Научная статья на тему 'Воспитательное пространство как многомерное и полифункциональное образование'

Воспитательное пространство как многомерное и полифункциональное образование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
298
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фролов И. В.

The upbringing space as an integrated condition of human development. In the article main ways to definitions of «upbringing space», «educational space», «upbringing environment» are examined, because they are very close to each other by meaning. On the author's opinion, the presence of those definitions and their different interpretation are explained by the unsynonymous boards of the space, environment; structural full filling; the interaction level of subjects of educational process. Under the educational space, the authors are offer to understand polyfunctional education, created by all subjects of educational process, and which could stand as an integrated condition of self-profes-sionally development of student.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитательное пространство как многомерное и полифункциональное образование»



- подведите аудиторию к самостоятельному выводу (желательно, чтобы его сделали слушатели, а не докладчик);

- речь политинформатора должна быть четкой, ясной, образной, грамотной и выразительной;

- продумайте наглядное сопровождение своего выступления;

- обязательно укажите использованную литературу, чтобы слушатели могли ею воспользоваться;

- используйте материалы национально-регионального компонента (чем живет современная РТ).

Теория воспитания

Подготовка и проведение политинформаций студентами с использованием элементов HPK являются важными, поскольку используется материал местной жизни, близкой студентам.

Соединение в единую систему всех перечисленных форм учебно-воспитательной работы с учетом национально-регионального компонента по воспитанию гражданственности как в учебное, так и внеурочное время становится одной из актуальных задач социализации студентов на современным этапе.

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК МНОГОМЕРНОЕ И ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

И.В. Фролов, соискатель ИПППО РАО, г. Казань

Термин «пространство» в сферу социальной жизни пришел из физики и математики, подразумевая множество объектов и расстояние между ними. Философское представление о пространстве характеризует его как форму существования бытия. Проблеме воспитательного пространства в последние годы уделяется большое внимание исследователей. Вместе с тем, наряду с понятием «воспитательное пространство» (Н.Л. Селиванова, А.В. Гаврилин, И.Г. Николаев), очень часто используются понятия «образовательное пространство» (Е.А. Ям-бург, Э.Ф. Зеер, Г.В. Мухаметзянова, Н.В. Кузьмина, К.С. Махмурян), «воспитывающая среда» (С.Т. Шацкий, А.П. Пинкевич, А.Г. Калашников, Н.Е. Щуркова) и другие.

Понятие «образовательное пространство» использовано в действующем Законе Российской Федерации об образовании и других нормативных актах, исследованиях Е.А. Ям-бурга, Н.В. Кузьминой и других. В статье 2 действующего Закона РФ «Об образовании» отмечается, что один из принципов государственной политики в области образования -единство федерального культурного и образовательного пространства [1, с.4]. Е.А. Ямбург, рассматривая проблемы модернизации образования, обращается к идее формирования образовательного пространства, позволяющего обучать каждого ученика в зоне его ближайшего развития, соответственно его психофизиологическим особенностям, склонностям и

Казанский педагогический журнал

1'2006

способностям, реальным и социальным условиям существования. Советом глав правительств Содружества Независимых Государств утверждена Концепция формирования единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств от 17 января 1997 года. Исходя из основных целей, принципов и направлений формирования единого образовательного пространства и учитывая различные уровни состояния экономики, науки и образования, были определены следующие этапы реализации настоящей Концепции. Первый этап - разработка и принятие межгосударственной программы формирования единого образовательного пространства, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров, межгосударственного соглашения о формировании единого образовательного пространства государств-участников Содружества. Второй этап - гармонизация национального законодательства государств-участников Содружества в области образования в целях формирования единого образовательного пространства, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров. Третий этап - создание системы социально-экономических и организационно-управленческих механизмов межгосударственного сотрудничества в сфере образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров, включая согласованные принципы обмена информацией о вопросах образования, разработку согласованных определителей качества образования, подготовки и аттестации научных и научно-педаго-

гических кадров. Таким образом, единое образовательное пространство характеризуется общностью принципов государственной политики в сфере образования, согласованностью государственных образовательных стандартов, программ, стандартов и требований по подготовке и аттестации научных и научно-педагогических кадров и программ, равными возможностями и свободной реализацией прав граждан на получение образования в образовательном учреждении.

