Научная статья на тему 'Воспитательное пространство развития образа «я» учащихся национальной сельской школы'

Воспитательное пространство развития образа «я» учащихся национальной сельской школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
303
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ОБРАЗА «Я» / СЕЛЬСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА / ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ВНУТРЕННИЕ РЕСУРСЫ РЕБЕНКА / СУБЪЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кубашичева Любовь Нануовна

В статье рассматривается развитие образа «Я» в воспитательном пространстве сельской национальной школы и расширение ценностной базы воспитания как открытого социокультурного процесса. Педагогическая концепция развития образа «Я» как аспект раскрытия внутренних ресурсов, субъектной деятельности учащихся. Процесс освоения воспитательного пространства учащимися на основе свободного выбора и личностных потребностей, ориентированных на гуманистические ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитательное пространство развития образа «я» учащихся национальной сельской школы»

УДК 37.015.3:159.923 ББК 88.840 К 88

Л.Н. Кубашичева

Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и педагогических технологий Адыгейского государственного университета; E-mail: nureta73@mail.ru

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО РАЗВИТИЯ ОБРАЗА «Я» УЧАЩИХСЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

(РЕЦЕНЗИРОВАНА)

Аннотация. В статье рассматривается развитие образа «Я» в воспитательном пространстве сельской национальной школы и расширение ценностной базы воспитания как открытого социокультурного процесса. Педагогическая концепция развития образа «Я» как аспект раскрытия внутренних ресурсов, субъектной деятельности учащихся. Процесс освоения воспитательного пространства учащимися на основе свободного выбора и личностных потребностей, ориентированных на гуманистические ценности.

Ключевые слова: развитие образа «Я», сельская национальная школа, воспитательное пространство, внутренние ресурсы ребенка, субъектная деятельность

L.N. Kubashicheva

Doctor of Pedagogy, Professor of Pedagogy and Pedagogical Technologies Department, the Adyghe State University; E-mail: nureta73@mail.ru

EDUCATIONAL SPACE OF DEVELOPMENT OF THE PUPIL’S IMAGE AT NATIONAL RURAL SCHOOL

Abstract. The paper discusses the development of the pupil’s image in educational space of national rural school and expansion of valuable base of education as an opened sociocultural process. The author gives a pedagogical concept of development of the pupil’s image as an aspect of disclosing internal resources and subject activity of pupils. The process of development of educational space by pupils should be based on a free choice and on the personal requirements focused on humanistic values.

Keywords: development of the pupil’s image, national rural school, educational space, internal resources of the child, subject activity.

Огромные преобразования, произошедшие в мире, принципиально изменили условия функционирования человека. Изменилась характеристика культурно-исторической среды и социально-психологическая сфера жизнедеятельности развития. Сложившаяся ситуация, с одной стороны, требует мобилизации внутренних ресурсов, активности и самостоятельности человека, с другой, - неустойчивость социальной, экономической обстановки, изменение нравственных ориентиров провоцируют пассивность и безразличие людей.

Перед современной системой образования стоят задачи, решение которых обеспечивает процесс культурно-ценностного единства, предполагающий формирование личности, ее полноценную общегражданскую самоидентификацию, самореализацию. В нынешней ситуации развития общества важно определить направления и характер изменений ценностных ориентаций, знаковых изменений в когнитивной, эмоциональноличностной сферах человека.

Процесс развития образа «Я» - сложный, динамичный, противоречивый и обусловлен не только самооценкой, самосознанием человека, но и определяется средой, где он формируется и воспитывается как личность. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» определено основное направление воспитания человека

«гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации». Одной из главных функций общеобразовательной школы является подготовка к жизни в многонациональном государстве, формирование гражданской позиции, решение проблем культурной и духовной консолидации.

