Научная статья на тему 'Воспитание молодёжи'

Воспитание молодёжи Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
152
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЁЖЬ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОПЫТ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ / А.С. МАКАРЕНКО / А.Г. ЯВЛИНСКИЙ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Казачкова М.Б., Иванова Н.И.

Проблемы духовно-нравственного воспитания. Народная педагогика. Жизнь и педагогическая деятельность А.Г. Явлинского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education of young people

Problems of moral and sense education. Public pedagogy. The life and pedagogical activity of A. Yavlinskiy.

Текст научной работы на тему «Воспитание молодёжи»

Istoriya i teoriya.qxd 11.07.2014 15:11 Page,

-Q-

• молодёжь • духовно-нравственное воспитание • опыт народной педагогики • А.С. Макаренко • А.Г. Явлинский

Сегодня молодёжь часто характеризуется как безнравственная, безразличная к проблемам духовного и гражданско-патриотического воспитания, жестокая, чёрствая. Отсюда и рост молодёжной преступности, потребление наркотиков, распространённость «свободных» сексуальных отношений, культ денег и силы. Горьким подтверждением этих слов выступает статистика: ежегодно 2 тыс. детей становятся жертвами убийств и получают тяжкие телесные повреждения; 12% подростков употребляют наркотические средства; около 1,5 млн российских детей школьного возраста вообще не посещают школу; детское и подростковое «социальное дно» охватывает не менее 4 млн человек; темпы роста детской преступности в 15 раз опережают темпы увеличения общей преступности; в современной России насчитывается около 40 тыс. несовершеннолетних заключённых, что примерно в три раза больше, чем было в СССР в начале 30-х годов [7].

Нельзя утверждать, что вся современная молодёжь не отвечает предъявляемым ей требованиям, но факты проявления бездуховности, жестокости, агрессии свидетельствуют о том, что родителям, органам, занимающимся проблемами воспитания подрастающего поколения, и в первую очередь школе, вопросам воспитания духовно-нравственной личности необходимо уделять первостепенное значение.

Чему учить? Понятно. Следует разработать стратегию воспитательной работы и на короткие сроки, и на перспективу.

Современная школа должна научить учеников противостоять негативному агрессивному влиянию со стороны.

В школах всегда уделялось первостепенное внимание вопросам воспитания духовно-нравственной личности. Именно в школе у юного гражданина формировались фактически взрослое восприятие и понимание таких нравственных категорий, как честность, справедливость, искренность.

Воспитание молодёжи

М.Б. Казачкова,

заведующая кафедрой педагогики и методики преподавания АНОО ВПО Московской области «Одинцовский гуманитарный институт», кандидат филологических наук

Н.И. Иванова,

заслуженный учитель школы Республики Татарстан, г. Казань

-Q-

Но в первую очередь человек должен быть нравственным, порядочным, любящим — и не себя, а кого-то и что-то.

А.С. Калабалин

М.Б. Казачкова, Н.И. Иванова. Воспитание молодёжи

Этому способствовали и воспитательная работа классного руководителя, и работа общественных организаций учащихся. Коллективное мнение оказывало серьёзное влияние на формирование личности ученика. Коллектив воспитывал идейно-нравственные стремления, чувства, мотивы учащихся, учил единству слова и дела. Рост коллектива связывался с идейно-нравственным ростом личности — от непосредственных интересов до увлечённости творчеством, удовлетворённости самовыражением творческой индивидуальности и далее — до мотивов, созвучных целям организации.

Главенствующая роль в воспитании личности всегда отводилась учителю, классному руководителю. «Воспитание детей — есть труд и долг, — писал Ф.М. Достоевский. — Труд самых квалифицированных учёных, долг всех граждан страны» [4, с. 29]. В разных возрастах дети ценят в учителе разные качества. Чем старше они становятся, тем объективнее судят они о знаниях учителя и больше уважают его за эти знания. Дети любят учителей, которые обладают важными человеческими качествами, — они добры, приветливы, естественны; справедливы, постоянны в решениях, беспристрастны, уважительны, хорошо знают предмет, любят его, учат с энтузиазмом, охотно поддерживают стремление к знаниям [1, с. 116]. Учитель должен быть искренне заинтересован в судьбе каждого ученика, и только тогда он может рассчитывать на получение положительного результата.

«Трудно назвать лучшего советчика в воспитании, чем любовь к детям. Мудрая и вечная, эта любовь сама находит в себе и силы, и опыт для решения сложных проблем» [1].

