Научная статья на тему 'Воспитание личностной активности студентов музыкальных специальностей в вузе'

Воспитание личностной активности студентов музыкальных специальностей в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНАЯ АКТИВНОСТЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ / РЕФЛЕКСИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PERSONAL ACTIVITY / EDUCATIONAL SYSTEM / PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF MUSICAL STUDENTS / REFLEXIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калугина Наталья Андреевна

Автор рассматривает вопросы развития личностной активности студентов музыкальных специализаций в вузе в условиях воспитательного процесса. В основе лежит влияние предметов педагогики и психологии и управление педагогического влияния на личность будущих специалистов. Автор обосновывает свою концепцию через решение задач этапов воспитательной системы, направленных на развитие рефлексивного механизма с учетом личностных проявлений в музыкальной деятельности: самопознание самопонимание позитивное самопринятие саморегуляция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Higher musical school students' personal activity developing

The author examines the development of higher musical school students' personal activity in the educational process. Its basis is the influence of pedagogy and psychology subjects, and management of pedagogical influence on the personality of future specialists. The author substantiates her concept of solving problems through the stages of the educational system aimed at the development of the reflexive mechanism taking into account the personal manifestations of musical activity: self-actualization self-understanding a positive self-acceptance self-regulation.

Текст научной работы на тему «Воспитание личностной активности студентов музыкальных специальностей в вузе»

УДК 378.016 : 78 ББК 85.31р

Калугина Наталья Андреевна

кандидат психологических наук кафедра педагогики и психологии Хабаровский краевой институт развития образования,

г. Хабаровск Kalugina Natalya Andreevna Candidate of Psychology Chair of Pedagogy and Psychology Khabarovsk Regional Development Institute of Education,

Khabarovsk

Воспитание личностной активности студентов музыкальных

специальностей в вузе Higher Musical School Students’ Personal Activity Developing

Автор рассматривает вопросы развития личностной активности студентов музыкальных специализаций в вузе в условиях воспитательного процесса. В основе лежит влияние предметов педагогики и психологии и управление педагогического влияния на личность будущих специалистов. Автор обосновывает свою концепцию через решение задач этапов воспитательной системы, направленных на развитие рефлексивного механизма с учетом личностных проявлений в музыкальной деятельности: самопознание -

самопонимание - позитивное самопринятие - саморегуляция.

The author examines the development of higher musical school students’ personal activity in the educational process. Its basis is the influence of pedagogy and psychology subjects, and management of pedagogical influence on the personality of future specialists. The author substantiates her concept of solving problems through the stages of the educational system aimed at the development of the reflexive mechanism taking into account the personal manifestations of musical activity: selfactualization - self-understanding - a positive self-acceptance - self-regulation.

Ключевые слова: личностная активность, воспитательная система, психологические особенности студентов музыкальных специализаций, рефлексивная деятельность.

Key words: personal activity, educational system, psychological

characteristics of musical students, reflexive activity.

Современный мир, неся нам инновационные технологии, неограниченные возможности использования информации, ставит перед человечеством проблемы, решение которых возможно, если система образования задачу воспитания личности будущего специалиста будет определять как ведущую. К таким проблемам относятся повышение активности, когда личность современного общества стоит перед проблемой - успеть осмыслить новые

знания, повысить собственную квалификацию, стать более компетентностным. Вестник ЧГПУ 42011 72

Анализ социального заказа на подготовку педагогов-музыкантов в вузах указывает на необходимость учета личностного аспекта в формировании будущих профессионалов, которым надо помочь в раскрытии своих талантов на основе саморазвития и самосовершенствования.

Современное российское общество, актуализирующее человека как ценность, изменяет систему целеполагания обучения и содержания профессионального образования, усиливает личностную ориентацию в содержании и технологиях, творческой и развивающей направленности.

В современных условиях образование становится приоритетной сферой не только накопления знаний и формирования умений, но и создания условий для формирования личности будущего профессионала, его творческих способностей, воспитания у него трудолюбия и нравственности, в формировании психологической готовности к осуществлению социального, политического выбора в условиях ускорения темпов развития общества; воспитание ответственности, коммуникабельности и толерантности при переходе к информационному обществу, предусматривающих значительное расширение межкультурного взаимодействия; в формировании современного мышления у молодого поколения, в основе которого лежит психологическая готовность к противодействию негативным влияниям социума, а также сотрудничеству; в готовности к непрерывному повышению квалификации, воспитанию навыка профессиональной мобильности. Образовательные учреждения в области искусств, особенно в области музыкального искусства, все активнее приступают к организации педагогического процесса, направленного на личностно-профессиональное развитие студентов.

