Научная статья на тему 'Воспитание в семье и построение образа «я» ребёнка'

Воспитание в семье и построение образа «я» ребёнка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ФИЛОСОФИЯ ВОСПИТАНИЯ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ДЕФИЦИТ / САМООБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЗРЕЛАЯ ЛИЧНОСТЬ / FAMILY / PHILOSOPHY OF EDUCATION / EXISTENTIAL DEVELOPMENT / COMPETENCE DEFICIT / SELF-EDUCATION / SOCIAL MATURE PERSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хоменко Ирина Алексеевна

Проблемы воспитания в семье. Комплексный подход к воспитанию ребёнка. Образование и достижение жизненных целей. Счастье как основной критерий оценки результатов воспитания и образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание в семье и построение образа «я» ребёнка»

ВОС ПИТАНИЕ В СЕМЬЕ и построение образа «Я» ребёнка

Ирина Алексеевна Хоменко,

заведующая кафедрой педагогики и психологии семьи Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

Каждая семья — уникальная педагогическая система, и функционирует на основе принципов. Они формулируются родителями осознанно или стихийно, но в любом случае есть несколько базовых, в которых родителям с помощью специалистов важно разобраться.

• семья • философия воспитания • экзистенциальное развитие

• компетентностный дефицит • самообразование • социально-зрелая личность

Современные дети ни за что не хотят, чтобы их «воспитывали».

Увы, отечественная педагогика настолько дискредитирована «синдромом миссионерства», что только упоминание слова «воспитание» вызывает у многих взрослых протест.

Вспоминаю случай, когда одна студентка на последнем месяце беременности заявила с вызовом: «Знаете, я своего ребёнка воспитывать не собираюсь. Пусть растёт свободным!»

С аналогичной позицией встречаю знакомых, которые тоже пытались уйти от «воспитания», но получили совсем не тот результат, на который рассчитывали.

В современном мире, постепенно обретающем человечность, понятие

«воспитание» нужно понимать как Духовное Питание человека, восполняющее его рост, потребность жить и развиваться. И если посмотреть на воспитание именно с этой стороны, то педагогика — везде, где отношения между людьми.

И человек живёт под прицелом воздействий не «каких-то», а «чьих-то».

Порой взрослые и не догадываются, что «воспитание» уже произошло и, увы, необратимо. А ведь только относительно небольшую часть жизни имеем возможность жить рядом с маленьким человеком — примерно 15—20 лет. Всё остальное время общаемся со взрослым. Он может стать для нас другом, врагом, ещё страшнее — переступит порог дома и уй дёт по делам, не поставив в известность взрослых, и не пустит в свою жизнь...

Таким образом, «воспитание», — это любое влияние, оказываемое на ребёнка

не словом или действием, а преимущественно — реакцией, отношением к происходящему с нами и в нас.

Ключевые принципы воспитания

Определим несколько принципов, на которых оно может строиться.

В современной литературе для родителей наблюдается явная тенденция к возрастной дифференциации — «Как воспитать ребёнка от 1 до 3 лет», «Проблемы детей дошкольного возраста» и т.д.

На мой взгляд, этот подход нельзя назвать эффективным, так как проблемы, с которыми сталкиваются подростки, рождаются в первые годы жизни ребёнка.

Именно от того, как был пройден первый опыт в разных ситуациях, зависит модель поведения ребёнка пяти, десяти и двадцати пяти лет. Поэтому родителям трёхлетних детей весьма полезно читать книги о проблемах подростков. В этом случае у них есть шанс локализовать проблему в её зародыше. А ещё лучше — направить энергию ребёнка в позитивное русло и успеть стать хорошим родителем.

Конечно, в каждом возрасте у детей существуют специфические проявления той или иной проблемы, но её суть остаётся неизменной.