Современные условия требуют новых способов решения проблем образования и воспитания, но бесценным и своевременным всегда оказывается опыт народной педагогики, системы А.С. Макаренко и его последователей. Ещё раз хочется обратить внимание и работников школ, и преподавателей педагогических и гуманитарных вузов на бесценный опыт воспитанника и продолжателя дела А.С. Макаренко — Алексея Григорьевича Явлинского.

Когда знакомишься с жизнью и деятельностью А.Г. Явлинского, представляешь, какой силой воздействия, каким энергетическим зарядом обладал этот педагог, сумевший вернуть к нормальной жизни сотни потерянных людей. Это талант! Дар, ниспосланный свыше, — быть инженером человеческих душ. Это колоссальный талант — отдать сердце детям.

Без любви к своему делу, без любви к людям не может быть настоящего учителя, учителя, заслуживающего уважение общества, государства.

Ни подробными биографическими фактами, ни автобиографией мы не располагаем. Однако из имеющихся материалов мы воссоздаём целостное представление о жизни и деятельности Алексея Григорьевича, которое будет не только интересным, но и полезным студентам, и преподавателям.

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ

Беспризорник. В коммуну Ф.Э. Дзержинского он попал «по особому заданию». В то время он жил в вагоне-приёмнике на Харьковском вокзале и много слышал об этой коммуне. И так называемое «начальство» вагона-приёмника решило поручить ему и Кольке Самойлову, ещё одному беспризорнику, отправиться туда и пожить там определённый промежуток времени, чтобы выяснить, что там и как. При этом они должны были вести себя подобающе, без всяких «хулиганских проявлений», «умничаний» и т.д. Но всё сложилось иначе. Алексею Григорьевичу настолько понравилось в коммуне, что он и ребят из вагона туда позвал.

«Дом для коммунаров, с башенками, чекисты построили меньше, чем через год после комиссии». «Харьковская окраина. Опушка леса, красивый тёмно-серый дом, цветники, фруктовый сад, площадки для тенниса, волейбола и крокета; открытое поле, запахи чабреца, васильков, полыни... Здесь расположена самая молодая детская коммуна имени Феликса Дзержинского, открытая 29 декабря 1927 года.

Сто пятьдесят коммунаров (сто двадцать мальчиков и тридцать девочек) живут в великолепном доме, выстроенном специально для них.

Многие товарищи упрекали коммунаров-дзержинцев в "дворцовой жизни" и даже в барстве. Подумайте, живут в таком роскошном доме! Дом с паркетными полами, с великолепной уборной, с холодными душами, с расписными потолками.». В первые дни коммунары только восторгались всем этим, но вскоре оказалось, что паркет нужно беречь, что с душем нужно обращаться умеючи, что с расписных потолков нужно ежедневно стирать пыль. Сохранение этого дома, содержание его в чистоте стало делом всех коммунаров [2, с. 178].

День своего рождения А. Явлинский не знает, но «датой своего рождения» он «привык считать самый светлый и радостный день <.> когда стал коммунаром в колонии имени Ф.Э. Дзержинского. Это было 1 мая 1932 года». «Коммуна стала мне родным домом, а А.С. Макаренко заменил мать и отца» (из биографии А.Г. Явлинского).

Вехи биографии. Образование: Алексей Явлинский окончил в коммуне среднюю общеобразовательную школу. Затем окончил рабфак, получил специальность слесаря, работал слесарем-инструментальщиком, фрезеровщиком на заводе по производству электросверлилок «ФД—1», а далее фотоаппарата «ФЭД». Десятилетия ФЭД — советская «Лейка» — был популярен среди профессионалов и любителей. И как шутил Макаренко, стал «более известен, чем коммуна имени Дзержинского». Некоторое время работал в коммуне имени Ф.Э. Дзержинского инструктором по труду [8].

Восемнадцати лет поступил в лётную школу, а оттуда был призван в ряды Советской Армии. Вскоре стал офицером. С оружием в руках защищал свою Родину в тяжёлые годы Великой Отечественной войны, был трижды ранен в боях. Комбат А. Явлинский возвратился с фронта кавалером ордена Красной Звезды и двух орденов Отечественной войны, и ещё десять медалей украсили его гимнастёрку.

