Научная статья на тему 'Воспитательное пространство школа вуз как условие профессионального и жизненного самоопределения будущего педагога'

Воспитательное пространство школа вуз как условие профессионального и жизненного самоопределения будущего педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
244
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ШКОЛА ВУЗ / ЖИЗНЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЭКЗИСТЕНЦИЯ / САМООРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN HIGH AND HIGHER SCHOOLS / PERSONAL SELF-DETERMINATION / PROFESSIONAL IDENTITY / EXISTENCE / SELF-ORGANIZATION OF ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плаксина Ирина Васильевна

Статья посвящена анализу результатов, полученных в ходе исследования влияния воспитательного пространства школа вуз на профессиональное и жизненное самоопределение будущих педагогов. В работе представлена модель пространства, описана его структура, параметры, субъекты, а также критерии оценки его влияния на личностнопрофессиональное развитие: тип профессиональной идентичности, характер самоорганизации деятельности и уровень экзистенциальной наполненности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN HIGH AND HIGHER SCHOOLS AS A PREREQUISITE OF PROFESSIONAL AND PERSONAL SELF-DETERMINATION OF FUTURE TEACHERS

The article reviews the research results obtained in the course of study of how the educational environment in high and higher schools influences the professional and personal self-determination of future teachers. The author presents a model of the educational environment, describes its structure, parameters, participants, and evaluation criteria of its impact on the personal and professional development: a professional identity type, a way of activities self-organization, and a level of existential fulfillment of a person.

Текст научной работы на тему «Воспитательное пространство школа вуз как условие профессионального и жизненного самоопределения будущего педагога»

УДК 371.013 Плаксина Ирина Васильевна

кандидат психологических наук,

профессор кафедры общей и педагогической

психологии

Владимирского государственного университета

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ШКОЛА - ВУЗ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЖИЗНЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА [1]

Plaksina Irina Vasilyevna

PhD in Psychology, Professor, General and Educational Psychology Department, Vladimir State University

EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN HIGH AND HIGHER SCHOOLS AS A PREREQUISITE OF PROFESSIONAL AND PERSONAL SELF-DETERMINATION OF FUTURE TEACHERS [1]

Аннотация:

Статья посвящена анализу результатов, полученных в ходе исследования влияния воспитательного пространства школа - вуз на профессиональное и жизненное самоопределение будущих педагогов. В работе представлена модель пространства, описана его структура, параметры, субъекты, а также критерии оценки его влияния на личностнопрофессиональное развитие: тип профессиональной идентичности, характер самоорганизации деятельности и уровень экзистенциальной наполненности личности.

Ключевые слова:

воспитательное пространство школа - вуз, жизненное самоопределение, профессиональная идентичность, экзистенция, самоорганизация деятельности.

Summary:

The article reviews the research results obtained in the course of study of how the educational environment in high and higher schools influences the professional and personal self-determination of future teachers. The author presents a model of the educational environment, describes its structure, parameters, participants, and evaluation criteria of its impact on the personal and professional development: a professional identity type, a way of activities self-organization, and a level of existential fulfillment of a person.

Keywords:

educational environment in high and higher schools, personal self-determination, professional identity, existence, self-organization of activities.

В настоящее время система образования в нашей стране находится в ситуации, когда возникла необходимость пересмотра подходов к обучению и воспитанию молодежи. Совершенствование качества российского образования исходит из необходимости подготовить выпускников к активному участию в жизни общества, профессиональной и личностной самореализации, способности решать те задачи, которые ставит перед ними современная действительность. С конца ХХ в. развитие и совершенствование профессиональной компетентности человека рассматривается на всех уровнях образования как важнейшая задача.