Термин «воспитательное пространство» появляется в научном лексиконе педагогической науки в 60-70-е годы XX века в связи с обобщением экспериментальной деятельности по созданию социально-педагогических комплексов в Свердловской области. Сущность понятия «воспитательное пространство» рассматривают

А.В. Гаврилин, Н.Л. Селиванова, И.Г. Николаев и другие авторы. Например, в работах А.В. Гаврилина воспитательное пространство понимается как многомерное и полифункциональное образование, через которое проявляется влияние всех факторов воспитания и других пространств (витального, предметного, экологического, информационного, образовательного, социокультурного и пр.) на процесс становления, развития и самореализации личности. В работах Н.Л. Селивановой отмечается, что под воспитательным пространством можно понимать динамическую сеть взаимосвязанных педагогических событий, собираемую усилиями социальных субъектов различного уровня (коллективных и индивидуальных) и

66

Теория воспитания

способную выступить интегрированным условием личностного развития человека - и взрослого, и ребенка [4]. В исследовании И.Г. Николаева воспитательное пространство определяется как цель и результат системной организации воспитания детей и подростков в условиях среды мегаполиса [4]. Воспитательное пространство понимается И.Г. Николаевым как результат конструктивной социально-педагогической деятельности созидательного и интеграционного характера. По мнению Т.П. Беликовой, воспитательное пространство - это многоуровневое образование, в котором можно выделить по меньшей мере семь уровней (компонентов): деятельностный, коммуникативный, компаративный, информационный, эмоциональный, социально-предметный, экологический [4]. Таким образом, можно отметить, что понятие «воспитательное пространство» определяется авторами неоднозначно. Разночтения в определении воспитательного пространства в некоторой степени обусловлены объективными факторами, поскольку само пространство многомерно. Воспитательное пространство рассматривается специалистами как динамическая сеть взаимосвязанных педагогический событий, создаваемых в среде пребывания взрослых и детей, способная выступать интегрированным условием личностного развития человека и как место, в котором индивидуальными и групповыми субъектами воспитания осуществляется специальная деятельность, а также формируются множественные связи и отношения, создающие условия для развития любой

личности: ребенка, педагога, родителя. По мнению исследователей, многообразие форм и методов, формирующих пространство, в свою очередь, позволяет каждому человеку, входящему в пространство, независимо от его возраста, культурного уровня и прочих условий, помочь в его саморазвитии и становлении. Очевидно, что с развитием воспитательного процесса расширяется поле выбора пути развития для каждой личности. Для создания подобных условий необходимо использование всех возможностей социальной, культурной, образовательной и прочих сред. Интегрирование различных подпространств и создает целостное, саморегулируемое, саморазвивающееся образование -воспитательное пространство.

Понятие «воспитывающая среда» используют С.Т. Шацкий, А.П. Пин-кевич, А.Г. Калашников, Н.Е. Щур-кова. В толковом словаре русского языка понятие «среда» определяется как окружающие человека социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий [5, с.660]. Среда, представляя собой совокупность множества обстоятельств, влияющих на любой объект, включенный в нее, во-первых, придает существованию данного объекта неразрывность и про-цессуальность, во-вторых, создает феномен смыслового фона, который в целом «оттеняет» смысловое содержание каждой своей единицы. И следовательно, термин «воспитывающая среда» имеет более длительную историю, чем понятия «образовательное пространство» и «воспитательное пространство». С.Т. Шацкий утверждал,

Казанский педагогический журнал

1'2006

что «весь педагогический процесс как сложное явление социального порядка направляется в ту или другую стороны, изменяется качественно или количественно в зависимости от изменения среды (в широком смысле слова)» [6, с.92-93]. С точки зрения Л.И. Новиковой, процесс педагоги-зации среды заключается в целенаправленной педагогической активности, направленной на актуализацию социально значимых ценностей и потребностей и дезактуализацию в сознании молодежи ценностей и потребностей асоциального характера [7, с.117]. Создание воспитывающей среды предполагает, пишет Л.И. Новикова, конечно, сужение в ней стихийного за счет организованных, усовершенствованных и сведенных в систему влияний; усилия взрослых должны быть направлены не на ликвидацию среды неорганизованной, а на включение ее в качестве составляющего компонента в систему окружающей школу среды [7, с.65]. Н.Е. Щуркова определяет воспитывающую среду как «совокупность окружающих ребенка обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру» [8]. По мнению И.Г. Николаева [4] под воспитывающей средой понимается все то, среди чего пребывает субъект. Учитывать возможности среды, пишет И.Г. Николаев, - значит принимать во внимание: а) свойства среды или то, как и в чем посредствует она субъекту развития; что и как опосредует в развивающейся личности, детском коллективе, в школьной воспитательной