М.Б. Казачкова, Н.И. Иванова. Воспитание молодёжи

Путь в педагогику. Заветной мечтой Алексея Григорьевича была педагогическая работа — желание продолжать дело, которому посвятил свою жизнь Антон Семёнович Макаренко. Сиротство и беспризорность послевоенных лет определили его профессиональное будущее. Алексей Григорьевич Явлинский посвятил всю свою жизнь детям с искалеченной судьбой. После войны поступил в педагогический институт и успешно его окончил. С тех пор воспитывал подростков с тяжёлой и трудной судьбой. Был учителем военного дела и истории, воспитателем, заместителем начальника колонии по учебно-воспитательной работе. «Товарищ Явлинский — опытный руководитель, хороший организатор, сумевший сплотить работоспособный, инициативный коллектив приёмника-распределителя. Можно без преувеличения сказать, что здесь каждый сотрудник — воспитатель.<...> Под руководством опытных, горячо любящих своё дело воспитателей увлечённо трудятся ребята в кружках детского творчества: занимаются лепкой, выжиганием, выпиливанием. Все подростки заняты общественно-полезным трудом по самообслуживанию: летом — работают в огороде, саду, на цветниках. <...> Старшие ребята трудятся в производственных мастерских. Изготавливают фанерные ящики. Работа нехитрая и, скажем прямо, прозаическая, но инструктор по труду Анатолий Иванович Блинов сумел зажечь у ребят огонёк трудового соревнования, бросив клич: "Кто лучше, красивее?" Так, увлёкшись, и не заметили, как в доход государству за год перечислили почти пять тысяч рублей!» [5].

С 1961 года Явлинский — начальник детского приёмника-распределителя УВД Львовской области. Это был изумительный человек — он заводил детям животных — кошек, собак, ел за одним столом с ребятами и проводил с ними праздники. «А библиотека в приёмнике, где начальник Явлинский, — как храм», — восхищалась одна из республиканских газет. Особый микроклимат в детском приёмнике Явлинского замечательно иллюстрирует такой забавный случай, который любит вспоминать жена его сына — депутата Государственной думы Григория Явлинского: они втроём — с мужем и младшим сыном пришли к Алексею Григорьевичу в детский приёмник. Явлинского-старшего на месте не оказалось. Милая женщина — дежурный воспитатель предложила им подождать, сама очень ласково стала играть с малышом. Молодые Явлинские подумали: "Вот что значит внук начальника". И несколько сконфузились, когда выяснилось, что воспитательница по простоте своей и знать не знала, кто они такие, а подумала: "Вот ещё одного ребёночка привели." [2, с. 269].

За долгие годы безупречной службы немало бессонных ночей провёл Алексей Григорьевич в поисках наилучших путей исправления и перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей. И в самые трудные минуты ему всегда приходили на помощь произведения замечательного учителя и друга А.С. Макаренко, которые, по словам А.Г. Явлинского, «учат правильно жить и плодотворно работать».

Алексей Григорьевич часто выступал перед населением с лекциями и докладами по вопросам борьбы с безнадзорностью детей, предупреждения

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ

правонарушений среди несовершеннолетних, вёл широкую пропаганду педагогического наследия А.С. Макаренко. Он был желанным гостем в школах, интернатах и профтехучилищах. «Воспитание подрастающего поколения, — говорил он, — касается всех нас. Тут не может быть посторонних. Каждый случай нарушения правопорядка детьми и подростками должен рассматриваться как чрезвычайное происшествие, требующее самого пристального внимания общества».

Он был убеждён в том, что «главное — пробудить в подростке осознание ошибки, вины, а это гораздо труднее, чем просто наказать».

За годы работы многим ребятам вернул А.Г. Явлинский юность. Большинство из его воспитанников стали хорошими людьми, честными тружениками.

Переписку Алексея Григорьевича с бывшими воспитанниками называют «Второй педагогической поэмой».

Судите сами.....

19/УШ 1959 г.

Привет с Донбасса.

Здравствуйте, уважаемый Алексей Григорьевич, с горячим приветом кВам Ваш бывший воспитанник Валентин!

Во первых строках своего письма разрешите поблагодарить Вас за всё то, что Вы сделали для меня, т.е. вернули меня к настоящей жизни. Ведь за это больше всего я обязан Вам. Да, я постараюсь оправдать Ваше доверие, и обещаю, что подобного случая в моей жизни не повторится. Сейчас я ещё только сфотографировался, в пятницу пойду за паспортом и сразу же устроюсь на работу. Думаю идти в вечернюю школу... На этом я заканчиваю своё коротенькое письмо. Если что интересует, пишите, всегда отвечу. До свидания

Здравствуйте, уважаемый Алексей Григорьевич! С большим приветом к Вам семья Яблонских.

