Istoriya i teoriya.qxd 11.07.2014 15:11 Page,
-Q-
• молодёжь • духовно-нравственное воспитание • опыт народной педагогики • А.С. Макаренко • А.Г. Явлинский
Сегодня молодёжь часто характеризуется как безнравственная, безразличная к проблемам духовного и гражданско-патриотического воспитания, жестокая, чёрствая. Отсюда и рост молодёжной преступности, потребление наркотиков, распространённость «свободных» сексуальных отношений, культ денег и силы. Горьким подтверждением этих слов выступает статистика: ежегодно 2 тыс. детей становятся жертвами убийств и получают тяжкие телесные повреждения; 12% подростков употребляют наркотические средства; около 1,5 млн российских детей школьного возраста вообще не посещают школу; детское и подростковое «социальное дно» охватывает не менее 4 млн человек; темпы роста детской преступности в 15 раз опережают темпы увеличения общей преступности; в современной России насчитывается около 40 тыс. несовершеннолетних заключённых, что примерно в три раза больше, чем было в СССР в начале 30-х годов [7].
Нельзя утверждать, что вся современная молодёжь не отвечает предъявляемым ей требованиям, но факты проявления бездуховности, жестокости, агрессии свидетельствуют о том, что родителям, органам, занимающимся проблемами воспитания подрастающего поколения, и в первую очередь школе, вопросам воспитания духовно-нравственной личности необходимо уделять первостепенное значение.
Чему учить? Понятно. Следует разработать стратегию воспитательной работы и на короткие сроки, и на перспективу.
Современная школа должна научить учеников противостоять негативному агрессивному влиянию со стороны.
В школах всегда уделялось первостепенное внимание вопросам воспитания духовно-нравственной личности. Именно в школе у юного гражданина формировались фактически взрослое восприятие и понимание таких нравственных категорий, как честность, справедливость, искренность.
Воспитание молодёжи
М.Б. Казачкова,
заведующая кафедрой педагогики и методики преподавания АНОО ВПО Московской области «Одинцовский гуманитарный институт», кандидат филологических наук
Н.И. Иванова,
заслуженный учитель школы Республики Татарстан, г. Казань
-Q-
Но в первую очередь человек должен быть нравственным, порядочным, любящим — и не себя, а кого-то и что-то.
А.С. Калабалин
М.Б. Казачкова, Н.И. Иванова. Воспитание молодёжи
Этому способствовали и воспитательная работа классного руководителя, и работа общественных организаций учащихся. Коллективное мнение оказывало серьёзное влияние на формирование личности ученика. Коллектив воспитывал идейно-нравственные стремления, чувства, мотивы учащихся, учил единству слова и дела. Рост коллектива связывался с идейно-нравственным ростом личности — от непосредственных интересов до увлечённости творчеством, удовлетворённости самовыражением творческой индивидуальности и далее — до мотивов, созвучных целям организации.
Главенствующая роль в воспитании личности всегда отводилась учителю, классному руководителю. «Воспитание детей — есть труд и долг, — писал Ф.М. Достоевский. — Труд самых квалифицированных учёных, долг всех граждан страны» [4, с. 29]. В разных возрастах дети ценят в учителе разные качества. Чем старше они становятся, тем объективнее судят они о знаниях учителя и больше уважают его за эти знания. Дети любят учителей, которые обладают важными человеческими качествами, — они добры, приветливы, естественны; справедливы, постоянны в решениях, беспристрастны, уважительны, хорошо знают предмет, любят его, учат с энтузиазмом, охотно поддерживают стремление к знаниям [1, с. 116]. Учитель должен быть искренне заинтересован в судьбе каждого ученика, и только тогда он может рассчитывать на получение положительного результата.
«Трудно назвать лучшего советчика в воспитании, чем любовь к детям. Мудрая и вечная, эта любовь сама находит в себе и силы, и опыт для решения сложных проблем» [1].
Современные условия требуют новых способов решения проблем образования и воспитания, но бесценным и своевременным всегда оказывается опыт народной педагогики, системы А.С. Макаренко и его последователей. Ещё раз хочется обратить внимание и работников школ, и преподавателей педагогических и гуманитарных вузов на бесценный опыт воспитанника и продолжателя дела А.С. Макаренко — Алексея Григорьевича Явлинского.