А.А. Деркач отмечает, что профессионально-личностное развитие будущего профессионала предполагает не только освоение технологий, но в большей степени формирование персональных траекторий жизненного пути и индивидуальных стратегий жизненного саморазвития и самоопределения [2, с. 14]. Формирование индивидуальной позиции относительно избранной профессии, по мнению А.А. Деркача, представляет собой «динамический, интериоризированный личностью процесс акмеологического взаимодействия», который соответствует как индивидуальному потенциалу студента, так и системе социальных ценностей, целей, обеспечивающих познание мира, себя, профессии [3, с. 16]. Т.В. Бурлакова выделяет три этапа развития профессиональной позиции студента: осознание, преобразование и объединение [4, с. 47]. На этапе осознания происходит анализ студентом своих индивидуальных особенностей, на этапе преобразования - конструктивные изменения, на этапе объединения формируются профессиональные ценности, составляющие суть профессионального самоопределения и профессиональной идентичности. Акмеологическое взаимодействие разворачивается в первую очередь во внешнем плане и может рассматриваться как целенаправленное взаимодействие / воздействие образовательного пространства, оказывающего акмеологическую поддержку самоопределяющемуся субъекту. Важным для нас является тезис А.А. Деркача о том, что внешнее образовательное пространство принимается и осваивается студентом. Осмысление, преобразование символики, образов, содержательных взаимодействий, получаемой информации происходит во внутреннем / личном пространстве личности, становясь источником ее развития и самоопределения [5, с. 16]. В этой связи важно отметить, что использова-

ние термина «пространство» в психологических исследованиях также имеет давнюю традицию, которая объясняется устойчивым интересом исследователей к избирательным и преобразующим отношениям человека к окружающей действительности.

А.Л. Журавлев и А.Б. Купрейченко определяют психологическое пространство как субъек-тивизированную среду, избирательно воспринятую, представленную в сознании и освоенную субъектом, дополненную, преобразованную и поддерживаемую самим субъектом в соответствии с его жизненными принципами и смыслами, ценностями и целями [6, с. 42]. Основанием для классификации пространств служат его элементы - люди, группы, объекты, а также сферы жизнедеятельности, которые позволяют выделить бытийное, экзистенциальное, жизненное, духовное, ментальное, деловое, трудовое, коммуникативное, образовательное, воспитательное пространство межличностных отношений и т. д.

Наш исследовательский интерес лежит в области исследования роли воспитательного пространства школа - вуз в профессиональном и жизненном самоопределении его субъектов. Модель воспитательного пространства школа - вуз проходит апробацию на базе педагогического института Владимирского государственного университета и общеобразовательной средней школы № 15 г. Владимира. Разработка модели воспитательного пространств опирается на теоретические разработки и методические рекомендации, представленные в трудах Д.В. Григорьева, Х.Й. Лийметс, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, А.Л. Журавлева, А.Б. Купрейченко, В.И. Слободчикова, В.И. Панова, раскрывающие сущность и содержание процесса воспитания как целенаправленной деятельности по созданию оптимальных условий для развития личности. Воспитательное пространство понимается как динамическая сеть взаимосвязанных педагогических событий [7, с. 7].

Модель ВП содержит следующие основные параметры: цели, разделяемые участниками процесса создания ВП; ценности, составляющие основание содержания воспитательной деятельности; единую педагогическую концепцию, ориентированную на приоритеты гуманистического воспитания; гибкую структуру пространства; событийность пространства; диалоговый режим взаимодействия субъектов; разветвленную систему отношений между компонентами и субъектами пространства. Индивидуальными субъектами Вп выступают школьники, учителя, родители, студенты, преподаватели, групповыми - группа сверстников, класс, академическая группа, разновозрастные группы, творческие объединения. Взаимодействие субъектов воспитательного пространства происходит как по вертикали, так и по горизонтали.

