Научная статья на тему 'Воспитание старшеклассников средствами английского языка'

Воспитание старшеклассников средствами английского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ / ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ / ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА / ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ И МОЛОДЕЖНАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щур Е. Д.

Рассматривается значимость английского языка, обучение которому помогает формировать коммуникативную культуру учащегося и способствует развитию его познавательной, нравственной и эстетической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SENIOR HIGH SCHOOL EDUCATION BY MEANS OF ENGLISH LANGUAGE

In the article the importance of English language is regarded. Teaching this subject helps to form communicative culture of a student and helps to develop his cognitive, moral and aesthetic culture.

Текст научной работы на тему «Воспитание старшеклассников средствами английского языка»

УДК 371.3.016

Е.Д. Щур, директор, +7-903-136-70-75, ElenaShchur@mail.ru (Россия, Москва, НОУ «EduLife»)

ВОСПИТАНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Рассматривается значимость английского языка, обучение которому помогает формировать коммуникативную культуру учащегося и способствует развитию его познавательной, нравственной и эстетической культуры.

Ключевые слова: обучение английскому языку, цель обучения, воспитание и развитие личности ребенка, образование, интеллектуальные умения, национальная и молодежная культура.

Специфика и социальная значимость английского языка, как и любого другого языка, уникальна, поскольку язык является средством общения, средоточением духовной культуры народа, средством хранения, усвоения и передачи знаний. Обучение английскому языку обеспечивает формирование коммуникативной культуры учащегося и способствует развитию его познавательной, нравственной и эстетической культуры. Основной целью обучения английскому языку в средней школе является развитие личности ученика, способного использовать иностранный язык как средство обучения в диалоге культур, стремящегося участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно повышать уровень владения иноязычной речевой деятельностью. Практический результат обучения английскому языку достигается в процессе коммуникативно-ориентированного обучения, которое предусматривает также решение задач, связанных с образованием, воспитанием и развитием личности ребенка.

Образование нацелено на расширение и углубление страноведческих и культуроведческих знаний, включающих знакомство с образом и стилем жизни английских и американских сверстников, их социальным статусом в обществе, национальной детской и молодежной культурой.

Воспитание средствами иностранного языка подразумевает появление культуры речевого общения в процессе овладения принятыми правилами речевого этикета, формирование уважительного отношения к национальным традициям и обычаям представителей иной социокультурной среды.

Развитие с помощью обучения английскому языку предусматривает целенаправленное формирование интеллектуальных умений школьников, а именно: языковой и речевой наблюдательности, речемыслительной деятельности, готовности к познавательно-поисковому творчеству.

Формируемая в процессе всего обучения английскому языку коммуникативная компетенция включает:

1) знание определенного словарного минимума и синтаксических

конструкций, умение использовать их для построения связанных высказываний;

2) умение использовать и преобразовывать языковые формы, исходя из ситуации общения (социолингвистическая компетенция);

3) умение воспринимать и порождать связанные высказывания в коммуникативном общении;

4) умение прибегать к вербальной и невербальной стратегии общения в целях компенсации незнакомого языкового материала;

5) знания национально-культурных особенностей стран изучаемого языка и культуры речевого поведения;

6) умение вступать в общение с другими, уверенность в себе, а также знание социальных отношений в обществе и умение ориентироваться в них.

Начальный этап соответствует элементарному уровню обучения. На этом этапе учащиеся должны овладеть минимальными языковыми знаниями, коммуникативными умениями и речевыми навыками, позволяющими осуществлять общение в кругу повседневных жизненных интересов учащихся начальной школы: в быту, в школе, в общественном месте.

Основной этап предполагает достижение учениками повышенного уровня обучаемости. На данном этапе развиваются и углубляются языковые знания, коммуникативные умения и речевые навыки общения в аутентичных (или приближенных к ним) ситуациях социально-бытовой, учебно-трудовой и социально-культурной сферах жизни. Именно на этом этапе учащиеся приобретают комплекс базовых навыков и умений во всех видах речевой деятельности, обеспечивающих общение в устной и письменной формах, составляющих основу коммуникативной компетенции как глобального результата обучения.

В современной культурологии проведен достаточно полный анализ эволюции понятия «культура» и в настоящее время в изучении культуры определились три направления, рассматривающих дефиницию: как совокупность материальных и духовных ценностей; как специфический способ человеческой деятельности; как процесс творческой самореализации сущностных сил личности.

Старшеклассник является субъектом общечеловеческой культуры, как и все представители социума, в котором он развивается. Это дает основание исследовать сущность персональной культуры, действуя методом переноса на основе аналогии), используя алгоритм рассмотрения содержания феномена «культура» и ее определения. Персональная культура как важная часть общей культуры старшеклассника в нашем исследовании рассматривается в трех аспектах. Аксиологический аспект позволил определить ценности, на которые следует ориентироваться в нашей жизни. Деятельност-ный подход способствовал выявлению сущности, средств и способов пе-

дагогической деятельности, обеспечивающей реализацию этих ценностей. Личностно-творческий аспект помог выявить актуальные свойства личности старшеклассника как саморазвивающегося субъекта воспитательных отношений.

Персональная культура в нашем исследовании понимается как важная часть общей культуры старшеклассника, включающей в себя: ценности, знания, традиции, смыслы, созданные во благо человечества. При исследовании сущности и структуры культуры были выявлены компоненты, которые можно обогатить в процессе освоения иноязычной культуры (на примере культуры Англии), а именно: аксиологические, гностические, коммуникативные, организаторские, проектировочные, конструкторские умения и такие черты характера, как умение контролировать эмоции, умение соблюдать правило «недосказанности» в разговоре с людьми, способность к рациональным, прагматичным действиям и т. д.

