Библиографический список
1. Шиянов, Е.Н. Гуманистическая педагогика России: становление и развитие: учеб. пособие / Е.Н. Шиянов, Н.Б. Ромаева - М., 2003.
2. Ушинский, К.Д. Родное слово // Избр. пед. соч.: в 2 т. - М., 1974. - Т. 1.
3. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения: сб. текстов; пер. Н.В. Ревякиной, Н.И. Девятайкиной, Л.М. Лукьяновой. - Саратов, 1984. - Ч. I.
4. Монетти, Джаноццо О достоинствах и превосходстве человека // Антология мировой философии: Возрождение. - Мн.; М., 2001.
5. Леонардо Бруни Аретино Письмо к Никколо Строцци // Гуманистическая мысль итальянского Возрождения: сб. ст. - М., 2004.
6. Селевко, Г.К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация. - М., 2005.
7. Аристотель Политика // Собр. соч.: в 4 т. - М., 1984. - Т. 4.
8. Платон. Государство // Собр. соч.: в 4 т. - М., 1994. - Т. 3.
9. Августин, Аврелий Об обучении оглашаемых / Антология педагогической мысли христианского Средневековья: в 2 т. - М., 1994. - Т. 1.
10. Винсент из Бове. О наставлении детей знатных граждан / Антология педагогической мысли христианского Средневековья: в 2 т. - М., 1994. - Т. 2.
11. Ревякина, Н.В. Проблемы человека в итальянском гуманизме второй половины XIV - первой половины XVв. - М., 1977.
12. Корольков, А.А. Образование между культурой и цивилизацией // Духовная антропология. - СПб., 2005.
13. Брагина, Л.М. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения: идеалы и практика культуры. - М., 2002.
14. Верджерио, Паоло. О благородных правах и свободных науках // Идеи эстетического воспитания: антология: в 2 т. - М., 1973. - Т. I.
15. Конверсини да Равенна Джованни Утешительное послание профессору грамматики Донату, уроженцу Аленнии, в связи со смертью Петрарки // Гуманистическая мысль итальянского Возрождения XVI в.: сб. ст. - М., 2004.
16. Колюччо Салютати Письмо к Томмазо ди Рига из Перуджи // Гуманистическая мысль итальянского Возрождения XVI в.: сб. ст. -М., 2004.
Bibiography
1. Shiyanov, E.N. Gumanisticheskaya pedagogika Rossii: stanovlenie i razvitie: ucheb. posobie / E.N. Shiyanov, N.B. Romaeva - M., 2003.
2. Ushinskiyj, K.D. Rodnoe slovo // Izbr. ped. soch.: v 2 t. - M., 1974. - T. 1.
3. Italjyanskiyj gumanizm ehpokhi Vozrozhdeniya: sb. tekstov; per. N.V. Revyakinoyj, N.I. Devyatayjkinoyj, L.M. Lukjyanovoyj. - Saratov, 1984. - Ch. I.
4. Monetti, Dzhanocco O dostoinstvakh i prevoskhodstve cheloveka // Antologiya mirovoyj filosofii: Vozrozhdenie. - Mn.; M., 2001.
5. Leonardo Bruni Aretino Pisjmo k Nikkolo Strocci // Gumanisticheskaya mihslj italjyanskogo Vozrozhdeniya: sb. st. - M., 2004.
6. Selevko, G.K. Tradicionnaya pedagogicheskaya tekhnologiya i ee gumanisticheskaya modernizaciya. - M., 2005.
7. Aristotelj Politika // Sobr. soch.: v 4 t. - M., 1984. - T. 4.
8. Platon. Gosudarstvo // Sobr. soch.: v 4 t. - M., 1994. - T. 3.
9. Avgustin, Avreliyj Ob obuchenii oglashaemihkh / Antologiya pedagogicheskoyj mihsli khristianskogo Srednevekovjya: v 2 t. - M., 1994. - T. 1.
