4. Гусейнова Л.А. // Высшее образование сегодня. 2005. № 9. С. 52-55.
5. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2020 годы. Утверждена Правительством РФ 3 сентября 2005 года, № 1340-р.
6. Балыхин Г.А. // Высшее образование сегодня. 2005. № 12. С. 5-8.
Поступила в редакцию 12.01.2007 г.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
Н.Н. Чалдышкина
Chaldyshkina N.N. Educational work with disabled children in conditions of health resort camps. The article reveals the specificity of health resort camps of a new integrative kind. The article presents the model which provides the cooperative activity of the disabled and healthy children. The levels of inner and outer cooperation of specialists in the process of organization of the camp activity are characterized in the article. It also describes the program of social pedagogical rehabilitation of children with different disabilities in conditions of health resort camps of integrative kind, methods of social teacher’s work with healthy children in order to develop tolerance towards the disabled children. The article reviews main results of the experimental work.
Современная социальная действительность сопровождается резкими качественными изменениями. В большей степени это касается категории детей с ограниченными возможностями здоровья. Детская инвалидность - одна из наиболее актуальных проблем современного общества, требующих пристального внимания учреждений образования, здравоохранения, служб социальной защиты населения и др. По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в 1993 г. зарегистрировано 344 тыс. детей с различными профилями инвалидности, не достигших возраста 16 лет, в 1998 г. их число составило 564 тыс., в 2006 г. - свыше 590 тыс.
Увеличение числа детей, имеющих стойкие функциональные расстройства, обусловило ратификацию в 1995-2006 гг. федеральных законов о регулировании различных аспектов жизнедеятельности детей данной категории: «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О государственной социальной помощи», федеральной целевой программы «Дети России», включающей подпрограмму «Дети-инвалиды», и других нормативно-правовых актов, основываю-
щихся на основных принципах и положениях Конвенции о правах ребенка, внедрение приоритетных национальных проектов «Образование» и «Здоровье».
При равноценной важности решения всего комплекса проблем детей с ограниченными возможностями здоровья (улучшение условий жизни, социального и медицинского обслуживания, повышения качества образования, социальной подготовки и т. д.) актуальным является вопрос о принятии дополнительных мер по обеспечению адаптации и интеграции каждого ребенка в здоровый социум, в том числе посредством организации условий в учреждениях образования и социальной защиты населения.
Однако реальная практика свидетельствует, что специалистами данных учреждений недостаточно активно используется потенциал воспитательной работы в процессе организации совместной деятельности детей со стойкими функциональными нарушениями здоровья и здоровых детей. Данное упущение связано, скорее всего, с тем, что деятельность интегративных детских групп имеет свои особенности. Именно эти группы являются одной из эффективных форм интеграции, включения данных детей в социум, позволяя преодолевать барьер их изолирован-
ности в той мере, которая им полезна и доступна на данном этапе развития.
Идея интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в социальную среду легла в основу работ отечественных и зарубежных исследователей А.В. Батовой, М. Ваннах, Т.В. Вареновой, Н.Г. Гадировой, Б. Дрех-слер, Х. Есингер, С. Лангмейер, Н.Н. Мало-феева, С.М. Микрюковой, Н.С. Моровой,
В.И. Олешкевич, М. Руттер, Г.К. Селевко, А.В. Суворова, ЕЮ. Шпанко, И.Л. Шпиц-берг и др.
В нашем исследовании особое внимание уделяется детскому оздоровительному лагерю. Детский оздоровительный лагерь нового, интегративного вида, является важным средством социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимым звеном системы непрерывной работы с детьми с различными профилями инвалидности; обладает рядом признаков (динамичность, природосо-образность, открытость, интенсивность, ин-тегративность). Ключевой идеей деятельности лагеря интегративного вида выступает целесообразность интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых детей, а также межведомственный, междисциплинарный и учрежденческий подходы к организации его функционирования.
