ции профессорско-преподавательского состава НГУ физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург за 2019 г., - Санкт-Петербург, 2020. - С. 44-47.
REFERENCES
1. Annenko, I.Yu. (2020), "The study of the attack structure of highly qualified handball players", Materials of the final scientific and practical conference of the Lesgaft National State University, St Petersburg, teaching staff for 2019, pp. 44-47 .
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.12.2022
УДК: 796.012.2
ВОСПИТАНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЮНЫХ ПЛОВЦОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ПРОГРАММЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ
ОЛИМПИАДЫ
Татьяна Викторовна Артамонова, кандидат педагогических наук, доцент, Наталия Олеговна Рубцова, кандидат педагогических наук, профессор, Анастасия Сергеевна Лы-сюк, магистрант, Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва
Аннотация
Статья посвящена проблеме воспитания координационных способностей у юных пловцов с задержкой психического развития. В исследовании принимали участие 20 юных пловцов с ЗПР, составившие контрольную (10 человек) и экспериментальную (10 человек) группы. В ходе эксперимента в тренировочный процесс экспериментальной группы была внедрена авторская методика, направленная на воспитание координационных способностей. В программу экспериментальной методики были включены упражнения для воспитания различных проявлений координационных способностей. По окончании эксперимента проведена статистическая обработка полученных данных, в ходе которой выявлено достоверное улучшение показателей координационных способностей в экспериментальной группе юных пловцов с ЗПР в сравнении с контрольной группой.
Ключевые слова: координационные способности, дети с задержкой психического развития, пловцы, начальная спортивная подготовка, Специальные Олимпиады.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p44-48
EDUCATION OF COORDINATION ABILITIES IN YOUNG SWIMMERS WITH MENTAL RETARDATION AT THE STAGE OF INITIAL SPORTS TRAINING ON THE PROGRAM OF THE SPECIAL OLYMPIAD
Tatiana Viktorovna Artamonova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Natalia Ole-govna Rubtsova, the candidate of pedagogical sciences, professor, Anastasiya Sergeevna Ly-syuk, the master's student, Russian university sport (SCOLIPE), Moscow
Abstract
The article is devoted to the problem of developing coordination abilities among the young swimmers with mental retardation. The study involved 20 young swimmers with mental retardation, it made up the control (10 people) and experimental (10 people) groups. During the experiment, the experimental technique was introduced into the training process of the experimental group, aimed at developing coordination abilities. The training program of the experimental group included exercises for the development of various manifestations of coordination abilities. At the end of the experiment, the statistical processing of
the obtained data was carried out, during which a significant improvement in the indicators of coordination abilities in the experimental group of young swimmers with mental retardation was revealed. in comparison with the control group.
Keywords: coordination abilities, children with mental retardation, swimmers, initial sports training, Special Olympics.
ВВЕДЕНИЕ
По последним данным, диагноз «задержка психического развития» (ЗПР) имеют в России 70-80 тысяч детей. Как правило, они обучаются в специальных школах и классах. Характерной особенностью детей с данным диагнозом является отставание в уровне формирования двигательных навыков, особенно тех, которые связаны с различными проявлениями координационных способностей [1, 3]. Тем не менее, педагогический прогноз является благоприятным при условии систематических занятий под руководством квалифицированного специалиста по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту [4, 5]. Такое коррекционно-компенсаторное направление успешно реализуется в рамках привлечения детей с ЗПР к занятиям по программам Специальных Олимпиад, в частности - плаванием [2, 5].
Использование в процессе занятий плаванием дыхательных упражнений, упражнений для развития физических качеств и освоения техники, подвижных игр на воде, модифицированных упражнений с заданиями на развитие памяти, внимания, воображения, интеллектуальной деятельности способствует значительному улучшению физического состояния детей с ЗПР, позитивно влияет на их психическую сферу.