10. Vinsent iz Bove. O nastavlenii deteyj znatnihkh grazhdan / Antologiya pedagogicheskoyj mihsli khristianskogo Srednevekovjya: v 2 t. - M., 1994. - T. 2.
11. Revyakina, N.V. Problemih cheloveka v italjyanskom gumanizme vtoroyj polovinih XIV - pervoyj polovinih XVv. - M., 1977.
12. Koroljkov, A.A. Obrazovanie mezhdu kuljturoyj i civilizacieyj // Dukhovnaya antropologiya. - SPb., 2005.
13. Bragina, L.M. Italjyanskiyj gumanizm ehpokhi Vozrozhdeniya: idealih i praktika kuljturih. - M., 2002.
14. Verdzherio, Paolo. O blagorodnihkh pravakh i svobodnihkh naukakh // Idei ehsteticheskogo vospitaniya: antologiya: v 2 t. - M., 1973. - T. I.
15. Konversini da Ravenna Dzhovanni Uteshiteljnoe poslanie professoru grammatiki Donatu, urozhencu Alennii, v svyazi so smertjyu Petrarki // Gumanisticheskaya mihslj italjyanskogo Vozrozhdeniya XVI v.: sb. st. - M., 2004.
16. Kolyuchcho Salyutati Pisjmo k Tommazo di Riga iz Perudzhi // Gumanisticheskaya mihslj italjyanskogo Vozrozhdeniya XVI v.: sb. st. -M., 2004.
Статья поступила в редакцию 19.03.12
УДК 378:151.8 Kondratenko O.A. TRAINING OF STUDENT'S LIFEABILITY IN THE CONTEXT OF COMPETENCE APPROACH TO EDUCATION. The article grounds the actuality of problem of training the student's lifeability. The author considers the definition of lifeability of a student. The competence approach to student's lifeability training is suggested.
Key words: lifeability of a student, training of lifeability, competence approach, life competence.
О.А. Кондратенко, канд. пед. наук, доц. ЧГПУ, г. Челябинск; E-mail: [email protected]
ВОСПИТАНИЕ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТА В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ОБРАЗОВАНИЮ
Обосновывается актуальность проблемы воспитания жизнеспособности студентов. Рассматривается определение жизнеспособности студента. Предложен компетентностный подход к воспитанию жизнеспособности студента вуза.
Ключевые слова: жизнеспособность студента, воспитание жизнеспособности, компетентностный подход, жизненная компетенция.
Жизнеспособность студенческой молодежи особенно актуализируется в современной социокультурной среде. Проблема жизнеспособности молодежи и её антиподов: апатии, иждивенчества, люмпенизации, криминализации, - достаточно явно обозначилась в период системных изменений, затронувших все сферы жизни - экономическую, культурную, социальную. Специально проведенные исследования показали, что в экономических и социальных условиях, не вполне благоприятных для жизни и учебно-профессиональной деятельности, у студентов формируются установки на саморазрушающее поведение. Самораз-рушающие стратегии проявляются в различных формах асоциального поведения и умонастроений, таких как мистицизм (А.А. Хвостов), суицид, участие в экстремистских и депрессив-
ных субкультурах (Ф.И. Григорец, И.А. Дяченко, Е.О. Кубякин, В.В. Чернышенко, С.В. Шамкова и др.). Все большее распространение среди молодежных слоев населения получает злоупотребление психоактивными веществами (С.Г. Анисимова, Е.А. Багнетова, И.Н. Дугарова, Я.В. Ушакова, Л.А. Цветкова и др.). Как отмечает Е.А. Рыльская [1], российское общество характеризуется процессами маргинализации. По её мнению, повышение уровня жизнеспособности населения привело бы к укреплению социальной стабильности, безопасности. Таким образом, мы наблюдаем неблагоприятную социальную ситуацию, которую можно, тем не менее, изменить. Преломить тревожную ситуацию можно, воспитывая жизнеспособную российскую молодежь, значительная часть которой - студенты вузов.
