Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ НАВЫКА ВСЕСТОРОННЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ В ЦЕЛЯХ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ'

ВОСПИТАНИЕ НАВЫКА ВСЕСТОРОННЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ В ЦЕЛЯХ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты / здоровье / физическая культура / воспитание навыка / средства спортивной подготовки / сохранение здоровья / students / health / physical culture / skill development / means of sports training / health preservation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Треушников Алексей Ильич, Демидова Марианна Игоревна

Разработана и апробирована методика формирования представления студентов об использовании средств спортивной подготовки в оздоровительных, рекреационных и прикладных целях в рамках реализации дисциплины «Физическая культура». Показана положительная динамика формирования навыка всестороннего использования средств спортивной подготовки в целях сохранения здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Треушников Алексей Ильич, Демидова Марианна Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION OF THE SKILL OF COMPREHENSIVE USE OF SPORTS TRAINING FACILITIES IN ORDER TO PRESERVE HEALTH

A methodology for forming students' ideas about the use of sports training means for health-improving, recreational and applied purposes among students within the framework of the implementation of the discipline "Physical Culture" has been developed and tested. The positive dynamics of the formation of the skill of comprehensive use of sports training means in order to maintain health is shown.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ НАВЫКА ВСЕСТОРОННЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ В ЦЕЛЯХ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ»

УДК 796.011.3 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-5-61-67

ВОСПИТАНИЕ НАВЫКА ВСЕСТОРОННЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ В ЦЕЛЯХ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ

А.И. Треушников, М.И. Демидова

Разработана и апробирована методика формирования представления студентов об использовании средств спортивной подготовки в оздоровительных, рекреационных и прикладных целях в рамках реализации дисциплины «Физическая культура». Показана положительная динамика формирования навыка всестороннего использования средств спортивной подготовки в целях сохранения здоровья.

Ключевые слова: студенты, здоровье, физическая культура, воспитание навыка, средства спортивной подготовки, сохранение здоровья.

EDUCATION OF THE SKILL OF COMPREHENSIVE USE OF SPORTS TRAINING FACILITIES IN ORDER TO PRESER VE HEAL TH

Treushnikov A.I., teacher, aleshatru@mail. ru, Russia, Nizhny Novgorod, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Demidova M.I., teacher, marianna.igorevna 1996@gmail.com, Russia, Nizhny Novgorod, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University

A methodology for forming students' ideas about the use of sports training means for health-improving, recreational and applied purposes among students within the framework of the implementation of the discipline "Physical Culture" has been developed and tested. The positive dynamics of the formation of the skill of comprehensive use of sports training means in order to maintain health is shown.

Key words: students, health, physical culture, skill development, means of sports training, health preservation.

Треушников Алексей Ильич, преподаватель, aleshatru@mail.ru, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина,

Демидова Марианна Игоревна, преподаватель, marianna.igorevna 1996@gmail.com, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

В связи с развитием научного знания и все большей специализации и углубления представлений о различных формах физической культуры, в научных работах видится разделение физической культуры на физическую и адаптивную. В рамках преподавания данных дисциплин на практике присутствует определенное различие между ними. Физическая культура путем тематического планирования реализует цели обучения умениям и навыкам, развития физических

качеств. Адаптивная физическая культура ставит основную цель - здоровье и обучение студентов, имеющих определенные ограничения в состоянии здоровья. При этом студенты курса «Физическая культура» не получают навыка использования средств спор -тивной подготовки в оздоровительных и рекреационных целях.

В соответствии с главной целью физической культуры в образова -тельных учреждениях ученики осваивают систему способов физкультур -ной деятельности, которая обеспечивает самостоятельное применение фи -

зических упражнений для удовлетворения своих потребностей (в здоровье, развитии двигательных качеств, гармоничности телосложения, проведении досуга, получении острых ощущений и др.) [1].

Учебные программы предмета «Физическая культура» содержат основную цель в виде развития физических качеств и совершенствования умений и навыков. Данное разделение может негативно сказаться на вос -приятии физической культуры как целостной системы, осуществляющей целый ряд функций [2]. Одно упражнение или вид двигательной активности может выполняться с разными целями, нести как спортивный компо -нент, так и оздоровительный. По нашему мнению, важным является формирование у студентов целостного представления о разнообразном использовании средств и методов физической культуры для формирования физической культуры личности [3].