Родителей необходимо знакомить с базовыми, фундаментальными идеями семейной педагогики, — с тем, что называется философией воспитания, а не методикой — «инструкциями по эксплуатации ребёнка». В семейном консультировании нужно объяснять родителям механизмы развития ребёнка (человека), а уж то, как они будут действовать в конкретной ситуации, зависит от них.

К этой идее меня привёл многолетний консуль тационный опыт. С какими только семьями не

приходилось встречаться! И каждый раз, знакомясь с тем или иным ребёнком, видела, что он — лишь отражение той проблемы, которая вокруг него. Я часто говорила родителям: «Оставьте в покое ребёнка! Займитесь собой».

В практике были случаи, когда дети, имеющие негативный опыт «работы с психологом», просто-напросто отказывались идти на консультацию. Приходилось работать только с мамой или папой. И что же? Оказывалось, что достаточно перестроить среду вокруг ребёнка (мысли и действия родителей и их окружения), как проблема решалась сама собой.

Очень часто проблемы, имеющие, по мнению родителей, медицинский характер, на самом деле чисто педагогические! В тех случаях, когда здоровый и обследованный большим количеством специалистов ребёнок отказывался спать-есть-гулять-зани-маться и т.д., или рыдал «беспричинно и часто», а также «закатывался в истерике», мучился от «болезни живота», распутывая сложную нить внутрисемейного взаимодействия, «вдруг» приходили с родителями к выводу — проблема лежит в совершенно иной плоскости! И, увы, не может быть вылечена с помощью таблеток.

Беда многих взрослых, однако, состоит в том, что они не хотят прикладывать собственные усилия для изменения ситуации, а порой «откорректировать ребёнка». Одна мама даже как-то на вопрос анкеты «Назовите вашу главную проблему в семейном воспитании» написала — «Сопротивление со стороны воспитуемо-го». До сих пор испытываю невероятную симпатию к «воспитуемому», храбро отстаивающему право на «невоспитание».

Принцип 3. Воспитание не может иметь прилагательного

Довольно часто в педагогической литературе упоминаются разные направления воспитания — «физическое», «нравственное», «трудовое».

Принцип 1. Проблемы воспитания не имеют возрастной специфики

Принцип 2. Проблемы детей рождаются из проблем родителей

Но если, к примеру, просим ребёнка за собой пол помыть, — это трудовое или нравственное воспитание? Или физическое?

Вполне понятно, что в развитии человека играют роль разные направления его деятельности: труд, спорт, досуг и ещё много чего.

Хорошо помнить — любое специально организованное «воспитание» всегда многомерно и многоаспектно, и «побочных эффектов» не избежать. Что именно «откликнется» в ребёнке — неизвестно. Поэтому целесообразно помнить, что всё и всё. И постоянно помнить об этом.

Принцип 4. Ничего не проходит «само собой»

При возникновении какой-либо педагогической проблемы наверняка найдётся человек, который утешит родителя: «Всё рассосётся!», «Перерастёт!», «Само пройдёт» и т.д. Эти фразы дарят безмятежность многим родителям, но представляются мне самыми опасными в семейном воспитании.

На мой взгляд, то, что случилось, всегда будет иметь продолжение. Но то, каким будет это продолжение, зависит от способа решения возникшей проблемы!

Конечно, бывают ситуации, когда «продолжение» не имеет катастрофического финала. Но где гарантия, что это именно тот самый случай? А если нет?..

Ребёнок пытается понять этот мир, интерпретировать его, наделить смыслами. Это его право и риск взрослых. И цена этого риска бывает высокой: в воспитании мы всегда имеем дело с необратимыми последствиями, потому что невозможно «дважды войти в одну и ту же реку», дважды отреагировать на ситуацию впервые. Если родитель не окажет ребёнку помощь своевременно, не направит его развитие (его понимание, его действия) в нужную сторону, то есть риск, что упущенной возможностью воспользуется кто-то дру-

гой — соседи, сверстники и другие «заинтересованные лица».

