УДК 37.013:378.147:61 DOI: 10.37279/2070-8092-2022-25-2-124-132
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
Макаров И. В., Шибанов В. Я., Карпова Д. О.
ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России, 443099, ул. Чапаевская, 89, Россия, Самара
Для корреспонденции: Макаров Игорь Валерьевич, д.м.н., заведующий кафедрой хирургии Института педиатрии, ФГБОУ
ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава РФ, е-mail: [email protected]
For correspondence: Igor V. Makarov, MD, Head of the Department of Surgery of the Institute of Pediatrics, Samara State Medical
University, е-mail: [email protected]
Information about author:
Makarov I. V., http://orcid.org/0000-0002-1068-3330.
Shibanov V. Ya., http://orcid.org/0000-0003-2806-7357
Karpova D. O., http://orcid.org/0000-0003-2913-5876
РЕЗЮМЕ
В работе представлены результаты анкетирования студентов педиатрического института, позволяющие судить об уровне воспитательной работы в Самарском государственном медицинском университете, обозначены проблемные точки в ее организации и намечены основные направления воспитательной работы преподавателей и мотивации к ней; предложены меры по достижению максимальной эффективности воспитательной работы. Установлены многочисленные составляющие факторы дальнейшего воспитания в вузе: личные и коллективные беседы с преподавателями; престиж профессии врача; нравоучения родителей и семейные традиции, манера общения преподавателей со студентами, замечания преподавателей студентам, похвала преподавателя студента, личные заслуги преподавателя (должность, звания, награды), личные поступки преподавателя, лекции, практические занятия, манера общения преподавателей с пациентами и другое (студенческий научный кружок, спорт, театр, литература, живопись).
В результате опроса 99% студентов на вопрос продолжается ли воспитание личности студента в процессе обучения ответили положительно. Подавляющее число опрошенных студентов (93-96%) признали положительную роль в своем воспитании многих преподавателей или хотя бы одного преподавателя. Большинство студентов (78-89%) оценили воспитательную роль студенческого сообщества. К улучшению воспитательной работы в вузе могут привести поощрение достойных студентов и преподавателей.
Ключевые слова: воспитательная работа в медицинском вузе, воспитательная работа преподавателей.
EDUCATIONAL WORK AS THE MOST IMPORTANT COMPONENT OF THE TRAINING
PROCESS AT THE MEDICAL UNIVERSITY
Makarov I. V., Shibanov V. Ya., Karpova D. O.,
Samara State Medical University, Russian, Samara
SUMMARY
The paper presents the results of a survey of students of the pediatric institute, which make it possible to judge the level of educational work at Samara State Medical University, identifies problem points in its organization, and outlines the main directions of educational work of teachers and motivation for it; measures are proposed to achieve the maximum efficiency of educational work. there have been established numerous constituent factors of further education in the university: personal and collective conversations with teachers; the prestige of the medical profession; moralizing of parents and family traditions, the manner of communication of teachers with students, remarks of teachers to students, praise of the teacher of the student, personal merits of the teacher (position, titles, awards), personal actions of the teacher, lectures, practical classes, manner of communication of teachers with patients and other (student scientific circle, sports, theater, literature, painting).
As a result of the survey, 99% of students answered positively to the question of whether the education of the student's personality continues to improve in the learning process. The vast majority of surveyed students (93-96%) recognized the positive role of many teachers or at least one teacher in their upbringing. The majority of students (78-89%) appreciated the educational role of the student community. Encouragement of worthy students and teachers can lead to the improvement of educational work at the university.
Key words: educational work in a medical university, educational work of teachers.
Введение. В условиях информационного общества, особенно в настоящее время, при пандемии короновирусной инфекции (Covid-19), когда происходит принципиальное изменение организации образовательного процесса (сокращение ау-
диторной нагрузки, дистанционное обучение, замена пассивного слушания возрастающей долей самостоятельной работы студентов) воспитательная работа преподавателей (ВРП) значительно затруднена, однако она остается важнейшим ком-
понентом образовательной деятельности в становлении врача любой специальности и, прежде всего, хирурга. В педагогической науке воспитание представлено как педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности и это планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, принципов и ценностных ориентаций [1-4].