Цель исследования является воспитание навыка всестороннего использования средств спортивной подготовки в оздоровительных, рекреационных и прикладных целях у студентов вузов.

Задачи исследования:

1) проанализировать отечественные и зарубежные работы по теме исследования;

2) разработать методику формирования представления студентов об использовании средств спортивной подготовки в оздоровительных, рекреационных и прикладных целях;

3) провести педагогический эксперимент.

Методика и организация исследования. В ходе работы анализировались отечественные и зарубежные труды в области проблем и пер -спектив развития физической культуры как учебной дисциплины в вузе. Проведен педагогический эксперимент.

Эксперимент проводился на базе Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина в течение 2021/22 учебного года с сентября по февраль. В эксперименте приняли участие 100 студентов, обучающихся на 1-м курсе. Основная задача эксперимента - воспитание навыка всестороннего использования средств спор -тивной подготовки в целях сохранения здоровья.

В экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах (по 50 чел. в каждой) был предоставлен лекционный и тестовый материал по предмету «Физическая культура» на онлайн-платформе Moodle. В ЭГ в материал были включены экспериментальные работы, упомянутые в данном исследовании. В КГ материал подавался в соответствии с установленной программой физической культуры для вузов. В обеих группах материал был разделен на следующие разделы: оздоровительная аэробика, атлетическая гимнастика, спортивные игры, легкая атлетика.

Результаты исследования и их обсуждение. Вначале хотелось бы привести цитату: «Дисциплина «Физическая культура» должна иметь ярко выраженный прикладной характер, в первую очередь, должна решать задачи профессиональной подготовки. Отстаивая идею профессиональной направленности подготовки специалистов, считаем, что на учебных заня -тиях по физической культуре должны решаться задачи индивидуальной профессионально-прикладной физической культуры и формирования физической культуры личности» [3].

На наш взгляд, мнение Г.Г. Пономарева и соавторов очень близко к определению комплексного воздействия дисциплины на студентов. В данном исследовании остановимся на системе знаний, которые необходимы для широкого использования средств физической культуры с целью укрепления здоровья, достижения жизненных и спортивных целей, улучшения качества жизни.

В теории физической культуры различают ряд функций физической культуры. Образовательные функции физической культуры реализуются в учебном процессе, в процессе формирования основных умений и навыков, знаний, связанных с их освоением. Специфические прикладные функции физической культуры выражаются в подготовке к определенному виду профессиональной деятельности, имеют специфику определенного рода занятий, а также носят защитные функции, снимающие негативные эффекты профессиональной деятельности. Спортивные функции непосредственно связаны с выступлением на соревнованиях и подготовкой к соревнованиям, осуществляются в процессе профессиональной подготовки человека к определенному периоду, дате соревнований. Рекреативная функция выражается в осуществлении досуга средствами физической культуры, эмоциональной разгрузке, получении положительных эмоций от выполнения физических упражнений. Реабилитационная функция физической культуры ориентирована на восстановление утраченных возможностей организма. Это относится как к физическому восстановлению после травм, так и к психологической реабилитации с использованием физических упражнений. В заключение хотелось бы отметить социальную функцию, которая выражается через использование физической культуры в обществе, ее культурные, воспитательные особенности.

Данные функции физической культуры должны реализовываться в процессе обучения. При этом, чем лучше организован учебный процесс, тем полнее они будут реализовываться на занятиях. Естественно, с нашей стороны есть понимание, что нельзя реализовать все на одном занятии, однако в общем учебном плане по данной дисциплине желательно вклю -чать различные задания, необходимые для реализации всех функций. В рамках исследования обращаем внимание, что разнообразие методов, которые затрагивают рекреационную и образовательную функции, напрямую влияет на будущее поведение студентов, их отношение к физической культуре как к культурному явлению.

Рассмотрим понятие «качество жизни». Данное понятие следует раскрыть для определения такого навыка, который необходим студентам для решения специфических задач средствами физической культуры. В рамках обучения в вузе преподаватели должны предоставлять студентам возможность выбора, возможность решать их задачи, возникающие в процессе их обучения, жизни, дальнейшей профессиональной деятельности, наиболее разнообразными путями. Предмет «Физическая культура» не является исключением [4].

Под качеством жизни понимается возможность реализации человека в различных сферах жизнедеятельности: духовных и материальных ценностей, потребностей в общении, уровня интеллектуальности и культурного физического развития [5].