Студенчество - важнейший этап становления и развития личности каждого человека. На IV Всероссийском студенческом форуме Президент Российской Федерации Д.А. Медведев подчеркнул, что студенты - это будущее страны, и от того, как они чувствуют себя в нашей стране, зависит социальное самочувствие всего государства [2]. Соглашаясь с данным утверждением, добавим, что от жизнеспособности молодого поколения также зависит судьба государства.
Сегодня жизнеспособность как специфическая человеческая способность представителями научной общественности исследуется на разных уровнях. На уровне глобальном жизнеспособность рассматривается в масштабе гуманитарной проблемы выживания человечества. На концептуальном уровне жизнеспособность человека с позиций антропоцентрированной психологии исследуется как интегральное системное свойство социально зрелой личности (Б.Г. Ананьев, К. Абульханова-Славская, Е.А. Рыльская). В психологических исследованиях жизнеспособность человека конкретизируется в таких видах, как профессиональная, личностная, семейная и др. В исследованиях, касающихся факторов, влияющих на развитие жизнеспособности подростков и молодежи, основное внимание уделяется возрастным особенностям проявления жизнеспособности (Т.О. Закомолдина,
A.И. Лактионова, А.А. Нестерова). В социальной философии, социологии молодежи и педагогике жизнеспособность рассматривается как качество личности, которое необходимо воспитывать. В связи с этим разрабатываются программы и концепции воспитания жизнеспособной личности (И.М. Ильинский, М.П. Гурьянова, Н.Г. Уразаев). Учитывая воспитательные возможности различных образовательных учреждений, авторы предлагают:
• социокультурный подход к воспитанию жизнеспособности сельского школьника как единственно возможный в условиях сельского социума (М.П. Гурьянова, Г.Г. Тукумбетова);
• здоровьесберегающий подход в условиях детского дома (Е.А. Байер) и школы (Ю.В. Науменко).
• компетентностный подход к воспитанию жизнеспособности школьника (Е.А. Рыльская).
Несмотря на значительные усилия исследователей, предпринимаемых в данном направлении, все же их недостаточно, чтобы проблему воспитания жизнеспособности развивающейся личности считать решенной. Анализ литературы показал, что вниманием педагогов охвачены не все актуальные аспекты указанной проблемы. Так, воспитание жизнеспособности студента вуза представляет сегодня реально существующую проблему, требующую отдельного рассмотрения.
Понятие «жизнеспособность студента» в категориальном аппарате педагогики «обосновалось» относительно недавно. В середине 1990-х гг. в русле социологии молодежи возникло понятие «жизнеспособность молодых поколений». Развиваясь, оно оказало влияние на теорию и практику воспитания жизнеспособной личности. В течение последних двенадцати лет многие исследователи настоятельно указывают на важность воспитания жизнеспособности детей, подростков и молодежи (Т.В. Богуцкая,
B.А. Ситаров, Л.В. Романюк, М.В. Луговой). При этом они опираются на концепцию воспитания жизнеспособных поколений, первенство в разработке которой принадлежит И.М. Ильинскому. Согласно авторскому пониманию, жизнеспособность человека (поколения) это - способность выжить, не деградируя, в «жестких» условиях социальной и природной среды, развиться и духовно возвыситься, воспроизвести и воспитать потомство, не менее жизнеспособное в биологическом и социальном планах. Задача жизнеспособной личности - стать индивидуальностью, реализовав свои природные задатки и творческие возможности; сформировать свои смысложизненные установки, самоутвердиться, преобразовать среду обитания, но не разрушать и не уничтожать ее [3]. Итак, как показал теоретический анализ данного определения, жизнеспособность молодого человека - это способность «выживать, не деградируя» в этом неустойчивом, крайне хаотичном социуме. Однако речь идет не о простом биологическом выживании. Оно, по замыслу разработчиков концепции, должно сопровождаться духовным развитием, формированием смыслоценностных установок, творческим преобразованием окружающей среды. Таким образом, авторы отмечают те главные качества, которые помогли бы развивающемуся молодому человеку понять и обрести себя, выбрать адекватный вектор своего личностного развития, прочно «встать на фундамент жизни».
