Ковалева О.С.
Оренбургский государственный педагогический университет E-mail: [email protected]
ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ - ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА (РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ)
В статье предложен комплекс педагогических условий: обогащение содержания воспитания образцами культуры толерантного поведения подростка; интеграция в воспитательной среде детского дома игровых, диалогических, творческих методов и форм воспитания; развитие толерантной культуры педагога-воспитателя, реализация которой способствует созданию в детском доме атмосферы доверия, взаимоуважения, взаимной поддержки и единой направленности на развитие толерантных межличностных отношений педагогов-воспитателей и подростков.
Ключевые слова: толерантность, толерантные межличностные отношения, толерантная культура воспитателя.
Становление человека, расположенного к другим людям, способного к сопереживанию является одним из стратегических ориентиров в воспитании личности. Полагаем, правы те, кто считает, что воспитание толерантности есть один из способов выживания человечества, условие создания гармоничных отношений в обществе.
По данным нашего исследования, проведенного в детских домах Оренбургской области, воспитанники отгораживались от взрослых, замыкались, не «пускали» в свой внутренний мир даже самых близких друзей, родственников, хотя каждому из них, читали мы в анкетах, «необходим человек, которому он доверяет», с кем он «может поделиться самым сокровенным», от кого «надеется получить совет». Среди подростков мы зафиксировали следующие ситуации: неуважения других подростков за то, что они «выглядят, думают, поступают иначе» - 21,1%; зависти и злобы - 30,2%; неумения слушать друг друга, непонимания и нетерпения - 32,3%; насмешки над проявлением национальных обычаев, над физической слабостью - 16,4%. Они ранимы, обидчивы, недоверчивы.
В своих анкетах подростки на первое место ставили такие качества воспитателей, как преданность, искренность, готовность защищать их интересы. Они очень тонко чувствовали фальшь, умели быстро разглядеть за внешней добротой внутреннее «равнодушие к себе», а порой и «брезгливость».
В работе с подростками в детских домах не подходили традиционные средства воспитания. Внушение, соревнование, соперничество, наказание и награда не достигают своих культурных целей.
Мы видели свою задачу не только в изменении стиля мышления, позиции отдельного воспитателя, но и в разработке педагогических
условий (обогащение содержания воспитания образцами культуры толерантного поведения подростка; интеграция в воспитательной среде детского дома игровых, диалогических, творческих методов и форм воспитания; развитие толерантной культуры педагога-воспитателя), реализация которых способствовала созданию в детском доме атмосферы доверия, взаимоуважения, взаимной поддержки и единой направленности на развитие толерантных отношений воспитателей и подростков.
Обогащение содержания воспитания образцами культуры толерантного поведения подростка осуществлялось посредством реализации образовательной программы «Школа толерантности». Программа компоновалась на основе интеграции гуманитарно-правового, культурологического, музыкально-эстетического материала, соответствующего возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников детского дома.
Содержание программы внедрялось постепенно. Сначала практиковались встречи, диалоги с представителями благотворительных организаций, творческой интеллигенции. Совместное рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, просмотр мультипликационных, художественных и документальных фильмов, в которых было показано поведение людей в окружающем мире и личный пример взрослого, обладающего авторитетом, оказывали очень сильное воздействие на сознание и чувства воспитанников. Диалоги переходили в философские беседы о справедливости, зле, добре, красоте и о культуре своего народа.
На совместных занятиях подростков и воспитателей: «Почему в нашей жизни трудно быть толерантным?»; «Карта нетерпимости»; «Разные и другие» (урок о национальных меньшинствах); «Права человека — это ...», «Выращива-
ние «Дерева добрых дел»» [2] происходило создание подростками образцов толерантных межличностных отношений в рисунках и сочинениях, вырабатывались совместные правила толерантного поведения, сотрудничества.
Подростки участвовали в праздниках «Международный день Толерантности», «День прав человека», «День национальной культуры», конкурсах «Акция Добра», «Помоги ближнему», где они освобождались от повседневных забот, ощущали эмоциональный подъем и получали возможность открытого выражения своих чувств.