Изучение личностных особенностей как в теоретическом, так и в эмпирическом плане позволяет на сегодняшний день выделить профессионально значимые качества специалистов музыкальной сферы искусства. Особое место занимают свойства личности студентов музыкальных специализаций, которые направлены на развитие активности молодого человека с учетом специфики эмоциональной сферы психики.

Музыкальное образование исторически основывается на психологопедагогических направлениях профессиональной подготовки: 1) связано с

73 Вестник ЧГПУ42011

возрастными особенностями освоения музыкального искусства и личностной сферой музыканта; 2) заключается в необходимости учета широкого

культурного влияния на личность будущего специалиста, базирующегося на гармоничном сочетании собственно музыкальной, психолого-педагогической подготовки, направленной на формирование профессиональной культуры будущего педагога-музыканта. Определение значимости психологопедагогической подготовки в профессиональном становлении личности приобретает на сегодняшний день особое значение.

В соответствии с вышеизложенным был выявлен ряд противоречий, которые определяют задачи организации образовательного процесса в вузе:

- необходимостью оптимизации процесса психолого-педагогической подготовки студентов музыкальной специализации: личностной активизации, саморегуляции и недостаточным учетом этих факторов в условиях профессиональной подготовки;

- музыкально-творческим развитием личности будущего педагога-музыканта и недостаточным использованием содержания, форм и методов психолого-педагогической подготовки, способствующих в условиях музыкального образования влиянию на осознание индивидуальных проявлений личности с учетом формирования индивидуального стиля будущего специалиста, его направленности на успех.

Решением может выступить психолого-педагогическая подготовка студентов музыкальных специализаций, если особая роль в этом процессе будет отведена дисциплинам психолого-педагогического цикла, преподавание которых будет направлено не только на изложение абстрактного теоретического материала, но и на усвоение будущими педагогами-музыкантами того огромного багажа практических умений и навыков, которые позволят им проявить свое индивидуальное своеобразие, добиться успеха в исполнительской и педагогической деятельности.

Включение современных образовательных инновационных технологий в систему психолого-педагогической подготовки студентов вузов культуры и искусств, позволяет не только рассуждать о развитии личности студентов

музыкальной специализации, но и оказывать ему реальную психологическую поддержку.

Активно занимаясь этой деятельностью в Хабаровском государственном институте искусств и культуры, мы исходим из того, что во многом личностный рост молодого юноши или девушки опирается на осознание им своей индивидуальности и желание стать настоящим профессионалом. В этой ситуации педагогу важно постоянно демонстрировать студентам с помощью каких средств они могут этого добиться.

На сегодняшний день в арсенале практической психологии и педагогики накоплено достаточно много теоретически и эмпирически обоснованных средств, методов, методик позволяющих проводить такую работу. Их комплексное использование дает возможность развивать, направлять, и даже корректировать почти любое проявление личностного развития будущего учителя-музыканта (адекватность самооценки, выделение индивидуальных стилевых проявлений, личностного смысла успешности, умение регулировать эмоциональные состояния), а также способствовать формированию познавательной активности и индивидуального стиля деятельности студента, его общей направленности на профессиональный успех.

Исходя из нашей концепции психолого-педагогической подготовки студентов музыкальных специализаций, взаимодействие педагога и студентов должны опираться на учет следующих личностных особенностей будущих специалистов в области музыкального искусства и их состояний в процессе обучения:

- высокой личностной тревожности будущих музыкантов, что определяет необходимость создания психологического климата доверия между преподавателем и студентами на основе формирования безоценочного принятия психологических свойств личности обучающегося и тем самым формирования у него позитивного самовосприятия;

- необходимости обеспечения сотворчества в принятии решений между всеми участниками учебно-воспитательного процесса на основе учета индивидуальных особенностей студента, способствуя тем самым

формированию у него индивидуального стиля деятельности (например, помощь в осознании индивидуальной копинг-стратегии при публичном выступлении студента как исполнителя);

- актуализация мотивационных ресурсов учения с опорой на осознание будущими учителями-музыкантами личностного значения для них изучения материалов курсов педагогики и психологии для будущей успешной исполнительской или преподавательской деятельности;

- оказания помощи учащимся в личностном развитии: каждый студент должен быть уверен в психологической поддержке и помощи преподавателя в любой, а не только учебной проблемной ситуации.