Что же понимать под жизнеспособностью студента вуза? Как известно, ведущий тип деятельности на данном возрастном эта-
пе - учебно-профессиональная деятельность, в условиях которой, преимущественно, происходит развитие личности молодого человека студенческого возраста. Включенность в новую, по сравнению с обучением в школе, деятельность накладывает отпечаток на личность студента. Таким образом, становление личности молодого человека, как и его жизнеспособности, происходит под влиянием особенностей учебно-профессиональной деятельности. Учитывая данное обстоятельство и проанализировав приведенное выше определение, предлагаем собственное определение жизнеспособности студента вуза, под которой мы понимаем готовность молодого человека к сохранению личностной целостности в трудных и проблемных ситуациях, обусловленных характером учебно-профессиональной деятельности.
Анализируя научные источники, раскрывающие сущность жизнеспособности, мы нашли описание одного из важнейших свойств жизнеспособности, которое заключается в следующем. Установлено, что жизнеспособность личности проявляется не в любых, а в наиболее трудных жизненных ситуациях. Какие же ситуации следует считать трудными для студента, обучающегося в вузе? В результате специального эмпирического исследования было выяснено, что студенты в возрасте от 17 до 23 лет переживают жизненные ситуации различной степени тяжести. К таковым, по отзывам самих студентов, относятся трудности, находящиеся в сферах: материально-бытовой, учебно-профессиональной, межличностной, внутриличностной, общественной, а также особенный тип ситуаций, связанных с угрозой для жизни. Перечисленные сферы охватывают такой широкий круг событий как экзаменационная сессия, многообразные конфликты с близкими людьми, отношения с противоположным полом, призыв в армию, недостаток времени на здоровье, «на себя», переутомление, трудоустройство, недостаток материальных средств к существованию и другие трудности. Опасность указанных ситуаций заключается в том, что они оказывают влияние на соматическое и психическое здоровье молодых людей [4]. Учебно-профессиональная деятельность обладает своими специфическими особенностями. К ним можно отнести: большой объем учебного материала, интенсивный темп наряду с неравномерностью его освоения, например, усиление умственного напряжения в экзаменационный период и т.д. Юноши и девушки, переживающие студенческую пору, вынуждены выдерживать физические и психологические нагрузки, вызванные указанными особенностями учебно-профессиональной деятельности (М.В. Гамезо, И.Кон, И.Ю. Кулагина, РС. Немов). В силу возрастных и психологических особенностей студент не всегда придерживается адаптивных стратегий в преодолении нагрузок. Не умея рационально организовать учебную деятельность, юноша или девушка предпочитают дезадаптивные, деструктивные формы преодоления напряжения, что негативным образом сказывается на развитии жизнеспособности.
Какой же должна быть жизнеспособная личность? Педагоги-исследователи жизнеспособности обращаются к главной задаче
- выяснить и аргументировано сформулировать качества, которые соответствуют жизнеспособной личности, живущей в сложном мире, полном противоречий. Еще в начале века в рамках прогностической модели воспитания жизнеспособности были выделены черты жизнеспособной личности. В нестабильной со-циоприродной среде возрастает значение жизнеспособности человека как социального субъекта. Жизнеспособность включает в себя специфические структурные элементы (они же - ресурсы жизнеспособности), в число которых входит психосоматическое здоровье, социально-психологическая устойчивость к воздействиям социоприродной среды, развитие способностей, наличие цели и смысла жизни, сформированного мировоззрения, самоопределения, активности и ответственности. Для становления жизнеспособной личности и устойчивости к деструктивным воздействиям большое значение имеет приобщение молодого человека к выполнению социальных ролей и функций в соответствии с современными требованиями общества. Жизнеспособность личности как «интегрированное качество личности, обладающей совокупностью ценностных ориентаций, личностных качеств, разносторонних способностей, умений, базовых знаний о законах бытия, позволяющих ей успешно функционировать и гармонично развиваться в динамично меняющемся социуме» понимает М.П. Гурьянова [5, с. 45]. При этом автор подчеркивает многозначность данного термина, определяя такие черты жизнеспособной личности, как оптимизм, реалистичность, субъектность. Жизнеспособность проявляется в созидательной деятельности по преобразованию самого себя, организации трудовой и профессио-
нальной деятельности. Жизнеспособность рассматривается как свойство личности и как жизненный принцип, основанный на деятельном отношении к собственному существованию в соответствии с нравственными способами поведения.