Алексей Григорьевич, извините за невнимательное отношение к Вашему поручению. Причина в том, что затерялся Ваш адрес. А сейчас отправляем командировку и расписку. Поведение Вити хорошее, ходит в школу, занимается хорошо, замечаний покуда не имеется. Благодаря Вашему влиянию Лена очень благодарная за приглашение во Львов и обязательно приехала бы, но она выходит замуж. Очень просим Вас с супругой приехать к нам 12 января 1974 г. на свадебное торжество. Мы очень благодарны Вам за большое внимание к нашей семье. С уважением, Олевск, ул. Ленина 93, Яблонскому Алексею Николаевичу

М.Б. Казачкова, Н.И. Иванова. Воспитание молодёжи

О

Здравствуйте, Алексей Григорьевич!!!

С большим, искренним, чистосердечным приветом к Вам бывшая Ваша воспитанница. Во-первых, как Вы себя чувствуете, как Ваше здоровье. Алексей Григорьевич, когда мне сказали, что нас везут в колонию, для меня это был очень большой удар. Всё было так неожиданно. Полились слёзы, плакала всю дорогу. Очень хотелось увидеть Вас. Хотела, чтобы Вы мне что-нибудь сказали на дорогу, утешили добрым словом. Мне было бы гораздо легче. Но Вас в это время не было в кабинете. Алексей Григорьевич, я Вам этого никогда не говорила, но в приёмнике я всегда называла и сейчас называю, а также буду называть Вас отцом. Как бы я хотела, чтобы у меня был такой отец, как Вы. Алексей Григорьевич, Вы как отец всегда меня слушали, советовали, я делилась с Вами всеми своими радостями, го-речами. Открывала пред Вами всю свою душу. Я очень гордилась Вами и в душе обращалась к Вам не Алексей Григорьевич, а «Папа». Алексей Григорьевич очень прошу меня извинить. Но ведь я пишу, всё как было.

Алексей Григорьевич органически не переносил равнодушного отношения к ребёнку — как только ему становилось известно про такие случаи, он старался привлечь к ним внимание общества, но, выступая в печати, не считал возможным щадить само общество.

«Львовская правда» 14 января 1973 г.: «Тарас Федушко 1962 года рождения, воспитанник Раво-Русской школы-интернат. Ведёт безнадзорный образ жизни. Ночевал несколько раз на вокзале, но никто из взрослых не поинтересовался, почему мальчику плохо, почему мальчик там ночует. Хорошо, что милиционеры приходят на помощь детям в трудные минуты. Ив данном случае они доставили мальчика в детприёмник, где его обследовали, определили, что он болен. Пришлось направить его в больницу. Такое же равнодушие наблюдается в Кировском и Червоноградском интернатах — их воспитанники ночуют порой на вокзале, бродяжничают».

Алексей Явлинский «повторил судьбу Макаренко и умер от разрыва сердца на рабочем месте — в кабинете начальника детского приёмника-распределителя для беспризорников» [3].

Именно на примере жизни и деятельности Алексея Григорьевича Явлинского должны учиться и следовать ему современные педагоги, тогда определится и стратегия поведения личности, и будет выработан инструментарий формирования нравственной безопасности.

Литература

1. Аллахвердова Н.Г. Трудный возраст / Н.Г. Аллахвердова, С.Л. Соловейчик. М.: Знание, 1966.С. 116, 158.

2. Гладыш С. Дети большой беды / Гладыш С. М: Звонница, 2004. С. 430.

3. Гнединская А. Макаренко перевоспитал Явлинского // «Московский комсомолец». 13 мая 2009 г.

4. Кузякин А. Предлагаю осуществить программу «Интеллект» // Воспитание школьников. 1989. № 4.

5. Куцевол Д. Ученик А.С. // Труловая жизнь. 25 мая 1972 г.

6. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.

7. Юревич А.В., УшаковД.В. Нравственность в современной России [Электронная версия] р8у8Му.гшт<1ех.рИр/пит/2009п1.. .41-уиге-vich3.html

8. Воспитанники А.С. Макаренко. Явлинский А.Г. [Электронная версия] такагепко.еёи.ги^а^твку.Мт

О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.