Для научного изучения влияния данных психологических феноменов на процесс обучения в психолого-педагогическом исследовании большая роль отводится рассмотрению рефлексивных механизмов становления и развития личности. В современной психологии рефлексия рассматривается не просто как знание о себе и понимание субъектом самого себя, а прежде всего как способность личности понимать себя; умение сосредоточиваться на себе; переосмыслять содержание своего сознания, деятельности, общения; знание способов владения собой; умение видеть себя в прошлом, настоящем и будущем. Обретение этих способностей позволяет человеку самостоятельно определять важность и целесообразность какой-либо деятельности и тем самым реализовывать свое отношение к миру [2].

Становление и развитие рефлексивной деятельности студентов опирается на выделении фаз личностно-смысловой рефлексии, и определяется следующими этапами психолого-педагогической подготовки:

пропедевтический, рефлексивно-творческий, рефлексивно-смысловой.

«Пропедевтический» этап непосредственно направлен на развитие рефлексивного механизма личности будущего педагога-музыканта в ходе психолого-педагогической подготовки. На нем происходит активный процесс обучения студента специальным педагогическим знаниям, умениям и навыкам, которые в последующем могут и должны быть использованы в процессе рефлексивной деятельности. Задачи данного этапа сводятся к следующему:

1. Изучить и закрепить основные понятия курса «Психология и педагогика»;

2. Направить познавательную деятельность студента на себя, свой личностный рост;

3. На основе учебного практикума изучить свои индивидуальные особенности и использовать это знание для позитивного конструирования образа своего «Я».

«Рефлексивно-творческий» этап ставит своей целью добиться от будущего педагога-музыканта принятия собственной индивидуальности и своих личностных особенностей, соотнесения их со стилевыми проявлениями музыкальной деятельности. Этот этап включают в себя решение следующих задач:

1. Закрепление основных понятий курсов психологии и педагогики;

2. Изучение психологических проявлений личности в художественном творчестве, выделение индивидуальных особенностей творческой личности в музыкальной деятельности

3. Определение путей активизации развития личностных проявлений будущего учителя музыки на основе самопознания своих индивидуальных особенностей;

4. Осознание индивидуальных особенностей в музыкальной деятельности.

Решению этих задач способствует курс «Психология художественного творчества» и спецкурс «Формирование индивидуального стиля деятельности».

«Рефлексивно-смысловой» этап психолого-педагогической подготовки реализуется при выполнении следующих задач:

1. Направления внимания студентов на развитие собственной эмоционально-волевой сферы;

2. Формирования у них навыков саморегуляции эмоциональной сферы;

3. Активизации личностного роста студентов с мотивацией на успешность в исполнительской и педагогической деятельности.

Эта деятельность разворачивается при помощи практикума «Развитие

стрессоустойчивости будущего учителя музыки» и спецкурса «Психология

77 Вестник ЧГПУ42011

личностной успешности», направленных на освоение системы специальных знаний, умений и навыков.

Предложенный нами подход обучения студентов психологопедагогическим знаниям, умениям и навыкам нацелен на формирование личностной активности будущих педагогов-музыкантов с учетом государственного стандарта профессиональной подготовки [1]. Апробация данной педагогической системы нашла свое отражение в проведенном на базе Хабаровского государственного института искусств и культуры в 2002 - 2006 годах психолого-педагогическом эксперименте, в ходе которого изучались показатели личностного роста студентов: самооценка, уровень тревожности, уровень саморазвития, уровень саморегуляции, формирование ценностного отношения к себе, культуре, искусству, музыке.

Как показал сравнительный анализ полученных результатов, у студентов нашего вуза за период обучения их приемам личностно-смысловой рефлексии заметно вырос уровень показателей личностного роста и позитивного отношения к себе, жизни, процессу познания.

Таким образом, формирование личностной активности у будущих педагогов-музыкантов может опираться на познавательную активность, формирование индивидуального стиля деятельности и направленности на успех на основе развития личностно-смысловой рефлексии.

Библиографический список

1. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Серия: Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». М., 2004.

2. Степанов С.Ю., И.Н.Семенов. Психология рефлексии: проблемы

исследования//Вопросы психологии. - 1985. - № 3. С. 21-24.

Bibliography

1. Stepanov, S.Yu., Semenov, I.N. Psychology of Reflection: Research Problems / S.Yu. Stepanov, I.N. Semenov // Questions of Psychology. - 1985. - № 3. - P. 21-24.

2. Zimnyaya, I.A. Key Competencies As a Result-and-Target Basis of Competence Approach in Education. Series: Proceedings of the Methodological Seminar "Russia in the Bologna Process: Problems, Challenges, Prospects " / I.A. Zimnyaya. - M., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.