В психологии подчеркивается, что жизнеспособность обеспечивает индивидуально-неповторимое своеобразие проживания жизни, «жизненное авторство». Как нельзя пережить заново ни одно явление жизни, так и жизнеспособность невозможно скопировать, повторить, воспроизвести. Жизнеспособность уникальна, и у каждого своя. В каждый период жизни человек ищет новые грани своего существования, что зависит от множества индивидуальных особенностей. Жизнеспособность студента рассматривается нами как многоуровневое интегративное качество личности, включающее в себя четыре уровня: индивидный, субъектный, личностный и индивидуальный. На индивидном уровне жизнеспособность представлена адаптивными свойствами. На субъектном - деятельной, творческой направленностью. Личностный уровень включает духовно-ценностные ориентации, морально-нравственные установки взгляды и чувства. На индивидуальном уровне жизнеспособность рассматривается нами как качественно своеобразное проявление потенциальных свойств, присущее каждому молодому человеку как уникальной личности. Самым главным, основополагающим уровнем жизнеспособности студента, на наш взгляд, является субъектный уровень. Еще П.И. Бабочкин указывал на важность субъектных свойств жизнеспособности студента. В социальной философии субъектность личности связывают с проявлением жизнеспособности и жизненных сил во внешней социальной среде. Жизнеспособность рассматривается как потенциал жизненных сил социального субъекта в различных сферах. Жизненные силы человека реализуются в эффективном выполнении социальных ролей и функций в соответствии с требованиями общества. Для того, чтобы создать ресурс жизнеспособности, молодому человеку необходимо осваивать социальные роли путем активного участия в различных видах социальной жизни. Развивая свои задатки, личность формирует соответствующие способности к различным видам социокультурной деятельности [6]. Таким образом, субъектный уровень в уровневой организации жизнеспособности, мы рассматриваем как основополагающий, даже более важный, чем, например, личностный. Достигнув именно субъектного уровня развития, личность включается в различные виды деятельности, развивая тем самым свою жизнеспособность.
Какие пути воспитания жизнеспособного студента надлежит выбрать, учитывая новые тенденции в современном российском образовании? Сегодня развитие образования сопровождается процессами модернизации. Одним из требований модернизации является переход к новым образовательным стандартам. В связи с данным обстоятельством широкое распространение получил компетентностный подход, который в настоящее время оценен педагогами-исследователями как наиболее востребованное и перспективное концептуальное положение по обновлению содержания образования (В.А. Дубровин, В.Г. Зарубин, Э. Зеер, И.М. Осмоловская, Э. Сыманюк и др.).
Идеи компетентностного подхода в отечественной педагогике предвосхитили в своих работах В.В. Давыдов, А.А.Вербицкий,
В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, С.Т. Шацкий, Г.П. Щед-ровицкий, А.В. Усова. Концептуальные основы компетентностно-го подхода к проблемам образования нашли отражение в трудах
А.А. Деркач, Э. Зеера, И.А. Зимней, Н.И. Кондакова, Л.А. Петровской, Э. Сыманюка, Ю.Г. Татура, А.В. Хуторского, М.А. Чошано-ва, С.Е. Шишова и др. В начале XXI века компетентностный подход утвердился как естественный этап в развитии отечественного профессионального образования (В.И. Байденко, О.А. Винникова, В.Н. Гуров, З.З. Мусакаева, Н.А. Чикальдина и др.). Безусловное достоинство данного подхода видят в усилении прикладного, практического характера подготовки специалистов (С.А. Анисютина, Х. Гейвин, Т.М. Ковалева, М.В. Самсонова, РМ. Петрунева, А.В. Сомов и др.). Реже компетентностный подход применяется к проблемам воспитания (Э.Ф. Вертякова, Г.Я. Гревцева, Е.М. Сафронова, И.С. Якиманская и др.). Таким образом, теоретический анализ литературы позволяет убедиться в том, что компетентностный подход изучен основательно. Остановимся лишь на аспектах, касающихся связи данного подхода и воспитания жизнеспособности.