Понятие воспитательной системы в настоящее время по существу ключевое в педагогике. Воспитательная система является одновременно социально-педагогической и психолого-педагогической, поскольку оказывает влияние на студентов, как через процесс обучения, так и через включенность в окружающую среду; через отношения между студентами, преподавателями; через психологический климат, созданный на факультете, в вузе [3; 5].
Воспитание на сегодняшний день рассматривается как продолжение концепции гуманитаризации и гуманизации и стало приоритетным направлением государственной политики [4; 6].
В основе воспитательной систем гуманистической направленности лежат два концептуальных положения: отношение к человеку как к величайшей ценности и огромный личностный потенциал субъектов этой системы. Наиболее эффективной и массовой формой реализации этих концептуальных положений является институт кураторства [7; 8].
В медицинском университете при организации учебного процесса преподавания клинических дисциплин и хирургии прежде всего необходимо и целесообразно учитывать духовно-нравственную составляющую воспитательного процесса в высшей школе. Это позволит формировать профессиональные и общекультурные компетенции будущего специалиста, а также осуществлять одновременно воспитательную функцию с учетом специфики профессии врача, сочетать наряду со знаниями современных научных достижений, протоколов и стандартов знания профессиональных традиций в неразрывной их связи с духовно-нравственной составляющей [1; 9].
Процесс содействия духовно-нравственному становлению выпускника медицинского университета заключается в формировании у него нравственных чувств (совести, долга, ответственности), нравственного облика (терпения, милосердия), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, доброй воли) [10; 11]. Только глубокое понимание важности и ценности человеческой жизни, необходимость заботы о ней, потребность в сохранении здоровья позволит моло-
дому специалисту реализоваться в полной мере
[4; 12].
Воспитание студента важно в любом из вузов. Но в первую очередь, высокий уровень духовности необходим студентам медикам. Это позволит им достичь успеха во врачебной деятельности, найти правильный подход, как к пациентам, так и к коллегам. Поэтому обучение в медицинском вузе обязательно должно включать в себя этапы достижения этого высокого уровня духовности, раскрывающего творческий потенциал студента. Это позволит ему в будущем находить выход из сложной ситуации при помощи нестандартного решения [5; 7; 9; 12]. Нравственное отношение к пациенту является актуальнейшим аспектом воспитания студентов медиков. К сожалению, встречаются примеры равнодушного, невнимательного, пренебрежительного или даже грубого отношения к больному человеку, что особенно не приемлемо в хирургии. А ведь гуманное воспитание студента проявится в практической деятельности только в том случае, если у него сформировалось гуманное отношение к человеку в целом. Становление этого отношения может быть обеспечено лишь в том случае, когда в содержание и методику преподавания соответствующих учебных (хирургических) дисциплин будут введены представления о гуманистической сущности профессии врача, а врачебная практика будет основываться на ценностном отношении к человеку, т.е. на принятии больного человека как уникальной духовной сущности [5; 12-14].
Профессиональное становление врача возможно в том случае, если в медицинском вузе реализуется воспитательная система, которая создает условия для развития не только профессиональной компетентности врача, но и духовно-нравственного и культурного развития личности, а также патриотического гражданского становления [2; 5; 10; 12].
Цель работы: изучение некоторых показателей духовно-нравственного мировоззрения студентов медиков, акцентирование внимания преподавателей медицинских вузов на воспитательной работе со студентами, мотивирование их к осознанному овладению медицинскими знаниями, практическими навыками на основе деонтологии, высоких морально-нравственных устоев общества и патриотизма.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
Основу исследования составили материалы добровольного анонимного анкетного опроса 684 студентов педиатрического факультета Самарского государственного медицинского университета (ныне - институт Педиатрии Сам-ГМУ) которые были разделены на 2 группы. В
первую группу вошли 297 студентов 3,4,5 курсов, анкетирование которых проводили в 2017 году и вторая группа - 387 студентов аналогичных курсов, анкетирование которых провели в
Анкета оценки воспитател
2020 году. Вопросы анкеты прямо или косвенно позволяли судить о состоянии воспитания в вузе на примере студентов педиатрического факультета (таблица 1).
Таблица 1
юй работы в университете
Студента педиатрического факультета СамГМУ (пол............. возраст............... курс.............)
