УДК 796.819
ВОСПИТАНИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ НА УРОКАХ ВОЛЕЙБОЛА У УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
EDUCATION OF SPEED-POWER QUALITIES ON VOLLEYBALL LESSONS AT SECONDARY SCHOOL AGE PUPILS
Кучеренко Дарья Александровна
студент
Волгоградский государственный социально-педагогический университет
г. Волгоград, Россия Kucherenko Darya Aleksandrovna
student
Volgograd State Socially Pedagogical University
Volgograd, Russia
Руководитель: Лукьянова Людмила Михайловна
старший преподаватель кафедра физической культуры Волгоградский государственный социально-педагогический университет
г. Волгоград, Россия Lukyanova Lyudmila Mikhailovna senior lecturer department of physical education Volgograd State Socially Pedagogical University
Volgograd, Russia
Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы о развитии скоростно-силовых качеств учеников на уроках физической культуры с использованием элементов волейбола при правильном регулировании активности школьников.
Abstract. This article discusses the development of speed-power qualities of students in physical education classes using elements of volleyball with proper regulation of the activity of schoolchildren.
Ключевые слова: Школа, воспитание, волейбол, скоростно-силовые качества.
Keywords. School, education, volleyball, speed-strength qualities.
Развитие двигательных качеств учащихся, их поддержание на нормативном уровне способно осуществляться на уроках физической культуры, во время самостоятельных тренировок, на занятиях в спортивных клубах, секциях, кружках и т.д. Благодаря рациональной структуре и нормированием нагрузок определяется эффективность таких занятий. Как известно, большое количество школьников не занимается спортом. Именно поэтому им необходимо получать необходимую дозу
физических нагрузок на уроках физической культуры. И такие нагрузки должны приносить должный эффект после каждого урока. [1, с.86 ].
Одним из главных условий правильного регулирования нагрузки выступает дифференцированный подход к учащимся.
Необходимо при прохождении одинакового для всего класса программного материала уточнять и корректировать задания применительно к особенностям отдельных групп учеников; варьировать скорость и продолжительность выполнения упражнений для мальчиков и девочек; при обучении новой технике движений изменять объем и характер упражнений, исходя из способностей учеников [ 3, с.139 ].
Для того чтобы более точно определить нагрузку на уроке, учитывается состояние здоровья и функциональные возможности всех учащихся, их физическая подготовленность, индивидуальные особенности, а также степень нагрузок при изучении ранее пройденного материала. По направленности уроки подразделяют на уроки общей физической подготовки (ОФП), тренировочные занятия по видам спорта, уроки профессионально-прикладной подготовки (ППФП), уроки с лечебной целью, методические уроки.
- Уроки общей физической подготовки направлены на обеспечение всестороннего физического развития. Их можно проводить со всеми возрастными группами. Этот тип урока характеризуется разнообразными учебными материалами и умеренными упражнениями. Они также имеют место в тренировочном процессе спортсменов, но специфичны с преобладанием упражнений, направленных на развитие двигательных способностей.
- Тренировочные занятия используются в работе с детьми, занимающимися определенным видом спорта. В каждом отдельном случае они требуют специфической методики, повышенного внимания к дозировке нагрузки.
- Уроки профессионально-прикладной направленности проводятся с более взрослой категорией людей: подростками, юношами, взрослыми. Характерная особенность - обучение двигательным действиям, имеющим сходство с профессиональной деятельностью, и обеспечение необходимой физической и волевой подготовки.
- Уроки с лечебной целью проводятся для восстановления здоровья и функциональной полноценности организма.
- Методические занятия проходят в системе подготовки и переподготовки кадров физического воспитания. Они проводятся для методики обучения, разработки и проведения уроков по физическому воспитанию, формирования методических навыков.