Базой исследования стал детский оздоровительный лагерь «Надежда» Министерства здравоохранения и социального развития РФ, работающий по программе Межрегиональной общественной организации «Детский Орден Милосердия» (учредитель - Международная Федерация детских организаций) и действующий с 1993 года по настоящее время в летний период на базе лечебно-оздоровительных комплексов Республики Марий Эл («Лесная сказка», «Кленовая гора» и др.).
В опытно-экспериментальной работе приняли участие 351 ребенок в возрасте от 7 до 18 лет, в том числе 219 - дети с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями слуха, зрения, функций опорнодвигательного аппарата, заболеваниями внутренних органов и систем) из специальных (коррекционных) школ-интернатов Калужской, Владимирской, Московской, Нижегородской, Рязанской, Тверской, Оренбургской областей, республик Удмуртия, Татарстан, Марий Эл, Пермского края, Ямало-
Ненецкого автономного округа, 85 - здоровые дети; 87 специалистов - социальные педагоги, педагоги-психологи, медицинские работники, физкультурные работники, воспитатели и др.; 19 студентов-волонтеров факультета педагогики и психологии Марийского государственного педагогического института им. Н.К. Крупской, обучающиеся по специальности «Социальная педагогика».
Модель детского оздоровительного лагеря интегративного вида предусматривает:
- цель (создание условий для социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья);
- приоритетные принципы (индивидуальный подход, учет профиля заболевания ребенка, объективность, системность, интенсивность) и ценности (гуманизм, милосердие, человеколюбие, уважение личности каждого вне зависимости от его ограничений, способностей, возраста и др.) социально-педагогического руководства и взаимодействия;
- содержание (содействие детям с ограниченными возможностями здоровья в овладении коммуникативными и социальными навыками, раскрытии индивидуального потенциала; здоровым детям в совершенствовании навыков социально-педагогической помощи и поддержки; межведомственному и учрежденческому взаимодействию специалистов; в обеспечении непрерывности процесса социально-педагогической реабилитации детей с различными профилями инвалидности);
- модули как компоненты модели: социально-педагогический потенциал детского оздоровительного лагеря интегративного вида; индивидуальный потенциал детей с ограниченными возможностями здоровья, раскрывающийся на индивидуально-личностном, межличностном и продуктивном уровнях; взаимодействие различных специалистов, учреждений общественных организаций, ведомств и министерств; социально-инициативная деятельность здоровых детей и волонтеров;
- технологии работы специалистов с детьми (игротерапия, музыкотерапия, кине-зитерапия, изотерапия, вокалотерапия, библиотерапия, флористика, элементарный туризм и др.);
- формы социально-педагогической работы с субъектами реабилитации (с детьми -
работа в социальной и природной среде; индивидуальная работа специалистов с ребенком; работа с детьми в парах с идентичным диагнозом, в парах «ребенок с ограниченными возможностями здоровья - здоровый ребенок», организация игр, конкурсов, турниров, развлечений, соревнований, концертов, поздравлений именинников, индивидуальных и групповых бесед, творческих студий, кружков на отрядном, междотрядном, общелагерном уровнях и др.; со специалистами различных ведомств, учреждений и общественных организаций - посредничество и координирование вопросов на этапе подготовки к открытию летней смены лагеря, при подведении итогов его деятельности; со специалистами лагеря - обеспечение социальнопедагогического сопровождения их деятельности; с волонтерами - обучение поддержке детей-инвалидов, развитие навыков добровольной помощи);
- средства (вербальные и невербальные; изготовление символики и оформление функциональных пространств корпуса санатория и прилегающей территории; отрядные «огоньки», «свечки», «орлятский круг» отрядного, межотрядного и общелагерного уровня; работа с дневниками личных и отрядных достижений; выбор игровой роли, ритуалов поведения, приветствия и прощания; методические рекомендации для специалистов, волонтеров и родителей и др.).