1. Продолжается ли воспитательный процесс, воспитание личности студента в процессе обучения в СамГМУ? да, нет (подчеркнуть)
2. Пронумеруйте в порядке убывания воспитательное значение:
• лекции,
• практические занятия,
• коллективные беседы с преподавателем;
• престиж будущей профессии;
• личные беседы с преподавателем;
• личные поступки преподавателя;
• нравоучения родителей, семейные традиции;
• похвала, поощрение преподавателя;
внешний вид преподавателя; манеры общения преподавателя с больными;
манеры общения преподавателя со студентами;
личные заслуги преподавателя (должность,
звания, награды и т.д.).
прочее (СНК, спорт, театр, литература,
живопись)
3. Признаете ли вы воспитательное значение личности одного преподавателя или преподавателей (подчеркнуть)?
4. Признаете ли вы воспитательное значение студенческого коллектива? да, нет (подчеркнуть)
5. Выберите наиболее действенные, на ваш взгляд, меры или способы воспитательной работы в вузе (подчеркнуть):
а) поощрение достойных студентов (материальное поощрение, поездки в командировки,
грамоты); б) внеаудиторное общение преподавателей со студентами;
в) работа в СНК; г) поощрение достойных преподавателей; д) отчисление из вуза.
6. Где хотели бы вы работать после окончания СамГМУ:
1) за рубежом; 2) в России: а) в городской больнице; б) в центральной районной больнице; в) городской поликлинике; г) в медицинском университете (на кафедре, в клиниках СамГМУ); 3) другое? (подчеркнуть)
7. После окончания университета я хотел (а) бы лечить: 1) взрослых пациентов; 2) детей (подчеркнуть).
РЕЗУЛЬТАТЫ
Ответы студентов на наиболее важные вопросы анкеты представлены в таблицах 2 и 3. На один из основных вопросов анкеты: «Продолжается ли воспитание личности студента в процессе обучения в СамГМУ» в 2017 году положительно ответили 294 студента (99%), 3 студента (1%) ответили отрицательно. На тот же вопрос в 2020 году положительно ответили 376 студентов (97%) и отрицательно уже 11 (3%). Исходя из этого, при последующем количественном анализе ответов не учитывались анкеты студентов, отрицающих воспитание в вузе вплоть до ответа о работе после окончания вуза.
Студенты, признающие воспитательное значение учебы в СамГМУ в 2017 году (294 студента), на 1 место поставили «личные беседы с препода-
вателем» - 48% (141 студент); на 2-е место - «коллективные беседы с преподавателем» - 44% (130 студентов), на 3-е место - «престиж профессии врача» - 37% (108 студентов); на 4-е «нравоучения родителей и семейные традиции» - 24% (71 студент) и на 5-е место «манеры общения преподавателей со студентами» - 15% (44 студента). По результатам 2020 года, из 376 студентов - 78 (21%) на 1 место ставили «нравоучения родителей и семейные традиции» и уже на все последующие четыре места, в разной последовательности заняли «личные беседы с преподавателем» - 198 студентов (52%) (таблица 3). Существенные изменения в приоритетах воспитания студентов по результатам анкетирования 2020 года можно объяснить дистанционным характером обучения в течение двух-трех семестров и желанием очного общения с преподавателями.
2022, том 25, № 2
Таблица 2
Результаты анкетирования студентов педиатрического института СамГМУ в 2017 и 2020 году
Оцениваемый показатель воспитательной работы и его детализация 2017 год 2020 год
Абсолютно число студентов % Абсолютное число студентов %
297 100 387 100
Воспитательный процесс в вузе Да 294 99 376 97
Нет 3 1 11 3
Воспитательное значение преподавателя или преподавателей Да, одного преподавателя 82 28 85 23
Да, многих преподавателей 191 65 276 73
Нет 21 7 15 4
Воспитательное значение коллектива Да 230 78 335 89
Нет 64 22 41 11
Методы улучшения воспитательной работы в вузе Поощрение достойных студентов 185 63 223 59
Поощрение достойных преподавателей 29 10 30 8
Отчисления из вуза 16 5 12 3
Другое 64 22 111 30
Желаемое место работы после окончания СамГМУ За рубежом 55 18 63 16
В России, из них: 242 82 324 84
городская больница 155 64 188 58
ЦРБ 36 15 57 17
поликлиника 16 7 31 10
в СамГМУ 35 14 48 15
Будущий контингент пациентов Взрослые 94 32 77 20
Дети 203 68 310 80
К сожалению, ниже 10% по значимости воспитания в вузе набирали замечания преподавателя студентам, похвала преподавателей, личные заслуги преподавателя (должность, звания, награды), личные поступки преподавателя, лекции, практические занятия, манеры общения преподавателей с пациентами и другое (СНК, спорт, театр, литература, живопись).
