Научная статья на тему 'Воспитание толерантности как фактор ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей'

Воспитание толерантности как фактор ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / несовершеннолетний правонарушитель / толерантное отношение / нравственный поступок / ресоциализация / education / minor offender / tolerant relation / moral act / resotsializatsiya

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковтуненко Любовь Васильевна

В статье анализируются понятия воспитания и ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей, определяется понятие толерантности как фактора успешности их социальной реабилитации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковтуненко Любовь Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOLERANCE EDUCATION AS RESOTSIALIZATSIYA’S FACTOR OF MINOR OFFENDERS

In article concepts of education and a resotsializatsiya of minor pravonarushtel are analyzed, the concept of tolerance as factor of success of their social rehabilitation is defined

Текст научной работы на тему «Воспитание толерантности как фактор ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей»

63. Фоменко, Г.А. Личность как субъект бытия в экстремальных условиях: автореф. дис. ... докт. психол. наук. - Краснодар, 2006. - 48 с.

64. Чудина, Е.Е. Дидактические условия становления профессионально-личностного саморазвития будущего учителя на начальном этапе педагогической подготовки в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2002. - 21 с.

65. Шаранов, Ю.А. Актуальные проблемы юридической ак-меологии: Монография / Шаранов Ю.А. - СПб: Изд-во

Санкт-Петербургского Университета МВД России, 2010. - 130 с.

66. Шаршов, И.А. Профессионально- творческое саморазвитие субъектов образовательного процесса в вузе: автореф. дис. .докт. пед. наук. - Белгород, 2005. - 50 с.

67. Яркина, О.С. Субъективность как психолого-акмеологичес-кое условие личностно-профессионального развития врача: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Тамбов, 2009. -25 с.

УДК 378 ББК 74.58

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК ФАКТОР РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

П РАВОНАРУШ ИТЕЛЕЙ

Ковтуненко Любовь Васильевна,

кандидат педагогических наук (г. Воронеж)

Аннотация. В статье анализируются понятия воспитания и ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей, определяется понятие толерантности как фактора успешности их социальной реабилитации.

Ключевые слова: воспитание, несовершеннолетний правонарушитель, толерантное отношение, нравственный поступок, ресоциализация.

KOVTUNENKO L.V.

(Voronezh)

TOLERANCE EDUCATION AS RESOTSIALIZATSIYA'S FACTOR OF MINOR OFFENDERS

Abstract. In article concepts of education and a resotsializatsiya of minor pravonarushtel are analyzed, the concept of tolerance as factor of success of their social rehabilitation is defined.

Key words: education, minor offender, tolerant relation, moral act, resotsializatsiya.

Совершивший противоправный поступок подросток, в силу его социальной опасности и в целях исправления, подвергается уголовному наказанию, часто связанному с лишением свободы. Гуманная на первый взгляд функция на деле разрушает социальные связи личности, подавляет ее способности и возможности к самоопределению и самореализации.

Кроме того, длительное пребывание индивида в условиях тотального надзора и регламентации жизни и деятельности подавляет механизмы психической саморегуляции, затрудняя тем самым позитивную адаптацию к последующей жизни на свободе. Не способствует этому и развращающее влияние криминализированной среды пенитенциарного учреждения.

185

Как следствие - позитивная социальная реабилитация для многих оказывается непосильной.

Согласно статистическим данныш, в первые три года после освобождения совершают повторные преступления до 45 % бывших воспитанников ВК и 50% выпускников спецшкол и спецПТУ; среди рецидивистов молодежного возраста 45-52 % осужденных впервые в 14-15 лет, и только 10-14 % осужденных впервые в 16-17 лет; четвертая часть особо опасных рецидивистов и пятая часть пожизненни-ков - бывшие воспитанники ВК. Дети, направленные в спецшколы и спецПТУ, но не попавшие в эти учреждения, совершают правонарушения в 2-3 раза реже, чем те, кому «повезло», кто прошел процесс «исправления» [4].

Все это позволяет сделать вывод, что силовые, карательные меры борьбы с преступностью несовершеннолетних малоэффективны и уж точно явно недостаточны.