Углубленный анализ функционирования летних детских оздоровительных лагерей интегративного вида «Надежда» позволил выявить следующие уровни внешнего и внутреннего взаимодействия:
1. Межведомственный. На данном уровне происходит региональное взаимодействие таких ведомств, как Министерство социальной защиты населения и труда, Министерство образования, Фонд социального страхования, Министерство культуры, печати и по делам национальности и др. Важное место занимают Министерство социальной защиты населения и труда, которое по согласованию с Фондом социального страхования выделяет материальные средства для приобретения путевок на лечение и оздоровление особо нуждающихся детей. С этой целью привлекаются ресурсы различных ведомств по созданию в регионах электронной базы
данных о детях-инвалидах, разрабатываются региональные программы и т. д.
2. Учрежденческий. На данном уровне реализуется задача определения организаций, учреждений, удовлетворяющих требованиям эффективной социально-педагогической реабилитации и интеграции детей-инвалидов в здоровый социум. Организуется взаимодействие специализированных школ-интернатов для детей с различными стойкими нарушениями здоровья (зрения, слуха, функций опорно-двигательного аппарата и др.); территориальных центров социальной помощи семье и детям; реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями здоровья; средних школ, в которых обучаются здоровые дети и подростки - потенциальные и действующие волонтеры; факультетов высших и средних специальных учебных заведений педагогического профиля; учреждений дополнительного образования; общественных организаций, в том числе Межрегиональной общественной организации «Детский Орден Милосердия» (ДОМ) и ее региональных представительств, формирующих базу данных о добровольных помощниках; организаций, выступающих в роли спонсоров.
3. Индивидуально-личностный. Данный
уровень специфичен в силу привлечения специалистов различных областей (педагогической, социально-педагогической, психо-лого-педагогической, медицинской, физ-
культурно-оздоровительной и др.), действующих студентов-волонтеров студенческих педагогических отрядов, общественных организаций для проведения реабилитационных мероприятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях равноправного общения со здоровыми детьми.
Система непрерывной социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в качестве важного компонента включает детский оздоровительный лагерь интегративного вида. Данная система функционирует круглогодично в специализированных учреждениях (реабилитационных центрах, центрах социальной помощи семье и детям, школах-интернатах и др.) и семье под руководством социального педагога. Данный специалист координирует реализацию мероприятий, связанных с адаптацией и интеграцией ребенка-инвалида в социум, учитывая его индивиду-
альные и возрастные особенности, сформи-рованность у него социальных, коммуникативных умений и навыков.
В данной системе важное место отводится методике работы социального педагога со здоровыми детьми по формированию у них толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, социально значимых инициатив. Социальный педагог специализированного учреждения сотрудничает со средними школами, учреждениями дополнительного образования с целью выявления потенциальных волонтеров и организации их обучения по рекомендации руководителей региональных подразделений «Детского Ордена Милосердия» в «Школе помощника социального педагога» (Москва). Они организуются в течение учебного года с последующим прохождением волонтерской практики по индивидуальному сопровождению и поддержке детей-инвалидов в лагерях «Детского Ордена Милосердия» различных регионов РФ.
Указанные характеристики системы непрерывной реабилитации детей с различными профилями инвалидности специалистами лагеря интегративного вида являются основой для практической деятельности в детском оздоровительном лагере интегративного вида.
Целью организации социально-педагогической реабилитационной работы в условиях данного вида лагеря является интеграция ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Задачами выступают следующие: способствовать межличностной коммуникации между участниками программы; обеспечивать позитивный эмоциональный настрой участников; развивать и расширять сферы двигательной активности каждого ребенка с учетом состояния его здоровья; обеспечивать толерантное отношение здоровых детей к детям с ограниченными возможностями здоровья и проявление социальных инициатив и др.
Разработанная нами программа социально-педагогической реабилитации детей с различными профилями инвалидности в 2002-2005 гг. реализовывалась на базе лечебно-оздоровительных комплексов «Лесная сказка» и «Кленовая гора» Республики Марий Эл, были проведены тематические смены «Зажги свою звезду!», «Созвездие талантов»,
«На земле Онара». Они представляли собой подпрограммы комплексной деятельности специалистов детского оздоровительного лагеря интегративного вида с участием детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей, с привлечением разнообразных технологий, форм и средств.