При анкетировании студентов первой группы в 2017 году, на вопрос: «Признаете ли вы воспитательное значение личности преподавателя или многих преподавателей?» - 82 студента (28%) отметили воспитательное значение одного преподавателя, 191 студент (65%) многих преподавателей и 21 студент (7%) не признали воспитания преподавателями вуза. Воспитательное значение студенческого коллектива отметили 230 (78%)
студентов. В 2020 году на аналогичные вопросы: 85 студентов (23%) отметили воспитательное значение одного преподавателя, 276 (73%) - многих преподавателей и лишь 15 (4%) студентов отметили для себя отсутствие воспитания преподавателями. Также соответственно в 2020 году положительное воспитание студенческим коллективом отметили 335 (89%) студентов (табл.2, рис. 1)
Таким образом, можно констатировать, что, несмотря на период дистанционного обучения на 30,8% увеличилось количество студентов, отмечающих воспитательную функцию преподавателей и на 31,3% повысилось число студентов, отмечающих положительное воспитательное значение коллектива. В то же время на 28,6% снизилось число студентов, отрицающих воспитательную роль преподавателей вуза.
Таблица 3
Наиболее важные показатели имеющие воспитательное значение
Оцениваемый показатель воспитательной работы, указанный в порядке убывания его значимости (первые 5 мест) Абсолютно число студентов %
297 100
297 студентов, принявших участие в анкетировании, 2017 год I место. Личные беседы с преподавателем 141 48
II место. Коллективные беседы с преподавателем 130 44
III место. Престиж профессии 108 37
IV место. Нравоучения родителей и семейные традиции 71 24
V место. Манеры общения преподавателей со студентами 44 15
387 студентов, принявших участие в анкетировании, 2020 год 1 место. Нравоучения родителей и семейные традиции 78 21
2 место. Личные беседы с преподавателем 48 13
3 место. Личные беседы с преподавателем 60 16
4 место. Личные беседы с преподавателем 46 11
5 место. Личные беседы с преподавателем 47 12
S-746-
100%
зощ
I 2017
| гого
Рис.1. Результаты анкетирования студентов: 1 - процент студентов, утвердительно ответивших о продолжении воспитательного процесса в вузе; 2 - значение одного преподавателя или преподавателей в воспитательном процессе; 3 - воспитательное значение коллектива; 4 - процент студентов, желающих работать за рубежом; 5 - процент студентов, желающих работать в России; 6 - процент студентов, желающих лечить взрослых пациентов; 7- процент студентов, желающих лечить детей
Методами улучшения воспитательной работы в вузе в 2017 году большинство студентов - 185 человек (63%) - считали поощрение достойных студентов, 29 (10%) - поощрение достойных лучших преподавателей, 16 (5%) - своевременное отчисление из вуза недостойных студентов и другое (работа в СНК с преподавателями, коллективный отдых, походы в театр и т.д.) - 64 студента (22%). Методами улучшения воспитательной работы в вузе в 2020 году также большинство студентов 223 (59%) считали поощрение достойных студентов, 30 (8%) - поощрение достойных преподавателей, 12 (3%) - отчисление из вуза недостойных студентов и другое (работа в СНО, коллективный отдых, походы в театр с преподавателями и т.д.) - 111 (30%) студентов (табл.2., рис.2).
При анализе результатов анкетирования по улучшению воспитательной работы в вузе удивительным остается желание в 6-7 раз чаще поощрять достойных студентов, чем достойных преподавателей. Отмечается снижение процентов по отчислению недостойных студентов из вуза с 5% до 3%. Вместе с тем, студенты в 2020 году в 1,5 раза чаще отмечали другие способы улучшения воспитательной работы (СНО, коллективный отдых, походы в театр с преподавателями и т.д.).
