Научная статья на тему 'Воспитательная проблематика фольклора'

Воспитательная проблематика фольклора Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1477
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ФОЛЬКЛОР / ВОСПИТАНИЕ / КУЛЬТУРА / СИНКРЕТИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ветчинкина Юлия Александровна

В данной статье рассматриваются вопросы особенностей русского народного творчества в нравственном воспитании детей. А также анализируется значение фольклора как средство развития личности ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитательная проблематика фольклора»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Ветчинкина Юлия Александровна

к.н.х.т., студентка

Искусств ФГБОУ ВПО "Хакасский Государственный Университет им. Н.Ф. Катанова"

г.Абакан, РФ E-mail: yulyashkav@mail.ru

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ФОЛЬКЛОРА

Аннотация

В данной статье рассматриваются вопросы особенностей русского народного творчества в нравственном воспитании детей. А также анализируется значение фольклора как средство развития личности ребенка.

Ключевые слова

Фольклор, воспитание, культура, синкретичность.

В наше время проблема музыкально-эстетического образования детей очень актуальна. Эстетическое воспитание развивает вкус, умение замечать прекрасное и безобразное; оно важно еще и потому, что связано со многими сторонами воспитания: нравственным воспитанием, которое развивает в ребенке чувство любви, гордости; с трудовым воспитанием, которое помогает ребенку с уважением относиться к труду людей, видеть красоту сделанного.

В настоящее время мир пополняется новыми технологиями, но и сохранение традиций, истоков народной культуры немаловажно. Возрождение фольклора, обрядов, традиций, обычаев является неотъемлемой частью нравственного воспитания подрастающего поколения.

Воспитательный потенциал фольклора безграничен. Сегодня наше общество возрождает забытые традиции старины, используя народный опыт, создавая новые модели воспитательных теорий и практик. Ничто так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, устному и песенному, ведь ребенок через него познает глубину и красоту родного языка.

Внимание к фольклору, древним пластам культуры, традиций в целом, как к неисчерпаемому источнику воспитания и развития человека, проявляется в последние годы особенно активно в социально-педагогической среде. Это связано с функциональными особенностями жанров фольклора, с глубокой духовностью и мудростью народного творчества, с непрерывностью процесса передачи национальной культуры из поколения в поколение. И устный фольклор верное средство для этого. Показывая ребёнку красоту и многообразие человеческих чувств, фольклор возбуждает в нём ответные чувства.

Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, скороговорки и др., всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики. Фольклор, являясь как бы школой социального опыта, даёт ребенку определенный объём жизненно необходимой информации и тем самым помогает более глубокому пониманию действительности.

Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности. Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности. Загадка учит ребенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки. Другими словами, с помощью загадки формируются основы теоретического творческого мышления. Под пословицей понимают меткое образное изречение назидательного характера, типизирующее самые различные явления жизни и имеющее форму законченного предложения. В пословицах много материала практического характера: житейские советы, пожелания в

УДК 398

Институт

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

труде, приветы и др. Наиболее распространенная форма пословиц - наставления. С педагогической точки зрения интересны наставления трех категорий: поучения, наставляющие детей и молодежь в добрых нравах, в том числе и правила хорошего тона; поучения, призывающие взрослых к благопристойному поведению, и, наконец, наставления особого рода, содержащие педагогические советы, констатирующие результаты воспитания, что является своеобразной формой обобщения педагогического опыта. В них содержится огромный образовательно-воспитательный материал по вопросам воспитания. Поговорка, в отличие от пословицы, не содержит обобщающий поучительный смысл.

Скороговорки неоценимы для развития правильной дикции детей. Детские игры, считалки, жеребьевки, заклички тоже основаны на чувстве ритма и чувстве слова. В считалках, скороговорках, дразнилках, поддевках, большое значение имеет само звучание слова - звукоряд. В этом отношении детская поэзия не знает себе равных.

Дразнилки, относящиеся к потешному фольклору, являются формой проявления детской сатиры и юмора. В них очень тонко подмечаются какой-либо порок, недостаток или слабость человека, которые и выставляются на осмеяние, очень точно, быстро, остроумно фиксируются внешние признаки предметов и явлений. В каждой дразнилке - заряд исключительной эмоциональной силы.

Музыкальный фольклор - это народная музыка, традиционное народное музыкальное искусство, уходящее своими корнями вглубь веков; это художественная педагогика, где идет воспитание словом, музыкой, движением, ритмом.

Народная музыка входит в быт ребенка с раннего детства. Первой музыкой, которую он слышит, является песня матери. Она ее напевает, убаюкивая ребенка. Недаром колыбельные песни в музыке всех народов мира составляют особый раздел, совершенно исключительного значения. Песни, сказки, которые ребенок слышит и усваивает с раннего детства, всегда несут в себе местные особенности народного творчества.

Через фольклор, начиная с первых колыбельных песен и до осознания себя личностью, гражданином своей Родины с ее глубинными историческими событиями, человек получает эстетическое, нравственное и патриотическое воспитание. В этой связи приобщение детей к народной музыке приобретает особую актуальность.

Народная музыка, песня понятна и близка нашим детям своей содержательной, мелодической простотой, выразительным напевом. Детям нравится петь народные песни, они удобны для детского голоса (небольшого диапазона, с несложной гармонизацией, с простым ритмом) и легко ими усваиваются.

Синкретичность фольклорного музицирования (органичная связь в нем пения, игры, пластики движения), яркая образность музыкально - поэтического языка, доступность для понимания - все эти качества позволяют фольклору занять достойное место в программе эстетического воспитания детей, приобщения их к народной культуре.

Таким образом, устный и музыкальный виды фольклора должны стать ценным средством воспитания подрастающего поколения, так как он гармонически сочетает в себе духовное богатство, моральную чистоту народной культуры. Гениальный творец языка и величайший педагог - народ создал такие произведения художественного слова, которые поведут ребенка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.

Список использованной литературы:

1. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуре. - СПб.: Детство-Пресс, 2006.

2. Куприна Л.С., Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. - СПб.: Детство-Пресс, 2008.

3. Мельникова Л.И., Зимина А.Н. Детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях. - М.: Гном-Пресс, 2007.

© Ветчинкина Ю.А., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.