Воспитательное пространство включает в свою структуру несколько подпространств: личностное, поддерживающее, дидактическое, подпространство внеучебной деятельности. Личностное подпространство представляет собой внутренний мир личности, выраженный в упорядоченных устойчивых отношениях с субъектами воспитательного пространства и преобразующийся через принятие гуманистических ценностей в феномене личностного события. Поддерживающее подпространство представляет собой совокупность помогающих, личностно-развивающих отношений между всеми субъектами, в которых «одна из сторон способствует другой стороне в личностном росте, развитии, лучшей жизнедеятельности, развитии зрелости» (К. Роджерс, 1998). Поддерживающее подпространство реализует принцип поддержки индивидуальности, являющийся одним из ведущих, по мнению А.А. Деркача, в психолого-акмеологическом основании личностно-профессионального развития [8, с. 19]. Дидактическое подпространство представляет собой целесообразно отобранное, структурированное содержание образования, направленное на формирование у школьников и студентов знаний, навыков, компетенций, опыта ценностных отношений и способов его реализации в процессе обучения. Подпространство внеучебной деятельности представляет собой процесс организации и реализации динамической сети разноуровневых воспитательных событий, направленных на профессиональное образование и развитие личности. Предложенная модель воспитательного пространства позволяет находить точки пересечения воспитательной деятельности школы и вуза и организовывать взаимодействие по различным направлениям: личностно-профессиональное, психолого-педагоги-ческое, эстетическое, гражданско-правовое и др.

Для анализа влияния воспитательного пространства на личностно-профессиональное развитие самоопределяющегося субъекта были отобраны критерии, характеризующие профессиональное самоопределение: тип профессиональной идентичности, уровень экзистенциальной наполненности как характеристика осмысленности жизни человека и характер самоорганизации деятельности, которые, по нашему мнению, отвечают высокому уровню сформированности профессиональной позиции. Определяя категорию «идентичность личности», А.Н. Кимберг [9, с. 140] указывает, что идентичность отождествляется с совокупностью выборов, сделанных человеком в моменты самоопределения, к которым в первую очередь можно отнести профессиональную сферу. Е.П. Ермолаева [10, с. 25] подчеркивает, что профессиональная идентичность является психосоциальной структурой, раскрывающей основные отношения личности в системе «человек -

профессия - общество» и выделяет ментально-эмоциональную идентичность, соответствующую отождествлению себя с профессией, прагматическую, рациональную и нейтральную / негативную идентичности. Е.Ю. Мандрикова [11, с. 87] рассматривает самоорганизацию деятельности в контексте психической регуляции и профессионального самоопределения.

В качестве диагностического инструментария были выбраны следующие методики: тест «Идентичность / маргинализм» Е.П. Ермолаевой [12], шкала экзистенции И.Н. Майниной [13] и опросник самоорганизации деятельности Е.Ю. Мандриковой [14].

Исследование было проведено на выборке студентов четвертых курсов, в которую вошли студенты исторического, естественно-географического и физико-математического факультетов (Ы = 76), включенных в воспитательную деятельность в рамках пространства школа - вуз, и студенты факультета социальной педагогики и психологического факультета (Ы = 54), не включенных в нее. На первом этапе вся выборка в соответствии с процедурами нормирования была поделена на 4 группы с точки зрения преобладающей профессиональной идентичности: сбалансированная идентификация выявлена (СИ) у 22,3 % всей выборки, негативная идентификация (НИ) - 15,4 % выборки, эмоционально окрашенная позитивная (ЭОПИ) - 32,3 % выборки, а прагматическая идентификация (ПИ) - 30 % выборки. Выраженность идентификационных типов по факультетам представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Выраженность идентификационных типов по факультетам

Заметим, что ЭОСИ преобладает на факультетах, включенных в воспитательную среду. Негативная идентификация встречается реже других идентификаций на всех факультетах (ЕГФ -0 %, ИФ - 18,2 %, СП - 17,2 %, ФМФ - 16,1 %, ФП - 15,8 %).

Корреляционный анализ позволил выявить взаимосвязи между идентификационными типами и параметрами, характеризующими экзистенциальную наполненность личности (таблица 1). Результаты корреляционного анализа свидетельствуют, что эмоционально окрашенная субъективная позитивная идентификация (ЭОПИ) имеет значимую (р < 0,01) положительную взаимосвязь со всеми переменными экзистенциальной наполненности, что указывает на то, что личность, у которой выражена высокая эмоционально окрашенная позитивная идентификация, способна к децен-трации, со-бытию с другими, поиску и нахождению возможностей для развития себя, способна воплощать собственные решения в жизнь и жить в соответствии с выбранными ею ценностями.