На вопрос «Где бы вы хотели работать после окончания СамГМУ?» в 2017 году ответы были следующими: большинство хотело бы работать в России - 82% (242) студентов, 18% (55) - хотели бы работать за рубежом. Из желающих работать в России - 64% (155) хотели бы работать
Рис.2. Распределение методов улучшения воспитательной работы в вузе по данным анкетирования студентов: 1 - процент студентов, считающих, что наиболее действенным методом улучшения воспитательной работы в вузе является поощрение достойных студентов; 2 - процент студентов, считающих, что наиболее действенным методом улучшения воспитательной работы в вузе является поощрение достойных преподавателей; 3 - процент студентов, считающих, что наиболее действенным методом улучшения воспитательной работы в вузе является отчисление из вуза недостойных студентов; 4 - процент студентов, считающих, что наиболее действенным методом улучшения воспитательной работы в вузе является другие методы (работа в СНО, коллективный отдых, походы в
театр с преподавателями и т.д.)
в городской больнице; 15% (36) - в центральной районной больнице (ЦРБ); 7% (16) - в городской поликлинике и 14% (35) после окончания вуза хотели бы трудиться в медицинском университете. По данному вопросу в 2020 году были получены следующие ответы: большинство студентов также хотело бы работать в России - 84% (324) студента; 16% (63) - хотели бы работать за рубежом. Из желающих работать в России 58% (188) хотели работать в городских больницах; 17% (57) - в ЦРБ; 10% (31) - в поликлинике и 15% (48) хотели бы трудиться в медицинском университете. Практически за три года не изменились тенденции по врачебному трудоустройству.
После окончания педиатрического факультета хотели бы лечить детей в 2017 году - 203 (68%) студента: взрослых 94 (32%) будущих выпускника. В 2020 году хотели лечить детей уже 310 (80%) студентов; взрослых больных - 77 (20%) будущих выпускников. Такая положительная динамика в пользу педиатрии может быть связана с сохраняющейся пандемией Covid 19. Однако, 32% в 2017 году и 20% в 2020 году, то есть, каждый третий - пятый студент считали работу в педиатрии не престижной (таблица 2).
ОБСУЖДЕНИЕ
По результатам анонимного анкетирования студентов педиатрического института в 2017 и 2020 годах, подавляющее большинство из них (99% и 97% соответственно) признавали воспитательное значение обучения в медицинском вузе и воспитательное значение деканата и кафедр при получении зачетов и сдачи экзаменов. Студенты с положительной стороны отмечали, как требо-
вательность преподавателей, так и их отеческую заботу, товарищескую и коллегиальную помощь. Вместе с тем, в процессе преподавания у студентов шло воспитание ответственности, трудолюбия, самодисциплины и стойкости характеров.
Студенты, признающие воспитательное значение учебы в СамГМУ, на первые два места в 2017 году ставили личные и коллективные беседы с преподавателями, на третье место - престиж профессии врача, на четвертое - нравоучения родителей и семейные традиции и на пятое место - манеры общения преподавателей со студентами. По результатам 2020 года, на первое место студенты ставили нравоучения родителей и семейные традиции и далее - личные беседы с преподавателем. Как уже было сказано выше, существенные изменения в приоритетах воспитания студентов можно объяснить дистанционным характером обучения и дефицитом очного общения студентов с преподавателями.
К сожалению, ниже 10% по значимости воспитания в вузе набирали замечания преподавателя студентам, похвалы преподавателя студентов, личные заслуги преподавателя (должность, звания, награды), личные поступки преподавателя, лекции, практические занятия, манеры общения преподавателей с пациентами и другое (СНК, спорт, театр, литература, живопись).
При изучении полученных результатов, подавляющее число опрошенных студентов (93% и 96%) признают положительную роль в своем воспитании многих преподавателей или, хотя бы, одного преподавателя. Как не парадоксально, но, соответственно, 7% и 4% студентов не признали воспитательной роли преподавателей. Наряду с
этим, также большинство студентов (78% и 89% соответственно) отметили и воспитательную роль студенческого сообщества (группы, курса, СНО и т.д.). Обращая внимание на последние цифры, нужно это учитывать при компоновке групп для создания дружных коллективов и более широкое вовлечение студентов в работу СНО, профкомов и других студенческих организаций.