В последние годы идет реформирование уголовно-исполнительной системы. Одной из ведущих идей в условиях ее развития стала ресоциализация осужденных [1]. В этом направлении уже предприняты определенные организационные и законодательные инициативы. Так, отменены запреты, разрывающие социальные связи, сняты ограничения в переписке, отменена такая мера взыскания, как лишение несовершеннолетних осужденных свиданий с близкими родственниками и др. В целях оказания квалифицированной помощи и для проведения психологической подготовки к жизни на свободе в учреждениях введены должности психологов, социальных работников. Однако сложность проблем, стоящих перед практикой исполнения наказаний, заставляет вести речь не о частных коррективах в работе уголовно-исполнительной системы, а о формировании новых подходов правового регулирования, новой идеологии применения средств воспитания и механизмов их реализации.

Правопослушныш гражданин не совершает преступления вовсе не из-за страха перед грозящим наказанием, а в силу успешной социализации. Поскольку преступление связано с недостатками социализации, то и наказание будет эффективно в той мере, в какой оно способно восполнить указанные недостатки. Следовательно, для обеспечения успешности социальной реабилитации подростка после освобождения необходимо организовать деятельность воспитательных колоний (воспитательных центров) на активизацию процессов, способствующих восстановлению социальной адекватности - ресоциализацию. Ресоциали-зация личности несовершеннолетнего правонарушителя должна быть связана, прежде всего, с его ценностной переориентацией, формированием механизмов социально-нравственной направленности личности, формированием и закреплением прочнык стереотипов социально-положительного поведения. На наш взгляд, способствовать такой ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей должно воспитание толерантного отношения к окружающим их людям, к самим себе, к обществу в целом.

Для того, чтобы показать особенности влияния фактора толерантного отношения несовершеннолетних правонарушителей на их ресоциализацию, необходимо определиться с ключевыми категориями - «толерантность» и «ре-социализация несовершеннолетних правонарушителей».

-186 -РР-

В педагогических работах ресоциализация рассматривается как деятельность по преодолению отклонений в поведении несовершеннолетних (Е. В. Горланова, С. Н. Дубинин, И. В. Королева, А. С. Новоселова, B. Н. Саварду-нова и др.). Проблема ресоциализации осужденных актуализирована и обоснована в научных публикациях Ю. А. Алферова, Ю. М. Антоняна, М. Г. Дебольского, А. И. Зуб-кова, С. А. Лузгина, А. В. Пищелко, В. М. Позднякова, М. П. Стуровой, В. Е. Южанина и других авторов, но ей еще недостаточно уделяется должного внимания на практике.

Что же понимается под ресоциализацией осужденных? Ресоциализация - длительный процесс, в основе которого лежит сложный комплекс организационных, юридических, психолого-педагогических, экономических, медицинских мер, направленных на формирование у осужденных готовности и способности к включению после отбытия наказания в обычные условия жизни общества. Ресоциализация - это и результат, практическая реализация цели наказания. Позитивная ресоциализация и реадаптация несовершеннолетних в обществе после освобождения является особенно важной, так как преступность несовершеннолетних составляет основу для воспроизводства общей преступности.

Таким образом, ресоциализация предполагает усвоение элементарных правовых, нравственных, культурно-этических норм, ценностей и знаний, необходимых и достаточных для того, чтобы включиться в жизнь общества. В то же время ресоциализация, осуществляемая в условиях отбывания наказаний, должна быть достаточной для того, чтобы осужденные не утрачивали умений и навыков бесконфликтного общения и поведения, практикуемого в обычных условиях жизни общества, а если их не существовало, то они должны быть сформированы. Процесс ресоциализации подростков, отбывающих наказание в воспитательной колонии, осуществляется в форме воспитательных, образовательных, трудовых и иных мер социализирующего воздействия с момента заключения под стражу до выхода подростка на свободу. Эффективным, как показывает практика, является проведение психолого-педагогических и социально-психологических тренингов как индивидуальных, так и групповых по коррекции личности несовершеннолетних.

Учитывая возрастные особенности несовершеннолетнего, мы должны помнить, что у него только происходит становление мировоззрения, характера, личности в целом. Одним из резервов для решения указанных задач по ресоциализации несовершеннолетнего правонарушителя, по нашему мнению, может стать воспитание у него толерантности, терпения, терпимости к окружающему его миру и людям.

