Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ ВОИНА В ГРЕЦИИ И РИМЕ'

ВОСПИТАНИЕ ВОИНА В ГРЕЦИИ И РИМЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
106
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
HYPOTHEKAI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ ВОИНА В ГРЕЦИИ И РИМЕ»

ВОСПИТАНИЕ ВОИНА В ГРЕЦИИ И РИМЕ

(ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА)

Этот выпуск журнала продолжает серию ежегодных тематически подобранных материалов по истории античной педагогической культуры. Как и предыдущий, он объединяет научные статьи и переводы зарубежных научных работ по теме. Такая структура позволяет представить читателю широкий спектр мнений, принадлежащих представителям различных научных школ и направлений, а также инициировать междисциплинарное поле для научных дискуссий.

Тема выпуска — «Воспитание воина в Греции и Риме». Воинская доблесть и воинские умения рассматривались в культуре Греции и Рима как определяющие факторы того, что означало быть гражданином и в целом - греком или римлянином. Воинская символика и напоминания о войне находились повсюду: на монументах и гробницах, в скульптурном декоре храмов и даже в обеденных комнатах частных домов, где наступательное и оборонительное вооружение висело на стенах, а изящная посуда декорировалась военными сценами. Военная тема звучала в театре и на народном собрании, в советах и судах, на рынках и похоронах. Античное образование всегда шло рука об руку не только с физическим воспитанием, но и с «литературным образованием», которое предполагало изучение Гомера и других поэтов, воспевающих воинскую доблесть. Латинское virtus, как и древнегреческое арет^, являлось тем, что характеризовало мужчину и предполагало служение государству в гражданском и военном отношении. Четвертый выпуск будет посвящен педагогическому измерению военных конфликтов, темам войны и мира в трагедиях и комедиях драматургов-наставников (Эсхила, Софокла, Еврипида,

hypothekai 2020. Вып. 4. С. 19-24 УДК 37.01

hypothekai 2020. Issue 3. P. 19-24

Воспитание воина в Греции и Риме

Аристофана, Теренция и др.), а также особенностям воспитания военного лидера и эфеба, которое нашло отражение в искусстве, материальной культуре и текстах разных жанров (диалогах Платона и Ксенофонта, речах и письмах Цицерона, сочинениях Геродота и Фукидида, текстах Варрона, Онесандра, Иосифа Флавия, Веге-ция и др.).

По вопросам предоставления материалов и уточнения тем последующих выпусков, а также для высказывания замечаний, пожеланий и комментариев просим обращаться к главному редактору по следующему электронному адресу: Pichugina V@mail.ru — Пичугина Виктория Константиновна. Я очень благодарна заместителю главного редактора А.Ю. Можайскому, который согласился стать выпускающим редактором этого выпуска.

В.К. Пичугина

EDUCATION OF A WARRIOR IN GREECE AND ROME

(PREFACE)

This issue of the journal continues a series of annual thematically selected materials on the history of ancient pedagogical culture. Like the previous one, this issue combines scientific articles and translations of foreign scientific works on the topic. This will provide the reader with a wide range of opinions belonging to representatives of various research schools and areas, as well as initiate an interdisciplinary field for scientific discussions.

The theme of the issue is "Education of a warrior in Greece and Rome". In the Greek and Roman cultures, military prowess and military skills were viewed as decisive factors of what it meant to be a citizen and, in general, a Greek or a Roman. Military memorabilia and trophies were everywhere: on monuments and tombs, in the sculptural decoration of temples and even in the dining halls of private houses, where offensive and defensive weapons hung on the walls, and elegant dishes

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.