Содержание данных подпрограмм построено с учетом логики развития деятельности детей в лагере (организационный, основной и заключительный периоды) на основе предоставления детям равных возможностей для участия в играх, конкурсах и других мероприятиях лагеря. Правила игрового взаимодействия, возможности для реализации индивидуального потенциала детей в творческих театрально-музыкальных, физкультурно-оздоровительных и иных мероприятиях сообщались детям во время обряда посвящения в участники тематической программы («Зажги свою звезду!», «Созвездие талантов», «На земле Онара») в организационный период смены.
На протяжении основного периода смены каждый ребенок имел возможность принять участие в тематических трехдневках («Знакомство», «Звезды Танцпола», «Народные забавы, обряды, игры», «Рыцарский турнир», «Юные экологи и краеведы», «Аллея творческих инициатив», «Дни национальной культуры» и др.). В рамках данных трехдне-вок проводились следующие мероприятия:
- зрелищные (блок «Актер»): представления отрядов; выступления творческих групп (дети разного уровня здоровья и возраста под руководством социального педагога, волонтеров, вожатых); концерты, театрализованные костюмированные постановки, инсценировки художественных и самостоятельно придуманных стихотворных и прозаических произведений, игрища и др., в том числе с опорой на национально-региональный компонент;
- познавательные (блок «Любознательные»): знакомство с базовыми идеями, принципами и правилами «Детского Ордена Милосердия»; природно-оздоровительными факторами, элементарными экологическими и краеведческими сведениями, особенностями и возможностями детей с различными стойкими нарушениями здоровья, народными традициями и культурными особенностями представителей различных территорий -
культуры финно-угорской группы, объединяющей культуры жителей Поволжского Нечерноземья: марийская, татарская, удмуртская, чувашская; культура народа полуострова Ямал; регионов Центральной России в рамках «Дней национальной культуры»; элементарный туризм;
- прикладные (блок «Оч. умелые ручки»): участие в творческих мастерских по изготовлению мягких игрушек, оригами, цветов, украшений из бисера, соленого теста, бересты, предметов из бросовых материалов, информационных и поздравительных стенгазет; связанных с любительским собирательством и др.;
- общественно-полезные (блок «Труд»): работа «трудовых десантов» по благоустройству территории лагеря, внутренних функциональных помещений, сбору лекарственных трав для фитобара; индивидуальное волонтерство и др.;
- физкультурно-оздоровительные (блок «Здоровье»): ежедневная зарядка, утренняя пробежка (самостоятельно либо в сопровождении здорового ребенка, волонтера или социального педагога); ежедневное участие детей и подростков в спортивных соревнованиях, играх («футбол», «волейбол», «баскетбол», «шашки», народные подвижные игры), шуточные конкурсы без подготовки на скорость реакции, ловкость, меткость; воздушные ванны и водные процедуры, лечебные процедуры;
- психологические, психо- и социотера-певтические (блок «Сам себе психолог»): изучение психологических особенностей каждого ребенка; создание условий для психологически безопасного, доверительного, дружеского общения; организация социально-педагогического и психологического сопровождения детей с целью снижения уровня реактивной и личностной тревожности, психологических зажимов, проявляющихся в сфере общения; предоставление каждому участнику возможности для рефлексии («огоньки», «свечки», «дневники», беседы тет-а-тет, психологические тренинги с использованием игротерапевтических и артте-рапевтических технологий);
- собственно игровая деятельность (блок «Игра»): участие детей и подростков в деловых играх в рамках органов детского самоуправления; ежедневное проигрывание
разнообразных социальных ролей в рамках тематических мероприятий с целью формирования толерантного отношения к окружающим, развития добровольных социальных инициатив.