Одним из видов спорта, который изучается на тренировочных занятиях, является волейбол. В задачи специальной подготовки по волейболу входят:
1) разносторонняя физическая подготовка, в первую очередь развитие базовых двигательных навыков, в основном скорости и ловкости, расширение двигательного опыта тех, кто занимается;
2) развитие физических способностей, специфичных для игры в волейбол;
3) обучение основным приемам: приему и передачам мяча сверху и снизу двумя руками без падения и с падением, нижней прямой и верхним подачам (прямой и боковой), прямому нападающему удару, удару с переводом и боковому, блокированию;
4) обучение индивидуальным, групповым и командным тактическим действиям в нападении и защите. [2,с. 101]
В учебном процессе волейбол используется, как важное средство общей физической подготовки учащихся. Программой по данному виду спорта
предусматривается такие качества как: приобретение учащимися теоретических сведений, овладение основными приемами техники, приобретение навыков участия в игре и в организации самостоятельных занятий. Также он широко применяется в физическом воспитании школьников по ряду критериев: доступность игры; возможность использования для укрепления здоровья, воспитания моральных и волевых качеств; простотой правил игры; высоким эффектом игрового состязания; простотой инвентаря, оборудования и площадки для проведения.
Этот тип игры характеризуется различными сменами движений, быстрой сменой ситуаций. Условия деятельности, возникающие в волейболе, учат заниматься приспособлением своих действий к интересам команды для достижения общей цели; действовать с максимальной отдачей своих сил и возможностей, уметь преодолевать трудности в процессе борьбы, быстро оценивать изменившуюся ситуацию и принимать решения. Эти особенности способствуют развитию чувства коллективизма среди школьников; решительности, целеустремленности, внимания и быстроты мышления; умению управлять своими эмоциями; улучшению физических качеств.
Двигательные действия волейболистов заключаются в повторяющемся числе ускорений, прыжках, большом количестве ударных движений при длительной, непрерывной реакции на окружающую обстановку, что требует высокого уровня физической подготовки спортсменов, а особенно - воспитания скоростно-силовых качеств.
К числу скоростно-силовых способностей человека относятся такие как: непредельное напряжение мышц, которые проявляются в упражнениях, выполняющихся со значительной скоростью; взрывная сила - способность во время двигательного действия достигать высоких показателей силы в определенный промежуток времени. В детском и юношеском возрасте происходит формирование двигательного анализатора, а также закладывается некий фундамент будущих достижений в спортивной деятельности, способствующие развитию скоростно-силовых качеств.
Для повышения данного рода подготовленности юных волейболистов существуют специальные методики и приемы. Например:
1) выполнение перемещений с отягощениями, нападающих ударов с отягощениями на руках, всего тела, выполнение отдельных звеньев технических приемов с отягощениями (завершить упражнение выполнением приема в целом);
2) упражнения на быстроту перемещения - блокирование подвешенного мяча; прыжки, преодолевая сопротивление резинового эспандера-подачи (передачи);
3) передачи мяча; прием после перемещения; передачи и прием мяча, стоя и сидя у тренировочной стенки (чередуя положение); нападающий удар; блокирование; подачи;
4) упражнения на переключения при выполнении технических приемов нападения и защиты.
Скоростно-силовые способности проявляются в действиях, где играет роль не только сила, но и скорость самого движения. Воспитание такого рода способностей можно осуществить, используя непредельные отягощения с
предельным числом повторений, которые требуют предельной мобилизации силовых возможностей. Для достижения данной цели применяют непредельные отягощения с установкой на максимально возможную скорость выполняемых движений [4, с. 381].
В начале XX столетия ученые обратили внимание, что когда животный организм начинает расти и развиваться, начинают наблюдаться особые периоды, во время которых повышается чувствительность к воздействиям внешней среды. Этапы, на которых происходят значительные изменения, называют критическими периодами, они играют большую роль в развитии организма.
