Научная статья на тему 'Воспитание студента на факультете военного обучения как процесс целенаправленного формирования и развития личности'

Воспитание студента на факультете военного обучения как процесс целенаправленного формирования и развития личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончаров А.Д., Зиновьев В.В.

Предлагаемая ниже статья имеет своей целью в очередной раз обратить внимание читателя на необходимость и важность процесса воспитания, проводимого на факультете военного обучения, учреждения высшего профессионального образования, как процесса, имеющего конечной целью гармоничное развитие личности и формирование общественно активного гражданина. Надеемся, что данная работа, в первую очередь, будет интересна лицам, занимающимся сходной проблематикой на родственных факультетах и кафедрах высших учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гончаров А.Д., Зиновьев В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание студента на факультете военного обучения как процесс целенаправленного формирования и развития личности»

ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТА НА ФАКУЛЬТЕТЕ ВОЕННОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ПРОЦЕСС ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

А.Д. Гончаров, В.В. Зиновьев

В общей системе строительства армии и флота воинское обучение и воспитание личного состава занимает ведущее место. Боевая выучка воинов, их морально-психологические качества, как свидетельствует опыт всех прошлых и современных войн, являются одной из важнейших составных частей боевого потенциала воюющих сторон, во многом определяют ход и исход войны.

Полководцы во все времена неустанно заботились о воинском обучении и воспитании, под которыми понималось организованное и целенаправленное формирование у воинов моральных и боевых качеств, отвечающих задачам вооруженных сил и необходимых для успешного их решения.

Особое внимание при этом уделялось привитию тех качеств, которые должны быть свойственны каждому военнослужащему, независимо от его профессии и служебного положения. Это - высокая боевая выучка, патриотизм, верность воинскому долгу, честь, высокая дисциплинированность, войсковое товарищество, психологическая устойчивость, мужество и отвага. Именно эти качества, лежащие в основе отечественной школы обучения и воспитания, помогали российской армии одерживать победы в многочисленных войнах в защиту Отечества.

Отечественный опыт организации воспитания, несомненно, бесценен, богат, интересен и поучителен.

Армия - это, в известном смысле, большая семья, а во всякой семье есть воспитатели. Такими воспитателями воинов в нашей армии и на флоте всегда были и остаются, прежде всего, офицеры. Однако, чтобы воспитывать других, необходимо самому быть воспитанным. Одним из таких подразделений, где происходит процесс воспитания отечественных офицерских кадров, наряду с военными училищами, институтами и академиями выступают военные кафедры и факультеты военного обучения вузов.

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Целенаправленное формирование и развитие личности обеспечивает научно организованное воспитание. Современные научные представления о воспитании как процессе целенаправленного формирования и развития личности сложились в итоге длительного противоборства ряда педагогических идей. В. А. Сухомлинский писал: «Воспитание - это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления - и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает». Здесь уже ярче выделяется идея взаимообогащения, взаимодействия субъекта и объекта воспитания.

Воспитание студентов на факультете военного обучения исходит из того, что понятие процесса воспитания отражает не прямое воздействие, а социальное взаимодействие куратора и студентов, их развивающихся отношений. Цели, которые ставит перед собой куратор, выступают как некоторый продукт деятельности обучаемого. Процесс достижения этих целей представляет собой совокупность закономерных и последовательных действий куратора, направленных на достижение определенного результата. Главный результат воспитательного процесса - формирование офицера запаса, обладающего высокой духовностью, развитым чувством патриотизма, офицерской честью и воинским долгом, моральной и психологической готовностью к защите Отечества, гордостью за принадлежность к Вооруженным Силам РФ.

Воспитание - процесс двусторонний, предполагающий как организацию и руководство, так и собственную активность личности студента. Однако ведущая роль в этом процессе принадлежит куратору.

Прежде всего, следует отметить, что понятие «воспитание» употребляется в самых различных значениях: подготовка подрастающего поколения, организованная воспитательная деятельность и т.п. Ясно, что в разных случаях понятие «воспитание» будет иметь различный смысл. Это различие особенно четко выступает, когда говорят: воспитывает социальная среда, бытовое окружение, воспитывает вуз. Когда говорят, что «воспитывает среда» или «воспитывает бытовое окружение», то имеют в виду не специально организованную воспитательную деятельность, а то повседневное влияние, которое оказывают социально-экономические и бытовые условия на развитие и формирование разносторонней личности.

Иное значение имеет выражение «воспитывает вуз». Оно четко указывает на специально организованную и сознательно осуществляемую воспитательную деятельность. В отличие от влияний среды и бытовых влияний, имеющих чаще всего стихийный и непреднамеренный характер, воспитание в педагогике рассматривается как преднамеренный и специально организованный педагогический процесс. Воспитание как педагогическую категорию, как специально организованную педагогическую деятельность нельзя смешивать с разнообразными стихийными влияниями и воздействиями, которые испытывают студенты в процессе обучения.

Но в чем же состоит сущность воспитания на факультете военного обучения, если рассматривать его как специально организуемую и сознательно осуществляемую педагогическую деятельность?