Современный воспитанник сельской школы живет в качественно новом пространстве и в новых ритмах, находясь под воздействием огромного прессинга неранжированной, чаще «хаотичной информации, что определяет изменения его восприятия, познания, мышления» (Д.И. Фельдштейн, 2010). Значительные изменения отмечаются в развитии потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сфер, меняются ценности, появляются новые потребности и новые возможности их реализации. Особенности и характер всех этих процессов наиболее выражено проявляются в детстве. На этом этапе постоянно происходят сложные, возрастные психические и социально-психологические изменения в процессе развития человека, активно осуществляется процесс социализации и индивидуализации его, осваиваются нормы поведения в обществе. Важнейшим фактором этих изменяющихся отношений выступает система взаимодействия детства с миром взрослых - это объективно и субъектно задаваемое отношение к нему как особому состоянию. Между тем детство весьма активно ставит все новые и новые задачи перед взрослыми, особенно важно определять, устанавливать направленность, динамику, интенсивность и характер изменений в развитии детства и появление новых закономерностей.

Сельская школа - это образовательное учреждение, расположенное в сельской местности, разнообразное по наполняемости, социальному окружению, национальному составу, стремящееся удовлетворить образовательные потребности детей и выполняющее специфические задачи общеобразовательной и трудовой подготовки школьников [2]. Сельская школа - это уникальный социальный институт, традиционно выполняющий не только образовательную функцию, но культурологическую миссию. В истории отечественной педагогической практики существует опыт построения уникальных моделей сельских школ, отвечавших духу времени: это опыт сельских школ С.А. Рачинского, школа труда С.Т. Шацкого, школа радости В.А. Сухомлинского и др.

В социально-экономических условиях села образование выступает в качестве органического компонента жизненных отношений к миру, в итоге возрастает значение человекообразующей функции образования в саморазвитии личности. Развитие образа «Я» учащихся сельской школы в повседневной их жизни в образовательно- воспитательном пространстве предполагает обеспечение развития рефлексивных способностей человека к самопознанию, саморазвитию. Известно, что образование, с одной стороны, обогащает отношения человека с миром, а с другой, - создает предпосылки для его саморазвития. Способность к обогащению предметной деятельности возможна в той степени, в какой человек познает и углубляет представление о своем «Я», именно самоанализ определяет активность взаимодействия личности со средой.

Одним из важнейших моментов в определении ситуации формирования растущего человека являются изменения социального пространства его функционирования. По определению Н.Л. Селивановой, среда - это некая природно-социальная данность и не всегда она организована как воспитательное пространство. Под воспитательным пространством понимается педагогически целесообразно организованная среда, окружающая отдельного ребенка или множество детей (класс, школа, двор, село, город и т.д. [8]. Ю.С. Мануйлов определяет воспитательное пространство как «часть среды, в которой господствует определенный педагогически сформированный образ жизни» [4].

Д.В. Григорьев представляет воспитательное пространство как динамическую сеть педагогических событий, создаваемое усилиями социальных субъектов различного уровня (коллективных и индивидуальных), выступающее интегрированным условием личностного развития человека - и взрослого и ребенка [8].

Системообразующим фактором среды развития ребенка является воспитательное

пространство школы, которое представлено, согласно концепции А.В. Мудрика, субъектным, предметным, событийным, информационным пространством. Конструирование воспитательного пространства школы в условиях развития образа «Я» предполагает насыщение его субъектными, предметными, событийными и информационными ресурсами.

Для формирования культурно-ценностного единства общества педагогическими средствами необходимо иметь четкое представление о социокультурных механизмах, текущих и перспективных целях и задачах процесса модернизации российского общества и роли общеобразовательной национальной сельской школы в этом процессе. Отсюда и соотношение национального и государственного и их взаимодействие в области культуры. Отметим, что, это прежде всего, соединение различных картин мира, аккумулирующих содержание социально-исторического опыта отдельных этносов, соединение ценностных и этических систем, определяющих смысложизненные ориентации, а также взаимодополнение их культурных потенциалов в интересах обеспечения социального пространства личности для максимально полной самореализации.

