32
В.Е. Семенов
отделении большевиков от меньшевиков в Пятигорске в октябре 1917 г. // Кавказский край. 1917. 2 ноября.
24. Терский вестник. 1917. 5 ноября.
25. Борьба за власть Советов в Северной Осетии: Сборник документов. Орджоникидзе, 1972.
26. Кулов С.Д. Кермениты в борьбе за власть Советов. Орджоникидзе, 1987; Кучиев С.Д. Октябрь и Советы на Тереке: 1917-1918. Орджоникидзе, 1979. С. 72.
УДК 340.114
Семенов В.Е.
ВОСПИТАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ
Статья посвящена анализу воспитания правовой и политической культуры в современный период. В ней рассматриваются формы и методы данной работы.
This article is on analysis of educating the legal and political culture in modern period. It also examines the forms and methods of mentioned process.
Ключевые слова: правовая культура, политическая культура, правосознание.
Keywords: legal culture, political culture, legal conscience.
Проблемы воспитания высокого уровня правовой культуры представляет собой особую актуальность. В настоящее время произошли изменения в ценностных ориентациях молодежи. Советские ценности, определяющие многие ценности социального порядка, во многом утрачены современной молодежью. Произошел пересмотр ценностей. Новый подход к становлению молодежи, имеющий своей основой расширение демократии, углубление самоуправления, повышение гласности, вскрывают ранее замалчиваемые негативные явления в молодежной среде. В области социально-политической сферы имеются проявления политического инфантилизма, социальной апатии, конформизма, отсутствие общественных идеалов, оторванность правовых знаний от реальной жизни. Одна из причин этого состояния - отлучение молодежи от реальной, значимой общественной деятельности. Исходным положением в решении проблемы воспитания высокого уровня правовой культуры молодежи является выработка нового концептуального подхода к процессу его становления. Многоплановость этого процесса имеет ряд присущих ему закономерностей ,которые обусловливают по мере их усвоения субъектом общественного воспитания определенную систему методологических принципов формирования правовой культуры молодежи.
Содержание ведущей закономерности процесса социализации молодежи, формирование и развития её правовой культуры состоит в том, что молодежь осваивает новые реалии современной
жизни. Изменился подход молодых людей к оценке окружающей действительности. Усилилась критичность и рациональность оценок. В правовой культуре молодежи появилась устойчивая тенденция к нарастанию перемен, но эта тенденция носит противоречивый характер, она выражается в широком разбросе мнений, в ряде случаев прямо противоположных, противоречивых - от демократических идей до монархических. Происходит значительная поляризация ценностных ориентаций молодежи. От духовно-нравственных ценностей зависит деятельность каждого молодого человека.
В центре воспитания правовой культуры должна быть идея прав и свобод человека и гражданина. Воспитание правовой культуры должно базироваться на общественных ценностях, прежде всего справедливости, честности, высокого чувства гражданственности, патриотизма. В концепции воспитания правовой культуры особое место занимает вовлечение молодежи в процесс управления делами нашего государства, Ставропольского края, органов местного самоуправления, реализации активного и пассивного избирательного права, участия в федеральных и региональных выборах, федеральном и местном референдумах, выдвижение кандидатов в органы власти и управления, участия в политических партиях и молодежных общественных организациях. Через участие в выборах, представительстве в органах власти реализуется практическая составляющая правовой культуры.
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА
3 3
Анализируя формирование правовой культуры в современных условиях, необходимо отметить роль и значение положений Конституции Российской Федерации 1993 года, которая создала новые возможности для реализации прав и свобод. Суть этих возможностей состоит в том, что провозглашены важнейшие положения о том, что а и свободы человека являются высшей ценностью. Важнейшие направления осуществления этого методологического принципа - пропаганда и изучение основных принципов Конституции Российской Федерации, которая должна носить планомерный системный характер. В этом процессе особое внимание нужно уделять разъяснению значения политического и идеологического плюрализма, пропаганде демократических традиций российского общества, воспитанию высокого чувства ответственности. В процессе формирования правовой культуры в центре должна находиться связь мораль и право. Правовые нормы должны быть ориентированы на принципах морали. Этические требования к молодежи значительно выше, чем юридические. Е.Н. Трубецкой писал, что .. .право, как целое, должно служить нравственным целям. Но это требование идеала, которому действительность не всегда соответствует, а нередко и противоречит [1, с. 36].
Автор статьи поддерживает точку зрения В. Соловьева и Е. Трубецкого о том, что право в идеале должно подчиняться нравственности. В воспитании правовой культуры на современном этапе особенно актуальной является проблема уровня нравственности современной молодежи. Об этом можно судить по стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации. Так, в ней говорится: произошло социальное расслоение молодежи, она не представляет собой единой группы по своему социально-экономическому положению. Разница в доходах составляет 17 раз. Увеличилась заболеваемость среди молодежи. Растет количество психических заболеваний, количество наркоманов, значительное число подростков приобщаются к спиртному. Произошла коммерциализация сферы молодежного досуга, она стала менее доступна для малообеспеченной молодежи. В выборах федерального уровня принимают участие менее 50 % молодых россиян, а политикой интересуются только 33 %. Лишь 2,7 % молодых людей принимают участие в деятельности общественной организации. Имеются проблемы в области межнациональных отношений. 35 % молодых людей испытывают неприязнь к представителям других национально-
стей. В настоящее время число молодых семей проживающих без юридического оформления брака, составляет 3 миллиона [2].