Мы вовлекали воспитанников и в театрально-игровую деятельность, которая способствовала творческому переосмыслению собственных проблем и конфликтов, преодолению поведенческих стереотипов и способов безнравственного эмоционального восприятия жизненных ситуаций. Игровой элемент есть в каждом празднике, но в наиболее полном своем проявлении игра живет в спектаклях домашнего театра. Так в иллюзорной игровой ситуации подростки обретали реальный опыт новых отношений, новых переживаний. Игра в домашнем театре учила их испытывать яркие эмоции, смотреть на себя со стороны, оценивать себя и свои действия I развивала чувство юмора и давала свободу. Подростки делились своими ощущениями: «Я получаю удовольствие от участия в нашем театре, всегда готовлюсь с интересом» (Кристина Т.); «В спектакле взрослые с нами общаются на равных» (Наташа К.); «В игре мы удивляемся, радуемся, смеемся над собой. Это классно!» (Саша А.); «Расширяем свой кругозор, получаем новые сведения и радость» (Вика С.); «Я сочувствую своим героям, так как понимаю, что в чем-то они похожи на нас» (Маша Д.).
Необходимо отметить, что данная форма работы была эффективна и способствовала развитию у воспитанников гуманных, альтруистичных, толерантных ориентаций. Приобретенные умения они демонстрировали в ролевых играх и упражнениях.
Таким образом, в «Школе толерантности» решались следующие задачи: углубление представления подростков о сущности толерантных межличностных отношений, распространение позитивного опыта толерантного взаимодействия, профилактика агрессии и развитие способностей к разрешению конфликтных, проблемных ситуаций.
Приобщаясь к культуре толерантного поведения, воспитанники овладели навыками толерантного общения, терпимости, сотрудничества, опытом творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, к людям, к освоенному знанию.
Следующим педагогическим условием являлась интеграция в воспитательной среде детского дома игровых, диалогических, творческих методов и форм воспитания. Подросткам экспериментальной группы предлагались такие методы и формы воспитания, которые носили ярко выраженный творческий характер. Наиболее эффективным педагогическим методом, применяемым для реализации данного условия, являлась познавательная игра. Необходимо отметить, что применение данного метода предполагало создание специальных ситуаций, моделирующих реальность, в которых могли бы оказаться подростки в жизни. Главное назначение этого метода I стимулирование интереса к получению новых знаний о толерантных межличностных отношениях. Нами были использованы различные познавательные игры («Лукошко», «Эмблема толерантности», «Диалог культур», «Агент»).
Важную роль в воспитании толерантных межличностных отношений подростков играли тренинги: Тренинг осознания наличия или отсутствия толерантности, Тренинг развития способностей к выходу из конфликтных ситуаций, которые были направлены на развитие у воспитанников способности активно взаимодействовать друг с другом, уметь видоизменять свое поведение в зависимости от ситуации.
Среди проводимых мероприятий следует отметить дискуссию. Здесь на обсуждение выносились наиболее актуальные проблемные вопросы. Частью дискуссии являлись элементы педагогического метода «ролевой игры». В нашем случае оба метода оказались достаточно эффективными. «Ролевая игра» вызывала особый интерес среди воспитанников. Мы предлагали следующие «ролевые игры»: «Белая ворона», «Волшебная лавка», «Пять добрых слов», «Порадуй меня», «Групповая картинка». Проблемные ситуации были хороши тем, что при их решении всегда возникали дискуссии, в которых выражались разнообразные точки зрения подростков и воспитателей, демонстрировались толерантные межличностные отношения.
Для развития у воспитанников умений и навыков позитивного межличностного общения нами были использованы следующие упражнения: «Испорченный телефон», «Что можно сделать с этим предметом?», «Паутина предрассудков», «Превращения», «Замороженный», «Двойник», «Глаза в глаза», «Клубок ассоциаций», «Чем мы похожи», «Ванька-Встанька».