К улучшению воспитательной работы в вузе, по мнению большинства студентов, приведет поощрение достойных студентов (63% и 59% соответственно по годам). Воспитательную работу в вузе улучшит также выделение и публичное поощрение лучших преподавателей, организация вечеров, тематических бесед, коллективного отдыха и т.п.
На вопрос о трудоустройстве после окончания вуза (2017 и 2020 годы) большинство хотели работать в России - 82% и 84% соответственно; 18% и 16% -за рубежом. Из желающих работать в России 64% и 58% хотели бы работать в городских больницах, и только каждый шестой выпускник настроен работать в ЦРБ. Отрадно, что 14-15% студентов после окончания вуза хотели бы трудиться в медицинском университете.
Таким образом, в результате проведенного исследования удалось выявить определенные проблемы воспитания будущих врачей. Удастся ли их решить в ближайшем времени? В целом, сомнительно. Но ничего не предпринимать, остаться равнодушными, по крайней мере, непатриотично, а в гуманном отношении и преступно. Нашему обществу не нужны равнодушные, немилосердные врачи, не ценящие человеческую жизнь, как в зародыше, так и в период ее угасания.
Поэтому актуальными до сих пор являются слова советского поэта В.В. Маяковского (1920): «светить всегда, светить везде до дней последних донца, светить и никаких гвоздей - вот лозунг мой и солнца». Кто же должен «светить» студентом на пути познания и воспитания? Только тот, кто имеет призвание преподавателя вуза.
Заключение. Таким образом, большинством студентов (97-99%) признают наличие и роль воспитательной работы в медицинском университете. Вместе с тем, несомненно, базисные основы воспитания молодых людей закладываются в семье, школе. Установлены многочисленные составляющие факторы дальнейшего воспитания в вузе (в порядке убывания): личные и коллективные беседы с преподавателями, престиж профессии врача; нравоучения родителей и семейные традиции, манера общения преподавателей со студентами, замечания преподавателей студентам, похвала преподавателя студента, личные заслуги преподавателя (должность, звания, награды), личные поступки преподавателя, лекции, практические
занятия, манера общения преподавателей с пациентами и другое (СНК, спорт, театр, литература, живопись).
При изучении полученных результатов, подавляющее число опрошенных студентов (93-96%) признали положительную роль в своем воспитании многих преподавателей или, хотя бы, одного преподавателя. Наряду с этим, также большинство студентов (78-89%) оценили и воспитательную роль студенческого сообщества (группы, курса, СНО и т.д.). К улучшению воспитательной работы в вузе могут привести дальнейшее поощрение достойных студентов и преподавателей. Вместе с тем уровень воспитательной работы среди студентов в вузе следует и можно повысить.
Несомненно, воспитание любого студента проводится на каждой кафедре сообществом профессорско-преподавательского состава и студенческим коллективом. В целом, в процессе обучения у студентов происходило воспитание ответственности, трудолюбия, самодисциплины, стойкости характера. Безусловно, воспитательная работа является неотъемлемой осознанной частью работы преподавателя вуза, тем более медицинского. И от того, как она будет проводиться, во многом зависит и становление будущего врача, и формирование будущего поколения в целом. Поэтому поиск разумных компромиссных и оптимальных подходов в организации воспитательного компонента преподавания, в том числе и медицинских дисциплин должен продолжаться.
Воспитательный потенциал медицинского вуза обеспечивается и углубляется признанием необходимости профессионального воспитания студентов в медицинском вузе, созданием современного научно-методического, организационного, содержательного обеспечения воспитательного процесса. При этом образовательная и воспитательная деятельность в медицинском вузе должна быть направлена на духовно-нравственное воспитание личности, которое возможно лишь в результате личных усилий, духовной работы каждого педагога и практикующего врача преподавателя.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Conflkt of interest. The authors do not have a conflict of interests.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зеер Э. Ф. Становление личностно ориентированного образования. Образование и наука. 1999;1(1):112-122.
2. Керпельман Е. Л. О патриотическом воспитании молодежи. Новая и новейшая история. 2002;6:102-106.
3. Лихачев Б. Т. Педагогика: учебное пособие для студентов педаг. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Юрайт-М., 2001.
4. Сиземская И. Н. Россия в XXI веке: проблемы образования и воспитания. Философские науки. 2006;5:62-72.