Учебный процесс по физической культуре строится из разделов, которые включают освоение двигательных навыков из различных видов спорта. При этом, несмотря на то, что стоит задача по целостному развитию студентов и прививанию им ценностей здорового образа жизни, культуры физической активности, стимулирование студентов происходит через выполнение контрольных срезов, сдачу нормативов. Данный подход необходим, однако если весь учебный процесс строится через подготовку и сдачу контрольных тестов, студенты могут упускать ценность физической активности, спортивной подготовки, в отрыве от сдачи контрольных нормативов, которые олицетворяют собой спортивную деятельность.

Применение ценностного подхода к здоровью используется многими социологами-исследователями. В результате определены три уровня ценности здоровья: биологический, социальный и психологический. Оце -нивая осознание здоровья на индивидуальном уровне, исследователи выделяют три основных аспекта, характеризующих данный феномен. Это, в первую очередь, взаимосвязь его субъективных и объективных характе -ристик. Под данными характеристиками понимается взаимодействие и взаимоотношения здоровья и отношение к здоровью как субъект взаимоотношений [5].

Приведем примеры положительного влияния методов спортивной подготовки на здоровье. В исследовании МХ. Messi соавторы изучали эффект физических упражнений на пожилых людях [6]. С возрастом наблюдалась атрофия мышц при условии ведения малоподвижного образа жизни. Группа пожилых людей с избыточной массой тела на протяжении 5 месяцев тренировались с отягощениями. За данный тренировочный период у представителей данной группы объем мышечной массы не изменился, однако увеличились показатели силы. Исследователи предполагают, что физические упражнения высокой интенсивности даже в пожилом возрасте препятствуют атрофии мышц.

Данное исследование, а также ряд других исследований [7, 8] показывают, что эффект физических упражнений распространяется на здоровье и является профилактикой целого ряда заболеваний - от повреждения опорно-двигательного аппарата до болезней сердечно-сосудистой системы.

В 2019 году К.Дж. Грейс и соавторы опубликовали результаты исследования [9], в котором сравнивали показатели женщин, занимающихся аэробными видами спорта. Женщин, которые занимались бегом или ездой на велосипеде на протяжении 50 лет 3-4 раза в неделю, сравнивали с молодыми спортсменками, а также с людьми, которые спортом не занима -ются. В результате регулярных занятий спортом женщины, которым было уже за 70 лет, не имели возрастных изменений. Медленные мышечные волокна были гипертрофированы, а быстрые мышечные волокна сохраняли свою регулярную активность и тонус. С возрастом теряется возмож -ность правильно иннервировать быстрые волокна, что влияет на здоровье всей мышцы в целом, приводит к уменьшению ее размера. В данном исследовании показывается, что аэробные упражнения низкой или средней интенсивности позволяют сохранить активность быстрых мышечных волокон.

В сентябре и феврале были проведены контрольные тестирования, включающие как тесты М. Рокича «Ценностные ориентации», так и тесты по специальным знаниям по предмету. После проведенного эксперимента достоверного различия между группами в специальных знаниях обнаружено не было. В ЭГ на 30 % увеличилась доля студентов, которые оценили ценности «Здоровье», «Уверенность в себе», «Активная деятельная жизнь» на 2-4 ранга выше, чем до начала эксперимента [10].

Заключение. В исследовании рассмотрена необходимость формирования у студентов потребности к систематическим занятиям физиче-скими упражнениями. Освещалась проблема разделения спортивной под -готовки и принципов физической культуры в рамках обучения в высших учебных заведениях.

Такие важные показатели, как качество и продолжительность жизни имеют прямую корреляцию с физической активностью. Регулярные спор -тивные тренировки на протяжении всей жизни препятствуют некоторым возрастным изменениям. Данные выводы важно объяснять студентам в процессе решения задач по физической культуре.

В проведенном эксперименте была показана положительная динамика по формированию у студентов навыка всестороннего использования средств спортивной подготовки в оздоровительных целях. Представляется целесообразным дальнейшее исследование в данной области и разработка отдельного курса, акцентирующего внимание на исследуемую проблему.

Список литературы

1. Виленский М.Я., Горшков А.Г. Физическая культура: учебник: 3-е изд., стер. М.: КНОРУС, 2020. 214 с.