Английская культура по отношению к родной является иноязычной, проблема освоения которой исследовалась в трудах отечественных и зарубежных ученых. Иноязычная культура понимается нами как совокупность созданных во благо человечества ценностей, знаний, традиций, правил, норм поведения, смыслов, инноваций другой нации, рассматриваемых по отношению к родной культуре.

Процесс освоения иноязычной культуры виден в следующем: овладевая иностранным языком как неотъемлемой частью иноязычной культуры в ее диалоге с культурой родной, учащийся осознает последнюю органическую грань европейской культуры, воспринимает свою культуру как «особый голос» европейской всеобщности. Основополагающим фактором является формирование нового типа личности, сознательно отбирающей и интегрирующей элементы разных культур. Содержание процесса освоения иноязычной культуры отражено в системе коммуникативного иноязычного образования, в которой акцент ставится не на «знать» и «уметь», а на «творить» и «хотеть» как ведущих элементах культуры.

Основываясь на ранее достигнутых результатах в теории межкультурной коммуникации, мы выстроили следующую структуру иноязычной культуры, включающей в себя содержательно-процессуальный компоненты.

Составляющими содержательного компонента являются: познавательный аспект (познание культуры через изучение языка как неотъемлемой ее составляющей); ценностно-воспитательный аспект (воспитание бережного отношения к родной культуре и патриотизма, терпимого отношения к негативным проявлениям иноязычной культуры, чувства интернационализма и иммунитета к ксенофобии, национализму, расизму и т.д.); развивающий аспект (развитие способностей личности (в т.ч. коммуникативных) путем обучения говорению, письму на иностранном языке; чтению, переводу текстов в оригинале; аудированию иноязычной речи).

Процессуальный компонент включает в себя следующие уровни освоения иноязычной культуры:

• выбор и осмысление ценностей иноязычной культуры. Целью уровня является своевременная самоактуализация, использование возрастной сензитивности личности к проявлению принципа «самости». Условия - знакомство субъекта с особенностями поведения представителей другой нации;

• избирательное присвоение особенностей иноязычной культуры. Целью является развитие обогащенных качеств субъекта родной культуры в ходе жизнедеятельности. Условия - отбор особого культурологического материала в процессе диалога представителей разных культур.

Следовательно, процесс освоения иноязычной культуры - деятельность личности, направленная на познание особенностей иной культуры и преобразование окружающего мира на с новых качественных изменений в комплексе своих качеств и черт характера, пронизывающая все периоды его жизни, представляющая собой функциональное пространство развития всех составляющих в процессе освоения иноязычной культуры. Результатом процесса освоения иноязычной культуры является обогащение родной культуры.

Старшеклассник - субъект родной культуры, поэтому от изменений, происходящих в сущности, содержании, структуре ценностей родной культуры, зависит и уровень общей культуры учащегося, рассматриваемой как часть родной культуры, ценностные ориентации которой наделены личными смыслами. Определяя как важную часть общей культуры старшеклассника, можно утверждать, что обогащение общей культуры учащегося непосредственно влияет на качественный показатель составляющих персональную культуру. Основываясь на анализе содержательного и процессуального компонентов освоения иноязычной культуры, мы предлагаем модель освоения иноязычной культуры как средства обогащения персональной культуры старшеклассника, состоящую из четырех взаимосвязанных процессов: целевого, содержательного (рассматриваемого в познавательном, ценностно-воспитательном и развивающем аспектах), процессуального (выбор и осмысление особенностей иноязычной культуры, избирательного прсвоения специфики иноязычной культуры, применение положительно оцениваемых особенностей иноязычной культуры старшеклассниками и критериально-оценочного (включающего в себя способы

диагностики и критерии оценки уровня обогащения персональной культуры).

Анализ психологической, социологической, педагогической, философской литературы помог выявить особенности английской культуры, способные обогатить родную и персональную культуру, а именно: умение проявлять «недосказанность» в разговоре с людьми, умение контролиро-

вать проявление своих эмоций, умение «быть личным» в разговоре с окружающими, способность к рациональным, прагматичным действиям, сохранять чувство юмора в любых ситуациях, умение всегда надеяться на лучшее и т.д.

Изучение проявлений обогащенных составляющих персональной культуры в процессе освоения английской культуры - дело чрезвычайно сложное. Выделение способов поведения и деятельности, основанных на проявлениях специфических особенностей культуры Англии старшеклассника, возможно только лишь в случае специально подобранного дидактического материала по лингвострановедению, разработанного комплекса, условий их реализации, высокого уровня культуры взаимоотношений учителя и учащегося.

Список литературы

1. Булыгина М.В. Педагогические условия развития культурологической компетенции при обучении иностранному языку. Екатеринбург, 1997.

2. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. М., 2010.

3. Гуманистические ценности европейских цивилизаций и проблемы современного мира: учебное пособие для 10-11 классов средней школы. СПб.: Специальная литература, 1999.

4. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М.: Наука, 1986.

5. Караковский В. А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности - основа ценностного учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1993.

E.D. Shchur

SENIOR HIGH SCHOOL EDUCATION BY MEANS OF ENGLISH LANGUAGE

In the article the importance of English language is regarded. Teaching this subject helps to form communicative culture of a student and helps to develop his cognitive, moral and aesthetic culture.

Key words: teaching English, aim of education, upbringing and development of student personality, culture, education, intellectual skills, national and youth culture.

Получено 12.10.12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.