Однако в доступных нам литературных источниках не обнаружено методики, направленной на целенаправленное воспитание координационных способностей на этапе начальной спортивной подготовки по программе Специальных Олимпиад в плавании.
В этой связи было предпринято экспериментальное исследование по разработке и экспериментальному обоснованию методики воспитания координационных способностей у юных пловцов с ЗПР.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Экспериментальное исследование, направленное на воспитания координационных способностей у юных пловцов с ЗПР начального этапа спортивной подготовки, проводилось на базе МАУ «ДС «Молодежный» г. Чудово Новгородской области.
В эксперименте приняли участие 20 юных пловцов с ЗПР, которые составили контрольную и экспериментальную группы (по 10 человек в каждой).
Экспериментальная группа занималась по экспериментальной программе, а контрольная - по программе МАУ «ДС «Молодежный». Продолжительность эксперимента составила 6 месяцев, Занятия проводились по 4 раза в неделю по 45 минут.
Для контроля результатов использовались следующие группы тестов:
1. Точность воспроизведения силового параметра. С помощью кистевого динамометра испытуемый воспроизводил повторное усилие, равное 50% от максимального. Фиксировалась ошибка в кг.
2. Точность воспроизведения временного параметра. С помощью секундомера испытуемый без зрительного контроля воспроизводил интервал времени, равный 10 с. Фиксировалась ошибка в секундах.
3. Точность воспроизведения пространственного параметра. Стоя спиной к стене с размеченной градусной шкалой, испытуемый без зрительного контроля воспроизводил с помощью отведения руки заданную величину угла - 60 градусов. Фиксировалась ошибка в градусах.
4. Точность прыжка в длину. Испытуемый выполнял прыжок в длину с места с 50-процентным усилием. Фиксировалась ошибка в см.
45
5. Быстрота изменения направления движения. Производился расчет разницы времени результатов челночного бега 2х10 м и бега на 20 м. Разность фиксировалась в секундах.
6. Метание в вертикальную цель. Метание теннисного мяча в цель производилось с расстояния 6 метров в закрепленный на стене гимнастический обруч диаметром 90 см, нижний край которого находился на высоте 2 метра от пола. Фиксировалось количество точных попаданий из 5 попыток.
7. Метание в горизонтальную цель. Метание теннисного мяча в цель производилось с расстояния 6 метров в закрепленный на полу гимнастический обруч диаметром 90 см. Фиксировалось количество точных попаданий из 5 попыток.
8. Проба Ромберга. Оценивалась устойчивость испытуемого при отсутствии зрительного контроля в положении стоя, руки вытянуты вперед, пальцы слегка раздвинуты. Фиксировался результат удержания положения в секундах.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
До начала эксперимента контрольная и экспериментальная группы не имели достоверных различий, судя по результатам статистической обработки показателей тестирования (таблица).
После проведения эксперимента показатели в обеих группах изменились. Наиболее значимые положительные сдвиги произошли в контрольной группе в тестах на метание в цель (43,7 и 50,0%) и в точности воспроизведения временного интервала 10 с (49,1%), а в экспериментальной группе результаты изменились достоверно по всем тестируемым показателям (рисунок).
Таблица - Показатели тестирования координационных способностей юных пловцов с ЗПР за период педагогического эксперимента._
Тестовые задания Результаты тестирования
До Дост. разл по Стьюд. После Достов. разл. по Сть-юденту после экспер.
Экспер. Контр. Экспер. Контр.
Х±т Х±т Х±т Х±т Эксп. Контр.