Принцип 5. Ребёнок развивается через опыт в разных видах деятельности

Под видами деятельности понимается не только интеллектуальная или предметно-манипулятивная деятельность. Прежде всего, речь идёт об организационно-коммуникативной: выстраивании отношений с людьми, управлении собой и другими, эффективном распределении времени и сил, расстановке приоритетов.

Иногда родители стремятся оградить ребёнка от дел, не связанных с учёбой — работы по дому, помощи друзьям и соседям. Это, несомненно, вредит маленькому человеку — создаёт искусственно истощенную среду для развития. Ведь в будущем ему предстоит жить отнюдь не в условиях вакуума: нужно будет научиться совмещать работу и личную жизнь, общественную и бытовую. Справится ли он с этим самостоятельно, не имея подобного опыта?

Родителям следует знакомить ребёнка не только с людьми, но и с работой, которую они выполняют. Нужно рассказывать о специфике той или иной деятельности, предоставлять ребёнку возможность пробовать себя в разных ролях, уважать его право не любить какой-то вид деятельности, однако в подобных случаях попросить предложить другой способ выполнения той или иной работы. В конце концов, взрослые далеко не всё делают с энтузиазмом.

Ключевые принципы развития личности ребёнка средствами образования

Ребёнку очень важно выстроить образ жизни, мыслей, образность чувств...

В этом процессе он рисует разные «эскизы себя», а потом определяет, ищет себя — через других, собственные поступки, разные проблемы. И потому для представлений (о себе и других) ему нужны знания; для отыскания себя, своего

камертона, — чувства, эмоции; для о-предел-ения себя (границ пределов) — поступки.

Образование — это не сумма знаний или умений, а образ, который ребёнок выстроит с его помощью: образ жизни, мышления, отношений с людьми.

В процессе образования более важно не само по себе умение читать, писать или рисовать, а отношение к рисованию, счёту или письму; понимание — зачем учиться считать? Что делать с этим умением?

Введённое мною понятие экзистенциального развития — это процесс осознания человеком целей и ценностей, сущности («самости»). Знакомясь с новыми людьми, идеями, знаниями, ребёнок проявляет сущность, «примеряя» на себя разные модели жизни (например, через литературу), разные виды деятельности. Осваивая новые предметные области — расширяет возможности для приложения сил и интересов, постепенно обретая ведущую идею — цель жизни, которая, как компас, поведёт его по пути познания.

Часто дети отказываются выполнять какую-то работу (к примеру, домашнее задание) потому, что они слабо представляют себе связь между ним и целью жизни. А между тем такая связь существует, и можно наглядно продемонстрировать её с помощью рисунка: нарисовать с ним дерево целей: выделить ствол (цель жизни), ветки (задачи) и листья (действия, способствующие выполнению задач и достижению целей). И тогда лист «выполнение домашнего задания» займёт место на ветке «получение образования» как вклад в большое дело.

Сложность этой «технологии» заключается в том, что порой ни родители, ни учителя не могут объяснить, как работают домашние задания на достижение целей ребёнка.

Основная причина — они редко беспокоятся об индивидуальных целях отдельных детей (учеников); плохо представляют себе, как можно выстроить совместный процесс образования каждого в условиях школы или детского сада.

Обозначим несколько принципов, которые нужны ребёнку для того, чтобы достичь своих целей.

Принцип 1. Образование продолжается всю жизнь и может

проходить как процесс организованный, так и стихийный

Образование не равно обучению в учебном заведении. Именно поэтому можно говорить о «подготовке к школе» (то есть к обучению в образовательном учреждении), но нельзя — о «подготовке к обучению», так как человек начинает обучаться с первых дней жизни и впитывает из окружающего мира то, что видит и слышит. Мы зачастую не замечаем, что, сконцентрировавшись на передаче знания, «нечаянно» обучили множеству действий. Например, как реагировать на критику, отвечать на телефонные звонки или оформлять работу.

Ребёнок впитает больше, чем Учитель предполагает ему дать.