На страницах педагогических источников понятия «воспитание жизнеспособности» и «компетентностный подход» в едином контексте почти не встречаются. Предпринимаются лишь робкие
шаги по воспитанию жизнеспособной личности на основе компе-тентностного подхода. Так, Е.А. Рыльская [7, с. 26] считает ком-петентностный подход одним из возможных условий воспитания жизнеспособности молодого поколения. Сравнивая такой подход с распространенным «знаниевым» подходом, она подчеркивает его главное преимущество. Компетентностный подход, по мнению исследователя, позволяет решить типичную для российской школы проблему. Высокий уровень теоретических знаний принято рассматривать как показатель образованности. Однако владение теоретическими знаниями, даже систематическое и полное, само по себе не гарантирует успешное решение задач, выдвигаемых жизнью. Компетентностный подход позволяет определять уровень образованности не объемом знаний, не обладанием информацией, а компетентностью, т.е. готовностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний, умений, отношений и опыта (В.Н. Гуров, В.А. Ширяева и др.). Таким образом, понятие «компетентность» трактуется расширительно, так как помимо знаний и умений, компетентность включает личный опыт воспитанника, социальные навыки и др. Замечено - чтобы в современных сложных условиях жизни добиться реальных успехов, недостаточно во время учебной деятельности демонстрировать высокие академические результаты: «Оценки, которые ставят студентам преподаватели, часто не подтверждаются жизнью» [8, с. 23]. Выпускники школ и вузов более успешно вливаются в социум, если обладают социальными навыками, готовы к установлению конструктивных взаимодействий с другими людьми, не опасаются изменений условий профессиональной деятельности, вплоть до смены профессии. Иными словами, если к ним применима характеристика «компетентный».
В обществе, все более усложняющемся, растет интерес к компетенциям. Особенно в тех социальных институтах, задача которых, собственно, эти компетенции формировать, т.е. в сфере профессионального образования. На фоне длительно и прочно существующей «зуновской» модели («знание - умение - навыки» с упором на «знание») компетентностная модель представляется более практико-ориентированной, нацеленной не на повышение информированности человека, а на свободное ориентирование в современном мире и подготовку к самостоятельному решению проблем, с которыми неминуемо в этом мире придется столкнуться.
Воспитательным потенциалом обладает сама образовательная среда (Н.Е. Щуркова). По сравнению с семьей и школой в вузе студент сталкивается со множеством ситуаций, выход из которых требует самостоятельности решений, действий.
В.М. Розин, используя понятие «компетенция к жизни» подчеркивает, что более самостоятельная жизнь воспитанника заставляет перестроиться, рассчитывать не на помощь взрослого, а опираться на самого себя. Следовательно, в мире, меняющемся, многообразном, во многом виртуальном, важно не сформировать знания и умения в конкретной области, а сориентировать развивающуюся личность «на самые разные возможные образы и стили жизни, на неопределенность, на творчество, т.е. сформировать компетенцию к жизни» [9, с. 68]. Воспитать жизнеспособность студента с позиции компетентностного подхода в логике данного исследования означает сформировать компетенции, но какие? Предполагаем, что это должны быть особенные, «компетенции к жизни» или жизненные компетенции.