Необходимо отметить, что противоречивость взглядов молодежи, огромный разрыв в уровне и качестве жизни привели к обострению противоречий между различными социальными слоями молодежи. Произошла поляризация взглядов молодежи от крайне левых до правых, при этом во взглядах молодежи часто сочетаются эклектические переплетения взглядов, они сочетают в себе резкие понятия. Работу по воспитанию высокой правовой культуры молодежи необходимо осуществлять с учетом того, что молодое поколение выполняет особые социальные функции, которые определяются положением в обществе; молодежь имеет свои собственные интересы и цели; её отличают недостаток жизненного опыта, изменение жизненных ориентиров российского общества.
В то же время молодежь лучше старшего поколения адаптируется к социально-экономическим и политическим условиям. Её отличает особая активность в развитии частного сектора экономики, её привлекают формы деятельности с высокой оплатой труда. Развивается практицизм, расчетливость, мобильность. Но переход к рыночной экономики создал огромные трудности в воспитании правовой культуры.
Решение проблемы духовной культуры, правосознания молодежи представляет собой дело всех наук, но особая роль принадлежит теории права в силу присущей ей методологической функции. Анализ проблемы духовной культуры, правосознания молодежи может дать позитивный результат современной методологии социальных явлений, основывающейся на концепции самоорганизации сложных систем и получившей выражение в проблематике синергетики. Социальная философия решает вопрос о сущности социально-философских проблем духовной культуры молодежи, закономерностях ее развития, основном содержании, конкретных формах развития, места и роли молодежи в обществе. Произошедшие изменения в стране потребовали и коренного обновления наших знаний о путях развития духовного облика молодежи.
Современный процесс развития российского общества сопровождается становлением гражданского общества. Суверенное, функционирующее на основании собственных закономерностей гражданское общество будет олицетворять результаты демократических преобразований. В этой связи особое
З4
М.М. Абубакарова
значение придается сегодня процессу формирования гражданских качеств, гражданской позиции молодых людей. Изучая проявления и формирование гражданской позиции молодежи в современном российском обществе, необходимо иметь в виду ее двойственность: общечеловеческую природу и правовую. Доминирование той или иной стороны гражданской позиции молодежи определяется уровнем развития общества, сложившимися экономическими, политическими, правовыми отношениями. Сложности экономических преобразований, реальное ухудшение жизни населения создают сегодня напряженность в отношениях молодежи с другими социальными группами. В этой связи происходит поляризация гражданской позиции молодежи в сторону её политической составной, направленной на изменение существующих правовых отношений государства и человека. Изменения, происходящие в последнее время, показывают, что процесс форми-
рования гражданской позиции идет все более интенсивно. Это отражает тот факт, что экономические, политические, социальные проблемы в обществе пока не разрешены. Быстрота и последовательность решения насущных социально-экономических проблем общества с учетом интересов молодежи будет способствовать формированию у нее гражданской позиции, в которой больший акцент будет делаться на общечеловеческих ценностях, на умении жить в новом, взаимосвязанном, взаимозависимом мире.
Литература
1. Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. СПб., 1998.
2. Распоряжение Правительства Российской Федераций «Стратегии государственной молодежной политики» от 18 декабря 2006 г. N 1760-р в редакции от 16.07.2009 N 997-р.
УДК 340.15
Абубакарова М.М.
ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ЧЕЧНЕ: ВАКФ
В статье дана характеристика формирования форм земельной собственности в русле утверждения ислама в Чечне. В первую очередь это касается вакфа, есть элемент сравнения аналогичной проблемы и моментов на примере Турции и Дагестана.
In article is given feature of the shaping the forms земельной to property in riverbed of the approving the islam in CHechne. In the first place this concerns vakf, there is element of the comparison of the similar problem moments on example Turcеi and Dagestan.
Ключевые слова: Чечня, ислам, землевладение, вакф, источник, шариат, землепользование, форма собственности, кадий, мулла, духовенство, обычное право.
Key words: Chechnya, islam, the source, land-use, the form, property, cadet, mullah, clergy, common law.
В последнее время внимание ученых Северно- установок правящей партии. С распадом СССР эта го Кавказа все более привлекают проблемы возник- проблема обострилась и во многом приобретает новения, становления и развития государственно- силу источника межэтнического противостояния не правовых и гражданско-правовых институтов, в только в регионах компактного проживания корен-частности формы земельной собственности, и в ного и некоренного населения, но даже в отдельных том числе вакфа. Это касается почти всех республик субъектах РФ, к примеру, в Республике Дагестан Северного Кавказа, но в большей степени Чечен- и Чеченской Республике. Такая ситуация требует ской Республики, где данная проблема актуальна в фундаментального изучения, более того необходи-силу разных обстоятельств. Интерес этот продикто- мо дать правовую оценку как статусу, так и пра-ван еще и тем, что в течение многих лет, особенно вам собственника той или иной части территории, в советский период, проблема форм земельной соб- участка в лице одного хозяина, тейпа и, что важно, ственности была решена в русле идеологических мечети.