Когда знакомишься с жизнью и деятельностью А.Г. Явлинского, представляешь, какой силой воздействия, каким энергетическим зарядом обладал этот педагог, сумевший вернуть к нормальной жизни сотни потерянных людей. Это талант! Дар, ниспосланный свыше, — быть инженером человеческих душ. Это колоссальный талант — отдать сердце детям.
Без любви к своему делу, без любви к людям не может быть настоящего учителя, учителя, заслуживающего уважение общества, государства.
Ни подробными биографическими фактами, ни автобиографией мы не располагаем. Однако из имеющихся материалов мы воссоздаём целостное представление о жизни и деятельности Алексея Григорьевича, которое будет не только интересным, но и полезным студентам, и преподавателям.
ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ
Беспризорник. В коммуну Ф.Э. Дзержинского он попал «по особому заданию». В то время он жил в вагоне-приёмнике на Харьковском вокзале и много слышал об этой коммуне. И так называемое «начальство» вагона-приёмника решило поручить ему и Кольке Самойлову, ещё одному беспризорнику, отправиться туда и пожить там определённый промежуток времени, чтобы выяснить, что там и как. При этом они должны были вести себя подобающе, без всяких «хулиганских проявлений», «умничаний» и т.д. Но всё сложилось иначе. Алексею Григорьевичу настолько понравилось в коммуне, что он и ребят из вагона туда позвал.
«Дом для коммунаров, с башенками, чекисты построили меньше, чем через год после комиссии». «Харьковская окраина. Опушка леса, красивый тёмно-серый дом, цветники, фруктовый сад, площадки для тенниса, волейбола и крокета; открытое поле, запахи чабреца, васильков, полыни... Здесь расположена самая молодая детская коммуна имени Феликса Дзержинского, открытая 29 декабря 1927 года.
Сто пятьдесят коммунаров (сто двадцать мальчиков и тридцать девочек) живут в великолепном доме, выстроенном специально для них.
Многие товарищи упрекали коммунаров-дзержинцев в "дворцовой жизни" и даже в барстве. Подумайте, живут в таком роскошном доме! Дом с паркетными полами, с великолепной уборной, с холодными душами, с расписными потолками.». В первые дни коммунары только восторгались всем этим, но вскоре оказалось, что паркет нужно беречь, что с душем нужно обращаться умеючи, что с расписных потолков нужно ежедневно стирать пыль. Сохранение этого дома, содержание его в чистоте стало делом всех коммунаров [2, с. 178].
День своего рождения А. Явлинский не знает, но «датой своего рождения» он «привык считать самый светлый и радостный день <.> когда стал коммунаром в колонии имени Ф.Э. Дзержинского. Это было 1 мая 1932 года». «Коммуна стала мне родным домом, а А.С. Макаренко заменил мать и отца» (из биографии А.Г. Явлинского).
Вехи биографии. Образование: Алексей Явлинский окончил в коммуне среднюю общеобразовательную школу. Затем окончил рабфак, получил специальность слесаря, работал слесарем-инструментальщиком, фрезеровщиком на заводе по производству электросверлилок «ФД—1», а далее фотоаппарата «ФЭД». Десятилетия ФЭД — советская «Лейка» — был популярен среди профессионалов и любителей. И как шутил Макаренко, стал «более известен, чем коммуна имени Дзержинского». Некоторое время работал в коммуне имени Ф.Э. Дзержинского инструктором по труду [8].
Восемнадцати лет поступил в лётную школу, а оттуда был призван в ряды Советской Армии. Вскоре стал офицером. С оружием в руках защищал свою Родину в тяжёлые годы Великой Отечественной войны, был трижды ранен в боях. Комбат А. Явлинский возвратился с фронта кавалером ордена Красной Звезды и двух орденов Отечественной войны, и ещё десять медалей украсили его гимнастёрку.