Что понимать под «компетенцией к жизни» на современном этапе развития компетентностного подхода? В важнейших документах, касающихся образования стран за рубежом и в России, определены различные группы компетенций. Среди них выделены как профессиональные компетенции, так и «ключевые», которые относятся, скорее, к «надпрофессиональным», т.е. выходящими за пределы конкретной профессии и применимые в повседневной жизни. Сам термин «жизнеспособность» указывает на то, что студент в ходе воспитания овладевает необходимыми жизненными компетенциями. Как показал теоретический анализ данного понятия, жизненная компетентность - сложная, многоуровневая собирательная категория. Жизненная компетентность приобретается на основе витагенного опыта личности. Жизненная компетентность как способность и готовность самостоятельно решать проблемы жизнедеятельности включает медико-гигиенические, бытовые, экономические; социально-культурные; правовые и др. компетентности. Критериями оценки сформированнос-ти жизненной компетентности воспитанников при этом являются: знание о проблемах и способах их разрешения, элементарные умения по разрешению проблемы; применение знаний, умений
в новых условиях (Н.А. Бреславец, Т.В. Варенова, И.В. Дикун,
Н.В. Яковлева и др.). Обращаясь к анализу компетенций, имеющемуся в педагогической литературе, остановимся на классификации компетентностей и компетенций, представленной в работе И.А. Зимней. Автор выделяет ряд компетенций, группируя их следующим образом. Прежде всего, это компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности и общения. К ним относятся: компетенции здоровьесбережения, ценностно-смысловой ориентации, интеграции, гражданственности, самосовершенствования, саморазвития, саморегулирования. К компетенциям социальной сферы отнесены все компетенции социального взаимодействия и общения. Среди компетенций, относящихся к деятельности, выделяются компетенции разных видов деятельности: познавательной, игровой, информационной и др. [10]. Таким образом, анализ компетенций, выделенных И.А. Зимней, позволил соотнести их с особыми компетенциями, «жизненными», которые необходимы для воспитания жизнеспособной личности.
В материалах ЮНЕСКО, имеющих значение для образования во всем мире, в качестве ориентиров сформулированы четыре основные тенденции образования для XXI века. Наряду с такими важнейшими компетенциями, как «научиться добывать знания» и «научиться работать» выделены не менее важные: «научиться жить вместе» и «научиться жить». В XXI веке потребуется «научиться жить» с еще большей самостоятельностью, способностью к оценке, усилением личной ответственности, не оставляя невостребованным ни один из талантов, которые, как со-
кровища, спрятаны в каждом человеке. Таким образом, на сегодняшний день определены, по сути, основные всеобъемлющие компетенции. Их определение вызвано глубокими изменениями традиционного образа жизни, новыми требованиями, необходимостью взаимопонимания, мирных обменов, гармонии, т.е. тем, в чем больше всего нуждается наш мир [11]. Таким образом, ЮНЕСКО, формулируя главные жизненные компетенции, привлекает внимание широкой мировой общественности к проблемам жизнеспособности молодежи, которой в прямом смысле слова придется «научиться жить» в современном мире.
Выводы. Современная социокультурная ситуация характеризуется снижением уровня жизнеспособности студенческой молодежи. Под влиянием трудностей, с которыми сталкивается студент в жизни и в учебно-профессиональной деятельности, возникает угроза формирования деструктивных форм поведения. Решение проблемы видится в воспитании жизнеспособности студентов вузов. Под жизнеспособностью студента понимается готовность молодого человека к сохранению личностной целостности в трудных и проблемных ситуациях, обусловленных характером учебно-профессиональной деятельности. В основу жизнеспособности положено формирование особой «жизненной компетентности». Компетентностный подход не получил пока распространения в воспитании жизнеспособности, хотя широко используется в сфере профессионального образования. Компетентнос-тный подход в соответствии с задачами модернизации образования рассматривается как одна из возможных стратегий воспитания жизнеспособности студентов.
Библиографический список
1. Рыльская, Е.А. Воспитание жизнеспособной личности в маргинальном обществе: практика или теория? // Социум и власть. -2007. - № 3.