Точн. воспр. силов. парам., кг 1,1±0,1 1,0±0,1 р>0,05 0,5±0,1 0,7±0,0 р<0,05 р>0,05
Точн. воспр. времен. парам., с 2,2±0,2 2,2±0,2 р>0,05 0,9±0,1 1,4±0,1 р<0,05 р<0,05
Точн. воспр. простр. парам., ° 13,8±1,2 14,0±1,6 р>0,05 7,6±0,6 10,3±0,8 р<0,05 р>0,05
Точн. пр. в длину, см 16,5±1,3 16,7±1,2 р>0,05 8,4±0,8 12,1±0,9 р<0,05 р>0,05
Время перестр.дв., с 2,1±0,1 2,0±0,1 р>0,05 1,6±0,1 1,8±0,1 р<0,05 р>0,05
Мет. в верт. цель, кол-во попад. 1,9±0,2 1,8±0,2 р>0,05 3,9±0,2 2,7±0,3 р<0,01 р<0,05
Мет. в гориз. цель, кол-во попад. 1,7±0,3 1,6±0,3 р>0,05 3,7±0,2 2,3±0,2 р<0,01 р<0,05
Проба Ромберга, с 10,6±0,6 10,2±0,6 р>0,05 18,2±0,6 14,1±0,4 р<0,05 р>0,05
пр.Ромберга мет.в гор.цель мет.в верт.цель t перестр.дв точн.пр. в дл. воспр.простр.парам воспр. времен. парам воспр. силов.парам
10
23,8
26,4
38,2
■ 43,7
50
V?,1
44,9
30
59,1 54,5
0
20
105,2
117,6
100
120
140
40 60 80
■ экспер.гр. ■контр.гр.
Рисунок - Динамика изменения показателей координационных способностей у юных пловцов с ЗПР за период
педагогического эксперимента (%)
Остальные показатели выросли в контрольной группе не более чем на 40%. Менее всего заметен прирост показателя, связанного с изменением направления движения (10%).
Наиболее выраженное улучшение произошло по показателям метания в цель (117,6 и 105,2%; p<0,01). Значительно выросли показатели удержания равновесия (поза Ромбер-га - 75%). Достаточно значительный прирост выявлен по показателям, связанным с точностью воспроизведения пространственных, временных и силовых параметров движений (44,9, 59,1 и 54,5% соответственно). Менее всего улучшился показатель времени перестроения движения (23,8%).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Достоверное улучшение показателей координационных способностей в экспериментальной группе юных пловцов с ЗПР свидетельствует об эффективности разработанной методики. В результате применения специальных средств координационной подготовки значительно увеличились динамические показатели пространственной ориентировки (метание в цель, прыжок в длину на точность), показатели дифференцирования силовых, временных и пространственных параметров координационных способностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Артамонова Т.В. Сравнительная характеристика показателей координационных способностей у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи / Т.В. Артамонова, Н.В. Надёжина // Физическая культура, воспитание, образование, тренировка. - 2007. - № 1. - С. 61-62.
2. Бахнова Т.В. Развитие координационных способностей детей 9-11 лет с легкой степенью умственной средствами настольного тенниса / Т.В. Бахнова, А.В. Зубарева, А.Г. Кармазинов-ский // Теоретические и методологические аспекты подготовки специалистов для сферы физической культуры, спорта и туризма» материалы I-й Международной научно-практической конференции. - Волгоград, 2021. -Том 2. - С. 138-141.
3. Поротиков Н.В. Развитие пространственной ориентации у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / Н.В. Поротиков, Г.П. Дерябина, В.Л. Лернер // Социально-экономические явления и процессы. - 2013. - № 1 (047). - С. 265-271.
4. Исмаилов Ш.О. Эффективность физкультурно-оздоровительной программы в процессе физического воспитания дошкольников с задержкой психического развития / Ш.О. Исмаилов, М.Г. Магомедов, Г.Д. Абдулбасиров // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. - 2017.- Т. 11, № 4. - С. 73-78.
5. Таможников Д.В. Развитие координационных способностей детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / Д.В. Таможников, В.С. Жолобов, Д.С. Анучин // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 1. - С. 52.
