Научная статья на тему 'Воспитание ценностного отношения школьников к русскому языку в процессе формирования их культурологической компетентности'

Воспитание ценностного отношения школьников к русскому языку в процессе формирования их культурологической компетентности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
271
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК / КУЛЬТУРА / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ЦЕННОСТЬ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / THE RUSSIAN LANGUAGE / CULTURE / VALUE / VALUE ESTIMATING ATTITUDE / CULTURAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Волкова Тамара Николаевна, Смирнова Татьяна Юрьевна

В статье рассматривается аксиологический подход к изучению русского языка в школе, показана связь языка и культуры. Предложены виды работы, способствующие воспитанию отношения учащихся к русскому языку как национальной ценно­сти, представлен разнообразный дидактический материал о русской культуре, способствующий формированию культуроло­гической компетентности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Development of Value Estimating Attitude of Students towards the Russian Language in the Process of the Formation of Cultural Competence

The article deals with the estimating approach to studying the Russian language at school, the connection between language and culture is also shown. Various kinds of work are suggested, contributing into the development of value estimating attitude towards the Russian language as a national value. The various didactic materials about the Russian culture are presented, contributing into the cultural competence of students.

Текст научной работы на тему «Воспитание ценностного отношения школьников к русскому языку в процессе формирования их культурологической компетентности»

Воспитание ценностного отношения школьников к русскому языку в процессе формирования их культурологической компетентности

Т. Н. Волкова, Т. Ю. Смирнова

В статье рассматривается аксиологический подход к изучению русского языка в школе, показана связь языка и культуры. Предложены виды работы, способствующие воспитанию отношения учашдхся к русскому языку как национальной ценности, представлен разнообразный дидактический материал о русской культуре, способствующий формированию культурологической компетентности учащихся.

Ключевые слова: русский язык, культура, ценностное отношение, ценность, культурологическая компетентность.

The Development of Value Estimating Attitude of Students towards the Russian Language in the Process of the Formation of Cultural Competence

T. N. Volkova, T. Ju. Smirnova

The article deals with the estimating approach to studying the Russian language at school, the connection between language and culture is also shown. Various kinds of work are suggested, contributing into the development of value estimating attitude towards the Russian language as a national value. The various didactic materials about the Russian culture are presented, contributing into the cultural competence of students.

Key words: the Russian language, culture, value, value estimating attitude, cultural competence.

В настоящее время формируются новые подходы к изучению русского языка в школе, в частности, культуроведческий и аксиологический. Культуроведческий подход позволяет обновить содержание образования в аспекте гуманизации, дает возможность строить диалог с миром культуры и искусства, способствует формированию культурологической компетентности учащихся. Под культурологической компетентностью как многоуровневым понятием следует понимать осознание учащимися значения отечественной и мировой культуры в жизни человека, знания о национальной и мировой культуре, понимание ценности произведений искусства, осознанность отношения слова к той или иной культуре [1]. «Использование в учебной практике произведений искусства соответствует новой общемировой научной парадигме, которая включает в единый процесс науку, культуру, образование. При работе с произведением искусства на учебном занятии учитель может организовать языковое, речевое, духовное и эстетическое развитие обучаемых как единый, неразрывный, взаимосвязанный, взаимодополняемый процесс» [7, с. 17-18]. Прочные знания, подготовка к жизни, развитие личности следует рассматривать как отдельные аспекты более общего и глубокого процесса - приобщения растущей личности к культуре. Образование без культурного развития превращается в процесс передачи информации от учителя к ученику. Дети, даже обладающие системными, глубокими и обширными знаниями, зачастую оказываются неразвитыми культурно,

не ориентируются в мире культуры, музыки, живописи, театра, не знают культурных ценностей своего края, считают эти сферы незначительными, не имеющими прямого отношения к жизненным потребностям современного человека, прагматичного и ориентированного на успех.

Непреходящей ценностью является русский язык. Знание языка позволяет сохранять связь поколений, дает возможность шире смотреть на мир, понимать и принимать его во всем разнообразии. В этом заключается неразрывная связь языка и культуры.