М.Б. Казачкова, Н.И. Иванова. Воспитание молодёжи
Путь в педагогику. Заветной мечтой Алексея Григорьевича была педагогическая работа — желание продолжать дело, которому посвятил свою жизнь Антон Семёнович Макаренко. Сиротство и беспризорность послевоенных лет определили его профессиональное будущее. Алексей Григорьевич Явлинский посвятил всю свою жизнь детям с искалеченной судьбой. После войны поступил в педагогический институт и успешно его окончил. С тех пор воспитывал подростков с тяжёлой и трудной судьбой. Был учителем военного дела и истории, воспитателем, заместителем начальника колонии по учебно-воспитательной работе. «Товарищ Явлинский — опытный руководитель, хороший организатор, сумевший сплотить работоспособный, инициативный коллектив приёмника-распределителя. Можно без преувеличения сказать, что здесь каждый сотрудник — воспитатель.<...> Под руководством опытных, горячо любящих своё дело воспитателей увлечённо трудятся ребята в кружках детского творчества: занимаются лепкой, выжиганием, выпиливанием. Все подростки заняты общественно-полезным трудом по самообслуживанию: летом — работают в огороде, саду, на цветниках. <...> Старшие ребята трудятся в производственных мастерских. Изготавливают фанерные ящики. Работа нехитрая и, скажем прямо, прозаическая, но инструктор по труду Анатолий Иванович Блинов сумел зажечь у ребят огонёк трудового соревнования, бросив клич: "Кто лучше, красивее?" Так, увлёкшись, и не заметили, как в доход государству за год перечислили почти пять тысяч рублей!» [5].
С 1961 года Явлинский — начальник детского приёмника-распределителя УВД Львовской области. Это был изумительный человек — он заводил детям животных — кошек, собак, ел за одним столом с ребятами и проводил с ними праздники. «А библиотека в приёмнике, где начальник Явлинский, — как храм», — восхищалась одна из республиканских газет. Особый микроклимат в детском приёмнике Явлинского замечательно иллюстрирует такой забавный случай, который любит вспоминать жена его сына — депутата Государственной думы Григория Явлинского: они втроём — с мужем и младшим сыном пришли к Алексею Григорьевичу в детский приёмник. Явлинского-старшего на месте не оказалось. Милая женщина — дежурный воспитатель предложила им подождать, сама очень ласково стала играть с малышом. Молодые Явлинские подумали: "Вот что значит внук начальника". И несколько сконфузились, когда выяснилось, что воспитательница по простоте своей и знать не знала, кто они такие, а подумала: "Вот ещё одного ребёночка привели." [2, с. 269].
За долгие годы безупречной службы немало бессонных ночей провёл Алексей Григорьевич в поисках наилучших путей исправления и перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей. И в самые трудные минуты ему всегда приходили на помощь произведения замечательного учителя и друга А.С. Макаренко, которые, по словам А.Г. Явлинского, «учат правильно жить и плодотворно работать».
Алексей Григорьевич часто выступал перед населением с лекциями и докладами по вопросам борьбы с безнадзорностью детей, предупреждения
ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ
правонарушений среди несовершеннолетних, вёл широкую пропаганду педагогического наследия А.С. Макаренко. Он был желанным гостем в школах, интернатах и профтехучилищах. «Воспитание подрастающего поколения, — говорил он, — касается всех нас. Тут не может быть посторонних. Каждый случай нарушения правопорядка детьми и подростками должен рассматриваться как чрезвычайное происшествие, требующее самого пристального внимания общества».
Он был убеждён в том, что «главное — пробудить в подростке осознание ошибки, вины, а это гораздо труднее, чем просто наказать».
За годы работы многим ребятам вернул А.Г. Явлинский юность. Большинство из его воспитанников стали хорошими людьми, честными тружениками.
Переписку Алексея Григорьевича с бывшими воспитанниками называют «Второй педагогической поэмой».
Судите сами.....
19/УШ 1959 г.
Привет с Донбасса.
Здравствуйте, уважаемый Алексей Григорьевич, с горячим приветом кВам Ваш бывший воспитанник Валентин!
Во первых строках своего письма разрешите поблагодарить Вас за всё то, что Вы сделали для меня, т.е. вернули меня к настоящей жизни. Ведь за это больше всего я обязан Вам. Да, я постараюсь оправдать Ваше доверие, и обещаю, что подобного случая в моей жизни не повторится. Сейчас я ещё только сфотографировался, в пятницу пойду за паспортом и сразу же устроюсь на работу. Думаю идти в вечернюю школу... На этом я заканчиваю своё коротенькое письмо. Если что интересует, пишите, всегда отвечу. До свидания
Здравствуйте, уважаемый Алексей Григорьевич! С большим приветом к Вам семья Яблонских.