Интеграция игровых, диалогических, творческих методов и форм воспитания в образовательной среде детского дома позволила увидеть следующий виток в толерантных межличностных
отношениях подростков: стремление уважительно относиться к культуре, традициям, ценностям Другого, выступать в роли самоактуализирую-щейся личности, помогать тем, кто более слаб.
Третьим педагогическим условием выступало развитие толерантной культуры воспитателя. Трудно представить, что нетерпимый педагог-воспитатель сможет воспитать у своих воспитанников толерантные межличностные отношения к другим людям и другим культурам.
Следует констатировать, что воспитатели чаще демонстрировали адаптивную модель поведения, основой которой являлось отсутствие четко выраженной профессиональной позиции, подчинение внешним обстоятельствам в виде выполнения социальных требований и норм, доминирование консерватизма, авторитаризма. Это приводило к отсутствию непосредственности, преобладанию негативной оценки себя и окружающих, неуверенности.
В эксперименте была реализована программа, необходимая для усвоения и понимания сущности толерантных отношений воспитателями и способов их развития у подростков, которая включала лекции: «Толерантные отношения: сущность и особенности», «Толерантные отношения I норма жизни», «Толерантное пространство в образовательном учреждении», «Диагностическое сопровождение развития толерантных отношений»; дискуссии: «Толерантные отношения I миф или реальность современного образования?», «Единство в многообразии»; практикумы: ««Очеловечить человечка» - человек XXI века», «Пути выхода из конфликта»; круглые столы: «Почему в нашей жизни трудно быть толерантным?», «Воспитание толерантной личности»; тренинг «Толерантность как основа корректного, бесконфликтного общения» [1].
Во время обсуждений научно-популярных, документальных фильмов, научных монографий возникали ситуации, вызывающие напряжение мысли, определенный эмоциональный настрой. Для фиксации и анализа результатов деятель-
ности, эмоциональных переживаний, сопровождающих неудачи или успехи, мы предлагали воспитателям вести дневники. Дневник давал чувство защищенности личного пространства, отсутствия цензуры, ощущение большей свободы. В нем педагог-воспитатель был более откровенен, чем при устном анализе собственных ошибок. Ведение дневника способствовало развитию у воспитателей рефлексивного мышления I необходимой составляющей толерантных отношений. Рассмотрим некоторые высказывания воспитателей из беседы, проведенной после осуществления нашей деятельности: «толерантное решение ситуации, даже если ты поступил неправильно, пойдет тебе на пользу», «впервые поняла, что значит быть толерантной личностью, хотя определение толерантности я знала и до этого, но как развивать в себе это качество, осознала только сейчас», «следует оставаться толерантным человеком и в конфликтных ситуациях», «теперь я отношусь к своим воспитанникам терпеливее, добрее, стараюсь насытить их жизнь радостью общения друг с другом и взрослыми». Это говорило о том, что воспитатели поверили в свои реальные, хотя и ограниченные силы, быть способными уважать жизнь - как собственную, так и своего ближнего, быть естественными, открытыми для диалога, сопереживания ребенку, стремиться увидеть мир глазами ребенка, понять его. Все это возможно, но только через работу сердца и души.
Мы пришли к выводу, что толерантность в контексте педагогической культуры воспитателя детского дома I это профессионально необходимое качество личности, рассматриваемое как условие ее успешного социального и профессионального самоопределения.
Таким образом, предложенный нами комплекс педагогических условий способствовал развитию толерантного взаимодействия подростков и воспитателей, проявлению взаимопомощи, эмпатии, сотворчества и взаимопонимания в общем деле.
21.03.2011
Список литературы:
1. Безюлева Г.В. Толерантность: взгляд, поиск, решение. - М.: Вербум-М, 2003. - 168 с.
2. Ковынева М.В. Методика активного обучения и воспитания (современный подход к гражданскому образованию и воспитанию). — Ростов н/Д.: Феникс, 2005. — 320 с.
Сведения об авторе:
Ковалева Ольга Сергеевна, доцент кафедры общей педагогики ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», кандидат педагогических наук 460844, г. Оренбург, ул. Советская, 19, тел. (3532) 776802, е-таіі: [email protected]