Ни одно образовательное учреждение не сможет дать человеку все необходимые знания, поэтому задача родителей — помочь ребёнку в поиске источников для самообразования и развить умение видеть такой источник в каждом человеке, явлении, событии. Можно предложить каждый раз отвечать ему на простой вопрос: «Чему я могу научиться у этого человека (или в этой ситуации)?», ведь Учитель — это не тот, кто знает больше, а тот, кто знает другое.

Необходимо знакомить ребёнка с увлечёнными и компетентными людьми — теми, кто уже нашёл себя. Обращать его внимание на то, как выглядят и ощущают себя эти люди. И ещё очень полезно рассказать ребёнку, как важно уметь говорить «спасибо!» людям, которые помогают ему стать более компетентным.

Принцип 2. Образование нельзя получить (дать), его можно взять

Широко распространённое выражение «научить» (кого-то чему-то) лучше

заменить на словосочетание «помочь научитьСЯ». Ребёнок должен научитьСЯ не получать, а брать образование, как кирпичики для строительства образа Я.

«Взять» образование можно очно или дистанционно; в команде (классе) или индивидуально; сразу много или по чуть-чуть.

Иными словами, ребёнок должен быть включён в процесс проектирования и реализации образовательного пути на всех его этапах: выбора формы и средств образования, его целей, темпа, результатов.

Важно стимулировать активность самого ребёнка в «добывании» знаний: ставя в условия «компетентностного дефицита», когда для удовлетворения потребностей придётся самостоятельно потрудиться.

Сегодня главная педагогическая проблема, на мой взгляд, — отчуждение ребёнка от процесса образования: ему предлагается для освоения знание, добытое другими людьми; идеи, близкие другим людям; способы деятельности, подходящие другим людям.

Несмотря на провозглашаемую гуманизацию образования (то есть образования, ориентированного на интересы человека), сам человек зачастую не имеет возможности участия в создании собственной философии, основанной на его индивидуальных особенностях и контексте ситуации. А ведь если человек — творец, создатель уникального продукта, то его образовательная деятельность — продуктивная, творческая, а не подражательная, воспроизводящая подобную.

Но творить может только свободный и активный человек, а не тот, кто помещён в фарватер государственно-общественных образовательных стандартов. Стандарты — это минимум, который позволит ребёнку находиться в общем информационно-смысловом пространстве, «знать одно и то же» с другими людьми. Это инструмент, с помощью которого можно вышить собственный узор.

Принцип 3. Если учёба — это труд, то он, согласно Конституции, не может быть принудительным

Увы, многим родителям тяжело принять мысль, что ребёнок должен учиться сам. Многие конфликты в семье возникают именно потому, что взрослые берут слишком большую ответственность за учебную деятельность отпрыска и активно используют авторитарные методы воспитания, придумывают целую систему поощрений и наказаний, ведут ребёнка к долгожданному результату (закончить четверть без «троек», получить аттестат, защитить диплом и т.д.). А если ребёнка не прельщают даже подарки, то тут наступает время решительных (и порой насильственных) действий, направленных «на его же благо».

Чтобы вырастить зрелую и социальнограмотную личность, необходимо придерживаться в семье тех же правовых норм, по которым живёт общество.

Принцип 4. Образование — это удовольствие

Наверное, большинство детей, проводящих часть жизни в школе, отнеслись бы к этой фразе с сомнением. Возможно, в этом вина родителей, «настраивающих» детей на деловой лад перед поступлением в школу; или учителей, строго проверяющих домашние задания, или ещё кого-то, кто превратил учёбу в тяжёлый труд. Но так ли это на самом деле, если вспомнить, зачем человек приходит в этот мир?

Правильно, — для счастья. Кто-то связывает его с Покоем, кто-то — с движением (продвижением), кто-то — с познанием.

Даже если вы не получите ожидаемого результата, то хотя бы насладитесь процессом.

Посмотрите на ребёнка — ученика. Насколько он счастлив от того, что делает, и от того, как он живёт с вами? НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.