Алексей Григорьевич, извините за невнимательное отношение к Вашему поручению. Причина в том, что затерялся Ваш адрес. А сейчас отправляем командировку и расписку. Поведение Вити хорошее, ходит в школу, занимается хорошо, замечаний покуда не имеется. Благодаря Вашему влиянию Лена очень благодарная за приглашение во Львов и обязательно приехала бы, но она выходит замуж. Очень просим Вас с супругой приехать к нам 12 января 1974 г. на свадебное торжество. Мы очень благодарны Вам за большое внимание к нашей семье. С уважением, Олевск, ул. Ленина 93, Яблонскому Алексею Николаевичу
М.Б. Казачкова, Н.И. Иванова. Воспитание молодёжи
О
Здравствуйте, Алексей Григорьевич!!!
С большим, искренним, чистосердечным приветом к Вам бывшая Ваша воспитанница. Во-первых, как Вы себя чувствуете, как Ваше здоровье. Алексей Григорьевич, когда мне сказали, что нас везут в колонию, для меня это был очень большой удар. Всё было так неожиданно. Полились слёзы, плакала всю дорогу. Очень хотелось увидеть Вас. Хотела, чтобы Вы мне что-нибудь сказали на дорогу, утешили добрым словом. Мне было бы гораздо легче. Но Вас в это время не было в кабинете. Алексей Григорьевич, я Вам этого никогда не говорила, но в приёмнике я всегда называла и сейчас называю, а также буду называть Вас отцом. Как бы я хотела, чтобы у меня был такой отец, как Вы. Алексей Григорьевич, Вы как отец всегда меня слушали, советовали, я делилась с Вами всеми своими радостями, го-речами. Открывала пред Вами всю свою душу. Я очень гордилась Вами и в душе обращалась к Вам не Алексей Григорьевич, а «Папа». Алексей Григорьевич очень прошу меня извинить. Но ведь я пишу, всё как было.
Алексей Григорьевич органически не переносил равнодушного отношения к ребёнку — как только ему становилось известно про такие случаи, он старался привлечь к ним внимание общества, но, выступая в печати, не считал возможным щадить само общество.
«Львовская правда» 14 января 1973 г.: «Тарас Федушко 1962 года рождения, воспитанник Раво-Русской школы-интернат. Ведёт безнадзорный образ жизни. Ночевал несколько раз на вокзале, но никто из взрослых не поинтересовался, почему мальчику плохо, почему мальчик там ночует. Хорошо, что милиционеры приходят на помощь детям в трудные минуты. Ив данном случае они доставили мальчика в детприёмник, где его обследовали, определили, что он болен. Пришлось направить его в больницу. Такое же равнодушие наблюдается в Кировском и Червоноградском интернатах — их воспитанники ночуют порой на вокзале, бродяжничают».
Алексей Явлинский «повторил судьбу Макаренко и умер от разрыва сердца на рабочем месте — в кабинете начальника детского приёмника-распределителя для беспризорников» [3].
Именно на примере жизни и деятельности Алексея Григорьевича Явлинского должны учиться и следовать ему современные педагоги, тогда определится и стратегия поведения личности, и будет выработан инструментарий формирования нравственной безопасности.
Литература
1. Аллахвердова Н.Г. Трудный возраст / Н.Г. Аллахвердова, С.Л. Соловейчик. М.: Знание, 1966.С. 116, 158.
2. Гладыш С. Дети большой беды / Гладыш С. М: Звонница, 2004. С. 430.
3. Гнединская А. Макаренко перевоспитал Явлинского // «Московский комсомолец». 13 мая 2009 г.
4. Кузякин А. Предлагаю осуществить программу «Интеллект» // Воспитание школьников. 1989. № 4.
5. Куцевол Д. Ученик А.С. // Труловая жизнь. 25 мая 1972 г.
6. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.
7. Юревич А.В., УшаковД.В. Нравственность в современной России [Электронная версия] р8у8Му.гшт<1ех.рИр/пит/2009п1.. .41-уиге-vich3.html
8. Воспитанники А.С. Макаренко. Явлинский А.Г. [Электронная версия] такагепко.еёи.ги^а^твку.Мт
О