Этимология термина «толерантность» (от лат. tolerantia) восходит к латинскому глаголу tolero - «нести, держать», а также «переносить, сохранять, кормить, оставаться». Исходное значение tolero - «нести, держать» в руках какую-нибудь вещь.

А. Г. Асмолов в содержании понятия «толерантность» [2] выделяет три основных аспекта: первый связывает данное понятие с устойчивостью, выносливостью, другой - с терпимостью, третий - с допуском, допустимостью, допустимым отклонением.

Однако существует и четвертый аспект, который исходно связан с воспитанием, воспитанностью и который не менее важен.

Расхождения между русским «терпимость» и европейским «толерантность» существенны из-за потери именно этого аспекта в структуре данного понятия.

Исследователи проблемы толерантности отмечают в ней прямо противоположные качества. Одни видят в толерантности «идеал и жизненно важный принцип», полагая, что «она одна даст шанс выжить цивилизации». Другие считают, что она «служит лишь для того, чтобы символически скрадывать и лечить реальный раскол и безразличие, которые демонстрирует человечество» [3]. Несмотря на столь сильные различия в оценке толерантности, всех ученых объединяет уверенность в необходимости борьбы с ее антиподом, интолерантностью, которая встречается в разнообразных формах в нашей жизни.

Толерантность в нашем понимании - это, с одной стороны, цель и результат воспитания, сопровождающийся формированием определенных социальных установок, а с другой - ценность и качество личности, проявляющееся в поведении и поступках.

Таким образом, толерантность - это в первую очередь воспитанность, требующая самоограничений и позволяющая относиться к другому (иному, не такому, как я) с позиций равного. Отсутствие указанных качеств мешает подросткам в общении, в адаптации в коллективе, во взаимоотношениях с родителями и сотрудниками колонии.

Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость... Хотелось бы подчеркнуть важность формирования у человека этих качеств с самого детства.

Воспитание должно осуществляться как процесс взаимодействия, а не воздействия, и тогда он будет сопряжен с толерантностью - с терпением и терпимостью, но не всего, что угодно, а лишь того, что дает пищу для размышления и развития. Это обучение таким способам поведения и реагирования, которые не наносят вреда другому, которые учитывают этого другого.

В педагогической науке разрабатываются новые стратегии образования и воспитания, базирующиеся на теории толерантности. Среди них:

• мультикультурное образование (Д. Бэнкес, А. Г. Абсалямова, Н. Б. Крылова, А. В. Шафрикова и др.);

• межкультурное образование (П. Бателаан, Г. Ауер-нхаймер, В. Нике и др.);

• многокультурное образование (Г. Д. Дмитриева);

• поликультурное образование (В. В. Макеева, 3. А. Малькова, Л. Л. Супрунова);

• воспитание национального самосознания и межэтнической толерантности (В. Х. Абэлян, Д. В. 3иновьев, 3. Ф. Мубинова и др.);

• педагогика культуры мира (М. В. Кабатченко, Э. С. Соколова, 3. К. Шнекендорф и др.).

Основная идея всех концепций - воспитание толерантного отношения ко всем культурам, приобщение к мировым гуманистическим ценностям.

Немало педагогикой накоплено методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у молодежи, связанных с использованием произведений художественной литературы и кинофильмов, организацией диалоговых форм работы (дискуссий, диспутов, дебатов).

Воспитательно-профилактическая деятельность в условиях воспитательной колонии не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия и коррекции, применяемыми непосредственно к несовершеннолетнему. Необходимо проводить системный анализ личностных, социальных и психолого-педагогических факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении несовершеннолетних, с учетом которых и должна строиться воспитательно-профилактическая работа, в том числе по воспитанию толерантности.

На начальных этапах наиболее действенный результат имеет разговор «по душам», логотерапия (разговор с подростком, вызывающий положительное отношение к тому, кто разговаривает с ним, готовность к сопереживанию, признание ценности личности другого человека), нежели нравоучительная беседа. Впрочем, она не принесет никакого результата и в последующем, так как не приемлема для подросткового возраста с его характерными особенностями.