Законодательная база для разработки программы «Развитие образа «Я» учащихся сельской национальной школы»:

1. Конвенция о правах ребенка.

2. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».

3. Закон РФ «Об образовании».

4. Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 гг.

5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.

6. Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года.

7. Приоритетный национальный проект «Образование» 2006-2008 гг.

8. Типовое положение об общеобразовательном учреждении.

Основные задачи программы «Развитие образа «Я» учащихся сельской общеобразовательной школы»:

- обеспечение прав и свобод ребенка в процессе самоизменения;

- построение образовательной практики с учетом региональных социокультурных тенденций воспитания детей в духе уважения к своей школе, земле, России;

- психолого-педагогическая поддержка и помощь в самоорганизации, самоутверждении;

- рассмотрение педагогической деятельности в рамках диалогического взаимодействия;

- создание позитивных двудоминантных ситуаций в процессе развития образа «Я»;

- содействие повышению роли семьи в воспитании;

- выявление специфики воспитания личностной сферы школьника;

- разработка методики развития образа «Я» в условиях сельской национальной школы;

- формирование у школьников способности к смыслопоиску, к волевой регуляции, творчеству, рефлексии, самостоятельной ответственности;

- использование средств народной педагогики адыгов.

Отбор содержания диалогов, дискуссий важен, чтобы ставить учащихся в ситуацию выбора для изучения себя и других. В воспитательно-образовательном процессе организация субъективной деятельности учащихся является условием развития образа «Я», активизирующей и когнитивную, и эмоциональную, и волевую сферы личности. Деятельность выступает, прежде всего, как важнейшая форма активности, организующая и реализующая бытие и способы существования субъектности личности.

В своих последних публикациях Д.И. Фельдштейн отмечает, что процесс создания воспитательно-образовательного пространства и психолого-педагогическая помощь в раскрытии внутренних ресурсов ребенка - одно из необходимых условий развития образа «Я», что объясняется многомерностью самого пространства с его природным, социальным, информационным и культурным образовательным содержанием.

Развитие образа «Я» в научной психолого-педагогической литературе рассматривается как процесс выделения человеком самого себя из окружающей среды; ощущение целостности и тождественности с самим собой (в отношении своего прошлого, настоящего и будущего); ощущение себя субъектом своих действий (Р. Бернс, И.С. Кон, В. Франкл и др.).

Образ «Я» - динамическая неповторимая система представлений человека (не лишенная внутренних противоречий) о себе, на основе которой он строит свои отношения с миром, с людьми и самим собой.

И как образ собственного «Я», выступающий как установка по отношению к самому себе, включает следующие компоненты:

а) когнитивный - образ своих качеств, способностей, социальной значимости (самосознание);

б) эмоциональный - самоуважение, себялюбие, самоутверждение;

в) оценочно-волевой - -стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т.д.

[7].

Развитие образа «Я» обусловлено широким социально-культурным контекстом, возникающим в деятельности и взаимодействии между людьми, обеспечивающим процесс осознания своих корней и определение места в мире, а также прививающим чувство уважения к другим культурам (И.С. Кон, В. Франкл, Э Фромм и др.).

Так как образ «Я» возникает в деятельности и взаимодействии между людьми, в ходе которого субъект «смотрится, как в зеркало, в другого человека» (К. Маркс), тем самым корректируется образ «Я», определяются отношения Я-Я, Я-ТЫ, Я-МЫ и т.д.

Развития образа «Я» на когнитивном уровне обеспечивает учащегося информацией о себе и окружающем мире; содействует процессам самопознания с целью расширения знаний о себе; определяет пути поиска себя и обнаружения ценностей личностного смысла.

Развитие образа «Я» на эмоциональном уровне обеспечивают следующие педагогичекие условия:

- раскрытие человекосозидающего потенциала ребенка;

- рефлексия как источник самосознания и рефлексивная деятельность, связанная с саморазвитием и самовоспитанием;

- изучение потребностей, способностей, интересов ребенка и познания востребованности этих качеств в жизни;

- обращение к совести, стыду как нравственной основе личности (И.А. Колесникова).