Таблица 1 - Корреляционные связи идентификационных типов и параметров экзистенции ^ < 0,01)_______________________________________________________________

Самодис- танциров. Самотранс- ценденция Персональ- ность Свобода Ответствен- ность Экзистен- ция

ЭОСП 0,413 0,473 0,515 0,311 0,358 0,315

ПНИ -0,244 -0,260 -0,293 - - -

ННИ -0,351 -0,392 -0,428 -0,284 -0,360 -0,301

Наименьшие значения по всем показателям экзистенциальной наполненности выявлены на факультете СП (Хср. = 54,24; 83,89; 34,29; 73,58 для самотрансценденции, персональности, свободы и экзистенции соответственно). Указанные цифры соответствуют низким значениям параметров. Немногим выше значения по указанным параметрам на факультете психологии, они расположены на границе между средними и низкими значениями. Аналогичные расчеты были выполнены по отношению к результатам, характеризующим самоорганизацию деятельности студенческой выборки (таблица 2).

Таблица 2 - Корреляционные связи идентификационных типов и параметров самоорганизации деятельности_______________________________________

Планомер- ность Целеустрем- ленность Настойчи- вость Фиксация на СД Самоорга- низация Ориентац. на настоящ.

ЭОСП - 0,304 - 0,296 - 0,216

ПИ - -0,219 - - - -0,201

НИ - -0,250 -0,250 - - -

Эмоционально окрашенная субъектная позитивная идентификация имеет значимую положительную взаимосвязь с целеустремленностью (р < 0,01) и с ориентацией на настоящее (р < 0,05). Прагматическая идентификация находит взаимосвязь с теми же переменными, но меняется знак взаимосвязи (р < 0,05). Негативная идентификация находит отрицательную взаимосвязь с целеустремленностью (р < 0,01) и настойчивостью (р < 0,05).

Таким образом, для студентов, обучающихся на факультетах, не включенных в воспитательную деятельность, составляющую суть воспитательного пространства школа - вуз, характерна прагматическая идентификация, низкие значения параметров экзистенциальной наполненности. Студентам факультетов, включенных в воспитательное пространство, свойственна эмоционально окрашенная позитивная идентификация и средние значения по шкалам экзистенции. Несомненно, нельзя в полной мере утверждать, что выявленные различия - это результат влияния только воспитательного пространства. Однако мы получили убедительное основание рассматривать воспитательное пространство школа - вуз как условие профессионального и жизненного самоопределения будущего педагога.

Ссылки и примечания:

1. Статья подготовлена при поддержке Гранта РГНФ 13-06-00513.

2. Деркач А.А. Психолого-акмеологические основания и средства оптимизации личностно-профессионального развития конкурентоспособного специалиста // Акмеология. 2013. № 3 (47). С. 14-21.

3. Там же.

4. Бурлакова Т.В. Индивидуализация профессиональной подготовки студентов: концептуальные основы : монография. Шуя, 2008.

5. Деркач А.А. Указ. соч.

6. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Социально-психологическое пространство личности. М., 2012.

7. Дрозд К.В., Плаксина И.В. Воспитательная деятельность Владимирского государственного гуманитарного университета: научно-методический аспект. Владимир, 2010.

8. Деркач А.А. Указ. соч.

9. Субъектный подход в психологии / под ред. А.Л. Журавлева и др. М., 2009.

10. Ермолаева Е.П. Оценка реализации профессионала в системе «человек - профессия - общество». М., 2011.

11. Мандрикова Е.Ю. Разработка опросника самоорганизации деятельности (ОСД) // Психологическая диагностика.

2010. № 2. С. 87-112.

12. Ермолаева Е.П.Указ. соч.

13. Майнина И.Н. Психодиагностические возможности методики «Шкала экзистенции» // Психологическая диагностика.

2011. № 2. С. 60-84.

14. Мандрикова Е.Ю. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.