Специалисты лагеря организовывали постоянное упражнение детей в разнообразных способах сотрудничества, партнерства и преодоления трудностей в соответствии с индивидуальными, возрастными и иными особенностями детей, формируют у детей чувство коллективизма, умение преодолеть болезненные переживания от дефекта, развивают чувство собственного достоинства и значимости вклада в общую победу. В процессе исследования выявлено, что указанные направления позволяют каждому участнику программы выбрать собственную стратегию поведения и его анализа, стремиться к самоактуализации и самовыражению, достижению личного, отрядного и общелагерного результата.
Особая роль в данном виде лагеря отводится разновозрастным отрядам, в полной мере способствующих интеграции, взаимодействию между детьми из разных отрядов, построению новых взаимоотношений между детьми старшего и младшего возраста, обеспечивая взаимопомощь с обеих сторон независимо от уровня здоровья, проявлению социального партнерства и индивидуального волонтерства. Разновозрастный состав детского коллектива не представляет для вожатых, социальных педагогов, педагогов-психологов и других специалистов лагеря трудностей в работе с ним, т. к. в процессе функционирования лагеря они опираются на возрастные психологические особенности и возможности каждого участника деятельности, учитывая возможности взаимопомощи и сотрудничества между детьми.
В заключительный период смены социальным педагогом при участии других специалистов лагеря, волонтеров проводятся мероприятия итогового характера, на которых обобщаются личные, отрядные и общелагерные достижения, в целом повлиявшие на степень успешности реализации тематической программы; организуются «вечера прощания», награждения победителей в различных номинациях (персональных и общеотрядных) за участие к мастер-классах, спортивных соревнованиях, трудовых десантах, в
качестве помощника социального педагога на «Площади звезд», «Фестивале талантов» и др.
Социально-педагогическое руководство на протяжении всей смены признается приоритетным, т. к. позволяет формировать у детей умения межличностного взаимодействия, способствовать восстановлению утраченного социального статуса, активной жизненной позиции, основывающееся на важных ценностях человеколюбия, милосердия,
взаимопонимания и взаимной поддержки.
В процессе исследования были выявлены критерии социально-педагогического потенциала детского оздоровительного лагеря интегративного вида, среди которых: индивидуальный потенциал детей с ограниченными возможностями здоровья; проявление здоровыми детьми толерантного отношения к де-тям-инвалидам, социальных инициатив; сфера психоэмоционального состояния детей; взаимодействие субъектов реабилитационного процесса и др. Показателями являются качественные изменения по вышеназванным критериям.
Каждый компонент индивидуального потенциала ребенка с особыми проблемами в развитии представлен такими критериями и показателями, как: индивидуально-личностный компонент (эмоционально-волевая сфера, интеллектуальная сфера, мотивационная сфера, симптоматическое состояние); межличностный компонент (коммуникативная культура, стремление к коммуникативному взаимодействию, социальная пластичность); продуктивный компонент (креативная направленность деятельности, стремление к участию в творческой деятельности, оценивание результатов собственной творческой деятельности). На протяжении смены детского оздоровительного лагеря интегративного вида специалистами выявляется уровень развития индивидуального потенциала детей-инвалидов.
Анализ динамики индивидуального потенциала детей-инвалидов показывает, что на протяжении четырех лет функционирования смен детского оздоровительного лагеря интегративного вида «Надежда» произошли качественные изменения (увеличилась численность детей со средним и высоким уровнем выраженности потенциала с 15,48 % до 32,15 % и 3,56 % до 23,06 % соответственно). Таким образом, можно сделать вывод об эф-
фективности социально-педагогической модели данного вида лагеря, на базе которого в течение нескольких лет реализовывалась комплексная программа социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов (рис. 1).
