физических упражнений.

Литература

1. Кахидзе Г.Г. Подвижные игры «Похищение» и « Спуск сена». Мартве. Тбилиси, 1982, № 3. -с.38-39 (на груз.яз.).

2. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры Учебник для институтов физической культуры -М.: Физкультураи спорт, 1991.-543 с.

3. Мерквиладзе Г. Н. Грузинские подвижные игры. Тбилиси, 1921. - 122 с.

4. У сова А. П. Роль игры в воспитании детей. - М.: Просвещение, 1976. - 96 с.

5. Элашвили В.И. Традиции грузинской народной физической культуры и современность. - Тбилиси: Мецниереба, 1973. 308 с.

Поступила в редакцию 10.04.2008г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.