REFERENCES
1. Artamonova, T.V. and Nadezhina N.V. (2007), "Comparative characteristics of indicators of coordination abilities in children aged 5-6 years with general underdevelopment of speech", Fizicheskaya kultura, vospitaniye, obrazovaniye, trenirovka, No. 1, pp. 61-62.
2. Bakhnova, T.V., Zubareva, A.V. and Karmazinovskiy, A.G. (2021), "Development of coordination abilities of children aged 9-11 years with a mild degree of mental impairment by means of table tennis", Theoretical and methodological aspects of training specialists for the field of physical culture, sports and tourism : materials of the list International Scientific and Practical Conference, Volgograd, Vol. 2, pp. 138-141.
3. Porotikov, N.V., Deryabina, G.P. and Lerner, V.L. (2013), "The development of spatial orientation in children of senior preschool age with mental retardation", Socio-economic phenomena and processes, Vol. 47, No. 1, рр. 265-271.
4. Ismailov, Sh.O., Magomedov, M.G. and Abdulbasirov, G.D. (2017), "Efficiency of the Health and Fitness Program in Physical Education Process of Preschoolers with Mental Retardation", Bulletin of
Dagestan State Pedagogical University, Vol. 11, No. 4, рр. 73-78.
5. Tamozhnikov, D.V., Zholobov,V.S. and Anuchin, D.S. (2021), "Building coordination abilities in mentally retarded preschoolers", Theory and practice ofphysical culture, No. 1, рр. 52.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.12.2022
УДК 379.852
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФОТОТУРИЗМА КАК ВИДА АКТИВНОГО ОТДЫХА В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ
Антонина Ивановна Бакшина, кандидат педагогических наук, профессор, Евгений Константинович Эпов, доцент, Дальневосточная государственная академия физической культуры, .Хабаровск
Аннотация.
В статье произведен анализ готовности жителей Хабаровского края и других регионов России к фототуризму с активными формами передвижения туристов в Советско-Гаванском районе Хабаровского края. В статье раскрыта сущность фототуризма, рассмотрены его специфические особенности с точки зрения планирования и организации, а также потенциал его развития и положительного влияния на сферу туризма в Хабаровском крае. В работе определены основные потребности и интересы участников проведенного опроса, предложен проект фототура выходного дня.
Ключевые слова: фототуризм, тур выходного дня, пейзажная съемка, тревел фотографы, двигательная активность, природные ландшафты, морское побережье.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p48-52
PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF PHOTO TOURISM AS A TYPE OF ACTIVE RECREATION IN KHABAROVSK KRAI
Antonina Ivanovna Bakshina, the candidate of pedagogical sciences, professor, Evgeniy Kon-stantinovich Epov, the docent, Far Eastern State Academy of Physical Culture, Khabarovsk
Abstract
The article analyzes the readiness of the residents of the Khabarovsk Krai and other regions of Russia for photo tourism with active forms of tourists' travel in the Sovetsko-Gavansky district of the Khabarovsk Krai. The article reveals the essence of photo tourism, it considers the specific features in terms of planning and organization, as well as the potential for its development and positive impact on the tourism sector in the Khabarovsk Krai. The article identifies the main needs and interests of the survey participants, and proposes a weekend photo tour project.
Keywords: photo tourism, weekend tour, landscape photography, travel photographers, motor activity, natural landscapes, seashore.
Закрытие государственных границ в период пандемии и санкционная политика Запада изменили отношение людей к организации своего свободного времени. Одним из важных импульсов, которые сложившаяся ситуация привнесла в развитие туристской отрасли, стала переориентация российских туристов на внутренний туризм, рост спроса на нестандартные туры, развитие новых видов туризма. Особенно актуальными становятся программы и поездки, предполагающие вовлеченность туристов в процесс познания природы и культуры России.
Значительно расширилась традиционная география поездок по стране. Россияне стали активно использовать для путешествий отдаленные регионы, включая Дальний Восток. Большей популярностью стали пользоваться рекреационно-оздоровительные поезд-