системе; как усредняет в психофизиологическом, социальном, моральном планах их развития и так далее; б) качества среды, от которых зависит ее способность влиять на воспитанников; потенциальные возможности среды, скрытые в вариантах ее модификации (скрытые резервы). Таким образом, и понятие «воспитывающая среда» определяется неоднозначно. Общим компонентом для всех подходов является включение в понятие «воспитывающая среда» всего того, что оказывает влияние на развитие человека.

Обобщая все вышеизложенное, можно отметить, что понятия «воспитательное пространство», «образовательное пространство», «воспитывающая среда» очень близки по содержанию. Наличие этих понятий и различные трактовки их содержания обусловлены неоднозначным определением протяженности, то есть границ пространства, среды; структурного наполнения; уровня взаимодействия субъектов образовательного процесса. Центральным моментом в общенаучном понимании среды является выполнение ею контекстной функции по отношению к любому существующему в ней объекту и развивающемуся в ней процессу, пространство же определяет собственно бытийные характеристики, «конституирует» объект; социальная среда приобретает характеристики среды воспитывающей в результате управления объективно существующими обстоятельствами; воспитательное пространство возникает в результате созидающей деятельности его субъектов; управление средой социальной

■ 1111

п

ш

Теория воспитания

позволяет актуализировать потенциально существующие в ней ресурсы; создание воспитательного пространства влечет за собой возникновение качественно новых ресурсов, развивающихся на основе конструктивной деятельности его субъектов; воспитательное пространство существует в средовом контексте, причем, на наш взгляд, существование воспитательного пространства неизбежно влечет за собой педагогизацию среды.

Мы под воспитательным пространством предлагаем понимать многомерное и полифункциональное образование, созданное усилиями всех субъектов педагогического процесса и способное выступить интегрированным условием профессионально-личностного развития человека (и обучаемого, и обучающего). По нашему мнению, воспитательное пространство может характеризоваться следующими параметрами: 1) целостностью, которая является результатом гетерогенности, как элементов воспитательного пространства, так и связей между ними, и обеспечивает эффективность влияния воспитательного пространства на личность; 2) результатом дифференциации (то есть определение задач и функций каждого элемента воспитательного пространства) и интеграции (объединение всех элементов в одно целое); 3) наличием единой педагогической концепции, ориентированной на приоритеты гуманисти-

ческого образования; 4) реализацией личностно-деятельностных, системно-ролевых технологий; 5) составом образовательных услуг (их необходимым разнообразием); 6) качеством реализации этих услуг (они должны соответствовать высокому уровню современных образовательных технологий, что обеспечивается системой аттестации образовательных учреждений и лицензирования); 7) доступностью образовательных услуг (объем платы, материально-техническое обеспечение и др.); 8) наличием и развитием культурных признаков во всех сферах жизнедеятельности.

Литература:

1. Закон Российской Федерации об образовании.- М.: МП «Новая школа», 1992.- 58 с.

2. Ямбург Е.А. Педагогический ансамбль школы.- М.: Знание, 1991.- 60 с.

3. Кузьмина Н.В. (Головко-Гаршина). Предмет акмеологии.- 2-е изд., испр. и доп.- СПб.: Политехника, 2002.- 189 с.

4. Стратегия воспитания в образовательной системе в России / И.А. Зимняя.- М.: Изд-во «Сервис», 2004.- 480 с.

5. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов.- СПб.: Норит, 2000.- 1536 с.

6. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения: в 4-х томах. М.: Просвещение, 1964.- Т.2.- 475с.

7. Новикова Л.И. Школа и среда.-М.: Знание, 1985.- 80 с.

8. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии.- М.: Педагогическое общество России, 1998.- 234 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.