ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 654.1(470.51) Степанова Наталья Юрьевна
кандидат исторических наук, доцент кафедры истории российской государственности
Ижевского государственного технического университета им. М.Т. Калашникова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ В 1960-70-Е ГГ.: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ (НА ПРИМЕРЕ ИЖЕВСКОЙ СТУДИИ ТЕЛЕВИДЕНИЯ)
Stepanova Natalya Yuryevna
PhD in History, Assistant Professor, Subdepartment for the History of Russian State System, Izhevsk State Technical University
THE EDUCATIONAL FUNCTION OF TELEVISION IN THE 1960-1970-S: HISTORICAL EXPERIENCE (CASE STUDY OF IZHEVSK TELEVISION)
Аннотация:
В статье показаны основные отличительные особенности советского телевидения, особое внимание уделено его многофункциональности (помимо информационной, советское телевещание выполняло также воспитательную и образовательную функции). Характерной чертой подавляющего большинства телепрограмм (в том числе детских) рассматриваемого периода являлось наличие элементов скрытой или явной пропаганды советского образа жизни. Автор приходит к заключению, что в своей работе Ижевская студия телевидения стремилась осуществить комплексный подход к проблемам идейно-воспитательной работы, обеспечивая единство идейно-политического, трудового и нравственного воспитания населения.
Summary:
The article covers the main features of the Soviet television. Special attention is paid to its multi-functionality (besides distribution of information, the Soviet television performed educative function). Specific feature of the majority of TV shows (including children's ones) of the period under consideration was evident or hidden propaganda of the Soviet way of life. The author concludes that the Izhevsk Television studio aspired to put into practice a comprehensive approach to the issues of ideological and educational activities, supporting the unity of ideological and political, labour and moral education of the population.
Ключевые слова:
телевидение, средства массовой информации, коммунистическая партия, воспитание, функции телевидения, советская идеология, программная политика.
Keywords:
television, mass media, communist party, education, functions of television, soviet ideology, Izhevsk television studio, program policy.
Возникновение и развитие телевещания в нашей стране представляет особую значимость: его появление стало важным шагом в социально-политической и культурной жизни. Телевидение как средство массовой информации (СМИ) представляет комплексное средство познания и освоения мира, а также воспитания человека. Изучение воспитательной функции телевидения является актуальным, что подтверждается современными научными исследованиями, в которых говорится об огромной роли телевидения в социальном воспитании и влиянии на подрастающее поколение [1]. Еще в ноябре 2009 г. Д.А. Медведевым в качестве стратегического направления модернизации страны было выделено развитие телекоммуникаций и осуществление перехода на цифровое телевидение [2]. Особенно важным это представляется для культурного развития и воспитания российской провинции - тех городов и поселков, где нет современных киноконцертных залов, крупных библиотек, театральных и выставочных центров.
В советский период телевидение выполняло задачи, содержащиеся в партийных доктринах. В Постановлении ЦК КПСС от 29 января 1960 г. «О дальнейшем развитии советского телевидения» определялась роль телевидения, которая заключалась «в воспитании советских людей в духе коммунистической идейности и морали» [3, с. 540]. В Постановлении ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г. «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы» отмечались недостатки в работе средств массовой информации и пропаганды, а также были обозначены основные пути развития и углубления воспитания нового человека [4]. Таким образом, государственная политика в области развития телевещания была направлена на закрепление за телевидением информационной, воспитательной и образовательной функций.
Изучению телевещания как единой системы средств массовой информации и пропаганды был посвящен ряд исследований советского периода [5]. В данных работах авторы изучают социальные функции телевидения, его влияние на формирование политических и нравственных взглядов аудитории и место в системе СМИ. Они акцентируют внимание на факте растущего значения телевидения в обществе, что свидетельствует о том, что оно прочно вошло в число действенных средств воспитания, пропаганды и информации.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2014, № 17)
Ижевская студия телевидения (ИСТ) начала свою работу в ноябре 1956 г. Развитие программной политики было связано с влиянием партийного аппарата и его установок на формирование тематического пространства телевидения в целом. В числе основных направлений формирования тематики телевизионных программ были идеологическая, политико-воспитательная работа, экономическая и социально-культурная сферы. Идейно-воспитательная направленность прослеживалась во всех постоянных рубриках ИСТ. Редакция пропаганды телевидения вела цикловые передачи «Решение партии - в жизнь». В них обобщался опыт организационно-партийной и идеологической, советской и профсоюзной работы, в эфирах принимали участие секретари горкомов и районных, поселковых и сельских Советов народных депутатов, руководящие работники министерств и управлений республики.