Образ «Я» на оценочно-волевом уровне формируется на основе адекватной

самооценки, стремления к саморазвитию, самовоспитанию, саморегуляции, активности и самостоятельности в деятельности в процессе освоения социального опыта и собственной культуры [1].

В личностно развивающем образовательном пространстве сельской школы развитие образа «Я» предстает как деятельность, в которой особая роль принадлежит педагогической поддержке и помощи в процессе самоорганизации и саморазвитии личности; это отказ от передачи готовых знаний, форм и способов педагогической деятельности, раз и навсегда заданных ценностно-нормативных представлений; это создание условий и механизмов саморазвития и самовоспитания. Необходимость диагностики образа «Я» предстает как средство понимания ребенка как своеобразного текста, с которым легко работать и учителю, и семье. Идеи ценностно-смыслового равенства взрослого и ребенка, творческого начала в процессе саморазвития; индивидуально-личностной ориентации содержания образования; психолого-педагогической поддержки процесса самоорганизации нравственной сферы ребенка; решения проблем экологии социализации - основа развития образа «Я».

В качестве источников обновления воспитательно-образовательного пространства сельской национальной школы выступают:

- потребность страны, региона как социальный заказ;

- реализация социального заказа в законах, директивах и нормативных документах федерального и регионального значения;

- выявление проблем личностного развития учащихся сельской национальной школы;

- зарубежный и отечественный педагогический позитивный опыт развития образа

«Я»;

- опытно-экспериментальная работа;

- изучение результатов опытно-экспериментальной работы.

Чтобы подготовить ребенка к взаимодействию с реальностью во всём многообразии, педагогу нужно знать:

- что уже заложено в структуре воспитанника от природы или приобретенное;

- какие задатки, способности, потребности, интересы, мотивы подлежат развитию;

- какие закономерности (внутренние и внешние) движут развитием образа «Я» в условиях сельской национальной школы;

- насколько готов ученик к самоизменению, и наличие способности актуализации развития образа «Я»;

- какие максимально благоприятные педагогические условия нужно создать для развития образа «Я»;

- построение отношений в педагогическом взаимодействии на основе ценностносмыслового равенства взрослого и ребенка;

- готовность педагога к самопознанию и самоизменению;

- осуществление педагогического взаимодействия в режиме диалога, реализация процессов связи семьи и школы на уровне интересов ребенка и его развития.

Позиция педагога, обеспечивающая ситуацию, когда воспитанник способен совершать усилия, способствующие его самосовершенствованию и самопреодолению в реализации целей самовоспитания, является ключевой. Воспитание и обучение, с точки зрения общепедагогической и социально-психологической, должны быть процессом не только внешнего воздействия, но и постепенного самоовладения, движение от познания себя к согласованию осознанных поступков и бессознательных побуждений (Л.А. Петровская,1998). Акцентирование внимания на развитие образа «Я» учащихся, активизация процессов саморазвития личности, подкрепляемые самостоятельностью в деятельности, прокладывают путь между знанием, опытом и собственной психологической организацией в воспитательном пространстве.

Примечания:

1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

2. Гурьянова М.П. Российская сельская школа как социокультурный феномен // Педагогика. 1999. № 7. С. 23.

3. Колесникова И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии. СПб.: Детство-Пресс, 2001.

4. Новиков Л.И. Идеи воспитания в русской философии: Х1Х-начало ХХв. М.: РОССПЭН,

2004.

5. Селиванова Н.Л. Воспитание: теория и реальность // Известия РАО. 1999. № 2. С. 39.

6. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.

7. Психология: словарь. М.: Просвещение, 1990.

8. Филонов Г.Н. Воспитание: традиции и современность // Педагогика. 2003. № 7. С. 14.

9. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития. М.; Воронеж, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.