Когда речь идет о специально организованной воспитательной деятельности куратора, то обычно эта деятельность ассоциируется с определенным воздействием, влиянием на формируемую личность офицера запаса. Вот почему иногда воспитание определяется как специально организованное воздействие куратора на личность студента с целью формирования у него определенных свойств и качеств, свойственных офицеру. В другом случае воспитание трактуется как руководство или управление развитием личности студента. Однако как первое, так и второе определения отражают только внешнюю сторону воспитательного процесса, только деятельность куратора. Между тем, само по себе внешнее воспитательное воздействие не всегда ведет к желаемому результату: оно может вызывать у студентов как положительную, так и отрицательную реакцию или же быть нейтральным. Вполне понятно, что только при условии, если воспитательное воздействие вызывает у личности студентов внутреннюю положительную реакцию (отношение) и возбуждает ее собственную активность в работе над собой, оно оказывает на нее эффективное развивающее и формирующее влияние.

Развитие и формирование человека как общественного существа, как личности происходит путем «присвоения человеческой действительности». Человеческая действительность есть не что иное, как порожденный трудом и творческими усилиями многих поколений людей общественный опыт. В этом опыте на факультете военного обучения можно выделить следующие структурные компоненты: всю совокупность выработанных куратором знаний о военной службе, практические умения и навыки в обслуживании и эксплуатации вооружения и военной техники, способы творческой деятельности, а также взаимоотношения между начальниками и подчиненными.

Поскольку указанный опыт порожден трудом и творческими усилиями многих поколений людей, это означает, что в знаниях, практических умениях и навыках, а также в способах научного творчества и взаимоотношениях «опредмечены» результаты их многообразной трудовой, познавательной деятельности. Все это весьма важно для воспитания студентов, которые могут «присвоить» этот опыт и сделать его своим достоянием, они должны «распредметить» его, т.е., по существу, в той или иной форме повторить, воспроизвести заключенную в нем деятельность и, приложив творческие усилия, обогатить его.

Для педагогики весьма важным также является то, что мера личностного развития человека зависит не только от самого факта его участия в деятельности, но главным образом от степени той активности, которую он проявляет в этой деятельности, а также от ее характера и направленности, что в совокупности принято называть отношением к деятельности. В одном и том же учебном взводе обучающиеся студенты на ФВО проходят гуманитарную, тактическую, военно-специальную, военно-техническую и общевоенную подготовки. Естественно, что условия, в которых они занимаются, примерно одинаковы. Однако качество их успеваемости зачастую бывает весьма различным. Конечно, в этом сказываются различия в их способностях, уровень предшествующей подготовки, но едва ли не решающую роль играет их отношение к изучению данной дисциплины. Даже при средних способностях студент может весьма успешно учиться, если будут проявлять высокую познавательную активность и упорство в овладении изучаемым материалом. И наоборот, отсутствие этой активности, пассивное отношение к учебной работе, как правило, ведут к отставанию.

Не менее существенными для развития личности студента на ФВО является также характер и направленность той активности, которую проявляет личность в организуемой деятельности. Можно, например, проявлять активность и взаимопомощь в труде, стремясь добиться общего успеха учебного взвода, а можно быть активным, чтобы только показать себя, заслужить похвалу и извлечь для себя личную выгоду. В первом случае будет формироваться коллективист, во втором - индивидуалист или даже карьерист. Все это ставит перед каждым куратором задачу - постоянно стимулировать активность студентов в военно-профессиональной подготовке и формировать к ней положительное и здоровое отношение. Отсюда следует, что именно отношение к в военно-профессиональной подготовке выступает как определяющий фактор воспитания и личностного развития будущих офицеров запаса.

Приведенные суждения, на наш взгляд, достаточно четко раскрывают сущность воспитания и дают возможность подойти к его определению. Под воспитанием студентов на факультете военного обучения следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования военно-профессиональной деятельности формируемой личности офицера запаса по овладению общественным опытом военной службы: практическими навыками в обслуживании и эксплуатации вооружения и военной техники, способами творческой деятельности, а также взаимоотношениями между военнослужащими.

Однако одной теоретической подготовки недостаточно, нужны еще воля, характер и настойчивость в достижении цели, а также преданность своей профессии. Истинный офицер служит не по принуждению, а из любви к воинскому делу, вкладывает в него душу и сердце. Им всегда руководит патриотизм, воинская доблесть и высокая духовность. Необходимо, чтобы убежденность офицера выражалась в умении сформировать у своих подчиненных чувство любви и уважения к своему Отечеству, его прошлому и настоящему, гордости за принадлежность к Российским Вооруженным Силам. Все это, в конечном итоге, должно вести к глубокому осознанию защитниками Родины ее национальных интересов, готовности отстаивать их любой ценой, в том числе, и ценой своей жизни.

Литература

1. Общая психология: Учебник для студентов педагогических институтов / А.В. Петровский, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко: под редакцией А.В. Петровского. М.: Просвещение,1986. 464 с.

2. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998. 640 с.

3. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн. М.: Гуманит.-изд центр ВЛАДОС, 1999. Кн. 2: Процесс воспитания 256 с.

4. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов /Ю.К. Бабанский, Н.А. Сорокин и др.; Под ред. Ю.К.Бабанского. М.: Просвещение,1988. 497 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.