2. Маясова Т.В., Лекомцева А.А., Юсифов К.Д. Проблема отношения к здоровью и здоровому образу жизни студентов-первокурсников // Вестник Мининского университета. 2015. № 3 (11). С. 4.

3. Пономарев Г.Н., Куванов Я.В., Селюкин Д.Б. Физическая культура в высшем образовании - важная составляющая подготовки будущих специалистов // Теория и практика физ. культуры. 2019. № 3. С. 12-14.

4. Цеева Н.А., Корохова Н.А. Двигательная активность студенток, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе и занимающихся в группах лечебной физической культуры // Двигательная активность. Спорт. Личность: материалы Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. Йошкар-Ола: Изд-во ПГТУ, 2017. С. 66-71.

5. Юсупова Р.Р. Физическое воспитание молодежи и здоровьесбе -регающая деятельность // Двигательная активность. Спорт. Личность: материалы Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. Йошкар-Ола: Изд-во ПГТУ, 2017. С. 45-48.

6. Resistance training enhances skeletal muscle innervation withou modifying the number of satellite cells or their myofiber association in obese older adults / M.L. Messi [et al.] // Journals of gerontology: biological sciences. 2015. P. 1-10.

7. Payne A.M., Delbono O. Neurogenesis of excitation-contraction uncoupling in aging skeletal muscle // Exercise and Sport Sciences Reviews. 2004. № 32. Р. 36-40.

8. Delbono O. Neural control of aging skeletal muscle // Aging Cell. 2003. № 2. Р. 21-29.

9. Single muscle fiber function in lifelong exercising women / K.J. Gries [et al.] // Human performance laboratory. 2019. V. 127 (6). P. 1710-1719.

10. Матяш Н.В., Павлова Т.А. Возрастная психология. М.: Директ-Медиа, 2020. 268 с.

Referenes

1. Vilenskij M.Ya., Gorshkov A.G. Fizicheskaya kul'tura [Physical culture]: textbook: 3rd ed., Sr. M.: KNORUS, 2020. 214 p.

2. Mayasova T.V., Lekomceva A.A., Yusifov K.D. Problema otnosheniya k zdo-rov'yu i zdorovomu obrazu zhizni studentov-pervokursnikov [The problem of attitude to health and healthy lifestyle of first-year students] // Vestnik Mininskogo universiteta [Bulletin of Minin University]. 2015. No. 3 (11). P. 4.

3. Ponomarev G.N., Kuvanov Ya.V., Selyukin D.B. Fizicheskaya kul'tura v vysshem obrazovanii - vazhnaya sostavlyayushchaya podgotovki budushchih specialistov [Physical

culture in higher education is an important component of the training of future specialists] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2019. No. 3. P. 12-14.

4. Ceeva N.A., Korohova N.A. Dvigatel'naya aktivnost' studentok, otnesennyh po sostoyaniyu zdorov'ya k special'noj medicinskoj gruppe i zanimayushchihsya v gruppah le-chebnoj fizicheskoj kul'tury [Motor activity of female students classified by health condition to a special medical group and engaged in groups of therapeutic physical culture] // Motor activity. Sport. Personality: materials of Vseros. (with international participation) scientific-practical conf. Yoshkar-Ola: PSTU Publishing House, 2017. P. 66-71.

5. Yusupova R.R. Fizicheskoe vospitanie molodezhi i zdorov'esberegayushchaya deyatel'nost' [Physical education of youth and health-saving activity] // Motor activity. Sport. Personality: materials of Vseros. (with international participation) scientific-practical conf. Yoshkar-Ola: PSTU Publishing House, 2017. P. 45-48.

6. Resistance training enhances skeletal muscle innervation withou modifying the number of satellite cells or their myofiber association in obese older adults / M.L. Messi [et al.] // Journals of gerontology: biological sciences. 2015. P. 1-10.

7. Payne A.M., Delbono O. Neurogenesis of excitation-contraction uncoupling in aging skeletal muscle // Exercise and Sport Sciences Reviews. 2004. № 32. P. 36-40.

8. Delbono O. Neural control of aging skeletal muscle // Aging Cell. 2003. № 2. P. 21-29.

9. Single muscle fiber function in lifelong exercising women / K.J. Gries [et al.] // Human performance laboratory. 2019. V. 127 (6). P. 1710-1719.

10. Matyash N.V., Pavlova T.A. Vozrastnaya psihologiya [Age-related psychology]. M.: Direct-Media, 2020. 268 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.