Выготский Л. С. обратил внимание на то, что необходимо изучать чувствительные периоды, чтобы установить оптимальные периоды обучения. Он сказал, что воздействие учителя может способствовать желаемому эффекту только на определенной стадии, тогда как в другие периоды оно может быть нейтральным или, возможно, отрицательным.
Детей младшего школьного возраста, особенно в период с 8-12 лет, можно обучить почти всем движениям, если при этом не потребуется значительное проявление его выносливости и силы. Такими действиями могут выступать прыжки. Именно им порой трудно научить не потому, что детям не доступна координация движений в полете, а потому, что они еще не способны оттолкнуться ногами с достаточной силой.
Помимо этого, Кузнецова З.И. подчеркивает, что в период полового созревания у подростков, увеличивается выносливость к физическим нагрузкам. Более заметно это становится, если группировать данные по биологическому возрасту школьников, а также если учитывать пропорциональность основных антропометрических параметров (длина и вес тела, окружность грудной клетки). И в связи с этим установлено, что стабилизация показателей выносливости происходит в процессе появления половых признаков и далее снижается до момента установки «гормонального равновесия».
Комплексы упражнений и игры в виде тренировочных заданий включали 6-9 упражнений различной трудности и предусматривали воспитание всех физических качеств. Игровые упражнения рассматривались как тренировочное задание. Комплексы упражнений и игровых заданий были сгруппированы по их направленному воздействию на воспитание физических качеств юных спортсменов-волейболистов.
1. Комплексы упражнений и игры, направленные на воспитание быстроты (быстрые движения всем телом, быстрота двигательной реакции из различных исходных положений, сильные удары и т. д.).
2. Комплексы упражнений и игры, направленные на воспитание скоростно-силовых качеств.
3. Комплексы упражнений и игры, направленные на воспитание выносливости, усиливая нагрузку на организм путем расширения игрового пространства, увеличения количества движений бегом, бросковых упражнений, увеличивая продолжительность заданий без значительных перерывов.
4. Комплексы упражнений и игры, направленные на воспитание силы (увеличивали мышечную работу за счет заданного положения тела, видов
передвижений и бросков с использованием более тяжелых предметов, мячей, инвентаря).
Следует также отметить, что волейбол - это очень универсальный вид спорта, который используется во всех формах физического воспитания подростков. Основное внимание на уроках, основанных на материалах по волейболу, состоит в том, чтобы помочь решить проблемы физического воспитания школьников с помощью волейбола, научить основам навыков этой игры и привить привычку систематических физических упражнений в нерабочее время, оборудовать для этого с соответствующими знаниями и навыками.
Литература
1. Настольная книга учителя физической культуры / под ред.проф. Л. Б.Кофмана; авт.-сост. Г И.Погодаев; предисл. В. В. Кузина, Н Д. Никандрова. — Москва : Физкультура и спорт, 1998. — 496 с., ил.
2. Железняк Ю. Д., Клещев Ю. Н, Чехов О. С. Подготовка юных волейболистов. Москва : Физкультура и спорт, 1967. 294 с.
3. Справочник учителя физической культуры / авт.-сост. П. А. Киселев, С. Б. Киселева. Волгоград : Учитель, 2011. 251 с.
4. Васильков А. А. Теория и методика физического воспитания. Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. 381 с.
Referencs
1. Table book of the teacher of physical culture / Under the editorship of the prof. LB Kofman; Auto-comp. G.I.Pogodaev; Preface V. V. Kuzina, N. D. Nikandrova. - Moscow: Physical Culture and Sport, 1998. - 496 p., Ill.
2. Training of young volleyball players / Zheleznyak Yu.D, Kleschev Yu.N, Chekhov OS Moscow: Physical Culture and Sport, 1967. - 294 p.
3. Handbook of teachers of physical culture / ed.-comp. P.A. Kiselev, S.B.Kiselev. Volgograd: Teacher, 2011. - 251 p.
4. Theory and methods of physical education / A.A. Vasilkov. - Rostov - on - Don: Phoenix, 2008- 381 p.