В современной методике преподавания русского языка актуальной является проблема формирования у школьников взгляда на родной язык как национальный феномен, что способствует воспитанию национального достоинства учащихся, их отношения к языку как важной ценности. «Идея аксиологического подхода к изучению русского языка обладает особой продуктивностью, так как ее реализация повышает мотивацию учащихся, формирует у них ценностный взгляд на русский язык, который становится частью их мировоззрения, базовым компонентом национального самосознания личности» [2, с. 11]. Таким образом, аксиологический подход к изучению русского языка в школе очень важен. «Выбор аксиологического подхода в качестве методологической основы современной педагогики позволяет рассмотреть образование как социально-педагогический феномен, который находит свое отражение в основных его идеях: универсальности и фундаментальности гуманистических

Воспитание ценностного отношения школьников к русскому языку в процессе формирования их культурологической компетентности

ценностей, единстве целей и средств, приоритета идеи свободы» [5, с. 439].

А. Д. Дейкина выделяет две стороны при изучении русского языка: «Первая сторона -ценностное отношение к предмету, к культуре -основывается на знаниях и представлениях и может быть освоена и рационально (осознаю, понимаю), и эмоционально (чувствую). Вторая сторона касается чувств - чувства любви к языку, к культуре, которое возникает чувственным, эмоциональным путем на фоне интереса к языку и культуре (там, где интересно, эмоциональное чувство выше). Соединение двух сторон дает соединение образованности и нравственности: зная родной язык и родную культуру, нельзя не оценить их, не проникнуться к ним теплым чувством (патриотическим!). В синтезе научного (воспринимаемого умом) и духовного (воспринимаемого сердцем) преодолевается духовная безграмотность и нравственный нигилизм» [3, с. 11].

Интересной формой воспитания у школьников ценностного отношения к русскому языку, формирования их культурологической компетентности, а также развития их речи являются ученические научные конференции. Так, в Ивановской средней общеобразовательной школе № 18 прошла такая конференция на тему «Язык есть исповедь народа». Учащимися были подготовлены очень интересные доклады, например, на секции «На всех словах - события печать. Они дались недаром человеку» прозвучали сообщения об истории Ивановской земли в названии сел, улиц, городов; об этимологии ивановских топонимов У-ХУ веков, о географических названиях Ивановского края. Все это расширяло знания учащихся о региональной культуре. В качестве примера приведем отрывок из доклада ученицы 10 класса:

Внимательно взглянув на карту нашего края, вы без труда обнаружите десятки географических названий, происхождение которых загадочно или неизвестно. Определить их истоки затрудняются даже многие специалисты.

Изучение географических названий имеет большое значение для истории вообще и для истории языка в частности. Поэтому основным направлением топонимики до последнего времени было историческое исследование топонимов. Как показали многочисленные исследования, то или другое морфологическое строение топонима часто неопровержимо доказывает принадлежность его к определенной исторической эпохе. От финно-угорских племен нам остались в наследство довольно многочисленные топонимы. На карте это такие названия городов и сел, как

Кинешма, Шуя, Вичуга, Южа, Кохма, Решма, Лух, Палех, Холуй, Нижний и Верхний Ландех. С помощью современных родственных языков можно хотя бы приблизительно установить смысл некоторых из этих названий. Топоним Кинешма означает в финско-угорских языках «тихая гавань». Действительно, во время непогоды на Волге суда могли переждать бурю в устье небольшой реки Кинешемки, которая впадает здесь в великую русскую реку.

Уроки русского языка дают прекрасную возможность для воспитания ценностного отношения к родной природе, способствуют обогащению словаря школьников эмоционально-оценочной лексикой для описания природы, что, несомненно, воспитывает у них отношение к языку как важной культурной ценности. Школьников нужно учить видеть красоту во всем. В. А. Су-хомлинский утверждал: «Красота - могучий источник нравственной чистоты, духовного богатства, физического совершенства. Важнейшая задача эстетического воспитания - научить ребенка видеть в красоте окружающего мира (природе, искусстве, человеческих отношениях) духовное благородство, доброту, сердечность и на основе этого утверждать прекрасное в самом себе» [6, с. 70], и мы бы добавили: выражать в слове свое отношение к красоте. Приведем пример содержания урока развития связной речи в старших классах на тему «По городам и весям земли Ивановской». На уроке школьники знакомились с текстами о Плесе и анализировали их языковые особенности:

Соборная гора - это главная городская святыня, хранительница многовековой памяти, это тихая обитель, сохранение которой напрямую связано с сохранением культуры малых городов, с их особенным духом, сохранение той самой глубинной России, где краски не ярки и звуки не резки, без которой утрачивается ее национальное своеобразие.