Эффективными являются и такие методы педагогического воздействия, как музыкотерапия (эмоциональный настрой, способный отвлечь от негативных мыслей), мо-ритатерапия (создание ситуации, когда необходимо произвести хорошее впечатление на окружающих: дать оценку, не вступая в конфликт, используя определенные жесты, мимику, интонацию и т. д.), игротерапия (ситуации, обучающие проявлять толерантность, выражать несогласие приемлемыми, неразрушительными способами).

Формы работы могут быть различными: это и тематические беседы и вечера, спортивные мероприятия и интеллектуальные викторины, различные тренинги, помогающие воспитывать толерантность как ответственность за другого человека, умение радоваться его достижениям, достойно принимать собственные поражения.

Нет хороших или плохих методов, ни один путь воспитания не может быть заранее объявлен эффективным или неэффективным без учета тех условий, в которых он применяется. Выбор педагогического воздействия и взаимодействия зависит от индивидуальных особенностей личности воспитуемого. На практике важно не просто использовать один из методов, а выбрать оптимальную их совокупность.

Определяя особенности влияния толерантности как фактора ресоциализации правонарушителя, заметим, что пример толерантного поведения сотрудников воспитательной колонии является важнейшим ресурсом развития личности несовершеннолетнего, если этот ресурс используется позитивно и эффективно, если учитывается то обстоятельство, что среда ВК - это область совместной деятельности субъектов исправительного процесса, где между ними и элементами педагогических систем выстраиваются определенные связи и отношения, обеспечивающие реализацию личных и социальных целей субъекта и объекта взаимодействия. Способность собственным поведением

и примером привлечь других на позиции толерантности

187

является исходно необходимой для воспитателей и весьма важной в развитии толерантности.

Толерантность - это фактор, стабилизирующий любую систему, в том числе личность, изнутри и извне, как фактор, направляющий отношения в позитивное русло и связывающий индивидов с разными взглядами, традициями, нормами, культурой и т.д., помогающий им в правовой и морально-нравственной социализации. Однако в бурно и непредсказуемо меняющихся условиях развития общества необходима толерантность к неопределенности, готовность к изменениям, умение преодолевать различные трудности, быть готовым к их преодолению, что еще более важно.

Осознание важности феномена толерантности для ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей должно объединить не только специалистов разных отделов и служб воспитательной колонии (психологов, педагогов, воспитателей, руководителей, рядовых специалистов), но и представителей государственных органов и общественных организаций разных уровней и направлений.

Достижение положительного результата, на наш взгляд, возможно при решении конкретных задач, которые

УДК 359:947.06/08 ББК 68.53 (2) 5-1

объединены в два взаимосвязанных блока: воспитание у детей и подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать; создание толерантной среды в обществе и в уголовно-исполнительной системе.

Примечания:

1. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. - № 43. - Ст. 5544.

2. Асмстое, А. Г. На пути к толерантному сознанию / А. Г. Ас-молов. - М., 2000. - С. 7.

3. Буланкина, Н. Е. Проблема эффективного культурного самоопределения личности в полиязыковом пространстве: Монография / Н. Е. Буланкина. - М.: АПКи ПРО, 2002.

4. Статистический сборник МВД совместно с Межгосударственным статистическим комитетом СНГ, Судебным департаментом при Верховном суде РФ. - М., 2004. Деятельность органов и учреждений уголовно-исполнительной системы (статистический аспект). - М., 2005.

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ РОССИИ ВО ФРАНЦУЗСКОМ ЛИЦЕЕ

Мамбетов Валери Роже,

преподаватель лицея (г. Бордо)

Аннотация. Данная статья предлагает краткий анализ места России в программах истории и географии во Франции. Этот обзор проводится преимущественно на уровне лицея, т.е. 9-11 классы в России. Ключевые слова: история, география, Россия, Франция, школьные программы.

Mambetov V.R.

FEATURES OF TEACHING OF RUSSIAN HISTORY IN THE FRENCH HIGH SCHOOL

Abstract. This paper presents a brief analysis of the importance of Russia in French history and geography school programs. This overview is based primarily on high school programs. This overview is based primarily on programs of the school i.e. classes 9 to 11 in Russia.

188

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.