Одним из важнейших элементов системы идеологического воспитания масс являлась пропаганда советского образа жизни. Она присутствовала явно или скрыто во всех программах и передачах телевидения. Причем передачи молодежной и детской редакций также служили идеологическому воздействию на все возрастные группы и пропаганде советского образа жизни. В своей работе телестудия стремилась осуществить комплексный подход к проблемам идейно-воспитательной работы, обеспечивая единство идейно-политического, трудового и нравственного воспитания молодежи. Например, в планах ИСТ говорилось о таких циклах передач, как «Дела комсомольские», «Рожденные Октябрем», рубрике «Товарищ», которая ставила целью воспитание молодежи в лучших традициях советского народа и включала в себя рассказы о комсомольских организациях, их секретарях, о делегатах съездов ВЛКСМ [6]. Можно сделать вывод, что в стране, и в частности на ИСТ, существовала целостная система формирования общественного сознания.
В целом весь этот могучий комплекс информации и воспитания - средства массовой информации и пропаганды (СМИП) - охватывали своим влиянием многие миллионы людей. Они должны были помогать советскому человеку хорошо ориентироваться во внутренней жизни и в международных событиях, вызывать стремление внести максимальный вклад в общее дело, в строительство коммунизма. Тем не менее, несмотря на мощную идеологическую составляющую всех наставлений, адресованных воспитанию советского человека, СМИ также прививали аудитории любовь к учебе, труду, бережливое отношение к природе и т. д. СМИ, в том числе телевидение, целенаправленно участвовали в формировании гражданского, высоконравственного облика подрастающего поколения. Опыт свидетельствует, что эффективность профессиональной и нравственной деятельности достигается тогда, когда молодежь испытывает на себе достаточно положительное идейно-нравственное влияние печати, радио, телевидения [7, с. 85].
В целом влияние телевидения на общество можно оценивать как тотальное, к 1960-м гг. эта технология сформировала свою нишу практически во всех странах мира и проникла во все сферы жизнедеятельности человека [8, с. 35]. Независимо от формы собственности, телевидение повсюду является важнейшим образовательным, информационным, развлекательным и пропагандистским инструментом [9, с. 34].
Итак, советское телевидение выступало средством информирования и просвещения народа, всестороннего развития и воспитания народа и отдельной личности. Телевещание реа-лизовывало не только свою прямую - информационную функцию, но также воспитательную и образовательную.
Ссылки:
1. Саламатина И.И., Кочеткова Е.М. Влияние современных средств массовой информации на социализацию детей и подростков // Педагогическое образование и наука. 2010. № 8. С. 74-78 ; Витковская Н.Г. Профессионально-личностное становление молодежи и средства массовой информации // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2011. Т. 2. № 8. С. 82-87 ; Жданова А.Н. К вопросу о единстве информационного пространства России // Журналистский ежегодник. 2012. № 1. С. 19-21 ; Шабалин О.М. Влияние телевидения на делинквентное поведение несовершеннолетних // ВУЗ. XXI век. 2014. Т. 1. № 1 (44). С. 87-94.
2. Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному собранию Российской Федерации от 12.11.2009 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_93657/ (дата обращения: 04.10.2014).
3. О дальнейшем развитии советского телевидения : постановление ЦК КПСС от 29 января 1960 г. // КПСС о средствах массовой информации и пропаганды. М., 1987. С. 539-545.
4. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы : постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г. // Там же. С. 86-94.
5. Истомин Л.А. Система пропаганды и информации в СССР. М., 1968 ; Егоров В.В. Телевидение и зритель. М., 1977 ; Багиров Э.Г. Очерки теории телевидения. М., 1978 ; Тишунин В.Н. Воспитание словом. Л., 1979.
6. ЦГА УР (Центр. гос. арх. Удмурт. Респ.). Ф. Р-546. Оп. 2. Д. 756. Л. 178-181 ; Д. 2440. Л. 157-158 ; Д. 2909. Л. 5-6 ; Д. 3085. Л. 173-176 ; Д. 3086. Л. 22-23, 46-47, 99-100, 138-139 ; ЦДНИ УР (Центр документации новейшей ист. Удмурт. Респ.). Ф. 16. Оп. 1. Д. 9705. Л. 81 ; Д. 9727. Л. 52 ; Д. 9860. Л. 51 ; Д. 10125. Л. 34 ; Д. 10172. Л. 75-76 ; Д. 10233. Л. 45-46 ; Д. 10381. Л. 42, 209 ; Д. 10391. Л. 113 ; Д. 20526. Л. 52, 176-177.
7. Витковская Н.Г. Указ. соч.
8. Этапы и технологии современной информационной революции : свод. реф. // Современные информационные технологии и общество : реф. сб. / авт.-сост. А.Н. Авдулов. М., 2002. С. 25-43.
9. Там же.