Красота Плеса открылась миру благодаря полотнам И. И. Левитана, поэтому на уроке учащимся предлагается текст «Левитановскими тропами», что обогащает и расширяет их знания о русской живописи как части национальной культуры (по данному тексту после содержательного и языкового анализа можно провести изложение или сочинение об одной из картин Левитана):

И. И. Левитана поразила необычайная красота Плеса, которая подвигла художника на создание задушевных лирических пейзажей, пейзажей настроения, в которых он непревзойденный мастер. Сегодняшним туристам, посещающим

76

О. Е. Черствая

город, знаменитые левитановские места позволяют пробудить воображение, вспомнить картины художника. Во многом город изменился, но еще хранит память о местах, запечатленных художником в знаменитых полотнах, в небольших зарисовках с натуры, в этюдах, набросках по памяти. Всего в Плесе Левитаном написано около 200 работ, более чем в двадцати из них отразились плесские впечатления, принесшие художнику громкую славу. В Плесе находится дом-музей И. И. Левитана.

«Улочка в Плесе» - одно из первых впечатлений от тихого уютного волжского городка. Основной зеленый тон картины передает ощущение затерянности, старости, даже замшело-сти забытого богом уголка, но не вызывает мрачных мыслей. Теплое розоватое пятно освещенной стены дома будто отражает свет и рассеивает его на окружающую зелень, отчего она будто улыбается тихой приветливой улыбкой. Такова и картина «Ветхий дворик», на которой изображен вросший в землю сарайчик, написанный в серо-голубых и коричневых тонах, и пятно зелени в левом углу.

Левитан очень любил цветы, которых в Плесе росло во множестве, и эта его любовь запечатлена в натюрмортах «Незабудки», «Ночные фиалки», «Одуванчики».

Левитана все поражало в Плесе. Сильное впечатление на художника произвела Петропавловская церковь, и он пишет этюд «Внутри Петропавловской церкви в Плесе на Волге» с удивительной теплотой и задушевностью. Древняя позолота икон, мерцающие огоньки свечей и лампад создают неповторимый уют и пробуждают в душе светлую радость. Этот этюд художник использовал при написании знаменитой картины «Над вечным покоем». Именно древняя Петропавловская церковь изображена на этой картине

[4].

Как показывает практика, подобные формы работы при изучении русского языка помогают воспитанию у школьников ценностного отношения к культуре, в частности, к русскому языку как феномену культуры и одной из важнейших ценностей человека.

Библиографический список

1. Волкова, Т. Н. Воспитание человека культуры средствами языка и искусства в процессе гуманитарного образования [Текст] / Т. Н. Волкова. - Шуя ,

2007. - 170 с.

2. Дейкина, А. Д. Формирование языковой личности с ценностным взглядом на русский язык: методологические проблемы преподавания русского языка [Текст] / А. Д. Дейкина. - М. - Оренбург, 2009. - С. 11.

3. Дейкина, А. Д. Духовно-нравственное развитие учащихся средствами русского языка [Текст] /

A. Д. Дейкина // Реализация современных подходов к преподаванию русского языка с учетом традиций отечественной методики: материалы Всероссийской научно-практической конференции в МПГУ 20-21 марта 2008 г. - М. - Ярославль, 2008. - С. 11.

4. Закаменная, Е. Н. Плес XX век [Текст] / Е. Н. Закаменная. - Иваново , 2007. - 244 с.

5. Сластенин, В. А. Переход от авторитарной к гуманистической парадигме как фактор становления и развития педагогической аксиологии [Текст] /

B. А. Сластенин, Г. И. Чижакова // Хрестоматия по педагогической аксиологии. - М. - Воронеж , 2005. - С. 439.

6. Сухомлинский, В. А. Познание красоты и воспитание чувств [Текст] / В. А. Сухомлинский // Хрестоматия по педагогической аксиологии. - М. -Воронеж, 2005. - С. 70.

7. Сычугова, Л. П. Обучение речи: культуровед-ческий подход [Текст] / Л. П. Сычугова. - Киров ,

2008. - С. 17-18.

Воспитание ценностного отношения школьников к русскому языку в процессе формирования их культурологической компетентности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.