Рис. 1. Результаты динамики индивидуального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского оздоровительного лагеря интегративного вида
При изучении результатов опроса здоровых детей на предмет их толерантного и осознанно адекватного отношения к детям-инвалидам (по методике О.А. Овсянниковой) были выявлены следующие особенности. На начальном этапе здоровые дети стремились к демонстрации своего превосходства над другими детьми (79 %), предпочтения отдавали лишь своим друзьям (83 %), отрицательно оценивали действия других детей (64 %), высказывали нежелание оказывать вербальную или практическую помощь при осуждении действий другого ребенка (68 %). На итоговом этапе произошла позитивная динамика.
При снижении общего количества детей по обозначенным выше позициям (21 %, 17 %, 36 %, 32 % соответственно) увеличилось число здоровых детей, воспринимающих других детей как самого себя (57 %), выражающих сочувствие и стремящихся к оказанию вербальной или практической помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья при его затруднениях (62 %). На наш взгляд, это обусловлено спецификой организации совместной творческой деятельности обеих категорий детей в детском оздоровительном лагере интегративного ви-
да, предоставлением всем детям равных стартовых возможностей для достижения поставленных целей, компетентного руководства социально значимыми инициативами со стороны социального педагога, других специалистов и волонтеров.
Таким образом, условия детского оздоровительного лагеря интегративного вида (влияние социально-педагогического потенциала детского оздоровительного лагеря интегративного вида на раскрытие индивидуального потенциала ребенка с ограниченными возможностями здоровья; социальноинициативная деятельность здоровых детей; программно-методическая оснащенность
процесса социально-педагогической реабилитации в условиях данного вида лагеря; систематический мониторинг психоэмоционального состояния детей; учет лечебнооздоровительных факторов санаторного учреждения и др.) являются важным средством воспитательной работы и эффективной соци-
ально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, а также формирования толерантного отношения к ним со стороны здоровых детей.
Особую значимость приобретает компетентная организация специалистами реабилитационно-оздоровительных мероприятий на основе игротерапии и разнообразных направлений арттерапии (музыкотерапия, кинезите-рапия, вокалотерапия, имаготерапия и др.) в различных формах работы с детьми-инвали-дами, здоровыми детьми на протяжении всей смены данного вида лагеря. Указанные приоритеты призваны обеспечить качественный комплексный подход к созданию благоприятных условий для улучшения жизнедеятельности, здоровья и интеграции детей со стойкими функциональными нарушениями развития в российское общество.
Поступила в редакцию 15.01.2007 г.
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ
С.А. Дьяченко
Dyachenko S.A. Activity approach towards mathematics teachers’ information culture. The article considers the bases of аctivity approach towards mathematics teachers’ information culture. The author determines basic concepts and elaborates a number of principles, among which there is the principle of subjectivity, the principle of the account of special pedagogical abilities, the principle of high motivation of activity, the principle of reflexivity, the principle of the organization of cooperation between teachers. It is shown, that development of mathematics teachers’ information culture is directed to the formation of the personality capable of orienting him/herself and take decisions in conditions of modern information environment, using techniques of creative activity and capable of not only training mathematical knowledge on the basis of available techniques, but of creating new ones.
Деятельностный подход в педагогике разработан П.К. Анохиным, Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Гузеевым, В.В. Давыдовым, А.Н. Леонтьевым, Ж. Пиаже,
С. Л. Рубинштейном, М.А. Холодной, Н.И. Чуп-риковой, В.Д. Шадриковым, Г.И. Щукиной,
Э.Г. Юдиным, И.С. Якиманской и др.
Основы деятельностного подхода заложены в психологии А.Н. Леонтьевым [1], который исходил из различия внешней и внутренней деятельности. Внешняя деятельность слагается из специфических для человека
действий с реальными предметами. Внутренняя деятельность происходит посредством умственных действий, где человек оперирует не с реальными предметами и не путем реальных движений, а использует для этого идеальные модели, образы, представления о предметах. А.Н. Леонтьев считал, что внутренняя деятельность, являясь вторичной по отношению к внешней, формируется в процессе интериоризации - перехода внешней деятельности во внутреннюю. Обратный путь