5. Жизневская И. И., Богомазов А. Д., Дедков А. А. Актуальные вопросы воспитания студентов в медицинском вузе. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2010;1:56-57.
6. Маяковская Н. В. Профессионально воспитание будущего врача в ВУЗе. Наука и школ. 2012;4:151-155.
7. Кудрявая Н. В., Ющука Н. Д. Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и новации. М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001.
8. Шабров А. В., Кучер В. В., Кузионов П. В., Ромашов П. Г. Воспитательная работа со студентами в медицинском вузе. СПб.: Изд. Медицинская пресса, 2006.
9. Логинов С. А. Специфика современного понятия «профессионализм» в медицине. European research, 2016;2:114-116.
10. Строев Ю.И., Чурилов Л. П. О патриотическом воспитании студентов-медиков. Здоровье основа человеческого потенциала: проблемы и пути решения. 2006;1:213-215.
11. Фендрикова А. В., Скибицкий В. В., Сиро-тенко Д.В., Заболотских Т. Б., Лапшина П. И. Воспитание будущего врача в соответствии с принципами врачебной этики и деонтологии. Международный журнал экспериментального образования. 2013;4:304-305.
12. Нурматова М. А., Жабборова Ю. Д., Ума-рова Н. X., Худайбердиев А .К. Некоторые особенности духовно-нравственного воспитания студентов медицинских вузов. Молодой ученый. 2014;6:868-970.
13. Ахмедова Н. Д. Роль этической культуры в профессиональной деятельности врача. Universum: психология и образование. 2021;6:241.
14. Давыдова Н. С., Дьяченко Е. В. Навыки общения с пациентами: симуляционное обучение и оценка коммуникативных навыков в медицинском вузе: методическое руководство. Екатеринбург: Типография ООО «АТгрупп», 2019.
REFERENСES
1. Zeer E. F. Formation of personality-oriented education. Education and science. 1999; 1(1): 112122. (In Russ.)
2. Kerpelman E. L. On the patriotic education of youth. New and recent history. 2002; 6:102-106. (In Russ.)
3. Likhachev B. T. Pedagogy: a textbook for students of pedagogues. educational institutions and students of IPK and FPC. M.: Yurayt-M., 2001. (In Russ.)
4. Sizemskaya I. N. Russia in the 21st century: problems of education and upbringing. Philosophical sciences. 2006;5:62-72. (In Russ.)
5. Zhiznevskaya I. I., Bogomazov A. D., Dedkov A. A. Topical issues of education of students in medical school. International Journal of Applied and Basic Research. 2010;1:56-57. (In Russ.)
6. Mayakovskaya N. V. Professional education of the future doctor in the university. Science and schools. 2012;4:151-155.
7. Kudryavaya N. V., Yushchuka N. D. Physician-teacher in a changing world: traditions and innovations. M.: GOU VUNMTs MZ RF, 2001. (In Russ.)
8. Shabrov A. V., Kucher V. V., Kuzionov P. V., Romashov P. G. Educational work with students at a medical university. St. Petersburg: Medical Press Publishing House, 2006. (In Russ.)
9. Loginov S. A. The specificity of the modern concept of «professionalism» in medicine. European research, 2016;2:114-116. (In Russ.)
10. Stroev Yu. I., Churilov L. P. On the Patriotic Education of Medical Students. Health is the basis of human potential: problems and solutions. 2006;1:213-215. (In Russ.)
11. Fendrikova A. V., Skibitsky V. V., Sirotenko D. V., Zabolotskikh T. B., Lapshina P.I. Education of the future doctor in accordance with the principles of medical ethics and deontology. International Journal of Experimental Education. 2013;4:304-305. (In Russ.)
12. Nurmatova M. A., Zhabborova Yu .D., Umarova N. Kh., Khudaiberdiev A. K. Some features of the spiritual and moral education of medical students. Young scientist. 2014;6:868-970. (In Russ.)
13. Akhmedova N. D. The role of ethical culture in the professional activities of a doctor. Universum: psychology and education. 2021;6:241. (In Russ.)
14. Davydova N. S., Dyachenko E. V. Communication skills with patients: simulation training and assessment of communication skills in medical school: a methodological guide. Yekaterinburg: Printing house of ATgroup LLC, 2019. (In Russ.)