2. В Барнауле состоялся IV Всероссийский студенческий форум // Высшее образование сегодня. - 2011. - № 11.
3. Ильинский, И.М. Основы концепции воспитания жизнеспособных поколений [Э/р]. - Р/д: http://ilinskiy.ru/publications/sod/konts-vosp-5.php
4. Битюцкая, Е. Трудные ситуации в жизни студентов // Вестник высшей школы. - 2006. - № 10.
5. Гурьянова, М.П. Жизнеспособность личности как педагогический феномен // Педагогика. - 2006. - № 6.
6. Бабочкин, П.И. Студент как социальный субъект образовательной деятельности // Философские науки. - 2007. - № 12.
7. Рыльская, Е.А. Воспитание жизнеспособности школьников // Педагогика. - 2008. - № 3.
8. Севостьянов, Д.А. Инверсии учебных целей в образовании // Высшее образование в России. - 2010. - № 4.
9. Розин, М.В. Между детством и школой, игрой и познанием, «прамой» и личностью (заметки философа и культуролога) // Мир
психологии. - 2010. - № 1.
10. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования [Э/р]. - Р/д: http://www.eidos.ru/ journal/2006/0505.htm
11. Делор, Ж. Образование: необходимая утопия. Образование для 21 века // Педагогика. - 1998. - № 5.
Bibliography
1. Rihljskaya, E.A. Vospitanie zhiznesposobnoyj lichnosti v marginaljnom obthestve: praktika ili teoriya? // Socium i vlastj. - 2007. - № 3.
2. V Barnaule sostoyalsya ?V Vserossiyjskiyj studencheskiyj forum // Vihsshee obrazovanie segodnya. - 2011. - № 11.
3. Iljinskiyj, I.M. Osnovih koncepcii vospitaniya zhiznesposobnihkh pokoleniyj [Eh/r]. - R/d: http://ilinskiy.ru/publications/sod/konts-vosp-5.php
4. Bityuckaya, E. Trudnihe situacii v zhizni studentov // Vestnik vihssheyj shkolih. - 2006. - № 10.
5. Gurjyanova, M.P. Zhiznesposobnostj lichnosti kak pedagogicheskiyj fenomen // Pedagogika. - 2006. - № 6.
6. Babochkin, P.I. Student kak socialjnihyj subjhekt obrazovateljnoyj deyateljnosti // Filosofskie nauki. - 2007. - № 12.
7. Rihljskaya, E.A. Vospitanie zhiznesposobnosti shkoljnikov // Pedagogika. - 2008. - № 3.
8. Sevostjyanov, D.A. Inversii uchebnihkh celeyj v obrazovanii // Vihsshee obrazovanie v Rossii. - 2010. - № 4.
9. Rozin, M.V. Mezhdu detstvom i shkoloyj, igroyj i poznaniem, «pramoyj» i lichnostjyu (zametki filosofa i kuljturologa) // Mir psikhologii.
- 2010. - № 1.
10. Zimnyaya, I.A. Klyuchevihe kompetencii - novaya paradigma rezuljtata sovremennogo obrazovaniya [Eh/r]. - R/d: http://www.eidos.ru/ journal/2006/0505.htm
11. Delor, Zh. Obrazovanie: neobkhodimaya utopiya. Obrazovanie dlya 21 veka // Pedagogika. - 1998. - № 5.
Статья поступила в редакцию 19.03.12
УДК 371
Zhundubaev M.K. PROPHYLAXIS OF TEENAGERS' DEVIANT BEHAVIOR IN THE INNOVATIVE ACTIVITY OF ADDITIONAL EDUCATION INSTITUTIONS. The article defines the significance of innovative activity of additional education institute on the prophylaxis of teenagers' deviant behavior; reveals the main aspects of complex program of the prophylaxis of teenagers' deviant behavior; deduced conclusions about this direction in modern period of innovations development in Pedagogy.
Key words: deviation, teenagers' deviant behavior, the prophylaxis of deviation, innovative activity of additional education institute for children.